Марина и Сергей Дяченко «Vita nostra»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Обучение в школе/академии/ВУЗе
- Линейность сюжета: Линейный
Девочка-подросток Саша приезжает с мамой на юг. Море, солнце, пляж... что может омрачить отдых? Только странный и страшный человек в непроницаемых темных очках, который «никогда не требует невозможного». Так ли это — и придется проверить Сашке. Проверить, даже если придется заменить привычный, уютный мир местом, где властвует страх. И узнать на собственном опыте, что означает «в начале было слово»...
Со слов авторов:
— Несколько слов о вашем новом романе. «Vita nostra» — «наша жизнь». А, собственно, из какой жизни этот роман — современной, исторической, фэнтезийной? И почему он назван цитатой из «Гаудеамуса»?
— Vita nostra brevis est,
Brevi finietur;
«Жизнь мы краткую живем,
призрачны границы…»
А что, не так ли на самом деле? Эта цитата из «Гаудеамуса» отражает суть вещей. Только не под знаком пессимизма, а в стремлении преодолеть эти самые границы. Вот наш роман «Армагед-дом» назван кем-то «самым оптимистичным романом о конце света». Что скажут о новой нашей вещи — нам неведомо. Но повествует она о жизни современной, и главная героиня — студентка, попавшая в переплет. Ей сделали предложение, от которого она не может отказаться, — и вот Сашка (так зовут героиню) начинает учебу в довольно странном Университете... Ей предстоит справиться с бременем страха, познать цену человеческих привязанностей, осмыслить смысл жизни — и попытаться перешагнуть границы... Мы не станем раскрывать более ничего, но одно скажем: несмотря на некую мрачность фона, роман светлый и добрый. И героиня остается жива, даже более того.
Входит в:
— условный цикл «Метаморфозы» > цикл «Vita nostra»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 375
Активный словарный запас: средний (2787 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 51 знак — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 32%, что немного ниже среднего (37%)
Награды и премии:
лауреат |
Звёздный Мост, 2007 // Лучший роман . 1 место («Золотой Кадуцей») | |
лауреат |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2007 // Лучшая книга русскоязычного автора | |
лауреат |
Мраморный фавн, 2007 // Роман | |
лауреат |
Серебряная стрела, 2008 // Лучшая фантастическая книга | |
лауреат |
Серебряная стрела, 2008 // Лучший женский образ | |
лауреат |
Мечи, 2008 // Лунный Меч | |
лауреат |
РосКон, 2008 // Роман . 1 место («Золотой РОСКОН») | |
лауреат |
РосКон, 2008 // Премия премий | |
лауреат |
Сигма-Ф, 2008 // Крупная форма, романы | |
лауреат |
Филигрань, 2008 // Большая Филигрань | |
лауреат |
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2020 // Роман, переведённый на французский | |
лауреат |
Премии фестиваля «Имажиналии» / Prix Imaginales, 2020 // Зарубежный переводной роман (Украина) | |
лауреат |
Планета НФ - премия блогеров / Le Prix Planète-SF des Blogueurs, 2020 // Лучшая книга года (Украина) | |
лауреат |
Премия сайта Elbakin.net / Prix Elbakin.net, 2020 // Переводной роман фэнтези (Украина) |
Номинации на премии:
номинант |
Астрея, 2008 // Роман | |
номинант |
Премия Кира Булычева, 2008 // (роман) | |
номинант |
Созвездие Аю-Даг, 2008 // Премия "Золотая цепь" | |
номинант |
Бронзовая Улитка, 2008 // Крупная форма |
- /языки:
- русский (9), английский (2), французский (1), португальский (1), итальянский (1), чешский (1), украинский (2), польский (1), венгерский (1)
- /тип:
- книги (17), аудиокниги (1), цифровое (1)
- /перевод:
- Д. Вейс (1), Э.Р. Кандиани (1), С. Карли (1), Ю. Мейтова-Херси (2), О. Негребецкий (1), П. Огожалек (1), Д. Савин (1), Д. Сильвестри (1), К. Шинделарж (1)
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
iz_lesa, 19 апреля 2025 г.
«Vita Nostra» — отличная вещь, высокопрофессиональный образец жанра, и, может быть, самое замечательное именно то, что ни на что большее он не претендует. Развлекать и поучать — эти главные задачи данной разновидности сочинительства роман решает с блеском. А всякое там «заставляет задуматься» — есть свойство любого нетривиального высказывания.
Прежде всего (чем роман цепляет с начала и не выпускает до конца), «Vita Nostra» есть крепкая беллетристика, апеллирующая к личному опыту читателя. Замечательно последовательное, внятное, живое повествование. Там каждая ситуация находит отклик, узнается, будит отложенное в памяти. Это роман о том, как уходит детство и наступает пугающая неизвестность, как мучительно подчиняться не тобой определенным незнакомым правилам, как неожиданно меняется мера твоей ответственности. Коллизия обострена тем, что главный герой — девушка, которую жизнь не подготовила к существующему в ней насилию, которой и армейский призыв не грозит. Это роман об инициации (т.е. о символической смерти и новом рождении), которую в той или иной форме пришлось пережить каждому взрослому. Иногда это короткий период или даже единичное событие, чаще — не самые легкие годы. В романе обычные ситуации доведены до крайности фантастическим сюжетом. Здесь не взрослых делают из детей, не специалистов из профанов, здесь преодолевают «слишком человеческое» ради надчеловеческого. При желании в сюжете романа можно найти такие инфернальные смыслы, такую оккультную ересь и демонизм, что ревнители христианства тут же забудут несчастную сказку про Гарри. Удивительно, что в романе Дяченок еще не увидели сюжета об Антихристе — там это на поверхности, там такое есть, что Пулман с «Темными началами» идет к белым медведям сосать лапу. Но все это копание вглубь — полнейшая чепуха. Дяченко вообще не озабочены метафизикой, используя элементарный нью-энджевый антураж и риторику (я в этой области никуда кроме Кастанеды не заглядывал, но смею думать, что и не стоит). Зато они, как многие письменники-фантасты, придают своему ремеслу статус мистерии. Всю жизнь создавая миры словами, поневоле будешь воспринимать жизнь как текст, а окружающих как части речи. И конечно, в какой-то момент почувствуешь себя способным породить идеальный мир. Но в романе все эти лингво-космологические заморочки нужны единственно для создания необходимой фантастике тайны. Это не главное.
Главное — предмет поучения и момент чуда — состоит в детальном раскрытии процесса (говоря языком методички) овладения знаниями и навыками. То есть, в самой теме трудной, напряженной и дико интересной, если вникнуть, учебы. Подобное есть, скажем, в забытом романе Гранина «Иду на грозу», где герой отчаянно погружается в дебри математической физики, остро понимая свою беспомощность, но видя перед собой пример сверхлюдей, для которых эта материя — семечки. Тут ведь что теоретическая физика с ее математическим аппаратом, что тарабарщина истинной речи с дикими мысленными упражнениями — мне лично без разницы, последнее даже понятнее. Но вот сам этот пафос овладения невозможным — вещь универсальная и ценная. «Vita Nostra» (при условии правильных идеологических комментариев) может служить редкой книгой-подпоркой, советчиком и помощником для юношества, встав в один ряд с произведениями Куваева, Анчарова и других советских писателей, учивших не деньги заколачивать, а красивое дело делать.
Felis, 7 марта 2025 г.
«Vita Nostra» — первое знакомство с творчеством Марины и Сергея Дяченко. Я зря опасалась – знакомство удачное.
Самое очевидное, что лежит на самой поверхности, что можно вынести из этого фантастического романа: невысказанные слова, не выговоренные, замолчанные, останутся с тобой навсегда твоей болью; лишние слова, неосторожные, не сдержанные, брошенные в раздражении, в гневе, ранят другого человека. И то и другое приводит к горьким сожалениям.
Ещё можно поговорить о первичности идей и возможности увидеть только тени истины, когда познание и понимание сущности вещей не даётся само собой, а требует труда и усилий. Или о том, что общие понятия (универсалии в номинализме) не имеют смысла вне применения их к классу вещей как к целому, поскольку исходят они из абстрактного мышления, из обобщения. Или о том, что недостаточно одной только теории, нужно эмпирическое, наглядное подтверждение «пропустить через себя», «ощутить на собственном опыте».
Что ты представляешь из себя? Отражение идеи? Имя частное (собственное) среди множества, один из представителей «общего имени», универсалии «человек»? Если ты ощущаешь себя человеком, то может ли это твоё знание сводиться к описанию этого ощущения? А какой ты человек? Насколько субъективно твоё самоощущение?
Книга словно состоит из двух пластов – реального и невероятного, выдуманного. Если снять фантастический слой, отделить как покрывало, то останется добротный семейно-бытовой роман, который составляет основу сюжета. Можно легко представить, как это повествование выглядело бы без фантастического допущения. Саша живёт вдвоём с мамой и ей предстоит закончить старший класс школы. Но вот, когда они вместе были на море, мама встречает мужчину. Саша предполагает, что маме теперь будет не до неё, она бегает по ночам в одиночку купаться на море, а потом в школе по утрам в любую погоду встаёт для ранних пробежек в парке. Она чувствует, что в новой семье будет не к месту, заваливает вступительные экзамены, уезжает в провинциальный город, чтобы учиться там неизвестно на кого. Не в силах высказать своё отчаяние, она сбегает. Типичный бунт ребёнка против родительского непонимания и невнимания. Она сама с собой заключает сделку – все силы положить на учёбу, зачем-то мысленно привязывая это к счастью своей матери. В некоторой степени Саша оказывается права в том, что у мамы появились другие заботы – она вышла замуж и родила.
«Она ушла в свою комнату, села на диван и, опустив руки, ясно представила себе, что ничего привычного, доброго, старого уже больше не будет. Когда она приедет домой в следующий раз… Если приедет… все сделается по-другому. Начнется новая жизнь, новое детство. Сашкина комната преобразится, и память, слежавшуюся вместе с пылью на книжных полках, вытянет сквозняком в окно. Да, Сашка эгоистка, она привыкла, что мама принадлежит только ей; сперва появился Валентин, теперь придет кто-то третий и полностью завладеет информационным пространством этого дома. А Сашка будет там, на периферии, медленно превращаться в другое существо. Непонятное. Возможно, смертельно опасное. Будет превращаться и молчать. И хорошо еще, что у мамы есть Валентин и будет ребенок, потому что девочки, которая родилась и выросла в этом доме, больше не существует…»
Теперь Саше следует как-то воспринять это и осознать своё место. Будущее неизвестно и тревожит её. Как до жути пугает сцена, где Саша
«Вполне может быть, что все родители всех студентов Института как раз сейчас решают важнейшие в жизни проблемы. Кто-то разводится. Кто-то борется с тяжелой болезнью. Кто-то судится, кто-то собирается рожать. И всем им удобнее думать, что подросшие дети получают образование в приличном, хотя и провинциальном ВУЗе».
Даже эту историю её взаимоотношений с собой и с мамой читать очень увлекательно.
Но есть ещё один слой — странный мир, придуманный писателями, где каждый человек сравнивается
Теперь о вставках текста, которые появляются в прозрениях Саши, когда она выполняет заданные упражнения. Можно взять как список литературы для чтения: «Волшебник Земноморья» Урсулы Ле Гуин, «Смерть Ивана Ильича» Л.Н. Толстого, «Красный цветок» В.М. Гаршина, «Синайский гобелен» Уитмора Эдварда, и немного из Цицерона.
Если прочитать первые три фрагмента внимательно, то мы поймём, что она уже ощутила своё призвание. Она осознала своё экзистенциальное существование:
И вот третий кусочек чужого текста врывается в сознание. Он напрямую говорит про подвиг, и обязательство свершения. Собрать всё зло мира, всю невинно пролитую кровь, все слёзы, всю желчь человечества. И если Гаршина почитать, то можно узнать, что всё это, собранное, можно только в себя поместить. И боль принять. Вот она миссия, задача. Александра значит — «защитница», «помощь», «надежда» и «мужество».
На летней практике в саду перед грозой, Сашка уже знает всё. И будущее тоже. Сверкает молния, и она смеётся от счастья:
Ровно три фрагмента текста, ровно три мысли. Счастье осознавать себя и своё предназначение. Она готова исполнить цель своего существования. Но это ещё не всё. Это только начало. Она только у порога. Остаётся не решён вопрос, как это воплотить. Вся загвоздка в том, как ей это сделать.
А дальше начинается борьба. Это пресловутое «как» не поддаётся. Невозможно сдвинуться с места. Она застревает. Бесконечное повторение одного и того же
«Смысл – это проекция воли на пространство ее приложения. Он не абсолютен и зависит от выбора пространства и способа проекции». И вот моя проекция воли на пространство рассматриваемой книги.
Основной конфликт, который связывает две реальности, два слоя, происходит между Сашей и Фаритом Коженниковым. Я думаю, что Фарит воплощает в себе страх. Их противостояние приводит к тому, что Саша научилась преодолевать это иррациональное чувство, научилась жить со страхом, использовать его в своих интересах. Получать выгоду от сотрудничества с ним. И даже благодарить его. Она приходит к своему взрослению сильной, закалившейся и стойкой. Но она полна негодования к тому пути, который пришлось ей пройти. Она полна сочувствия к другим, не выдержавшим испытания. И она идёт бороться для них.
Прекрасно раскрытая идея. Великолепная мощная концовка.
Она не проваливает экзамен. Она выходит далеко за его пределы. А страх потерял над ней власть. Именно потому он пытался её остановить.
«Не бойся» — её повеления тем, кто как она вступает во взрослую жизнь, её завет последующим, её протест против системы, которая построена на запугивании.
Жизнь наша слишком коротка, чтобы проводить её в страхе.
skripka, 27 августа 2024 г.
Тот случай, когда «проглотил» книгу за пару дней, но она не понравилась. А еще тот случай, когда увидел, сколько премий получила книга, сколько умных людей ее восторженно оценило, а тебе она не понравилась.
Что самое слабое в книге? Она написана с претензией на некую большую идею, но при этом её не содержит. Ясно, что эксплуатируются идеи постмодернизма, но для чего? Что хотел сказать автор?
А тут она просто оказалась словом ради того чтобы оказаться словом. Нуок. Но не спортивно это как-то.
Второе — герои. Главная героиня — откровенно УГ, с примитивными переживаниями и заурядным характером. Неуместными кажутся и любовные переживания героев на фоне того садизма, который по отношению к ним проявляют в Институте.
Из понравившегося — пожалуй, зарисовки жизни студенческой общаги (очень достоверно, прямо воспоминания нахлынули) и описания города. Всё.
Krakokot, 25 апреля 2024 г.
Уважаю работы дуэта Дяченко, но тут мой мозг взбунтовался. Да сей опус я осилил, но уже через не могу и кончиться ли сие когда нибудь?
- очень, ну очень медленное развитие сюжета
- очевидная цикличность сцен. Гг вольно/невольно нарушает правило, получает выговор, покаянно говорит «больше никогда», жизнь продолжается. И ещё раз, и снова, и опять. Ну видимо гг имеет в предках ослов
- словоблудие. Реальное и беспощадное. Нагромождение фраз, смыслов, намёков, недоговорок превращают рассказ в плохоперевариваемое нечто.
- неприятное послевкусие. По окончании не было положительных эмоций, размышлений о других вариантах событий, предвкушения продолжения. Было только облегчение что это всё.
1ю книгу прочитал. За другие даже браться не буду.
P.S.
Эта книга напоминает мне квадрат Малевича. Искусствоведы наморщив ученые лбы рассуждают о скрытых смыслах и тайнах загадочного квадрата.
Обыватели крутят пальцем у виска.
Автор тихонько посмеивается
But_An, 22 декабря 2024 г.
О творчестве супругов Марины и Сергея Дяченко я слышал и до 2008-го года, но так уж вышло, что ничего к тому времени не читал. А в 2008-м году съездил на объединенный Международный фестиваль фантастики «Евроскон» (он в тот раз объединил конференции «Еврокон», «Роскон» и «Интерпресскон»), где не только познакомился с писателями лично, но и узнал об их творчестве очень много лестного.
Больше всего меня заинтересовал роман «Vita Nostra», который к тому времени уже получил приз «Золотой кадуцей» как лучший роман года на Девятом Международном фестивале фантастики «Звездный мост» (Харьков, 2007), а также был признан лучшей фантастической книгой 2007 года на фестивале фантастики «Серебряная стрела»(Москва, 2008), а образ Саши Самохиной из романа — лучшим женским образом 2007 года на том же фестивале. Получила «Vita Nostra» к тому времени и премию «Лунный Меч» как лучший роман последних трех лет в жанре мистики на XII Международном Конгрессе фантастики «Странник» (Санкт-Петербург, 2008).
И вот я на «Евросконе». И уже на нем, уже при мне, роман Марины и Сергея Дяченко «Vita Nostra» получает:
- премию «SIGMA-F» — роман признан лучшей фантастической книгой 2007 года — (приз читателей журнала «Если»);
- гран-при как лучший роман года по версии объединенного Международного фестиваля фантастики «Евроскон»;
- Премию Премий Международной конференции «Роскон как лучший роман начала XXI века.
На следующий год роман получил еще диплом Международной литературной премии имени Юрия Долгорукова (Киев, Москва, 2009). Но мне и тех его регалий хватило, чтобы заинтересоваться, купить и прочитать.
И... это стало для меня самым огромным и значительным открытием того года. Я был просто зачарован этой книгой! Давно я не читал ничего так, чтобы забыть, что передо мной лишь листы бумаги с черными закорючками. Я будто смотрел кино, но живое, где и сам я находился внутри. Незабываемый эффект, непередаваемые впечатления!
Когда у меня спрашивают совета, что бы почитать такого, чтобы зацепило и не отпускало, я всегда первым называю роман «Vita Nostra». Он вообще по значимости для меня из всего прочитанного находится в первой десятке, если даже не пятерке.
По отношению к этой книге я знаю две группы людей: те, кто ее обожает и те, кто ее ненавидят и едва ли не боятся. Нет лишь равнодушных.
Искренне, от всей души советую вам познакомиться с романом и либо полюбить его, как и я, либо возненавидеть. Лучше бы, конечно, первое.
Шрайк23, 18 февраля 2025 г.
Кому как, лично мне этот цикл понравился у авторов больше всего. Только вот продолжение «Виты..» было(ИМХО) лишнее.
Вообще, сколько не пытался читать Дяченко как то не заходило, видимо не мои авторы, а именно эту трилогию прочёл без напряга. Сам перечитывать конечно не буду, но книгу дома оставлю, пусть будет, может внуки почитают. Оценю на 7баллов.
polleta, 5 декабря 2023 г.
Жесть, чернуха и безысходность. И почему в отзывах так много упоминаний (сравнений?) с циклом о Поттере? Парень со шрамом к 17 годам вроде как сознательно рисковал собой и был в курсе причинно-следственных его жизни. А тут студентов заставляют делать странные вещи под страхом смерти близких без объяснения причин.
Хотя какие там странные? Неадекватные это вещи, унизительные, мерзкие. И если бег и купание в море у Героини еще можно как-то переварить, то требования «не невозможного» к ее соседке по комнате — это что??? Никакими метафорами нельзя объяснить садистские принуждения.
С трудом дослушала до конца, ожидая вот-вот какого-то смысла. Но увы, странности на фоне студенческих будней — и ничего более.
tivss, 25 сентября 2024 г.
Все очень плохо. Повелся на рейтинг, начал слушать-что-то «не то»- копнул — автор психиатр... В худшем смысле этого слова. Для развода «эстетствующих».(((
Beef, 15 июля 2024 г.
Противоречивые впечатления. С одной стороны, книга читалась очень хорошо – а) живая и симпатичная главная героиня, которой искренне хотелось сопереживать б) таинственный институт с фактурными преподами и всеми атрибутами студенческой жизни в) интригующая концепция гипертекста. А с другой стороны, как сказал классик – очень интересно, но ничего не понятно. В итоге вопросов осталось по-прежнему больше, чем ответов. После прочтения полез читать отзывы, и понял, что не у одного меня так. Не скажу, что разочарован или жалею о потраченном времени, но книга оставляет после себя чувство неудовлетворённости.
flying_kitten, 22 марта 2024 г.
Книга о токсичных взаимоотношениях маньяков и их жертв. Правды ради, маньяки тут весьма специфические, но сути дела это не меняет. Отрицание-торг-принятие — по классической схеме главная героиня попадает в тот сюжет, который приготовили нам авторы.
Шестнадцатилетняя девушка, отдыхая на море с матерью, замечает странного мужчину, который, судя по всему, наблюдает за ней. Мама ничего особенного не замечает, а может просто не хочет замечать, так что девочке приходится искать выход самой. Но, как обычно и бывает в таких историях, выхода особо нет, нужно выполнять не сильно сложные (хотя и очень странные) задания дядечки и всё будет в лучшем виде. Если всё делать правильно, то куратор останется доволен, не будет наказывать и выпишет, так сказать, путёвку в жизнь.
Если не спойлерить, то попытка в двух словах рассказать о романе получается не сильно удачной, по описанию представляется совершено не то, что есть на самом деле. Нет, книга то, в сущности, хорошая. Не совсем фантастика, но и не триллер про маньяков, конечно. Авторы препарируют известный постулат — «цель оправдывает средства». Декорации — некая условная российская провинция, где происходит нечто непознанное и непонятное. Героиня растёт, эволюционирует, набирается знаний, вторая центральная тема — взаимоотношения отцов и детей.
Наверное эту книгу надо читать лет эдак в 17-18-19, тогда она гораздо лучше ложится на мировоззрение читателя и затрагивает в его душе многочисленные «поколенческие» струны. Я прочитал её в гораздо более взрослом состоянии, так что каких то сильных восторгов не испытал. В общем и целом — книга хорошая, держащая в напряжении, доставляющая удовольствие от чтения, продвигающая некие идеи и морали, но отнюдь не выдающаяся.
sergej210477, 20 августа 2020 г.
Домучил книгу.
Вернее, не так. Читается роман легко, быстро и непринуждённо. Я, правда, слушал аудиокнигу, Игорь Князев отлично озвучил. Но, мне было неинтересно. Скучно. Предсказуемо.
Почему это бестселлер, судя по премиям и количеству отзывов и рецензий? Мне непонятно, по-моему, ничем особым произведение не выделяется.
На мой взгляд, роман строго ориентирован на определенный круг читателей. Поэтому, у одних вызывает восторг, другие — совсем не поняли, о чем книга.
Вот и мой отзыв будет субъективным.
Это — своеобразный «Гарри Поттер». В чем-то, книга похожа на «Дозоры» Лукьяненко.
По-жанру, опять же, как мне кажется, это — скорее, магический реализм, чем фантастика. Хотя, сложно найти эту грань.
Вообще, хоть написан роман двумя авторами, скорее, это — работа женщины. Наверное, Марина Дяченко приложила к книге больше усилий. Чисто женские описания чувств и эмоций главной героини. И, понравится произведение, скорее, прекрасной половине человечества, это я понял из восторженных отзывов.
Есть в книге попытки создать некую философскую систему, придумать упорядоченный фантастический мир.
Все это — неважно. Не об этом книга. Можно долго спорить, смеяться, или, недоумевать над реалистичностью происходящего. Над поступками героев, над всей идеей романа. Все это — ерунда, мелочи, и, большой роли не играет.
Это — книга про учебное заведение. Универ. Вот главное. Ибо, как гласит давно позабытый лозунг — ‘Учиться...учиться... и, ещё раз, учиться!».
Этот роман про то:
— Что за все в жизни нужно платить.
— Что ничего не достаётся просто так.
— Для того, чтобы чего-нибудь достигнуть, нужно вкладывать силы и время.
— Что — «ученье — свет».
Обо всем, что пытаются «вбить» родители в головы своих «неразумных чад», школьников и школьниц. О «прописных» истинах. О том, «что такое хорошо, и, что такое плохо».
Классическая книга для девушек-старшеклассниц. Или, студенток-отличниц.
Прямо, учебник жизни.
Прекрасно стимулирует к преодолению трудностей на пути к «золотой медали», «красному диплому».
Ещё, хоть это, несколько и жестоко, позволяет заглушить некие сомнения, жалость за лучшие годы жизни, проведённые за «зубрежкой».
Поэтому, книга про универ и общагу. Остальное — просто «фон», декорации. Смешная попытка подвести целую философию под простые и очевидные вещи. Искусственное усложнение.
И, героиня — просто, не знаю, наверное, «ботаник» по призванию. Жить по другому она не может. Ну вот нравится человеку учиться!
Я, правда, тоже был студентом, но, почему-то, более понятные ассоциации у меня вызывает «Общага на Крови» Иванова, чем «Vita Nostra» Дяченко. Вот там — действительно, «Gaudeamus igitur», «Живут студенты весело...», а тут, в книге, один из самых лучших, ярких и интересных периодов в жизни — универ, alma mater, это, почему-то, каторга. Но, опять же, барышни-отличницы, которые, только и делали, что целенаправленно «пахали» день и ночь все пять институтских лет, поймут героиню романа.
От меня же, идеи этой книги очень далеки. Ну что делать, не был я отличником! И, на экзамен шёл как на праздник, потому что, по-большому счету, мне было без разницы, поставят мне «5» или «3». В те годы, у меня были совсем другие приоритеты в жизни. Но, правда, я помню и девушек с пятого курса, горько рыдавших в истерике, из-за полученной «четверки», и, «красного диплома», который мог сорваться… Да, вот им, будет близка героиня этого романа! Мне же, «вжиться» в ее образ, принять образ мысли, мотивацию, Сашки, было сложно.
А вся морфология и грамматика, на которых построена эта книга, до сих пор, со школьных времён, вызывают у меня ужас.
Подведу итог:
Не могу сказать, что плохая, слабая книга. Нет. Сотни отзывов, множество восторженных. О чем-то это говорит. Читается легко, но, это потому, что хотя этот роман о слове (или, Слове) и синтаксических конструкциях, написана книга достаточно простым и примитивным языком. Вот такой парадокс! Но, это не недостаток, нет. Просто — «не моё». Поэтому, не хочется критиковать роман.
А на счёт сложной и глубокой философии — ну не могу я всерьёз воспринимать героиню
Кстати, многие пишут, что финал невнятный, слит, оборван. По-моему, вполне ожидаемое и предсказуемое заключение. А что Вы хотели? Все закономерно. Есть одна глупая, но, в чем-то, верная поговорка: «Век живи, век учись — дураком помрешь».
В общем, книга сильно на любителя.
Angvat, 15 апреля 2019 г.
Похоже, авторы всю свою жизнь пишут-переписывают книги по одной и той же схеме. И данное творение – апогей их творчества. И это, увы, не комплемент.
Тут все те же симптомы болезни, как и в иных их творениях. Увлекательное начало, провисающая середина и никакущий финал. Все как всегда. Такое ощущение, что приступая к очередной книге супруги загораются идеей, а потом она начинает тухнуть-тухнуть-тухнуть… пока в итоге не загасает полностью, и они с радостью берутся за новое творение, оставив предыдущие с очередной пшик-концовкой. А еще они любят систематически издеваться над своими героями. Не поймите неправильно, я люблю мрачные книги, но когда одни и те же приемы повторяются из раза в раз, просто уже начинает надоедать.
Что же касается сюжета, то его даже фантастикой назвать можно с очень большой натяжкой. Скорее похоже на бред немного повредившейся в уме девочки-отличницы, которая наперекор матери уехала учиться к черту на рога, попутно напридумывав себе всякого. Тут типичные студенческие будни, только чересчур утрированные и слегка фантасмогоричные. Тут вам и исполнение нелепых испытаний для поступление, и восприятие преподавателей как палачей, а новых предметов – как непонятной тарабарщины, отожествление сессии с неким смертельным испытанием, а потеря невинности – с неким особым ритуалом перехода. Есть просто почти полная «бытовуха» вроде курящей соседки по комнате или неудачной пьянки. Второстепенные герои проходят калейдоскопом, появляясь, бесследно исчезая и зачастую никак особо ни влияя на сюжет. Опять-таки, типичная жизненная ситуация, когда человек просто перешел в другую группу – и все, он исчез для бывших сокурсников. Признаюсь, я не любитель подобных сюжетов. Но и из такой фабулы можно было бы что-то выжать, но авторы по сути бросают свою героиню посереди пути с «глубокомысленным», а скорее аморфным и пустым финалом. Видно, она им надоела, как и все их прочие персонажи. А может им просто не хватило духу написать о том, как выйдет девушка из дверей своей альма матер еще пару лет спустя, и вдруг окажется, что все было напрасно, что полученные знания по сути бесполезны, что новые наставники говорят ей все забыть и начинать заново, а ее «магия» бесполезна против настоящих чудовищ…
Что сказать в итоге? Да все то же. Начали за здравие, закончили за все то же самое. Поигрались с фантасмагорией студенческой жизни и бросили как только она им надоела, вместе с героями и сюжетом. Наверное, для меня это будет последняя книга данных авторов. Потому что нет уже ни малейшей надежды что они-таки начнут излагать свои и правда интересные идеи внятно и связно от начала и до конца. А то снова сложилось впечатление, что я прочитал черновик неплохой книги. Неплохой, но все же черновик, где чем дальше, тем больше то ли авторы все больше запутывались в своих же концепциях, то ли просто теряли к ним интерес.
euthanazia, 11 апреля 2019 г.
Представьте себе, что к вам на улице подошёл незнакомец и сказал: «Каждое утро, после пробежки в течение года ты будешь ссать в кусты, иначе будет очень плохо». Что бы вы подумали? Вот я б, наверное, тоже самое.
Начинается всё совершенно обыденно, а потом уже читаешь с мыслью «О...ть чё происходит?«и эта интрига «куда всё это катится?» удерживает внимание на повествовании. Затем начинается бытовуха обычных студентов с трусами на батареях, водкой, беспорядочным сексом, и только блевание монетами и какие-то таинственные упражнения дают тебе знать, что это советский Хогвартс, но истязательно-принудительного характера. Сюжет начинает заметно провисать. То, чем занимаются студенты, совершенно непонятно, зато очень ярко показано, как их гнобят, и конечно же наша героиня избранная! Итак, первый провисон и первый штамп, и читаешь уже с эмоцией «ну ёёё приехали»
Читать о том, как ГГ ходит на пары и изучает нечто, откровенно скучно. В Хогвартсе хоть понятно, чему обучаются студенты, с ними происходят реальные приключения, а тут просто обыденная жизнь студента от звонка до звонка, а его особое предназначение нам, естественно, не говорят, не забывая сдувать с неё пылинки, ведь она божечки какая талантливая, однако читательское желание ждать развязки с этой рутиной начинает угасать. В общем, середина книги забита ватой для объёма.
Ближе к концу нам по крупицам начинают выдавать информацию, на кого учатся все эти дети. Героиня становится всё более неприятной, она серая, неинтересная личность. Что происходит с её семьёй вообще непонятно, какая-то недодрама, с мальчиками у неё тоже драма, как личность она не развивается, мы знаем только, что она блестящая ученица. В чём? А так и станется непонятно до конца, зато мыльной драмы хоть залейся.
Создаётся впечатление, что книга недопродумана, недооформлена. Это студенчество, размазанное по всему роману, нафиг не нужно. Если бы герои отучились в одной трети, а дальше стали применять свои способности (какие?) на практике, как в Дозорах или Часодеях, то чувствовалось бы, что сюжет хотя бы есть. Идея книги вроде как маячит и светится где-то на горизонте, но не раскрыта. Такое ощущение, что авторы придумали концепт, но не смогли придумать для него достойный сюжет. Возможно, стоило более тщательно проработать этот момент, вместо того, чтобы пытаться натянуть сову на глобус?
Очень многие читатели признавались, что книга оставляет после себя мерзкое, гнетущее впечатление. Так и есть. Для чего ломалась, преломлялась, метаморфировала героиня — непонятно, зачем она отращивала какие-то крылья — непонятно, взаимосвязь между этими людьми-глаголами и миром чётко не объяснена. Финал неоднозначный, скомканный.
Для меня роман представляется как нечто среднее между The Binding of Isaac и Дети против волшебников. За что там 100500 наград выдано тоже осталось непонятным. Я разочарована и очень жалею о потраченном на эту книгу времени, я могла бы прочитать что-то более захватывающее и действительно несущее смысловую нагрузку.
Конечно, есть вероятность, что от меня ускользнул какой-то глубинный смысл, но копать среди этой тягомотины не очень то и хотелось. Хотелось добраться до финала и узнать, во имя чего это всё происходит. А там кукиш на палочке.
P.S.: есть ещё вопрос к аудитории фантлаба — научная фантастика? серьёзно, ребят?
Deliann, 17 апреля 2018 г.
Есть книги, которые написаны просто прекрасно, но оставляют после себя очень тягостное чувство. Читателя захватывает сюжет, он переживает за персонажей, книга подсаживает его на крючок… После чего вырывает этот крючок с мясом. «Vita Nostra», господа.
Самое сложное после прочтения романа – писать внятно, не забегая вперед и не углубляясь в спойлеры, которые в данном случае особенно бессмысленны и беспощадны. Мыслей много, они перебивают друг друга, перескакивают с одного на другое, и выбрать нужные и важные – та еще задача. Но попробую отделить зерна от плевел.
Однажды девушка Саша поехала с мамой на море. Казалось, ничего не омрачит долгожданный отпуск, однако вскоре Саша замечает пристальное внимание к себе со стороны подозрительного мужчины из числа отдыхающих. Простым наблюдением дело не ограничивается, очень быстро мужчина выходит на контакт, и жизнь Саши становится гораздо менее беззаботной и веселой. Подозрительный тип представляется Фаритом Кожевниковым, говорит, что “никогда не будет требовать ничего невозможного” и заставляет сперва совершать заплывы в четыре утра голышом, а затем бегать в пять утра и мочиться за кустиками. А если Саша откажется, то с ее мамой случится что-то плохое. Именно страх за маму подстегивает девушку добросовестно выполнять распоряжения Фарита, благодаря чему ее зачисляют в особенный институт.
Можно сказать, что роман вызывает ощущение «болезненного удовольствия». В нем множество неприятных моментов, некоторые сцены вообще представляют собой своеобразный интеллектуальный шок-контент, но при этом желание прекратить чтение не возникает. Хочется узнать, чем все происходящее закончится, хочется понять подоплеку случившегося, хочется ответов, и больше всего хочется справедливости, что ли. Первую половину романа мне хотелось, чтобы мучения Саши наконец прекратились, но этому желанию не суждено было сбыться. Не потому что авторы садисты, просто они поставили свою главную героиню в такие условия, что свернуть со своего пути ей было просто невозможно. Так что оставалось только терпеть и, стиснув зубы, продолжать чтение даже глубоко за полночь. Да, роман был прочитан буквально в три захода, почти «залпом», и оставил после себя такое литературное «похмелье», которое меня редко когда настигало.
У романа есть ряд недостатков, главный из которых — местное магическое допущение, которому уделено не так уж много внимания и разъяснений о том, как именно все работает, откуда это все пошло и кто за всем этим стоит читатель не получит. Роман концентрируется на судьбе Саши, оставляя весь остальной мир на втором плане или вовсе за бортом внимания. При этом и отношения главной героини с окружающими в какой-то момент будто обрываются, словно авторы написали все что хотели и решили уже не возвращаться к этому. Это применимо как к любовным интересам Саши, так и к отношениям с ее соседкой.
Львиную долю сюжета занимает учеба в местном магическом университете, который не совсем магический, не совсем университет, да и происходит в нем не совсем учеба. Несмотря на обилие «не совсем» в предыдущем предложении, быт студенчества описан очень ярко и живо, и временами пробуждал у меня воспоминания о собственных моментах жизни в университете. Роман часто сравнивают в этом плане с циклом о Гарри Поттере Джоан Роулинг и «Волшебниками» Льва Гроссмана, но у меня подобных ассоциаций как-то не возникло. Ближе всего к «Vita Nostra» можно поставить «Лексикон» Макса Барри, который более приземленный, но подверженный тем же настроениям, и «Корпорацию «Бросайте курить» Стивена Кинга. Хотя последняя схожа лишь методами воздействия на персонажей, а посыл несет совсем другой.
«Vita Nostra» – это книга-прорубь. В нее ныряешь, получаешь множество впечатлений, но описать их толком не можешь. Понравилось? Не особо, но было круто. Хочется повторить? Сейчас – категорически нет, но через годик можно будет подумать. Вообще, больше всего сейчас хочется обсуждать финал (слишком он неоднозначный), переварить все случившееся и перейти к чему-то более доброму и гуманному.
Nirg, 1 января 2017 г.
Книга отвратительна.
Была бы наверное близка воспитателям рабов и крепостных. Мечта тех кто хочет за чужой счет «строить светлое будущее», «терпи, на том свете воздастся» и т.д.
Можно просто найти самый большой страх и заставить делать КАК НАДО.
Суть книги что человека можно заставить делать любые отвратительные вещи ничего не объясняя. Характерный пример и персонаж — девочка Лиза.
Причем сделан сюжет в аранжировке учебного заведения и только вступающих во взрослую жизнь ребят.
Попытки показать добрые мотивы у некоторых воспитателей — «не верю», в чистом виде секта с добреньким наставником.
В концлагерях тоже предполагалось не только уничтожение но и перевоспитание. И хоть некоторые в силу опыта и силы воли умудрялись бороться. Здесь чтобы исключить возможность борьбы взяты почти дети. Причем достаточно взрослые чтобы знать страх и недостаточно чтобы был опыт отстаивания себя.
PS Книги люблю, читал многое и многое могу понять. Написано сие произведение хорошим языком и идея чуть ли не с отсылкой к библейским темам. Но ... книга отвратительна.