Марина и Сергей Дяченко «Цифровой, или Brevis est»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Киберпанк )
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь ) | Виртуальная реальность
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Сверхъестественные способности, супергерои | Искусственный интеллект
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Арсен Снегов — четырнадцатилетний подросток, добившийся небывалых успехов в виртуальном мире. Компьютерные игры заменили ему реальную жизнь: родителей, школу, друзей. И несмотря на то, что в реале он не является ни лидером, ни бойцом, ни полководцем, в компьютерных играх всё становится наоборот: сильные враги повержены, сторонники отблагодарены, в жертву принесены слабые и никчемные.
Однажды после ссоры с родителями он уходит из дома и в одном из Интернет-кафе встречает Максима, который предлагает ему работу его мечты: играть в компьютерные игры для одной крупной фирмы и получать за это деньги. После колебаний Арсен соглашается, и уже через некоторое время понимает, в какую странную «волшебную» организацию он попал, ведь в течение короткого срока он из рядового подростка стал всемогущим человеком, все желания которого легко исполняются.
Входит в:
— условный цикл «Метаморфозы»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 291
Активный словарный запас: средний (2900 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 50 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 39%, что близко к среднему (37%)
Награды и премии:
лауреат |
Серебряная стрела, 2009 // Лучший мужской образ | |
лауреат |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2009 // Книги — Лучшее отечественное городское фэнтези | |
лауреат |
Филигрань, 2010 // Большая Филигрань | |
лауреат |
Странник, 2010 // Лучший сюжет |
Номинации на премии:
номинант |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2009 // Лучший роман / авторский сборник русскоязычного автора | |
номинант |
Звёздный Мост, 2009 // Лучший роман | |
номинант |
Мраморный фавн, 2009 // Роман | |
номинант |
Странник, 2010 // Необычная идея | |
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2009 // Книги — Лучшее отечественное фэнтези | |
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2009 // Книга года | |
номинант |
Бронзовая Улитка, 2010 // Крупная форма | |
номинант |
Интерпресскон, 2010 // Крупная форма (роман) |
- /языки:
- русский (5), французский (1), украинский (1), венгерский (1)
- /тип:
- книги (8)
- /перевод:
- О. Негребецкий (1), Д. Савин (1), М. Фейервари (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Hermit, 4 октября 2022 г.
Нельзя не признать мастерство Дяченко как писателей. Можно даже поверить в Арсена, подростка местами искушенного в психологии на зависть некоторым тридцатилетним. И сюжет увлекает, не смотря на склонность авторов рассыпаться в ненужных подробностях.
Но по прочтению у меня сложилось впечатление что весь роман — это растянутая на почти триста страниц мемичная фраза:
Дьяченко не разбираются в играх и информационных технологиях, а все непонятное страшно. Они делают из цифры зловещую магию, наделяют ее фэнтезийными возможностями. Символически «убитая» компьютерная мышь становится инструментом-проводнимком в мир сверхъестественного — симпатическая магия как она есть. Авторы отказываются разбираться в вопросе, вместо этого врубая магическое мышление с его отказом и от рационального и соответствующих ограничений. (Иронично, учитывая что в романе говорят о пользе самоограничения).
Я бы такое как у Дьяченко в жизни бы не написал, даже не потому что я далеко не такой талантливый, а потому что я немного лучше разбираюсь в теме и мне бы пришлось на каждом шагу отвечать на кучу вопросов: перенести движения и мимику реального человека в игру в реальном времени — а как это сделать если игра, (да и сама модель персонажа и ее анимационный «скелет»), такой функционал не предполагает? Цифровой разум, который присутствует везде и всюду может дотянуться — а что на счет физических ограничений по пропускной способности, сетевых шлюзов, фаерволов, протоколов разного уровня, вотэтовотвсего? Спрятаться в текстовом файле — ты хоть представляешь какого размера должен быть этот текстовый файл? И что тебя, родного, в виде текста интерпретировать будет, чтобы ты мог продолжать быть? И с какой скоростью?
Ну и идея, озвученная в финале:
Максим бормочет что-то там про физические ограничения и закон сохранения, который не обойти. Но это не более чем бессмысленное охранное заклинание, потому что потом он из ничего материализует бумажку, а мертвое тело полностью исчезает без останков и без выброса энергии.
И общая тема манипулирования — со сравнением психологического манипулирования с манипулированием персонажем на компьютере и манипулированием путем сверхъестественного воздействия на сознание. Извините, но это уровень цитаты с «баша»: «Тыж программист? Расскажи мне про правительственную программу «доступное жилье».» Т.е. ничего общего, но для магического мышления с его принципом подобия все сходится.
Еще меня удивляет непоследовательность: зачем Максу история с отбором кандидатов, с «выживалкой» («примитивной», с детальнейшей системой создания персонажа) с «царем горы», с пионерлагерем? У меня сложилось впечатление что Дяченко не знали куда вести сюжет и просто набрасывали на тему манипулирования. И непоследовательность в сверхъестественных способностях: тут есть возможность переписывать прошлое. Это достойно отдельного романа. Но ее толком не объяснили и использовали ровно один раз — чтобы попугать подростка. Ну и я не верю что «цифровая» сущность с такими вычислительными мощностями и при этом способная понимать человеческую психологию будет так ошибаться и сливать ценных сотрудников.
А вот идея с
И совершенно неправдоподобный и слитый финал. Герой решил лишить человечество информационных технологий потому что что? Герой настолько испугался приближающегося будущего? Или испугались авторы?
baroni, 29 апреля 2009 г.
Новая книга тандема Дяченок получилась умной, мрачной и на редкость пессимистичной. «Цифровой» — это новое, сверхсовременное прочтение истории доктора Фауста и Мефистофеля. Только вот Фаустом оказался 14-летний школьник и, по совместительству продвинутый геймер, Арсен Снегов В роли же Мефистофеля оказался его работодатель и наставник Максим — то ли владелец загадочной фирмы по разработке компьютерных игр «нового поколения», то ли сотрудник некоей спецслужбы, то ли то и другое одновременно.
Новоявленные Фауст и Мефистофель и, разумеется, Маргарита, отчаянно молоды — одним, всего-навсего по 14, другому, судя по всему — не более 30. Впрочем, всем персонажам «Цифрового» далеко до преклонного возраста. В мире «продвинутых технологий» и «виртуальной свободы», который описывают Дяченки, практически нет пожилых людей. «Старикам здесь не место». Они лишние, чужие на этом празднике виртуальной жизни. Единственное, на что они могут сгодиться — оказаться закатанными «в цифру» чтобы стать жалкими персонажами электронной игры «нового поколения».
«Цифровой» — не просто роман о всевозможных опасностях, таящихся в новых технологиях. Интернет, блогосфера с пресловутым «Живым Журналом», топом Яндекса и прочими недетскими игрушками, открывают невиданные ранее возможности для манипулирования многомиллионными массами людей. «Территория свободы» постепенно превращается в территорию, опасную для жизни и душевного здоровья. Все это так, и Дяченки отнюдь не первые. кто исследуют данные явления в художественном произведении.
Меня «Цифровой» зацепил другим: авторам удалось написать роман о сломе времени. О том, как наш реальный мир, вот это привычное для человеческого ума состояние «здесь и сейчас» истончается, блекнет, рассыпается по кирпичику, словно погибающий персонаж в компьютерной игре. И пустоты нашей, стершейся до прозрачности реальности. заполняются чем-то Другим. Тем, чему я не могу подобрать названия. Другими становятся люди. животные городская топография. Другими становятся даже знакомые со школы литературные произведения. Например, другой Достоевский. (Вообще игра в «Преступление и наказание» — один из самых лучших и, пожалуй, ключевых эпизодов романа).И, пожалуй самое главное — что за новый герой приходит в этот «дивный новый мир», заменяя старого, «ветхого» человека? Порождением как сил будет этот новый персонаж? На этот вопрос, пожалуй, и сами Дяченки не знают ответа. Но, во всяком случае. они пытаются оставить нам надежду.
Beef, 28 августа 2024 г.
Начало книги было интригующим. Нам показывают подростка Арсена, живущего сетевой жизнью – онлайн-игры, бизнес по продаже виртуальных собачек. Для нулевых то была очень актуальная тема, насколько помню. Сам тогда учился в универе и хорошо помню всю эту движуху с сетевыми играми, форумами, аськой, ЖЖ. Тогда интернет только-только стал доступен для населения, и была в нём какая-то романтическая притягательность. В самом деле, можно было туда уйти с головой и не вылезать.
Затем в жизни нашего Нео появляется Морфеус-Максим, который начинает с того, что предлагает Арсену превратить его «хобби» в настоящую работу – принимать участие в создании игр (кто же из подростков не мечтал об этом?). С этого момента книга превращается в не очень понятную мне последовательность эпизодов, которые друг из друга, по-моему, не сильно вытекают. Вот вам игра с шубой, а вот поиграйте-ка в командные стрелялки в детском лагере, а ещё мы можем изменять как-то прошлое, а теперь давай прыгать с цифры на мясо… Перед каждым этапом Арсен пытается соскочить, но Максим каждый раз угрозами, уговорами или новыми возможностями соблазняет его остаться, и Арсен продолжает. Каждый эпизод по-своему интересен, но какой-то цельной картины происходящего не складывается – лично я потерял мысль, для чего всё это происходит, какие цели у героев?
Что касается финала, видел по отзывам, что многие считают его слитым. Я какого-то сильного разочарования не испытал, т.к. к концу уже подустал от книги, и просто был рад, что она как-то наконец закончилась.
lammik, 10 марта 2023 г.
Однажды простой российский школьник Арсений Снегов серьёзно заигрался, перестав посещать школу. Ожидаемо последовали репрессии от родителей, компьютер у Арсения изъяли, и с горя он пошёл искать компьютерный клуб, из которого можно было бы зайти в любимую игруху. Нашёл, но коварный администратор бессовестно решил увести пароли у удачливого геймера. Вот тут-то на помощь нашему школьнику и пришёл Максим, хакер, игрок, аморальный тип и вообще не пойми кто.
Читаются похождения Арсения с интересом, он резво прыгает с «цифры на мясо», вытаскивает из кармана деньги и снимает школьниц с помощью последних разработок компании «Новые игрушки». Но в целом наблюдать за тем, кто кем ловчее манипулирует, довольно скучно. Начиная с определённого момента сам школьник начинает раздражать, слишком уж он продуманный. Ну и финал получился чересчур предсказуемым. Ибо когда главный герой говорит непонятно кому, что теперь-то уж я тебе равен, сразу понимаешь, что его показательно прихлопнут. Играть надо с равными, хотя бы в потенциале, соперниками.
Сказочный киберпанк с ЖЖ и виртуальной «Зарницей».
Тимолеонт, 17 июня 2021 г.
Ненавижу повторять эту фразу в отзывах, но всё же начали за здравие, кончили заупокой... В книге поначалу неплохо описывается психология подростка-игромана, достигшего вершин в какой-либо игре. Но ГГ настолько странно-совершенен... Почему странно? Да потому что авторы не описывают в нём вообще абсолютно ничего выдающегося, но Максим не устаёт повторять, какой он ценный, уникальный, гениальный и т.д. Честно признаюсь — я так и не понял, авторы просто забыли обосновать, чем так ценен Арсен или это я дурак и не заметил прямых указаний на это? Но по факту же описывается абсолютно среднестатический подросток, которых десятки и сотни миллионов. ГГ — не дурак и не гений, он обычный. Но когда надо — очень благородный и сдержанный. У 99% крышу снесло бы начисто от того, что стало доступно Арсену, а этот — ничего такого, почти.
Во-вторых, серьёзное ощущение, что посреди книги Дяченко всё же подумали, что у них слишком неубедительно получается описывать компьютерные игры (очень наивно и глупо, сразу видно, что писали взрослые люди, никогда толком игры не знавшие и не консультировавшиеся со «специалистами», но для 2009-го года в целом неплохо) и внезапно решили писать уже про другое. Переход получился не то, чтобы обоснованным и чрезмерно резким. А жаль — описание игр было хоть и неправдоподобным, но более чем интересным, пусть и со всеми авторскими условностями.
В-третьих, слитый финал портит впечатление. И дело не в том, что нет хеппи энда — пофиг на него, честно. Финал просто выглядит немотивированной ерундой. Без спойлеров не объяснить, но впечатление может быть испорчено сильно.
ALLEGORY, 28 апреля 2009 г.
Долгожданный «Цифровой» не заставил пережить никакого неизведанного доселе катарсиса, но из жизни, как водится, выключил основательно. Это несколько часов чтения до глубокой ночи — в ущерб новому эпизоду любимого телесериала и паре-тройке не слишком важных телефонных звонков, вне всякого сомнения.
В принципе, о Дяченко очень сложно говорить с использованием понятий «понравилось»/«не понравилось». Каждому поклоннику их творчества (равно как и не любителю) так называемые «недостатки» давно и прекрасно известны — они всюду одинаковые, кочуют из книги в книгу, и новый роман без них не обошелся. Да, это довольно бесхитростный текст, который не заставит ахнуть от стилистической красоты. Да, это вечные дети в главных героях, которые ведут себя и чувствуют вовсе не так, как им, детям, положено в их нежном возрасте. Да, это довольно схематичные все-остальные-кроме-главных герои, которые расставлены декорациями на сцене для того, чтобы очень и очень механистично взаимодействовать, отражать, декорировать и «работать фоном».
Но… не знаю, как именно они это делают, но фирменные дяченковские цепочки психологических игр, задачек и ловушек, больно бьющих по больному, всё же заставляют забыть о мнимом несовершенстве текста. И ты начинаешь примерять на себя эти ситуации, невольно придумывать какие-то альтернативные выходы из данных в задаче условий, предугадывать авторский замысел. А потом обнаруживаешь, что и с догадками не совсем всё гладко вышло, да и собственные «морочки» на заданную тему заводят уж в такие дебри собственного «эго», что туда на ночь глядя лучше и не соваться )) Первое поверхностное ощущение, что роман, посвященный искусству манипуляции, некоторым образом манипулирует и читателем кого-то может и раздражать, но кого-то обязательно очарует, т.к. удовольствие пообщаться благодаря прочитанному тексту с собой-любимым на не самые банальные темы – оно дорогого стоит, и, пардон за пафос, всё же оно — есть признак хорошей литературы.
Не хочу особо останавливаться на содержании – в нём каждый всё равно увидит что-то своё. Вот разве что не могу не отметить весьма впечатляющую иллюстрацию буквально витающей в воздухе атмосферы тотального погружения «бытовухи» в «виртуальность». Мы и вправду тонем в потоках «единиц и нулей» информации, мы и вправду дружим «по френдлентам», мы больше не пишем стихов от руки в подарок друг другу на день рождения, потому что это самый ценный подарок, но обмениваемся цифровыми фотками, сделанными какими-то другими, неизвестными нам людьми. И даже этот конкретный отзыв сейчас пишется состоящим из «единиц и нулей», и он тоже станет крошечным фрагментом «виртуальности». Я пока не добралась до ответа на вопрос, страшно ли это... Но это реальность, факт.
И ещё. Отдельное большое спасибо авторам за отсутствие явного однозначного хэппи-энда и за поставленные вопросы без, как мне показалось, навязывания читателю ответа на них – каждый получит шанс сам с собой поразбираться. Не знаю, как у кого, но если бы мою жизнь кому-то возникла охота превратить в компьютерную игру, то, во-первых, она вряд ли бы стала сильно популярной, а во-вторых (в отличие от игры, изготовленной из жизни одной второстепенной героини романа) в ней вряд ли оказалось бы двадцать с лишним вариантов финала. Так, два-три, не больше… Видимо, всё же есть о чем задуматься?)
usachevaanna, 24 декабря 2017 г.
Эта книга обо всем и ни о чем сразу. Не то, чтобы я жалела о ее прочтении, но, не прочитав ее я бы много не потеряла. Начало было многообещающим и даже увлекательным. Когда я ознакомилась с первым десятком страниц, я уже предвкушала историю о приключении обычного мальчишки в компьютерном мире. Но все оказалось совсем не так, как я себе представляла...
Достоинства книги: очень актуальная на сегодняшний день проблема цифрового прогресса и его последствий; интригующее название, ради которого книгу хочется прочесть до конца; богатое воображение авторов; противопоставление героев друг другу. Недостатки книги: чрезмерно скупой язык! Абсолютно никакой выразительности, очень много тошнотворного сленга, штампованных душещипательных (как сейчас модно говорить ванильных) предложений. Отсутствие хоть какого-то описания внешнего и компьютерного миров, все описание игр и геймплея сводится к четырем кнопкам — W, A, S, D.
Главный герой книги, совершенно обычный мальчишка-подросток, подверженный влиянию пубертатного периода, живет в самой обычной семье. Всем в этой семье комфортно, каждый занят любимым делом: мама мальчика, устав от бытовой рутины и непонимания своей семьи нашла спасение в блогах; отец давно нашел утешение в объятиях любовницы; Арсен, обделенный вниманием и любовью родителей, живет своими виртуальными собаками и Королевским балом. Ему не важно, что с ним будет завтра и будет ли вообще завтра, главное, чтобы его собаки не засыпали в темноте и одиночестве…И это страшно. Страшно, что вырастает поколению людей равнодушных к увлечениям, к общению, к жизни. Если бы не Максим, что с мальчиком произошло интересного? Он так и просиживал бы дни за компьютером...Какое будущее его ждало?
Авторы наделяют властью некое существо, которое дает людям в руки страшное оружие – игры, и наблюдает свысока, как его оружие приходит в действие. После знакомства с Цифровым, Арсен понимает, наконец, что происходит на самом деле в его семье, в мире. Он пытается вернуть отца и мать в семью, забирает блоги у матери, но без них она несчастна. И даже с помощью утилиты Арсен не в силах навязать отцу любовь к жене. Свою нелюбовь к блогерше отец заменяет на интерес к игре, хотя раньше и тетриса в руки не брал…И ничто не спасет эту современную семью из XXI века. Как жене вернуть любовь и внимание мужа? Только с помощью вмешательства утилиты. Как мальчику заработать оценки в школе, получить аттестат? Поможет утилита...А Цифровой наблюдает за этим. На то, как прогресс входит в одну семью, разрушает ее изнутри…Ему и нужно, чтобы сеть пробралась в каждый дом, чтобы людьми завладели технологии до такой степени, что скоро мы сами окажемся в своих компьютерах… И, возможно, Цифровой неспроста выбрал этого мальчишку. Максим, дал ему шанс на спасение всего человечества, но Арсен слишком поздно узнал всю правду…
Чего мне не хватило при прочтении, так это атмосферы. Мне хотелось больше компьютерного, больше Королевского бала, что позволит мне с головой окунуться в этот цифровой мир, узнать его, понять его законы. Но авторы не посчитали нужным, посвятить читатели в детали, зато в главе «Селедка под шубой» больше пяти страниц ушло на то, как герои поочередно вскарабкивались и падали с горы, заменяя друг друга на вершине. Зачем? Чем эта шуба важнее всех перипетий, что случались в Королевском балу? Ведь там совершались убийства и другие преступления разного рода. У меня сложилось впечатление, что сами авторы не понимают, как обустроен игровой мир и поэтому не могут описать его должным образом.
Многие события в книге очень предсказуемы и затянуты, но несмотря на это мне понравились начало и конец произведения. Двести страниц из середины я бы вырвала и выбросила, они по сути ничего не решают. Важно с чего все началось и чем закончилось. Именно в конце повествования раскрывается главная идея этого произведения, что прогресс может захватить не только наше время, наши умы, но и нас самих. Когда-нибудь, мы сами погрязнем в своих контактах, одноклассниках, стратегиях и аркадах. На замену людям придут диски с тенями оцифрованных людей.
Быть может я увидела гораздо больше смысла в этой книге, но именно за задумку, я поставлю книге твердую пятерку. И пятерку вычту за скудный язык, который очень сильно испортил впечатление от книги и за те недостатки, что я уже описала выше. Я бы посоветовала почитать эту книгу, чтобы отдохнуть и ненадолго уйти от реальности.
sertov, 14 февраля 2022 г.
На мой взгляд, роман в большей степени посвящен возможности и способности человека, затянутого в цифровой мир манипуляций, противостоять этому миру. Подросток Арсен, четырнадцатилетний мальчишка, но очень опытный геймер, добившийся внушительных результатов в одной из виртуальных игр и общающийся с любым компьютером на «ты», полностью потерял опору под ногами, когда ему пришлось взаимодействовать с цифровым терминалом в виде, как казалось на первый взгляд, живого человека. Получив неограниченный доступ практически ко всем своим желаниям, теряя знакомых сверстников и не только, все глубже погружаясь в виртуальный мир благодаря многочисленным манипуляциям цифрового терминала неизвестного хозяина, Арсен все равно осознает неправильность происходящего и, в конце концов, делает свой, может быть с какой-то точки зрения, неожиданный выбор. Написанный более десяти лет назад роман абсолютно точно и пронзительно ясно высвечивает растущую проблему всего человечества: глубочайшее погружение в мир различных гаджетов. Авторы настолько доходчиво и понятно описали погружение (даже преобразование) главного героя в цифровой вид, что в какой-то момент появляется желание скрыться в глубокой тайге. Рекомендую данную книгу к обязательному прочтению всем читателям без исключения.
O.K., 26 августа 2019 г.
Странно. Вроде всё красиво и точно, как всегда. Чувствуешь себя частью книги, ясно представляешь и виртуальный мир, и реальный. Глаза и мозг радуются. Но сердце не принимает. И тому как минимум 2 причины.
Первая. Герой. Подросток 14 лет. Он очень хорош. Даже слишком. Слишком он мудр для своего возраста. Настолько мудр уже с первых страниц, что почти нет развития – на последних страницах он всё тот же. Так что одна из самых сильных сторон авторов – становление и поиски личности – здесь в полной мере не раскрывается.
Вторая. Сюжетная линия. Слишком долго затянулось появление собственно фэнтезийной составляющей; слишком не связаны между собой главы; и очень, ну прям очень не принимает сердце момент манипуляции.
Про бессмысленный конец не говорю – книга начала мне не нравиться задолго до него.
P.S. Как и во всех книгах Дяченко, оцененных мной ниже девятки, хочется оговориться: книга не настолько плоха, как я её оцениваю и критикую. Просто от любимых авторов всегда ждёшь совершенства.
kkk72, 8 мая 2009 г.
Удивительно, как много изменилось в мире за последние пару десятков лет. Все реже услышишь детский смех во дворах, все меньше пацанов, гоняющих в футбол и хоккей. Старики-доминошники и вовсе почти исчезли. Сейчас все — от мала до велика сидят возле компьютеров и телевизоров. Да, эти средства информации дают нам невиданные ранее возможности. Теперь легко можно узнать о событии, произошедшем на другом краю планеты, через полчаса после того, как оно случилось. Теперь можно пообщаться с другом, которого ни разу не видел в лицо. Теперь можно прожить удивительную, наполненную событиями жизнь в какой-нибудь увлекательной игре. Но ведь своя жизнь при этом болтается ненужным придатком, проходит в бесконечном сидении за компом, в поисках информации, которая по большому счету не столь уж нужна. В погоне за новым, далеким, удивительным, мы так часто забываем о тех, кто рядом, о тех, кто действительно важен. Это — пожалуй, самое главное из того, о чем напоминает нам новая книга Дяченко, и к авторам, пожалуй, действительно стоит прислушаться.
Но для того, чтобы задуматься об этом, вполне достаточно прочесть первую главу романа. Все остальные главы интересны и занимательны, но...
Видимо, моей большой ошибкой было то, что «Vita Nostra» и «Цифровой» были прочитаны мной практически подряд. Очень уж видно, насколько они однотипны. То, что в первой части дилогии было замаскировано чуть лучше, во второй стало видно со всей очевидностью. Все второстепенные персонажи, весь антураж — все это лишь мишура, кое-как скрывающая главную проблему для авторов. Отношения Максима и Арсена — Учителя и Ученика, Ведущего и Ведомого, Господина и Раба — вот что стоит в центре книги. Точно так же, как и в «Vita Nostra», книга представляет собой подробное описание превращения человека в нечто, обладающее сверхчеловеческими возможностями, но лишенное человеческих чувств. Одна небольшая ошибка,совершенная Арсеном — и он попадает в западню, из которой нет выхода. Максим играет с ним, как кошка с мышкой, то манит новыми возможностями, то запугивает, ломая волю к сопротивлению, на протяжении всей книги. В какой-то мере этот роман — своеобразный пересказ истории Мефистофеля и Фауста на новый лад. Хотя время от времени у Максима-Мефистофеля с его восхвалениями работы проскакивают нотки то ли из Мира Полдня, то ли из НИИЧАВО Стругацких. Да, в этом романе герой снова показан в развитии, но это развитие, как всегда у Дяченко, не является его выбором. Герой не идет сам к какой-то цели, его загоняют туда силой и хитростью. Должен сказать, что вот именно такое «страдательное наклонение» героя всегда мне и не нравилось у Дяченко. Еще один штрих — если в «Vita Nostra» главным способом воздействия на героиню был ее страх, прямое давление и запугивание, то в «Цифровом» речь идет скорее об обмане, непрерывном манипулировании. Действительно, зачем палкой гнать крысу по лабиринту, если можно заманить ее туда запахом сыра? Вот только авторы лукавят, когда пытаются свести к манипулированию все человеческие отношения, намекая, что искренности в них нет и быть не может.
Что касается антуража, то он неплох, но не более того. Сколько всего уже было написано на тему существования в сети. и Дяченко составили довольно удачную компиляцию из произведений своих предшественников. Первая глава — о мире Министра — очень напомнила мне «Лабиринт отражений» Лукьяненко. Глава о пионерлагере — творчество Крапивина и «Рыцарей 40 островов» того же Лукьяненко. Выделилась на общем фоне глава о людях-играх. Но и здесь чувствуется сильное влияние «Восставших из рая» Олди. При этом быстрое развитие героя заставляет авторов перескакивать через многие интересные моменты и вести, вести его все дальше и дальше.
В итоге роман оставил очень двойственное впечатление. С одной стороны, не могу не отдать должное авторам, в очередной раз написавшим увлекательный и качественный роман. С другой стороны, во многом роман достаточно вторичен, а с главными идеями авторов я не готов согласиться. Так что не зацепила меня серьезно эта история. Что ж, посмотрим, что будет в третьей части цикла
Мэлькор, 28 июля 2014 г.
Как вы считаете, какие самые известные фантасты на постсоветском пространстве? Ладно, это был глупый вопрос. А какие самые именитые, помимо Лукьяненко? Если вы ответили Марина и Сергей Дяченко, то вы недалеки от истины, а точнее попали в самую точку.
«Vita nostra brevis est, Brevi finietur» цитатой из Гаудеамуса авторы представляют основной замысел цикла «Метаморфозы», который был начат романом «Vita nostra». Что было в Вите? Хорошие персонажи, занимательный сюжет, прекрасный язык... неплохие мысли. Всё это делало этот роман запоминающимся, самобытным и не без изюминки. Однако, говоря о сиквеле, пусть и не прямом по сюжету, но прямом по развитию мыслей, авторы рискуют попасть в ловушку. «А сможете? Это вам по силам? Сможете, повторить успех предшественника или же нет?». К счастью, в случае «Цифрового» можно ответить утвердительно, ибо роман действительно очень и очень хорош. У Дяченко получилась очень вкусная и «питательная» книга, среди ингредиентов можно отыскать киберпанк, гуманитарную фантастику, психологический роман... Жанры можно перечислять долго, но ни один из них не будет подходить полностью, слишком много всего было сброшено в котёл.
Главная особенность «Цифрового», как и всякой хорошей книги в том, что её можно воспринимать совершенно по-разному.
С одной стороны, это заново, в авторском видении, пересказанная история о докторе Фаусте и Мефистофеле. Или очередная вариация на библейскую легенду о Еве, запретном плоде и Змее-искусителе. Или, совсем обобщая, вечная история о человеке, который захотел чего-то настолько сильно, что Дьявол явился к нему, любезно предлагая контракт со всеми обязательствами и правилами юрисдикции. Вот вам иголочка, а теперь, пожалуйста, поставьте подпись вашей собственной кровью из пальца, будьте так любезны!
С другой стороны, это великолепно рассказанная история о власти и всемогуществе, а точнее о том, кто достиг в деле управления и манипулировании наивысшего искусства и о том, кто лишь начинает постигать эту, вне сомнений, «полезную» науку. Речь идёт, конечно, о Арсении Снегове и Максиме. Последний чем-то напоминает Петира Бейлиша из сами-знаете-какого-цикла, по типу личности они очень схожи. Оба — «кукловоды», оба любят планировать свои действия на несколько шагов вперёд, оба — хитрые, вёрткие и чертовски обаятельные личности. Главное их различие состоит лишь в том, что они преследуют разные цели. Да, Мизинец хочет богатства, власти и славы, но это человеческие ценности, к тому же у него есть и вполне очевидные слабости вроде тщеславия, привязанности к любимой женщине... Максим же совсем другой. Его цели до конца романа покрыты завесой тайны. И как оказывается он действительно не человек... хоть и преследует вполне человеческую цель, но методы её достижения у него явно другие.
Это подводит нас к другой грани романа — это ещё и отличная ксенофанстастика. Внеземной разум, который представляет из себя Максим выписан колоритно, устрашающе и что главное... узнаваемо. В этом-то и весь страх и возникающий дискомфорт, ведь то, что творит Максим в нашем мире, не вымысел, а самая что ни на есть правда, только преобразованная и поданная под фантастику.
И таким образом, мы подходим к самому простому (но не последнему), внешнему слою книги. О том как наш век влияет на нас. Обилие рекламы, люди, тонущие в море лжи, подмена понятий и ценностей, когда интернет, блог, телевизор, компьютерные игрушки — становятся основой жизни, и виртуальный мир становится намного реальнее настоящего. Ярче всего это показано на персонаже Арсения. Он не представляет себе жизнь без компьютера, он ярко выраженный эскапист, он тот, кто полностью отдал себя ролевой игре — солнце в ней для него реальнее настоящего, запахи ощутимее, а чувства намного сильней...
К чему ведёт подобное, прекрасно показано в последней главе, а вкупе со всемогуществом, которым наделил пятнадцатилетнего подростка Максим, это становится ещё отчётливей и ярче. Практически полная замкнутость, циничность и постепенная утрата любви и человечности...
Допускаю, что я многого не увидел в романе. Но на то он и роман, чтобы открываться постепенно, каждый раз поворачиваясь доселе неведомой стороной!
В отличие от «Vita Nostra» у «Цифрового» есть один хороший козырь — очень правильная и не смазанная концовка. Да, она мрачная, даже пессимистичная. С другой стороны, пессимистичная не значит безнадёжная и в конце Арсений вновь становится человеком. Людей судят по поступкам, а не по тому, что говорит им там программа в голове...
И это ведь я сказал только про смысловую составляющую! А как же другие персонажи, ведь не только всё на Максиме и Арсении строится, как вы могли подумать? Нет, колоритных героев здесь хватает — мрачный и опасный Толик, недоступная Аня, искренняя Ирина «Баффи» (привет, фанатам сериала) Игнатова, родители Арсения... Они сразу врезаются в память, поверьте.
Про сюжет, я думаю, говорить смысла нет. Достаточно лишь упомянуть о его увлекательности, скучать он не даёт.
Словом, прекрасный роман. Рекомендую всем, кто ценит хорошую фантастику и литературу, а также желает узнать о том, что творится «в наших пенатах».
Deliann, 25 апреля 2018 г.
На первый взгляд «Цифровой» выглядит злым братом-близнецом романа «Vita Nostra». На второй и последующие, впрочем, тоже: одна и та же структура сюжета, главные герои – подростки, претерпевающие схожие метаморфозы, наличие наставника и так далее. Однако, дьявол кроется в деталях, но до них мы еще дойдем.
Арсений Снегов – обычный подросток, увлеченный компьютерными играми. Само по себе это неплохо, таких ребят много, но Арсений выделяется масштабами своей увлеченности и достаточно незаурядными геймерскими способностями. Сейчас таких называют «нердами» (это если цензурно). И вот однажды Арсен попадает в переплет из-за своих интриг в онлайн игре. Ситуация аховая, вплоть до угрозы реальной расправы, однако Арсена выручает Максим и сходу предлагает работу тестировщика игр. Вот тут-то все и завертелось.
Как я уже говорил, схожесть с предыдущим романом цикла видна невооруженным взглядом, но прямой связи между книгами нет. Лишь однажды Арсений видит девушку в фиолетовой куртке, которая читает роман «Vita Nostra». Между тем, главный герой «Цифрового» не вызывает сочувствия, а само произведение не держит в напряжении. Помнится, в отзыве на предыдущую книгу я писал, что не мог оторваться от чтения и прикидывал для Саши возможные пути решения для ее проблем. С Арсением такого не возникало, а роман читался далеко не взахлеб. Причин у этого несколько.
Во-первых, авторам не удалось нормально прописать фантастическое допущение. В «Vita Nostra» тоже такое было, но там всю недосказанность можно списать на мистику и сфокусированность повествования на судьбе главной героини. В «Цифровом» авторы заигрывают с киберпанком, но именно, что заигрывают, не погружаясь в тему достаточно глубоко, и показывая довольно поверхностный уровень.
Во-вторых,
В третьих, сознательно выписывая не особо приятного главного героя, авторы лишили читателя чувства сопереживания персонажу, что в совокупности со слабым фантастическим допущением ломало ощущение сопричастности. Справедливости ради, отмечу, что сам по себе Арсений получился вполне живым и достоверным, просто неприятным. Происходящее с ним не находило у меня эмоционального отклика, из-за чего проблема отложить книгу вообще не возникала. При этом интересные персонажи в книге есть, тот же Максим, например, да и все девушки, представляющие любовный интерес для главного героя. Именно взаимодействие с ними представляло для меня главный интерес при чтении. Остальное – постольку, поскольку.
«Цифровой» — неплохой фантастический роман с киберпанковскими настроениями. Он проигрывает в сравнении с «Vita Nostra», но сам по себе выглядит не так уж плохо. Читается роман очень легко, благодаря языку авторов, персонажи живые, пусть и не все из них приятные, присутствуют социальные, этические и философские подтексты. В общем, неплохо, но могло бы быть и получше.
Gnbwsyf, 20 мая 2011 г.
Меня «Цифровой» задел за живое. Многие из нас уже стали зависимыми от телевизора, инета, от компов, от сотовых.
Как бы вы себя ощутили, если бы вас лешили всего этого?
Я мягко говоря некомфортно.
Вчера вечером поймала себя на мысли, что не могу находится дома, чтобы не был включен ни телевизор, ни комп, ни по телефону чтоб не болтала. Если захожу в кухню поесть — тут же включаю телек, это уже привычка. Вообще телевизор давно перестал быть предметом семейного просмотра. Ну, помните, как раньше вся семья собиралась перед телеком, чтобы посмотреть какой-нибудь фильм (это когда ещё канала было всего два). Теперь у каждого в своей комнате свой телек: муж смотрит своё, я своё, сын своё... по разным комантам :frown: Ну, а компьютер — вообще отдельная тема. Он у нас пока только один в квартире, и вечером мы торопимся... НЕ УЗНАТЬ КАК ДЕЛА И ЧТО НОВОГО ПРОИЗОШЛО ЗА ДЕНЬ, а.... правильно, кто первый займёт место перед монитором. А тот кто не успел — ждёт.... но НЕ ОБЩЕНИЯ С БЛИЗКИМИ ЖДЁТ, а..... ждёт, когда ему уступят место перед компом.
МЫ УЖЕ ПОЧТИ ЗОМБИ!
Прочитав «Цифрового» мне стало жутко.... А если действительно научатся создавать такие игрушки... Которые будут менять наше сознание, заставляя совершать определенные действия.....
А МОЖЕТ УЖЕ УМЕЮТ :eek::eek::eek:
P.S. 02.07.2011 Компьютеров в доме уже два :biggrin::biggrin::biggrin::biggrin::biggrin::biggrin::biggrin:
Semenych, 12 октября 2016 г.
Дяченко наверное один из самых, а может быть и самый профессиональный, не ординарный «писатель» (коллективный писатель) конца 90-х, начала 2000-х. Они очень хорошо и правильно пишут, т.е. уровень исполнения и владения языков у них прекрасен, у них стройный «не провисающий» сюжет, они каждый раз выбирают не тривиальную новую тему. У них нет (ну или почти нет) произведений одного сюжета/одного героя.
В Цифровом они подняли новую, достаточно острую тему «как устроен молодой человек плотно зависающий в компьютерных играх в частности и интернете вообще».
И как бы все было в книге хорошо. Но есть ровно одна проблема. Авторы в теме не разобрались. Они зацепились за ряд видимых на поверхности крайних случаев и на их базе построили книгу.
Я бы квалифицировал книгу как атаку годными средствами на негодный объект. Увы выстрел из главного калибра ушел мимо цели.
Цефтриаксон, 2 апреля 2012 г.
купил и скачал. цифровой же
Первое впечатление — это как... Знаете, когда родители пытаются влезть в субкультуру ребёнка-подростка, то чаще всего выходит весьма унылое и чрезвычайно жалкое подражание. Употребление мемов не к месту. Клоунада и наигрыш. Посмотрите как Петросян рэп читает — и сразу понятно о чём я говорю.
Если родители чуток поумнее — они стараются вникнуть в первоисточники всей этой мишуры. И тогда получается чуть лучше, но всё равно фальшиво. Но если и сам ребёнок не особо блистает — то в этом случае всё заканчивается хорошо.
ТАк вот. Первое впечатление о «Цифровом» как раз второй вариант и напомнило. Профессиональная попытка сыграть на «сетевой» субкультуре. Та самая «манипуляция». Вот только кажется мне ,что авторы посчитали вероятного потребителя их текста настолько поверхностным и тупым, что свели всё к куцему набору «базовых» инстинктивных побуждений. Получилось ярко, вот только пикселизация зашкаливает и палитрочка кислотная, глаз режет.
Попытки же пройтись острым пером по гейм-зависимым и попытки использовать «типа компьютерные» термины и вовсе вызывают смех. Хотя врать не буду. По сравнению с попытками многих коллег по цеху — это шаг вперёд. Правда дальше восприятия информационного пространства как интерфейса и тут не продвинулось.
Попробую, чтоли почитать и остальные романы цикла.