Виктор Пелевин «Бубен Верхнего мира»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Жизнь после смерти
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Странная троица едет в Подмосковье на электричке. Две молодые миловидные женщины и с ними не то старуха, не то просто женщина средних лет с монголоидным лицом, вся увешанная какими-то побрякушками. Выйдя на сорок третьем километре, они направляются в лес...
Входит в:
— журнал «Октябрь 1993'2», 1993 г.
— «Продолжение следует», 1993 г.
— сборник «Сочинения», 1996 г.
— антологию «Проза новой России», 2003 г.
— антологию «Антологиjа руске приче XX века. Том II», 2004 г.
— сборник «Все рассказы», 2005 г.
— антологию «Притяжение неба», 2016 г.
— антологию «Антологиjа руске приче. XX век», 2020 г.
Награды и премии:
лауреат |
Великое Кольцо, 1993 // Малая форма |
Номинации на премии:
номинант |
Бронзовая Улитка, 1994 // Малая форма | |
номинант |
Интерпресскон, 1994 // Малая форма (рассказ) |
Экранизации:
— «Бубен Верхнего мира» 2011, Россия, реж. Сергей Гоникберг
— «Никого внизу, ничего вверху» 2014, Украина, реж. Анастасия Власова
— «Бубен Верхнего Мира» 2015, Россия, реж. Татьяна Перцева
— «Бубен Верхнего мира» 2020, Россия, реж. Сергей Годин
- /языки:
- русский (28), сербский (2)
- /тип:
- книги (23), периодика (1), аудиокниги (6)
- /перевод:
- Л. Субботина (2)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Manowar76, 4 апреля 2019 г.
В итоге: отличная зарисовка о любви и странном постперестроечном бизнесе.
Warrapan, 4 ноября 2016 г.
Очень понравилось. Лаконично написано, в такой малый объём влезло много колоритных описаний, как минимум три оригинальных идеи и глубокая эмоциональная нагрузка. При прочтении в душе откликается высокая грусть... Мастерски переплетена типично-фантастическая идея с вызовом усопших с того света с банальными и меркантильными причинами этого действа. Результат — фантастика не воспринимается фантастичной, а вполне обыденной и порядком надоевшей, а «цепляет» как раз приземлённая, злободневная бытовуха... Побольше бы таких рассказов.
martinthegod9, 19 января 2016 г.
История о том, как девушка Таня зарабатывает деньги, соединяя одинокие сердца. Но это не дворец бракосочетания и не агентство знакомств, как можно было подумать. Просто у Тани есть шаманка Тыймы, которая может воскрешать уже умерших кавалеров из Нижнего и Верхнего миров. А те, дабы их не отправляли обратно, понятное дело, готовы на многое.
Интересна картина рая в этом рассказе, где всё есть, что пожелаешь, но какое-то расплывчатое, телевизор с вечно меняющейся маркой, например:) Также интересен ответ майора Звягинцева. И вот думай после этого, насколько добровольно и желанно решались на брак с одинокими барышнями воскрешённые.
Vindermur, 10 августа 2017 г.
Мертвый снег и Адский бункер отдыхают по сравнению с этим рассказом Виктора Пелевина.
Bizon, 4 ноября 2013 г.
Это первый рассказ Пелевина, который мне и запомнился и понравился. Образы оригинальны и ни на кого не похожи. Но главное идея рассказа: завязать в один узел мистическую составляющую с бренными мечтами и зарабатыванием на этом денег — это сильно. При всей абсурдности ситуации и ироничности рассказа финал становится более впечатляющим. Потусторонний персонаж вручает в качестве подарка дудочку, которая сможет вызвать его. Но есть и другой способ с ним встретится...
Очень достойный рассказ
ivan2543, 28 ноября 2011 г.
Очень странная вещь этот рассказ. Вроде бы типичная постсоветская социальная проза соединяется в нем с эзотерической тематикой. Получилось остроумно, иронично, лирично и очень атмосферно. Собственно, больше всего удивляет это столкновение потустороннего мира, известного только шаманам и современной жизни, простой и жестокой в своей прагматичности. Очень как-то органично получилось, несмотря на странность такого сочетания. Написан-то был рассказ в начале 90-х, когда всяческая мистика стала сверхпопулярной и люди просто-таки метались в поисках какого-то откровения, какой-то сверхъестественной помощи свыше.
Достоинства произведения:
оригинальное фантастическое допущение;
интересный сюжет.
Недостатки:
не хватает глубины содержания и идейной четкости, имхо.
Итог: любопытный лирический рассказ о брачном бизнесе и загробной жизни.
Silvester, 15 мая 2011 г.
Сюжетный ход с оживлением мертвецов, конечно, уже весьма избит и затёрт, но сама причина оживления и концовка рассказа, безусловно, делают его оригинальным. Шаманский образ Тыймы — чрезвычайно колоритный и правильный, особенно понравилось
Kriptozoy, 4 апреля 2009 г.
Это один из ранних рассказов Пелевина, наиболее часто перечитываемых мною. Может быть за оригинальное содержание, может быть за какую-то человечность, присутствующую в нём. Во всяком случае рассказ сильный и необычный. Необычный потому, что несмотря на такую нарочитую повседневность и персонажей, обычных людей, где-то на задворках сознания ощущаешь ледяной замогильный холод и чего-то такого, разложившегося и формалинового. И это конечно не случайно. Словно бы вот так неосознанно, на фоне проблемы женского поиска мужчины для создания семьи приоткрывается дверь в нечто запредельное, туда, где всё совсем не так, как мы привыкли. Может быть я впервые прочитал этот рассказ в каком-то особом настроении, может быть дело в чем-то другом, но от раза к разу при перечитывании эмоции нисколько не ослабевают. Словно бы гул ветра за окном в ночи слышится.
Очень занятный персонаж эта Тыймы. Словно бы создана как сплав всего шаманского разных народов мира, но несмотря на это получилась она весьма достоверно и живо. Это ж надо — всю жизнь училась заглядывать в потустороннее, воспитывалась на этом, и теперь это для нее словно бы обычная повседневность. Интересно, боится ли она умереть? Ведь она точно знает, что после смерти её ждет долгая жизнь где-то ещё.
Ну и наконец финал рассказа. Действительно щекочет нервы. Майор Звягинцев пригласил Машу к себе в гости, дал дудочку, с помощью которой этот визит можно осуществить. А ещё сказал, что если всё здесь совсем осточертеет, эта же дудочка поможет насовсем перебраться к нему, к майору, в Верхний Мир. А Маша эта простая одинокая женщина, которая так неожиданно, так внезапно влюбилась в майора, гостя с того света. И такое у нее выражение лица, когда она смотрит на дудочку, такая тоска на нем написана, что верится в то, что недолго будет она думать и собирать вещи. Сильный ход.
Вот сейчас перечитал рассказ и почему-то подумал, что стиль этого рассказа мне напоминает стиль какого-то русскоязычного писателя из известных. Вспомнил. Что-то общее есть в рассказе с произведениями Евгения Лукина.
Paganist, 24 октября 2009 г.
Очередная история о мертвецах. Довольно забавная картина получается. Мало того, что люди по-дурацки погибли в никому не нужной войне, так ещё и в загробном мире им не дают спокойно пожить. Очень это по-людски — вмешиваться куда угодно, для достижения собственных меркантильных чаяний, совершенно не задумываясь о последствиях и о других людях.
Alexandre, 9 сентября 2009 г.
Первый рассказ Пелевина, прочитанный мною. Вещь, безусловно, оригинальная, много я чего читал, а вот такого не попадалось. И, конечно, поначалу странные детали заслоняют общее впечатление, возникают какие-то ассоциации с Логиновскими «Чёрными кровью и смерчем», хотя там и шаманы другие, и мир — верхний и нижний не такие.
Оживлять покойников, да ещё чтоб женились на живых — жуткая идея, никакое ПМЖ меня не соблазнило бы; правда я-то мужчина, а женщины — разные они бывают, и неожиданные.
В общем придумано здорово, написано неплохо, буду читать ещё. Ну и всем, кто интересуется фантастикой — советую, рассказ невелик, а своеобразия в нём немеряно.
vsvld, 20 октября 2008 г.
Один из самых трогательных рассказов. Что приятно — без этих повторяемых позднее из вещи в вещь переползов из ниоткуда в никуда. Класс!
ozor, 19 мая 2006 г.
В этом рассказе Пелевин мастерски описал желание бабёнок выскочить за кого-угодно, лишь бы не прозябать за кем-то. Гениально, жизненно.
kitty_tina_99, 26 сентября 2006 г.
В целом понравилось, но рассказ навевает грусть. А идея с ожившими трупами прикольная.