Виктор Пелевин отзывы

Все отзывы на произведения Виктора Пелевина



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 1825

  Страницы: «(–10)   1  2  3  4  5 . . .  9 10 11 12 [13] 14 15 16 17 . . . 33 34 35 36 37   (+10)»   (+24)»»

«Смотритель» [Роман-эпопея]
–  [ 6 ]  +

Кропус, 13 января 2020 г. в 01:03

По началу нравилось и было любопытно, но конец автор просто слил в пустоту, буквально! Ничего нет, нам просто всё кажется, но нас тоже нет и мы кажемся сами себе. Даже любопытно, как оценит книгу будист. Но я — не будист.

Ещё момент, если прошлое физически не существует, а в тексте на это указано прямо, то как может существовать протянувшийся через время змей?! Или я чего-то не понял?

Оценка : 3
«Затворник и Шестипалый»
–  [ 6 ]  +

Yosho, 17 октября 2019 г. в 21:32

Повесть прекрасный образец раннего Пелевина. Светлый и веселый.

Почитал отзывы. Создается ощущение, что те кто не оценил юмор, видимо просто Кастанеду не читали)

Затворник и Шестипалый по сути пародия по мотивам Кастанеды и если не читали оного, то половина шуток просто могут быть непонятны.

Кстати это касается и многих других ранних книг Пелевина. Чтобы полностью понимать все шутки, надо Кастанеду прочесть)

Оценка : 10
«Ухряб»
–  [ 6 ]  +

Чичеро, 06 октября 2019 г. в 15:13

Психологически убедительное описание патологического состояния.

Приятно, что это только рассказ (с Пелевина станется и целый роман такому ухрябу посвятить).

И, как вовремя законченная история, может быть соотнесён с такими шедеврами русской классики, как, например,

гоголевская «Шинель» и «Записки сумасшедшего», достоевский «Двойник», чеховский «Человек в футляре» и «Палата №6»...

Оценка : 9
«Искусство лёгких касаний»
–  [ 6 ]  +

Manowar76, 28 августа 2019 г. в 12:34

Почему решил прочитать: моя ежегодная порция Пелевина! С пылу с жару!

В итоге: впервые за долгое время чувствую некоторую растерянность перед написанием отзыва… За пять дней с начала продаж книги вышло уже столько рецензий на томик, что сказать что-то новое очень сложно и почему-то даже не очень хочется.

Три повести, мало связанные друг с другом. Суммарно похоже на «П5 (Пэ в пятой)» и в чуть меньшей степени на «Ананасную воду для прекрасной дамы ». Но при этом все повести, особенно центральная, увязаны в пространстве PelevinVerse, общей для большинства произведений Виктора Олеговича.

«Иакинф» лично мне напомнил, как и некоторым другим рецензентам, «Кормление крокодила Хуфу». Почему-то светлый по настроению и очень несложный триллер-страшилка, развязка которого становится ясна практически сразу, даже если не задаёшься целью разгадать манёвр автора.

Главный конспирологический элемент – божество Сатурн/Кронос/Время и поклоняющиеся ему долгоживущие жрецы.

Хлёсткие, злободневные, но при этом какие-то ленивые афоризмы, высмеивающие общество потребления, прилагаются.

Что смутило — человек, бывший юношей в девяностые, спрашивает у четырёх 20-30-летних друзей, знают ли они, кто такие экстрасенсы... Вся четвёрка, в принципе достаточно образованная, в один голос уверяет, что им это слово незнакомо... Да ладно!? Не верю, Виктор Олегович! Страшно далеки вы от народа! Сейчас, как минимум, существует заслуживающий внимания феномен многосезонного реалити «Битва экстрасенсов».

«ИЛК» — наконец-то Пелевин отдал должное «дэнбраунщине». Дмитрий Быков ещё в 2006 изящно поупражнялся в этом жанре в «Коде Онегина».

Некий Голгофский проводит расследование, посвящённое гаргойлям, химерам, ноофрескам и, в конечном счёте, властью над миром.

Конспирологическая картина мира – спецслужбы, манипулирование с помощью СМИ и Интернета, Разум как божественная сущность. В эпизодах – масоны, бывшие нацисты, двинутые египтологи и французские интеллектуалы, начиная с Руссо и де Сада.

Актуальная повестка последнего года отработана на ять: жёлтые жилеты, пожар в Нотр-Дам, дело Скрипалей. Причём всё это достаточно слабо увязано с магистральным расследованием главного героя.

ПВО опять, не стесняясь, ругает литературных критиков, в какие-то моменты практически напрямую полемизируя с рецензией Юзефович на прошлогодний роман.

«столыпин» – эпилог к прошлогодней «Тайные виды на гору Фудзи» . Страшный, зверино-серьёзный мир зэков, оттеняющий своим ужасом потребительский рай олигархов. Мощно. Предельно цинично и издевательски, но при этом максимально правдиво.

Спасибо другим рецензентам за расширение контекста! Разве я мог знать, что египтолог Солкинд — это пародия на реально существующего альтернативного учёного Солкина, а Голгофский — это якобы некий реальный писатель Галковский. Разве не прочитав ещё «Венерин волос» Шишкина я мог бы понять, что лодка, нарисованная над шконкой – это не просто так, а кивок Шишкину. По мнению Галины Юзефович в «ИЛК» есть отсылки и к «Седьмой функции языка» Лорана Бине. Но я, дочитав «Седьмую функцию» на данный момент до середины, особых параллелей, кроме условностей «дэнбраунщины», не заметил.

Выше? Ниже? Лучше, хуже других произведений? Примерно на одном уровне. Может, не так ярко и необычно, как романы, действие которых происходит в будущем/прошлом или странных мирах («S.N.U.F.F.», «t» «Смотритель», «iPhuck 10»), но вполне сравнимо с вещами, разворачивающимися в условно нашем мире («Empire V», «Бэтман Аполло», «Тайные виды»).

9 (ОТЛИЧНО)

Оценка : 9
«Краткая история пэйнтбола в Москве»
–  [ 6 ]  +

Manowar76, 20 мая 2019 г. в 12:04

В итоге: рассказ, написанный для декабрьского номера Playboy. Естественно, раньше не читал.

Очень изящная вещица, рассказывающая нам, чтобы было, если бы пацаны перестали стрелять друг друга по настоящему, а ограничились бы пейнтбольными красками.

Понравилась непроговариваемая вслух метафора «заграница=загробная жизнь».

Также вызвала улыбку буквализация байки про Гимнаста с креста. Главному герою привиделся небесный спортзал с двумя золотыми кольцами и пустотой между ними, где должен висеть Гимнаст. Потрясающе.

Это уже знакомый нам на последующим романам ироничный Пелевин, то ли стебущий, то ли преклоняющийся перед братками и банкирами.

Оценка : 10
«Затворник и Шестипалый»
–  [ 6 ]  +

_xander_, 15 мая 2019 г. в 15:34

Понравилось. Можно сказать, что знакомство с автором оказалось удачным.) Про социально-сатирическую подоплеку повести в отзывах и до меня написали достаточно, по большей части с ними согласен и дублировать не вижу смысла. Но по прочтению не остовляет ощущение, что я прочел классическое фэнтези с отмеченным судьбой героем, с всезнающим опытным наставником и другом, скитаниями, ломкой мировоззрения и изматывающими тренировками, финально-смертельной битвой с участием «богов» и, как награда, обретение новых, чудесных способностей и целого нового мира))) Практически перумовское «Кольцо Тьмы» в сокращенном варианте.)

Оценка : 8
«Жёлтая стрела»
–  [ 6 ]  +

eatenbrain1, 27 апреля 2019 г. в 13:07

Первое прочитанное произведение у Пелевина...

Что ж, пару дней ходил, будто «плитой придавленный». Умеет автор «загрузить» в чужой мозг свои мысли...

Если в целом, то — красивый язык, мегасимволизм каждой фразы и тонны философии «за кадром».

Мне очень понравилось.

Конечно, когда уже сочувствуешь ГГ, то хочется чего-то более определённого в финале, конкретного, что-ли. Но жизнь — она ведь никого не балует! Сапогом по носу сьездить — это уж запросто. А плюшки халявные — так они только у писателей-фантастов :)

В общем, финала хочется такого, чтоб был стопроцентный «хеппи энд», а автор нарочно делает последнюю сцену размытой — мол, каждый по-своему понять должен.

Оценка : 8
«Принц Госплана»
–  [ 6 ]  +

Manowar76, 04 апреля 2019 г. в 14:26

Сначала немного цитат:

«Саша ненавидел Бориса Григорьевича той длительной и спокойной ненавистью, которая знакома только живущим у жестокого хозяина сиамским котам и читавшим Оруэлла советским инженерам.»

«Господи, – вдруг подумал он, – а я ведь действительно живу в этом… в этой… Стою пьяный в очереди за портвейном среди всех этих хрюсел – и думаю, что я принц?!»

Очень добрая и элегическая вещь, написанная просто и без красивостей. Немного суфизма, немного буддизма и много любви к старым досовским играм. Играл практически во всё, но, к своему сожалению, даже никогда не слышал про бродилку «Targhan» про варвара. Очень жаль.

Оценка : 9
«Тайные виды на гору Фудзи»
–  [ 6 ]  +

necrotigr, 19 марта 2019 г. в 22:04

Как написать книгу Пелевина? За основу взять буддийское учение о пустоте и нирване, добавить древнюю мать-землю, приправить острыми злободневными шутками, и не забыть обновить антураж. В новом романе нет Angry Birds и айфоны упомянуты вскользь, зато сильно достаётся Илону Маску. В литературном плане хороша завязка и структура романа, такая закольцовочка. Порадовали подробные — возможно, наиболее подробнве из всех книг — объяснения по медитации. А помимо чувства дежавю огорчила концовка — как-то слабовато, да и вообще линия феминисток-игуан играет только на злободневности движения #metoo, а по сути совершенно искусственно пристыковано.

Итог: читать стоит, но без особых надежд. На будущее. Которого нет.

Оценка : 7
«Водонапорная башня»
–  [ 6 ]  +

Manowar76, 19 февраля 2019 г. в 11:55

Почему: в рамкам проекта по перечитыванию всей малой прозы Пелевина. По рассказу в день.

В итоге: поток сознания длиной в целую жизнь и всего в одно предложение. Из известных писателей похожей длины предложения позволял себе только гуру ланиноамериканского магреализма Маркес. И то они у него были покороче.

Практически вся история СССР через призму судьбы одного человека.

Да, большинству эпизодов уделено всего по паре строк, но сами моменты раскрыты стильно и мастерски.

И да, в рассказе в концентрированной форме заархивировано большинство тем и настроений позднего творчества Пелевина.

Шедевр и по форме и по содержанию.

Оценка : 10
«Бэтман Аполло»
–  [ 6 ]  +

Aleksii, 11 февраля 2019 г. в 15:24

Дочитал «Бэтмен Аполло» и должен заявить, что считаю книгу лучшей из всех пелевинских.

При это догадываюсь почему книгу считают неудачной: автор загрузил читателя по полной программе, соотношение между «бу-га-гашечками» и философией оказалось сильно в пользу последней (а многим хотелось бы видеть Пелевина просто рассказчиком анекдотов и автором метких афоризмов, и чтобы всё это было в лёгком психоделичном антураже), десакрализация оппозиции.

В общем, Пелевин решил перемолоть всё мироздание в виртуальную пыль и проделал это немного болезненно для читателя и достаточно неторопливо.

Оценка : 10
«Некромент»
–  [ 6 ]  +

URRRiy, 04 января 2019 г. в 14:16

Натужный рассказ с хорошей в принципе идеей, что «лежащий полицейский» — это душа погибшего гаишника, по аналогии с: «вертолет — это душа погибшего танка», но политические приколы, по моему мнению, у автора не получились. Разного рода философы Дупины и пр. только размывают эту идею, а нормальных шуток всего одна-две, что никак не окупает избыточности текста.

В целом, прикольная мысль реализована через ту самую «дупу», в результате нормальный рассказ превратился в нудноватую недоповесть, поэтому не могу рекомендовать сей опус почитателям Пелевина, дабы не расстраиваться зря.

Оценка : 6
«Тайные виды на гору Фудзи»
–  [ 6 ]  +

Nikquest, 13 ноября 2018 г. в 12:14

Пелевин написал в своем привычном сатирическо-постмодернистском стиле роман о счастье и методах его достижения, подводя целые научно-стартаповские разработки под сие творение. Только счастье — излишне философская абстракция, чтобы так легко достичь его понимания. Пелевин и не достигает, он — опять же, в своем намеренно-разнузданном, размашистом стиле — изощренно ездит читателю по ушам, мозгам, глазам, пускает пыль моднявыми течениями и умелым переплетением всего подряд, от фемкоидей до скрытого желания эксгибиционизма, но в душу — которая, как он сам рассуждает, может находиться где угодно, — сей продукт не попадает совсем. Прежде всего, такой формат заметно утомляет, перегружает и идеально описывается фразой «обо всем и ни о чем». Поэтому автор и скачет по любому инфоповоду последних лет с самоцелью обстебать или хотя бы упомянуть в ироническом ключе каждый пришедший на ум пунктик. В итоге получается жутчайшее месиво, когда спустя десятки страниц уже забываешь, о чем были предыдущие главы. Запоминаются только ключевые события да парочка жалких персонажей вроде олигарха, мечтающего обнажиться перед школьной красоткой, которая давно уже вышла в тираж. А как неуместен здесь формат писем-обращений, ууу... Вроде бы понятен замысел, показать через некое подобие исповеди изменения в человеке, но здесь оно совсем стремно смотрится. А может, такова и была цель автора: вызвать негатив и бурление. Кто его знает, я еще от Порфирия, клепающего детективчики, и чекистов с масонами не отошел, чтобы понимать переменчивость настроений Пелевина как автора...

Оценка : 6
«Омон Ра»
–  [ 6 ]  +

Uto4ka, 12 октября 2018 г. в 22:06

Необычная книга, как и всё творчество Пелевина. Смелая идея в сочетании с неплохой литературной проработкой. Картинка настолько зрима, что начинаешь верить, а вдруг такое возможно. Именно этого и добивался автор. Произведение оставляет тяжёлый осадок, но это скорее плюс автору, сумевшему так расшевелить читателя. То, что задевает душу — то искусство.

Оценка : 8
«Психическая атака. Сонет»
–  [ 6 ]  +

cba357, 18 сентября 2018 г. в 10:53

Интересно.

Можно ли подбрать к этим человечкам буквы?

И были ли они — прежде чем появились человечки?

И сколько вариантов отрицания пустоты (квази осмысленных текстов) можно родить из этих человечков?

Оценка : 10
«S.N.U.F.F.»
–  [ 6 ]  +

aleksdesent, 17 сентября 2018 г. в 08:04

В 2011 был описан концепт художественных новостей, а в 2017 в Англии начали показывать длинный скрипучий снафф про шпионов.

Если фантасты предпологают варианты будущего, то меньше всего я бы хотел жить в вариантах Пелевина, но похоже — придётся.

Оценка : 8
«iPhuck 10»
–  [ 6 ]  +

George, 05 сентября 2018 г. в 16:11

По началу мне даже нравилось, но потом... Я задумался, что же я читаю? Все эти айфакики и ангидриды, БДСМ и педерастия помноженные на виртуальность. Что это такое? Да Пелевин же натурально трахает мой мозг! И зачем мне это нужно? — спросил я себя и прекратил это насилие.

Оценка : 5
«Шлем ужаса. Креатифф о Тесее и Минотавре»
–  [ 6 ]  +

amak2508, 04 июля 2018 г. в 18:26

Интеллектуальная проза или психоделика? Или, по большому счету, это одно и то же? :). Во всяком случае вещица не для любого ума. Для чего она писалась автором и что он хотел донести этой вещицей до читателя постигнут, думается, далеко не все. У меня, например, так и не получилось :(. Если это всё-таки стёб, то ну уж очень заумный.

Между тем Пелевин вполне благополучный и, можно сказать, всё еще модный писатель. И издают его много — значит есть спрос на его книги, значит его читают. Понятно, что все люди разные, и наслаждаться текстами Пелевина дано, к сожалению, не всем. Остаётся только искренне позавидовать тем читателям, которые могут получать удовольствие от таких, на первый взгляд, бессмысленных книг :).

Оценка : 1
«Жёлтая стрела»
–  [ 6 ]  +

Ferucil, 31 января 2018 г. в 16:07

Отзыв относится не только к данной повести, но и ко многим другим произведениям автора.

Первое, о чем стоит сказать, Виктор Пелевин относится к тому разряду авторов, произведения которых читают ради подтекста. Его особенностью среди такой категории писателей есть частые остроумные игры слов, в том числе иностранных, ну и конечно всем известная эксцентричность, которую кто-то обзовет кичливостью, а кто-то оригинальностью, на ваш вкус, в выборе названий своих трудов. То есть главное, что следует сказать, сюжет его книг ценен не сам по себе, а только как оболочка, в которой автор держит свои размышления и чувства, а потому поверхностный синопсис не имеет смысла, нужно очерчивать ощущения, они скажут больше.

Прочтение книг Виктора Пелевина всегда вгоняло меня в глубокую печаль и уныние. Его серые, неприглядные панорамы страшили меня много сильней, чем преувеличенная мрачность, а тем паче загадочность книг так называемых «мастеров ужаса». Даже Хичкоку (а на его стороне было не только слово, но и сила экрана) не удавалось заставить прочувствовать меня так, как Пелевину. Видно, страх слабее пустоты безнадежности, которую неизменно испытываешь после ознакомления с творчеством автора.

Кроме того, вышеописанной эмоции сопутствует некоторая растерянность, озадаченность человека, который вдруг понял, что потерялся. Возможно, в пустой комнате. По-моему, хуже всего потеряться в пустой комнате, ибо некому тебя найти да и тебе не к чему выйти. Звучит напыщенно, но это тот случай, когда помпа соответствует истине. А может быть, хуже всего то, что где бы ни находился все превратится под влиянием Пелевина в пустую комнату?

Важно, что в палитре автора светлых красок очень мало, но с другой стороны, от этого те, что есть приобретают баснословную ценность. Исходя из этой драгоценности и дефицита (видимо, внутреннего) волей-неволей писателю приходится расставлять светлые мазки вдумчиво, с филигранной точностью стратега, в чьем распоряжении крайне ограниченный контингент войск. Продолжая метафору могу сказать, что свои бои за высказывание себя и внимание читателя Пелевин выигрывает, хотя и с переменным успехом.

В этой повести автор не изменил своему кредо «Настоящий писатель всю жизнь пишет одну книгу» и продолжил темы, начатые им ранее и продолженные в более поздние периоды, которые лаконично можно обозвать «общефилософскими», но такая формулировка не только унижает за своей избитостью и бесформенностью авторские установки, но и не способствует раскрытию ни вопросов, ни пограничных ответов, предлагаемых автором. Впрочем, касательно ответов, я всегда думал, что задача философии — напоминать миру о тех вопросах, которые мир не разрешил и заставлять последнего сомневаться в тех ответах, которые он дал. Этим Виктор Пелевин и продолжает заниматься в «Желтой стреле», не самой сильной, но достойной своей работе.

Оценка : 8
«Т»
–  [ 6 ]  +

roypchel, 30 января 2018 г. в 11:47

Один из самых спорных романов нашего кумира. Граф Толстой, Достоевский, Чапаев, духи, Оптина Пустынь, вот это всё.

Нет ничего более пошлого и банального, чем история литературного героя, встречающегося со своим творцом. Этот сюжет обыгрывался бессчётное количество раз, на разные лады, так что сказать нечто действительно новое здесь практически невозможно.

Автор о книге: «Эта книга вовсе не о Толстом — он там ненадолго появляется всего в одной главке. Это книга об абстрактном путешествии, которое удаётся проделать в жизни некоторым людям. Мне интересно было составить карту такого путешествия, значки на которой соответствуют некоторым элементам известной мне реальности. А выбор героя — графа Т. — большая загадка для меня самого... Льва Толстого я люблю с детства. Меня всегда завораживала странная красота смерти Толстого, этот его уход из дома в вечность. Понятно, что на самом деле он дошёл до своей Оптиной Пустыни. Кстати сказать, мне до последнего момента даже не приходило в голову, что в следующем году будет столетие ухода Толстого из Ясной Поляны, — я это понял, только когда рукопись была готова. Своего рода знак».

В общем, если вы готовы продираться сквозь тонны воды из философии, метафизики и странных аллюзий и метафор — то велкам.

Оценка : 4
«Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами»
–  [ 6 ]  +

Vadimnet, 18 декабря 2017 г. в 12:49

При всей моей любви к Виктору Пелевину этот роман показался слабым. Такое ощущение, что автору необходимо было что то быстро написать, вот и возник винегрет из весьма простых компиляций: здесь и теория заговора, и массоны, и чекисты, и каббала, и уголовники, и рептилоиды на закуску. И все очень поверхностно. Чувствуется, что автор встречался с массонами и задавал вопрос, а что было бы если.... Говорил с кем-то из каббалистов... Читал «Таящийся у порога» Лавкрафта, «Рыбарей и виноградарей» Харита, и “Колесо рефинансирования» Шленского, и «О нем и о бабочках» Липскерова... Но от любимого писателя ждешь больше, чем просто текст с набором модных тем. Ждешь его собственной трактовки этих самых тем. А вот этого то как раз в романе нет. Опять же литературный язык. Ну не нравится мне, когда писатель вытаскивает сюжет за счет мата, или перечисления имен из политических сводок. Вот и получилось, что писатель — любимый, а роман — не понравился.Надеюсь на следующий...

Моя оценка: 5 из десяти

Оценка : 5
«Священная книга оборотня»
–  [ 6 ]  +

euthanazia, 04 декабря 2017 г. в 09:27

Напишу отзыв в такой же форме, как главная героиня записывала свои параллельные друг другу мысли:

1) В этой книге нет никакой философии, автор просто хотел посмеяться над псевдо-интеллектуалами, которые её там найдут.

2) В этой книге есть философия, и читатель, который её не нашёл, просто недостаточно просветлён.

3) В этой книге есть философия, но она настолько хромая, надуманная и узконаправленная, что истинно интеллектуальный читатель просто посмеётся над ней.

Оценка : 6
«Ника»
–  [ 6 ]  +

vgi, 22 ноября 2017 г. в 08:22

Странно, что кто-то вообще купился на этот шитый белыми нитками приём. Примерно с третьего абзаца становится понятно, что автор чего-то не договаривает. Ну, а заподозрив подвох, достаточно сложить два и два, чтобы понять, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ника — кошка.

Вопрос в том, остаётся ли в рассказе что-то после того, как разгадаешь эту немудрёную загадку. По-моему, мало что. Во многих ранних вещах Пелевина я чувствую некую энергетику. Но не в этой. Домашнее задание по предмету «постмодернизм», выполненное старательно, но формально, без души.

P.S. Немного похожий приём автор, кстати, использовал в «Затворнике и Шестипалом» — и там я действительно далеко не сразу догадался, где происходит дело и кем являются главные герои. Но, конечно, нелепо сравнивать «ЗиШ» с «Никой». Первое — безусловно, шедевр. В отличие от второго.

Оценка : 6
«Девятый сон Веры Павловны»
–  [ 6 ]  +

Dutugukqq, 11 октября 2017 г. в 14:56

Рекордное количество употреблений термина обозначающего отходы жизнедеятельности на страницу текста.

Что же, вполне допустимо применить сей термин и к оценке этого произведения

Оценка : 1
«Орден жёлтого флага»
–  [ 6 ]  +

VovaZ, 31 августа 2017 г. в 15:29

Роман, построенный на привычной для Пелевина, социальной софистике, вероятно наиболее ортодоксален, на фоне всего творчества автора.

Здесь Пелевин не просто строит мир оборотней, вампиров или адептов шумерского пантеона на основе привычного нам общества. Автор строит мир с нуля, на пустом месте. В том самом месте из «Чапаева и ПустотЫ», где «нет ничего... нигде».

В этой связи, все литературные параметры произведения неизбежно принимают несколько психоделический характер.

Повествование крайне динамично. Автор создаёт сущности, и тут же опровергает их. Строит философские постулаты, и ту же их громит.

Произведение написано в высоком драйве. Подкупает, как было сказано, крутой философской софистикой. Однако тем, кто возьмёт на себя смелость прочесть роман, не советую пытаться что-то понять. Следует просто течь и изменяться вместе с текстом. :)

Оценка : 8
«Шлем ужаса. Креатифф о Тесее и Минотавре»
–  [ 6 ]  +

serpe, 06 августа 2017 г. в 01:58

К моменту выхода этой книги Пелевин успел уже надоесть одними и теми же идеями, которые он пропихивал из книги в книгу — пустота, дзен и т. д. То есть вроде так-то ничего плохого в этом нет, но появилось чувство, что пластинку конкретно заело. Я уже приготовился к раздражению, но...

...книга прикольная! Она и ироничная, и захватывающая, и метафизичная до ужаса. Концептуально цельная. В отличие от большинства остальных его произведений. И это не смотря на то, что самоповторов избежать не удалось. Финал фееричен, просто катарсис! Предлагаю считать ее завершающей вполне конкретный период творчества, ибо потом пошло что-то уж совсем бессодержательное.

Оценка : 9
«Любовь к трём цукербринам»
–  [ 6 ]  +

Нортон Коммандер, 11 июля 2017 г. в 14:49

С творчеством Пелевина я знаком мало, поэтому о наличии или отсутствии самоповторов и снижении/повышении его писательского уровня судить не берусь. Когда-то давно, больше 10 лет назад, пробовал читать его ранние вещи, и тогда они мне скорее не понравились, чем понравились, и я знакомство с творчеством этого автора прекратил. Но прошли годы, изменились мы, изменился мир; и Пелевин наверняка изменился. И, заинтересовавшись доносящимися об этом романе суждениями, я его прочёл, и он мне скорее понравился.

«Любовь к трём цукербринам» состоит из четырёх отдалённо взаимосвязанных историй. Это история рассказчика Киклопа о себе и три написанные им повести.

Повесть «Добрые люди» — это сюрреалистическая история о том, как Птицы атакуют Древнего Вепря, используя обычных людей в качестве живых снарядов. Это авторская мифология, вдохновлённая игрой «Angry Birds».

Повесть «Fuck the system» — практически полноценный киберпанк. Мир будущего, где люди плавают в невесомости, подключенные к поддерживающей их жизнь автоматике, в то время, как вся их жизнь проходит в виртуальной реальности и в осознанных сновидениях, так же регулируемых компьютерными системами.

Часть «Dum spero spiro» похожа на притчу со светлым настроением об ангеле Сперо и говорящих животных, населяющих мир Эдем.

Мне же больше всего понравилась связующая весь роман история о самом Киклопе, человеке, которому вдруг открываются все тайны мира. Её можно расценивать как магический реализм или как городское фэнтези о герое со сверхспособностями, которого преследуют Птицы — могущественные существа из другого мира, пытающиеся разрушить наш мир. В этой части практически нет действия, в основном она состоит из рассуждений.

Пелевин направляет наше внимание на самые неприглядные моменты нашей реальности, в том числе на извращения. Я бы пожал Виктору Олеговичу руку уже за одно то, что он осуждает порнографию, даже если он, как это водится у постмодернистов, имел в виду что-то другое. Киклоп в «Цукербринах» предупреждает о том, что если мы не изменимся, то неизбежно попадём в тот киберпанковский мир, где за нас всё решено заранее, даже то, каким именно видом извращений мы будем страдать. Более того, наш мир уже очень близок к этому. Но философия этого романа не упадническая, не беспощадная и не безнадёжная; напротив, она конструктивная, вдохновляющая, гуманистическая. Нельзя сразу сказать, насколько это близко к истине, но Пелевин, словами Киклопа уверяет нас в том, что мы способны, проявив усилие, создать вокруг себя лучший мир.

Оценка : 8
«Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами»
–  [ 6 ]  +

jacob.burns, 23 мая 2017 г. в 15:38

Виктор Пелевин сделал мне практически личный подарок и написал книгу о трейдинге! «Лампа Мафусаила» состоит из четырех частей, хронология ее виляет будто в фильмах Тарантино, посвящена она семейству Можайских.

Младшему посвящена первая часть, и именно Кримпай, позже поменявший имя на Крым, работал сперва трейдером, а после переквалифицировался в финансовые аналитики. Из него уст (а действие этой части ведется от его имени) мы слышим родные моему сердцу пассажи как XAUUSD или «ПМС Джанет Йеллинг».

( Свернуть )

Необычный даже для Пелевина метод, когда множество смысловых слоев не прячутся один за другим, а перемешаны на первом плане, диффузируя и сливаясь. Начнешь описывать содержание книги, напишешь «на первый взгляд», задумаешься, что же там более на виду. Философская подоплека отношений золота и доллара? Острая сатира на политкорректность и все ее основные объекты, включая феминизм, сексуальные девиации, антисемитизм, расизм (последний походя, просто до кучи, чтобы не обижать афроамериканских братьев невниманием), масонство и теории заговора, стеб над спецслужбами (недаром же чекисты вынесены в заголовок) экзистенциальные теории Пелевина, которые мы привыкли от него слышать абсолютно во всех его книгах.

Смысл все же в философии, потому что остальная высмеиваемая мешанина равноценна перед Пустотой Внутренней Монголии, которая в этой книге персонифицирована в облике Золотой Рыбки, хотя тут же подчеркивается, что ее облик не имеет никакого значения, потому что появляется только в глазах смотрящего и только в тот момент, когда смотрящий пытается ее разглядеть. Поэтому чекисты и масоны, ламберсексуалы и рептилоиды-вагиноиды, вата и цивилизация, золото и доллар — все это иллюзия, игра ума. Игры эти абсолютно равноценны и одинаково ничтожны, как стейк в Матрице, если бы машины, создающие Матрицу были бы частью и плодом этой самой Матрицы.

Вам все же хочется понять, о чем книга? Действие по всей видимости происходит в той же вселенной, что и большинство романов Пелевина от Поколения P до Ампира V. Мы имеем метасатанинский мир, с привычной теорией заговора. Основой обсуждения является противопоставление золота как материальной основы экономики и доллара как объекта веры, ибо за ним ничего не стоит кроме веры людей в то, что он чего-то стоит. А вас самих не пугает сам факт существования безналичных денег, которые по сути есть взаимные обязательства банков и ничего более? Доллар в таком контексте даже не клочок бумаги, а символ этих обязательств.

Пелевин впервые обращается к идее множественности миров и перезагрузки реальности путем уничтожения части действительностей. Масоны здесь — очередная прослойка, посредники между высшими силами, способными такую перезагрузку осуществить и человечеством. В других книгах такими прослойками были жрецы богини Иштар, оборотни, вампиры... В Числах, кстати, прослойка не изображалась, но на передний план вышли органы, которые курировали всю мистику в нашей жизни. Тема эта развилась в «Священной книге оборотня», там кгбшники одновременно были верфвольфами. Но в Книге был метабуддизм, и лиса А-Хули сбежала во Внутреннюю Монголию. Здесь же Кримпай и вслед за ним (или перед ним хронологически) его прадед Маркиан сбежать не могут, хотя им удается пообщаться с Золотой Рыбкой, она же Золотой Жук, он же экзистенциальная сущность человека, который в свою очередь играет в масонов и ламберсексуалов.

Это подоплека, попутно же высмеивается и довольно жестко все, что я выше перечислил. Кримпай прогрессирует (или деградирует, как вам больше по душе) от обычного гомосексуализма до такой болезненной девиации, любви к древесине — по-пелевински буквально понятый термин «ламберсексуализм». Ламберсексуалы же в нашем понимании, то есть метросексуалы, стилизованные под ухоженных дровосеков, символизируют высших существ — бородачей. И тут Пелевин высмеивает очень популярную теорию про то, что нашей жизнью управляют из тени инопланетяне-рептилоиды. И вот эти рептилоиды — главные враги бородачей, и на самом деле они — радикальные феминистки-лесбиянки, точнее... хотя нет, читайте сами, а то все фишки вам раскрою.

Оценка : 8
«S.N.U.F.F.»
–  [ 6 ]  +

strannik102, 09 апреля 2017 г. в 12:31

Матрёшка, многоэтажка, пещера с несколькими уровнями и ответвлениями ходов... подобных сравнений может быть много и разных.

Потому что это и в самом деле если не матрёшка смыслов и тем (всё-таки в матрёшке идёт погружение внутрь), то тогда несколько пещерных закоулков.

Ну, ясен перец, что на поверхности лежат фантастика, постмодернизм и антиутопия.

Как говорится, доказательств не требуется.

Модель общества будущего, возникшего в пост_ядерную эпоху.

Вариации на тему «Как оно может быть, в случае, если...»

Социософия, социальная философия — включающая своеобразное исследование-рассуждение о природе и сути женщин вообще и в частностях.

И тут же взаимоотношения полов в разных вариантах и морально-этическая нагрузка в придачу — вечный вопрос «Что такое любовь?» и вся эта животрепещущая тема.

Кто кого любит и кто кого имеет и в каких вариантах и ракурсах...

Прикосновение к модной и глобальной в своей сути теме «Информация» как таковой и к нюансам взаимоотношений между ею и людьми — кто тут правит бал, кто кого рулит?

Не то мы выхватываем из информационного шума показавшиеся нам важными, интересными и значимыми темы и выкладываем их в социум, воздействуя тем самым на этот социум, не то сама Информация владеет и управляет марионеточным человечеством?

И тут же проблематика управления социальными массами с помощью специальным образом подготавливаемой, обрабатываемой, модерируемой информации для достижения определённых целей.

Чей рупор, тот и капитан на пароходе!

Теософия и теология почти что в чистом виде.

Идея Бога (Маниту) и опять-таки теософическая цепочка «что-где-когда-зачем?..».

И хорошо, что автор, в принципе, не навязывает нам своих взглядов и убеждений, но просто выкладывает их нам в виде воззрений того или иного героя романа, оставляя любознательному пытливому читателю возможность самому покопаться в смыслах и теориях, в версиях и гипотезах, в доказательствах и сомнениях...

И как ответвление теософской темы великолепные мысли в отношении сути Разума — если брать феномен Разума в чистом виде, то не так важен материальный носитель и собственно машинерия — оцифрованные или биохимические машины всё равно являются машинами, неважно как действуют программы, ибо само слово-термин «Программы» является ключевым и определяющим...

Оценка : 9
«Смотритель» [Роман-эпопея]
–  [ 6 ]  +

kakaxo777, 10 марта 2017 г. в 21:22

Редкостный отстой. Или застой. Кижы, чижи, ежи...

Лучше не писать, чем писать по принуждению.

Не помню, почему поставил столь высокую оценку, 3 балла тоже заслужить надо. Но читать не рекомендую никому.

Оценка : 3
«Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами»
–  [ 6 ]  +

prouste, 10 марта 2017 г. в 19:46

Получше чем про цукербринов. Первая повесть — про дендрофила — вообще достаточна приятна. Как водится, публицистика, но с воздухом, самыми лучшими в книге остротами и цитатками. Пелевин стал достаточно давно кем-то вроде Билибина из романа Толстого «Война и мир», который собирал морщины на лице и выдавал на гора mot ( ну типа — мы обмаковались и проч.). Большой мастер формулировать остроты на злобу дня. Это все кавээновская направленность, но забавно. Формальный стержень этого очень рыхлого романа, состоящего из разнородных по качеству и форме частей, состоит в том. что ирония автора направлена на современную дихтомию противостояния силовиков и либералов. По Пелевину, все в равной мере смешны, взаимообусловлены и взаимозаменяемы. Ожидаемо. «Сила ночи, сила дня». Автор со своей стороны и сам не претендует на отождествление с любым из картонных персонажей, легко согласится с любой инвективой в свой адрес. Позиция тотальной иронии достаточно неуязвима, а Пелевин отточил ее до совершенства. Создал человек свой личный отдельный жанр в литературе — уже большое достижение. К слову, именно чтение позитивных отзывов именно на этот роман меня и вдохновило почитать — когда массово уже и ругают ( как, например, Смотритель), тогда уже, видимо совсем тушить свет. А так вполне себе забавно. Разницу между проституцией и феминизмом, опять же, внятно разъяснил.

Оценка : 6
«Пространство Фридмана»
–  [ 6 ]  +

Yazewa, 16 февраля 2017 г. в 05:45

Хороший псевдонаучный стёб. Суперсуммы денег как физическое явление... да, в этом что-то есть. Во всяком случае, их владельцы явно находятся в каком-то особом пространстве с иными законами.

Оценка : 8
«Empire V»
–  [ 6 ]  +

roypchel, 30 декабря 2016 г. в 23:20


Роман, после которого у «хомячков» появились первые претензии. Дело в том, что Виктор Олегович очень любит деньги. Ну это же нормально — любить деньги. Деньги просто так, из воздуха, появляются только в сказках, поэтому Виктор Олегович пишет и пишет новые книжки со скоростью сверхзвукового самолета.

Ампир В — это еще один конспирологический роман о мироустройстве, тайных заговорах, но никак не об этом, разумеется. Как обычно, Виктор Олегович завуалированно и с неприятием пишет об обществе потребления (ну в 2006 это было пиком), погрязшим в пороках и алчности. Главный герой вампир Рама еще недавно был человеком и вел точно такой же образ жизни, но став вампиром, прозрел и превратился в настоящего хозяина мира. По крайне мере земного. Да, миром правят вампиры, сосущие «баблос» через трубочку, квинтэссенцию потребительского инстинкта. Человечество же как скот, обеспечивающий вампиров этим баблосом. Рама, как неофит, начинает задавать слишком много философских вопросов, а его учителя (предметы «гламур» и «дискурс») настораживаются и не доводят это обучение до конца, оставляя тем самым Раму человечным. Про вторичность еще раз повторю — она есть, но все же.

Оценка : 8
«Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами»
–  [ 6 ]  +

roypchel, 22 декабря 2016 г. в 02:14

Виктор Олегович приручил всех покупать его книжки неважно какого содержания. Обычай такой: каждый год, чаще осенью, все ломятся в книжный, где на самом видном стенде красуется очередное нечто от Пелевина за довольно кругленькую сумму. И тут мир делится на 2 лагеря, одни читают каждый год и плюются, вспоминая ранние работы, другие читают и боготворят. И те и другие правы. Правда она посередине.

Виктор Олегович превратился из пророка в публициста, раскрывая реальность и насущные проблемы «под своим углом», по сути, работая зеркалом. Те кто поглупее из читателей, тем наверно нравится острый слог, шутеечки про левых и правых, некая смелость и т.д. Поумнее же (или те, кто себя к таким причисляет) видят то же самое, но думают будто могут постичь задумку автора и вникнуть глубже, зрить в корень, так сказать. На мой взгляд, все творчество это давно превратилось в фарс, где Пелевин берет какую-нибудь тему/идею/направленность и углубляется в нее, внося иногда просто шизофреническую детализированность во все, что окружает фабулу книги, тем самым путая читателя и раздувая роман до нужных 400 страниц.

«Лампа..» все таки чуточку получше. История весьма интересная, очень на злобу дня. Настолько, что иногда прям хочется сказать: «Виктор Олегович, ну мы поняли, ставьте другую пластинку!». Для набора персонажей автор наверняка вдохновился каналом Рен-Тв — чекисты, масоны, рептилоиды, тамплиеры, хипстеры, дендрофилы и прочие. Много шуточек, крылатых фраз, в общем как обычно. Нет только одного — смысла. Ради чего, собственно, задумывалась книга? Что читатель в ней найдет, кроме изложения текущей политической ситуации, если можно так выразиться? Вот поэтому Пелевин перестал быть литератором, а стал лишь публицистом.

Оценка : 6
«Любовь к трём цукербринам»
–  [ 6 ]  +

Racco0n, 25 ноября 2016 г. в 16:42

Странная книга, другого слова не подберу. Нет, написано, как всегда, блестяще, живым выразительным языком с изрядной долей цинизма. Научные выкладки и философские размышления, помноженные на злой, едкий, очень точный и жесткий юмор – только Пелевин может так преподносить материал. Хотя на этот раз с юмором ,на мой взгляд, перебор… Признаюсь честно, я сама далеко не белая и пушистая и в том, чтобы поглумиться над кем-то (или чем-то) не вижу ничего зазорного, но такой поток желчи даже меня слегка покоробил. Причем под раздачу попадает абсолютно все, без исключений. Как у акына – что вижу, то пою, так у Пелевина – что вижу, то и поливаю… ну, в общем, вы поняли чем. Прям какой-то тотальной ненавистью уже попахивает… Нет, смешно, не спорю (Крейсер «Чайковский», например, повеселил или, скажем, услуги по IP-экзорцизму, да много чего еще) но и как-то немного обидно…

   Что же касается материала, то его здесь столько, что на добрый десяток книг наберется. Швыряют тебя от политики до эзотерики, от метафизики до религии, от науки до мифологии… И настолько рьяно все эти компоненты тасуются, мельтешат, сменяя друг друга со скоростью картинок в калейдоскопе, что на простой вопрос «о чем эта книга?» ответить не так-то и просто. Если коротко, то, наверное, о том, как в эпоху массовой компьютеризации человек медленно, но неотвратимо трансформируется в овощ с перепрошитыми мозгами, и вопрос, когда цифровые технологии заменят ему и общение, и любовь, и интимную близость – лишь вопрос времени.

   Основной посыл книги, как мне кажется, как раз в том и состоит, чтобы напомнить людям о том, что они люди, и жить должны по-человечески. Поднимается тема библейских заповедей — пусть старая и избитая — но «лучше еще ничего не придумали». Живи правильно, не делай плохого – и вселенная ответит тебе тем же. Ты живешь в таком мире, который ты заслуживаешь. Если вокруг все плохо – покопайся в себе самом.

   В целом, книга скорее понравилась, чем не понравилась, но лучшей у Пелевина назвать я ее не могу.

Оценка : 7
«Бубен Верхнего мира»
–  [ 6 ]  +

Warrapan, 04 ноября 2016 г. в 12:03

Очень понравилось. Лаконично написано, в такой малый объём влезло много колоритных описаний, как минимум три оригинальных идеи и глубокая эмоциональная нагрузка. При прочтении в душе откликается высокая грусть... Мастерски переплетена типично-фантастическая идея с вызовом усопших с того света с банальными и меркантильными причинами этого действа. Результат — фантастика не воспринимается фантастичной, а вполне обыденной и порядком надоевшей, а «цепляет» как раз приземлённая, злободневная бытовуха... Побольше бы таких рассказов.

Оценка : 10
«Акико»
–  [ 6 ]  +

Тимолеонт, 31 октября 2016 г. в 14:58

История, которая заставила меня пару раз засмеяться в голос в пассажирском автобусе. Не знаю, как с платными порносайтами, ибо есть куча бесплатных, но сам принцип рекламы, заманухи и спама здесь показан прекрасно. Тон покорной анимешной «девочки» выдержан идеально, злобное ехидство присутствует. И да, встреча с одним из важнейших персонажей «Чисел» очень порадовала — такой человек ни за что не пропадёт и всегда сумеет повеселиться и заработать заодно.

Но центральная тема этой истории — то, насколько сильно человек любит отключать мозг слушая собственное либидо. И ладно бы, их так обманывали настоящие люди, но ведь ведутся-то на кучку пикселей и выдают заодно все свои тайны!

Оценка : 8
«Затворник и Шестипалый»
–  [ 6 ]  +

serjww, 30 октября 2016 г. в 09:20

Наконец-то! Давно хотел начать читать Пелевина, и ни сколько не пожалел! Мой первый рассказ, твердая 10-ка! Прочитал за полчаса, не думал. что будет так интересно! Дальше-больше, дальше наверняка будет интересней!

Оценка : 10
«Колдун Игнат и люди»
–  [ 6 ]  +

Тимолеонт, 06 октября 2016 г. в 08:30

Не понял, причём здесь отечественная версия инквизиция? Где её вообще нашли? Путают тёплое с мягким... Кто-то про борьбу со злом и добром думает. Ну, может. Хотя по-моему, это ранний, довольно остроумный эксперимент Пелевина на тему солипсизма и иллюзии окружающего мира. Если не оно — то просто забавная история про хитроватого ловкого колдуна и толпу местных суеверных мужиков.

Рассказ очень короток, забавен, оставляет приятные впечатления.

Оценка : 7
«Сотворение Кижа»
–  [ 6 ]  +

Тимолеонт, 17 июля 2016 г. в 03:43

Не самый лучший эпизод в отрыве от самой книги становится просто бессмысленным набором букв. Ни смысла, ни красоты, ни интереса. Пелевин явно выпустил его в сборнике чисто для рекламы и пиара полной версии истории.

Оценка : 4
«Empire V»
–  [ 6 ]  +

Тимолеонт, 12 июля 2016 г. в 14:36

Естественно, что это не просто пародия на вампирскую тематику, это, как почти всегда у Пелевина, многогранная сатира на всю современную культуру. Даже ГГ — типичное порождение современности, которое выглядит полным неучем и сам прекрасно это осознаёт. Но надо понимать, что сюжета, как такового, здесь практически и нет. Основная сюжетная линия — просто прикрытие для бесконечных монологов\диалогов\размышлений на тему устройства вампирских порядков. Пелевин явно хотел выпустить философский трактат, или, на крайний случай, абстрактную антиутопию о современности, но такое бы мало кто купил. Пришлось писать полноценную художественную книгу... Не, ну правда — Рама2 просто безвольный болванчик статист, который как в «Т» покорно делает всё, что велит автор. Практически все события — ширма для очередной лекции-объяснения. Полноценных интересных персонажей тоже не хватает.

Тем не менее, читать про «вампирский порядок» интересно. Автор более чем остроумно объясняет многие явления современного мира влиянием и господством вампиров. Высказывания на тему политики — как минимум забавны, а сюжет, когда он внезапно вспоминает о своём существовании, действительно хорош.

В целом — типичная книга Пелевина. Поклонникам автора — читать в обязательном порядке, да и для первого ознакомления не самый плохой вариант.

Оценка : 8
«Empire V»
–  [ 6 ]  +

Hobel, 04 июля 2016 г. в 12:17

Книга просто супер. Любой человек, будь то дворник или президент, так или иначе бьётся между гламуром и дискурсом. А любой стандартный внутренний диалог по сути можно считать непрерывным соотнесением внутреннего дискурса с внешним гламуром, соотнесением воплощаемых личностных хотелок с общепринятыми шаблонами общества. Если проще: как будет выглядеть то, что мне хочется сделать и не будет ли это слишком... (подставить нужное). Где-то слышал, что Пелевин — это Достоевский наших дней. Так же гениален и так же недооценён. Мрачные пророки своего времени. Полностью согласен. Обязательно читайте эту книгу, а Бэтман будет ещё лучше. Есть все основания полагать, что будет третья книга. И мне кажется, она будет о блистательной победе русского вамподискурса, ибо, как говорил Энлиль Маратович: «Просрали все дискурса! Я результата не вижу!». Жду с нетерпением.

Оценка : 10
«Жизнь насекомых»
–  [ 6 ]  +

Тимолеонт, 05 июня 2016 г. в 07:18

Довольно ловкая и удачная метафора. Людская жизнь под прикрытием жизни насекомых не блещет правдоподобностью, но её здесь никто и не ждал. Персонажи — одновременно и насекомые со своими физиологическими особенностями (отражающими нашу жизнь, конечно же), и обычные люди. Никого из них такое противоречие даже не смущает. Самое важное, что Пелевин написал блестящую социальную сатиру, одновременно смешную и грустно-чернушную. Персонажей несколько, их линии практически не связаны, несмотря на краткие пересечения, и из-за этого поначалу можно решить, что это просто сборник рассказов.

А ещё это, пожалуй, самый нефилософский роман автора. Рассуждений тут практически нет — «Жизнь насекомых» наполнена событиями, а не абстрактными рассуждениями. Для кого-то из поклонников это будет плюсом, для кого-то — минусом, но прочитать стоит в любом случае.

Оценка : 7
«Затворник и Шестипалый»
–  [ 6 ]  +

indieboot, 19 апреля 2016 г. в 09:56

«Библейская история», куриная антиутопия, «Побег из курятника»... В общем, достаточно забавная и душещипательная история одновременно. Мне понравилось.

P.S. Так уж получилось, что, на мой взгляд, хорошим аккомпанементом к окончанию повести стала песня Dropkick Murphys «Forever».

Оценка : 10
«П5: Прощальные песни политических пигмеев Пиндостана»
–  [ 6 ]  +

martinthegod9, 03 апреля 2016 г. в 19:00

Пожалуй, лучше чем лаборант baroni о «П5» не скажешь. Действительно, сборник об извращении человеческой сущности. Это довольно точно.

В мире олигархов, использующих молодых девушек в качестве живых статуй для развлечения, в мире религиозных расприй, использующих юные умы для убийства своих политических и идеологических противников, в мире сотрудников соответствующих ведомств, то смешивающих прах умерших сотрудников с резиной для производства лежачих полицейских, то ставящих эксперименты на пословице «деньги липнут к деньгам», в мире самоуверенных и черствых посетителей фокусника, которые уже не верят ни во что... Да, что-то в этом мире пошло не так. И «Пиндостан» здесь играет не важнейшую роль, на самом-то деле, хотя и он, по намеку автора, оказал влияние. Но дело скорее в эпохе, когда отсутствие идеологии заполняется чем угодно: от чрезмерного, почти дьявольского цинизма до оккультных верований, толкающих персонажей на дикие поступки.

По стилю сборник является разнородным. Здесь и социальный реализм, и двойственность реальностей, так свойственная роману «Чапаев и Пустота», и легкая, динамичная сказка, и отчет о вымышленных событиях и лицах. Словом, «Прощальные песни политических пигмеев Пиндостана» можно назвать ностальгией по прошлому опыту, попыткой повторить свой стиль начала 90-х с преломлением на иную окружающую действительность. Что-то получилось в большей мере, что-то в меньшей. Всё-таки первая повесть («Зал поющих кариатид») и последний рассказ («Ассасин») произвели наибольшее впечатление, прочно отложившись в памяти. И если срединные рассказы и можно назвать в некоторой степени проходными, то только не эти вещи сборника.

Оценка : 8
«Ассасин»
–  [ 6 ]  +

martinthegod9, 03 апреля 2016 г. в 19:00

Прекрасное завершение сборника «П5», поднимающего весьма актуальные и сегодняшние проблемы.

Проблема этого рассказа — воспитание убийц во имя святой веры, зомбирование и манипулирование юных, растущих умов, дабы их руками выполнять свои политические и экономические задачи.

Очень приятное, красочное и лаконичное повествование. Хорошо представляется крепость на горе, в которой растет Али. Перегруза рассуждениями в духе Пелевина здесь нет, лишь малейшие корректировки и устранение сомнений его наставником Алаудином. Всё просто, как в притче, и в то же время столь же глубоко. Ибо такая история абсолютно подходит и под сегодняшнее время, и под средние века, и под зарю времен. Как и вечной является сама проблема воспитания убийц, или еще более широкого вопроса — воспитания в закрытом мире, с таким же закрытым мировоззрением, не принимающим никаких альтернатив и возражений.

А завершающие комментарии придают этой истории отпечаток российской современности, и дарят солидную щепотку юмора.

Оценка : 9
«Запись о поиске ветра»
–  [ 6 ]  +

martinthegod9, 23 марта 2016 г. в 15:27

Надеюсь, это последний полет мысли Виктора Олеговича, восхваляющий пустоту и нереальность происходящего, ибо всё, что нас окружает — лишь следы восприятия ума на порождаемые самим же умом символы. Размышления на эти темы могут удивить особенно тех, кто читал Пелевина совсем мало. Они действительно умны. Но когда я читаю об этом уже в который раз, в типичной подаче рассуждений пары учитель-ученик, ощущение возникает весьма тоскливое. Да и читать такое тяжело.

В качестве новенького штриха, данный рассказ повествует о намерении ученика написать литературный труд о постижении Пути. И в результате он приходит к тому, что любое добавление очередного символа (образа, слова) будет всё дальше его отодвигать от истины. Возможно, поэтому Пелевин и не пишет об этом отдельный трактат, а соединяет с сюжетом, художественностью, зеркалом общества и прочими бонусами... Но видно же, что ему очень хочется!)

Оценка : 6
«Джон Фаулз и трагедия русского либерализма»
–  [ 6 ]  +

martinthegod9, 26 января 2016 г. в 18:32

Пожалуй, главная фраза этого небольшого эссе следующая: «Совок — вовсе не советский или постсоветский феномен. Это попросту человек, который не принимает борьбу за деньги или социальный статус как цель жизни.» А русский либерализм нового течения, так сказать, убил ту светлую совковость, которая осталась со времен пусть спорного, но духовного советского сознания.

Оценка : 7
«Time Out»
–  [ 6 ]  +

martinthegod9, 20 января 2016 г. в 21:44

Забавный рассказ о новом русском, после смерти оказавшемся в аду, где ему требовалось охлаждать задом накалявшуюся сковородку, но за это получать зарплату, и к тому же он мог покупать очень дорогой кокаин. Аллегорию нового русского наполовину можно перенести и на типичного офисного работника, особенно благодаря последней фразе. Эти мучения, жизнь одном мгновением потребительства от зарплаты до зарплаты. Так ли быть? Неудивительно, что Вован не понял ангела, когда тот к нему прилетел, и это уже, как говорится, диагноз.

И всё-таки интересно, гондурасил он на Колыме, или колымил в Гондурасе?:)

Оценка : 8
«Мардонги»
–  [ 6 ]  +

martinthegod9, 14 января 2016 г. в 23:40

Эссе Виктора Пелевина на несуществующую секту, обожествляющую труп, и ее духовного предводителя — некоего Антонова.

Наиболее интересной идеей эссе является тезис о том, что культурное пространство — это Братская Могила мардонгов, то есть творцов, писателей, идеологов уже умерших, а живым в этой могиле пока еще делать нечего. Так сказать, не прошли проверку. Или, по утверждениям Антонова, не стали трупами.

Также философская нота такого сектантского учения прослеживается в том, что каждый живой человек уже содержит в себе трупа, «внутреннего мертвеца», как бы вынашивает его. Отчасти это так, ибо порой люди продолжают жизнедеятельность, но по сути они мертвы, что часто проскакивает у того же Пелевина.

И, наконец, забавные параллели с оскорбительным словом «недоносок» — понимается как человек, умерший в раннем возрасте; или матрешка — как древнерусский символ мардонгов.)

Оценка : 8

  Страницы: «(–10)   1  2  3  4  5 . . .  9 10 11 12 [13] 14 15 16 17 . . . 33 34 35 36 37   (+10)»   (+24)»»



⇑ Наверх