Сегодня 23 года со дня смерти известного советского писателя Вениамина Александровича Зильбера, более известного под псевдонимом Каверин. Каверин написал множество разных произведений, из них самым известным является Два капитана.
Человеческое общество столкнулось с чрезвычайными обстоятельствами глобального масштаба. После посещения пришельцами Земли появились... Зоны. Однако общество не готово к "подаркам" пришельцев.
26 апреля 1986 года произошла крупнейшая за всю историю человечества авария, авария Чернобыльской АЭС, которая носила катастрофический характер. Реактор был полностью разрушен и в атмосферу выбросились огромное количество радиоактивных веществ. Они осели на территории современной Украины, России, Белоруссии и Европы. Погибло около сотни человек, было эвакуировано свыше 115 тысяч людей в радиусе 30-километровой зоны. Впоследствии она была оцеплена. На этом наши беды не заканчиваются. У многих людей обнаружили лучевую болезнь, обычный зелёный лес вокруг Чернобыля , превратился в рыжий, а радиация также попала в Припять. Города вокруг АЭС стоят заброшенные...
И, вот тогда вспомнили люди книжку — одних из самых известных русских фантастов — Братьев Стругацких. Братьев расхваливали за их точное предсказание, давали премии и всячески подлизывались. И пытались выпытать секрет, как им это удалось? Секрет до сих пор.
Первая аллюзия, отсылка, хоть и не преднамеренная — Зона. Стругацкие рисуют перед нами жуткую картину города Хармонта, а точнее не сам город, а его часть, где побывали инопланетяне, устроили "пикник". После непродолжительного отпуска, инопланетяне ретировались и оставили после себя много барахла и полезных вещичек. Стругацким удалось запечатлеть ту ужасную, безжизненную и опасную пустыню, до боли напоминающую Чернобыль.
Книга построена весьма любопытно. Как и в Гиперионе, или в Марсианских Хрониках она состоит из нескольких историй сшитых в месте. Всего их четыре. И все абсолютно разные. Три из них рассказывает Рэдрик Шухарт — сталкер, человек, который занимается вынесением из Зоны различных артефактов. Первая, рассказывается собственно самим Рэдриком, от первого лица. В остальных он является лишь главным лицом. Четвёртая повесть, которая по внутренней хронологии идёт третья, ведётся от лица Ричарда Нунана, друга Рэдрика. Эта часть пронизана философией и именно в ней открываются две из трёх основных идей книги — идея "пикника" и идея мутаций. "Пикник" подразумевает в себе мысль эксплуатирования вещей, оставленных пришельцами для дальнейшего развития человечества. Мутации же, ещё одна дальновидная отсылка Стругацких к Чернобылю, в частности к лучевой болезни и деформации тела.
Есть ещё третья идея — смысл жизни. Именно этой идее мы обязаны тем что финал у книги открытый. Но над этой мыслью вам придётся поломать голову уже самим.
Хочу также вставить слово о так называемой "магии Братьев". Стругацкие умеют писать. Книга читается легко, иногда буквально поражаешься резкой и рваной красоте слога. Да, не зря Тургенев говорил о русском языке, как о "великом и могучем".
Итог — очень умная, много пластовая книга. Одна из жемчужин, как мировой так и отечественной фантастики. То что Стругацкие сумели угадать одну из крупнейших человеческих катастроф удивляет и поражает.
Графика ужасная, да и к тому же напрочь компьютерная, до этого прорисовке были уделено больше места. Зрачки как и в прошлой версии (2003) не прорисованы совершенно.
Что касается нового сериала (третьей версии уже считай) о нём известно не так уж и много. Йоши вновь превратится в крысу, а Эйприл снова станет журналисткой — молоденькой, в которую к тому же будет влюблён Дон. Показ ожидается на Nickelodeon в этом году.
Из-за чего весь этот сыр бор? А из-за Первого Закона. Ну, раз зашёл на страничку можно и отзыв написать. Вообще Аберкромби как только не называли — но довольно частенько попадалась словосочетание "наследник Мартина". Люди, не пойму что вы все в этом цикле великого находите? Ставить романы юного дебютанта наравне с одним из лучших американских фантастов современности, это на мой взгляд глупо. Мартин по сути заново пересмотрел фэнтези как жанр и влил в него новую струю, при чём очень мощную. Аберкромби же написал неплохое фэнтези, с неплохими задумками, но всё этим только и ограничивается.
Итак, теперь собственно отзыв.
Можно ли считать персонажей господина Аберкромби живыми? Ответ скорее положительный нежели отрицательный, хотя ИМХО до некоторых мастеров понимания психологии характеров ещё очень далеко. Состав главных действующих лиц стандартный: один воин — Логен (не Арагорн, конечно, но за отсутствие оного и этот подойдёт), один выскочка дворянин — Джезаль, и наверное наиболее интересный из этой тройки инквизитор Занд дан Глокта. Чем меня зацепил последний? Я таки не могу дать членораздельного ответа, так как сам нахожусь в скромном недоумении. За исключением этих доминирующих лиц и дюжины второстепенных, персонажей практически и нет в цикле. И это сильно прибедняет господина Аберкромби.
Далее, мир. Интересен ли он? Нет. Не считая парочки городов и государств, которые упомянул автор в первой книге господин Аберкромби не особенно заботится о проработке мира, хотя во втором и третьих томах он милостливо хотел исправить упущенное. Не получилось. Как и в КиЖе мир остался не более чем скелетом и декорациями. Есть парочка оригинальных находок, типа историй Делателя и Байаза, а также демонов и Эуса. И в принципе всё пусто, никаких легенд больше нет, что тоже огорчает.
Стоит замолвить слово о сюжете. Как выразились многие писавшие до меня фантлабовцы, господин Аберкромби хорошенько встряхнул уже надоевшие штампы. Встряхнуть, то он встряхнул, но сюжет всё равно остаётся предсказуемым.
И ещё по прочтении трилогии в сердце закрадывается какая-то пустота, как будто и не читал (или зря читал)цикл. Меня если честно добил эпилог Последнего довода, — вроде ничего и не было, ибо всё закончилось бессмыленно. Опять начинается война, опять скучные повторения. Ну, не делают так с читателем. Если пишешь эпопею напиши её хорошо и с концовкой — неважно какой — трагичной, или с хэппи-эндом. У Первого Закона нет концовки. И запустили сериал...
Несмотря на все эти значительные прорехи, читается эпик легко. У цикла есть своя атмосфера и интересные моменты (та же самая осада Дагоски). Оторваться очень сложно.
Вывод: у господина Аберкромби есть потенциал и крайне жаль что он поддался уговорам издателей и написал очередной цикл не имеющий конца.
P.S. Если Аберкромби когда нибудь и напишет что-то схожее с уровнем Мартина, то не раньше, как станет таким же седым дедушкой, как сам Джордж. А вот то что автор Закона сможет его превзойти я очень-очень сомневаюсь.
Книга Джо Аберкромби Кровь и железо, первая часть трилогии Первый закон, а также незавершённого на данном моменте цикла Земной круг — вызвал много толков и много вопросов. Последнего у меня в избытке. Например: почему Кровь это дарк? Я конечно мало что знаю в этом поджанре, но эта книга точно не "чёрное фэнтези". То что здесь есть серые персонажи? Но они есть и у Мартина. То что здесь мрачная атмосфера? Но она есть и у Ведьмака. Поживём, почитаем дальше, увидим..
Действительно, мир книги как заявляли многие до меня держится на героях. Надо заметить они не идеальны, а даже наоборот — черны, запятнаны убийствами. Но зато очень хорошо чувствуешь их мировоззрение. Это сторона творчества Джо безупречна. Также интересно то что, как Мартин или Сапик писатель использует методику Повов (на них что мода пошла?). Нам предлагается россыпь личностей — напыщенного и раздутого от гордости дворянчика — Джезаля, убийцу, который в душе философ и романтик — Логен, хитрого и покалеченного инквизитора Глокту. А также есть Байяз, Вест, Арди... Тут рассуждать можно долго.
Сюжет. Лично я ничего оригинального или наоборот заштампованного не заметил. Джо просто идёт по той программе, которую себе поставил и впутывает неё героев.
Ещё один плюс книги её атмосфера. Не мир именно, который по сути почти не прописан, но атмосфера. Реалистичная, мрачная (но не слишком), интересная.
Итог: хорошая книга, спора нет, но если честно я ожидал большего. Продолжение читать буду, но это не срочно. Пока...