Роджер Желязны «Князь Света»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Мифологическое | Научное фэнтези )
- Общие характеристики: С использованием мифологии (Индийской ) | Религиозное (Буддизм | Индуизм ) | Философское | Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Бессмертие | Сверхъестественные способности, супергерои
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Это история всего лишь одного мира. Мира, где, в начале своей истории, люди сражались с демонами за существование. Мира, где люди, победив демонов и обретя небывалое могущество, стали Богами. Мира, где Боги, бывшие когда-то людьми, забыли, кем они были и за что сражались.
Это история всего лишь одного человека. Человека, сражавшегося против демонов плечом к плечу с товарищами. Человека, бывшего равным среди Первых. Человека, которому достало силы отвергнуть божественность и сохранить свои мечты и идеалы. Человека, сохранившего в своем сердце любовь и дружбу.
Это история бога, оставшегося человеком. Ибо только богу достанет силы, чтобы опрокинуть Небо, и только человек имеет мужество бросить вызов Небожителям.
• Роман написан в 1965-1966 гг.
• Авторское посвящение: «Дэнни Плахта — за дружбу, мудрость, сому».
• В мире романа также происходит действие двух рассказов, вошедших в антологию-посвящение 2017 г.: «The Aspect of Dawn» Шариан Льюит и «Coda» Стива Перри.
В произведение входит:
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— журнал «Всесвіт 1994'03», 1994 г.
— журнал «Всесвіт 1994'04», 1994 г.
Награды и премии:
лауреат |
Хьюго / Hugo Award, 1968 // Роман | |
лауреат |
Премия Лазара Комарчича / Награда Лазар Комарчић, 1985 // Зарубежный роман |
Номинации на премии:
номинант |
Небьюла / Nebula Award, 1967 // Роман | |
номинант |
Великое Кольцо, 1992 // Крупная форма (перевод) | |
номинант |
"Сталкер" / Stalker, 1998 // Parima ulmeraamatu kategooria. 2-е место (США) | |
номинант |
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2020 // Переиздание года (США) |
FantLab рекомендует:
— Роджер Желязны «Князь Света» / «Lord of Light»
- /языки:
- русский (25), английский (5), украинский (3)
- /тип:
- в планах (1), книги (29), периодика (2), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Д. Дёмин (1), К. Златко (3), В. Лапицкий (19), Л. Маевская (2)
В планах издательств:
Издания:
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
k2007, 12 декабря 2024 г.
Один из лучших фантастических романов за всю историю фантастики, а может, и самый лучший. Написан он довольно вычурным языком, и успешно маскируется под фэнтези. Тем не менее это фантастический роман (по крайней мере, я его воспринимаю так).
Роман о том, что человечество не остановить. Что люди не могут не думать. Что им всегда надо больше, чем у них есть, и всегда хочется заглянуть за горизонт, чтобы узнать, что же там. О том, что даже боги могут только притормозить развитие, но остановить его не могут. О том, что даже сильнейшие и мудрейшие могут попасть в глупую ловушку. О том, что любовь сильнее смерти. Книга, которую хочется перечитать.
Ну и пара прекрасных фраз: «никто не поет гимнов дыханию, а попробуй, проживи без него» и «ты сейчас являешь мечту любого проповедника — полоненная аудитория, представляющая собой оппозицию».
Одна из моих самых любимых книг
lennox1the1lion, 29 марта 2025 г.
Крутая вещь. 66-й год, друзья. Это было написано почти 60 лет назад. На тот момент просто без аналогов. Желязны один из лучших представителей «новой волны». Миры уникальны, герои вызывают симпатию, а местами восхищение. Сплав разных жанров, этакий мифологический Сай фай. Потрясающе
Darth_Veter, 14 марта 2025 г.
Перед вами — авторская попытка перепрочтения таких известных эпосов, как «Рамаяна» и «Махабхарата». Главный герой романа — принц Гаутама, известный как Сиддхартха или просто Будда. Он является бессмертным Просветленным, открывшим свой разум для вечных ценностей и способностей — в частности, постоянно менять свои телесные оболочки по мере их старения. Но при этом оставаться человеком, а не богом. Более того — герой готовится противопоставить себя небесам, где сидят чванливые и самоуверенные демиурги, чьи атманы закостенели в пороке и деградации. Для этого Майтрейе нужно собрать боеспособную армию, которая бы смогла противостоять объединенной мощи богов. Сделать это не так просто, ибо все окружающие уверены в их непобедимости. Пожалуй, только парии лишены подобной иллюзии, ведь они сами на своем опыте видят всю гнильцу построенного кшатриями мира. Логично поэтому ожидать, что именно парии и составят большую часть армии Майтрейи Будды. И борьба против Небесного Престола будет долгой и нелегкой...
У данного произведения только одно достоинство: оно написано понятным, хоть и очень витиеватым языком. Автор, несомненно, ознакомился с первоисточником, чтобы не слишком исказить содержимое индийских мифов, но сделал это не столь тщательно и точно — чтобы немного поинтриговать читателя перипетиями новой сюжетной линии. Например, все свои сверхъестественные чудеса герои романа делают с помощью особых машин и технологий, а не с помощью магии. Виманы превращаются в некий эквивалент самолета, могущественные жезлы становятся индукторами различных форм энергии, а реинкарнации обеспечиваются машинами, способными отделять сознание от одного тела и перемещать его в другое. Совсем другой смысл заложен автором и в понятия небес и нирваны. Наверное, по этой причине читателю не кажется, что все события развиваются на нашей Земле, конкретно — в Индии. Время их свершения, правда, сильно отличается от описанного в «Рамаяне» — более похоже, что это близкое будущее, а не славное прошлое. Хотя бы потому, что персонажи часто пьют бургундское вино, слушают вальсы Штрауса и поминают коммунистов и некоторых всемирно-известных деятелей (наподобие Маркса). Словом, автор капитально перемешал в сюжете все культуры, страны и народы, чтобы создать нечто «надкультурное» и своеобразное. Лично мне кажется, что у него это получилось не очень хорошо. Так же неважно вышли и все батальные сцены — начиная от сражения в Адовом Колодце и кончая финальным сражением за Небесный Престол. В «Рамаяне» они показаны более масштабно и подробно, чем у Желязны. Еще один недостаток сюжета — в его пресыщенности индийской философией. Мысли, конечно, мудрые, но большинство читателей не смогут их в полной мере оценить из-за слишком уж пространных рассуждений. Потому как стандартный читатель ждет от подобных произведений преобладания не философской, а приключенческой составляющей. А вот с приключениями в романе Желязны снова «не очень»: описаны они бедным языком, без изысков и определенного изящества, а многие ключевые события и вовсе изложены всего в паре-тройке предложений! Не удивительно, что вас будет клонить в сон от подобных нотаций и наставлений. Не думаю, что вы сможете вспомнить все подробности сюжета, скажем, через неделю или месяц. Так зачем же тогда так заумно мудрствовать? 315 страниц — это ж почти что целая Библия! Думаю, если б данный роман написал бы Джеймс Хэдли Чейз, то динамики и интриги в нем было бы куда больше. А так вышло некое подобие «Еванглия от Желязны». Особенно характерен финал с «беглым» перечислением событий, последовавших за эпохальным сражением Небес с Землей. Такое впечатление, что автору и самому уже стало невмоготу писать...
-----------
РЕЗЮМЕ: немного занудное переложение древнеиндийских эпосов «Рамаяна» и «Махабхарата» на новый лад. Задумка была интересной, а результат не вызвал ничего, кроме разочарования. Может, автору стоило написать не роман, а повесть?
majj-s, 3 января 2025 г.
Эпическая сила
Смешались в кучу кони, люди...
Смотрите, какая история. Далекое будущее, человечество настолько продвинулось, что овладело технологиями межзвездных перелетов и обрело подобие вечной жизни переносом сознания в другие тела, но не сумело предотвратить катастрофу, сгубившую Землю. Корабль «Звезда Индии» с беженцами на борту находит землеподобную планету и обращает в рабство ее население (а чего еще ждать от компатриотов?) Отныне аборигенам запрещен технический прогресс, за этим строго надзирают «наши», поощряя покорных плюсиками в карму и наказывая строптивых следующим воплощением в тело инвалида или животного. Сами земляне жируют, наслаждаясь благами цивилизации, неограниченной властью и объявив себя богами индуистского пантеона — благо их там несчетное количество. Если бы звездолет назывался, к примеру, «Франция» или «Папуа, Новая Гвинея» было бы сложнее, но Индия обеспечила фантазии простор практически безграничный.
Впрочем, всегда есть те, кто равнее равных, верховные Агни (божество огня), Вайю (ветра), Индра (громовержец) Яма (смерть) и еще несколько самых крутых тут у власти. В прежние времена один из ребят, Сэм, тоже был с ними, но принял ошибочное решение содействовать прогрессу местных и за свое прометейство низвергнут в местный аналог ада. Хотя сначала его просто пленили. но тогда он сбежал,похитив тело одного из младших богов и затолкал сознание Владыки кармы в собачье тело. За это боги лишили его тела, распылив сознание по кольцевой системе вокруг планеты. У Ямы свои виды на героя, и при содействии Така — архивариуса богов в обезьяньем теле (обезьяны разные бывают, кто читал в детстве «Рамаяну» в переложении журнала «Мурзилка», вспомнит лапочку Ханумана — летающего обезьяна, который, мне например, нравился больше Ситы и Рамы вместе взятых) — так вот, Яма извлекает душу Сэма из кольцевой системы, и он тут же вносит революционные изменения в машину кармы, за что низвергнут богами в местный аналог ада. Но поскольку это владения Ямы, который его вытащил в телесность, Сэм находит способ договориться, снова обманывает владыку загробного мира, поднимается в чертоги богов и крадет — в общем, какую-то штуку.
И это только самое начало, а впереди еще примерно миллион приключений, сражений, перевоплощений, в том числе гендерно-противоположных, хитростей, подлостей, геройств. И, блин, из такого бриллиантового материала Роджер Желязны как-то умеет сделать совершенно нечитаемое месиво из «Махабхараты», «Рамаяны», «Хитападеши», Вед», «Упанишад» — вообще всего, до чего мог дотянуться. Он сам говорит в послесловии, что как-то подумал о непозволительно малой представленности индийской мифологии в англоязычной (читай — мировой) фантастике. Быстренько почитал всякого-разного отовсюду и сваял шедевр. Что ж, пусть так.
А в русскоязычной в это же время творили Ефремов и братья Стругацкие. В том смысле, что важно оказаться в нужное время в нужном месте.
K_Serg, 19 января 2025 г.
История которая лежит в основе довольно простенькая. На нее навешена куча «красивостей». Один и тот же персонаж имеет множество имен, которые постоянно перечисляются. Сильно раздражает. Смысл? В целом произведение выглядит как некое «цыганское барокко». Никакого погружения, сопереживания и удовольствия.
lwiw, 20 сентября 2024 г.
Читалось местами тяжело, но впечатление — на всю жизнь. Научная фантастика, сдобренная религиями и философией Востока. Самое удивительное после прочтения — это чувство, что книгу надо перечитать заново, более вдумчиво, подробнее останавливаясь на персонажах и их идеях. Кажется, будто я — ребёнок, посмотревший взрослый фильм, восторгающицся им, но что-то упустивший.
Гилли Ду, 23 сентября 2024 г.
Очень любопытное произведение. Замечательная концепция автора, при которой религиозные похождения индийского пантеона объясняются с помощью научно-фантастического подхода. Поэтому-то это мифологическое фэнтези читается через призму лазеров и двигателей внутреннего сгорания. Стиль повествования похож на религиозные эпические книги прошлого, поэтому постоянно присутствует некая возвышенность и классический подход, что так отличает этот роман от современных книг, где все жестко, саркастично и реалистично.
Понравилась структура – настоящее, прошлое, потом опять настоящее. Интересно было разобраться, что привело героев к тому, где они оказались. Не сказать, что я в восторге от концовки – все просто плавненько сдулось и решилось почти само собой.
Троп бессмертного «спасителя», который появляется там, где он и нужен возложен на главного героя, который не сказать, что уж вызывает симпатии. Норм, но и только. Будда-просветленный, понявший истину, который сам не верит, что он будда – занятный ход.
По сути, перед нами антиутопия, критикующая описанный строй. Сама (интересная) идея подкрепляется хорошей подачей, делая книгу уникальной в моем читательском опыте – 9 баллов из 10. Было бы 10, если бы восторгался завершением истории и увидел разнообразие характеров в очень уж монотонной группе бесконечных героев.
И еще. В книге столько отсылок к общемировому литературному фонду! Это я еще, наверное, и считал только небольшую часть из них…
orxan41, 25 апреля 2023 г.
Роджер Желязны для меня — Автор, которому рука не поднимается поставить плохую оценку даже за откровенно халтурные труды в 80-е гг. Если же вести полемику о его творчестве в 60-х гг, то однозначно он — топовый автор, которого вообще нереально поставить в какой-то определенный Пантеон фантастов. Да, мы знаем о классическом Триумвирате отцов научной фантастики — Кларк, Азимов, Хайнлайн. Научную ли фантастику писал Желязны? Вряд ли. Но именно он впервые описал черную дыру (до ученых) — в романе «Порождения Света и Тьмы». Он даже не технарь, а гуманитарий. Имея недостатки в техническом оснащении и описании техногенных миров, Желязны нашел сильную для себя сторону — написать роман в духе современно-футуристической «Рамаяны» или «Махабхараты». И не фантастика, и не фэнтези. Или и то, и другое. Пожалуй, это определение можно дать к большему количеству известных романов Желязны. В итоге, возможно, Майкл Муркок и Роджер Желязны — два автора, для которых нет конкретного ответа на вопрос «о чем они пишут?»
Начнем со слога :=)
Хотя, что тут говорить? Любой мало-мальски ценитель фантастики знает, что язык написания у Желязны высокий, а'ля Диккенс на современный лад (в этом к нему приближен разве что Муркок). Много работы проведено по изучению буддизма и индуизма, и работа эта точна (перепроверял каждого Бога по википедии, каждое слово на санскрите). Читать такой слог не устаешь, и, параллельно с этим, восхищаешься, ощущаешь, что действительно читаешь не чтиво, а серьезную литературу, поданную под видом чтива. Не знаю, как вы, но я стал умнее после «Князя Света». При всем при этом, если тебя спросят, о чем книга, дать какой-то вразумительный ответ в даже абзац нереально. Тут надо принять серьезное лицо и начать... с чего? С того, что люди в будущем как боги, освоили реинкарнацию? Или с того, что идет война между двумя лагерями индуистских богов во имя прогрессорства человечества? А Сэм кто такой? И на этот вопрос ответить сложно.
О размерах. Эх, где же в современном Пантеоне писателей те, кто не бумагомараки? Ну сколько можно разным Гудкайндам, Аберкромби, Джорданам, Мартинам, Сандерсонам писать бесконечные эпосы, конца и краю которым нет (чтобы потом перед смертью позвать коллегу дописать, как это попросил сделать Сандерсона Джордан)? Куда пропали времена, когда за 300 страниц можно было написать от начала до конца дельный и связанный фэнтези-сюжет, который настолько богат на события, что тысячестраничные эпосы современности меркнут рядом с ним?
Я бы посоветовал эту книгу всем тем, кто хочет прочесть что-то необычное, а потом закрыть книгу, вздохнуть и сказать «wow, the hell was that?» В хорошем значении, разумеется.
Примечание. «Махабхарата» утверждает, что в ней есть все. Это на самом деле и так, и не так, но в целом эпос длиннющий. Пока я голосовал в классификаторе на тему сюжетных ходов, понял, что их у Желязны — не счесть! И это в маленькой книге, где меньше 300 страниц! Там уместилось все: и демоны, и люди как боги, и зомби, и огненные небесные колесницы, и изобретение книгопечатания и т.д. Не перечислить.
Jaroslav25, 5 июня 2024 г.
Впервые читал еще студентом, лет 30 назад... Тогда впечатлило (и более того). Перечитал. Да, все гораздо проще и банальнее, чем казалось тогда((( Но!!! Сама идея реинкарнаций «Богов» — само по себе уже, как говорится «фишка» — «...новые Агни гибнут один за другим...» (С), сцена виртуального боя Сиддхартхи с Ямой («... я выбираю щит» (С)) — та самая философская составляющая... ну, и, конечно же — «...бесконечны только Свет и Смерть...» (С)...
lennox1the1lion, 26 февраля 2024 г.
В свое время Желязны поразил своим уникальным стилем и видением. Ничего подобного на тот момент я не читал и не мог даже представить что такая фантастика существует. Бог (князь) света — это одно из лучших произведений новой волны, да и фантастики вообще. Желязны и в какой-то степени Филип Дик перевернули игру. Мне кажется, таких новаторов как Желязны уже не будет
Nik21, 2 января 2024 г.
Распиаренная, пустышка. Разумеется не имеющая ничего общего с фантастикой и тем более научной. Это некое технофэнтези когда автор пытается замаскировать свои мистические идеи и представления научными терминами потому как обьяснить их с точки зрения реальности даже альтернативной, он не может.
Итак, что мы имеем — конфликт «прогрессора» с группой мутантов имеющих сверхспособности и обладающих привилегией на бессмертие, единственной целью которых являеться исповедование самых примитивных обезьянних ценностей, что бы им поклонялись, они спокойно бухали, сношали все что хочется и периодически впадали в нарко трипы. Откуда подобралась эта компашка дегенератов нам не особо обьясняют, вроде как это команда звездолета прибывшего с миссией колонизацией и в условиях удаленности или изоляции деградировавшая психологически до пубертатных подростков используюших образы из индийской мифологии и заигравшихся в нее до такой степени, что ни один так и не обрел на страницах книги хоть какой то индивидуальности. Обрывками нам дают информацию, о том что на этой планете существовали и существуют другие формы жизни которые были побеждёны в упорной борьбе этой компанией малолетних косплееров. Как? Сверхспособности! Чисто комиксовые люди икс конца 60 х. Как и откуда? Какие то особенные мутации. Под воздействием чего? Как себя проявляют на уровне органики или в соответствии с какими законами физики ответов не ждите. Комикс же. Сверхспособности, технологии развитой земли и изобретения одинокого гения вот фундамент, могущества этих пубертатных обезьян. Оставим за скобками, что научно технический прогресс не может вестись силами одного человека, а если он такой невероятный, уникальный гений, то что он забыл в этой тусовке укурышей и трахарей? Можете представить себе ученого уровнем Фарадея или Резерфорда являющимся членом компании районной гопоты цель которых — щемить лохов на районе, трахать телочек и бухать пивко? Нет? А вот автор так видит и считает это весьма органичным...
Так же господин Желязны, наделил прибывших неким аналогом души — энерго информационной матрицей, которую можно загружать в новые тела, тела при этом меняются под воздействием этой матрицы, но иногда не меняются, тела ведь можно модифицировать в достаточно широких пределах, но почему то ни одна из этих модификаций не делает условного бога защищенным от самых примитивных воздействий. Можно его зарубить, отравить, забить ногами и так далее. В общем никаких преимуществ своему хозяину по книге они не дают. А сверхспособности индивидуальны и неповторяемы... Стоит отметить, что личность вообще стоит здесь отдельно от субстрата, можно перенести личность в мозг обезьяны и она — личность никак не потеряет в своем качестве. Неужели в 60 х рассматривали мозг отдельно от индивидуальности? Конечно нет, просто удел Желязны это магия, параллельные миры, битвы на мечах и так далее. О том что личность определяется в том числе строением и особенностями мозга он просто не задумывался, не его стезя. Ну или в теле обезяны или другого животного должен был быть человеческий мозг, но это никак не отражено и не прописано. В целом с рефлексией и мотивацией у персонажей крайне плохо, она как бы есть, но настолько примитивная что диву даешься, кстати с какого то момента перестаешь удивляться абсурдности решений героев и персонажей, просто принимаешь, что они не блещут умом и перестаешь по этому поводу волноваться.
Не раскрыт и материальный аспект бытия, что там с промышленностью, производством, зачем богам нужны города и торговля, они обеспечивают их снабжение или нет? Если да, то как? Причем место обитания наших косплееров вроде как высокотехнологично и автономно, что обеспечивает его работу, роботы, компютеры, рабы, биороботы тоже никак не раскрыто. Зачем в бойне гг и консерваторов нужно использовать людские армии? Какую стратегическую и тактическую функцию несут копейщики и всадники в борьбе лиц метающих молнии и прожигающих плазмой горы? Тоже не раскрыто. Откуда появился этот промышленный прогресс при котором начали массово производить огнестрел и ракеты? Появились вдруг по волшебству и все. Никаких пояснений. Очень наивно выглядит факт, что Сэм он же Будда, распространил новую философскую доктрину и косплееры ничего не могут с этим поделать, хотя практика истории планеты земля показала, что уничтожить какую то религию или учение можно весьма примитивными средствами с помощью банального насилия. Нельзя этого сделать только в рамках конкуренции крупных социально экономических систем. В этом же мире такой конкуренции нет. Вроде как упоминается некая конкуренция внутри сообщества богов но что в ее фундаменте и сути тоже никак не раскрыто. Как и не раскрыто почему Вишну является объектом всеобщего пренебрежения Чувствуете глубину проработки научно фантастической части? Гуманитарии в восторге! Рассыпают десятки как алкаш деньги в день получки...
Кроме того судя по отзывам, огромное количество людей нашли в книге большой пласт каких то сильных и скрытых смыслов. Но почему то никто так и не смог их внятно сформулировать. Вот вообще никто. Они где то там за кадром. Много воды, само приоизведение весьма небольшое по обьему и вместо раскрытия каких то моментов мира, персонажей, явлений мы читаем о том какие у кого одеяния, кто чего пил, куда шел, какие вокруг прекрасные виды и так далее... Зачем?
Лично я не вижу в основном посыле ничего оригинального и уникального. Борьба за свободу и развитие против тирании. Классика любого фэнтези произведения. Кто то в восторге от отсылок к индийской мифологии. Этого я тоже понять не могу. Мифы это продукт примитивного доиндустриального общества, это детство человечества с всеми его недостатками, чем там восхищаться мне не ясно.
Да, у произведения есть достоинства, это оригинальный сеттинг. Действительно редкий, без вопросов. Второе это качественный литературный слог, высокопарный и в тоже время понятный и приятный. Неплохо описаны схватки и противостояния, с адреналином и огоньком. И все, на мой взгляд на этом достоинства книги заканчиваются.
В итоге мы имеем простенький боевичок с простым посылом и хорошим языком за велеречивостью которого многие не замечают его общего примитива.
cotvsapogah, 5 ноября 2022 г.
Сложно говорить о произведении, которое стало для тебя чем-то большим, чем просто книга.
Особенные яркие эмоции, новый опыт и знания, переосмысление чего-то очень личного, подъем на уровень, недоступный прежде.
Князь Света –книга невероятная, мощная, восхитительная, удивительная и бесконечно прекрасная...
Мое взбудораженное, встревоженное и беспокойное «я» умиротворилось, покоренное медитативностью и гармонией произведения. Отдых душе, отдых сердцу, отдых уму...
Прочтение первое сумбурно. Запомнилось лишь отрывочным восприятием и... неожиданностью, когда не срослось: Тот самый Яма -спаситель Сэма, сражается с Рилтом, посланным Сэма убить, но при этом Рилт Сэма защищает от Ямы???
На этом месте остановилась, и пошла на второй заход. Потом был третий. После четвёртого сюжетная канва выстроилась полностью. Но это только сюжет. Последний слой краски, наложенный художником на полотно, самый яркий и виден лучше. А сколько под ним...Пятое, шестое, седьмое прочтение... Каждый раз находятся новые оттенки, нюансы, акценты. Что-то уходит в тень, что-то, незаметное до этого момента, как по волшебству выходит на свет, расцветает. И удивляешься, как не замечал раньше, и радуешься, что еще одно послание автора услышано.
Книга в моем восприятии всегда разная, неизменным остаётся дивное певучее поэтическое звучание, льющееся с её страниц. И завораживает она невероятно..
Эта книга – праздник, в котором старое бургундское вдохновенно пьется под звуки вальса «Голубой Дунай».
Книга – несерьезность, где раджа Видегха обучает граклов распевать непристойные песенки, а если они фальшивят, скармливает незадачливых певцов змеям.
Книга – юмор, где рядовые граждане, желая улучшить свою карму, копят фекальные массы в доме (не беда, что воняет страшно, а ватерклозет будет готов ещё не скоро. Карма — она того стоит).
Книга – карнавал, где герои вместо масок меняют тела, и угадать кто же перед тобой можно по манере поведения или по строчке любимого тобой и собеседником стихотворения.
Книга – игра и книга – обманка. Игра в богов и в религию. Боги оказываются фальшивыми, а вера... используется как оружие.
Книга – фейерверк, сквозь развлечения и веселье которой неожиданно проступают иные интонации.
Вопросы ответственности того, кто сильнее, умнее, выше, за судьбу всех и вся, о возможности и необходимости вмешательства или невмешательства. Этим роман напоминает «Трудно быть богом» Стругацких. Но только этим моментом. Разноцветный фэнтезийный калейдоскоп Желязны сложно сравнить с каким-либо произведением. Здесь нашлось место не только вопросам нравственного выбора. Разговорам о буддизме, как религии, её отличие от других верований, отдано в романе немало страниц. При этом приключенческая линия не провисает, интерес не ослабевает.
Мысли философские и религиозные не надоедливы, а тема буддизма подана настолько симпатично и привлекательно, что ряды адептов данного вероучения легко пополняются читателями.
Говоря об этом романе невозможно не отметить труд переводчика. Огромное спасибо и поклон Виктору Лапицкому, за Симлу и Льва Толстого, за умение органично вплести в канву оригинала ниточки близкие и понятные русскому читателю, за виртуозное «Ложка тут же ожила, одушевлённая ложковостью, мяч исполнился мячности, кубик — кубиковости, и девочка рассмеялась» и тд... Поклон и чтецу Дмитрию Игнатьеву, сделавшему аудиоверсию, с такой любовью, тактом, преклонением перед мудростью и гением автора, что остаётся только восхищаться талантом и этого человека. Исполнение каждого образа продумано и отлично от других. Подборка звукового ряда потрясающе попадает в тему.
....
Даже будучи очень взрослым человеком, хочется радоваться и удивляться, надеяться на чудо. И я надеюсь. Я верю, что когда-нибудь, где-нибудь я непременно услышу тихое и чуть насмешливое «Опять в краю моем цветет медвяный вереск...» И я замру на мгновение, а потом разулыбаюсь во весь рот от счастья, и распахну объятья, и заору, что есть мочи: «Сэээм!!!», и брошусь навстречу.
И да, я знаю, что так обязательно будет.
....
А если такого все же не случится... обязательно найдётся человек, которому это скажу я.))
Однажды Будда – Будда навсегда)))
Marat Zima, 16 ноября 2022 г.
Моя оценка сугубо субъективна. Одна из самых любимых книг, которую читал более десятка раз в разных возрастах
Впервые прочитал в «голодные» 90е в возрасте около 10-12 лет. Не понял практически ничего. Какие-то волшебники, джинны, магия. Сюжет какой-то рваный и непонятный. Но осилил, т.к. читать было нечего, а сказочная атмосфера немного поддерживала интерес ребенка.
Второй заход был через несколько лет, когда в очередной раз всё в доме и у друзей было перечитано. И я решился разобраться с этой ерундой под названием «Бог света». И примерно в 14 лет это уже было совершенно другое чтение! Вдруг оказалось, что передо мной отличное фэнтези с нелинейным, очень крепко сбитым сюжетом, отличными отсылками к индуизму и буддизму, эпичными битвами и интригами людей-богов-джиннов. Разве что многовато философской мути... но все равно здорово.
Третий раз был уже около 18 лет. Начав читать с легким высокомерием к сказке, я с удивлением обнаружил, что читаю отлично замаскированную научную фантастику, что абсолютно укрылось при прошлом прочтении.
Не буду утомлять подробным пересказом «открытий» при следующих прочтениях, но каждый раз роман раскрывался не просто незамеченными деталями сюжета, а практически перескакивал в другие поджанры! Он становился романом о религии, о философии, о политике, о социальном развитии...
А когда порекомендовал его к прочтению одной знакомой, не интересующейся фантастикой, то с удивлением услышал в рецензии про очень интересный любовный треугольник. До этого я его не то, чтобы не замечал, но не брал во внимание, насколько много мотивации пары главных героев завязано именно на этом треугольнике, а не на борьбе за власть
Объективно было бы 8-9, поскольку понимаю, что, скорее всего, современному читателю это покажется тяжеловато из-за философии и религии, скучновато без искрометного юмора, нудновато без активных действий...
Но во многом из-за моей «истории открытий», субъективно, для меня это однозначно 10
Alexus_404, 4 ноября 2017 г.
На моей памяти это чуть ли не единственный случай, когда ожидания оправдываются практически полностью. Я уже был знаком с Желязны по отличному роману «Джек-из-тени», который, конечно, не был лишен недостатков, однако обладал интересным главным персонажем, своеобразной атмосферой и достаточно занимательной сюжетной линией. Теперь вот я закончил «Князь Света». Книга стала одной из любимых. Прекрасно видно, как автор любит свое произведение и вкладывает в него свою душу! Что ж, попытаюсь передать свои мысли.
Начнем с жанровой принадлежности романа. Если взглянуть поверхностно, то сначала может показаться, что здесь этакая смесь научной фантастики и фэнтези. Однако стоит копнуть глубже, и ты понимаешь, что это всё-таки научная фантастика. Прямым текстом это, естественно, не говорится, но намеки оставлены на протяжении всего произведения. И здесь мы плавно переходим к следующему пункту: мир романа.
После гибели Земли экипаж корабля «Звезда Индии» колонизирует некую планету, изгоняя ракшасов — существ, которые являются чистой энергией и способны перевоплощаться в любой облик. Позже колонисты строят Небесный Град, создают свою цивилизацию и начинают играть в богов индуисткой мифологии, достигнув благодаря научному прогрессу бессмертия.
Завязка: главный герой, Сэм, который был отозван Ямой, богом Смерти, из нирваны, отказался от божественного статуса и стал жить среди людей. Он ненавидел Небесный Град за то, что он всячески подавлял прогресс человечества и никак не помогал продвинуть цивилизацию. И всю книгу мы наблюдаем, как главный герой борется за людей. Сама книга — один большой «флэшбек», воспоминание Сэма, исключение составляют лишь первая и седьмая главы. Теперь я буду говорить о достоинствах книги.
Первое, что мне понравилось, — проработанный мир. Интересно, как описывается эта причудливая планета, где показывается столь интересная цивилизация. Мне приходило в голову, что это антиутопия, только не такая явная, что ли.. В отличие от «Сумеречнего Джека», информация о мире не подается обрывочно, и ты узнаешь действительно много интересного. Почему-то невольно вспоминалась ролевая видеоигра Arcanum, где фэнтези тесно переплеталось со стимпанком.
Второе — персонажи. Абсолютно все. Каждый из них обладает глубиной, у каждого свои внутренние переживания, и наблюдать за их диалогами страсть как интересно. Вроде бы они высшие существа, однако смогли сохранить свою человечность сквозь бесконечное количество инкарнаций и годы.
Третье — философские размышления. Мне крайне понравилось обилие тем, присутствующих романе: смысл жизни, роль человека в мире, роль богов и их влияние на мир.
Четвертое — язык. Читал в потрясающем переводе Лапицкого. Я не знаю, насколько перевод близок к оригиналу, но если опять вспомнить «Джека», там был примерно такой же красивый стиль, только здесь он намного лучше и лишён не слишком-то приятного пафоса. Эстетично и поэтично. «Князь Света» не провисает во второй половине, как первая книга, а одинаково силен от начала и до самого конца. Невероятно увлекательно.
Особенно мне хочется подметить схватку Ямы и Рилда, за которой было очень интересно наблюдать благодаря восхитительному слогу автора. Также стоит подметить историю колонизации и рассуждения Сэма о богах, самом мире.
Роман восхитительный. Во всем. Мои впечатления улеглись не полностью, поэтому я мог о многом не упомянуть. Роман о человеке, который пошел против системы, который любил свой народ и хотел лишь светлого будущего. Если вы воспринимаете научную фантастику как нечто развлекательное, то вы не читали эту книгу. Однозначно рекомендую к прочтению.
Роджер_Янг, 16 мая 2017 г.
Даже на фоне внушительной коллекции вещей, созданных Желязны — Князь Света самый лучший из романов автора и один из лучших в фантастике вообще.
Как и во всех шедеврах, каждый найдет для себя что то особенное. Кому то больше понравится описание и адаптация индуисткого пантеона, кому-то приключения, кому-то история колонизации..... Мне больше всего в душу запала социальная часть. Своего рода это антиутопия. Роман о тоталитаризме. Причем тоталитаризме идеальном. Если в обычных тоталитариях человек не мог распоряжаться своей жизнью, но по крайней мере его смерть не принадлежала никому. То здесь группа, захватившая власть, в качестве контроля использует будущую жизнь. Причем инструмент контроля очень эффективный. В первую очередь этот инструмент используется для того, что бы ограничить прогресс. Прогресс во всех смыслах, поскольку он несет угрозу господствующей группе.
И тем не менее, несмотря на страх наказания, люди постоянно возвращаются к идее прогресса. Очевидно это в крови. Причем общество в романе индуистическое, с традициями поклонения богам. И с весьма слабыми понятиями о свободе воли.
Безусловный шедевр. жаль, что не могу поставить 20.