fantlab ru

Марина и Сергей Дяченко «Vita nostra»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.33
Оценок:
5376
Моя оценка:
-

подробнее

Vita nostra

Роман, год (год написания: 2006); цикл «Vita nostra»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 342
Аннотация:

Девочка-подросток Саша приезжает с мамой на юг. Море, солнце, пляж... что может омрачить отдых? Только странный и страшный человек в непроницаемых темных очках, который «никогда не требует невозможного». Так ли это — и придется проверить Сашке. Проверить, даже если придется заменить привычный, уютный мир местом, где властвует страх. И узнать на собственном опыте, что означает «в начале было слово»...

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Со слов авторов:

— Несколько слов о вашем новом романе. «Vita nostra» — «наша жизнь». А, собственно, из какой жизни этот роман — современной, исторической, фэнтезийной? И почему он назван цитатой из «Гаудеамуса»?

— Vita nostra brevis est,

Brevi finietur;

«Жизнь мы краткую живем,

призрачны границы…»

А что, не так ли на самом деле? Эта цитата из «Гаудеамуса» отражает суть вещей. Только не под знаком пессимизма, а в стремлении преодолеть эти самые границы. Вот наш роман «Армагед-дом» назван кем-то «самым оптимистичным романом о конце света». Что скажут о новой нашей вещи — нам неведомо. Но повествует она о жизни современной, и главная героиня — студентка, попавшая в переплет. Ей сделали предложение, от которого она не может отказаться, — и вот Сашка (так зовут героиню) начинает учебу в довольно странном Университете... Ей предстоит справиться с бременем страха, познать цену человеческих привязанностей, осмыслить смысл жизни — и попытаться перешагнуть границы... Мы не станем раскрывать более ничего, но одно скажем: несмотря на некую мрачность фона, роман светлый и добрый. И героиня остается жива, даже более того.


Входит в:

— условный цикл «Метаморфозы»  >  цикл «Vita nostra»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 375

Активный словарный запас: средний (2787 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 51 знак — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 32%, что немного ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Звёздный Мост, 2007 // Лучший роман. 1 место («Золотой Кадуцей»)

лауреат
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2007 // Лучшая книга русскоязычного автора

лауреат
Мраморный фавн, 2007 // Роман

лауреат
Серебряная стрела, 2008 // Лучшая фантастическая книга

лауреат
Серебряная стрела, 2008 // Лучший женский образ

лауреат
Мечи, 2008 // Лунный Меч

лауреат
РосКон, 2008 // Роман. 1 место («Золотой РОСКОН»)

лауреат
РосКон, 2008 // Премия премий

лауреат
Сигма-Ф, 2008 // Крупная форма, романы

лауреат
Филигрань, 2008 // Большая Филигрань

лауреат
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2020 // Роман, переведённый на французский

лауреат
Премии фестиваля «Имажиналии» / Prix Imaginales, 2020 // Зарубежный переводной роман (Украина)

лауреат
Планета НФ - премия блогеров / Le Prix Planète-SF des Blogueurs, 2020 // Лучшая книга года (Украина)

лауреат
Премия сайта Elbakin.net / Prix Elbakin.net, 2020 // Переводной роман фэнтези (Украина)

Номинации на премии:


номинант
Астрея, 2008 // Роман

номинант
Премия Кира Булычева, 2008 // (роман)

номинант
Созвездие Аю-Даг, 2008 // Премия "Золотая цепь"

номинант
Бронзовая Улитка, 2008 // Крупная форма

Похожие произведения:

 

 


Vita Nostra
2007 г.
Vita Nostra
2008 г.
Метаморфозы
2011 г.
Vita nostra. Цифровой, или Brevis est. Мигрант, или Brevi finietur
2014 г.
Vita Nostra
2019 г.
Vita nostra
2021 г.
Метаморфозы
2022 г.
Vita Nostra
2023 г.

Аудиокниги:

Vita nostra
2012 г.

Электронные издания:

Vita Nostra
2013 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

Vita Nostra
2007 г.
(украинский)
Vita nostra
2008 г.
(польский)
Alekszandra és a Teremtés Növendékei
2009 г.
(венгерский)
Віта Ностра
2013 г.
(украинский)
Vita Nostra
2018 г.
(чешский)
Vita Nostra
2018 г.
(английский)
Vita Nostra
2019 г.
(французский)
Vita nostra
2021 г.
(португальский)
Vita nostra
2021 г.
(итальянский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  59  ] +

Ссылка на сообщение ,

Представьте себе, что к вам на улице подошёл незнакомец и сказал: «Каждое утро, после пробежки в течение года ты будешь ссать в кусты, иначе будет очень плохо». Что бы вы подумали? Вот я б, наверное, тоже самое.

Начинается всё совершенно обыденно, а потом уже читаешь с мыслью «О...ть чё происходит?«и эта интрига «куда всё это катится?» удерживает внимание на повествовании. Затем начинается бытовуха обычных студентов с трусами на батареях, водкой, беспорядочным сексом, и только блевание монетами и какие-то таинственные упражнения дают тебе знать, что это советский Хогвартс, но истязательно-принудительного характера. Сюжет начинает заметно провисать. То, чем занимаются студенты, совершенно непонятно, зато очень ярко показано, как их гнобят, и конечно же наша героиня избранная! Итак, первый провисон и первый штамп, и читаешь уже с эмоцией «ну ёёё приехали»

Читать о том, как ГГ ходит на пары и изучает нечто, откровенно скучно. В Хогвартсе хоть понятно, чему обучаются студенты, с ними происходят реальные приключения, а тут просто обыденная жизнь студента от звонка до звонка, а его особое предназначение нам, естественно, не говорят, не забывая сдувать с неё пылинки, ведь она божечки какая талантливая, однако читательское желание ждать развязки с этой рутиной начинает угасать. В общем, середина книги забита ватой для объёма.

Ближе к концу нам по крупицам начинают выдавать информацию, на кого учатся все эти дети. Героиня становится всё более неприятной, она серая, неинтересная личность. Что происходит с её семьёй вообще непонятно, какая-то недодрама, с мальчиками у неё тоже драма, как личность она не развивается, мы знаем только, что она блестящая ученица. В чём? А так и станется непонятно до конца, зато мыльной драмы хоть залейся.

Создаётся впечатление, что книга недопродумана, недооформлена. Это студенчество, размазанное по всему роману, нафиг не нужно. Если бы герои отучились в одной трети, а дальше стали применять свои способности (какие?) на практике, как в Дозорах или Часодеях, то чувствовалось бы, что сюжет хотя бы есть. Идея книги вроде как маячит и светится где-то на горизонте, но не раскрыта. Такое ощущение, что авторы придумали концепт, но не смогли придумать для него достойный сюжет. Возможно, стоило более тщательно проработать этот момент, вместо того, чтобы пытаться натянуть сову на глобус?

Очень многие читатели признавались, что книга оставляет после себя мерзкое, гнетущее впечатление. Так и есть. Для чего ломалась, преломлялась, метаморфировала героиня — непонятно, зачем она отращивала какие-то крылья — непонятно, взаимосвязь между этими людьми-глаголами и миром чётко не объяснена. Финал неоднозначный, скомканный.

Для меня роман представляется как нечто среднее между The Binding of Isaac и Дети против волшебников. За что там 100500 наград выдано тоже осталось непонятным. Я разочарована и очень жалею о потраченном на эту книгу времени, я могла бы прочитать что-то более захватывающее и действительно несущее смысловую нагрузку.

Конечно, есть вероятность, что от меня ускользнул какой-то глубинный смысл, но копать среди этой тягомотины не очень то и хотелось. Хотелось добраться до финала и узнать, во имя чего это всё происходит. А там кукиш на палочке.

P.S.: есть ещё вопрос к аудитории фантлаба — научная фантастика? серьёзно, ребят?

Оценка: 3
– [  51  ] +

Ссылка на сообщение ,

Похоже, авторы всю свою жизнь пишут-переписывают книги по одной и той же схеме. И данное творение – апогей их творчества. И это, увы, не комплемент.

Тут все те же симптомы болезни, как и в иных их творениях. Увлекательное начало, провисающая середина и никакущий финал. Все как всегда. Такое ощущение, что приступая к очередной книге супруги загораются идеей, а потом она начинает тухнуть-тухнуть-тухнуть… пока в итоге не загасает полностью, и они с радостью берутся за новое творение, оставив предыдущие с очередной пшик-концовкой. А еще они любят систематически издеваться над своими героями. Не поймите неправильно, я люблю мрачные книги, но когда одни и те же приемы повторяются из раза в раз, просто уже начинает надоедать.

Что же касается сюжета, то его даже фантастикой назвать можно с очень большой натяжкой. Скорее похоже на бред немного повредившейся в уме девочки-отличницы, которая наперекор матери уехала учиться к черту на рога, попутно напридумывав себе всякого. Тут типичные студенческие будни, только чересчур утрированные и слегка фантасмогоричные. Тут вам и исполнение нелепых испытаний для поступление, и восприятие преподавателей как палачей, а новых предметов – как непонятной тарабарщины, отожествление сессии с неким смертельным испытанием, а потеря невинности – с неким особым ритуалом перехода. Есть просто почти полная «бытовуха» вроде курящей соседки по комнате или неудачной пьянки. Второстепенные герои проходят калейдоскопом, появляясь, бесследно исчезая и зачастую никак особо ни влияя на сюжет. Опять-таки, типичная жизненная ситуация, когда человек просто перешел в другую группу – и все, он исчез для бывших сокурсников. Признаюсь, я не любитель подобных сюжетов. Но и из такой фабулы можно было бы что-то выжать, но авторы по сути бросают свою героиню посереди пути с «глубокомысленным», а скорее аморфным и пустым финалом. Видно, она им надоела, как и все их прочие персонажи. А может им просто не хватило духу написать о том, как выйдет девушка из дверей своей альма матер еще пару лет спустя, и вдруг окажется, что все было напрасно, что полученные знания по сути бесполезны, что новые наставники говорят ей все забыть и начинать заново, а ее «магия» бесполезна против настоящих чудовищ…

Что сказать в итоге? Да все то же. Начали за здравие, закончили за все то же самое. Поигрались с фантасмагорией студенческой жизни и бросили как только она им надоела, вместе с героями и сюжетом. Наверное, для меня это будет последняя книга данных авторов. Потому что нет уже ни малейшей надежды что они-таки начнут излагать свои и правда интересные идеи внятно и связно от начала и до конца. А то снова сложилось впечатление, что я прочитал черновик неплохой книги. Неплохой, но все же черновик, где чем дальше, тем больше то ли авторы все больше запутывались в своих же концепциях, то ли просто теряли к ним интерес.

Оценка: 5
– [  63  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошие авторы заслуживают того, что бы их произведения оценивались по законам, самими же авторами для себя и установленными. То есть я честно постаралась оценить произведение, исходя из поставленной супругами задачи. Ну, как я ее поняла.

А значит, я, скрепя сердце, закрыла глаза на...

1. Явное смакование описаниями изуитской системы промыва мозгов — сплав приемеов тоталитарных сект и чань-будизма. В конце концов, в мире есть много организаций, которые сочтут такой воспитательный подход очень даже полезным и возьмут его на вооружение.

2. Оборванность практически всех сюжетных линий. Видимо, авторы сказали главное, а остальное им пофиг. Пусть читатель сам придумает, откуда взялся этот забавный институт, что происходит с его выпускниками, почему героиня блюет цехинами и пр., пр.

3. Личность героини. Ну, не всем же быть Мэри Сью. Пусть некоторые будут пришибленными школьницами, готовыми сдаться по первому требованию страшного дядьки.

4. Махровый натурализм. Ничто так не штыряет читательские мозги, как тема дефлорации, месячных и грязных трусов.

5. Отсутствие связи между лингвистической природой вселенной и превращением в летающую химеру главной героини.

6. Неясность причины болезни младшего брата перед экзаменом. С чего вдруг? Героиня, вроде, ничего плохого в этот момент не делает.

И т.д. и т.п.

Похоже, все эти перекосы и перегибы — часть писательского замысла, а значит, нет смысла ругать за это произведение. Его надо либо принять таким, либо отложить книгу и никогда не вспоминать.

Но! Одна вещь в романе заставляет усомниться в том, что Дяченкам удалось реализовать задуманное. Это концовка. Она-таки требует задать себе вопрос: о чем же эта книга? Что в ней главное? И вот тут есть два варианта ответа. Первый: возможно,главное — идея гипертекстуальной природы нашего мира (привет Локану:glasses:) ? К этой мысли подталкивает вся вторая половина произведения. Героиня, забыв о своих страхах, учится, как ненормальная, беспрерывно выходит в астрал и чувствует себя счастливой. Но нет. В конце Саша отказывается от своего могущества и шанса сотворить новую смысловую систему. Тем самым авторы резко снижают значение темы гипертекстуальности. Этак ненавязчиво намекают: нет, мил друг читатель, наш роман не об этом. Тогда о чем? И тут приходится рассмотреть второй вариант. Может, роман о страхе, как решили многие? Эээээ.... Тогда почему героиня в конце никак это страх не показывает? И, похоже, не испытывает? Учится себе и учится, як робот? Почему преподы превращаются в милых дядек, которых нет смыслы бояться? Почему возникает тема капустника, которая отрицает всякий страх? Иными словами, во второй половине романа сия тема совершенно не нагнетается, поэтому «Я не боюсь» в конце звучит ни с того, ни с сего. И вообще финальный бунт героини, с учетом ее радостно-прилежной учебы до этого, выглядит как минимум странным.

Знаете, такое ощущения, что авторы смачно так угодили между двух стульев. Ни первая, ни вторая идея толком не были раскрыты. В результате от концовки ощущение большого и гулкого пшика. Да и от произведения в целом. Холодный, жесткий, надуманный текст с кучей ляпов и логических сбоев. Да, увлекательный, даже гипнотический, но тем неприятнее осознание, что тебя конкретно надули!

Оценка: 5
– [  49  ] +

Ссылка на сообщение ,

Возникли ассоциации с:

-Чак Паланик «Бойцовский клуб»

-Стивен Кинг «Корпорация «Бросайте курить»».

Не возникло ассоциаций (как ни странно) с:

-Гарри Поттером (и любыми другими маг. академиями)

-Собственными воспоминаниями об учебе в вузе.

А теперь подробнее.

Был неприятно удивлен. После добротной «Долины совести» и настойчивой рекомендации фантлаба (книга года, опять же) не ждал такой подставы.

Помнится, у Стивена Кинга был рассказ, в котором главный герой решил бросить курить и обратился для этого в соответствующую корпорацию. Подписал договор, и услышал примерно следующее: «Мы будем за тобой следить. Закуришь — начнем пытать твоих родных». Так вот, тут то же самое, только героиня никаких бумажек не подписывала и заниматься ей придется куда менее приятными вещами, чем избавление от вредных привычек. Форменное БДСМ, право слово. Читать эту книгу все-равно что наблюдать, как котенка мучают. Саше еще повезло, кое-кого добренькие наставнички проституцией на полставки заставили заняться. И для чего? Ради невнятной, ничего толком не объясняющей концовки? Конечно, хорошо, что Саша «остается жива, даже более того», но зачем надо было голышом плавать? Можно, конечно, порассуждать, допустить, что бредовые испытания требовалось, чтобы перешагнуть за нормы человеческой логики и морали, а постоянная угроза жизни родных доносит до читателя мысль... ну например такую «жизнь преподает нам уроки, подчас жестокие и казалось бы бессмысленные, но если не учится, будет плохо не только тебе, но и близким». Вот только способ, которым авторы подают эти мысли для меня неприемлем. Эдакий «Бойцовский клуб», в котором никто не спросит, хочешь ли ты получить по морде. «Новичок обязан принять бой» и все тут. Не хочешь — значит ты лодырь, тряпка и слюнтяй, за это мы перебьем всех твоих родных, начнем с бабушки. Ах, да, помни юный студент, первое правило института специальных технологий города Торпы — никому не говорить об институте специальных технологий города Торпы. Если вдруг родственники узнают, чему тебя в нем учат, станешь сиротой.

И никакого протеста. Только принуждение, плавно переходящее в доминирование.

Авторские приемы начинают надоедать задолго до середины. Саша учится-учится, потом — раз, накосячит, начинает переживать, как бы добренькие наставники ее маму не прибили. Вроде обошлось. А через десяток страниц она опять накосячит. И по новой. Повторить n раз, до достижения нужного количества авторских листов, желательно показав как можно больше жалких и неприятных моментов из Сашиной жизни. Встречаются совсем уж тревожные звоночки, вроде обязательной дефлорации, как части обучения. Хорошо, что добренькие наставнички не догадались Сашу на ритуальный лингам посадить, и на том спасибо. Бедная, бедная наша главная героиня.

Кстати, интересное наблюдение. Полкниги добренькие наставнички говорили студентам: «Мы не будем говорить, чему вас учим, вы все-равно не поймете». Так вот, когда объяснения, наконец, прозвучат, они оказываются вполне понятны среднему читателю, даже тому, кто ни разу в жизни не плавал голышом и не ходил по малой нужде в парке. Странно, правда?

Увы, у книги есть объективные достоинства, которые не дают мне влепить ей банан. Роман написан очень увлекательно

(увлекательно мучают котенка)

прекрасным, легким языком. Вторая и третья часть сильно разбавлена студенческой бытовухой и рассуждениями, о том, что мир — это набор слов. Доминирование и угроза родным никуда не пропадает, но занимает значительно меньшую часть текста, отчего воспринимаются гораздо спокойнее и столь сильных негативных эмоций уже не вызывают.

За художественные достоинства накину несколько баллов и поставлю не ту оценку, которую хотел.

Оценка: 5
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Домучил книгу.

Вернее, не так. Читается роман легко, быстро и непринуждённо. Я, правда, слушал аудиокнигу, Игорь Князев отлично озвучил. Но, мне было неинтересно. Скучно. Предсказуемо.

Почему это бестселлер, судя по премиям и количеству отзывов и рецензий? Мне непонятно, по-моему, ничем особым произведение не выделяется.

На мой взгляд, роман строго ориентирован на определенный круг читателей. Поэтому, у одних вызывает восторг, другие — совсем не поняли, о чем книга.

Вот и мой отзыв будет субъективным.

Это — своеобразный «Гарри Поттер». В чем-то, книга похожа на «Дозоры» Лукьяненко.

По-жанру, опять же, как мне кажется, это — скорее, магический реализм, чем фантастика. Хотя, сложно найти эту грань.

Вообще, хоть написан роман двумя авторами, скорее, это — работа женщины. Наверное, Марина Дяченко приложила к книге больше усилий. Чисто женские описания чувств и эмоций главной героини. И, понравится произведение, скорее, прекрасной половине человечества, это я понял из восторженных отзывов.

Есть в книге попытки создать некую философскую систему, придумать упорядоченный фантастический мир.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ну, или, по крайней мере, подогнать его под Евангелие от Иоанна, с идеей начального Слова, Логоса.

Все это — неважно. Не об этом книга. Можно долго спорить, смеяться, или, недоумевать над реалистичностью происходящего. Над поступками героев, над всей идеей романа. Все это — ерунда, мелочи, и, большой роли не играет.

Это — книга про учебное заведение. Универ. Вот главное. Ибо, как гласит давно позабытый лозунг — ‘Учиться...учиться... и, ещё раз, учиться!».

Этот роман про то:

— Что за все в жизни нужно платить.

— Что ничего не достаётся просто так.

— Для того, чтобы чего-нибудь достигнуть, нужно вкладывать силы и время.

— Что — «ученье — свет».

Обо всем, что пытаются «вбить» родители в головы своих «неразумных чад», школьников и школьниц. О «прописных» истинах. О том, «что такое хорошо, и, что такое плохо».

Классическая книга для девушек-старшеклассниц. Или, студенток-отличниц.

Прямо, учебник жизни.

Прекрасно стимулирует к преодолению трудностей на пути к «золотой медали», «красному диплому».

Ещё, хоть это, несколько и жестоко, позволяет заглушить некие сомнения, жалость за лучшие годы жизни, проведённые за «зубрежкой».

Поэтому, книга про универ и общагу. Остальное — просто «фон», декорации. Смешная попытка подвести целую философию под простые и очевидные вещи. Искусственное усложнение.

И, героиня — просто, не знаю, наверное, «ботаник» по призванию. Жить по другому она не может. Ну вот нравится человеку учиться!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И, идея о том, что Сашка жертвует собой, принуждает себя учиться ради любви к «своему ближнему» — нелепа. Это полная ерунда, самообман, то, что девушка просто пытается спасти своих родных. Нельзя заставить человека делать то, что он не хочет, во всяком случае, делать отлично.

Я, правда, тоже был студентом, но, почему-то, более понятные ассоциации у меня вызывает «Общага на Крови» Иванова, чем «Vita Nostra» Дяченко. Вот там — действительно, «Gaudeamus igitur», «Живут студенты весело...», а тут, в книге, один из самых лучших, ярких и интересных периодов в жизни — универ, alma mater, это, почему-то, каторга. Но, опять же, барышни-отличницы, которые, только и делали, что целенаправленно «пахали» день и ночь все пять институтских лет, поймут героиню романа.

От меня же, идеи этой книги очень далеки. Ну что делать, не был я отличником! И, на экзамен шёл как на праздник, потому что, по-большому счету, мне было без разницы, поставят мне «5» или «3». В те годы, у меня были совсем другие приоритеты в жизни. Но, правда, я помню и девушек с пятого курса, горько рыдавших в истерике, из-за полученной «четверки», и, «красного диплома», который мог сорваться… Да, вот им, будет близка героиня этого романа! Мне же, «вжиться» в ее образ, принять образ мысли, мотивацию, Сашки, было сложно.

А вся морфология и грамматика, на которых построена эта книга, до сих пор, со школьных времён, вызывают у меня ужас.

Подведу итог:

Не могу сказать, что плохая, слабая книга. Нет. Сотни отзывов, множество восторженных. О чем-то это говорит. Читается легко, но, это потому, что хотя этот роман о слове (или, Слове) и синтаксических конструкциях, написана книга достаточно простым и примитивным языком. Вот такой парадокс! Но, это не недостаток, нет. Просто — «не моё». Поэтому, не хочется критиковать роман.

А на счёт сложной и глубокой философии — ну не могу я всерьёз воспринимать героиню

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
которая постоянно мутирует, превращаясь, в какую-то, горгулью, при этом, больше всего ее волнует, что она не успела причесаться.

Кстати, многие пишут, что финал невнятный, слит, оборван. По-моему, вполне ожидаемое и предсказуемое заключение. А что Вы хотели? Все закономерно. Есть одна глупая, но, в чем-то, верная поговорка: «Век живи, век учись — дураком помрешь».

В общем, книга сильно на любителя.

Оценка: 6
– [  36  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне всегда странными кажутся романы о героях, которых заставили и которым не дали выхода. Начало романа Vita Nostra также реализовано именно по этому правилу. Незнакомец дает героине неловкое, бессмысленное поручение. Если она откажется — пострадает ее мать. Девушка подчиняется.

Как-то естественным образом ждешь дальше рассказа о том, как героиня выпутается из истории, победит своих палачей, но зная Дяченко, понимаешь, что такого не произойдет. Начав ломать героя, они обязательно доламывают его до конца.

Однако нам скажут, что это не обломки, это получается теперь новый человек. Новое Слово! В самом высоком смысле, простите за каламбур, слова. Умышленно ли, неосознанно ли, авторы не дают проверить читателю — овладела ли героиня действительно магической силой благодаря всем пройденным испытаниям. Все чудеса, которые она творит, и которые творятся вокруг нее, заметны только ей. Магический университет хорошо засекречен. Она летает, но ее не видят в городе. Она что-то нехорошее случайно делает с мозгом маленького братика — его успевают вылечить. Так магическая система по сути становится шизофренической. Ведь все происходящее оправдывается только в сознании героини, никакие внешние события не доказывают читателю, что институт, бессмысленные упражнения, превращения людей в слова на самом деле зачем-то нужны.

Книга дважды бессмысленна. Во-первых, сюжет, движение героини, обусловлены насилием. Во-вторых, с целью ее надуть. Так можно написать роман по инструкции от стиральной машины с точки зрения самой стиральной машины, а высшей целью назвать превращение машины в металлолом после тысяч мучительных стирок. Ну и что самое неприятное (и опасное) в книге — это представление авторов о педагогике. Например, тупая муштра в институте сравнивается с обучением дошкольников. Дескать, те тоже не знают, зачем им уметь считать и сначала их учат, а потом они уже понимают, в чем дело. Это настолько лживо... Дети, как никто, мотивированы на учебу, на то, чтобы понять взрослый мир. И им не надо угрожать смертью матери, чтобы вбить в них азбуку или счет. В общем, не пробуйте повторить это дома на своих детях. Начните с хомячков.

Оценка: 5
– [  49  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жизнь коротка? Конечно, да. Чья жизнь? Жизнь 16-летней Саши, которая во время отдыха на юге внезапно понимает, что от человека в черном, преследующего ее, не сможет защитить никто. Жизнь ее матери, ведь именно угрозы в ее адрес заставляют Сашу выполнять унизительные задания. Жизнь студенческая, особенно жизнь студентов необычного института в котором в результате оказывается главная героиня. Короткая пора — два с половиной жутких года, когда тебе не дают жить так как ты хочешь, а дальше страшный экзамен по специальности, на котором бывшие студенты перестанут быть людьми. Так чья же жизнь? Однозначного ответа Дяченко не дают, наверное все вышеперечисленные...

Обычно стержнем произведений Дяченко является нравственная проблема, которую приходится решать главному герою/героям. И которую супруги заставляют решать для самих себя читателей, поступишь ты так или предпочтешь что то другое, месть, как герой «Привратника», понимание, что ты убиваешь людей которые общаются с тобой, как в «Долине Совести». Нравственная проблема по определению не может иметь однозначного решения, и героям придется много подумать прежде чем сделать выбор. «Vita Nostra» на первый взгляд не исключение, практически уже в самом начале это проблему мы видим. Незнакомец, предлагающий выбрать между унижением и смертью матери не оставляет других вариантов. Но Саша эту проблему решает практически сразу, и дальнейшего развития этого нравственного конфликта с этого момента нет. Героиня «катится» по той дороге, которую она выбрала в начале романа, не останавливаясь до самого конца, где Дяченко снова «спрашивают» ее нравится ли ей так жить, нравится ли постоянно из страха предавать саму себя? Дяченко, как будто сжалившись над Сашей, второй раз дали ей возможность самой определить дальнейший ход событий...

Как я выше писал, нравственного конфликта на протяжении большей части истории нет. Дяченко подменяют его довольно интересной, но не новой идеей о сложном взаимодействии человека и текста. Мир это гипертекст, который подчиняясь определенным правилам составляют Слова. Эта идея смотрелась бы куда лучше в контексте творчестве Генри Лайон Олди, у Дяченко она выглядит лишней, они не знают, что с ней сделать, повествование очень сильно привязано к земным страстям и какие то абстракции на таком фоне выглядит чужеродными. Дяченко даже не дают понять читателю, что это за гипертекст, и, главное, зачем понадобилось обучать новые Слова. За это, наверное и снизил оценку на балл.

Сама история, рассказанная авторами, как всегда превосходна, она играет ту функцию, которая и должна играть, она вызывает чувство глубокой эмпатии с Сашей, читатель будет жить, радовать и страдать с героиней «Vita Nostra» до самого конца. Однако, дырок в сюжете, подмеченных baroni достаточно

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Уважаю работы дуэта Дяченко, но тут мой мозг взбунтовался. Да сей опус я осилил, но уже через не могу и кончиться ли сие когда нибудь?

- очень, ну очень медленное развитие сюжета

- очевидная цикличность сцен. Гг вольно/невольно нарушает правило, получает выговор, покаянно говорит «больше никогда», жизнь продолжается. И ещё раз, и снова, и опять. Ну видимо гг имеет в предках ослов

- словоблудие. Реальное и беспощадное. Нагромождение фраз, смыслов, намёков, недоговорок превращают рассказ в плохоперевариваемое нечто.

- неприятное послевкусие. По окончании не было положительных эмоций, размышлений о других вариантах событий, предвкушения продолжения. Было только облегчение что это всё.

1ю книгу прочитал. За другие даже браться не буду.

P.S.

Эта книга напоминает мне квадрат Малевича. Искусствоведы наморщив ученые лбы рассуждают о скрытых смыслах и тайнах загадочного квадрата.

Обыватели крутят пальцем у виска.

Автор тихонько посмеивается

Оценка: 5
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тот случай, когда «проглотил» книгу за пару дней, но она не понравилась. А еще тот случай, когда увидел, сколько премий получила книга, сколько умных людей ее восторженно оценило, а тебе она не понравилась.

Что самое слабое в книге? Она написана с претензией на некую большую идею, но при этом её не содержит. Ясно, что эксплуатируются идеи постмодернизма, но для чего? Что хотел сказать автор?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Неясно в принципе, в чем интрига. В конце мы узнаем, что студенты — слова, наш мир формирует Речь, но что-то из этого как-будто должно же следовать? Я ожидала, что главная героиня не просто сдаст экзамен (это вообще под вопросом осталось), а как-то использует свою силу. Сотворит новый мир, например. Изменит этот.

А тут она просто оказалась словом ради того чтобы оказаться словом. Нуок. Но не спортивно это как-то.

Второе — герои. Главная героиня — откровенно УГ, с примитивными переживаниями и заурядным характером. Неуместными кажутся и любовные переживания героев на фоне того садизма, который по отношению к ним проявляют в Институте.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Треть книги героиня находится в психоделическом бреду, но он перемежается абсолютно нормальными студенческими душевными терзаниями. «Не верю».

Из понравившегося — пожалуй, зарисовки жизни студенческой общаги (очень достоверно, прямо воспоминания нахлынули) и описания города. Всё.

Оценка: 6
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Честно признаюсь – эта книга единственная, которая мне не понравилась у обожаемых авторов! Относила это на свое скудоумие (так как читала еще в молодости), но после перечтения, на которое решилась с душевным трепетом и только из-за выхода продолжения, осталась ровно того же мнения, или даже снизила оценку. Я вполне рассмотрела и тогда и сейчас интересную идею, но воплощение, увы, уж больно специфичное. Наверное, магреализм вообще не мой жанр в целом.

Кстати, читать без продолжения – это издевательство. Тогда концовка кажется совершенно бессмысленной. Так что этот минусик Работа над ошибками сняла.

Очень сильно покоробило начало, когда хорошую четверть книги происходит абсолютный бред сумасшедшего: девочку заставляют плавать по ночам, и от этого ее тошнит монетами. А если нарушает условие – страдает кто-то из близких. Потом море сменяется пробежками с непременным справлением нужды в кустах. Вот серьезно, меня одолевал испанский стыд, что иностранцы по этой книге судят о нашей фантастике.

Когда выясняется, что это все часть отбора в университет особых технологий, то я и вовсе подвывала белугой – вот это блин отбор! Когда студенты ненавидят своих кураторов, это прям лучше всего способствует учебе, ага. Ну и само собой, в универе бред принимает форму настоящей наркомании. Видела отзывы, что студенческая жизнь хорошо передана, но тогда могу только посочувствовать таким студентам: там строятся козни, идут попойки, парни изменяют направо и налево или силой затаскивают в постель, а соседки по комнате устраивают настоящий ад. Вообще все герои вокруг, кроме главной героини отличницы Сашки, просто редкостно неприятные, а происходящее навевает жуткую депрессию.

При этом полностью отсутствуют фирменные философские размышления авторов, я ни единой цитаты не выписала!

В самом конце все же выясняется та самая интересная идея:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
все студенты – это части речи: местоимения, глаголы, предлоги… Речи, которая меняет мир. И Сашка, кажется, самый крутой персонаж – глагол повелительного наклонения.

Не спорю, идея очень классная, но даже она совершенно не вытянула книгу, как по мне. А концовка в свое время меня заставила сдать книгу в библиотеку нафиг! Потому что на экзамене выяснилось, что Сашка –

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
пароль
. А дальше просто набор непонятностей.

Оценка: 5
– [  31  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сначала вкратце:

Черт-те сколько лет назад смотрел фильм, где фашисты, с какой-то своей фашистской целью, лечили военнопленного от заикания электрошоком. Вылечили, кстати. Ах, фильм не по этой книге? И вообще не электрошок, не фашисты, а даже и университет? Но, господи, как похоже-то!

Теперь длинно:

Начало вызвало глубокое отвращение. Ну, вызывает у меня отвращение описание бессмысленного насилия над человеком. Кому-то может и понравится

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
мучающаяся девочка-девушка, выблевывающая «оценки», необходимые для поступления в ВУЗ, о существовании которого она и не знает.
Но этот кто-то — не я. Почему я не бросил в самом начале — не знаю, но был на грани. Начало (что-то типа пролога), к счастью, вскоре закончилось. И началась главная часть.

Но авторы-то писать умеют (и весьма). Появилась интрига. Что-то типа детективного сюжета. Стало интересно: зачем все это? К чему все ведется? Может без этих гадостей, нельзя? А гадости цветут пышно и ярко... Была такая концепция: бить собаку, пока она не начнет выполнять команду, а если сдохнет — заняться с другой «более талантливой» скотинкой. Но, кажется, уже и дрессировщики от этой практики отказались. Ах, да, книга же не по истории служебного собаководства! Ну, да ничего, не всегда же из фантастики в жизнь, можно когда-то и из жизни в фантастику.

А интерес держится: для чего все это?

В тексте немало слабых мест. Скажем полеты «своим ходом» (даже спойлер ставить не буду). Ну зачем, спрашивается, такая тривиальщина? В скольких тысячах книг романтичная героиня воспаряет над... Но: черт с ними, с полетами — объяснят же кто-когда-и-зачем, наконец...

И вот она концовка — весьма невнятная, скучная и без особых объяснений. И, главное разочарование, заточенная под то, чтобы читатель побежал покупать продолжение. Я не побежал.

А теперь САМОЕ ПРИКОЛЬНОЕ. Задумался я над оценкой. И получается, что, несмотря на всю гадостность, книга тянет на пятерку или даже шестерку. Читалась с интересом в большей своей части? Да (хоть и с исследовательским). В напряжении держала? Да. Запомнилась? Да. Хочу ли я еще читать такие? Н-Е-Т!

Оценка: 5
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жесть, чернуха и безысходность. И почему в отзывах так много упоминаний (сравнений?) с циклом о Поттере? Парень со шрамом к 17 годам вроде как сознательно рисковал собой и был в курсе причинно-следственных его жизни. А тут студентов заставляют делать странные вещи под страхом смерти близких без объяснения причин.

Хотя какие там странные? Неадекватные это вещи, унизительные, мерзкие. И если бег и купание в море у Героини еще можно как-то переварить, то требования «не невозможного» к ее соседке по комнате — это что??? Никакими метафорами нельзя объяснить садистские принуждения.

С трудом дослушала до конца, ожидая вот-вот какого-то смысла. Но увы, странности на фоне студенческих будней — и ничего более.

Оценка: 2
– [  38  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начало было интригующее, хотя не без изъяна, смутили задания для девушки, но я верил что это ради какой-то глобальной задумки. В итоги прочитал за два дня, книга подходила к концу, а ясности все не было. Я читал искренне веря, что в конце мне откроются тайны этого магического института, и будет что-то стоящее, но не тут то было . Концовка оказалась гораздо проще, чем ожидалось . Ответов на многие вопросы не последовало .

Итог 390 страниц в пустоту, книга мне не принесла абсолютно ничего. Возвращаюсь к классическим, общепризнанным шедеврам и взгляд мой устремлен на полку с томиком «Града обреченного» .

Оценка: 1
– [  38  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жила-была простая советская девочка Саша... но тут появился таинственный Учитель и силой увлёк девочку в магический университет, где учат непонятно чему (т.е. предполагается, что учителя знают, чему, но ученикам и читателям своё тайное знание не передают, ибо быдло-с), учат в основном посредством боли и различных унижений.

Собственно, вся книга этому и посвящена — как девочку Сашу заставляют испытывать бессмысленные мучения, унижения и боль, чтобы в финале непонятным образом привить ей некий (не бог весть какой, надо отметить) магический талант. На этом как бы всё, конец книги. Морали в этой сказке нет, смысла нет тоже. Почему так странно учат в этой школе? Зачем мучают детей? Почему набирают в школу насильно? Ничего не объясняется, ничего не понятно, нет ответа.

У Дяченок, к сожалению, чувства давно и бесповоротно взяли верх над мышлением, поэтому они пишут чисто про эмоциональное садо-мазо, а вопросы «почему» и «для чего» — это не из их области, им это неинтересно, для них главное — придумать ситуацию, в которой максимальное число героев будут испытывать душевные мучения максимальной силы и разнообразности, и сладострастно всё это описать.

А жаль, могли бы быть хорошие писатели — но не сложилось. Слишком увлеклись смакованием душевных мучений, которое многие их юные поклонники ошибочно принимают за «глубины психологии».

Оценка: 5
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Заинтересовался этой вещью, ввиду получения ею зарубежных премий, несмотря на прошедшие тринадцать лет после первого издания. Были предположения, что премию вручили в честь доблестного переезда авторов из Москвы в Лос-Анджелес в 2013 году.

Тем не менее, роман оказался вполне «с идеей» и в меру не раскрыт, дабы оставить читателю возможность самому додумать финал.

Что касается картинок выковывания из мягкого человеческого материала орудий мироздания методами изощреннного насилия над неокрепшими детскими душами — отмечу, что таких вещей пруд пруди. Любая реалистичная или условно — реалистичная история про армию и призывной контингент даст не меньше материала о формировании из тварей дрожащих потрясателей вселенной ( в случае фантастики — вселенных). Если же заострить внимание на чисто образовательном процессе и высшем учебном заведении, то и аналогичных романов взросления и становления тоже с избытком. Хотя и авторский вариант вполне гуманный и отторжения не вызывает.

Но что, на мой взгляд, не позволяет признать эту неплохую развлекательную книгу шедевром, так это отсутствие в ней какого-либо реального смысла. Приключения в принципе имеются, сущность вселенной в авторском понимании в основном изложена, но к чему это все, как урождённая гражданка Самохина распорядится своими врождёнными и тяжким трудом наработанными спецификациями? Крохотного примера решения проблемы личной заинтересованности отнюдь не достаточно, это не «счастья для всех, даром» и даже не установление истинной демократии в одной далёкой далёкой галактике. Просто заробитчанка заслала до родной хаты трошки здоровья и удачи. Это безусловно неплохо, «трудись — и внакладе не останешься», однако слишком поверхностно, «класс игры — не высокий».

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх