Роджер Желязны «Ангел, тёмный ангел»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля)
- Время действия: Далёкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Тёмные ангелы, воплощённая смерть, карающая рука закона. Никто не может защитить тех, кто приговорён к смерти. Иногда обречённый успевает выстрелить первым, и на месте погибшего через секунду появляется новый ангел, который вершит приговор. Но однажды...
Входит в:
— журнал «Galaxy Science Fiction, August 1967», 1967 г.
— антологию «The Far-Out People», 1971 г.
— сборник «Вариант Единорога», 1983 г.
— антологию «Supermen», 1984 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
— сборник «This Mortal Mountain», 2009 г.
- /языки:
- русский (14), английский (5), итальянский (1)
- /тип:
- книги (18), периодика (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- К. Борелли (1), С. Гинзбург (2), А. Лидин (1), М. Симонетти (1), С. Сухинов (7), А. Тишинин (1), Н. Труханова (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Sergio Blanc, 6 сентября 2024 г.
Расказ в привычной для многих произведений «новой волны» проблематике. Бездушная цивилизация пытается контролировать всё и вся. Устами своей героини Галатеи автор говорит, что хомо сапиенс, оказавшийся в сетях регулируемой, почти механизированной жизни, теряет свои человеческие черты. Ктулху Милосердный, Желязны переживал об этом в далёком 1967 году! Что бы он написал о том электронном концлагере (куда уже почти загнали человечество) в котором мы существуем сейчас? Ха! Лично мне, действительно, любопытно.
Эта история напомнила мне красивую безделушку-сувенир, которую когда-то мне привезли друзья из заграничной командировки. Прям как в «Бриллиантовой руке». Смотришь на неё — лепота, а смысла в ней и пользы никакой нет. Очень контурно прописанные черты общества будущего, где всем заправляет зловещий Моргенгард, машина размером с город, не предлагает нам ответа на многие вопросы, которые возникают у читателя. Кого подавляют? За что карают? Каковы основные принципы регулирования, которое осуществляет Моргенгард? И прочая, и прочая, и прочая.
А так, как всегда у Желязны, красиво. Все эти фрески, странные дожди. Как там в тексте: «...и небо было розовым, и дул нежный ветер, и на далеких скалах Анкуса поднимался ареол от лучей солнца, преломленных в утренней дымке.»
Любовь, морковь и прочая романтика в лице крошечных шестиногих миниатюрных просветителей. Кого и чему они будут учить? Эх, ещё один вопрос, оставленный автором без ответа.
Желязны часто грешит недосказанностью, часто скрывает смысл внутри смысла, но в этой истории, что-то чересчур много неясности.
Все эти попытки романтизировать профессиональных убийц и превратить их, на очень невнятных основаниях, в героических борцов с системой, мы где-то уже встречали.
Не лучший текст автора. Любителям красивых оболочек и поверхностей рекомендуется эта поэтически-романтическая, лишённая глубины, антиутопическая зарисовка.
Да-да, именно зарисовка на тему «Любовь — страшная сила».
Тимолеонт, 5 сентября 2024 г.
Лучшее, что есть в этом бестолковом рассказе — схожесть с Ваховскими Астартес. Те даже называются в просторечии точно так же — Ангелы Смерти. Только в вахе ахинеи меньше — не вся безграничная Вселенная, а одна галактика. И не 10000 просто хорошо обученных и снаряжённых людей, которые служат по 15 лет, а миллион генетически модифицированных сверхвоинов, каждый из которых был великим героем ещё до того, как его заметили и завербовали на срок службы до полутора тысяч лет.
Ну и сюжет здесь достаточно аморфный, а идея излишне банальна — я такое всегда называл про себя вульгарным псевдогуманизмом.
amak2508, 26 февраля 2023 г.
Странный рассказ. Какая-то мрачная, чисто умозрительная фантазия, ничего общего с реальной жизнью не имеющая. А написанная только с целью внешней эффектности и красивости.
10 000 ангелов смерти (на самом деле никаких не ангелов, а специально обученных людей), которые то ли поддерживают порядок в обитаемой Вселенной, то ли регулируют численность её населения. И комп, который ими руководит. Каким образом выбираются люди для «выбраковки», кто оценивает степень их виновности и по каким признакам, где тут суд и почему каждого надо обязательно убивать — на это автор, думается, не сможет ответить и сам. Впрочем, также как и объяснить, почему такой критически важный компьютер в нужный момент оказался практически не защищённым.
В общем, это даже не рассказ, а какая-то красочная эмоциональная картинка, рассчитанная на то, что читатель полюбуется её, а задумываться над написанным не будет :).
Gourmand, 10 декабря 2014 г.
Красиво написанная пустышка. С фирменным Желязновским приёмом «по истории в абзац». С наслаждением от многозначительных фраз.
Но сложив кирпичики в правильном порядке, получается полная ерунда. Мега-супер машина, тотальный контроль, люди забыли, как думать. Ой-ой-ой. И всё это длится веками, ой, нет, всего 15 лет и 6 месяцев. И целая армия стражников следит за всей обитаемой Вселенной, ой, нет, всего 10 000 с перерывом на обед и двумя выходными. Со страшными Чёрными Перчатками. И человечество, расселившееся по многим планетам, за 15 лет деградировало настолько, что спасёт его только раса Наставников и Учителей, которые телепатически связаны и могут противостоять Ангелам Смерти, той самой жалкой горстке прислужников, генетически отобранных (им лет по 20 как минимум) ещё до создания Империи Контроля (которой 15 лет, если кто забыл).
Обидно, конечно, что за 15 лет не родился новый Эйнштейн, Вергилий или Леонардо да Винчи. Обычно-то они как грибы после дождя, только успевай собирать. И виноваты в этом, конечно, АСы.
Даже не знаю, что ещё сказать. А, вот, нашёл! Единственные прекрасные поэтичные строки во всей этой мешанине бессмыслицы:
«Где-то шел дождь. Обычный или искусственный — где-то всегда идет дождь, в любое время, когда вы только можете подумать о нем. Всегда помните об этом, если можете. [...] Где-то сияло солнце, в любое время, когда вы только можете подумать о нем. Всегда помните об этом, если можете. Это очень важно.»
Oreon, 10 марта 2017 г.
Полностью согласен с отзывом про пустышку. Сама тема про машину, которой поручили управлять человечеством, может и интересна, но реализация никакая и герои не убедительны. Может во времена написания это и было свежо, сейчас же смотрится достаточно банально, а с учётом качества реализации, то и скидку на возраст делать не хочется.
Deliann, 14 ноября 2013 г.
Перед нами своего рода антиутопия. Люди живут в мире и процветании, заплатив за это своей свободой и человечностью. Нет войн, научных открытий, революций. Контролируется все благодаря Ангелам Смерти. Это такая новая профессия, представители которой являются совершенными машинами для убийства. История вертится вокруг Стайна, вышедшего в отставку Ангела Смерти, который получает весьма необычное задание.
Достаточно нетривиальный рассказ. Повествование обрывочное и представляет собой ворох сцен. Читатель сразу окунается в происходящее, и вначале вообще ничего не понятно. Постепенно количество вопросов уменьшается, однако все свои карты Желязны раскрывает только в конце.
Если вам понравился фильм «Эквилибриум», и вы хотели бы прочитать что-то подобное с еще большим упором на фантастику, то этот рассказ точно придется вам по душе.
Ashenwail, 15 июля 2016 г.
На удивление мир прописан банально и поверхностно — мир-машина, люди-роботы, тотальный контроль и всё такое. Но как приятно ощутить всплеск эмоций, всепоглощающую силу любви там, где её по определению не должно быть!
История про конёк Желязны: супермены борются с системой и побеждают. Читать интересно
Archery, 28 августа 2015 г.
Ангел — это очень красиво, черный ангел — вообще захватывающе поэтично. Ангел смерти, шинигами — романтика.
Но он все равно, что робот, просто робот управляемый другим холодным разумом. Всех устраивало, снимало ответственность, эффективно
Dorna, 5 июля 2011 г.
Где-то всегда идет дождь.
Где-то по естественной причине умирают люди, где-то в оранжерее распускаются цветы, а где-то разрушается то, что строили пятнадцать лет, три месяца, две недели, четыре дня, восемь часов, четырнадцать минут и одиннадцать секунд.
Удивительный рассказ, создающий тонкую атмосферу печали и надежды. Хочется верить в лучшее, но что бы лучшее стало реальностью, всегда приходится чем-то жертвовать. Или кем-то...
Советую к прочтению. Особенно, когда дождь идет за вашим окном.
Anastasia2012, 12 сентября 2011 г.
Маленький шедевр. Основная масса идеи переплетена тонким ароматом междустрочья. Машины и люди, действия и мысли, долг и эмоции. История не вершится одним взмахом руки (хоть может и прерваться им), но складывается из множества поступков, встреч, решений (что и проиллюстрировал автор до момента дуэли).
god54, 8 июля 2011 г.
Прекрасная идея, которая, к сожалению, намечена только штрихами, об остальном нужно додумывать самому. В остальном красивый рассказ, очень похожий на сотни современных фантастических боевиков, которые сегодня каждый день можно видеть на экранах наших телевизоров. Может в свое время он и был нов, но не сегодня. Литературный прием передачи материала, конечно, красив, актуален и почти совершенен и доставляет эстетическое удовольствие при чтении.
Сказочник, 11 августа 2011 г.
Молоко за вредность, ранняя пенсия :gigi: Классический желязновский рассказ, где даже винитики громадного механизма весьма и весьма харизматичны.
dio, 14 мая 2009 г.
Интересный рассказ, тоталитарный контроль суперразума над человечеством и регулирование его развития. На этот раз суперразум исскуственного происхождения. Но если это отбросить, то получается интерпретация одной из библейской легенды.
квинлин, 16 сентября 2007 г.
Уверен, что у этого ангела предками были наши соотечественники: им двигала великая сила «назло». Иначе как бы он пробился к своему шефу и смог бы его уничтожить с такой легкостью?:)
lumara, 31 марта 2009 г.
жаль, что это только рассказик. развернуть бы идею, целый же мир!