Роджер Желязны «Люцифер»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Последний человек/люди на Земле
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Огромный мертвый город и человек, который приходит, чтобы хоть на несколько секунд оживить его.
Входит в:
— сборник «Двери лица его, пламенники пасти его», 1971 г.
— антологию «The Last Man on Earth», 1982 г.
— антологию «Beyond Armageddon», 1985 г.
— антологию «101 Science Fiction Stories», 1986 г.
— антологию «Heads to the Storm», 1989 г.
— сборник «Power & Light», 2009 г.
— антологию «The End of the World: Stories of the Apocalypse», 2010 г.
- /языки:
- русский (10), английский (10), эстонский (1)
- /тип:
- книги (21)
- /перевод:
- С. Барышева (2), И. Гурова (7), М. Денисов (2), С. Соловьёв (1), Ю. Хабихт (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Sergio Blanc, 11 августа 2023 г.
Грустный постапокалиптический этюд. Согласен с коллегами лаборантами, которые в предшествующих отзывах вспомнили и Сизифов труд, и Прометея. Аналогии с ними на мой взгляд более уместны в контексте сюжета, предложенного автором, чем работа, представленного нам в рассказе персонажа. Но Люцифер так Люцифер, что тут скажешь. Художник так увидел. Пусть будет. Ведь Карлсон тоже умел летать.
Один из многочисленных набросков писателя. Красиво, вдохновляюще, но не очень логично и не очень понятно.
Постмодерн рулит. А в этой традиции и простого инженера можно представить как ....
Читайте и осмысляйте смыслы этого текста. Как всегда у Желязны — каждый увидит своё. И это здорово.
Тимолеонт, 6 сентября 2024 г.
История Сизифа прям торжество надежды и самолюбия, если сравнивать с этой историей. Безмерно депрессивный и тоскливый рассказ про тот мир, который уже не вернуть, а ГГ может только мечтать о том, чтобы возродить некоторые воспоминания о прошлом. Очень яркая, эмоциональная и запоминающаяся история, от последних строк меня вообще мороз по коже пробрал.
AlisterOrm, 21 января 2025 г.
Lucifer — в самом невинном смысле, изначальном — «светоносец».
Зарисовка... Нас даже не волнует что произошло в мире — наш герой отказывается даже пробуждать мысли об этом. Он приходит в абсолютно пустой город, идёт в контрольное здание, запитывает его... Чтобы оживить город хотя бы на некоторый миг, чтобы снова увидеть сияющие огни, широкие авеню, представить себе, что по улицам едут машины, сигналят светофоры... Чтобы на миг вернуть прежнюю жизнь, которая навеки исчезла, хоть на миг создать себе иллюзий, что ты не одинок.
Но этот краткий миг самообмана должен доставлять страшную боль. Но он сладок, и к этим огням хочется вернуться снова, чтобы исчезнувший мир вновь был залит светом.
Yarowind, 22 июня 2023 г.
Помню этот рассказ еще с подросткового возраста – читал его в каком-то сборнике. Постапокалипсис, цивилизация закончилась, города ночами стоят в кромешной тьме. Но остались еще люди, которые помнят какими были города в эпоху своего наивысшего развития, как они светились огнями, видимыми за много километров. И эти воспоминания заставляют человека, может быть последнего из оставшихся, раз в год приходить на электростанцию, и прикладывая буквально нечеловеческие усилия, зажигать города буквально на несколько минут и проживать эти минуты в памяти, погружаясь в свои воспоминания, в то время, которое мы не ценили…
Deliann, 2 мая 2014 г.
Человек приходит в мертвый город. В очередной раз. Бесчисленный очередной раз. Он трудится в нем не покладая рук, стремясь вдохнуть в этот город жизнь. Спустя какое-то время ему это удается, но лишь на несколько секунд.
Понятно, что перед нами изящная постапокалиптика, история возможно последнего человека на Земле. Название полностью говорящее: «Люцифер», Светоносный. Но что если это не постапокалиптика? Что если наш мир существует именно благодаря таким труженикам, которые постоянно поддерживают жизнь в наших городах. А моменты угасания мира мы не помним, ведь мы в нем живем и угасаем вместе с ним. А может религиозный подтекст? Или же это о внутреннем мире человека, лежащего в коме? А может мне не стоит искать здесь глубинных смыслов? Люблю истории, подталкивающие к размышлениям.
Рекомендую всем ценителям умной фантастики.
Groucho Marx, 27 июня 2017 г.
Насколько можно понять, Желазны решил написать стилизацию под Рея Бредбери. В общем, получилось не хуже, чем у автора «Р значит «Ракета», но можно было бы этот рассказ и не писать. Эта история явно сочинялась на определённое количество слов для заполнения очередного номера нововолновского журнала «Новые миры».
Элегантно, лаконично и ни о чём.
Airwalk, 5 апреля 2015 г.
И как всегда Желязны не пишет -цельное полотно,а лишь маленькие наброски /зарисовки.то ли пыл закончился,то ли энтузиазм пропал,но перед нами лишь маленькие штрихи к будущей картине ,которая могла бы в действительности стать эпическим шедевром.а так 20 минут из Жизни пост апокалипсического Сизифа,безнадежно пытающегося электрифицировать погибший город.
Сказочник, 5 февраля 2013 г.
Люцифер Светоносный... Прометей, несущий свет для умершего уже народа, чьи труды остались бесполезными для бемолвного мира... Последний сын угасшего народа расцветил город красками, чтобы так же угаснуть, как все поколения до него... Безграничное одиночество давит на плечи. Люцифер Светоносный... Люцифер Ненужный...
god54, 6 июля 2011 г.
Второе название рассказа «Люцифер-светоносец» более точно передает сущность произведения и мне нравится больше чем первое, настраивающее на мрачный лад. Хотя вся атмосфера рассказа мрачная, ностальгическая... и почему-то вспомнился рассказ Шукшина, где герой тщательно и последовательно топит баню и все это описывается детально неспешно с упоением от каждого действия. Так и в данном рассказе автор упивается набором действий, описывая и детализируя каждое, словно боится приблизиться к финалу, понимая, что последует за ним. Мне кажется весь эффект рассказа в этом нагнетании чувства ожидания, смешанного с разочарованием.
rakinfant, 29 апреля 2012 г.
Каждый художник оставляет свой след в жизни.
Архитектор — на века, повар — на часы.
У кого как получается.
Пусть след будет коротким — но зато каким ярким!
Narizhna, 2 марта 2009 г.
Очень интересное воплощение постапокалиптической темы. Автор с почти неприкрытой нарочитостью умалчивает и то, почему опустели земные города, и то, почему главного героя не постигла участь других людей. В центре его внимания одно: невообразимое одиночество (даже не так — ОДИНОЧЕСТВО!!!) последнего человека на земле. И атмосферу этого одиночества, еще более горького на фоне почти по-детскому наивного хватания за последнюю соломинку, Желязны удалось передать великолепно.
Одно плохо: русский перевод довольно неуклюж.
alex1970, 21 января 2011 г.
Отличный рассказ. Последний человек на Земле пришел, чтобы может быть в последний раз увидеть огни большого города. Ради этого он готов на многое.
И он сумел принести свет на умирающую планету, пусть и не надолго.
Yujin, 27 мая 2008 г.
Мрачная атмосфера загадки умершего мира. Человек и одинчество, человек и прошлое. И все это на нескольких страницах. Желязны, как Мастер Слова, не монологично излагает свои мысли и мнения по теме, а дает лишь крупицу пищи для воображения и мысли читателя.
А названия лучшего и не придумать. Ведь с латинского Люцифер — «Светоносный».
Pupsjara, 21 апреля 2008 г.
Очень сильно мешала фамилия главного героя-Карлсон, при чтении такого серьезного рассказа настрой был более легкомыслен, чем надо бы. Почему рассказ назвали Люцифером так и не смог понять. Сам рассказ хорош, ради нескольких секунд возвращения в счастливое прошлое, Карлсон будет возвращаться еще не раз.
Вертер де Гёте, 19 апреля 2008 г.
От прежней жизни не осталось ничего и никого, но так хочется избавиться от беспросветного одиночества . Хотя бы мгновение.Оживить застывший мир на несколько секунд.Это не ностальгия, это-последняя надежда, последняя радость . Кто сталкивался с таким застывшим миром-тот поймёт.