Виктор Пелевин «Запись о поиске ветра»
- Жанры/поджанры: Постмодернизм
- Общие характеристики: Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Азия (Восточная Азия ))
- Время действия: Неопределённое время действия
- Возраст читателя: Для взрослых
Будучи в гостях в поместье своего учителя, студент под действием «порошка пяти камней» узрел «Великий Путь» и понял, почему его невозможно постичь через размышления и рассуждения. На вопрос учителя, смог бы он это откровение выразить в литературном произведении, студент не раздумывая ответил утвердительно, не сомневаясь, что сможет сравняться с Буддой и Конфуцием и даже превзойти их...
Входит в:
— сборник «Диалектика Переходного Периода из Ниоткуда в Никуда», 2003 г.
— сборник «Все рассказы», 2005 г.
- /языки:
- русский (14), болгарский (1)
- /тип:
- книги (13), аудиокниги (2)
- /перевод:
- И. Тотоманов (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
technocrator, 19 ноября 2018 г.
Любопытнейшая параллель сразу пришла на ум по прочтении!
«Воздух фактически и есть самый настоящий носитель наших мыслей. Всё, что мы есть, это узоры воздушного потока. <..> Я не обманываюсь, думая, что таким образом буду жить снова, потому что я не этот воздух, я узор, форму которого он временно принял. Узор, который есть я, и множество узоров, которые есть весь мир, в котором я живу, исчезнут.»
«Что еще я постиг? А то, что мы не сосуды, заполненные сознанием, а просто исписанные страницы, качающиеся в нем, как стебли травы в летнем ветре. Мы думаем, что сознание — это наше свойство; точно так же для травинки ветер — это такая ее особенность, которая иногда пригибает ее к земле. <..> Поистине, трудно поведать о ветре, если знаки есть только для летящих в нём листьев.»
Первая цитата —
Вторая —
Но насколько различны эти рассказы!
Первый — истинный шедевр фантастики, романтический гимн жизни, Познанию и самопознанию.
Второй, к сожалению, представляет собой передачу безуспешных попыток студента-обдолбыша, якобы постигнувшего Суть всего, объяснить, почему он ничего не может внятно описать из своего наркотрипа.
В творчестве Пелевина условно можно выделить главные мотивы: 1) социально-сатирические; 2) фантастические; 3) лирические (что по максимуму проявилось в «Затворнике и Шестипалом»); 4) философские.
Остроумное их переплетение и отличает писателя. В данном рассказе представлено преимущественно философское многословие, и не лучшим образом. Лучше читать у Виктора Олеговича гораздо более удачные его вещи.
martinthegod9, 23 марта 2016 г.
Надеюсь, это последний полет мысли Виктора Олеговича, восхваляющий пустоту и нереальность происходящего, ибо всё, что нас окружает — лишь следы восприятия ума на порождаемые самим же умом символы. Размышления на эти темы могут удивить особенно тех, кто читал Пелевина совсем мало. Они действительно умны. Но когда я читаю об этом уже в который раз, в типичной подаче рассуждений пары учитель-ученик, ощущение возникает весьма тоскливое. Да и читать такое тяжело.
В качестве новенького штриха, данный рассказ повествует о намерении ученика написать литературный труд о постижении Пути. И в результате он приходит к тому, что любое добавление очередного символа (образа, слова) будет всё дальше его отодвигать от истины. Возможно, поэтому Пелевин и не пишет об этом отдельный трактат, а соединяет с сюжетом, художественностью, зеркалом общества и прочими бонусами... Но видно же, что ему очень хочется!)
wertuoz, 16 октября 2014 г.
Поразили мысли и глубина этих мыслей. Чтобы понять насколько это одновременно бредово и, возможно, не побоюсь этого слова — гениально, нужно просто прочитать, потратив 10 минут своего времени. Рассказ не претендует на лавры философщины или схоластики, это даже не Кастанеда с его разъедающей логикой сознания. Но рассказ бьет в самую точку,выводя из строя (возможно на время) все мировоззренческие шестеренки внутри вашего сформировавшегося сознания. Он, как колокол, все что остается после него, это оглушение от его ударов и потеря ориентации в пространстве. Можно рассматривать это произведение, как прием психотропных веществ без причинения вреда здоровью.
GrininSM, 17 марта 2015 г.
Нельзя запрещать психотропные наркотики. Нельзя. А то Пелевин без работы останется
vsvld, 27 сентября 2008 г.
Ничего... но философия под флером китайщины и сентиментализма слишком уж напоминает Гессе. К тому же, писатель должен показывать, а не излагать. А здесь писатель прямо капитулирует, и даже делает из этого тему рассказа. Ну не срабатывает — и все! А мысли интересные.