Урсула К Ле Гуин отзывы

Все отзывы на произведения Урсулы К. Ле Гуин (Ursula K. Le Guin)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 1676

  Страницы: «(–10)   1  2  3  4  5 . . . 16 17 18 19 [20] 21 22 23 24 . . . 30 31 32 33 34   (+10)»

«Ночные разговоры»
–  [ 3 ]  +

Тимолеонт, 07 мая 2023 г. в 18:23

Милая и очаровательная романтика. Старая как мир история — двое хотят быть вместе, но не уверены и сомневаются, что сумеют. Хотя сомневается больше мужчина... В описанном патриархальном обществе быть «неполноценным» мужчиной — действительно, тяжкое испытание. Сознание, что твоя женщина является основным добытчиком, гораздо более работоспособным, может ударить по семейному благополучию сильнее, чем бедность и ревность.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Я искренне порадовался, что эти двое всё же сумели преодолеть все внутренние сомнения и получили шанс на счастье.

Оценка : 9
«Слово для «леса» и «мира» одно»
–  [ 3 ]  +

krakhno1, 19 апреля 2023 г. в 00:04

Не могу сказать, что эта вещь Урсулы ле Гуин мне хоть чуть-чуть понравилась. Её аллюзии вполне понятны. «Пискуны», живущие в джунглях первобытной жизнью, чьими женщинами (или всё же самками?) могут мимоходом воспользоваться земные военные, – те же вьетконговцы. Мол, у них удивительно богатый и глубокий внутренний мир, они очень ранимые и весьма ладят с природой, не то что плохая западная индустриальная цивилизация.

В романе недвусмысленно заложена апология предательства. Дескать, если тебе что-то не понравилось в грубоватых действиях твоих земляков и твоего командира, если они идут вразрез с твоими крепкими общегуманистическими принципами, ты просто обязан перейти на сторону врага, каким бы чуждым он ни был внешне и внутренне, как бы сильно он от тебя не отличался, какими бы странными не казались его нравы. Они – несчастные жертвы, даже если массово убивают подобных тебе и намеренно истребляют женщин твоего народа. Ты должен восхищаться их единением с природой и радоваться их бескомпромиссной борьбе с колонизаторами. Как философ-коммунист Славой Жижек восхищался тем, что боевики «Сендеро Луминосо» убивают не только военных и полицию, но и врачей, инженеров, агрономов, не желая принимать ничего от капиталистов, или что вьетконговцы отрубали людям руки со следами американских прививок.

Оценка : 2
«Воображаемые страны»
–  [ 3 ]  +

Тимолеонт, 08 апреля 2023 г. в 16:44

Грустная, но в то же время душевная и ностальгическая история. Как будто действительно заканчивается лето, а с ним и целая эпоха, когда вы уезжаете с дачи. Какие-то такие ассоциации лично у меня возникают. Эта атмосфера вышла такой заметной и густой, что вызывает просто море воспоминаний из своей личной жизни.

Оценка : 8
«Браконьер»
–  [ 3 ]  +

AlisterOrm, 05 февраля 2023 г. в 00:04

Каждый мнит рай по своему.

Надо признать, юный крестьянин, не знавший в жизни ничего, кроме своей унылой жизни, смог пробиться, своим собственным трудом, к своей мечте. Замок? Да ещё с башней, на вершине которой... прекрасная принцесса? И она ждёт его, своего принца, жаждущего её руки и полцарства?

Увы. Пределом мечтаний большинства людей, лишённых любой возможности поднять голову от земли, которую они обшаривают в поисках пищи, будет страна Кокэйн. Да, та самая, где хлеб растёт на ветвях.

Принцесса? Принцесса подождёт своего принца, а юный крестьянин проведёт полвека в стенах её замка, наслаждаясь вкусными, нескончаемыми пирогами. Белый конь, конечно, прискачет, а крестьянина, ссохшегося от старости и смерти, никто и не вспомнит. Да и нужно ли это ему?

Каждому своё.

Оценка : 9
«Старшие»
–  [ 3 ]  +

AlisterOrm, 30 января 2023 г. в 13:17

Этот сюжет, уже в другом виде, всплывёт в «The Island of the Immortals», который будет включён в концептуальный сборник «Changing Planes».

Полное преображение человека, изменение и перепашка его внутренней сути, практически бессмертие — но в совершенно ином состоянии. Поэтому нисколько не удивительно, что «старшие» настолько отличаются от обычных людей — внутренне они всегда готовы стать совсем другими существами, и их сердцевина изначально абсолютно чужая.

Неожиданно ярко.

Оценка : 8
«Находки»
–  [ 3 ]  +

AlisterOrm, 30 января 2023 г. в 13:11

Прекрасно. Ле Гуин заглянула в самую глубь творческой лаборатории — в ту потаённую сердцевину, которая заставляет её писать. И попыталась понять, почему именно так она высказывается, а не по иному?

Дело даже не в том, от какого лица ты пишешь, проблема заключается в том, о чём ты повествуешь. Если ты повествуешь о себе — ну что же, волей, либо неволей, ты создаёшь для себя то пространство фантазии, которое даст тебе видение самого себя так, как желаешь ты. А можно попытаться познать мир и искомое бытие, выйдя за пределы Я, и увидеть его с разных перспектив. И увидеть другое, отличное от себя, и перестать гневаться на то, что мир внешний не соответствует твоему собственному естеству.

Накрутил я, конечно, знатно, но зато искренне. Рассказом можно повертеть и изучить с разных ракурсов, но, безусловно, эта пара страниц самое вдумчивое, что писала автор в последние пару десятилетий своей жизни.

Оценка : 9
«Существа, о которых я часто вспоминаю»
–  [ 3 ]  +

AlisterOrm, 27 января 2023 г. в 21:04

Да, порой мы куда болезненней воспринимаем страдания животных, чем людей. Автор увидела чайку с перебитым крылом, которая молча и со стоическим чувством собственного достоинства ждёт своей смерти — разве она не достойна уважения?

Глупый воробей, оказавшийся в ловушке, разгадку которой понять не способен — разве не жаль его, бьющегося о стекло рядом с форточкой, ведь он не виноват, что не понимает этих глупых людских придумок?

А разбившийся о стекло жук — не поднимается нога добить существо, которое ещё может попытаться поскрести лапками, и побороться за свою жизнь?

Да, животных мы жалеем больше — потому что они, чаще всего, не могут себе помочь. Научившись жалости к ним, быть может, мы дойдём и до людей. Жизнь покажет.

Оценка : 7
«Сон Ньютона»
–  [ 3 ]  +

AlisterOrm, 25 января 2023 г. в 22:19

Тема ковчега ещё раз всплывёт в позитивном ключе в «Paradises Lost», здесь же она развёрнута в такой странной форме, что не так уж много народа додумалась, о чём же идёт речь. Да и Изя Розе в этом рассказе ничего не понял, что уж там говорить...

Между тем:

“May God us keep

From Single vision

and Newton's sleep.”

Романтичного Уильяма Блейка очень беспокоило, что физика Исаака Ньютона слишком узка для человечества, и отбирает у него веру в Чудо.

Новый Ковчег, спасающий людей с гибнущей Земли, устроен максимально рационально, это стерильный, спокойный мир с отборными стерильными людьми, в котором не должно произойти ничего необычного. И не может. Но...

Верую, ибо абсурдно.

И ещё — «There are more things in heaven and earth, Horatio, / Than are dreamt of in your philosophy». А вдруг — чудо возможно? Вопреки всему? А если просто — поверить?

Спорно? Спорно. Мои поклоны Исааку Розе, не поддавшемуся всеобщему помрачению.

Мои поклоны Уильяму Блейку — за веру в Чудо.

Каждый выбирает сам.

Оценка : 8
«Sur»
–  [ 3 ]  +

AlisterOrm, 25 января 2023 г. в 22:00

Рассказ — не «Sur», а «сюр». Дурь, конечно, полная, и наш автор даже не пытается скрывать, что это дурь. Толпа отважных домохозяек из Южной Америки штурмует Антарктиду, запрягая себя в собачьи упряжки? И среди них ещё одна девица на сносях? Серьёзно, ну как можно это воспринимать всерьёз?

Грубо говоря, местные жизнерадостные хуаниты с большей охотой будут думать о грязи на донышке полевой кухни, а выживание в метели — как-нибудь само рассосётся... И следов на Южном полюсе мы, первооткрыватели, не оставим, ведь будущие мужчины-полярники такие ранимые, ещё расплачутся от горя, увидев привет от дамочек... Пожалеем их.

Иной раз Ле Гуин сама выстёбывалась над феминизмом. Но описание красот ледяного Юга — выше похвал.

Оценка : 8
«Вода широка»
–  [ 3 ]  +

AlisterOrm, 25 января 2023 г. в 21:34

К этому рассказу мне нужен ключ. К «Запискам сумасшедшего» Николая Васильевича у меня такой ключ был, в виде огромной толпы Поприщиных вокруг. Здесь... Честно признаюсь — я не могу расшифровать формулу этого безумия, мне не понятен этот рассказ. Быть может, есть расшифровка?

Оценка : 6
«Тропки желания»
–  [ 3 ]  +

AlisterOrm, 25 января 2023 г. в 09:57

Одна из магистральных тем Урсулы Ле Гуин — Мечта. Не сомневаюсь, что она, творя Земноморья или Экумену, втайне грёзила об их воплощении в реальности, выразив свои сны в романе «Threshold». Здесь же мы наблюдаем первичную обкатку идеи, немного грубоватую, но выразительную. И мир-то был выбран нарочито простенький — от мальчишки-подростка скорее ожидаешь не сексуального рая и аркадической пасторали, а какого-нибудь парафраза Хайбории и приключений Конана-варвара, юношеский эскапизм работает всё же по другому. А вот шок инопланетных этнографов — практически настоящий, но — не совсем. У меня закрадывается стойкое подозрение, что и они — чьи-то мечты, уж слишком искусственна их любовь, слишком, по книжному, нарочито они общаются друг с другом.

Неужто автор ломает «четвёртую стену»?

Оценка : 7
«Автор „Записок на семенах акации“» и другие статьи из «Журнала ассоциации теролингвистов»
–  [ 3 ]  +

AlisterOrm, 21 января 2023 г. в 19:15

Точно ли рассказ — о творчестве?

Так ли мы умны, чтобы судить об уме животных? А насекомые, растения, камни, в конце концов?

Вспоминая рисунки в пещере Альтамира, петроглифы Залавруги, первоиероглифы «цзягувэнь», потихоньку начинаешь осознавать, что Ле Гуин снова говорит с нами о «понимании» — о том, что каждое живое существо может стремится выразить своё ощущение мира особым языком, который просто нужно постичь, и осознать его красоту. Поэзия пингвинов выражается не словах, а в движении и звуке, она не похожа на человеческую, но несёт в себе иное осознание мира. Всё та же тема ракурсов восприятия, и тема теролингвистики здесь служит фантдопущением, и не более.

Безусловно, это антропоморфизм, безусловно, преувеличение, скорее всего, это вовсе не научно. Но какая красота — эта гармония постижения!

Оценка : 9
«Вдогонку»
–  [ 3 ]  +

AlisterOrm, 21 января 2023 г. в 18:39

Написано интересно, не отнять, «The Doors of Perception» Олдоса Хаксли были написаны за 20 лет до этой попытки Урсулы. О чём она хотела поговорить — ясно, об условности реальности, об изменении восприятия, которое позволяет увидеть нам бытие в совсем других ракурсах. А здесь уже даже не наркотическое опьянение, а просто переход в другой слой реальности, в иную сферу восприятия действительности. Получилось? Это рассказ-ощущение, им надо проникнуться, а мне — не удалось. Простите, почтенный автор, но эта история прошла мимо меня.

Оценка : 2
«Мастера»
–  [ 3 ]  +

AlisterOrm, 17 января 2023 г. в 17:11

В мире постапокалипсиса, в мире, где эпоха Модерна и Прогресса завершалась чудовищной войной, в результате которой люди теперь видят Солнце всего пару раз в год, запрет науки даже понятен. Люди не смогли справится со своим собственным гением, и подспудная мерзость Человека взяла верх. Ограничение науки, запреты — одновременно и попытка снять с себя ответственность за произошедшее, и попытка его предотвратить.

Но любая идея имеет свой срок давности, и «эффект колеи» от неё длителен. Нельзя ограничивать пытливый ум, ведь он не стремится разрушать, он стремится к Познанию, и гений пытается всегда найти себе дорогу.

Ну что же, нам, ныне живущим, это знакомо. И сейчас, в данную минуту, звучат призывы к стандартизации, к доминированию Серости, к искоренению нестандартных людей, во имя навязываемых идейных конструкций, к искоренению «излишеств» во имя фальшивых «традиций» (пусть будет «staples»). Ну что же, будем надеяться, что гениальный математик, уходя в неизвестность из родного города, найдёт своё предназначение, и вернёт людям великое искусство Науки, ведь и нам нужно надеятся.

И уже тогда, в эпоху 1960-х, Ле Гуин понимала всю хрупкость нашего мира.

Оценка : 8
«Направление пути»
–  [ 3 ]  +

AlisterOrm, 17 января 2023 г. в 16:57

Мир субъективен.

И ведь действительно — долго находясь на одном месте, можно почувствовать, что ты движешься в меняющемся мире, а он меняется вокруг тебя. А дерево... Оно ведь живо, оно чувствует, растёт, некоторые даже способны к ограниченному движению. Что оно видит из года в год, целые поколения людей, меняющийся мир вокруг себя, движение жизни... Видит ли оно себя центром мироздания, своего рода Иггдрасилем, несущем на своих ветвях Призвание?

Забавно, казалось бы, но, рассказ-то всё одно чем-то неуловимо цепляет.

Оценка : 8
«Апрель в Париже»
–  [ 3 ]  +

AlisterOrm, 17 января 2023 г. в 16:48

Итак, я продолжу путешествие по мирам Урсулы Ле Гуин, осознавая, что её наследие для меня уже близко к исчерпанию...

«April in Paris» — добрый и наивный рассказ, по хорошему юный. И чувство одиночества в нём юное — одиночество чутко восприимчивой к миру души, которая не находит отклика, сталкиваясь с Большой Жизнью. Можно представить, что сама мудрая, справедливая Вселенная, само Небо, соединяет безумно одиноких людей друг с другом, разбивая для этого оковы времени.

И ещё — никогда не знаешь, как может в будущем (или прошлом) отозваться твоё призвание. Ты всю жизнь изучал наследие Франсуа Вийона — не для того ли, чтобы глубже понимать его время? Ты занимался наукой, редкой даже для XV века алхимией — кто сказал, что это было напрасно? Ведь твои коллеги-послёдыши совершат великие открытия...

Вечное и неделимое — квадратные башни Notre-Dame, цветущие каштаны, одиночество, дружба, и, быть может, и любовь. Ты не всегда будешь одинок.

Оценка : 8
«Резец небесный»
–  [ 3 ]  +

Тимолеонт, 09 января 2023 г. в 20:47

Слабые и скучные герои при неплохой идее. Изменение реальности, блуждания во сне, инопланетяне, попытки понять, что реально, а что нет, намёки на солипсизм — вроде и неплохо, но намешанно как-то слишком бестолково и хаотично, а автор слишком часто мечатся от одной темы к другой, не завершив при этом даже предыдущую. Да и честно признаюсь, что сюрреализм совсем не по мне — слишком часто он служит лишь оправданием хаотичного, путанного и непродуманного повествования.

Оценка : 7
«Планета изгнания»
–  [ 3 ]  +

Тимолеонт, 28 августа 2022 г. в 11:40

Подробная и любопытная история на тему «брошенной колонии поселенцев». Что там с метрополией — никто не знает и надежда на воссоединение с ней давным-давно угасла. Надежды уже тоже толком нет, ибо земляне медленно, но верно вымирают из-за уменьшения деторождения. Да ещё нелепые и непрактичные, хоть и безусловно гуманные законы, не дающие переселенцам получить хоть какое-то техническое или научное превосходство над аборигенами. Местные терпят, но не более и воспринимают явно не как друзей и союзников, разве что как очень сильно вынужденных. Но есть единая страшнейшая для всех угроза, и против которой надо или объединиться, или погибнуть всем по одному.

Да и мир действия понравился — суровая и непонятная планета, которая действительно радикально отличается от Земли, что серьёзно меняет жизнь переселенцев. В общем, для меня именно эта книга подтвердила то, что Ле Гуин действительно умеет моделировать интересные и необычные миры-общества.

Оценка : 8
«Мир Роканнона»
–  [ 3 ]  +

Тимолеонт, 18 августа 2022 г. в 20:06

С какой стороны не посмотри на «Роканнон» — это как минимум неплохая приключенческая повесть. Да, может показаться немного клишированной — герой, его верные спутники, спасение мира, геройство и т.д. Но есть куча нюансов... Из массы подобной литературы этот роман выделяется настроением и атмосферой — автор не боится гибели ключевых и важных персонажей, присутствует атмосфера и безысходности, и надежды, да и герои не скучны и могут удивить. Особенно понравилась легенда-пролог, она прекрасно задаёт тон всему роману и очень тонко погружает в фантастическое фентези.

Оценка : 8
«Новая Атлантида»
–  [ 3 ]  +

artem-sailer, 22 февраля 2022 г. в 21:16

Очень жаль, что мадам Ле Гуин выбрала несчастливый финал для этой истории, поскольку именно романтическая линия мне больше всего и понравилась. Получилось очень уютно, тепло: двое в мире, в котором даже их мысли вне закона. Их скромная квартира — это угол, где они могут быть вместе и чувствовать себя в относительной безопасности. Пусть мир катится в тартарары, но мой дом — моя крепость.

Но леди Урсула решила перечеркнуть все их старания бескомпромиссным противоречием — конфронтацией, которая разделяет наших героев с одной стороны и упадочный мир — с другой. А я изначально понял главную идею произведения как раз в уюте, что создали незаконные супруги на своей жилплощади. Значит, я ошибался, и антиутопическая власть американского бизнеса и энергообладающей олигархии с непреклонной фатальностью вторгается в идеалистическую атмосферу, созданную трогательными изгнанниками.

Жаль, очень жаль, но автор, безусловно, всегда прав.

Мне же остаётся лишь в очередной раз восторгаться изобретательностью леди Урсулы, её неудержимой фантазией, способностью смоделировать непротиворечивый в своей живости мир, снабдить его удивительными и правдоподобными деталями, нарисовать картину, при всей фантастичности поражающую неподдельным реализмом.

Оценка : 9
«Выше звёзд»
–  [ 3 ]  +

artem-sailer, 21 февраля 2022 г. в 19:08

Настоящий романтик даже в грязи может рассмотреть звёзды. Настоящий учёный и под землёй найдёт объект исследования. Мир многогранен, сущее настолько разнообразно, что пределов познанию попросту нет.

Трогательный рассказ об астрономе, которого лишили неба и инструментов. Он вынужден скрываться под землёй, в шахте, но и здесь его пытливый ум и природное любопытство найдут точку приложения. Оптимистично, жизненно, жизнеутверждающе.

Оценка : 9
«Город иллюзий»
–  [ 3 ]  +

artem-sailer, 09 февраля 2022 г. в 20:26

Из нескольких уже прочитанных романов Хайнского цикла этот понравился меньше всего, произвёл впечатление крайне слабого и незавершённого произведения. Всё в книге как-то не так: и смешение стилей, шатания из крайности в крайность, множество оставшихся у читателя вопросов и зачастую совсем не логичное поведение героев. В итоге дочитывал, увы, практически из принципа, чтобы узнать, чем закончилась история.

На мой взгляд, слишком много эпоса — приключений героя, который умудряется попадать в нелепые передряги в ходе своего путешествия. Искать смысл в том, что ему сказал один из доброжелателей, отпустив его с миром, или другой доброжелатель, приютивший героя, как-то совсем поднадоело, и я просто махнул рукой — пусть делают, что хотят.

Потом эти Синги, сначала стёршие память Фальку, потом выловившие его и притянувшие к себе... Неужели при их могуществе они не могли воспользоваться более действенными приёмами, чтобы завлечь героя в свои объятия, а доверились сомнительному плану с участием Эстрел? Кстати, какая мотивация была у самой Эстрел? И чем объясняется её визит к Фальку, когда тот обрёл своё стёртое Я заново? Ну, и так далее...

К концу я совсем запутался и потерял интерес к происходящему. К сожалению. Видимо, ожидал чего-то другого, большего.

При всём уважении к автору не получается отметить в романе каких-либо удачных моментов и находок.

Оценка : 7
«Хайнский цикл» [Цикл]
–  [ 3 ]  +

Incnis Mrsi, 04 февраля 2022 г. в 21:12

Как уже отметили рецензенты, если цикл и причислять к НФ, то вовсе не к такой, какую писал Артур Кларк. Чтиво резко гуманитарное, метапрозаическое и (возьму смелость заявить) мистическое. Мифы и «основной» нарратив взаимопроникают: в «Слове для „леса“…» инновации в реальном мире извлекаются особо одарёнными индивидами из «яви снов», в «Планете изгнания» существование Лиги становится одной из легенд Вереля, в «Левой руке Тьмы» элементы древних сказаний (место внутри бурана и голос умершего брата, лишение и возвращение имени как операции с метафизической значимостью, жертва ради прекращения вендетты и некоторые другие) постепенно вклиниваются в судьбу героев, а текст «Мира Роканнона» сам воспринимается как созданная одной из культур Экумены сага. Когда, скажем, «твёрдый» писатель Станислав Лем уделял внимание лингвистике, то делал это иронически, рассматривая язык как продукт цивилизации, а для Урсулы все эти «чужие» (вымышленные) лексиконы и метафоры являются _фактором_ иной цивилизации, важной частью самого её смысла.

Но не ждите от этого ассорти, что по прочтению оно сложится в целую систему. Итак…

• Роман «Обделённые» со своим приквелом «За день до революции» — особняком от остального цикла (хотя роман проливает свет на изобретение «ансибля», важного для вымышленного мира). Обязательно читать поклонникам социально-политической фантастики, можно пропустить любителю собственно НФ, и совсем не надо читать надеющимся на элементы фэнтези.

• «Мир Роканнона» со своим отдельно написанным прологом «Ожерелье» — почти чистое фэнтези, где от НФ — лишь парадокс близнецов и немножко боёвки.

• «Слово для „леса“ и „мира“ одно» — откровенная антивоенная сатира, вездесущая легуиновская философия и немного ксенофантастики с фэнтезийным привкусом; но не представляет серьёзной ценности ни как социальная фантастика, ни как боевик.

• «Левая рука Тьмы» — затянуто, но обиженным оттуда уйдёт лишь не понимающий метапрозу читатель или законченный ханжа. Рекомендую.

• «Планета изгнания» — оседлые наследники древней цивилизации, полудикие кочевники в разных сортах и бои топорами; ну, вы поняли.

• «Город иллюзий» читать не надо вовсе — выложена отдельная рецензия.

По прочим произведениям мне пока написать нечего.

«Сказания Земноморья» [Цикл]
–  [ 3 ]  +

scafandr, 25 января 2022 г. в 15:58

Казалось, что в первых трех романах была раскрыта вся история Земноморья, но данная книга убедила меня в том, что жизнь в этом мире кипит и она насыщена разными интересными событиями.

Спустя 18 лет Ле Гуин решила дополнить сведения о жизни в Земноморье. В данную книгу входят два романа, четыре рассказа и две повести. Они вроде бы с одной стороны самостоятельные, но на самом деле все они сшиты ниточками и образуют одну целую картину мира.

С одной стороны, мне было очень приятно снова окунуться в этот волшебный мир, который навевает на меня легкую меланхолическую грусть (в хорошем смысле этого слова). А вот с другой стороны, в этом сборнике очень мало действий. Все больше наблюдения и рассуждения. Гед переживает за утрату магических возможностей. Тенер взяла на воспитание чужую девочку и пытается уйти от прошлого, наслаждаясь простой сельской жизнью. Лебаннен ищет себя в качестве короля и не понимает, почему его покинул Гед. А чуть ближе к концу активируются драконы и вселенское Зло, именуемое загробной жизнью, которое тянется костлявыми руками к миру живых.

Честно говоря, я сам пока не определился, стоило ли тратить время на возвращение к старому миру (со стороны писателя, а не читателя). Вроде бы мне было приятно читать эти романы и повести, но в то же время понимаешь, что это как-то ближе к фанфикам, и если бы их не было, ничего особенно не изменилось. Данная книга понравится сугубо тем, что получал удовольствие от чтения первых романов. И я бы не стал винить автора в том, что она кое-где сама себе противоречит, что порой сильно уклоняется в феминизм (на это как-то вообще глупо обижаться, если честно), ведь она сама главный маг в мире Земноморья и может делать с ним все, что хочет. лишить магии героя, заставить говорить дракона или превратить его в человека.

Роман «Техану» (мне очень симпатична Тенар, пускай она давно не молода и забыла время, когда была жрицей) и повесть «Искатель» (о том, как на острове Рок был основан Дом Мудрецов) мне очень понравились. Остальное все немножко менее интересно.

Можно ли было продолжать развивать мир? Судя по этой книге, да. Но зачем? Драконы улетели, на этом точка.

Оценка : 7
«Обширней и медлительней империй»
–  [ 3 ]  +

Darth_Veter, 05 декабря 2021 г. в 21:32

Весьма непростой по смыслу психологический саспенс на тему инопланетного разума. Интересен он именно представлением этого самого разума, которое отличается от тех образцов, которые наиболее широко распространены в фантастике. Обычно все писатели считают, что жизнь на всех планетах развивалась по одному и тому же сценарию, отличавшемуся от земного в целом ряде деталей. В этом случае на сцене должны были появиться близкие по природе фенотипы, которые при определенной сноровке не только могли договориться между собой, но и даже понять образ мышления друг друга. Урсула ле-Гуин предложила кардинально иной вариант чужого разума, чуждого человеческому настолько, что всякий диалог между ними просто невозможен. Даже у лемовского Океана были понятные человеку стороны, которые он как-то с горем пополам мог интерпретировать (в результате чего вторжение незваных гостей на станцию «Солярис» прекратилось). Здесь же всё куда хуже: планета не осознает себя как единый разум, а лишь ОЩУЩАЕТ чужое присутствие, совершенно не понимая его настоящей сути. Другими словами, это похоже на коллективный разум муравейника: органов чувств много, но решение принимается не сознательно, а по закону среднеквадратичной вероятности. Автор просто развила такую идею до абсолюта, сформировав муравейник размером с целую планету, и пофантазировав на тему контакта с ней человеческого разума. В итоге пришла к парадоксальному выводу: контакт с таким «разумом» невозможен, но возможна инклюзия — бесконфликтное и комфортное сосуществование на основе эмпатической связи. Вот почему на такой планете решил остаться только один человек, эмпат и недавний интраверт. Кому, как не ему, понятно такое «отстраненное существование«! Его конфликт с экипажем корабля выписан достаточно ярко, чтобы понять и принять такое решение. Конечно, он немного гипертрофирован в своих проявлениях (диалогах), но только для того, чтобы идея дошла до ума всех читателей. Впрочем, каждому желающему это чтение определенно не подойдет — почитатели sense & action вполне могут его пропустить и тем самым сберечь свои мозги от выкипания.

---------------

РЕЗЮМЕ: размышления писательницы о необычной форме Контакта с чужим разумом (точнее, коллективным чувством). Он настолько чужд обычному человеку, как и любой сумасшедший-интраверт.

Оценка : 7
«Уходящие из Омеласа»
–  [ 3 ]  +

slavserg, 14 августа 2021 г. в 22:56

Причесываю свою электронную коллекцию произведений — лауреатов премии Хьюго, выбирая самые лучшие переводы из имеющихся в наличии. Неоднократно отметил прискорбный факт — при наличии очень сильного перевода делается новый, намного более слабый. В данном случае перевод Рыбкина смотрится довольно неубедительно на фоне первоначального перевода Корженевского. Чаще всего это можно объяснить политическими играми издательств или дружескими связями составителей сборников, но в результате страдают читатели, получая, порой искажённое представление о произведении.

Оценка : 7
«Правило имён»
–  [ 3 ]  +

AlisterOrm, 19 мая 2021 г. в 14:01

Возможно, с этого рассказа, с Сатиновых островов в Восточном Пределе и начинается история Земноморья... и с дракона Йевода, как ни странно.

Вообще у дракона интересный способ скрыться среди людей, в полной мере раскрывающий его презрение перед этим племенем. Чтобы тебя приняли в общество, нужно быть максимально безобидным, нескладным, идиотски-добродушным и абсолютно никчемушным. Таких терпят, смотрят на них свысока, но нисколько не опасаются...

А зря. Дракон-то давно уже по настоящему не обедал, а среди людей всегда найдётся тот, кто захочет его достать.

Собственно, весь рассказ написан для оглашения и обкатки «правила имён», хотя оно ещё и не доработано, не доработана составляющая чародейской власти, что будет исправлено уже в «A Wizard of Earthsea», да ещё и с участием всё того же Йевода.

Оценка : 8
«Глаз цапли»
–  [ 3 ]  +

240580, 09 сентября 2020 г. в 12:22

Столкновение антагонистических культур – тема в фантастике не новая. Множество произведений посвящено социальным аспектам такой «войны миров». Достаточно вспомнить наиболее рельефный пример – коммунистические полубоги-земляне versus тормансиане из «Часа Быка» Ивана Ефремова. Характерна подобная проблематика и для социальной фантастики Ле Гуин. Мягкая сила, распространение гуманистической философии, проникновение идей сопровождает процесс взаимодействия общностей в ее романах.

«Глаз цапли» построен на противопоставлении двух социальных структур с очень разными механизмами внутреннего обустройства.

Автор романа без розовых очков смотрит на исход противостояния. Это не сказка о победе условного добра над условным злом. Чтобы что-то доброе и хорошее, наконец, наступило, надобны терпение и упорство, пот и кровь.

Финал произведения оставляет много места для размышлений на тему.

Оценка : 9
«Волшебник Земноморья»
–  [ 3 ]  +

kujiorpamm, 08 апреля 2020 г. в 15:34

Достаточно интересная история взросления мальчика и становлении магом.

Персонажи очень предсказуемые, в них мало личности — она раскрывается больше их поступками. Может быть, это потому что книга сама по себе короткая — местами повесть просто несется галопом — все происходит очень быстро, скомкано. На фоне этой скачки, последующее подробное описание местности, быта и прочего, выглядит абсурдно. В целом сложилось впечатление, что весь цикл — это очень успешный черновик для огромных повестей, которые характерны Сандерсу, Мартину, Хобб.

Но самый большой минус, в издании Азбуки, особенно на последних страницах очень часто присутствует «как бы». Это КАК БЫ не литературно и очень противно, когда тебе нравится читать, происходят какие то важные события и тут — КАК БЫ — у человека (автора, переводчика?) не хватает слов, чтобы описать нечто — и он использует это КАК БЫ. А ты, ожидая этих подробностей — получаешь КАК БЫ (ну я не знаю, ты представь что нибудь как бы). Вот, мерзко.

И почему же стоит прочитать это произведение — все же описан очень интересный мир, интересная его история, народы. Магия, которой они пользуются и быт, который на этом построен. Интересные события.

Оценка : 8
«Волшебник Земноморья»
–  [ 3 ]  +

Dan8887, 07 января 2020 г. в 16:02

Увы, сие творение не для меня. Я всё же люблю динамично развивающийся сюжет. Здесь же слишком много «воды», не продвигающей сюжет, а призванной только привнести декораций. А вот на что можно было сделать хороший упор, так это на магию мира сего, законы её существования, использования, ограничения. Этого мне показалось мало.

В итоге мы видим некие «записки путешественника»: где был, что видел…

Завязка произвела на меня впечатление: таинственная «тень» — порождение гордыни героя — из таинственных мест, с таинственными целями бродит подле главного героя, дышит ему в спину, поджидает в каждом тёмном углу и даже во снах… Юный волшебник мужает, растёт как личность. Но как же автор разрешает этот сюжет? А никак… Всё заканчивается почему-то, где-то, неожиданно… К слову, вся развязка занимает один-два… не главы, не страницы, а абзаца! Похоже, гонорар на этом месте и закончился.

Итог. Рассказы авторы выглядят целостными, с развитым сюжетом и органично вписанными персонажами. Но этот роман на редкость скучный.

Оценка : 5
«Дочь Одрена»
–  [ 3 ]  +

igor14, 23 сентября 2019 г. в 11:52

Казалось бы, истории о мести и справедливости не могут быть не интересными. Тем более, если они принадлежат к знаменитому циклу о Земноморье. Но этот рассказ не увлекает; «серенький» он какой-то, без огонька…

Завязка сюжета: сильный и справедливый лорд Одрен с острова О решил присоединиться к походу против пиратов, досаждающих жителям островов Внутреннего моря и разрушающих торговлю. Поскольку своего боевого корабля у него не было, для постройки судна был приглашён волшебник по имени Ясень. Лорд с ополченцами надолго уплывает, его жена остаётся, а рядом с ней – молодой красивый маг, который по завершении постройки корабля занимает место чего-то вроде помощника-управляющего. Малолетние дети лорда по неизвестным причинам постепенно отдаляются от матери, которая всё меньше о них заботится…

По внутренней хронологии цикла начальные события рассказа происходят незадолго до описанных в «На последнем берегу» (1972), а основные — уже позже воцарения Аррена/Лебаннена, причём — ощутимо позже (но при жизни одного поколения людей). Злодеи среди выпускников магической школы на острове Рок наверняка встречались во все времена, но не очень-то легко примириться с мыслью, что под руководством Геда и его соратников могли случаться рецидивы в правильном воспитании юных волшебников.

«На последнем берегу»
–  [ 3 ]  +

ГРОМ, 10 сентября 2019 г. в 01:40

Итак роман про волшебника и принца плывущих на край света, что бы найти мир мертвых.

В романе нет ни юмора, ни боев. Соответственно есть только унылое передвижение в лодке на запад, в поисках мира мертвых.

Автор пыталась нагнать напряжения перед финальным эпизодом, вот собственно и вся задумка автора.

Да и в таком однообразном путешествии всплыло, что автор женщина, т.к. отношения волшебника и принца какие-то слишком мягкие.

Язык написания вроде нормальный, однако мне тут порекомендовали другого автора (Маргарет Уэйс, Трейси Хикмэн «Огненное Море») и там сразу бросается в глаза, что другой автор пишет лучше.

ИТОГ: приключений тут тоже практически нет. Собственно и что тут читать?! Сказку?

Оценка : 6
«Земноморье» [Цикл]
–  [ 3 ]  +

Чичеро, 07 августа 2019 г. в 19:19

Земноморье самим названием Урсула расположила так, чтобы удобно было сравнивать.

Что в нём нового — в её мире относительно Толкиеновского Средиземья? Ответ на поверхности: в него долили моря.

Но что есть море? Бессознательная, эмоциональная, женская стихия, которой у Толкиена не было.

В Средиземье — бинарная логика. Запад-восток. Божественное-адское. Небесная обитель валаров против Тьмы с востока. Политическая определённость своих и чужих.

Земноморье озабоченно проблематикой миолсердия, морали, которая не реализуется политикой завоеваний, а прорастает ей вопреки.

Оценка : 10
«День рождения мира»
–  [ 3 ]  +

kovalenko910, 15 февраля 2019 г. в 12:40

  Пока танцует на площади города Бог, солнце поворачивает свой путь на север, а затем возвращается на юг. Сыновья и Дочери Божьи вырастают, сменяют родителей и становятся Богом, а затем — Матерью и Отцом Бога, в свою очередь передавая божественность по наследству. Пока главная героиня ожидает инициации и обручения с братом, чтобы заменить своих родителей, старший брат решает взять власть силой. Но вот с небес прибывает Новый Бог, чтобы навсегда изменить человечество.

  Рассказ ведется от лица Зе, той, что должна стать Богиней. Ее ощущения и трансформации позволяют представить то потрясение, которое может испытать население изолированного сообщества, столкнувшееся с куда более развитыми пришельцами. Той же цели служит мистический элемент — предсказание бога-отца, которое претерпевает изменения и на протяжении сюжета получает как минимум три толкования.

  По словам самой Ле Гуин, цивилизация описанного общества списана с инков. Таким образом, перед нами традиционный (в том числе, и для самой писательницы) сюжет столкновения конкистадоров с аборигенами.

Оценка : 8
«День прощения»
–  [ 3 ]  +

kovalenko910, 08 февраля 2019 г. в 12:15

  Молодая девушка Солли, дипломат Экумены на Уэреле, тяжело переживает угнетенное положение женщин и рабов. Тейео, воин древнего рода веотов, воспитанный в дисциплине, герой войны рабов и господ на Йеове, сталкивается с безразличием чиновников своей собственной страны, наплевавших на своих ветеранов непопулярной войны. Он нанимается телохранителем Солли, с которой у них возникает взаимная неприязнь, и вместе с ней попадает в эпицентр борьбы крупных политических игроков.

  Урсула Ле Гуин играет с символами, используя в качестве точки поворота сюжета День прощения, символический праздник Йеове. Хотя само мероприятие является скорее формальностью, для двух героев оно становится водоразделом, который навсегда меняет их отношение друг к другу и к самим себе.

Оценка : 9
«Четыре пути к прощению»
–  [ 3 ]  +

kovalenko910, 08 февраля 2019 г. в 00:57

  В своем романе, состоящем из четырех повестей, Урсула Ле Гуин подробно рассматривает феномен рабства, воплощенного в классовых и гендерных различиях.

  Уэрел и Йеове, две планеты, своеобразные аналоги Старого и Нового Света, населенные господами и рабами. История революции, борьбы за право на свободу, на которую читатель глядит глазами абсолютно разных людей. Представитель древней военной касты веотов, брошенный на произвол судьбы своей страной; учительница физики, бежавшая из города, спасаясь от ужасов гражданской войны; мальчик, воспитанный в изолированном сообществе Хайна, ставший историком и отправившийся в другие миры; женщина, прошедшая через рабство и всю свою сознательную жизнь посвятившая революции — что может быть общего между ними?

  Пожалуй, как основная идея произведения, так и суть композиции романа, раскрываются в самом конце четвертой повести. И заключаются в ответе на вопрос: «Что такое любовь мужчины и женщины, их тяга друг к другу в сравнении с историей двух миров, великими революциями нашего времени, надеждами и нескончаемыми страданиями наших собратьев?»

  Среди множества позитивных моментов хочу выделить следующие: прекрасно прописанные персонажи, обладающие уникальными историями, характерами и собственной правдой; традиционная для Ле Гуин глубина произведения, наполненного философией и символизмом; опять же традиционное умение создавать уникальные фантастические этносы; живой и правдоподобный сложный мир с такими знакомыми вопросами, будь то отсылка к проблеме брошенных ветеранов непопулярных войн (Афганистан здесь или Вьетнам там), рабовладельческих войн в постколониальном мире (Африка сегодня), технологий «постнеграмотности» (пропаганда ТВ) и многое другое. Так мы понимаем, что в конечном итоге писательница говорит о нашей матушке Земле.

  P.S. Одна из самых значимых и емких цитат произведения попалась мне в третьей части: «Человек может принадлежать более чем одному виду бытия разом.»

Оценка : 9
«Фантастика - способ говорить о том, чего власть не желает понимать»
–  [ 3 ]  +

vam-1970, 08 января 2019 г. в 10:32

Интервью газете «Известия», Россия. Ответ на вопрос, почему всё-таки в СССР фантастика развивалась, несмотря на то, что другие жанры ограничивались. Ответ Урсулы Ле Гуин своеобразен, но возможно и так.

Оценка : 7
«Бизоны-малышки, идите гулять…»
–  [ 3 ]  +

vam-1970, 08 января 2019 г. в 10:30

Рассказ -лауреат и номинант ряда престижных премий -Хьюго, Небьюла и других.

Пронзительный и чарующий рассказ об экологии окружающего мира.Глазами ребёнка мир видится всегда другим -неиспорченным отношениями взрослых.По мнению автора человечество, чтобы и далее жить, должно жить настроениями и моралью детства. А вот как этого достичь?Что придёт раньше? -гибель мира или изменение нашего сознания? Вопрос к современникам.

Оценка : 7
«Ещё одна история, или Рыбак из Внутриморья»
–  [ 3 ]  +

kovalenko910, 25 августа 2018 г. в 18:38

  Урсула Ле Гуин вновь обыгрывает идею о том, что каждое путешествие включает в себя возвращение. По-другому охарактеризовать главную мысль произведения можно следующей фразой: «Хорошо там, где нас нет».

  Главный герой отправляется на планету Хайн, чтобы изучать и развивать технологию мгновенного перехода, стараясь не думать о том, что по возвращении он застанет родных и близких изрядно постаревшими. История содержит в себе временные петли, парадоксы и философию. Повесть приправлена японским колоритом, в ней чувствуется влияние синтоизма.

Оценка : 8
«Обширней и медлительней империй»
–  [ 3 ]  +

kovalenko910, 16 августа 2018 г. в 18:42

  «Нельзя просто так взять, и написать проходной приключенческий рассказ. Надо копнуть поглубже!» — вероятно, такая мысль преследовала Урсулу Ле Гуин на протяжении всего ее творческого пути.

  Интересное размышление на тему того, какова должна быть психика людей, согласившихся отправиться в неизведанные дали, бросив прежнюю жизнь навсегда — своего рода деконструкция более раннего представления о первооткрывателях, как о наиболее смелых, сильных и психически устойчивых людях.

  Поместите всех этих людей в запертое пространство и дайте им супер-эмпата для умножения силы эффекта, проверьте на прочность свойство каждого из них, которое сегодня могли бы назвать «эмоциональным интеллектом». И еще добавьте декорации, выполняющие функцию эхолокатора — и будет вам «Обширней и медлительней империй».

Оценка : 8
«Обделённые»
–  [ 3 ]  +

JozefShveik, 04 июля 2018 г. в 10:18

Очень сильное произведение, в котором фантастический мир — это только оболочка, а на первом месте — проблемы развития общества, противопоставление коммунистической и капиталистической идей. Считаю, что данное произведение будет более интересно людям, интересующимся политическими и социально-экономическими процессами в обществе, а не любителям фантастики.

Оценка : 10
«На иных ветрах»
–  [ 3 ]  +

Кузьмичч, 05 февраля 2018 г. в 11:57

По сути, автор завершила историю, показав нам, какими стали герои и сам мир Земноморья. Мы проследили весь жизненный путь многих героев, и к чему это привело. Казалось бы, что может быть хуже того, что из мира начала пропадать магия? Оказывается может — размытие границ между жизнью и смертью. В заключительной книге цикла автор наконец-то раскрывает тему происхождения магии и сосуществования людей и драконов.

То, что во всех книгах цикла почти отсутствует динамика, все идет неспешно, спокойно, даже битвы магов происходят как-то тихо, придает таинственности и шарма. Неоднократно автор затрагивает важные темы любви, самопожертвования и чести.

Итог: повторюсь, если бы я читал цикл лет в 14-16, он бы понравился мне гораздо больше, но все же я рад, что ознакомился с классикой фэнтези.

Оценка : 8
«Слово освобождения»
–  [ 3 ]  +

puma444, 03 января 2018 г. в 19:01

Под впечатлением прочитанных трёх романов о волшебнике Геде прочитал я этот рассказ. И пока погружен я ещё в этот волшебный мир история из рассказа мне близка.

Вполне героический поступок. Но весьма опрометчивый. Как он мог быть уверен...

Думаю главный герой просто бежал, но счастливый случай помог ему стать героем.

Всем приятного и увлекательного чтения.

Оценка : 7
«The Death of the Book»
–  [ 3 ]  +

Seidhe, 28 ноября 2017 г. в 15:53

Когда на просторах сети я натыкаюсь на очередное нытьё о том, что бумажные книги вот-вот исчезнут из нашей жизни, меня всегда мучает один-единственный вопрос: как давно люди, пишущие об этом, заходили в крупный книжный магазин? Потому как свои ощущения от посещения подобных магазинов я могу охарактеризовать только одной фразой — «глаза разбегаются». В настоящий момент выходят такое количество книг на любой вкус, запрос и толщину кошелька, что говорить о какой-либо «смерти книг» в обозримом будущем попросту не приходится. И это касается не только фантастики. Выходит масса литературы именно что на любую целевую аудиторию. Плюс возможность напечатать ЛЮБУЮ книгу по требованию — были бы деньги. Плюс замечательная возможность знать ЧТО ты покупаешь, предварительно ознакомившись с содержанием, оформлением и фрагментами текста того или иного произведения в сети. Как же не хватало мне всего этого лет эдак 20-25 назад, когда книги выбирались «методом тыка» в буквальном смысле! =))) Что же касается постепенной замены бумажных книг электронным, тоже не вижу в этом ничего страшного — это лишь закономерный итог развития технологий. Виток, который, опять же, лишь расширяет круг читающих.

Именно о мнимой «смерти книг», о неизбежном развитии технологий и проблемах хранения информации в оцифрованном виде, о противопоставлении чтения и «искушений на кончиках пальцев» (компьютеры, айфоны и прочие планшеты) пять лет назад и написала свою небольшую заметку всемирно известная Урсула Ле Гуин. И знаете, что я вам скажу? Приятно, чёрт возьми, осознавать, что мнение твоё практически слово в слово совпадают с мнением самой Ле Гуин! =))) Вряд ли данная статья станет для читающей общественности откровением, но всё-равно приятно было убедиться, что бабушка Урсула не спешит хоронить книги. Ни бумажные, ни электронные. Поэтому закончить свой отзыв, который получился неожиданно объёмным, мне хотелось бы строками из самой статьи:

«Несмотря на все искушения на кончиках пальцев, я верю, что всегда будет существовать упрямое, стойкое меньшинство людей, которые, научившись читать книги, будут продолжать их читать  –  где бы и как бы они их не нашли, на страницах или экранах. И поскольку люди, читающие книги, в основном хотят ими делиться, и чувствуют, что делиться ими важно, они проследят, чтобы книги были и у следующих поколений».

Так и хочется сказать: не переживайте, дорогая наша Урсула, конечно проследим! По крайней мере, лично я уже вовсю читаю с полуторогодовалым сыночком сказки, и уж точно сделаю так, чтобы книг в доме становилось только больше! =)))

Оценка : 8
«Голоса»
–  [ 3 ]  +

igor_pantyuhov, 15 сентября 2017 г. в 16:00

Усыпляющий роман. Начал я его читать практически сразу после первого. Но вот как только начинал, так сразу засыпал. Становилось так уютно и тепло от авторского стиля, что напоминало мне о детстве. Неторопливый стиль романа очень удачно гармонирует с окружающим выдуманным миров. Долго гадал, когда чита, где же связь с первым романом. И очень был рад, когда встретил старых героев. Конечно конфликт двух систем мировоззрения показан поверхностно, но сойдет для романа, который создает впечатления одного из элементов огромной мозаики. 7/10

Оценка : 7
«Обделённые»
–  [ 3 ]  +

ru_ND, 04 апреля 2017 г. в 16:14

Урсула ЛеГуин для меня стоит на порядок выше всех женщин-фантастов. Она как магистр, среди выпускниц колледжа. Конечно, есть такие прекрасные фэнтезийные писательницы, как Джоана Роулинг или Диана Уинн Джонс, но сравнивать их творчество с творчеством вышеупомянутой ЛеГуин очень непросто. Приступая к очередной серии Поттерианы, я предвкушал удовольствие от приключений героев, красочных описаний и всего такого, а берясь за книгу Хайнского цикла, например, я волнуюсь, смогу ли я в принципе понять эту книгу.

Надеюсь, что в случае с «Обделенными» мне это удалось. Книга — качественный образчик социальной фантастики, которая наглядно демонстрирует, что не важно, к какому социальному типу общества принадлежат люди, они все настолько разные, что их недоброкачественная часть всегда найдет, как получше устроиться. Даже, если вокруг идеальный социализм и средства сбережения отсутствуют как понятие. И революционеры необязательно те, кто хотят хаоса и анархии. Иногда они просто хотят встряхнуть застоявшееся болото, чтобы обнажить человеческие недостатки.

Оценка : 9
«Обделённые»
–  [ 3 ]  +

MrBambook, 20 января 2017 г. в 15:56

Уважаемые рецензенты скрупулезно и последовательно отделили социальную и политические составляющие романа и тщательно разжевали. А вот тут автор показывает... а тут автор сравнивает... Темы свободы, одинокой личности и ежи с ними подверглись той же процедуре. Научные измышления Ле Гуин были просто проглочены, жевать их не очень удобно. Некоторые пожурили пальчиком, покачали головкой на тему «где фантастика то? Где корабли и стрельбы»? Тоже справедливо.

Короче подписываюсь под большинством положительных высказываний уже написанных о романе. Повторно пережевывать ни к чему.

Отзыв ниже будет построен на тезисах намного менее интересных, тем ни менее столь же очевидных.

Роман написала Ле Гуин. Инфа 100 %. Авторство сомнений не вызывает. Почему? Роман очень женственный, иногда во время чтения я даже чувствовал запах фиалок и ванили... Как правило у Ле ГУин корнем всего зла являются мужчины (может это и справедливо), женщины облачены ореолом трудолюбия, самопожертвования и житейской мудрости. Это относиться и к супруге Шевака, и к послу земли, и к пожилому научному руководителю главного героя... Исключение вспоминается только одно. Какое-то сплошное пуританство)

Абсолютнейший и всеобъемлющий гуманизм свойственный всей прозе Ле Гуин сквозит из всех ще... страниц. Больше наверное я его прочувствовал в Техану. Последнее из сказаний Земномрья, но это совсем другая история. Сжигание мертвых детей, расстрел демонстрации, злостная интеллигенция Анаресса e t.c. вызывают только чувство всеобъемлющего сострадания и сочувствия, никакого гнева, ярости или отвращения.

Характеры. В том, что Ле Гуин владеет умением описывать человеков можно убедиться в тех же сказаниях Земноморья, но ее характеры какие-то слишком все одинаковые. Мягкие по сути, твердые в экстраординарных ситуациях, целеустремленные и очень усталые. Если герой не вписывается в названную форму, скорее всего он второстепенный, либо абсолютно сумасшедший неуравновешенный параноик-убийца (в Обделенных такого нет).

Разумеется в глаза быстро бросается какая форма гос устройства Ле Гуин ближе, тем ни менее это практически не влияет на ход описываемых событий. Автор не стесняется выделять отрицательные моменты импонирующей системы, и выделять положительные в других (в отличие от Хайнлайна, например). Касается это практически всего. Это приятно, особенно для людей которым свойственно черпать свое мироощущение из нф....

Обделенные — книга над которой работали, которую писали и переписывали (предположение в котором не сомневаюсь). Добротное произведение.

Выше написанные гротескные притязания на оригинальность скорее для разбавления общей ауры великолепия. Уравновесить так сказать.

Оценка : 9
«Итер, или...»
–  [ 3 ]  +

ab46, 08 января 2017 г. в 18:26

Маленький город. Городок. Где-то в глуши американской. Есть у него одна странность – перемещается сам по себе. Иногда по утрам его жители просыпаются в новом месте и не узнают окрестности. Город то у моря оказывается, то у гор, то ещё где-то.

Писательница повествует, как мозаику складывает. Обитатели, каждый о себе, рассказывая, так и приносят город по кусочку. И он с каждым кусочком привычнее становится, роднее даже. Не рискну судить об американской глуши (совсем не долго я там был), но нашу российскую — это напоминает. Наверное, во всём мире забытые богом и столичными начальниками глухие углы похожи друг на друга. Они живут своей жизнью, слабо зависящей от внешнего мира. И в каждом своя непонятка, невидимая чужакам. Вот этот город скачет по Америке, ну и что. У всех есть что-то особенное. Да, и стоит, пожалуй, к своему городу присмотреться. Всегда ли мы просыпаемся в том же месте?

Так что опять у Ле Гуин фантастика не сложилась. Всего-навсего хороший рассказ получился.

Оценка : 9
«Старшие»
–  [ 3 ]  +

ab46, 07 января 2017 г. в 20:00

Урсула ле Гуин пишет рассказы очень разные и часто на её романы совсем не похожие. А вот этот рассказ написан в стиле «Волшебника Средиземья». Что ж, прекрасный стиль и рассказ хороший получился. Хотел я о нём побольше сказать, многое напрашивается, включая стихи. Но испугался, что спойлер получится.

Оценка : 9
«Слово освобождения»
–  [ 3 ]  +

Нортон Коммандер, 21 сентября 2016 г. в 22:07

Рассказ, из которого затем вырос целый большой цикл «Земноморье», а основа его сюжета была снова использована в романе «На последнем берегу».

Оценка : 7

  Страницы: «(–10)   1  2  3  4  5 . . . 16 17 18 19 [20] 21 22 23 24 . . . 30 31 32 33 34   (+10)»



⇑ Наверх