Роджер Желязны «Ночь в одиноком октябре»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Анималистическое | Городское фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Фантастические существа
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Повествование ведется от имени Нюха, сторожевого пса, компаньона колдуна Джека (Джека-Потрошителя, вечного изгнанника, обреченного бродить по земле). Его друзья-враги — кошка по имени Серая Метелка, филин Ночной Ветер, полоз Шипучка, летучая мышь Игла — так же, как и Нюх, вместе со своими хозяевами участвуют в Игре, результатом которой должно стать открытие (или не открытие?) Ворот в иной Мир.
Входит в:
— цикл «Джек Потрошитель»
— цикл «Дракула. Свободные продолжения»
— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения»
— цикл «Шерлок Холмс. Свободные продолжения» > Романы и циклы
Награды и премии:
лауреат |
"Сталкер" / Stalker, 2002 // Переводной роман (США, 1993) | |
лауреат |
Премия «Италия» / Premio Italia, 2021 // Зарубежный роман (США) |
Номинации на премии:
номинант |
Небьюла / Nebula Award, 1994 // Роман |
- /языки:
- русский (15), английский (4), украинский (1), болгарский (1)
- /тип:
- книги (20), аудиокниги (1)
- /перевод:
- В. Германов (1), Д. Дёмин (1), А. Жикаренцев (10), Н. Ибрагимова (5)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Iriya, 5 ноября 2024 г.
«Небеса были грустны и серы,
Прелых листьев шуршал хоровод,
Вялых листьев шуршал хоровод. —
Был октябрь, одинокий без меры...»
Эдгар Алан По «Улялюм»
...В определенный год в определенном месте в ту ночь тоскливого октября, что зовется канун Дня Всех Святых, собираются определенные люди для проведения некой церемонии, называемой Игрой. У каждого игрока есть свои компаньоны — животные. Одним из таких помощников и является наш главный герой — пес по имени Нюх (Snuff). Ему необходимо подготовиться к магическому событию и выработать стратегию борьбы с другими участниками. И все бы ничего. Однако игра становится все опасней — кто-то намеренно и преступно избавляется от игроков...
«Йа! Шаб-Ниггурат! Слава Черному Козлу!»
«Ночь в тоскливом октябре» переполнена таинственностью и загадочными интригами с первых до последних строк. Одним из намеков на грядущие странности для меня явилось посвящение книги. Среди великих творцов, которым Желязны адресовал свою рукопись, были Мэри Шелли, Эдгар Аллан По, Брэм Стокеру, Артур Конан Дойль, Говард Лавкрафт, Рэй Брэдбери, Роберт Блоху, а так же Альберт Пейсон Терхьюн — американский писатель и собаковод (!!!) по совместительству. Возможно, именно Терхьюн, знаменитый своими романами о приключениях колли, натолкнул Роджера на мысль дать бразды управления сюжетом собаке. Это одна из удивительных особенностей данного произведения. Ну, согласитесь, что не часто встречаются литературные работы, в которых повествование ведется от первого лица, которым является собака.
»- Выше нос, друг.
- Я и поднимаю его, когда улыбаюсь, — ответил я.»
Желязны неспроста посвятил свой роман мэтрам писательства, выше перечисленных мной. Отсылки к их произведениям здесь видны во всех персонажах. Хозяин Нюха по имени Джек — человек, который особенно талантливо владеет ножом и вынужден выполнять свою работу по ночам. Неподалеку находится Великий Детектив и его помощник, расследуя внезапный всплеск преступной активности. Мимо дефилирует некий граф в своем струящемся темном великолепии. Рядом в фермерском доме живет Добрый Доктор, переехавший в тихий уголок с целью проведения различных экспериментов. Стоит ли удивляться, что в воздухе вокруг его дома разливается озон, а изнутри доносится жутких хохот? Возможно, в духе Роберта Блоха здесь тоже есть парочка удачных каламбуров, но его я не читала и сказать не могу. В общем, на страницах книги вы найдете много интересных и известных героев. Однако свое сердце я отдала мурлычащему созданию, поэтому отныне свою домашнюю кошку зову не иначе как «мисс Серая Метелка».
Я также не могу не восхититься тем, как в начале романа Желязны использовал простую структуру предложения, чтобы создать правдоподобное повествование от лица обычной собаки. Хотя, честно говоря, есть здесь намеки на то, что пес был совсем необычным. К финалу автор достиг своего обычного уровня писательской изощренности — образности в каждом предложении. Желязны настолько интересно играл словами в атмосфере происходящего, что неожиданно для меня — внимательного читателя — сумел объединить в тексте необъединимые компоненты. Так, например, велеречивые предложения легко соседствовали с односложными, которые в свою очередь иногда были похожи на творения японских поэтов.
«Растущая луна. Рассерженная кошка. Перо на ветру. Наступает осень. Умирает трава.»
Автор веселился и забавлялся с персонажами, а его юмор сквозил из всех междустрочий. Наблюдения главного героя были яркими и ироничными. Великий Детектив постоянно переодевался, а его напарник получал травмы. Нюх и Джек охраняли непонятных Тварей, которые находились в Зеркале, в Сундуке и в Круге. Они постоянно пытались сбежать, иногда выбирая обман соблазнения в качестве стратегии к такому бегству.
«Тварь в Круге (она сидела в подвале) превратилась в пекинеса.
- Тебе нравятся миниатюрные дамы? — спросила она. — Подойди и возьми ее, здоровый парниша.
Она все же больше пахла Тварью, чем собакой.
- Ты не очень-то умна, — сказал я.
Пекинес сделал мне вслед презрительный жест задней лапой, когда я уходил, — очень трудно вывернуть лапу подобным образом.»
В общем, скучать не страницах этого произведения не пришлось в том числе и благодаря напряженному сюжету. За приготовлениями к Игре скрывался смертельный конфликт, и Нюх большую часть своего (и читательского) времени тратил на то, чтобы выжить и вычислить, где появятся врата, меняющие свое месторасположение каждый раз, когда выбывал очередной игрок. Было интересно за этим наблюдать. А еще на страницах романа ощущался некий уют. Здесь было так много света, который не смогла окутать мрачной пеленой ни тоскливая атмосфера октября, ни происходящие где бы то ни было события. К какому бы жанру ни относилась эта маленькая книжка — комедия, готический хоррор или звериный детектив — нет сомнений, что это работа уверенного в себе мастера, и читать ее невероятно приятно. Особенно темной и одинокой октябрьской ночью.
«Вечером принес Джеку тапочки и лежал у его ног возле жарко пылавшего камина, а он курил трубку, потягивал шерри и читал газету. Он зачитывал вслух все, что писали об убийствах, поджогах, членовредительстве, тяжких ограблениях, осквернении церквей и необычных кражах. Приятно иногда просто так посидеть и насладиться домашним уютом.»
В романе 31 глава, каждая из которых датируется днями октября. Я наслаждалась ими, не спеша, разделяя с Нюхом происходящие события в унисон, день за днем. Это оказалось достаточно завораживающим занятием — в нем была доля какой-то необъяснимой магии, присущей только этому месяцу. Теперь я понимаю, почему чтение данного творения стало ежегодным октябрьским ритуалом для поклонников творчества Желязны! Быть может и мне через год захочется снова погрузиться в удивительную атмосферу книги. Чтобы еще раз вместе с героем промчаться по страницам, ощущая на себе холодок северного ветра. Вдохнуть запах леса и земли, наполняя себя осенними красками — коричневыми, красными, желтыми. Наблюдать, как из трубы вьется дымок и думать об Игре. Вдруг однажды все изменится, и все пойдет по другому сценарию? Кто знает...
«Вполне возможно, что друзья — это все, чем мы располагаем.»
Всем Мира и Добра!
Ashkelon, 7 апреля 2025 г.
Ночь в тоскливом октябре — первая прочитанная мной у Роджера Желязны книга. Сразу оговорюсь, что читал книгу в серии «Желязны с иллюстрациями», и издание — просто класс! Рассматривать иллюстрации в книге — сплошное удовольствие, но вернёмся к тексту. Повествование в романе ведётся от имени пса, и основными героями являются животные.
Люди обозначены пунктирно, и, хотя большая часть персонажей нам знакома: здоровяк, которого создал добрый доктор и граф легко угадываются, некоторые персонажи знакомы лишь американскому читателю. Благо, статья в конце издания рассказывает, кто есть кто. Развитие сюжета неспешное, и лишь к концу книги становится ясно — кто такие открывающие, закрывающие и их цели.
Текст написан довольно простым языком и читается легко и приятно. Для себя решил, что буду продолжать знакомство с автором.
Zombie 1st class, 13 декабря 2024 г.
Последний роман Роджера Желязны – книжка волшебная, во всех смыслах. Один из тех случаев, когда подробно расписывать сюжет и персонажей не имеет никакого смысла. Да и атмосферу своими словами не передать. Это очень необычное сочетание детектива, фэнтези, магического реализма и литературной игры, переполненное отсылками и переосмыслением различных тем и героев классической готики, викторианской литературы, фильмов студии Universal, лавкрафтовской мифологии, более раннего творчества самого Желязны и т.д. Рассказанное целиком от лица пса (не совсем обычного).
Многие отсылки улавливаются легко: ну, нетрудно понять, кто такие Добрый Доктор и Экспериментальный Человек, Граф, Великий Детектив и т.д. Да что там, если Ларри Тальбот вообще по имени назван. %) Другие – более сложные, в т.ч. Джек очевидно вобрал в себя черты разных персонажей масскультуры, в т.ч. возможно и из книжек Желязны того же (Jack of Shadows, если вдруг кто читал – не самая популярная, но крутая вещь). А какие-то вообще гарантированно не были мною считаны и поняты. Но и без всего этого читается увлекательно – много всяких приключений, ярких и необычных персонажей, специфического юмора, уникальной осенней атмосферы.
P.S. Читал согласно авторской задумке – с 1 по 31 октября, по 1 главе в день. Это был интересный опыт. Иногда забывал прочесть главу, бывало — но на следующий день всегда наверстывал.
P.P.S. Не имеет абсолютно ничего общего с одноименным более поздним романом Ричарда Лаймона, но тот я тоже категорически рекомендую.
PoorOstap, 11 марта 2025 г.
«Ночь в одиноком октябре» — это последний роман американского писателя-фантаста Роджера Желязны. Он считал эту книгу одним из лучших своих творений и, по сути, собрал в ней все то, что больше всего любил в литературе. В предисловии романа автор указывает, что посвящает его Мэри Шелли, Эдгару Аллану По, Брэму Стокеру, Артуру Конан Дойлу, Говарду Лавкрафту и Рэю Брэдбери.
По сюжету ежегодно в канун Дня всех святых в нашем мире открывается множество врат, через которые могут проникнуть некие древние силы, злые и добрые. Начинается игра, в которой нужно либо закрыть эти врата, либо позволить древним попасть в нашу Вселенную — зависит от намерений самих участников. В игру вступают Дракула, Франкенштейн со своим Созданием, Григорий Распутин, Шерлок Холмс с доктором Ватсоном и множество других литературных персонажей и исторических личностей. У каждого из них есть животное-фамильяр, призванное его поддерживать, и именно от лица этих фамильяров и ведется повествование.
Главный герой, пес Снафф, помогает загадочному игроку по имени Джек (то ли намек на Потрошителя, то ли на Джека-Фонаря). Вместе с другими фамильярами — кошкой, змеей, филином и летучей мышью — Снафф пытается разыскать икону Альхазреда, артефакт из вселенной Говарда Лавкрафта, с помощью которого герои смогут помешать открытию врат. При этом игроки не знают о том, что их животные-фамильяры разумны и ведут свою игру, и лишь Холмс догадывается об этом. В кульминационной сцене романа — разговоре между псом и сыщиком — детектив признает в Снаффе равного себе гения:
«— Снафф, со мной такие штучки не пройдут, — улыбнулся Великий Сыщик. — Я знаю, что ты не тупая псина, ты обладаешь человеческим разумом. Я многое узнал о событиях, происшедших за этот месяц в этом городке, я встречался с людьми, которые вовлечены в одно общее действо, которое, насколько я понимаю, вы именуете не иначе как „Игра“.
Моя лапа застыла в воздухе. Я внимательно посмотрел на него. Я довольно грубо зевнул — так зевать умеют только собаки. Он снова улыбнулся.
— Бесполезно, Снафф, — сказал он. — Давай обойдемся без этой манерности. Я абсолютно уверен, что ты понимаешь каждое мое слово, и сейчас, должно быть, гадаешь, насколько хорошо я осведомлен о церемонии, которая состоится здесь в канун Дня Всех Святых, и каковы же мои истинные намерения».
p.s. это фрагмент моей статьи с bookmate journal, который ныне закрыт
SeverianX, 30 октября 2024 г.
В немалой степени наше восприятие реальности формируют литература и кинематограф. На нас в немалой степени повлияли произведения таких замечательных авторов, как Мэри Шелли, Артур Конан Дойл, Брэм Стокер, Говард Лавкрафт и Эдгар Алан По. Благодаря книгам этих писателей и многочисленным их экранизациям для многих из нас сегодня Шерлок Холмс, доктор Франкенштейн и граф Дракула – личности не менее реальные, чем настоящие исторические деятели. Во многом эти имена даже стали нарицательными. Роджер Желязны пошел на немалый риск, решив соединить всех этих персонажей в своем романе. На удивление, получилось очень стильно и логично. Автору удалось не скатиться к штампам и не превратить все это в безыскусный винегрет.
Теперь немного о сюжете. В начале октября в пригороде Лондона собирается компания загадочных личностей, чтобы провести некую Игру. Кого тут только нет… Повествование ведётся от лица пса по имени Нюх, который служит своему хозяину Джеку. Стоит отметить, что у каждого участника Игры есть свой фамильяр, помогающий ему. Образ Джека получился очень гармоничным: воспитанный и сдержанный человек, искусно владеющий магическим ножом. С его прототипом все не так просто. Во-первых, это Джек Потрошитель, кровожадный убийца, способный в считанные секунды устроить врагам кровавую баню. Эта ипостась Джека проявилась лишь однажды, когда Нюху угрожала смертельная опасность. Во-вторых, это Джек-с-фонарем – неизменный атрибут Хэллоуина. Ну и в-третьих, Джек – герой народного английского фольклора, который вместе со своей подружкой Джил веселит многие поколения детей. Джил в романе тоже присутствует. Это ещё один игрок – молодая ведьма с фамильяром-кошкой по имени Серая Метёлка. Между двумя игроками завязываются дружеские отношения, хотя это и идёт вразрез с неписанными правилами. Стоит отметить, что фамильяры играют отнюдь не меньшую роль, чем сами игроки. Они наделены умом, а один час в сутки могут общаться со своими хозяевами. Нюх ведёт свое расследование, общается с другими животными и добывает для Джека сведения.
Теперь немного о других игроках. Викарий Робертс – главный антагонист романа. Это жестокий и беспринципный человек, который пойдет на все ради достижения своей цели. Его фамильяр – белая ворона Текела. Моррис и Маккаб – темные лошадки. Эта «сладкая парочка» до последнего остаётся в тени. Большую роль в сюжете играет их филин Ночной Ветер. Вероятно, их прототипами стали серийные убийцы Вильям Бёрк и Вильям Хэйр, творившие свои темные дела в 1827-1828 годах в Эдинбурге. Друид Оуэн – безобидный на вид старичок с белкой Плутом. В романе он олицетворяет соединение человека с природой. Монах Растов предается унынию, выпивает и рефлексирует. Отсылка довольно необычная, но прототипом послужил не кто иной, как Григорий Распутин. От пьянства монаха нередко страдает его полоз Шипучка. Граф – это, конечно же, самый известный вампир Дракула. Его роль в сюжете не ясна до самого финала. Он представляет собой могущественную силу, которая может быть опасна как для врагов, так и для союзников. Игла – фамильяр-летучая мышь, напротив, полностью безобиден, дружелюбен и питается фруктами. Добрый Доктор – доктор Франкенштейн. В романе мы увидим и его творение – монстра. Этот персонаж во многом создаёт мистическую атмосферу романа. Около его дома не утихает гроза, а молнии бьют в громоотводы на крыше. Его крыса Бубон своей непосредственностью покорит многих читателей. Помимо игроков в романе есть и нейтральные персонажи. В Великом Детективе читатель без труда узнает Шерлока Холмса. Он не принимает непосредственного участия в Игре, но пытается разобраться в происходящем. Ларри Тальбот – оборотень, впервые появившийся в ставшем культовом фильме «Человек-волк». Этот короткий и порядочный человек при помощи науки старается сдерживать свою животную натуру.
А теперь о самой Игре. Периодически в канун Дня Всех Святых известные личности собираются вместе, чтобы решить судьбу мира. Это происходит в те года, когда Хэллоуин выпадает на полнолуние. Открывающие хотят впустить в наш мир Древних Богов, чтобы все изменить. Чаще всего это либо фанатики, либо люди, уставшие от несправедливости этого мира. Закрывающие, напротив, хотят сохранить мир таким, какой он сейчас, и не пустить в него Древних Богов. До самого финала участники скрывают свою сторону. Целый месяц они готовятся, собирают нужные ингредиенты и орудия. За это время между ними могут сложиться различные взаимоотношения, что мы и видим на примере фамильяров. У каждого игрока есть свой магический предмет, служащий оружием в финальной схватке.
Самый большой плюс романа – это его атмосфера. Она полна мистики и волшебства. Немалый вклад вносят и Древние Боги, сошедшие со страниц произведений Говарда Лавкрафта. Напряжение в романе нарастает с каждой страницей. Персонажи получились по-настоящему живыми и яркими. Читается роман легко благодаря превосходному языку повествования.
Итог: «Ночь в тоскливом октябре» – настоящий шедевр постмодернистской литературы. При чтении мы встречаем множество знаковых персонажей. Это похоже на воссоединение со старыми друзьями. Однако Желязны на этом не останавливается. Ему удалось создать очень захватывающий сюжет, который не отпускает наше внимание до самого финала.
traveller54, 30 октября 2024 г.
Долго откладывал я чтение этого романа, переносил на октябрь, но октябри пролетали, а роман вновь откладывался. На этот раз начал я его читать первого числа, с мыслью растянуть по 31-е, читая по одной главе в день. Почти весь месяц получалось, но ближе к концу всё-таки не удержался: роман просто стал втягивать в себя и не отпускать. Почти совсем, как и описываемые Врата. Показался необычным даже для Р. Желязны и, вместе с тем, очень уютным — действие происходит на небольшой территории, населенной самыми разными активно взаимодействующими персонажами. Эти персонажи постепенно стали узнаваться и стало формироваться ощущение нахождения в кругу «своих» — давно уже знакомых героев различных книг. Пес замечателен! Концовка показалась слишком краткой и сухой, но потом подумалось, что Пес и не мог увидеть её по- другому. Так что и здесь — идеальное завершение: Игра сыграна, занавес на холме закрылся.
majj-s, 11 ноября 2024 г.
Мастера Игры
К четырем вещам, которые царь Соломон называл непостижимыми: путь рыбы в море, птицы в небе. змеи на скале и женщины к сердцу мужчины, добавлю пятую — внезапный вал (полтысячи) рецензий на Лайвлибе у этой книги. Не модная новинка от издательств, не в жесткой ротации у критиков и блогеров, не самая известная вещь Желязны. Сама я узнала о ней случайно: писательница Ольга Небелицкая сказала, что перечитывает ее каждый год в октябре. На такие подвиги постоянства неспособная, я не могу не уважать их, когда встречаю у других. И да, книга, которую кто-то перечитывает ежегодно, стоит того. чтобы прочесть ее хотя бы раз.
Хэллоуинская история с участием множества героев, известных по другим культовым произведениям мировой литературы и просто собранных с миру по нитке, такая постмодернистская солянка сборная. Холмс и Ватсон под одной обложкой с Дракулой, Распутиным, монстром Франкенштейна и Джеком-Потрошителем. Впрочем, возможно хозяин рассказчика — пса Снаффа, не серийный убийца из викторианского Лондона, а порождение фантазии самого сэра Роджера — Джек-из-тени, герой одноименного романа. Так или иначе, абсолютное большинство, в том числе те из них, кто выступает здесь в амплуа положительных героев — в коллективном бессознательном четко прописаны как негодяи, а то и вовсе чудовища. Возможно я невыносимо старомодна, но размытие моральных цензов назначением душегубов на роли героев мне не близко. Соответственно, вторая попытка проникнуться обаянием Желязны мимо, как и первая.
Концепция Игры, со всеми этими Открывающими и Закрывающими, с артефактами, которые нужно искать преимущественно на кладбищах, с Тварями в гардеробе, на чердаке и черт знает где еще, которые мечтают прорваться в наш мир предвестием лавкрафтовых Древних богов — эта концепция немыслимо сложная и разобраться в ней без пол-литры вряд ли возможно, а с пол-литрой и подавно не разберешься. Но определенная поэтика во всем этом присутствует, а рассказ от имени Снаффа — фамильяра «закрывающего» игрока Джека и его взаимодействие с другими животными-фамильярами, довольно сложное и не всегда напрямую нацеленное на служение интересом представляемого партнера-человека, однако некими кривыми путями приводящее к оптимальному результату и удерживающее мир на краю — все это по-настоящему круто.
Понравилось? Скорее нет, я сильно не по лавкрафтиане. И все-таки хорошо, что эта книга есть в моем читательском багаже. Если уж выходить из зоны комфорта — то ради таких вещей.
loki_1979, 18 июля 2024 г.
Как большой фанат творчества Р Желязны хочу внести свой вклад в хор восхищенных голосов. Замечательное атмосферное произведение с четкой структурой, интересными персонажами и хорошей динамикой! В дополнение, хотел бы всем поклонникам этой книги посоветовать прочитать статью Александры Золотницкой «Открывающие. Закрывающие и их тени в нашем мире». Она идет в издании 2021 года. Если роман-игра позволяет вам наслаждаться стильной историей-сказкой, то статья расширяет понимание персонажей и пределы созданной автором литературной игры. Все персонажи имеют отсылки к реальным людям или киногероям, что необыкновенно интересно в случае такого автора как Р. Желязны. С моей точки зрения, при создании произведения он вышел за рамки своего канона и очень удачно. В статье Золотницкая подробно разбирает персонажей книги, их прототипы из истории и киноиндустрии ХХ века. На мой взгляд, понимание этого придает данному произведению некий исторический шарм, выводит на новый уровень восприятия книги, позволяя более глубоко понять мотивации и поступки героев романа в контексте сюжета. Рекомендую «Ночь в одиноком октябре» всем читателям Р. Желязны для погружения в тоскливом октябре😉
easylads, 16 апреля 2024 г.
Буду ругаться :(
Судя по всему, как и многие, повёлся на массу восторженных отзывов, которые «воспевали» это произведение. На протяжении всего чтения в голове была одна мысль: «Вот щас, щас что-то будет. Наверное, сейчас точно. Не, вот сейчас...», а так ничего и не произошло :( Точнее, ничего такого, что смогло бы удивить, а удивить меня не очень-то и сложно, но чуда не произошло...
Теперь из того, что именно не понравилось:
Книга на 90% состоит из диалогов, но не самых интересных. В каждой главе ты читаешь диалоги животных, которые разговаривают между собой (кошка с мышью, сова с полозом, белка с псом...и.т.п.). Прочитав более половины книги так и не понимаешь, что происходит. Игра...какая игра? Зачем? Кто всех их собрал? Почему нельзя не приходить? Что будет, если не прийти? Открывающие, закрывающие. Множество магических предметов (и не очень магических), совсем не понятно зачем.
И вся ирония в том, что ты до самого конца не можешь понять, что здесь за вакханалия происходит, а в последней главе всё заканчивается как по щелчку пальца, так и не дав ответы на многие вопросы.
Были главы, которые не несли в себе вообще никакой смысловой нагрузки, примерно как полёт кошки с псом, исключая встречу с главным котом :)
Я поклонник подобного жанра и это первое произведение автора, с которым познакомился, но если это «великий роман одного из гигантов жанра» (как сказал Дж. Мартин), то на этом знакомство с автором , пожалуй, и закончу. Даже не знаю, кому смогу посоветовать эту книгу и от души не понимаю людей, которые пишут здесь, что перечитывают этот роман время от времени. Зачем?
Подытожу. Роман читать только ради того, чтобы почитать. Если вы надеетесь на хитросплетения, интригу или финал-пушку, то вам не сюда. На слабую троечку, т.к. не пойдёт даже под бокал пенного.
ANTI_VSE, 13 сентября 2024 г.
Произведение сделанное по принципу — литературный винегрет с десятком самых известных персонажей разных авторов.
Джек элегантный и опасный.
Мне понравился как персонаж.
И он на стороне... Ну можно сказать добра.
В общем ничего в книге такого уж особенного и из ряда вон выходящего нет.
Но лично мне произведение почему то понравилось.
Бывает ведь такое. Нравится что то, а почему сам не знаешь.
Вот нравится и всё!
И потому моя оценка 9
Не потому что книга настолько хороша (книга то лишь чуть выше среднего), а потому что лично мне понравилась!
Khoel, 9 января 2024 г.
По роковому стечению обстоятельств, последний роман Роджера Желязны. Действие разворачивается на протяжении одного осеннего месяца, и развязка приходится как раз на 31-ое октября – на Хэллоуин.
Сюжет. Накануне Дня Всех Святых в определённом месте начинают собираться персонажи, ведущие свою игру, о которой пусть читатель самостоятельно узнает из книги. В этих таинственных личностях легко угадываются знаменитые герои классических произведений – готических ужасов, детективов и литературных сказок XIX-XX веков. Хоть имена большинства из них ни разу не упоминаются, всё же для усиления узнаваемости Желязны описал в тексте их киношные образы из самых известных экранизаций. Так что у читателя не остаётся никаких сомнений, кто выходит на авансцену: это и Джек Потрошитель, и граф Дракула, и доктор Франкенштейн со своим монстром, и классическая рыжая ведьма из готического романа, и великий детектив Шерлок Холмс с напарником, и Человек-Волк, и монах, чем-то напоминающий киношного Распутина. Персонажи Стокера, Конан-Дойла, Лавкрафта и других писателей, которым Желязны и посвятил свою книгу. Образы героев взяты из ранних экранизаций американской киностудии Universal, либо из более поздних – от британской студии Hammer. Но не всё так банально: это не обычный кроссовер всех со всеми, ведь события поданы от лица не самих героев, но их питомцев – магических фамильяров из животного мира. И главный герой книги – это пёс по кличке Нюх, домашний питомец одного из наиболее опасных монстров... Цель сбора и кто есть кто, а точнее кто на какой стороне будет играть в решающий момент, неизвестно почти до самого финала. И в этом интрига. Как и в том, чем закончится мистическая игра, правила которой завязаны на магию и алхимический символизм. Это-то и пытается выяснить Нюх с сотоварищами – питомцами других героев ужасов.
Рекомедуется читать под настроение, по вечерам или ночам, и желательно осенью – лучше всего именно в октябре. Атмосфера Хэллоуина в духе фильмов Тима Бёртона будет вам обеспечена.
carex69, 17 сентября 2023 г.
Его прощальный поклон.
Это был последний роман Желязны, купленный и прочитанный мной в молодости. Как-то он совпал с известием о смерти автора. Интернет, пусть и примитивный, и дороговато, но уже у нас был. Конечно не в личном пользовании. Я, например, ходил в салон, где за более менее приемлемую плату пару раз в месяц мог себе позволить часок погулять по сети. Как бы то не было, но информация, что это его последний законченный роман до меня дошла. И, может быть поэтому, роман не пошел. Мне кажется, что я его даже и не дочитал. По крайней мере, при настоящем перечитовании многие места мне показались совершенно незнакомыми, прочитанными как впервые.
Сейчас даже как-то удивительно читать этот легкий, в хорошем смысле слова ироничный, местами насмешливый текст. Хотя понятно, что автор был еще совсем не стар. Да, неверняка он болел и чувствовал себя нередко плоховато, но голова явно была светлой, не замутненной. Я не думаю, что книга писалась под веществами, вот кое-что из ранних фантасмагорий возможно, а ночь вряд ли. Слишком четко выстроена эта литературная игра, с закосом в постмодернизм, принаряженная в мишуру городского фэнтези вперемешку с хоррором и щепоткой детектива; с говорящими животными, слегка карикатурными личностями в костюмах известных литературных и окололитературных, и киношных персонажей. И все они тоже играют в некую Игру, сущность которой проясняется постепенно, возможность выиграть сомнительна, правила достаточно свободные и результаты всегда промежуточные. А значит, в следующий подходящий октябрь все эти ребята и девчата соберуться вновь, ибо, как мы точно знаем, шоу должно продолжаться. Вот только уже без Мэтра.
Книга, конечно, пойдет не всем. Любители Желязны и так ее знают. Для любителей фантастики в любом ее проявлении она обязательна к прочтению вне зависимости от личных предпочтений. Кому-то может показаться слишком нарочито «выдуманной», это слабое место всех литературных игр. Впрочем, попробуйте, сыграйте в Игру!
Нортон Коммандер, 1 мая 2023 г.
«Ночь в тоскливом октябре» — это анималистическое фэнтези, одновременно мрачная сказка, одновременно городское фэнтези в атмосфере Англии 19 века, одновременно произведение с множеством интриг и расследований, одновременно собрание нескольких вторичных литературных миров.
Это последний роман Роджера Желязны (по крайней мере последний, написанный не в соавторстве), но я бы не называл его относящимся к позднему периоду творчества Желязны — ведь мастер покинул мир достаточно рано, так что это скорее период зрелого творчества. Сколько всего ещё бы мог написать Желязны, если бы ему позволило здоровье...
Необычно, что герои этого романа не только люди, но и животные. Причём главные герои именно животные, а сама история рассказывается от лица пса. Многие из героев-людей хорошо нам известны. Даже если вы не читали первоисточники, где фигурируют эти персонажи, вы всё равно их легко узнаете, так как они стали элементами массовой культуры и героями многих фильмов — Джек-Потрошитель, Шерлок Холмс, Франкенштейн, Дракула — все они играют свою роль в большой Игре. (Хотя, пожалуй, для лучшего понимания романа полезно будет иметь в багаже несколько рассказов Лавкрафта из «Сновидческого цикла» и «Мифов Ктулху».)
В этой книге безошибочно угадывается манера Желязны и сюжет в каком-то смысле для него характерен — много интересных и неоднозначных личностей, ведущих борьбу ради своих интересов — это было и в «Хрониках Амбера» и в «Князе света» и в произведениях о Фрэнке Сандоу. Но в то же время «Ночь...» не похожа на прочие книги Желязны, имеет свою особую атмосферу. На протяжении практически всего сюжета герои занимаются обсуждениями, размышлениями, занимаются наблюдениями и обмениваются сведеньями и вроде бы ничего особенного не происходит. Но благодаря этому на первый план выходит не результат, а сам процесс — этот роман хорошо читать ради самого процесса чтения, а значит и перечитывать (этому способствует ещё и то, что роман небольшой). И этим он напоминает роман «Из праха восставшие» Рэя Брэдбери (или его же «Канун всех святых»). Он наполнен атмосферой октября, Хэллоуина и волшебных приключений. Страшных, если они происходят с тобой, но уютных, когда читаешь о них в книге.
gdedrakon, 1 февраля 2023 г.
Здесь всё волшебно!
Поздний Желязны был столь же поэтичен, фантастичен, хорош в жанре, как и во время начала легендарного десятикнижия про Амбер. И эта сказка-несказка — хорошее тому доказательство. Отточенный стиль, персонажи мрачных легенд на страницах, разумный пёс и его подруга-кошка Серая Дымка, хозяин Джек и дама Джилл... И призрачные твари по ту сторону зеркала, и подготовка к Мистерии, прогулки по кладбищам — такая вот готичная сказочка-несказочка.
Здесь всё великолепно.
Неизвестный Ч., 10 февраля 2023 г.
«Экспериментальный человек рассердился на Дорогого Доктора и начал крушить лабораторию. Посыпались искры, и дом загорелся.
— Экспериментальный человек?
— Ну, тот здоровяк, которого собрал Дорогой Доктор из частей, накопанных на кладбищах его помощником».
...Доктора, полагаю, зовут Витей. Тут вообще много знакомых смолоду персонажей, жаль, что обозначены (и действуют) они пунктирно. Желязны называл, кажется, этот роман в числе своих любимых, и не хотелось его обойти вниманием, пусть и создан он в период заката мастера. Что ж, дань памяти любимым героям юности мэтр отдал, а что до самой истории — не впечатлила. Тоскливый октябрь, да. Собственно приключения начинаются в последней трети романа, да и какие-то они невыразительные, неизобретательные, и главное действо не впечатляющее, особенно на фоне собравшихся вокруг персонажей. Что ж, Ктулху обмануть мы, быть может, в силах, а вот Хроноса — ни за что, никогда.