Роджер Желязны «Девушка и чудовище»
- Жанры/поджанры: Фэнтези
- Общие характеристики: Пародийное
- Место действия: Неопределённое место действия
- Время действия: Средние века
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Племя, поклоняясь Богам, совершало жертвоприношение. Старейшины избрали в качестве жертвы молодую девственницу и отвели в грот, накормив листьями Забвенья. Так они делали каждую весну и осень. Их становилось всё меньше и меньше, но никогда ещё они не осмеливались наблюдать, что будет делать с жертвой их Бог...
Входит в:
— журнал «Galaxy, December 1964», 1964 г.
— антологию «The Ninth Galaxy Reader», 1966 г.
— сборник «Двери лица его, пламенники пасти его», 1971 г.
— журнал «Селена № 1», 1989 г.
— антологию «Послание Фениксу», 1991 г.
— антологию «Роджер Желязны, Роберт Силверберг, Альфред Бестер. Мастера американской фантастики», 1991 г.
— антологию «Фата-Моргана 1», 1991 г.
— антологию «Месть роботов», 1992 г.
— антологию «Creature dello spazio profondo», 1999 г.
— сборник «Power & Light», 2009 г.
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Prosto_Chitatel, 10 апреля 2025 г.
Простенький рассказ-перевертыш, где автор меняет местами жертв и победителей, людей и драконов. Если бы не мощнейший непробиваемый авторитет Желязны, другому бы точно можно было бы заменить слово «простенький» на что-нибудь еще... попроще, но к такому мэтру как-то не поднимается рука быть до конца объективным. Хочется видеть в этом нечто бОльшее, нежели слабый анекдот с не слишком изобретательной концовкой. Конечно, можно надеть вместо одних пару розовых очков и поискать дополнительных смыслов, однако куда как правдивей просто расслабиться и попытаться насладиться тем, что есть. Для скорострелов — тут как раз удовольствия ровно на полторы минуты.
Возможно, именно из таких карапулек прошлого товарищ Гейман и черпал вдохновение для своих мегапроизведений на полстраницы или даже один абзац, где достаточно вбросить идею, так скзатать, посеять зерно, а там, чтобы проследить, как всходит или, не дай БожЕ, растет — это уже никому не важно.
AlisterOrm, 14 января 2025 г.
Снова рассказ-шутка, но на этот раз неудачная, уж больно посредственно обыграны образы, которые переворачивает для нас автор. Культурного шока не возникает, поскольку нет эффекта «внезапного поворота», и смена образов, в силу своей очевидности, нас не шокирует, как в «Lady of Steel». Микрорассказ жанр сложный, вот и Желязны на этот раз прокололся.
genametr, 15 января 2025 г.
Ну наворотили в коментах %) Как тут можно чего-то не понять? Чисто по памяти:
ps перечитал рассказ — ну да все так и есть. Даже прозрачней чем мне помнилось.
Тимолеонт, 23 августа 2024 г.
Иногда шутка — это просто шутка. Видеть в этом предвестника современной тухлой повесточки — всё равно что видеть её в Древнегреческом театре, в котором женщин играли переодетые мужчины.
А этот рассказ ни на что большее и не претендует — тут большинство отзывов ненамного меньше всего текста. Ну а что? Текста на час-два работы, а гонорар всё равно будет заплачен, хоть и небольшой).
Вертер де Гёте, 27 июня 2008 г.
Интересно: чем чаще я перечитываю этот рассказ, тем он больше мне нравится. После первого прочтения он не произвёл должного впечатления, я перечитал его через несколько лет и подумал: «Тут что-то есть!», теперь же миниатюра кажется мне очень симпатичной. Скорее всего я просто становлюсь старше и всё больше понимаю, как много в этой жизни зависит от позиции наблюдателя, как меняется мир если просто посмотреть на него под другим углом. Каждый сам выбирает себе богов и способы безропотного поклонения им.
Deliann, 30 марта 2014 г.
Тот случай, когда рассказ стоит читать не единожды. Сперва я его читал на автомате, не особо ожидая подвоха в конце. Но в какой-то момент мозг начал реагировать на странности, а концовка оставила в задумчивости. Так что тут же перечитал уже внимательно и в очередной раз восхитился таланту Роджера Желязны. В маленький рассказик втиснуть историю о жертвоприношении и поклонении жестоким богам, а затем перевернуть ее с ног на голову, да так, чтоб вдумчивый читатель получил настоящее удовольствие от происходящего — это очень здорово.
Тот случай, когда рассказ рекомендуется вообще всем любителям интеллектуального юмора.
Sergio Blanc, 17 октября 2023 г.
В этом коротком тексте нет никакой глубины. И не надо её искать. Привычная, особенно для современной цивилизации, картина: всё не то, чем кажется.
Постмодернистская зарисовка. С таких историй начиналась сегодняшняя «либероидная повесточка», переворачивающая всё с ног на голову. Я очень люблю творчество автора, но такие истории мне очень не близки.
Вот так открываются окна Эвертона. Сначала рыцарь — это чудовище, а затем его можно превратить в .... Ха! Недавно увидел немецкую детскую книжку, где на обложке рыцарь отворачивается от принцессы в сторону кокетливо нюхающего цветок смазливого ДРУГОГО рыцаря. Смысл, я думаю, вам ясен.
Against The Modern World!
Yazewa, 27 марта 2010 г.
А я глубины тут особой не увидела. Неожиданного поворота для микрорассказа, наверное, достаточно, но интересным его назвать я не могу. Улыбнуться можно, но не более.
Pickman, 9 апреля 2008 г.
Рассказ-перевертыш, каких в фантастике сотни. Я такие люблю даже сильнее, чем сладкую вату и йогурты (а их я очень люблю), но из собственного опыта знаю, что внезапный удар пресс-папье по башке тогда по-настоящему внезапен, когда до кабинета, где мне этот удар нанесли, я добирался через пару дюжин коридоров. Если без метафор, то хороший перевертыш в моем понимании — это не очень короткий рассказ/повесть/роман с очень короткой и мощной концовкой. А «Девушка и чудовище» ненамного длиннее моего отзыва.
Хотя для человека, нового во владениях Его Величества Фантастики, этот микрорассказ может послужить откровением.
mastino, 17 ноября 2007 г.
Можно создать великолепное произведение, форматом в 1 страницу? Можно, и этот рассказ, ярчайшее тому подтверждение.
elfy, 13 ноября 2007 г.
Полсотни строк, но эмоционально. Покорность — спутник гибели. Не только для индивидуума, но для народа. Как бы этот народ не выглядел.
ЛитАлхимик, 2 сентября 2017 г.
Рассказ-зеркало. Каждый читатель видит в нем себя любимого. Кто-то не поймет, кто-то не увидит глубокого смысла, кому-то скучно, кому-то интересно. По мне так это один из лучших рассказов в жанре, простоя, ясный и короткий, но при этом живой и заставляющий думать и перечитывать.
Доктор Вова, 21 января 2011 г.
Великолепный рассказ Великого Мастера! С каждым новым прочтением он раскрывается по новому. И каждый раз я замечаю какие-то новые детали, которые становятся важны именно в этот раз. При такой малой форме вместить столько глубокого смысла. Знаете, я бы сравнил его с озером Байкал: при относительно скромных размерах (если сравнивать с бОльшими водоемами) , глубина его такова, что суммарный объем делает его самым большим сухопутным озером на Земле. Такая же ситуация и с этим рассказом. И читать всего минуту, а смаковать можно днями! Браво, Автор!
god54, 5 июля 2011 г.
«Краткость — сестра таланта». Так и это простое произведение своим сюжетным решение заставляет читателя думать, а это уже многого стоит. Приготовьтесь к тому, что его надо прочитать раза два, а то и три, не спешите... ответ придет сам. Но это так прекрасно, когда тебе не подсказывают, а ты доползаешь сам.
Sawwin, 1 января 2011 г.
Крошечный рассказик-перевёртыш, какие пишутся сотнями. Он был бы не замечен читателями, если бы его написал не Желязны, а кто-то другой. Но вот что интересно... Самый приём перевёртыша стандартной для фэнтези ситуации, переводит рассказ из области фэнтези в разряд фантастики. Вероятно, потому, что приём перевёртыша тоже стандартен, причём стандартен для НФ.