Виктор Пелевин «Empire V»
- Жанры/поджанры: Постмодернизм | Фэнтези (Городское фэнтези )
- Общие характеристики: Философское | Сатирическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Фантастические существа (Вампиры ) | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
Обычный парень Ромка становится вампиром, сверхчеловеком, одним из представителей расы, выведшей людей для прокорма как скот. В новой жизни ему предстоит изучить самые важные науки для понимания современного общества: гламур и дискурс и познакомиться с реальным положением вещей в мире.
Электронная версия романа, появившаяся до официального релиза, содержала два дополнительных фрагмента текста, которые были исключены в бумажной публикации (страницы указаны по первому изданию романа).
Стр 217, перед 6 строкой снизу:
- Видишь вон того пухлявчика? — спросил Энлиль Маратович, который держался со мной рядом. — Это Татарский.
Я увидел румяного халдея в очках-велосипеде — кокетливо надвинув шапочку с маской почти до самых очков, он говорил с двумя вампирами. Вид у него был холеный, но усталый.
- А кто это? — спросил я.
- У великой богини должен быть земной муж. Как бы первый среди халдеев. Пост почетный, но чисто церемониальный: с богиней земной муж не встречается и даже не знает, как она выглядит. Но должность все равно очень важная. Его выбирают гаданием. А результат гадания чаще всего иносказательный и туманный...
- Результат гадания как раз всегда ясный, — перебил Мардук Семенович. — Это в головах туман. Выпало, что новым мужем богини должен быть человек с именем города. А у Татарского редкое имя — Вавилен. Ну и решили, что это он, потому что на «Вавилон» похоже... Может и похоже. Но ведь, строго говоря, такого города нет. В результате очень серьезного человека оставили в пролете. Который по всем параметрам подходил. А все из-за презрения к родной культуре. И теперь имеем с этого большую головную боль...
- Ой да, — подтвердил Энлиль Маратович.
Они оба пригорюнились. Я в первый раз понял, что у вампиров тоже бывают проблемы — и, кажется, серьезные.
- А чем занимается Татарский? — спросил я.
- Главный креативщик, — сказал Энлиль Маратович.
- Был главный креативщик, — буркнул Мардук Семенович. — Был, да вышел. Повторы, самоцитирование... Похоже, пиздец ему наступил.
- Ну почему, — сказал Энлиль Маратович. — Он еще может...
- Да что он может, — махнул рукой Мардук Семенович. — Последние работы говно полное. Что он за слоган для Газпрома сочинил? «Газом нас багаче». Во-первых, это только ленивому дебилу в голову не пришло. А во-вторых, как на немецкий переводить? Или эти прохладительные крестоносцы в пустыне. Это ж вообще за гранью добра и зла. Энлиль, как там было?
- «Никола. Один раз не пидарас», — сказал Энлиль Маратович.
- Вот именно. Кто-нибудь понимает, в чем тут смысл?
- Мне кажется, — сказал я, — я понимаю.
- В чем?
- Ну... это... Я думаю, что это общемировая тенденция сейчас. В русле «Кода да Винчи».
Мардук Семенович пожал плечами.
- Все равно не цепляет, — сказал он.
- Главное, чтоб молодняк цепляло, — подытожил Энлиль Маратович. — Они понимают, и ладно. А мы с тобой, Мардук — отработанный пар... Мне другое интересно — из-за креста на них не наезжают?
- Я о чем и говорю, наезжают, — ответил Мардук Семенович. — А они говорят, солярный символ...
Заметив, что на него смотрят, Татарский улыбнулся и помахал нам рукой, ухитрившись в общее для всех приветствие вставить особо интимный кивок головой лично для меня — как старому знакомцу и сообщнику. Возможно, впрочем, что два моих собеседника увидели то же самое.
- Ты к нему слишком придирчив, — сказал Энлиль Маратович, улыбаясь и махая в ответ. — И знаешь, почему.
- Знаю, — согласился Мардук Семенович, тоже улыбаясь Татарскому. — Потому что Украину просрал. И еще потому, что за мобильных вампиров не только с нас лавандос снял, но и с телефонщиков. Мелочь, но выразительная.
Энлиль Маратович засмеялся, но этот смех показался мне немного нервным.
- Насчет Украины — просрали, да, — сказал он. — Но, Бог даст, скоро назад восрем.
Я хотел спросить, какого бога он имеет в виду, но решил, что это прозвучит невежливо.
===========================
Стр 283, после 3 строки сверху:
Энлиль Маратович, явно подуставший от этой беседы, воспользовался моментом, дернул меня за рукав и сказал:
- А вот, кстати, начальник фольклора.
Им оказался попахивающий потом толстяк, похожий на провокатора Самарцева, только без бороды и харизмы. Его фамилию мне не назвали, представив по имени — «Эдик» (увидев в прорезях маски фиолетовые мешки под его полными боли глазами, я отчего-то подумал, что это уменьшительное от «Эдип»).
- Что свежего в фольклоре? — спросил я. — Анекдоты есть?
- В основном про лабрадора Кони, — ответил Эдик.
- А почему про лабрадора?
- Думаете, это трусость? — усмехнулся Эдик. — Совсем наоборот. Среди нашей элиты распространено убеждение, что реальный правитель России — это древний пес Песдец, с пробуждения которого в нашей стране началась новая эпоха. В разных культурах его называют по разному — Гарм, Ктулху и так далее. Утверждают, что именно он был представлен нашему обществу как «лабрадор Кони». Имя «Кони» — это слово «инок» наоборот, что указывает на высшую степень демонического посвящения. А слово «лабрадор» образовано от «лаброс» и «д’Ор», что означает «Золотой Топор», один из титулов архистратига тьмы. Появление Лабрадора предрекал еще Хлебников в своих палиндромах — помните это смутное предчувствие зажатого рта: «Кони, топот, инок — но не речь, а черен он...» Президентская форма правления существует у нас главным образом потому, что статус президентской собаки очень удобен. Он позволяет неформально общаться с большинством мировых лидеров. Как говорится, президенты приходят и уходят, а пиздец остается...
Эдик встретился глазами с Энлилем Маратовичем и торопливо добавил:
- Но все-таки, согласитесь, приятно, когда это пиздец с человеческим лицом!
- Это несколько выходит за рамки устного народного творчества, — процедил Энлиль Маратович, — это уже устное антинародное творчество...
И потащил меня прочь.
Входит в:
— цикл «Рама II»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 270
Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2698 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 59 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 41%, что близко к среднему (37%)
Награды и премии:
лауреат |
Большая книга, 2007 // Победитель читательского интернет-голосования |
Номинации на премии:
номинант |
Портал, 2007 // Крупная форма | |
номинант |
Бронзовая Улитка, 2007 // Крупная форма | |
номинант |
Интерпресскон, 2007 // Крупная форма (роман) | |
номинант |
Мечи, 2008 // Лунный Меч |
Экранизации:
— «Ампир V» 2021, Россия, реж. Виктор Гинзбург
- /языки:
- русский (22), английский (1), финский (1), болгарский (1), венгерский (1)
- /тип:
- книги (24), аудиокниги (2)
- /перевод:
- Й. Горетить (1), А. Пиккупеура (1), Б. Станков (1), Э. Филлипс (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Manowar76, 24 июня 2024 г.
Перечитывая ПВО
Прекрасный роман, один из самых знаковых у автора, с Эверестом злых афоризмов.
Продолжение и развитие «Genetarion П», один из важных кирпичиков в основание авторской вселенной.
Над халдеями из «Поколения», оказывается, стоят вампиры. О сюжете достаточно.
Роман практически полностью состоит из каламбуров и хлестких и метких рассуждений обо всем на свете.
Гламур и дискурс, ложная дихотомия о клоунах и пидорасах, пять тысяч маркетологов, смайлик-дезодорант, баблос, ты щаслеф и так далее.
Из 2024-го, спустя почти двадцать лет после написания, роман читается мило и уютно. Многие вещи в тексте стали доступнее и проще, не зря нам Виктор Олегович их так долго ежегодно разжёвывает.
Просто отдохнул душой.
10(ЗАМЕЧАТЕЛЬНО)
SeverianX, 21 ноября 2023 г.
«Empire V» – третий прочитанный мной роман Виктора Пелевина. Моё знакомство с автором удачным назвать сложно. Мне совершенно не понравился его роман «Омон Ра», но я дал автору второй шанс и ознакомился с «Тайными видами на гору Фудзи». Книга о борьбе феминизма с буддизмом мне понравилась гораздо больше, но все же оставила после прочтения довольно неоднозначное впечатление. Видимо, стиль автора не совсем мне подходит. Виктор Олегович – модный российский писатель, чтения книг которого, по мнению некоторых людей, помогает приобщиться к интеллектуальной элите. Подобное утверждение считаю неверным. Тут хочется провести аналогию с французским писателем Бернаром Вербером, который заслужил примерно подобную славу, причем как в нашей стране, так и у себя на родине. Роман «Empire V» привлек меня двумя основными моментами. Во-первых, я узнал о вышедшей экранизации и перед просмотром решил ознакомиться с первоисточником. Во-вторых, вампирская тематика мне интересна. Образ аристократа-кровососа очень сильно менялся со временем, от ужасных монстров в романах «Дракула» Брэма Стокера, «Жребий Салема» Стивена Кинга, «Руководства по истреблению вампиров…» Грейди Хендрикса и «Вампиров» Джона Стикли до гламурных подростков с томным взглядом в «Сумерках». Было интересно узнать, что же на эту тему придумает скандально известный Пелевин.
Главный герой, Рома, случайно и неожиданно для себя становится вампиром Рамой II. Да-да, в романе все вампиры носят имена богов. Вместе с читателями новоиспеченный Рама вступает в мировую элиту кровососов, познает загадочный и суровый мир. Волей судьбы вчерашний грузчик приобщается к культуре тех, кто реально управляет миром людей. Через длинные философские диалоги Рама постигает две главные вампирские науки – Гламур и Дискурс. Поначалу герой мало что понимает, впрочем как и читатели, но причины столь поверхностного образования юноши раскрываются в финале романа.
Вампиры у Пелевина получились и правда необычными. Никаких растерзанных и обескровленных тел вы здесь не найдете, поэтому любители хоррора могут сразу проходить мимо. Автор рисует вполне логичную картину, в которой нашим миром управляет тайное общество вампиров. Питаются они не просто кровью, а концентратом эмоций и мыслей, который в ней содержится. Попробовав раствор «красной жидкости» (так политкорректно тут называют кровь), вампиры могут узнать самые сокровенные тайны человека, вследствие чего могут легко в дальнейшем манипулировать человеком. Истинную ценность для них имеют мысли, связанные с деньгами, славой и властью – так называемый «баблос». Именно так вампиры сосут из человечества баблос. Для этого всё развитие человеческой культуры направляется таким образом, чтобы получить как можно больше этой загадочной субстанции. Для того чтобы мысли людей текли в «правильном» направлении и была создана теория гламура. При инициации вампиры вступают в симбиоз с особым существом, языком, который и наделяет их сверхъестественными способностями. Язык – существо очень древнее, паразитировавшее ещё на динозаврах. Сами вампиры утверждают, что человечество изначально было выведено на откорм доисторическим монстрам.
С этими тайнами мироустройства читатель знакомится вместе с Рамой, чему и посвящена большая часть книги. Молодой вампир учится особому образу мышления и постигает навыки, необходимые для выживания. Однако ему никак не удается отринуть чисто человеческие чувства и слабости, такие как любовь, ревность и зависть. Рама ищет новый стиль одежды, искренне радуется новому автомобилю с водителем и посещает модные рестораны.
Как часто бывает в работах Пелевина, и без того фантастическая книга постепенно скатывается в полнейший сюрреализм, в котором уже с трудом угадывается наш мир. Автор заставляет нас задуматься о реальности окружающей нас действительности. Подобный прием использовал Филип К. Дик в «Человеке в Высоком замке».
Отличительной чертой произведений Пелевина является гротеск, возведенный в абсолют. Он часто высмеивает современные проблемы, порой доводя их до абсурда. В этот раз досталось природе власти, деньгам, моде и неистребимой человеческой глупости. В его карикатурном мире без труда угадывается наша российская действительность. О юморе Пелевина часто говорят, что он – вещь скоропортящаяся. Не избежал этой проблемы и «Empire V». Он несомненно был актуален для середины нулевых, но сейчас смотрится уже не так свежо и актуально.
Стоит отметить, что в романе довольно много нецензурной брани. Некоторые тексты благодаря ей раскрываются более ярко, но в «Empire V» она порой смотрится натужно и неуместно.
Главным минусом для меня стало провисание сюжета. Я понимаю, что книга больше про философию, а не про экшен, но тем не менее огромное количество диалогов и размышлений героя убивают динамику напрочь. Хоть какое-то движение сюжета присутствует разве что в начале и конце романа, а неожиданный поворот всего один. На мой взгляд, нужно совмещать философию и грамотно построенный сюжет, чтобы заинтересовать и увлечь читателя.
Довольно интересно выглядит игра слов, использованная автором в названии. «Empire V» – это и завуалированное слова «вампир», и «Пятая Империя», о которой также говорится в романе.
Итог: «Empire V» – книга необычная и по-своему интересная. О прочтении я нисколько не жалею. Для своего времени она была актуальна, но сейчас во многом устарела. Такое понятие как гламур ныне практически ушло из нашего обихода. Мне понравился тайным мир вампиров: отталкивающий и в то же время притягательный. Новое прочтение вампиров противоречиво, но занимательно. Роман понравится поклонникам творчества писателя, а вот для первого знакомства с автором лучше подойдут более новые, а, следовательно, и более актуальные романы.
lammik, 14 апреля 2023 г.
Однажды простой московский парень Рома решил попасть в элиту, руководствуясь указаниями стрелок на асфальте. Вопреки ожиданиям, речь шла не о рекрутировании закладчиков наркотиков, а о наборе в начинающие вампиры, количество мест строго ограничено. Теперь Роману, получившему новое имя Рама II, придётся изучать такие науки как дискурс и гламур, узнать, что такое баблос и поглубже проникнуть в суть вещей.
С высоты сегодняшнего дня романы Пелевина покрываются налётом благородной патины или, если угодно, утрачивают свежесть. «Empire V» отражает реалии своей эпохи, когда бывшие советские люди кинулись зарабатывать деньги, и это у многих стало действительно получаться. Следовательно, для глубокого внутреннего удовлетворения потребовалось то самое «потребление напоказ», суть этой «гонки в колесе» и раскрыл в своём романе Виктор Пелевин. Картина получилась неприглядной и местами даже пугающей, но не безнадёжной.
Традиционно актуальный на момент выпуска и напичканный афоризмами роман, но едва ли достойный перечитывания. Тем страннее выглядит решение об экранизации. Особенно учитывая, что тело романа практически полностью состоит из рассуждений и диалогов.
Esperus, 21 октября 2022 г.
Книга — кладезь крылатых цитат, и тонких штрихов, описывающих реальность. Весьма сложна для осознания, поэтому подходит не всем. Как зеркало человеческого мира — 10/10, эту книгу можно читать много раз, и каждый находить что-то новое. Но как художественное произведение оно не поражает обилием сюжетных поворотов, сама история тут для галочки. Но тем не менее отношения Геры с Рамой зацепили, хотя, это субъективно. В общем и целом, если подходить к оценке как к балансу между художественной частью и философской, получаем 8 баллов, при всем желании не больше. Герой сер до невозможности, и небольшой объём произведения в купе с отвлеченными мыслями не даёт раскрыть его больше
darksorrow, 25 июня 2018 г.
Самым актуальным направлением литературы сегодня, без сомнения, является «Супер Сью»: в роли старой доброй Мэри здесь выступают супергерои, оборотни и прочая сверхчеловеческая живность. Ампир «В» относится к поджанру «вампиры».
Сюжет: самый обычный, ничем не примечательный, рядовой подросток становится (внимание, спойлеры!!) вампиром. В институт он не прошел, карьера грузчика не удалась. Пришлось молодому человеку устроиться на работу закулисным правителем Всея Руси.
Зато любители конспирологии откроют здесь для себя много нового. Как вы думаете, кто на самом деле правит миром? Нет, это не богатейшие семейства, не жидомасоны и не ануннаки-рептилоиды. Это – самые обычные, рядовые, ничем не примечательные люди! Происходит это так: идет какой-то совершенно левый чел по улице, его хватают, отрезают голову и ставят во главе правительства. Сурово, вампирически готично, а главное – жизненно.
К похождениям Рамы Второго прилагается краткий курс солипсизма для чайников от В.Пелевина, издание надцатое, исправленное и дополненное.
Текст более чем полностью состоит из вымученных диалогов по схеме учитель – ученик.
Смешная шутка о гламуре и дискурсе повторяется сто пятьдесят раз, видимо, для тех тупых читателей, что не в состоянии с первой попытки оценить всю гениальность этой фразы.
Какова художественная ценность данного произведения? Если в двух словах, то никакой.
majj-s, 15 декабря 2020 г.
Очень недоумевала, прочтя отзыв Дмитрия Быкова о первой части нового романа великого человека. Раз за разом, с настойчивостmю необычайной вменяет он автору в вину, что несмешно. Совсем растерялась, каюсь, бессильная припомнить в прежде читаных пелевинских книгах шуток юмора, достойных музы Петросяна. Не то, чтобы большая поклонница, не все читала, лет на восемь перерыв делала, сломала меня «Ананасная вода для прекрасной дамы». Нашлись добрые люди, убедили вернуться, за что искренне благодарна. Это к тому, что «Еmpir V» с большим опозданием прочитала и теперь понимаю Дмитрия Львовича.
Живя в определенное время, адаптируешься к его характерным особенностям и перестаешь замечать их. Вроде, так надо и так было всегда. Хотя не мной и давно замечено, что любой конец века характеризуется усилением внимания к разного рода эзотерике, а всякая середина — затуханием. Окончание связано бывает с пресыщенностью и всеобщим убеждением: «ничто не ново в подлунном мире» и «все новое — это хорошо забытое старое, поданное под острым соусом». А ко второму десятилетию глянь — свежая поросль и что-то, чего прежде никогда не было. Но то когда будет, а экзистенциальный кризис с тобой здесь и сейчас.
Нам повезло не на стыке веков даже — тысячелетий, да еще во время перемен. Нет, конечно, вполне себе комфортное существование. Главное ведь — чтобы войны не было. Но обе тенденции: интерес к потустороннему и «ничего нового» усилились в тот период необычайно. И странно теперь, когда новые ветра дуют во все щеки, испытать ощущения того времени. Но с «Empиром» случилось у меня. Думаешь вот так свои наполненные пресыщением и эзотерикой думы. Совершенно «в себя», без мысли озвучить кому-нибудь когда-то, а потом выясняется, что другой человек примерно в то же время именно те довел до логического завершения, обрек в безупречную форму, изящно подал публике.
Вот этим гении от других-прочих и отличаются, господа. Не думаю, что Пелевин гений (этот пьедестал в моей табели о рангах другими людьми занят, да он и не в обиде, полагаю). Но очень талантлив и ярок, и умен. И он может таки писать потрясающе смешные вещи. Подозреваю только, что не для всех. Потому что я смеялась от результата приема препарата «Набоков, 1/2 Пастернака», сильно. Но приступом истерического хохота накрыло от стиха «Князь мира сего», ну да «Тютчев+албацкий». Только, это оттого, что на экзамене по литературоведению, единственная пятерка за который на курсе была моей, довелось исписать пять листов, анализируя стихотворение той эпохи, которое вполне могло тютчевским быть.
Что до «в целом» книги. Мраки на хромой собаке и нечего добавить. Кроме разве, мне очень понравились слова молдавского гастарбайтера (он же ходячий вампирий рацион) о дворце со множеством комнат. В некоторые из которых Бог заходит часто.
Massaraksh, 28 мая 2017 г.
Сперва хотел назвать роман «неоднозначным», затем, по мере приближения финала, все больше и больше понимал, что книга, вполне себе, однозначная. Она однозначно разочаровывающая.
Прежде всего, это не роман. Это эссе, которому придали форму художественного произведения, исключительно, потому , что так легче продать. Я ничего не имею против эссе, но высмеивать общество, внимательно следя за тем, что бы ненароком не выпасть из популярной обоймы этого общества — это как-то.... а кстати, вполне по пелевински. Ну а то что мне противно, так это мои проблемы.
Во вторых, именно потому что это эссе, а не роман, роман вышел странный. Персонажи занимаются тем, что читают друг другу лекции. Всю книгу.
Ну и в последних: лекции как раз и разочаровывают. Т.е. первые, те что про «гламур» и «дискурс» показались остроумными, забавными и очень злоехидными. Определения сообществ политических экспертов и около-искусственных критиков, по моему, и вовсе, великолепны. Я имею в виду те части, что про «проституирование смыслов» и «временная высота мандавошки», а вот дальше началось. Лекция по экономике от Пелевина показалась неумной идиотией, но потом пошли лекции по другим темам, причем такие, что я не уставал вспоминать анекдот про еврея: «- Мойша, помните я вам в прошлом году, при встрече, сказал что жизнь — говно? Так вот это было варенье».
В общем, по мере приближения к концу книга становится все хуже и хуже и отдельные проблески жемчужин, вроде определения «развитого постмодернизма», ее уже не спасают. Вся соединительная ткань которой книге пытаются придать видимость художественного произведения, показалась и вовсе, лишней, а так же невыносимо пошлой. Пошлой не в смысле скабрезной, а в смысле затертой и банальной.
В общем, лучше бы я прочитал первую треть и бросил. Было бы приятное впечатление.
martinthegod9, 25 ноября 2016 г.
Дело непростое.
Роман «Empire V» изначально мне казался некой квинтэссенцией того, что Пелевин хотел бы заложить в свою, громко скажу, главную вещь в творчестве. Соединение наиболее удачных и принятых читателем предыдущих вещей под одной обложкой: много солипсизма и прочей философии от «Чапаева и Пустоты», диагноз эпохи под соусом конспирологии от «Generation П», шикарная глава истории детства главного героя, весьма похожая на «Омон Ра». Всё это в результате дает полную выкладку того, о чем хотел бы сказать Виктор Олегович в 2006 году. Огромная масса великолепных подколок над эпохой, обществом и его стратами. Цитировать очень хочется, и много, но не буду, сложно выделить что-то отдельное замечательное. Плюс сам главный герой интригует своей обычностью и клеймом неудачника. Все эти факторы притягивают и заставляют поставить заслуженную десятку.
Так мне казалось до середины романа.
Вернее, это уместно вытекало из первой трети романа, но пропасть я ощутил, дойдя до середины. После прочтения условной трети книги философским концепциям и выкладкам нет конца. Они продолжаются снова и снова. Вводятся халдеи, вводится Дерево Жизни, вводится Иштар, принятие баблоса. За всеми этими беседами теряется, если вовсе не исчезает, само повествование и динамика. Герои становятся всё более плоскими, словно по ним проезжает асфальтоукладчик. Вокруг нескольких терминов — гламур, дискурс, баблос — закручиваются всё новые диалоги. Это приводит в уныние. Кстати, из кучи определений гламура и дискурса я процитирую наиболее существенные для меня трактовки, ибо в них хоть что-то можно вычленить: «Дискурс — это мерцающая игра бессодержательных смыслов, которые получаются из гламура при его долгом томлении на огне черной зависти. А гламур — это переливающаяся игра беспредметных образов, которые получаются из дискурса при его выпаривании на огне сексуального возбуждения.» В этом абзаце важно обратить внимание на то, что мне философские трактаты Пелевина обычно нравятся. Что в старом «Чапаеве», что в новых «Ананасной воде» и «Лампе Мафусаила». А отличие в том, что в этих книгах было много чего еще помимо философии: интересный сюжет, свежий взгляд, неожиданный подход к той же проблеме солипсизма, что и обычно. А вот в «Ампир В» — серость.
В итоге встает дилемма. Однозначно оценить весь роман непросто. Великолепные первые 150 страниц, затем непреодолимое болото философских выкладок без чего-то принципиально нового для автора, и динамичная концовка, которая вроде бы как должна стереть неприятное чувство срединной лекции, но я не повёлся, увы. В завершение всё же приведу одну цитату, уж больно она хороша:
"— И здесь, и везде, — сказал Иегова. — И всегда. Проследи за тем, что происходит во время человеческого общения. Зачем человек открывает рот?
Я пожал плечами.
— Главная мысль, которую человек пытается донести до других, заключается в том, что он имеет доступ к гораздо более престижному потреблению, чем про него могли подумать. Одновременно с этим он старается объяснить окружающим, что их тип потребления гораздо менее престижен, чем они имели наивность думать. Этому подчинены все социальные маневры.Больше того, только эти вопросы вызывают у людей стойкие эмоции.
— Вообще-то мне в жизни попадались и другие люди, — сказал я с легкой иронией.
Иегова кротко посмотрел на меня.
— Рама, — сказал он, — вот прямо сейчас ты пытаешься донести до меня мысль о том, что ты имеешь доступ к более престижному потреблению, чем я, а мой тип потребления, как сейчас говорят, сосет и причмокивает. Только речь идет о потреблении в сфере общения. Именно об этом движении человеческой души я и говорю. Ничего другого в людях ты не встретишь, как не ищи.»
anagor1, 1 декабря 2012 г.
В одном из своих интервью Пелевин заявлял, мол, литература настолько полна традициями, что куда ни плюнь — в какую-нибудь да попадешь. Увы, я не особо начитан, поэтому не всегда понимаю, кто куда плюнул и в кого при этом попал. Но что автор плевать хотел на всех — это мне стало ясно задолго до середины романа.
«Empire V», по мнению большинства рецензентов, глубоко философична, причем (если суммировать мнения) написана в лучших как негативистских, так и, одновременно, позитивистских традициях. Хотя мне лично кажется, что подобное переосмысление традиционных представлений о сути бытия, масонства и вампиризма указывает лишь на трепетное до дрожи отношение автора к красной жидкости. К своей собственной…
О да, пожалуй, источников у романа много (впрочем, автор может с не меньшим основанием утверждать, что ни одного), зато составные части явно две, пусть граница меж ними условна. Первую часть следует, пожалуй, назвать «Ампир В», и посвящена она, по сути, стройному и последовательному изложению теории Всеобщего Гламура и Дискурса. Вторая часть – «Пятая империя», представляет собой куда менее стройную подставу данной теории под сомнение.
Первая часть – чертовски (или вампирски?) красивая безделушка. Прелесть просто! Игра слов – блеск! И образы, образы! Ах, земляные самолеты – чудесно, чудесно! Но позвольте, где ж вы нашли глубокую философию? Сплошной форс!
Вторая же часть не вызывает ничего, кроме чувства легкой брезгливости. Вплоть до ощущения, что автору роман просто надоел, — но издатель требует, сроки поджимают, и надо как-то все-таки эту дрянь дописать.
В целом же впечатление таково: сосуд дизайном вычурен, но пуст. Полюбоваться можно под настроение. Утолить жажду — нельзя. Ну и потом, наш мир, конечно – говно, спору нет, но коли уж об этом писать… в общем, четырнадцатый том сочинений Боконона (см. Курт Воннегут, «Колыбель для кошки») гораздо лаконичнее.
Скажем, с достоверностью персонажей у Пелевина беда полнейшая. Ни с того ни с чего IQ главного героя прыгает пунктов на 50 туда-сюда… Видимо, автор полагает, что если ему настоятельно требуется в нужном месте уместно изложить очередную важную мысль – героем можно и пожертвовать, даже главным. И пусть он выглядит плоским, главное идею донести. И потом, кто знает — может, у героя стресс такой перманентный, или его внутренняя организация, сокрытая от глаз читателя, столь сложна, что он порой как бы резко глупеет, зато потом может выдать на-гора сентенцию на уровне Гете. Герой ведь...
Ладно.
Но «хозяева жизни» – почему они-то все такие тупые и несуразные? Ой, только вот не надо! Это вовсе не глубокомысленный высокомерный цинизм, это больше похоже на изощренную компенсацию комплекса посредственности. «Вшивый аристократизм», куриная слепота ума. Ни хрена ж себе вершители судеб человечества! С точки зрения нормального сверхчеловека — просто дебилы какие-то, блин, убогие!
Говорите, это типа замысел такой авторский? Сарказм, мол, в сторону власть предержащих, коим объемность мышления только помехой?
Ох, не знаю, не знаю. Мне лично всегда казалось, что, впитав до конца хотя бы одного Другого, взаправду заглянув в него, проникнув в его сердце не через посредство слов и изображений, а прямо через кровь, я немедленно пойму что-то такое страшное и прекрасное, ускользающее в обыденности, — вот прям гребануть мудрости лопатой и немедля лопнуть от обжорства (пока окружающие не лопнули от зависти).
Гротеск, ехидство, сатира? Верно. И у Воннегута схожая манера, у него тоже звучат издевательские нотки, на них порой всё и строится, но получается почему-то гротескная притча, в то время как у Пелевина — кукольный спектакль.
Почему? Сложный вопрос. Может, дело в хитром приеме, который использует Воннегут. В «Колыбели» Боконон посмеивается над миром, автор, в свою очередь, посмеивается над Бокононом, читатель посмеивается над всеми сразу, и в итоге всем весело до самых последних страниц. Но в коде романа вполне ожиданно, по всем канонам диалектики, минус на минус дает плюс, и гротескный пафос оборачивается чудовищной искренней горечью. И оказывается вдруг, что автор, сидевший весь сюжет где-то за кадром, делал это намеренно, ибо тем самым умудрился не замарать себя снобизмом и высокомерием. И я ему — верю.
А Пелевин хихикает надо всеми и вся напрямую, без ансамбля, сам,... Поэтому и попытки противопоставить что-либо теории ГиДа, изложенной вроде бы устами «подсадных уток» (персонажей), обречены. Персонажи-то – оплощены ради связного изложения идей и мыслей автора, уши которого посему торчат на каждой странице. Читателю совершенно ясно: это она и есть, авторская позиция. Есть констатация фактов и некий стёб по оному поводу, впрочем, весьма умный и остроумный, спорить глупо. Но отстранения, отчуждения, отторжения — ни грамма, неоткуда им взяться. Какая там горечь?! Наоборот, самолюбование авторское выпирает из всех щелей. Так ведет себя умелый, сытый, всем довольный рассказчик анекдотов: ах, ах, как тяжко жить… ха-ха!
И выходит, кстати, что, грязновато и во многом справедливо обложив по ходу пьесы блогосферу, автор пользуется теми же приемчиками, что и модные блоггеры…
Нуивот.
Знать – не значит понимать, понимать — не значит сочувствовать. Говорю прямо: автор откровенно пожалел для меня своей красной жидкости. Ему не больно, он просто стебается.
Собственно, и всё. Не верю.
(с) 2007 г.
aleksdesent, 30 августа 2018 г.
Господа интеллектуалы, все трое, проходите мимо, Пелевин пишет вовсе не для вас. Если всерьёз попытаться понять его идею уголки рта могут перестать правильно загибаться и жаба вас задушит :-=( Конкретно по роману — это трагедия падения иллюзий, как переход на другую сторону экрана телевизора: вчера ты смотрел сериалы а сегодня вынужден их делать. Это хоррор того же класса что и Черное зеркало, только тут не будет конца и начала, крутить педали придётся вечно.
Можно растаскивать книгу на цитаты, и долго хохотать над ситуациями, черное зеркало тут ситком. А ещё в этой книге, как в музее, заспиртован олбанский стих с закосом под Тютчева, и вообще, до популярности стихотворных дуэлей оставалось 10 лет! Я думаю совпадение, иначе нашу культуру так легко прочитать, что становится совсем грустно.
osipdark, 22 июня 2018 г.
«Из Иванушки-дурачка в вампирского мужичка или кровососы мира сего»
«Не каждый строит империю. Важно строить империю, но свою, Иначе за вас построят Империю.» (современный классик)
Как-то моей подруги, не я, а некая ее знакомая, подсунула вот эту самую книжку. «Empire V» Виктора Пелевина. Приобщить, так сказать, к современной русской литературе. Я довольно порадовался данной новости — как никак, появление еще одного собеседника для обсуждения пелевинщины. Ан-нет. Не особо понравился ей роман. Как сама выразилась, много непонятностей и сумбурностей. Слишком экзотичное чтение и, опять-таки, чересчур обильное количество белых пятен... Так или иначе, но на экранизацию с участием Oxxxymiron'а пойдем. Поэтому о самом романе, его недостатках и грядущем фильме — далее.
«Ампир В» и вправду вышел крайне неровным произведением. Сразу скажу, что начинать знакомство с творчеством Пелевина с этой книги — дело если и не гиблое, но точно не благодарное. Вроде бы как основная цель — создание сатиры на общество потребления — выполнена. Думаю, не составляет особого труда провести параллели между капиталистами-маркетологами-медиамагнатами и т.д. и их вампирскими аналогами. Посткапитализм в виде искусственной пищевой цепочки вампиров. Недурно, конечно, но бывали и более изящные издевки у писателя над современностью. Юмора вышло как-то меньше, чем обычно. Порой он бывал и вовсе не смешным. Слишком простым, прямым и просто не ахти. С другой стороны, чернушности в первой части пелевинской вампирской саге — самый минимум. Практически и нет вовсе. Как всегда есть и новые объяснения устройства пелевинверсума (пелевиниады) имеются в изобилии — сразу три взгляда на анонимную диктатуру вампиров. С другой стороны «Ампир В» с чисто литературной точки зрения вышел слабым. Кажется в целом каким-то недоработанным. Например, принцип чеховского ружья, о котором я упоминаю в который раз в своих рецензиях. В тексте он явно пострадал. Например, совершенно непонятно, зачем было добавлять в самое начало про конфликт Брамы и Митры. Это как-то сказалось на образе Митры? Или на образе Брамы. Возникла какая-то линия повествования, которая связана с поисками Рамы Второго, главного героя, ответов на загадку причин их конфликта и последующей дуэли? Нет. Совершенно лишняя деталь. Такие моменты встречаются и далее, но они уже слишком мелочные и незначительные. Или если их отнять, то пелевинского абсурда не выйдет. Так что бог с ними. Но непрописанность главных героев не прощу! Во-первых, основные второстепенные и практически, можно сказать, тоже главные, герои — Митра и Гера — вышли чересчур функциями. Персонажи без должных развитых историй и т.д. Более того, упоминаются они оба по нескольку раз, но в этих упоминаниях не бывает рассказа их прошлого, мотивов их действий, взглядов на жизнь. И догадаться об этом практически нельзя — максимум с Герой как-то получается. Опять-таки никакого наставничества со стороны Митры не видно совершенно. А сам главный герой что! Рома или Рама. Несмотря на то, что повествования идет от его, первого, лица, что нам рассказана история его детства и юности, Рама выходит довольно пустым. Ибо большую часть «Ампира В» все равно занимают диалоги с другими вампирами о дискурсе и гламуре. В которых раскрыться должным образом сути персонажа невозможно. А то, что раскрылось... Вышел образ какого-то Иванушки-дурака. «Малолетнего дебила» (с). Ну тупой же вышел! Ничегошеньки не понимает и не знает, даже не из истории вампирского рода, а просто из базисных знаний школы той же. Так еще какие у него были завышенные требования к будущему! Не знаю, мне Рама ни чуточки не понравился. Вообще в этой книге не первостепенные, ни второстепенные персонажи не вышли. Абсолютно никакие. Не то, что «Поколение П», «Крайняя битва масонов с чекистами», «Священная книга оборотня», «СНАФФ», «Чапаев и Пустота» наконец! Роман, если можно так сказать, вывозится лишь за счет в разы повышающегося уровня абсурда. В духе Пелевина, хех. Но юмор не на былой высоте, а герои — я уже сказал.
Таким образом, средняя работа для пера Виктора Пелевина. Примерно на той же высоте, что и «Т», и «Омон Ра». То есть бывало лучше. Книга выглядит сыроватой и недоделанной. Натужными кажутся моменты с самыми явными что ни на есть отсылками на «Поколение П». Их б убрать и больше действа внести вместо диалогов-размышлений о гламуре да дискурсе... Больше жизни «Ампиру В» надо. Определенно. Надеюсь, что Гинзбург в своей экранизации, которая выходит в ноябре, с этим справится. И Мирон Янович, как мне кажется, будет очень к месту в роли Митры. Только больше б ему экранного времени! Как можно больше. И поэтическое противостояние в конце книги лучше превратить в самый настоящий баттл. Может даже рэп-баттл. Так что верим и надеемся на кинематографического «Ампира В», а книжного читаем лишь из-за большой любви к мэтру современного литературного стеба.
PS. Хотя, не знаю, некоторую недалекость и интеллектуально-духовную пустоту Рамы Второго можно спустить на современное общество потребление. Которое Пелевин и высмеивает. Вон, даже в эпизоде вечери халдеев и вампиров был маленький диалог о состоянии современной культуры. Завершающая стадия постмодернизма, где остались лишь ссылки на ссылки, цитаты цитат, обрубленные от первоисточников и изначальных культурных кодов. И этими ошметками и шелухой мы восхищаемся теперь.
(Цитата: Oxxxymiron)
ivan2543, 8 марта 2013 г.
«Generation П» показала пародийно-конспирологическую картину мира, в которой, однако, оставалось много «белых пятен». Кто, собственно, все эти люди? Зачем они служат Иштар и в чем состоит это служение? Как – понятно, но для кого играется спектакль?
Новый роман открывает новый уровень «пищевой пирамиды». Оказывается, миром правят... вампиры. Несколько банально на первый взгляд – но это же до некоторой степени пародия. Правда, смущает тот факт что мода на гламурных вампиров началась года так через 2-3 после выхода книги – но это в России, а на Западе, откуда она, собственно, и пришла, наверняка кавайные упыри всем надоели уже тогда.
Из вышесказанного может создаться впечатление, что «Empire V» — пародия на вампирскую литературу, однако, тема романа куда шире – это сатира на всю современную культуру, массовую и не очень. Раскрывая основную псевдоэзотерическую концепцию, Пелевин мимоходом дает совершенно убийственные определения многим явлениям и феноменам современности. В этом роман продолжает линию предшественника.
Картина общества потребления, нарисованная писателем, довольно безрадостна. Есть определенная идеология, подстегивающая потребительские инстинкты (тот самый «вау-фактор», впрочем, от этого термина Пелевин в «Empire V» отказался), называемая гламуром. И есть противопоставленный гламуру «дискурс», под которым понимается то, что сейчас в Сети назвали бы «идеологией небыдла». И выбор у человека только один – между гламуром и дискурсом, но это выбор барана, который волен или подвергаться стрижке и, в конце концов, попасть на бойню, или заблудиться в зеркальном лабиринте, пытаясь найти несуществующий второй выход, отличный от входа, да, блуждая в этом лабиринте, сдохнуть с голоду.
Кто же не подчиняется этой системе? Для кого такие, как Татарский (здесь их называют халдеями), держат людей в неведении и повиновении, промывая им мозг гламурной рекламой? Вот тут и появляется недостающее звено между таинственной Иштар и людьми – вампиры.
Для чего вампирам люди – ясно. Гламурные вампиры, понятное дело, не сосут кровь (они даже ее упоминания стесняются): они питаются деньгами, и даже не деньгами, а квинтэссенцией потребительского инстинкта, который движет миром – «баблосом».
А кто такие сами вампиры и зачем они нужны? Они собирают этот концентрат смысла жизни потребителя и передают его силу Великой Мыши – Иштар, в обмен на мгновения мистического откровения. В их образе читателю показаны представители элит современности, на первый взгляд – принципиально отличные от простых людей, при более внимательном рассмотрении – ничем не отличающиеся. Они не поддерживают существующий порядок, а существующий порядок поддерживает их. Вампирами (читай – элитой общества потребления) становятся случайные люди наподобие главного героя, оказавшиеся в нужном месте в нужное время и вытолкнутые Системой наверх.
В «Generation П» мы видели уже земного мужа Иштар – в этом романе мы встречаемся с ее земным воплощением. Но и она – только сменная должность, живой символ, который время от времени по дурацкой и жестокой традиции подлежит насильственной смене.
Вампиры пасут и доят стада потребителей, а их самих доит Иштар, даря временное ощущение истины. Что это за ощущение? Психоделический трип? Ощущение всемогущества, знакомое творческому человеку? Недолговечное опьянение властью? Иллюзия покоя и счастья в иллюзорном мире, где все – иллюзия: и секс, и власть, и творчество есть только сны во сне.
А Бог? Он ускользает из сетей разума, то притворяясь коридором зеркал, то являясь в образе всесжигающей смерти. Его сила – в том, что он не существует, против него нельзя бунтовать, потому что его нет вне этого бунта, его нельзя постичь, потому, что все, что является постижимым, не является Богом. Остается только верить в то, что есть что-то над существованием и несуществованием.
Бессмысленный мир, явленный в мрачной шутке автора, ставится им же под сомнение в словах профессора-молдаванина, прислуживающего Озирису. Возможно, что весь этот чудовищный вампирский фарс – лишь точка зрения самих вампиров, и на самом деле они — лишние в этом мире, смысл существования которого совсем не сводится к добыче «концентрата М-5». Люди сами вольны распорядиться своей жизнью – превратить мир в храм или в рынок, молиться Богу или поклоняться деньгам, видеть небо или грязь. Призвать свет, что откроет перед ними путь, или вызвать чудовищ, готовых пить их кровь.
Пелевин, как и всегда, убийственно ироничен. Юмор романа – по-прежнему весьма хлесткий, но бьющий точно в цель. Сейчас уже с уверенностью можно сказать, что «Empire V» растащили на цитаты и он стал такой же энциклопедией 2000-х, как «Generation П» — энциклопедией «лихих 90-х».
Интересно, что тема «веществ» в этой книге почти отсутствует. То есть герои употребляют различные магические субстанции, видят и чувствуют при этом очень странные вещи, но реальные наркотики в «Empire V» упоминаются вскользь, и никто из персонажей их не употребляет. Видимо, Пелевина достала слава «наркоманского» писателя. Вероятно, слова главного героя о том, что его мама подозревала, что он наркоман и постоянно пыталась угадать, что он употребляет – отсылка к поклонникам и «антипоклонникам», одинаково пытавшимися угадать, какие именно «вещества» вдохновили автора. Впрочем, остальные атрибуты «контркультурной» литературы на месте – шутки про гомосексуалистов, ненормативная лексика и т. п.
Многие восприняли этот роман как автоплагиат, но повторение – это его концепция. Отчасти это даже пародия – именно поэтому главный герой и вызывает у читателей отторжение, как туповатый; ведь он, в общем-то, такой и есть. Рама, в отличие от Татарского, не добился своей «должности» — ему статус вампира достался волею случая, и почему он должен ему как-то «соотвествовать»? Рома-Рама – то выступает в роли эталонного выскочки и позера, то становится трогательно наивным, но он никак не идеал и не пример для подражания, и не аватара автора. Просто для такой книги, как «Empire V» нужен именно такой главный герой – ищущий, формирующийся, стремящийся к познанию, спешащий жить и познавать. Поэтому сравнивать его с Татарским некорректно: Татарский – герой своего времени, без преувеличений, тот человеческий тип, который был наиболее эффективен в обществе 90-х. А Рама – человек, пришедший в этот мир со стороны, не поглощенный до конца системой и внезапно поднявшийся над ней.
Достоинства книги:
отличная сатира на современное российское общество потребления;
книга насыщена интереснейшей философией в доступной метафоричной форме;
автор удачно схватывает особенности разговорной речи 2000-х, определенный этап развития сетевого сленга, актуальные мемы и т. д., что, с одной стороны, оживляет роман и добавляет ему злободневности, а с другой – делает его документом своей эпохи.
Недостатки:
некоторая вторичность;
избыток пошловатых шуток и метафор, что может отпугнуть читателя.
Итог: «Empire V» открывает новый уровень мира – и по-прежнему на один ответ приходится десяток новых вопросов, да и сами ответы больше похожи на издевательство. Что ж, Пелевин честен с читателем – он тоже не знает до конца, как устроена Вселенная и что нам делать с тупиком, в который зашла человеческая цивилизация. Его дело – раскрыть проблемы: четко, весело и зло.
roypchel, 30 декабря 2016 г.
Роман, после которого у «хомячков» появились первые претензии. Дело в том, что Виктор Олегович очень любит деньги. Ну это же нормально — любить деньги. Деньги просто так, из воздуха, появляются только в сказках, поэтому Виктор Олегович пишет и пишет новые книжки со скоростью сверхзвукового самолета.
Ампир В — это еще один конспирологический роман о мироустройстве, тайных заговорах, но никак не об этом, разумеется. Как обычно, Виктор Олегович завуалированно и с неприятием пишет об обществе потребления (ну в 2006 это было пиком), погрязшим в пороках и алчности. Главный герой вампир Рама еще недавно был человеком и вел точно такой же образ жизни, но став вампиром, прозрел и превратился в настоящего хозяина мира. По крайне мере земного. Да, миром правят вампиры, сосущие «баблос» через трубочку, квинтэссенцию потребительского инстинкта. Человечество же как скот, обеспечивающий вампиров этим баблосом. Рама, как неофит, начинает задавать слишком много философских вопросов, а его учителя (предметы «гламур» и «дискурс») настораживаются и не доводят это обучение до конца, оставляя тем самым Раму человечным. Про вторичность еще раз повторю — она есть, но все же.
narsyy, 24 февраля 2016 г.
И снова Карлос, и снова Доны Хуаны. Ничего не меняется у Пелевина, кроме фона, на котором все эти люди сидят.
Саму историю можно, как это обычно у автора и бывает, просто выкинуть, так как никакой истории тут нет. Есть паузы между группами цитат, иногда весьма хороших, смешных и интересных. Но начиная с половины романа, остроты у Пелевина кончились, и какой-либо смысл в дальнейшем повествовании окончательно пропал, отчего последние тридцать страниц я не смог заставить себя дочитать
Тимолеонт, 12 июля 2016 г.
Естественно, что это не просто пародия на вампирскую тематику, это, как почти всегда у Пелевина, многогранная сатира на всю современную культуру. Даже ГГ — типичное порождение современности, которое выглядит полным неучем и сам прекрасно это осознаёт. Но надо понимать, что сюжета, как такового, здесь практически и нет. Основная сюжетная линия — просто прикрытие для бесконечных монологов\диалогов\размышлений на тему устройства вампирских порядков. Пелевин явно хотел выпустить философский трактат, или, на крайний случай, абстрактную антиутопию о современности, но такое бы мало кто купил. Пришлось писать полноценную художественную книгу... Не, ну правда — Рама2 просто безвольный болванчик статист, который как в «Т» покорно делает всё, что велит автор. Практически все события — ширма для очередной лекции-объяснения. Полноценных интересных персонажей тоже не хватает.
Тем не менее, читать про «вампирский порядок» интересно. Автор более чем остроумно объясняет многие явления современного мира влиянием и господством вампиров. Высказывания на тему политики — как минимум забавны, а сюжет, когда он внезапно вспоминает о своём существовании, действительно хорош.
В целом — типичная книга Пелевина. Поклонникам автора — читать в обязательном порядке, да и для первого ознакомления не самый плохой вариант.