Виктор Пелевин «Краткая история пэйнтбола в Москве»
- Жанры/поджанры: Постмодернизм
- Общие характеристики: Сатирическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
«Братва, не стреляйте друг в друга», а условно расстреливайтесь по методу пэйнтбола. Расстрелянный обязан уехать и не показываться. Так приказал авторитет, но не думал, что тоже будет расстрелян.
Первая публикация: журнал «Playboy Россия», 1997, № 12.
Входит в:
— сборник «Relics. Раннее и неизданное», 2005 г.
— сборник «Все рассказы», 2005 г.
— антологию «50 writers: an anthology of 20th century Russian short stories», 2011 г.
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Manowar76, 20 мая 2019 г.
В итоге: рассказ, написанный для декабрьского номера Playboy. Естественно, раньше не читал.
Очень изящная вещица, рассказывающая нам, чтобы было, если бы пацаны перестали стрелять друг друга по настоящему, а ограничились бы пейнтбольными красками.
Понравилась непроговариваемая вслух метафора «заграница=загробная жизнь».
Также вызвала улыбку буквализация байки про Гимнаста с креста. Главному герою привиделся небесный спортзал с двумя золотыми кольцами и пустотой между ними, где должен висеть Гимнаст. Потрясающе.
Это уже знакомый нам на последующим романам ироничный Пелевин, то ли стебущий, то ли преклоняющийся перед братками и банкирами.
Тимолеонт, 6 октября 2016 г.
Потрясающе смешной рассказ с претензией на философию и мощнейшей насмешкой над всяческой блатной\бандитской псевдоромантикой. Все эти благородные «доны» с внеземными понтами, и их благородные человеколюбивые пейнтбольные разборки с последующим отходом от дел и отъездом за границу — восхитительно. Пелевин идеально выдержал стилистику и упорно рассказывает про весь этот балаган с серьёзным лицом.
Один из немногих рассказов сборника, что можно советовать людям незнакомым с творчеством автора. Прекрасная памятка о том, что творилось у нас в стране в 90-ые и даёт свои отзвуки до сих пор.
martinthegod9, 20 января 2016 г.
Московский авторитет предложил всей братве не тратить людские ресурсы при разрешении спорных вопросов наподобие делёжки территории и т.п., и перейти на более гуманный способ выяснения отношений — стрелять пэйнтбольным оружием, а тот, кого «красят», навсегда уезжает из страны и, таким образом, понарошку умирает.
Иногда меня аж раздражает, когда в отзывах читатели видят мораль и заложенный смысл, выходящий только лишь из концовки рассказа. Да, черт возьми, могу эту мысль повторить и я тоже: даже если договориться о правилах, всегда найдутся люди, которые эти правила нарушат. Это концовка. И что? Неужели Виктор Пелевин писал рассказ, заполнял объем страниц только для того, чтобы подвести всё к такому выводу? Как раз-таки нет. Мне видится главной самая идеи замены огнестрельного оружия на «краскострельное». Ведь автор привёл огромное количество шуток и подходящих оборотов из песен и культуры в целом, как бы оживляя свою историю. Это первое. Второе — то что фактически человека можно признать мертвым, если он исчез из поля зрения, и к тому же потерял влияние (что необходимо для криминальных авторитетов). Поэтому у такого «убитого» авторитета, ясное дело, возникает желание противиться случаю и снова вступить в игру... А если бы он был убит по-настоящему, такого желания он бы не смог изъявить физически. Вот еще о чем стоит задуматься в этом рассказе.
В целом, интересный взгляд на мир организованной преступности, решившей убивать понарошку.
dmitras, 2 апреля 2016 г.
Рассказ безумно интересен. События сменяются веером, сюжет, близкий к безумию, затягивает, шуточки веселят. Если искать какие-то аналогии, то в голову сразу же приходят Симпсоны 2000-х годов. Такое же лёгкое безумие, те же бесконечные сюжетные повороты.
Кроме того, следует отметить один любопытный факт. Журналист Бисинский, как утверждают знатоки, отсылка к реальному человеку Павлу Басинскому, писателю и литературному критику, автору книги «Лев Толстой: Бегство из рая», человеку, который жёстко критиковал раннее, любимое многими, творчество Пелевина и, если верить документальному фильму, преподавал Виктору Олеговичу в лит. институте. За эту критику ему и довелось стать персонажем «Поколения П» и данного рассказа. В «Пэйнболе» роль его более существенна, но судьба также печальна.
Рассказ заслуживает внимание всех, кому не безразлична история нашей страны в 90-е годы.
elninjo_3, 23 декабря 2011 г.
На мой взгляд, это рассказ о том, что какие бы ни были правила игры, люди остаются теми, кто они есть. Всегда найдутся новые люди, которым будут невыносимы устоявшиеся правила. В России всегда найдутся бунтари, и любые, самые правильные, законы рано или поздно станут кому-то поперек горла. Это что-то из серии «Старикам здесь не место».
Отличный рассказ, особенно улыбнуло вот это: «В Москве и Петербурге в большую моду вошли... песня про художника, который рисует дождь, – она поражала воображение своей многозначительной и страшной неопределенностью.» :smile:
beskarss78, 22 января 2011 г.
Поучительная история о том, что даже если договорится о правилах игры, то всегда найдутся люди, которым выгоднее их нарушить. не потому что эти люди подлые, а потому, что их не включили в список подписантов при составлении договора.
И включить не могли. Потому как...
kitty_tina_99, 5 октября 2006 г.
Веселый ироничный рассказ о том, как все возвращается на круги своя. Как ни крути, а все же пули старого доброго ППШ круче каких то там пейнтбольных шариков.
Фэтти, 16 июня 2006 г.
Жемчужина Пелевина на тему... альтернативной? Параллельной? Виртуальной? В общем, не совсем реальности – скорее, некой потусторонности. Может быть, именно из этого рассказа выросла крылатая фраза из «ДМБ»: «А он есть».
Отличный юмор и филигранно прописанные персонажи (мой самый любимый – Славик Аврора).
Как обычно у Пелевина – текст насыщен множеством отсылок, в целом представляющих некий культурный код. В частности, как всегда органично присутствуют названия песен, которые немедленно хочется послушать как своеобразную иллюстрацию. Вообще, уже давно можно составить гигантский саундтрек всего пелевинского творчества – это было бы очень интересно. Насколько я знаю, подобная попытка была всего однажды, а жаль – к «Священной книге оборотня» прилагался диск с упоминавшейся там музыкой.
Единственный минус – это определенная злободневность рассказа, из-за чего он имеет крен в сторону фельетона или памфлета и сейчас может показаться не во всем – и не всем – понятным. Кто из молодежи может сейчас сказать, кто такой Сосковец? Или Паша-Мерседес?
Но в целом – блестяще.