fantlab ru

Роджер Желязны «Знак Хаоса»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.33
Оценок:
4174
Моя оценка:
-

подробнее

Знак Хаоса

Sign of Chaos

Роман, год (год написания: 1986); цикл «Хроники Амбера»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 189
Аннотация:

Главный герой восьмого романа из цикла «Хроники Амбера» — Мерлин. Растет его магическая сила, множество опасностей и неожиданных находок подстерегает его на избранном пути, но он неумолим в движении к намеченной цели.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Знак Хаоса
1990 г.
Девять принцев Амбера
1992 г.
Сборник фантастики в 3-х томах. Том 2
1992 г.
Хроники Амбера
1992 г.
Хроники Амбера
1992 г.
Миры Роджера Желязны. Том 23
1996 г.
Хроники Амбера. В пяти книгах. Книга 4. Кровь Амбера. Знак Хаоса
1996 г.
Хроники Эмбера VII-VIII
1996 г.
Кровь Амбера. Знак Хаоса
1998 г.
Хроники Амбера. Том 2
2001 г.
Хроники Амбера
2004 г.
Хроники Амбера. Том 2
2004 г.
Знак Хаоса
2005 г.
Хроники Амбера
2007 г.
Хроники Амбера
2008 г.
Хроники Амбера. Книги Мерлина
2015 г.
Знак Хаоса
2017 г.
Хроники Амбера
2017 г.
Знак Хаоса
2023 г.

Самиздат и фэнзины:

Знак Хаоса
1991 г.

Аудиокниги:

Знак Хаоса (аудиокнига MP3)
2007 г.

Издания на иностранных языках:

Sign of Chaos
1995 г.
(английский)
The Great Book of Amber: The Complete Amber Chronicles, 1-10
1999 г.
(английский)
The Second Chronicles of Amber
2005 г.
(английский)
Знак Хаосу
2019 г.
(украинский)
Хроніки Амбера. П'ятикніжжя Мерліна
2020 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начало романа выгодно отличает данную часть приключений Мерлина в Амбере от предыдущих. Мы попадаем в литературный мир «Алисы в стране чудес», который настолько же реален, как и прочие теневые реальности. Данным эпизодом автор хочет проиллюстрировать влияние наркотических стимуляторов на носителей крови Амбера, но наркотик — всего лишь вспомогательное средство, открывающее иные пласты реальности. Если подумать, то легко придти к выводу, что в космогонии Желязны одновременное существует бесчисленное множество миров, даже вымышленные структуры живут и действуют, и все они равноправны. Таким образом, при наличии желания и способностей, в теории можно попасть в любой мир, включая литературные миры из всех написанных и ненаписанных книг, всех времен и народов. Впечатляет, а может так оно и есть, ведь существование Янтарного королевства ещё никто не опроверг, значит и прочие Тени вполне могут существовать.

Тем не менее интересный зачин быстро сливается, возвращая нас к привычной пустопорожней рутине, весь остаток книги приходится скучать, новый всплеск интереса намечен лишь ближе к финалу романа, традиционно, чтобы читатель не забросил чтение цикла окончательно и всё-таки искусился возможностью получить ответы на вопросы, количество которых со временем не уменьшается, а растет в геометрической прогрессии. На каждый кусок паззла, выдаваемый читателю, автор создает две новые неизвестные переменные. Учитывая продолжительность жизни Оберона, число его отпрысков, обитающих в разных Тенях может стремиться к бесконечности. В любой затруднительной ситуации можно извлечь на свет очередного (очередную) брата, тётю, бабушку или прадеда Мерлина и запустить сюжет в новом русле, с учётом целей и задач нового персонажа. В общем-то автор и следует этой удобной схеме, добивая объем до запланированных пяти томов, чтоб «как у Корвина».

Основная масса текста заполнена «водой»: поели, погуляли, поболтали с очередным персонажем, переместились в другую локацию, поели, поболтали с другим персонажем... повторить до бесконечности. Одна и та же информация мусолится и пересказывается снова и снова, в конце концов это становится неимоверно скучно. Читатель ожидает новых откровений, а их все нет, в лучшем случае выдают новые данные в час по чайной ложке. Убрали описания перемещений по Теням, зато в очередной раз автор расписывает в подробностях этапы Огненного пути, который мы уже не раз проходили вместе с героями в предыдущих частях. Даже прохождение Логруса уже описывалось в предыстории к «Картам Судьбы». В то же время вопрос о том, как влияет новый Огненный путь, проложенный Корвином на вселенную, как он уживается со старым Путем, который ценой жизни починил Оберон, остается открытым, Мерлин в очередной раз откладывает этот вопрос на потом.

История Корвина могла бы уместиться в стандартную трилогию, но по причине того, что читателя необходимо было знакомить с правилами игры, эту функцию выполняли два первых романа. В случае с Мерлином все основы уже давно известны, но автор всё равно растягивает историю на пять книг, при этом главный герой постепенно превращается в «сам себе режиссера». Корвин умел перемещаться по Теням, владел колодой карт, мечом Грейсвандир и хорошо фехтовал — этого набора способностей ему вполне хватило для выполнения всех квестов. Его же сын помимо прочего владеет бессчетным количеством заклинаний на все случаи жизни, если нужно — способен быстренько изобрести новое заклинание. Даже мечом ему махать особо не требуется, когда есть такой наручный браслет, как Фракир, способный устранять противников в автоматическом режиме и предупреждать обо всех мыслимых опасностях заблаговременно, напрягаться вообще нет смысла.

Мерлин может буквально «на коленке» нарисовать любую карту — место или человека по памяти и переместиться или связаться с нужной персоной, но даже это зачастую становится излишним, ведь не стоит забывать о наличии Призрака, его суперкомпьютера, который может запросто отыгрывать роль бога. Зачатки Скайнета и потенциального тёмного властелина Призрак внезапно растратил, превратившись в неуверенного подростка, готового выполнять любое желание своего папочки-Мерлина. Переместиться в любое место хоть одному, хоть с целой армией — не проблема, достаточно только свистнуть. Почему так? Правильно, по желанию левой пятки автора. Для подстраховки с Мерлином теперь повсюду ходит его старший братец Мэндор, который в трудный час и магией Хаоса поддержит и «поляну» накроет с неземными яствами, если вдруг наш герой проголодается посреди очередного своего приключения.

Не стоит забывать и про сверхъестественное существо женского пола, которое бегает за Мерлином по пятам и утверждает, что его задача — оберегать нашего героя от любых неприятностей. Наконец-то автор раскроет что это за создание, но вот на вопрос «почему?» — снова уйдет от ответа. Прием «бывший враг становится другом» тоже уже изрядно подзатаскался, и наблюдая его очередное применение, рука автоматически приближается к лицу. Создается ощущение, что в Амбере всё понарошку, вот сегодня мы тебя поубиваем, поохотимся за тобой, а завтра вместе над этим посмеемся, ну что поделать — игра такая, ты же не в обиде, правда, Мерлин? Постепенно Амбер начинает восприниматься, как детская песочница — сидят, лепят куличики, потом кто-нибудь психанет, разметает куличики соседа, а через пять минут снова «мир, дружба, жвачка». Тем не менее, заглотив крючок интриги, созданной в первом романе этого пятикнижия, читатель волей-неволей продолжает, как те мыши из анекдота, колоться, плакать, но продолжать жрать «янтарный кактус», ведь так хочется узнать, чем же все это закончится, правда?

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нелепые странствия Мерлина продолжаются, а я изо всех сил скучаю по лаконичности и поэтичности «The Guns of Avalon».

Я думаю о том, как всё это было написано, и у меня возникает стойкое чувство, что Желязны сначала писал кипу микрорассказов, очень неплохих и хорошо взвешенных, а потом накрутил вокруг, для сцепки, тонну текста, не особо заботясь о его художественной ценности. Ибо некоторые фрагменты романа хороши, чётко, ёмко и красиво сделаны, но в основном, конечно, мрак и скука.

Сериальная болезнь окончательно сгубила цикл о Янтарном королевстве, и Желязны с головой погрузился в смрадную бочку с надписью «commercial» с его всегдашним подстрочником: «а это мы расскажем в следующей книге». Как в первом цикле всё вертелось вокруг аварии с участием автомобили принца Корвина, так и во втором проясняются обстоятельства покушений на его сынка. Кое-какие тайны открываются, ещё больше закидывается удочек на следующие части серии, закручивается интрига, и... всё. Автор, конечно, молодец, клиффхэнгер в конце впечатляющий, однако и отдающий бессмыслицей.

Единственное, что роман по настоящему спасает — ироничное отношение ко всему. что происходит на этих страницах, однако это же подрубает и саму основу сюжета.

В общем, обычный проходняк.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну вот, наконец-то, я и начал привыкать к ЭТОМУ Амберу – а я по-прежнему утверждаю, что это другой Амбер, нежели в первом Пятикнижие, Амбер более попсовый, похожий на множество других фэнтезийных миров, в отличие от стройного, самобытного и в чём-то даже строгого (не было там лазеек для всевозможных магов и сторонних сил, черпающих энергию откуда-то помимо Логруса и Огненного пути) Амбера первого Пятикнижия. Я начал оценивать этот роман на уровне романов про Мерлина, а не романов про Корвина (которые теперь стали для меня ценнее); а если грубо – я начал оценивать этот роман на уровне обычной коммерческой фэнтези. Да, коммерческое фэнтези, наверное, это и есть оно – динамичное, но иногда дырявое нелогичностью и нестыковками, иногда слишком простое, но раскрашенное маскировочными фейерверками магических поединков (кстати, рукопашная драка между Люком и Далтом показалась мне живее и интереснее, чем насыщенная пиротехникой финальная битва с Маской); коммерческое фэнтези, которое имеет вес на волне популярности самобытного и даже, хочется сказать, «авторского» первого Пятикнижия. И да, на уровне коммерческого фэнтези этот роман вполне себе добротный. Он вполне себе боевой, интересный, динамичный – его вполне себе приятно читать. Однако главным промахом я бы назвал то, что в отличие от первой пенталогии (опять-таки, в отличие!) где каждая книга была более самостоятельной, даже разные жанры в них можно было уловить, то тут это не пять отдельных романов, а один большой, разбитый на пять частей. Казалось бы, что тут такого? Но я именно в этом вижу причину, почему он так плохо запоминается – он кажется тянущимся, длинным. Проблемы и загадки переходят из одного романа в другой, практически не закрываясь. К ним добавляются новые. И всё это тянется. Но вместо того, чтобы запомниться и держать в напряжении (как это было в первой пенталогии!) все эти побочные тайны и вопросы начинают отходить на второй план и стираться. Да что там, даже основные вещи в какой-то момент начинают стираться, и ты просто не помнишь, в какой книге что было. В это я вижу причину того, что после первого давнего прочтения мне практически не запомнилось ничего (в сравнении… ну, вы поняли с чем). Даже огненная концовка с тайной личности Маски (и это тоже особый разговор, так как в это есть жуткая нелогичность, по-моему, или опять одна из вещей кардинально невозможная в первом Амбере, как собственно и сам Страж Четырёх Миров с фонтаном магической силы) – и та не запомнилась. Но я начал привыкать... Я даже к Люку как к положительному персонажу начал привыкать, он даже чем-то стал нравиться мне. Кстати, любопытно, что тут появилась и некоторая самоирония – слова Корвина, о том, что пора бы стать более осмотрительным; да уж, действительно пора! Да и некоторые маски были тут сняты, и не только главная Маска. Стало ясно, что одна из нитей проблем ведёт в Хаос, хотя это и так было понятно, и даже к кому именно, было понятно (как только появился Джарт, и вспомнилось, что оборотень, напавший на Мерлина, был одноглазым). И что это за существо меняющее тела и «охраняющее» Мерлина, хотя понимание это ничего толком не прояснило в данной ситуации. Кстати, одна из вещей, что продолжает раздражать, так это как Мерлин постоянно из хозяина положения превращается в просящего (даже у людей, что находятся у него в плену). Но я начал привыкать… И, да, на это своём уровне роман неплох. И интересно, что же будет дальше и чем всё закончится. Но интересно уже не так, чтоб хвататься за следующую книгу и глотать с жадностью страницу за страницей. А интересно по принципу: будет время – буду читать дальше.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Третий том «хроник Мерлина» побогаче событиями и описаниями, чем предыдущая часть. Много действия — на Мерлина идет настоящая охота- полноценная, с привлечением редких и опасных зверей Хаоса. Все больше побочных линий, все больше тайн и секретов — в том числе и о таинственных демонах, способных менять тело — носитель, но не способных избавиться от заклятия, о государствах, окружающих территорию Амбера и о симпатичных представительницах этих государств. Наконец, более подробно рассказывается о родственниках Мерлина со стороны матери — принцессы Хаоса Дары. В общем, много шума, много интриг, много Санта-Барбары, однако это не значит, что качество книги уступает, например, Хроникам Корвина. Это другой стиль и другой мир — все-таки вселенная в конце первого пятикнижия была стерта и воссоздалась снова.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличная книга, достойное продолжение Хроник Амбера. Оригинальное начало — путешествие по Теням под «кайфом» в страну иллюзий. Потрясающие диалоги и юмор, магические схватки в начале и в конце, непредсказуемость сюжета. Для меня после «Руки Оберона», это второй роман с неожиданным развитием сюжета, где мы получаем ответы на интересующие вопросы – кто угрожает Амберу, и кто враг Мерлина.

Интересны и запутаны новые персонажи: от Мэрдона еще можно чего-то ожидать! Что-то в нем загадочное и таинственное. Ну и Оберон, тот еще гуляка по Теням, когда только ему хватало времени заниматься государственными делами, так как в королевской семье Амбера пополнение. А чего только стоит старый добрый Люк: справляется с любой проблемой, хитрый как лис, обладающий отличным даром торговать. Наш герой — покончив с кучей неприятностей, собирается взяться за «новые». Вендетта вроде бы закончена. У Мерлина появляется верный союзник, в благодарность за услугу надо вернуть магическую цитадель, но необходимо найти и способ, как от него защититься. «Замок Четырех Миров содержит все нужные ответы. Когда узнаете, что там происходит, все прочее станет на место».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Оказавшись в странном баре, со старым другом Люком Рейнардом, населенном персонажами Кэрролла Льюиса, Мерлин осознает, что Люк находятся в наркотическом опьянении, колдун по прозвищу Маска одурманил его, вызвав галлюцинации.
Нас ожидает:
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— охота Огненного Ангела, который мог появиться только из одного места — зверь Хаоса — редкий, смертельный и высокоразумный; — спасение бегством с Люком на плече; — схватка Огненного Ангела с Бармаглотом; — встреча со сводным братом Мэндором, принцем Хаоса, он герцог Савалла и лорд Обода, сын Грэмбла Савалла от предыдущего его брака, таким образом, сводный брат Джарта и Деспила. Славится как могущественный колдун, ловко манипулирует людьми, предпочитая оставаться в тени событий и даже отрёкся от престола Дворов Хаоса, весьма симпатизирует Мерлину. Он считает, что младший брат Джарт, возможно пытается убить Мерлина, чтобы занять трон Хаоса. При каждой встрече с Мерлином, младший брат постоянно терял какую-то часть тела; — мы больше узнаем о Джарте – оборотень и колдун, подготовленный во Владениях Хаоса. К тому же он обладает властью над Тенями. Маска намерен провести его через ритуал – через Фонтан Энергии. Ритуал, из-за которого Джасра потеряла мужа, который его прошел; — первое появление перед нами Корэл — принцессы Амбера, дочь Оберона и Кинты. Мать Корэл, Кинта, была женой премьер-министра Бегмы, королевства из близкой к Амберу тени. Долгое время никто, и сама Корэл, не подозревал о том, что в её жилах течёт королевская кровь — связь Оберона и Кинты тщательно скрывалась; — вечерние приключения в Арденнах, ну и кем является существо – бестелесный демон, которому нравится постоянно вмешиваться в дела Мерлина; — и к завершению – магическая схватка и « — Джулия! Но они уже исчезли».

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Знак Хаоса» — восьмая часть «Хроник Амбера».

Мерлин, главный герой и рассказчик, несколько проясняет ту запутанную ситуацию, в которой он оказался; хотя, ответы на многие ключевые вопросы ещё не найдены.

В целом, роман держит планку цикла, частью которого является. Каждая часть «Хроник» открывает нам новые подробности и сведения об Амбере, Хаосе и других мирах этой вселенной. В «Знаке Хаоса» мы, помимо прочего, ближе знакомимся с некоторыми родственниками Мерлина со стороны как Хаоса, так и Амбера. Узнаём мы также и о других существах (таких как Огненный Ангел и ти'ига) с территории Хаоса. А кроме того, в дело оказывается замешана политика — впервые упоминается о взаимоотношениях Амбера с соседними королевствами.

Присутствует здесь и фирменная интригующая концовка.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да... я так погляжу, что отзывы тут давно не оставляли) Но ладно, речь не об этом.

Дочитал я вчера третий роман из второго пятикнижья Амбера и не скажу, что остался сильно доволен от прочитанного. Вообще, роман мне чем-то напоминает «Знак единорога» (чем-то кроме названия): точно так же на протяжении всей книги ничего особенного не происходит, герои ходят оттуда сюда и отсюда туда, решают по ходу какие-то свои проблемки (тоже не особо захватывающие), а в самом конце — бабах! и неожиданный поворот событий, какая-то новая интрига. Получается как — роман классифицируется как «с множеством интриг», что скорее относится к циклу вообще, а не конкретно к этому произведению (в нем их — кот наплакал). Если бы я не читал все предыдущие части этого цикла, а взял бы и принялся сразу за «Знак хаоса», то на меня оно не произвело бы никакого впечатления. Интересует лишь общая картина развития сюжета, а не отдельно взятая в этом романе. Может быть, я ошибаюсь, но по-моему циклы должны составляться так, чтобы романы были одновременно и самостоятельны и объединены в единое целое.

Кто-то писал здесь, что не помнит о чем роман. Сказать честно, у меня такая же история с «Ружьями Авалона» и «Знаком единорога» и с этим произведением, наверное, будет так же. А все потому же — потому что запоминающихся моментов нет и сказать конкретно о чем был роман, особенно спустя время, сложно.

А теперь уделим внимание названию — оно же ни о чем. Прочитав до конца, я даже не сразу понял откуда оно взялось. Спросишь, у того кто читал, почему так называется, и услышишь довольно-таки туманное обьяснение. То же касается «Ружей авалона», «Единорога» и «Крови амбера». Все эти названия не имеют какого-то символизма в романе и взяты чисто «шоб было и как-то называлось». Во всех вышеперечисленных романах скучноватый сюжет разбавляет неожиданный финал книги. Такой рояль в кустах, который придает смысл всем этим похождениям туда сюда. В «Знаке хаоса» такой неожиданный финал есть, но он уже не спасает всей ситуации.

В общем-то говоря, чего-то похожего и ожидаешь на восьмой книге — не настолько затягивает, немного не та манера написания и уже давно не хватает тех шуточек, которые были в самом первом романе.

Может быть, ситуацию исправят оставшиеся два романа — посмотрим, вдруг и вправду что-то невероятное там случится. Будем читать.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Третья книга пятикнижия. Автор вводит новые сущности и новых персонажей. Мы окончательно понимаем, что Мерлин — другой герой, у него другие заботы и проблемы, и пишет о нем автор по другому. Он, если так можно выразиться, современный человек, не смотря на свои способности волшебника и умение трансформировать тело.

Ну и автор, конечно, умеет преподнести неожиданный поворот сюжета. Цикл не повторяет первое пятикнижие, он получается другим. Более приближенным к городскому фэнтези, что ли, если можно так сказать

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну вот. К третьей книге пятикнижия уже совсем другое отношение. Мир снова обретает формы, появляется какой-то смысл во всех путешествиях, битвах и разговорах. Зарождается наконец-то сюжет. Свои черты характеров начинают обретать все прочие персонажи, кроме Мэрлина и книга дотягивается до звания неплохой развлекательной литературы.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начинается восьмая часть в таком же стиле,как закончилась прошлая-действие разворачивается в наркотически-бредовых отражениях,созданных буйной фантазией Люка.

Ближе к середине упоминается изобретенная Мерлином машина Призрак,чьи неординарные способности могут сыграть важную роль при захвате Замка Четырех Миров.

Книга написана на уровне характерном для всех предыдущих.Что её невыгодно отличает от остальных,так это очень уж сильно бросающаяся в глаза нелогичность в поступках персонажей.Странно выглядит то что Мерлин практически во всем доверяет Люку,хотя достоверно известно,что последний неоднократно пытался убить его,а тут вдруг, объявив ни с того ни с сего, об окончании вендетты стал едва ли не лучшим другом и основным союзником в борьбе с таинственным чародеем по имени Маска.

Не укладываются в моей голове действия,а точнее бездействия Жерара,когда он буквально в нескольких метрах от себя видит человека,убившего Каина.Вместо того чтобы отомстить за смерть лучшего,насколько я помню по пятикнижию Корвина, друга он ведет себя абсолютно нейтрально.

При желании можно вспомнить и несколько других неточностей-нелогичностей.

Незнаю чем это вызвано,но читался «Знак Хаоса» поначалу достаточно тяжело-возможно из-за того что главный герой,как и окружающий его мир уже порядочно поднадоели.Острый интерес к книге появился ближе к концу ,когда Мерлин,Мандор,расколдовав Ясру объединили усилия против Юрта и Маски.

Понравилась идея безтелесных демонов тига,способных вселяться в людей.Интересно будет узнать в последующих книгах чем все-таки вызвана такая забота одного из представителей этой рассы о главном герое.

До глубины души поражен был неожиданнейшим финалом книги.Горю желанием дочитать оставшиеся части и разобраться наконец что там к чему.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

И снова интриги. На ГГ валится всё, что только может появится. Родственники плодятся с геометрической последовательностью. Если в романах про Корвина магии практически не было, то тут ею пользуются все кому не лень. Приключения продолжаются.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Драматичный и захватывающий роман. Держит читателя в постоянном напряжении, здесь раскрывается очень много тайн, да и конец очень неожиданный. Вот только Желязны переборщил, вставив в роман Льюиса Кэрролла с Зазеркальем. А так, вполне читаемо, не соскучишься!

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Приключения Мерлина продолжаются, и по мере их продолжения представление о происходящем меняется с завидной регулярностью, по мере поступления новой информации, а также разрешения кое-каких прежних линий.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мало Лабиринта, появился еще и Логрус. А уж отпрысков Оберона можно собирать в целую армию. Исчезает уникальность артефактов и способностей. Создается впечатление, что их штампуют на конвейере.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

А навряд ли их именно столько. Оберон славился своими бравыми похождениями далеко-о-о за пределами Амбера, поди и в Хаосе успел напортачить, так что неизвестно еще. :lol:

Мерлин в этом романе получает столько раз по загривку, сколько не получал в предыдущих романах. Что сказывается? «Дурная» наследственность ввязываться в неприятности и заполучать врагов? Здесь спасибо Корвину.

А в конце романа Желязны опять удивляет, уж в 3 или 4 раз за цикл, да так удивляет! Невольно чешешь лоб... =) :pray:

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх