| |
| Статья написана 18 августа 2010 г. 17:44 |
Готовы ли вы пройти огонь, воду и медные трубы ? Всегда готовы ? Отлично, тогда трилогия Зотова "Ад и Рай" как раз подойдет для любителей испытаний, связанных с этими железо-огенно водными эффектами. Каждую из книг я читал с весьма солидным перерывом, что вероятно пошло на пользу впечатлениям. Каждая книга нравилась, и всегда были мысли, которое хотелось бы высказать о них, но всегда вставал общеизвестный фактор "лень". Но в конце-концов все равно мысли переливают метафорическую чашку и выливаются на клавиатуру. Поэтому рычаг вперед -мы отправляемся. Если говорить о книгах в стиле вопросов, то получится так: Интересно ? Да. Смешно ? Да. Стоит читать ? Дадададада. После четвертой прочитанной книги автора, лично мне довольно сложно писать отзыв с "серьезным лицом". Зотов словно заражает этой сатирической манерой,хочется подшучивать и перестать сурово хмурить брови, и по чуть-чуть серьезная мина начинает таять аки мороженное. В первую очередь хочется пробежаться по сюжетам. Серьезно так пробежаться, с "ветерком". Представления о загробной жизни в разные времена выглядели по-разному, менялись, появлялись снова, и так до бесконечности. Следуя своему стилю Зотов рисует читателям свое видение этих вещей. Ад в представлении автора становится очень похож на обычную жизнь на Земле, Рай превращается в пустующую машину бюрократии, где даже чихнуть без разрешения опасно. Ершалаим предстает эдакой версией "Москвы" в древние времена. Сюжет каждый раз строится детективом, с обильными сатирическими зарисовками и историческими вставками "из жизни" некоторых персонажей. В целом схема сохраняется на протяжении трех книг, и лишь со второй книге детектив отходит слегка на второй план. Все книги написаны на одинаково хорошем уровне, но в первой книге можно увидеть самые основные идеи, которые начал реализовывать автор. Про иерархию Ада и Рая, про наказания исторических личностей, про отношения Шефа и Голоса. Вторая книга несколько уступает по темпу первой и третьей, но лишь потому, что Рай оказывается довольно пустынным местом, и пришлось как-то передвигать акцент больше на сюжет, раскручивая его. А вставок стало несколько меньше, что слегка подкосило цельность книги. Но уровень оставался по прежнему высок. Третья книга же помимо очередной смены места действия порадовала обилием очень известных исторических личностей и своеобразным взглядом Зотова на происходящие в Ершулаиме известные события. В чем заключается один из самых главных плюсов историй — на протяжении сюжета мы встречаем известных личностей Земли, умерших и не только, которые есть и в Раю, и в Аду, и в Ершалаиме. Так вот, Зотов порой представляет их в таком свете, что диву даешься. С одной стороны они все проработаны, и кто знает -может что-то было в них такое. С другой стороны некоторые персонажи оказываются совсем не теми, кем можно было ожидать. Как Понтий Пилат например. Детективная часть в каждой книге представлена просто отлично. Ведь помимо оригинального фона действие не должно провисать, а здесь догадаться о личности убийцы фактически невозможно, хотя автор может порой кинуть небольшую подсказку, для очень информированного читателя, оставив например загадочной личности только первую букву фамилии. Те кто не догадается сразу -все объяснят потом, а те кто догадается может сам погадать над остальными вопросами, ведь просто с убийцами не бывает никогда. В центре всех событий снова дуэт оригинальных героев — это детектив Калашников и его помощник Малинин. В первой книге они являются основным центром событий — расследование напрямую зависит от них, поэтому герои постоянно носятся из одного места в другое, выдвигая теории и опровержения. Калашников является, как метко сказано в аннотации "мозгом" группы, в основном его и посещают внезапные догадки и озарения, связанные с расследованием. Помимо сильного ума и природной выносливости он является довольно успешной личностью в аду, причем весьма исполнительной. Но у него есть и своя тайна,связанная с его женой Алевтиной. Малинин же в основном же является приятным дополнением, и одновременно он задает те вопросы, которые в уме задает читатель. Он эдакий "казак-простофиля", и отвечает еще отчасти и за комический аспект, его интересы весьма непритязательны — бабы и водка, но в то же время Малинин является неотъемлемой частью дуэта. Герой привязаны друг другу, и вместе совершат многое. Первая книга является своеобразным экскурсом в тему загробной жизни, объясняя принципы функционирования Рая и Ада (в основном, естественно — Ада). Книга дает представление о жизни в Аду, о ее участниках, об их наказаниях , проблемах и тп. Финал же, помимо мощной сюжетной раскрутки, еще явно имел линии, оставленные для продолжения, которое не заставило себя долго ждать. Вторая книга посвящена событиям в Раю, и причастности главных героев к этим самым событиям. Калашников и Малинин снова берутся за странное и запутанное дело. В "Минус Ангеле" уже начинает полностью раскрываться принцип существования Рая, работы его системы. И как выясняется Раю тоже причужды черты человеческой бюрократии. У Зотова , снова есть свой интересный взгляд на саму суть Рая, куда попадают по принципу "кто во что верил". На принцип работы Голоса, да в конце-концов на само оружие злодеев. И поэтому довольно неудивительным становится тот факт, что Рай оказывается не очень гостеприимным местом, с кучей запретов и проблем. Сюжет второй книги уже не так сильно фокусируется на главных героях, но по-прежнему остается интересным и увлекательным. Но темп уже несколько потряхивает. В книге найдут ответы на вопросы, которые остались неразрешенными после событий первой части, в частности вопрос женой Калашникова. Снова присутствуют сатирические и исторические зарисовки, известные личности предстают перед нами в необычном свете. Отдельного упоминания стоит теория Калашникова — что он и с Малининым персонажи книги, мимоходом затронутая Зотовом. Ход великолепный. Финал второй книги же, как раз особых загадок не оставит, но это дает широкую почву для развития. И в первой и во второй книге так же присутствуют такие "послесловия послесловий". Помимо завершающих диалогов Шефа и Голоса есть небольшие зарисовки о некоторых участниках событий. И оба раза они никаким образом не упоминаются и не продолжаются. Поворот интересный, дает почву для фантазии. Собственно финальная книга цикла, как уже многие поняли, рисует перед нами события, связанные с появлением Иисуса в Ершалаиме. И снова в событиях участвуют Калашников и Малинин, но в этот раз, их роль уже нельзя назвать главной. Сюжет, словно камера — переключается с одного персонажа на другого. Но темп переключения весьма бодрый — сюжет развивается хоть и сильно стремительно, но нигде не провисает и не дает сбоев. В третьей книге потрясающе сатирически обыгрываются отношения людей в те времена, чудеса, которые творил Иисус, апостолы , прокураторы, да и вообще все личности так или иначе имеющие отношение к этому делу. Получает новое развитие теория о принадлежности Калашникова и Малинина к книжным персонажам, которая в этот раз может довести до хохота, благодаря высказываниям героев насчет автора и читателей. Помимо появления очевидных персонажей, появляется и еще одна ключевая фигура — Смерть. У Зотова она представлена по-своему, но с общими знакомыми чертами. Персонаж хоть и не центральный, но цельный и интересный. Снова будет детективная история, но в этот раз в финале она примет с одной стороны ожидаемый (с точки зрения, связанной с личностью Иисуса), но с другой стороны неожиданный поворот (с точки зрения читателя). Сам же финал оставит несколько загадок и вопросов, ответы на которые вряд ли уже будут даны. Эти загадки по сути являются таким же "послесловием послесловия", как в первой и второй книге, но значение у них более важное — так как это финал истории. И история заканчивается достойно. Вся трилогия радует связанностью сюжета, сатирой, персонажами и событиями. Во всех трех книгах видна историческая подкованность автора, я уже как-то упоминал об этом — это очень хорошо, и некоторые исторические факты порой действительно продолжают вызывать удивление и неподдельный интерес. Некоторым людям возможно будет неприятно читать сатирический взгляд на такие вещи как Загробная Жизнь, Библия, личность Христа. Но вся фишка в том что не надо так уж серьезно к этому относится — это точка зрения, и да, она может не совпадать с вашей. В общем финальное заключение прозвучит пожалуй так : Зотов один из самых интересных писателей отечественной фантастики на данный момент — оригинальный взгляд на популярные вещи, хорошая сатира, достойный сюжет, мощная историческая привязка. Так что я советую попробовать и прочитать. Это не фига не аморально. Это очень интересно и увлекательно.
|
| | |
| Статья написана 11 августа 2010 г. 23:54 |
Музыка... это слово объединяет в себе миллионы понятий и вещей. Это слово способно раскрывать сердца и душу. Музыка способна на все ,главное — чувствовать ее. Я в первый раз видел, чтобы человек мог описать музыку словами, поместить это в сюжет, да еще и заставить проникнуться этим читателя. Это не просто слова о ритме. Это и есть сам ритм. Он несется к тебе со страниц книги — в самое сердце, и живет там. Живет там пока есть музыка, пока ее играют. Есть книги которые остаются в памяти. А есть, которые остаются в сердце — и это, одна из таких книг. Казалось бы — музыка, что можно о ней такого сказать ? Ну играет и играет. Но Пратчетт ловко и незаметно открывает какую-то особую дверцу, и запускает в нее эту самую музыку. Да это отзыв, здесь будет и разбор сюжета, персонажи и прочие детали. Но наверно это тот редкий раз, когда лично для меня все это становится несущественно. Все это будет, но пока будут возникать эти строки, в сознании будет отбиваться ритм. И он будет действительно хорош. Цикл о Смерти вообще выделяется из всех историй о Плоском Мире. Выделяется, но не сильно, так как все циклы по-своему оригинальны и хороши. В данном же случае, главным плюсом был и остается один единственный герой. Понятно, есть и множество других плюсов, этого нельзя отрицать, но мало у кого присутствует такая же харизма и исключительность, как у Смерти. И как в предыдущих случаях, приключения Смерти мало того что оригинальны, так в финале он извлекает из всего этого новый немаловажный урок. Однако каждый раз принцип новых приключений мало отличается от предыдущего. В данном случае это пожалуй идет на пользу книге, нежели во вред. И каждый раз появляется некий новый герой, который отрабатывает за вышеупомянутого гражданина. Параллельно с этим всегда присутствует вторая линия, переплетения с которой будут очевидны лишь ближе к финалу. Просто ? Весьма. Стало ли от этого хуже ? Нет. Правда в этот раз, причина по которой Смерть в очередной раз взял отгул получилась несколько не объясненной. Все дело в том, что сама причина есть, и событием, создавшим такую причину служит завязка романа. Но доподлинного ответа на этот вопрос нет. Впрочем это не так уж и важно. Важнее другое — книга является фактическим продолжением первых историй. Нет, понятно что так или иначе все истории о Плоском Мире связаны между собой, но между одной и другой книгой могло произойти сколько угодно времени и событий. Здесь же, помимо конкретного срока, есть еще и мощнейшие отсылки в прошлое, местами объясняющие неразгаданные вопросы. Все это лишь увеличивает интерес читателя к происходящему. Но что это будет за концерт, без представления главных звезд ? Софиты включены — поехали. Сьюзен — дочка небеизвестных персонажей предыдущий книг. Унаследовала лучшие черты от мамы с папой, плюс приправила это суровой логичностью и высшим образованием. Замечательный и цельный образ. Постоянные попытки Сьюзен приплести логику в этом сумасшедшем мире заметно разбавляют обстановку. Причем здесь дело не только в юморе, но и в самих ситуациях. Вообще Сьюзен уделено немного неравномерно пространства — в том плане что повествование то акцентируется на ней, то переключается на кого-то другого. Все дело в объёмности романа, и от этого проистекают все проблемы с неравномерность. Удовольствию от прочтения, впрочем, они не мешают . Вторые участники концерта. Пааааапрашу любить и не жаловаться — Волшебники Незримого Университета, в лице всего преподавательского состава и небезизвестного преподавателя Думминга Тупса. Мало того что это сборище снова является одними из главных действующих лиц, так еще и большая часть шуток проистекает именно от них. Преподаватели снова сильнее всех отразят влияние некого явления на неокрепшие умы жителей. Кроме изменения стиля одежды и поведения, нам откроют еще принцип жизни некоторых студентов, раскроют позицию аркканцлера в области рок-музыки, и проведут по примеру общества, которое провозглашает рок-музыку своим кумиром. И наконец узрите !!! Музыка !!!! Овации !!! Знаменитая "Рок-Группа" — великолепное трио разношерстых и разномастных (ладно, если так дело пошло — еще и разноростных) персонажей. Их типажи знакомы, но сами они снова оригинальны. Бард Дион (известен под именем "Бадди"), тролль Лава (известен под именем Клиффи), и наконец гном Золто (так же известен под именем "Золто"). Как впрочем повелось у Пратчетта, главную роль в данном трио играет именно Дион. Сам персонаж немного напоминает молодого Мора из первой книги цикла. Но в отличие от Мора, Дион не ищет ответов на вопросы, он полон надежд и жаждет зрительской славы. Ситуация с персонажем напоминает историю со Сьюзен — Диона то слишком много, то история вообще меняет направление. Но опять же — это не напрягает. Золто и Лава в основном отвечают за комическую сторону предприятия (в большей степени — Золто), и за оживление обстановки. И все в общем то неплохо справляются. Дион хоть и типичен, как персонаж, но на роль одного из главных героев вполне тянет. Увидим мы и дикое множество старых знакомых — Патриций, члены Гильдии Убийц, Воры, Библиотекарь,Хризопаз, великолепный Смерть Крыс, Достабль и еще множество знакомых физиономий. Помимо эпизодических появлений, тут еще присутствуют и множественные упоминания о старых добрых персонажах. И это огроменный плюс. Не-фанату книг Пратчетта тяжело понять, почему при упоминании Капрала Моркоу ты растягиваешь губы в улыбке и думаешь — "А ведь я знаю этого парня". Почему при упоминании Детрита и известнейшей тактике сержанта Колона "об охране тяжелопереносимых зданий" ты думаешь — "О, а правильная ,черт возьми, позиция !" Зато фанаты же оторвутся на полную катушку. И за это, огромнейшее фанатское "спасибо". Сюжет движется как телега к обрыву — постепенно набирая скорость, чтобы в итоге нестись на всех парах к финалу. Несмотря на внушительный объём книги — действие не провисает и не надоедает . Прекрасно обстоят дела с юмором — "Роковая Музыка" стала одной из тех книг, которая заставила меня рассмеяться в полный голос. Количество качественных шуток приличное, и расположены эти шутки всегда к месту. В целом книга получилась как минимум необычная. В основном потому, что как вы могли заметить, минусы у книги есть — но я, отметая все разумные доводы просто смотрел на них, и забывал в ту же секунду. Все это увлекает настолько, что на минусы просто на-пле-вать. Во-вторых в книге присутствует драйв, в третьих великое собрание знакомых лиц. Вы могли заметить, что отзыв у меня в этот раз получился, мягко говоря, необычный. А все это по одной причине. Главное что есть в книге — это атмосфера музыки. Не важно какой. Здесь это "рок", но смысл не в этом. Как нам пытается сказать Пратчетт : "Музыка , она везде". И ты веришь в это. Потому что у музыки нет границ, нет времени. Потому что по окончанию прочтения тебе хочется еще, а в душе играет ритм. Но этот ритм — это не просто ритм. Это ритм сердца.
P.S. Вы могли заметить, что по последним отзывам создается впечатление, будто я читаю одного Пратчетта. Это конечно не так, просто про остальных писателей что-то не хочется ничего рассказывать. Пока не хочется
|
| | |
| Статья написана 3 августа 2010 г. 16:49 |
Что может остановить Смерть ? Может ли Он поставить себя на место человека ? И главное — извлечет ли он что-нибудь из этого опыта ? Такие вот непростые вопросы, задает нам Терри Пратчетт, в юмористической (казалось бы) истории. И ответы будут очень и очень интересны. Становление персонажа — довольно популярная тема в любом жанре, поэтому что-то новое в этот прием привнести сложно. Здесь многое уже зависит от стиля автора и самого персонажа. И что может быть оригинальнее ,чем Смерть ? Здесь фигурирует даже не конкретно какое-то определнное становление, а скорее осознание Смертью ценности Жизни. Эдакий парадокс. И наблюдать за поведением нового Смерти очень и очень интересно. Ближе к финалу ответ на вопрос "осознал ли Смерть эту ценность" будет дан в полной мере. И опять, линия о приключениях Смерти, или точнее Билла Двера, является наиболее доминирующей и интересной в книге. Второстепенная линия о в волшебниках и иже с ними, может порадовать в основном обилием знакомых персонажей, и взглядом на мир с точки зрения общества неживых персон. Сама же вторая сюжетная линия мне в целом не очень понравилась. Однако это уже дело вкуса, так как сама идея о "паразитах" придумана оригинально, но лично мне она осталась не до конца понятной, и от этого впечатление смазалось. Смерть предстает перед нами в новой ипостаси — смертного человека Билла Двера, который пытается осознать "что такое жизнь". Наблюдать за его попытками весьма забавно и интересно. Появление новых персонажей как всегда радует читателей своим появлением. Самой "обычной" получилась лишь Рената Флитворт. Но "обычная" в плане сюжетном. Как персонаж она получилась целостной и главное, реальной особой. У нее есть и своя история. Отчасти грустная, отчасти веселая. Как персонаж госпожа Флитворт не удивляет, но вот ее история получилась действительно проникновенной, и оттого ты словно привязываешься к персонажу в течении истории. Очень обрадовало освещение деятельности Реджа Башмака и иже с ним. Волшебник Ветром Сдумс так же получился вполне-себе оригинальным персонажем. Довольно интересно наблюдать за тем, как он сам начинает критиковать те минусы волшебников, с которыми всегда жил сам. Ну и конечно шедевральное появление Смерти Крыс, со своим коронным "ПИСК". Его существование как раз послужит для Смерти одним из определяющих факторов выбора в финале. Сюжет в принципе так же можно предсказать, но желания перелестнуть дюжину страниц вперед не возникает совершенно. Читать интересно, несмотря на некоторую предсказуемость. Это пока самая грустная книга, которую я прочел у Пратчетта. Юмор есть, но главное в этот раз другое. В основном благодаря финальным страницам и философским мыслям, книга оставляет особое послевкусие. Когда закрываешь книги Пратчетта, хочется продолжения. Здесь же хочется спокойно посидеть в кресле и задуматься о смысле жизни и смерти. Или улыбнуться. Грустно улыбнуться. В конце-концов это снова экскурс в неизведанные места Плоского Мира, это знакомые нам персонажи, это самое тяжеловесное "ДА" в истории Плоского Мира, это снова отличный юмор и не менее интересные и глубокие мысли. Это снова Терри Пратчетт.
|
| | |
| Статья написана 31 июля 2010 г. 20:52 |
"Все продается — любовь, искусство, планета Земля, вы, я. Особенно я… "- Октав Паранго ("99 франков") За что вы готовы отдать свою душу ? Новенький кабриолет, пригоршня долларов, любовь своего кумира ? Не стесняйтесь, высказывайте свои желания, все они выполнимы. Ведь при большом желании можно продать все что угодно, за более чем скромное вознаграждение. Если читателю захочется спросить — почему эта история произошла именно в маленком городке, а не в огромном , полном возможностей мегаполисе, то вот он ответ: Большие города шумны, ненадежны и глумливы. То ли дело маленькие поселения, где каждый знает каждого, где за углом обсуждают чужое поведение домохозяйки, и где каждый втайне лелеет свое желание или ненависть. И если в большом городе придется искать таких личностей, то в местах подобным Касл Року они приходят сами. Они всегда приходят сами. Можно задаться вопросом — а кто все-таки виноват во всех бедах , произошедших в этой истории ? Ответ прост и безжалостен — сами люди. Лиланд Гонт служил лишь катализатором, запустившим цепь событий. Да, он где-то подталкивал героев, где-то обманывал и жульничал. Но по большей части люди сами делали свой выбор — хорошее или плохое, и из-за нежелания расстаться с предметами поклонения, всегда выбирали неправильный вариант. Ко всему прочему до конца не объяснено что такое Лиланд Гонт — то ли демон, то ли сам Дьявол, и эта недосказанность прекрасно дополняет образ коварного и жестокого продавца. Книга полна сатиры на тему потребления,мелочности, и поклонения вещам. Самое страшное — люди продавались не за огромные миллионы и абсолютную власть, а за обычные, казалось бы на первый взгляд, предметы. Что это будет ? Старая игра, бейсбольная карточка, удочка — все вещи приобретают неземную ценность в глазах каждого, кто приобретает их, становятся их объектом желания и зависимости. И такие моменты могут заставить задуматься. Как часто идея о покупке может захватить человека с головой ? И самое важное — на что он может пойти, чтобы сохранить при себе ту вещь, о которой он в тайне мечтал ? Ближе к финалу книги Кинг раскрывает настоящую сущность тех вещей, которым поклонялись люди. И сущность эта жестока к обладателям. Он показывает насколько легко человек может отринуть дружбу, любовь, веру в Бога, терпимость, и скатиться до самых животных инстинктов. Стоит ли говорить о персонажах ? Жители Касл Рока не наборы из множества букв, а живые и непростые люди, со своими проблемами, интересами и секретами. По ходу произведения ты проникаешься их проблемами , взглядами, и незаметно привязываешься к ним. И это одновременно и хорошо и плохо. Эмоции, которые ты испытываешь с развитием сюжета трогают сильнее, чем это может быть, но на душе остается знание. Ты словно стоишь за несколько миль от горы, наблюдая за тем , как маленький снежок вызывает целую лавину. Ты знаешь что лавина неизбежна, но ничего не можешь сделать, поэтому остается только наблюдать. А оттого что читатель привязывается к персонажам, эффект происходящего будет намного, намного сильней. Нельзя сказать что кто-то был однозначно плохим, кто-то однозначно хорошим. В этом вся суть — здесь нет конкретных определений, в целом все люди имеют свои достоинства и недостатки, кто-то больше, кто-то меньше. У каждого есть своя история, друзья и враги, скелеты в шкафу. Самое забавное, что поговорка "в тихом омуте черти водятся" как нельзя применима к "Нужным вещам". В Касл Роке у каждого третьего найдется своя жизненная тайна, у каждого второго будет тайные желания или ненависть за душой, но каждый из них будет притворяться до тех пор, пока окончательно не потеряют контроль над собой. Да, в книге присутствует яркий элемент фантастики, но по большей части история строится на психологии, что типично для Кинга. Почти у каждого из героев есть свои тайные страхи, или особые фразы, которые настигают их и днем и ночью. Часто персонажи спорят со своим подсознанием, которое яростно протестует им. Достаточно жестокости, но жестокости в рамках реализма. Кинг не выходит за грань, а просто обрисовывает что могло бы быть. Но в своих примерах он не жалеет не обстановку, не персонажей. Однако финал дарит читателю возможность многоточия. Не конкретного провала или победы ,но многоточия, которое по своей сути лучше чем окончательная и бесповоротная точка. Эпилог же оставляет несколько вопросов, ответы на которые никогда уже не будут даны. Но это не страшно. Это правильно. И закрывая последнюю страницу, можно со спокойной и чистой душой оставить эти улицы и этот город. Уже навсегда.
|
| | |
| Статья написана 29 июля 2010 г. 01:23 |
Добро пожаловать на молодой Плоский Мир ! Юмор в те далекие времена был поставлен на первое место, а сюжеты выстраивались по старым принципам. Во второй раз, с тех пор как я читаю Пратчетта, сюжет представляется нам не детективом, а скорее такой историей о принцессе. Но это был бы не Пратчетт, если бы все было так, как обычно бывает в традиционных сказках. В чем отличие ? Во-первых атмосфера, во-вторых персонажи. Однако несмотря ни на что есть и определенные черты, присущие обычной сказке. Главный герой — Мор, довольно типичный персонаж для такой истории. На протяжении истории мы наблюдаем его становление от обычного мальчика, до человека, решившего оспаривать решения Смерти. Его попытки высказывать свое мнение, поначалу слабые, к концу книги становятся все явнее и тверже. Немного изменяется характер, но остается юношеское безрассудство, которое и послужит катализатором всех бед. И снова даёт о себе знать один из главнейших плюсов книг Терри — персонажи. Оригинальны ? Да. Харизматичны ? Еще как ! Смерть в роли одного из главных героев — это ли не отличная идея. Герой, который в остальных книгах являлся только в эпизодах (хотя стоит признать — он всегда появлялся к месту, и всегда вовремя) , в данном случае получил намного больше места в истории. Нам раскрываются его пристрастия и интересы, окружающий его мир. Могли ли вы подумать что у Смерти вообще есть ценности и интересы ? И что он вообще может что-то чувствовать ? Да-да, именно ОН, ведь , как любит повторят Пратчетт, Смерть на Плоском Мире — мужского пола. Персонаж не без минусов — костляв, перемещается в пространстве на лошади, носит черное, и ко всему прочему — он же Смерть !!! Но и у Смерти бывают свои желания. О персонажах Терри рассуждать разумно и логично практически невозможно, они подкупают своим обаянием и своим характером. Смерть естественно не единственный персонаж книги, но он один из лучших, как в этой истории, так и во всем Плоском Мире. О нем хочется много и долго говорить, но я попробую все же обратить взор на другие аспекты и персонажей книги. Для начала взглянем на окружение Смерти. Девушка Изабель, приемная дочь парня в черном, во многом похожа на своего папочку, но ее стороны характера и история жизни раскрываются лишь ближе ко второй половине истории. Как-раз Изабель является одним из таких персонажей, которые нетипичны для обычной истории о принцессе. Не буду раскрывать ее места в сюжетной линии, скажу лишь что благодаря ей одна из сюжетных линий примет несколько иной оборот для всей истории и в частности, финала. Альберт представляет эдакого дворецкого Альфреда, который вовсю печется о хозяине, несмотря на его род занятий и привычки. Он на первый взгляд не особо сильный и важный персонаж, однако за его плечами существует некая тайна, которая переворачивает представление о персонаже с ног на голову. Чародей Кувыркс немного напоминает Эрика, из цикла о Ринсвинде, но он более разумен, хотя нотка непосредственности присуща и ему. Это еще один персонаж, нетипичный для обычного плана сказки. Принцесса Кели так же выбивается из разряда обычной принцессы. Помимо главной сюжетной проблемы, которая послужила бы спойлером, принцесса капризна и непосредственна. Ближе к финалу она будет похожа на стандартный образ, но изначально будет выбиваться из этого разряда. Ко всему прочему в эпизодах промелькнут волшебники Незримого Университета, в частности Библиотекарь и Ринсвинд, что послужит приятным сюрпризом для фанатов. В книге во множественном числе присутствуют юморные сцены, так полюбившиеся читателям Пратчетта. На тот момент юмор основным оружием для писателя, и хоть его меньше, чем можно было бы ожидать, но некоторые зарисовки могут вызвать настоящий смех, а такого у меня не случалось с цикла о Страже. Но можно заметить еще одну вещь — та серьезность, которой отчасти наполнены поздние произведения Пратчетта, присутствует и здесь, просто в меньшей мере. Это проявялется в основном ближе к развязке, но по ходу повествования можно заметить еще пару-тройку таких упоминаний. Умные мысли, которые позже будут несколько завуалированы в других книгах — здесь довольно прозрачны и понятны. Помимо юморного аспекта, Пратчетт задает читателю необычные вопросы — а вы не думали, насколько одиноким существом может быть Смерть ? Можно ли избежать судьбы ? Достойна одна жизнь всех потраченных на нее усилий ? Так же заслуживает внимания мысли о жизни после смерти — что каждый отправляется туда, куда сам он считает,что он должен отправиться. Я разделяю такую точку зрения, поэтому мне было вдвойне приятно изучать такие мысли. Первая книга цикла удалась на славу. Здесь есть все что нужно хорошему читателю, а уж фанату Пратчетта будет где разгуляться. И хотя книга не лишена минусов — это все же, несмотря ни на что, история о принцессе в беде. Поэтому сюжет можно предсказать еще с первых строк. Однако все меняет фирменный Пратчеттовский стиль. Помимо этого, книга еще и раскрывает подробности жизни одного из лучших персонажей Плоского мира. Шикарный юмор, отличные персонажи — главный залог успеха Терри Пратчетта снова на своем месте. Поэтому наливай кружку Ухмельного, веселись и кути народ , знай: у Смерти сегодня выходнооой !!!
|
|
|