Роджер Желязны «Любовь — мнимая величина»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Мифологическое )
- Общие характеристики: Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Бессмертие | Сверхъестественные способности, супергерои
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Как они поймали его? Несмотря на монашеский капюшон и классическую латынь. Он произнес слово, посадившее его на лоснящуюся спину единорога, молнией прорезающего черный лес. Погоня продолжалась. Он преодолевал множество преград, ибо Любовь не боится такой преграды, как Время.
Входит в:
— сборник «Двери лица его, пламенники пасти его», 1971 г.
— журнал «Если 1991'1», 1991 г.
— антологию «Роджер Желязны, Роберт Силверберг, Альфред Бестер. Мастера американской фантастики», 1991 г.
— антологию «Месть роботов», 1992 г.
— журнал «Супер Триллер №15 (102)», 2006 г.
— сборник «Power & Light», 2009 г.
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
AlisterOrm, 15 января 2025 г.
На этот раз Желязны переосмысливает, точнее, продолжает легенду о Прометее, который продолжает нести людям пламя, несмотря ни на что. Он не боится наказания, хоть и знает, что оно будет суровым, ведь им движет высокая и светлая цель — принести людям счастье и радость познания. Может ли бессмертный жить просто так, наслаждаясь своей божественной властью, или лучше отдать своё во имя того, во что ты веришь? И Прометей по прежнему несгибаем, хоть и знает, что орёл снова будет клевать его печкень.
Sergio Blanc, 18 июля 2024 г.
У Желязны это бывает: взять классический мифологический сюжет и пафосно обыграть его «не знамо» как, но с претензией на космологическую глубину.
Упоминание об орле, клюющем печень и змее, плюющей ядом, позволяет многим идентифицировать главного героя истоии как Прометея, а его преследователей как богов Олимпа. Но мы ведь знаем автора. Он наверняка, когда выпускал из себя этот поток сознания, вообще не это имел ввиду.
Ладно, Ктулху с ним, с «потоком». Согласен с теми, кто считает эту зарисовку на вечную тему: можно ли человечеству доверить знания и повести его по пути прогресса — не очень внятной. И никакая любовь, никакая Стелла рассказ не спасает.
Не лучшее творение Желязны.
Тимолеонт, 25 августа 2024 г.
Берём сначал Прометея,
Потом скандинавского Локея,
25 загадок,
17 непоняток,
Любовную линию и предательство туды.
Рассуждения о благе человечества и рассказ готов!
Yarowind, 16 декабря 2021 г.
Еще одна версия мифа о хорошем Прометее и плохих богах, которые мешают ему, и не дают человечеству развиваться. Скучновато.
zdraste, 24 ноября 2017 г.
Во всем рассказе, меня задел этот диалог, обе стороны в чем то правы. Действительно, технический прогресс опережает духовное развитие человека. Мысли таки быстрее техники развиваются, но не все имеют возможность реализовать свои идеи. К тому же в истории не мало примеров, когда технически развитое государство было уничтожено варварами и религиозными фанатиками, как то Персидская империя под натиском насажденной насильно мусульманской религии арабскими племенами полностью поменялась, можно сказать, что исчезла ( а ведь в Персидской империи существовала канализация, приток воды, чего не было в «просвещенной» средневековой Европе). Главный герой не во всем прав, войны отбрасывают развитие цивилизации к средневековью. Бывает ли прогрессивное оружие? Водородная бомба это технический прогресс?
— Сначала развиваются мысли и техника, люди изменяются медленнее, — сказал я, спешиваясь и подходя к нему. — А такие, как вы, отбрасывают целые миры к средневековью и мракобесию. Мне жаль, но я должен это сделать.
Может ли технический прогресс больше направленный на наращивание вооружения, считаться прогрессом?
Сначала Прометей принес людям огонь. Потом «китайский дракон» изобрел порох. Ну а в будущем это перенесется в околоорбитальное пространство планеты Земли?
И буду бороться до самого конца, Всегда и Везде, и выиграю в один прекрасный день.
Главное, чтобы после этого выигрыша не наступил Апокалипсис, потому что, тут не выигрывать нужно ,а договариваться с противоборствующей стороной, идти друг к другу на компромиссы.
Спасибо за совет Тиань.
Groucho Marx, 29 июня 2017 г.
Рассказ настолько краток, пафосен и невнятен, что его можно понять буквально как угодно. Да, Прометей, Люцифер и монах Бертольд Шварц в одной упаковке — и что это должно означать? Неудержимый порыв человеческого духа к интеллектуальной свободе, вот что! Но кто этот дух пытается удерживать? И почему? Тут Желязны смущённо бормочет что-то труднопонимаемое про могущественных жыдомасонов с планеты Нибиру.
Получается, по Желязны, что своими достижениями человечество обязано неким мистическим силам и само собой представляет не более чем набор марионеток, которыми манипулируют божественные сущности. Конспирологичненько! Многим нравится, а как же.
Через несколько лет Желязны, исправив и дополнив этот рассказик, создал свой самый популярный фэнтези-сериал про Принцев Амбера. А пока — проба пера, разминка пальцев, упражнение в пафосе.
A.Ch, 2 апреля 2017 г.
Что есть мнимое или воображаемое? То, что вот здесь близко, видишь или хочешь видеть, дотянешься рукой, но оно исчезнет, погаснет, сбежит. Но ощущалось же! Ведь было? Так и любовь по Роджеру Желязны есть то, что мы хотим, но не получаем.
Прометей, вечно приносящий людям огонь и снова и снова наказываемый за это. Динамика погони во всех направлениях и временах прочувственна, понятна и имеет нужное место в повествовании. Мифология + философия переплетаются под пером автора в подобие не нравоучительной, но интересной притчи.
Но самое главное, что изменил автор в классическом мифе, то, что муки одиночества гораздо легче переносятся, если эти муки вдвоём.
Oreon, 10 марта 2017 г.
Одно из самых нестандартных произведений на тему Прометея, которые мне доводилось читать. Жаль немного сумбурное, обрывчатое, с открытым началом и концом — создаётся впечатление незавершённости и вырванности из контекста. Зато динамичное и оставляет после себя ободрительный настрой (ну по крайней мере я вижу усилия героя рассказа не напрасными, герой не ломается и полон решимости продолжать свои потуги).
Обычно в рассказах на тему Прометея сюжет либо в плотную завязан на греческом мифе, либо делается упор на тему заслужили ли люди такую жертву или как бы они приняли своего героя. Здесь же тема задета намного более широко и звучит по реалистичности как приличная современная фантастика, а не как древний миф. Так что остановился таки на оценке 8, за нестандартность раскрытия темы, хотя, имхо, немного не дотягивает.
Тиань, 16 апреля 2016 г.
Рассказ посвящен теме прогрессорства с явной отсылкой к мифу о Прометее. На одном полюсе прогресс технический, который облегчает жизнь людей и делает их более независимыми от природы с ее переменчивой стихийностью. На другом — постулируемый приоритет этического развития человека, которое должно соответствовать уровню доступной ему науки и техники. Вечно актуальная тема. Вопросы, однозначного ответа на которые нет.
Герой рассказа выбирает прогресс технический, невзирая на недовольство неких противоборствующих весьма могущественных сил. Его выбор — его право. Но аргументы другой стороны звучат разумно. Изобретение пороха дало толчок в первую очередь военному делу. Герой жаждет принести людям свет знаний. А древняя книга гласит: «Многие знания — многие печали, и умножающий знания приумножает скорбь...»
Прогрессорство — вещь далеко неоднозначная. Прометей желал блага людям, но благие намерения ведут все мы знаем куда. Любовь есть мнимая величина не только применительно к Стелле. Любовь к человечеству также требует осторожного взвешенного подхода, дабы не навредить... Но жаждущий познания разум и гордыня несущего свет чужды соображениям такого рода. Они революционеры, они ломают устоявшийся порядок и тащат миры вперед, расплачиваясь за это собственной печенью, свободой, жизнью.
И что-то меняется. В вопросах этики тоже. Противостояние прогрессивного и консервативного вечно, как мир. Пока оно не прекращается, мир есть.
Желязны, как всегда, очень хорош в малой форме. Он умеет на совсем маленьком объеме раскрыть идею и расставить все точки над «и», а заодно показать, что точки эти в окончательном варианте не расставляются...
artem-sailer, 11 августа 2015 г.
Много пафоса из ничего. Очередной пересказ на тему вечного мотива. Герой лишён индивидуальности и внятной мотивации. Проходная халтурка, развенчивающая авторитет знаменитого писателя и отбивающая желание читать его дальше.
Что-то я сегодня топчусь по Желязны — с утра уже прошёлся по нескольким рассказикам. Не с той ноги встал?
Фалкон, 27 августа 2015 г.
Завязка (если этот термин применим к короткому рассказу) крайне напоминает Хроники Эмбера, конкретнее — Девять принцев Эмбера, по крайней мере, по шести позициям:
2. За ГГ надзирает приставленная женщина.
3. Это «заключение» организовано врагами ГГ.
4. ГГ обретает память и, вместе с ней, Силу.
5. ГГ тут же сбегает и начинает путешествовать по тому, что я, опять-таки, могу оценить как только как некие Отражения/Тени.
6. И даже — побег производится на автомобиле.
Обнаружив указанное обстоятельство, испытал изначально негативные эмоции, от которых, впрочем, быстро избавился. Этот рассказ — некая притча, с использованием мифологических элементов. Изначально непонятное название рассказа в самом конце довольно убедительно объясняется.
Еще любопытно, что общее впечатление от рассказа может быть либо мрачным и пессимистичным, либо, наоборот — дарующим Надежду. Какой вариант избрать определяет сам читатель.
Оценка — 7
Deliann, 2 мая 2014 г.
Судя по всему, Р. Желязны очень неравнодушен к мифу о Прометее, т.к. к теме жертвенности высшего существа ради блага всего человечества он обращался уже не раз. Любимый мой роман у него — «Князь света» — целиком посвящен именно этой теме. Один из любимых рассказов, который называется «Ключи к декабрю», тоже про это. И вот, «Снова и снова».
Это динамичная история о сверхъестественной сущности, личности, которая не может успокоиться и стремится помочь людям, принести им такие дары, от которых развитие пойдет вперед и человек станет гораздо более просвещенным и мудрым. Это история побега, очередной попытки главного героя сбежать, отступить, чтобы вновь принять бой за свои убеждения и вновь проиграть. Снова и снова. Даже пленение любовью он не принял и отринул это.
Рекомендую все любителям сюрреалистического экшна с философским наполнением.
Сказочник, 17 ноября 2011 г.
Прекрасная притча о тех упрямцах, которые готовы снова и снова приносить себя в жертву, лишь бы человечеству в целом стало хоть немного лучше. Да, фанатики, да, бессмысленно в тысячный раз наступать на одни и те же грабли, но вот что лучше — ярко вспыхнуть и быстро сгореть или медленно тлеть, каждый решает сам...
god54, 6 июля 2011 г.
Рассказ-притча о том, что важнее технический или этический прогресс, который так хорошо проявляется сегодня в борьбе человечества с клонированием, коллайдером и генномодифицированными продуктами и т.п. Зато возрождаются Ванги, Кашперовские, программы ТВ с экстрасенсами и т.п. Написано хорошо, увлекательно, но, если бы этому придать более повествовательное направление был бы очень неплохой рассказ или повесть.
sanchezzzz, 27 декабря 2010 г.
Сюр-мифо-психоделическая зарисовка истинно в стиле Желязны. Так путанно и так ясно; так красиво и так жестоко; так оптимистично и так безнадёжно. Читаешь этот рассказ, больше похожий на Стих и Песнь, и словно бы смотришь такой чудной видеоклип, в котором пестрые кадры меняются друг за другом кажется совсем без связи между собой, но которые в итоге составляют единое полотно. А 25-м кадром сидит в голове крик Прометея из советского мультфильма: «Я хотел помочь людям, неужели вы этого не понимаете?! Я хотел помочь людям!! И я помог им!!!»
Отличная вещь!