Виктор Пелевин «Принц Госплана»
- Жанры/поджанры: Сюрреализм
- Общие характеристики: На основе игровой вселенной | Ироническое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь ) | Виртуальная реальность
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Главный герой рассказа живет в двух мирах. В одном он компьютерщик, служащий Госплана, во втором — самый настоящий Принц.
Входит в:
— журнал «Сериал острых сюжетов 2», 1991 г.
— сборник «Синий фонарь», 1992 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
— сборник «Сочинения», 1996 г.
— сборник «Все повести и эссе», 2005 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 44
Активный словарный запас: низкий (2448 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 79 знаков, что близко к среднему (81)
Доля диалогов в тексте: 32%, что немного ниже среднего (37%)
Награды и премии:
лауреат |
Великое Кольцо, 1991 // Крупная форма | |
лауреат |
Интерпресскон, 1993 // Малая форма (рассказ) |
Номинации на премии:
номинант |
Бронзовая Улитка, 1993 // Малая форма | |
номинант |
Странник, 1994 // Малая форма |
- /языки:
- русский (32), английский (1), болгарский (1)
- /тип:
- в планах (1), книги (26), периодика (1), аудиокниги (6)
- /перевод:
- Э. Бромфилд (1), И. Тотоманов (1)
В планах издательств:
Издания:
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
lex_art, 24 февраля 2020 г.
Повторно прочел «Принца» после «Шлема ужаса». «Принц» определенно был прототипом для более современного произведения: в нем все не так, как в более поздней пьесе, но видно, что это именно эволюция взглядов автора, а не вторая серия на ту же тему. Оба произведения про некую дополнительную реальность, которую человек конструирует себе для удобства проживания жизни. Можно видеть, что перестроечные годы были более гуманны и разнообразны для такого рода задач: каждый мог играть в свою игру. С играми других людей эти игры не пересекались, но клубы по интересам тоже были: любители танков/самолетов вполне могли огородить себе отдельную песочницу. С годами эта модель изменилась.
Неизменными остались слова про то, что и там и там персонаж «бежит по лабиринту». Все остальное изменилось вместе с приходом новой техники и изменением авторских взглядов. В более старом «Принце» пользователь смотрит в монитор. В более современном «Шлеме» — использует шлем виртуальной реальности. Раньше модель действительно была индивидуальной и дополняла реальный мир. Погружение в свою игру не было полным. Человек мог жить в реале, а мог быть действующим героем своей игрушки. В современной модели «Шлема» одна игра используется для всех. Разнообразие исчезло, и выйти из игры нельзя. Да и сам внутри игры ты как бы не существуешь, хотя и числишься за хозяина своего лабиринта. В «Принце» у игрока было настоящее приключение. Был опыт взаимодействия с миром. Был процесс обучения. В «Шлеме» по причине отсутствия игрока в лабиринте блуждают профессиональные блуждатели. Такое чувство, что не сам играешь в игру, а смотришь чей-то стрим, в котором некий профи демонстрирует, как наиболее мастерски играть в твою игрушку. А иначе тебе просто неинтересно будет созерцать этот лабиринт. По факту в модели «Шлема» ты просто выбираешь стримера с определенным стилем прохождения и созерцаешь его работу. Интерактивная игра по факту превратилась в визуальную новеллу, в которой даже клавиши за тебя нажимает кто-то другой. Немудрено. Современный геймер уже не тот. Сам себя даже развлечь толком не может.
«Принц» был читан мною уже много раз. Но Пелевин определенно талантливый писатель, если почти на ровном месте можно получить оригинальное прочтение для повести, которую знаешь если не наизусть, то весьма близко к тексту. Десятка вполне заслужена.
martinthegod9, 23 января 2016 г.
Утверждение «Жизнь — игра» Виктор Пелевин нещадно возводит в абсолют.
Помните, как в детстве мы представляли невидимых врагов, обстреливали их, хорошо еще когда игрушечными пистолетами — а то обычно и пальцами, составленными в виде пистолетов. Но позже игры стали не такими интересными. Могу сказать по себе, что после года в суворовском я как-то сел за компьютер и начал играть в одну из любимых ранее игр. Не знаю, что произошло, но через 10 минут мне захотелось нажать «Пауза — Выход из игры». Что-то изменилось, и я не мог себе объяснить что именно, но играть стало скучно. А у некоторых людей бывает иначе: вспомнить хотя бы те известные случаи, когда какой-то американский подросток переиграл в «GTA» или «Postal», не помню уже, вышел на улицу и стал совершать насилие над прохожими, вроде даже кого-то покалечил. Я это к тому, что виртуальная реальность — штука опасная, и Пелевин, как большой любитель сюрреализма и двойственности реальности в своих произведениях, не мог пропустить такой аспект.
Несколько заметок на полях:
а) Если вспомнить пребывание Саши в столовой здания Госплана, то явственно ощущается, что он видит не людей, а визуальные объекты. Ему неинтересны люди. Он просто молча существует, переходя с одного уровня на другой.
б) Уж не знаю, как Пелевин предсказал идею с танками, но сейчас по некоторым рассказам знакомых я слышу, что вполне себе взрослые люди, у которых есть семьи, дети, сутками зависают в игре «Танки Онлайн». Напомню, что в повести в похожую игру играли начальник Саши и начальник Госплана, то есть что ни на есть самые взрослые и серьезные люди. А игра совсем новая. Даже не знаю, как вышло такое совпадение-предсказание.
в) Самым остроумным моментом повести, мне кажется, является момент, когда Сашу разрезает пополам, и он снова появляется на месте условного чекпоинта и продолжает путь. Начинает он этот путь очень схоже с прошлым разом, и в этот момент осознает, что у него дежа вю, что это будто уже происходило. И таким образом Саша теперь для себя понимает природу дежа вю в принципе — это прохождение того же пути после перерождения.
г) Уровни жизни. С каждым уровнем задачи меняются, от более примитивных и элементарных до более комплексных и усложненных. И всё больше, с каждым уровнем, говорит Саша, теряется интерес к игре, а времени тратится больше. Глубже ощущается бессмысленность. Но ты всё равно продолжаешь идти...
д) Картонная принцесса — настоящая находка повести. Как объясняют Саше, на нарисованного героя — и принцесса нарисованная. Иными словами, все заслуги и достижения в этих мирах остаются в этих мирах. И когда закончится игра, всё окажется стёртым и ненужным.
Отличная, интересная повесть об игровых реальностях, написанная в особой подобающей манере.
mputnik, 9 февраля 2022 г.
100-минутный аудиовариант (в Модели для сборки) порадовал своей ненавязчивой адекватностью. И — удачным попаданием в самую тютельку товарно — развлекательной сути. Так и слышится привычное для МДС-а «…Встречаемся [там-то и там-то] на атмосферной и по настоящему уютной арт-площадке [такой-то]…».
ХарАктерные музтреки, удачная озвучка, сочные голосовые портреты персонажей, все прочие дела. Однозначно рекомендую, уважаемый потенциальный читатель.
В таковом варианте особенно сильнЫ периодически проскакиваемые резонансы с «Улиткой…» и «Диптауном», а также — просто шикарнейшие параллели с Лукиным, Дивовым, Еськовым и т.д. Море всяческих — сутевых, тематических и антуражных — ассоциаций.
Само чтиво, как отдельная текстовая конструкция — уже давно потеряла актуальность, конечно же. Но, вот, в таком, вот, букетно — конгломератном стиле, аки ассоциативная композиция — очень даже ничего себе
AlexanderV00, 18 сентября 2023 г.
Может быть в 1991 году это и было интересно. Сейчас слушать (я слушал) это невыносимо скучно. Мой совет — не тратьте время понапрасну.
white noise, 17 ноября 2011 г.
Не об играх эта повесть, господа, совсем не об играх... Как и любое другое стоящее произведение Пелевина, «Принц Госплана» — нечто большее, чем просто забавная повестушечка про старые игрушечки (хе-хе). По мне, она гораздо больше напоминает кубик Рубика, нет, скорее даже конструктор, из которого сам читающий собирает для себя что-то свое. Кто-то вспоминает, как раньше сам допоздна просиживал на рабочем месте, уставясь слезящимися воспаленными глазами в монитор. Кто-то (а есть и такие) взгрустнет по старым добрым временам и пятиконечным звездочкам в кислой капусте. Кто-то вспомнит старые игры — приятные островки воспоминаний в безликом и сером мире... А кто-то представит героев книги: подмятых и перемолотых системой, переработанных и выброшенных вон. Бегущих от рутины реальности в такой притягательный иллюзорный мир, где все не так, как здесь, и на каждом шагу ждут опасности.
Идет время, и реальность и иллюзия сплавляются в одно целое. И становится трудно понять — где реальность, а где — вымысел. Да и зачем? Так — гораздо проще. А для некоторых — такой вариант, несмотря на кажущееся безумие — единственно верный способ не сойти с ума в этом еще более сумасшедшем мире. Самый простой вариант: просто уйти от проблем под звуки свирели по узкому, усеянному ловушками, коридору. Уйти, заранее зная, что путь обернется тупиком.
Manowar76, 4 апреля 2019 г.
Сначала немного цитат:
«Саша ненавидел Бориса Григорьевича той длительной и спокойной ненавистью, которая знакома только живущим у жестокого хозяина сиамским котам и читавшим Оруэлла советским инженерам.»
«Господи, – вдруг подумал он, – а я ведь действительно живу в этом… в этой… Стою пьяный в очереди за портвейном среди всех этих хрюсел – и думаю, что я принц?!»
Очень добрая и элегическая вещь, написанная просто и без красивостей. Немного суфизма, немного буддизма и много любви к старым досовским играм. Играл практически во всё, но, к своему сожалению, даже никогда не слышал про бродилку «Targhan» про варвара. Очень жаль.
andron 666, 7 февраля 2016 г.
А ведь повесть не о компьютерных играх и не о госучреждениях времён перестройки.
В советские времена и ранее, в «лихие девяностые», «нулевые», в наши дни миллионы и миллионы людей ходят по таким вот коридорам, пролазят под решётками, прыгают через пропасти и пытаются добраться до «принцессы». И не надо, на самом деле, им ни «коридоров с факелами»,ни «решёток с пропастями», ни «принцессы»- «программисты» их выдумали, что «игру» написали. Тем более, что нет никакой «принцессы»- фальшивка. Да и остальное тоже... И самое главное- абсолютно неважно, играют эти миллионы в компьютерные игры или нет.
Возникает вопрос: «В чём различие между «миром компьютерных игр» и «миром Госплана/Госснаба»(назовём их условно так)?» Неудивительно,что в сознании Саши эти миры слились воедино. И ещё один вопрос: «Какой из этих миров реален?». Если читали другие произведения В.О.Пелевина, думаю, ответите на этот вопрос сами.
З.Ы. А ещё говорят, что Пелевин неоригинален- такую форму своим идеям придать!!!
З.З.Ы. Из небольших по объёму эта повесть, на мой взгляд, у Пелевина самая сильная.
stenny, 29 июля 2016 г.
Скучновато. Написано грамотно, в отличие от Дины Рубиной и более жизненно и правдиво, чем псевдо-бабские пошлости Олега Роя. Идея интересная, но воплощение не очень.
Какой-то язык безэмоциональный, вроде бы какие-то фишки с героем происходят, но как-то никак не реагируют ни окружающие, ни сам герой, ни читатели.
С самого начала долго не могла въехать в сюжет книги — почему игрушки перемежаются с реальностью. Честно говоря, у меня идея была гораздо лучше — я считала, что какие-то инопланетные или другие стихийные, может даже космические лучи, каким-то образом вызвали другую компьютерную реальность, как в повести Хайнлайна «Монополия нечистой силы», или другой вариант «сгорания на работе» — «Понедельник начинается в субботу». Когда в итоге оказалась банальная строка из песни Кинчева «Может я картонной герой», но у Кинчева есть громадный эмоциональный и идеологический посыл, даже пафос, а у Пелевина как-то все уныло и скучненько.
Игрушками никогда не увлекалась, окромя Сокровища Монтесумы и «Большое путешествие Спанч Боба», так что единственная новость — это этапы прохождения игры Принц Персии.
То, что по задумке включение игровых моментов в канву будней символизирует уход героя в виртуальный мир я узнала только из статьи в Википедии и в отзывах читателей в Сети. Как-то не очевидно это. Было бы гораздо логичнее и выгоднее, если бы существовала эффектная точка в виде несчастного случая или какого-то события, которое возвращает героя в реальность и показывает, как из-за невнимания Саши помер домашний питомец или престарелая бабушка, находящаяся на его иждивении, которую он забыл покормить.
Или «мы строили, строили, а потом автор нас опять вернул в Пустыню» (вариант закольцовки из Темной башни)
Такой сюжетный ход есть в фильме «Не забудьте выключить телевизор», когда мама тоже «ушла в свой алкогольный виртуальный мир», и по ее упущению в квартире произошел пожар, в котором едва не погиб ее сын. Этот сын видел кто оставил открытым источник возгорания, в то время как у мамы просто стерло память.
Так я ожидала примерно такого же жесткого толчка, встряски.
Или фильм «Зал самоубийц» — там такой эмоциональной точкой стала смерть героя практически «в прямом эфире»
а так, стиль неплох, средненький, но не выдающийся, идея неплохая, но реализация — слабая.
ПС. для сравнения «картонный герой» Кинчева
Смирное время,
Смирные дни,
Боль и радость почистили зубы и спят,
Звук, которым когда-то был крик
В рот набрал воды
И прикусил язык.
Ржавчина
Выжженных звезд
Отражает промежутки сомнительных лет,
Плесень несет свой пост,
Прикрывая покрытый коростой погост.
ну и как не упомянуть любимый —
Пот напомаженных туш,
Жирные рты плетут слюной кружева.
Зверь лакает из луж
Души тех, кто принял печать.
Маэстро, туш!
фрейзи, 20 сентября 2014 г.
Прочла несколько вещей Пелевина, общий вердикт — циничное, издевательское надругательство над реальностью. Его героям там плохо. Вот и бегут, кто в игры, кто в астрал, кто в приход. Причём плохо не только в советской реальности, издевательство над которой и сделало Пелевина культовым писателем 90-х. Гитлеровская Германия, дореволюционная Россия — не, везде пелевенскому герою неуютно. Вот так и отточился фирменный авторский стиль — выверни реальность наизнанку и проедь катком по тому что осталось. Если бы Пелевин дебютировал этими же вещами сейчас, такой популярности так не собрать. Таки это литература постсоветского периода.
Теперь непосредственно по Принцу. Кажется это одно из первых, если не самое первое произведение о геймерах. О незабугорных точно. Ух и.закрытый же клуб, однако! Советский человек и о компах не знал, а эти только и знают что по клавишам колотить, вместо работы. Вот по этому и развалился Союз...
Много раз потом писали про влияние игры на реальность, но переплюнуть старую советскую разрезалку пополам, прикуривание от факела персонажу другой,игры, звуковую атаку на советский гастроном, по моему невозможно. Это вам не вылезший из подвала дядя с катаной, это круче.
amak2508, 4 ноября 2015 г.
Пелевин всегда старался писать отлично от всех других писателей. Вот и эта его повесть достаточно необычна. Кто-то назовет ее киберпанком, кто-то вспомнит «Лабиринт отражений» и «Фальшивые зеркала» Лукьяненко, но, наверное, правильнее всего охарактеризовать это произведение как некую фантасмагорическую смесь компьютерных игр, виртуальной реальности и едкой сатиры на реальную жизнь.
Ну, по поводу работников Госснаба и Госплана автор, наверное, ничего нового нам не сказал — планировали они в советское время, мягко говоря, действительно не очень хорошо. А вот остальная, несколько бредовая мешанина компьютерных игр и виртуальной реальности при всей своей неординарности понравится далеко не всем. Хотя два момента внимание несомненно привлекут.
Во-первых, это для того времени еще очень свежая мысль о бесцельности компьютерных игр: ну, пройдешь ты еще уровень, еще два, дойдешь до конца игры.... А зачем? Чтобы дальше начать новую игру? Какое ужасное уничтожение бесценного времени своей жизни — что-то сродни постоянному наркотическому нажиманию лабораторной крысы на рычаг для получения импульса удовольствия.... А во-вторых, ностальгическое напоминание о теперь уже практически забытой, а в свое время достаточно популярной, еще плоской, двухмерной стрелялки-бродилки «Принц Персии». Неплохая игра была :)).
Тимолеонт, 4 августа 2013 г.
Многие видят эту повесть по-своему. Мне же она показалась притчей о бегстве людей из реальности, их отдыхе в играх и иллюзиях. Причём даже там они далеко не всегда честны. Ибо читеры и взломщики были всегда. Подобная виртуальная «работа» полностью заменяет персонажам работу реальную. И низшее звено, и высшие начальники — все выполняют свою «работу» посреди пикселей.
P.S. Чувствуешь себя немного... гм, «гиком», когда в рассказе, написанном ещё до твоего рождения, узнаешь по описанию все упоминаемые игры.
Real Luden, 21 января 2012 г.
Прочел с монитора году в 94. В электронном журнале который выходил на дискетах... Вот в том же номере, где вышла моя статья по квесту «Little Big Adventure» публиковался некий В. Пелевин (Витёк какой-то подумалось мне).
Сказать, что я был просто потрясен значит ничего не сказать. Я не мог поверить, что какой-то компьютерщик (ну, а кто еще?) взял вот так и написал такую стильную вещь.
В то время мне как человеку тоже по-админившиму (почти в госплане) и в «Принца» немало погонявшего, было очень по доброму завидно и даже гордо за то, что есть такие ребята как Витя Пелевин. :-)
peterK, 26 ноября 2009 г.
Да, было такое чудо на рубеже 80-х — 90-х. Компьютерные игры. Не знаю, как в Госплане и Госснабе, у нас играли только в обеденный перерыв. Начальник был строг и справедлив, если кого застукал — отнимал клавиатуру. Кто-то приходил на работу раньше, чтобы дорваться до свободного 286-го, кто-то засиживался допоздна, как в анекдоте: «Жене сказал, что у любовницы, любовнице — что у жены, а сам к компьютеру, и играть, играть, играть». Да, ездили к старшим товарищам, и как бы невзначай спрашивали, ну, с работой все ясно, а что у вас новенького поиграть? Компьютеры в ту пору были скорее общественными, а не персональными. Главный герой в метро прыгал как принц Персии, а мне иногда в машинах ездить было неуютно без лазеров, ракет и пулеметов, как в «Death Track«e.
Устарело, разумеется — прежние игры были довольно примитивны. Но и в нынешних нет того ощущения новизны и чего-то волшебного. И все-таки, наверно, это первое художественное произведение о связи человека с виртуальным миром.
Очень неплохо. Особенно, для тех, кто застал ту эпоху.
Ant12, 2 марта 2010 г.
Страна уже почти развалилась, снабженцев взрывают каждую минуту, в Госплан можно попасть через какую-то дыру, начальники разъезжают на Абрамсах, в небе горят МиГи. Маленький принц бежит, бежит, чтобы спасти прекрасную принцессу.
«Сейчас мне кажется, что хуже того, что со мной происходит,
и быть ничего не может. А ведь пройдет пара этапов, и вот по этому именно дню
и наступит сожаление. И покажется, что держал что-то в руках, сам не понимая,
что — держал, держал, да и выкинул. Господи, как же погано должно стать
потом, чтобы можно было жалеть о том, что происходит сейчас... «
Читеры скоро захватят заводы, газеты и пароходы. Великая мечта близко. Потерявшийся во времени и пространстве принц,на какой-то миг задумался — а он ли это бежит? Выпей зелья, удар клинка, выпей еще. Нет сил. Ну, хоть краешком глаза увидеть ее, ждущею спасения от деспота, его избранницу. Вот она. Коридор, решетка, чулан, окно выходящее на кирпичную стену, принцесса.
вдруг сильно залепил по ней ногой. Тогда все то, из чего она состояла,
повалилось на пол и распалось — сделанная из сухой тыквы голова с наклеенными
глазами и ртом оказалась возле батареи, картонные руки согнулись в рукавах
дрянного ситцевого халата, правая нога отделилась, а левая повалилась на пол
вместе с обтянутым черной тканью поясным манекеном на железном шесте, упавшим
плашмя, прямо и как-то однозначно, словно застрелившийся политрук.»
И причем здесь «Принц Персии», спросите вы?
UnrealQW, 25 ноября 2012 г.
8/10 Виктор Пелевин «Принц Госплана» -- необычная фантастическая повесть задающая вопрос существования человека в обществе. Прочитана 26.03.2002. Вся повесть -- это сплошная философская аллегория. Не все идеи повести, к сожалению, новы и захватывающи, но повествование интересно и свежо. Постмодернизм.
Резюме: смыслово нагруженная аллегорическая повесть