— Вопрос круглого стола, на который вы приехали в Новосибирск в «Литературном экспрессе», звучал так: «Чему учит современная литература?». Что по этому поводу скажет нам культовый автор?
– Литература не обязана ничему учить. Мало того, когда она пытается это делать, то сразу перестает быть литературой. Но она несет на себе поучающую функцию. Литература – интересное явление, хотя бы потому, что читатель с автором один на один, между ними возникает диалог, в отличие от монологического существования телевидения и кино. Там тебе навязывается та или иная подача материала, не зря вождь мирового пролетариата Владимир Ильич Ленин называл кино важнейшим из искусств. Но книга – это не пропаганда, не морализаторство. Книга – наш наставник. А вот когда я вижу полуодетых девушек, заполонивших экран, у меня возникает одно желание – начать их отстреливать!
— Расскажите о роли Интернета в вашей жизни.
— Он необходим. Но как справочник, как средство быстрой связи с редактором. Я не рассматриваю Интернет как один из способов времяпрепровождения.
— Хорошо, поставим вопрос ребром. Как вы относитесь к размещению в Сети ваших произведений?
— Рынок электронных книг – десять процентов от числа того, что существует в бумажном виде. И для меня это не принципиальная потеря. А вот те, чьи книги выходят тиражом три-пять тысяч экземпляров, теряют половину своей аудитории. Конечно, зачем покупать книгу, когда ее можно скачать бесплатно? И когда эти авторы понимают, что писательским трудом не заработаешь, они уходят из литературы. Например, в написание сценариев к бессчетным сериалам. Поэтому интернет-пиратство как явление я не люблю. Особенно когда слышу: «Бу-бу-бу, как ты смеешь запрещать выкладывать тексты, сиди да радуйся, что тебя кто-то прочитает…».
Пишу сказку – получается фэнтези
— Скажите, Сергей, кого из коллег-фантастов вы уважаете?
— Марину и Сергея Дяченко. Также мне интересны Ффордэ, Пратчетт, Громов, Каганов – стараюсь не пропускать и читать их произведения постоянно. Еще, пожалуй, назову Юлию Остапенко.
— А из классиков?
— Эти имена всем хорошо знакомы: Мартин, Кларк, Саймак, Бредбери, Азимов. Многие их вещи устарели, но без них любителям фантастики было бы трудно существовать.
— Сергей, а почему нет продолжения ваших «Рыцарей сорока островов»?
— А я не могу. Боюсь, не получится почувствовать себя четырнадцатилетним подростком. Может быть, и потому, что у меня самого уже подрастают свои дети, и мне куда ближе отцовские ощущения.
— Вы пробовали себя в других жанрах?
— Фантастику я четко разделяю. Я как-то переписал «Принцесса стоит смерти» и превратил книгу из научной фантастики в фэнтези. Но этот вариант затерялся. Я сделал два экземпляра рукописи и отдал их в два разных издательства, где ее обещали опубликовать. Я думал, что уж хотя бы в одном-то мой текст не потеряют! Какой я был наивный…
— Вам знакома так называемая белая зависть – когда «жаль, что не я это придумал»?
— В области фантастики это относится к ранее упомянутым Ффордэ и Пратчетту. А также есть и другие книги, которые я рекомендую прочесть своим знакомым, хотя и понимаю – я пишу совсем по-другому.
— Да уж, вы совсем не похожи на детского писателя Андрея Усачева!
— Я вот все хочу написать для своего сына сказку. Меня и жена об этом несколько лет просит. Но пока все как в известном анекдоте. Муж работает на заводе по производству кроватей. Жена говорит: наш младшенький уже подрос, ты бы принес деталек с завода да собрал бы ему кроватку. И муж однажды вечером говорит жене: «Я сегодня кровать собирать буду, ты с ребенком не заходи полчасика в детскую, я как сделаю, позову вас». И вот мужа не видно час, два, три. Врывается жена в комнату и спрашивает, в чем дело. А муж ей и отвечает: «Ничего не понимаю, как гайки ни крути, все равно автомат Калашникова получается!». Так и у меня: сажусь ребенку сказку писать, а выходит опять фантастика!
«Дозор» во сне ко мне не приходит
— Сергей, нельзя не признать, что два ваших «Дозора прошли по стране с большим успехом. Но ведь к хорошему привыкаешь быстро!
— Могу вас порадовать — впереди еще несколько моих экранизаций. Первый канал намерен снять фильм по книге «Лабиринт отражений», на Украине планируется выпустить детский фантастический фильм «Рыцари сорока островов». И еще будет мультфильм по рассказу «Мальчик и тьма».
— Скажите честно, много ли в Антоне Городецком от Сергея Лукьяненко?
— А вы знаете, как вообще создается главный герой? Ты берешь маленький кусочек себя самого и начинаешь создавать новый характер. В итоге вместо главного героя получаешься снова ты – только оказавшийся в другом месте и в другое время.
— Ну что ж, во всяком случае, объяснили доходчиво. Вы могли бы преуспеть в качестве автора не менее популярных сегодня книжек типа «Как написать бестселлер».
— Честно сказать, все они напоминают мне инструкцию для Ильи Муромца, всю жизнь просидевшего на печи. Ну что значит — «встань и иди»?
— Согласен, писателями не рождаются, тут надо потрудиться. И есть риск сесть на штампы! К одному известному автору вдохновение приходило, по его собственному признанию, ежедневно в восемь утра. А как часто творческие озарения посещают вас?
— Когда пишешь серию книг, бессмысленно ожидать вечного порхания музы. Надо просто заставлять себя работать. Очень помогают три чашки кофе – ну и музыка, конечно: я слушаю при этом «Пикник», «Зимовье зверей». И – «Алису», если надо завестись. Сейчас я пишу книгу «Недотепа» — юмористическое фэнтези, приключения юного мага. И главное, пишется легко!
— Ненатужность письма — это для вас актуальная проблема?
— Помню, однажды вымучивал из себя продолжение одного романа – а потом читатели говорили: это же видно, на каком вдохновении писалось! Надо сказать, вкусы у автора и его поклонников различаются – и порой очень сильно. Тот же Конан Дойл просто ненавидел своего «Шерлока Холмса»! А им зачитываются до сих пор.
— То есть, если я вас правильно понял, писателю Сергею Лукьяненко не снятся сюжеты его будущих книг? Не было такого с теми же «Дозорами»?
— Вы знаете, был такой случай в моей жизни. Вижу я сон, где какие-то школьники из тундры написали отличную фантастическую книжку. Ну просто гениальную! И попадает она мне в руки, и листаю я ее, и изо всех сил пытаюсь запомнить сюжет. И когда проснулся, думаю – ну суперматериал для моей новой вещи! Через час думаю – а может, сюжет и не такой уж замечательный? А через два часа вообще никаких впечатлений не осталось… Поэтому говорю вам как на духу: сюжеты «Дозоров» я во снах ни у кого не подсматривал, а выдумал их наяву!
Юрий Татаренко. Томск – Новосибирск — Томск. "Томский вестник". 5 Декабря 2008 (Пятница) № 231