В предыдущих (первая, вторая) частях обзора были рассмотрены первые десять книг серии «Метро 2033». На этот раз большая часть книг, изданных в серии, принадлежали к «региональным», то есть посвященным провинциальным городам. Не Москве, не Питеру, и даже не Киеву. Обычные, крупные города России, в которых уже есть или вот-вот появится метро. Не знаю, о чем думали писатели, уничтожая родные города. Было ли им их жалко, помнили ли об опасности, что события, описанные в книгах, реализуются, неизвестно. Хотя, честно говоря, я рад, что мой город в список ометроченных не попал. Большинство авторов нельзя назвать известными, несколько и вовсе дебютанты. Так что я изначально не рассчитывал на высокий уровень или оригинальность книг.
11.
На этот раз мы оказываемся в Ростове, где, разумеется, природа также претерпела серьезные изменения. И, спустя несколько лет после катастрофы станции внезапно атакует орда мутировавшей саранчи или чего-то подобного. Первая половина книги мне показалась более удачной. Отлично переданная атмосфера страха и ожидания беды. Темп действия нарочито неспешный, еще больше усиливает тягостное предчувствие. А затем лавина срывается с горы, и события сыплются одно за другим. И здесь ощущение достоверности начинает пропадать. Действие больше напоминает экзотичное фантазерство, персонажи уплощаются до картона. Финал..., что тут сказать. Лучше такой финал, чем никакого. Наверное. Но рекомендовать эту книгу я бы не стал. Разве что, если вы поклонник Мельникова.
Итог: очередное спасение крошечного подземного мирка.
12.
А что, сделать главным героем профессионального переговорщика-дипломата, довольно неплохая идея. От брутальных сталкеров и наивных юнцов читатели уже подустали. А тут отличное поле деятельности, еще совершенно не избитое. События книги происходят в Самаре, окруженной куполом неизвестной природы. В городе есть лишь две значительные силы, непрестанно враждующие друг с другом. Немало вопросов вызывает ключевой ход Палия, который обеспечил герою таинственную, верную помощницу, которая больше напоминает авторский инструмент, чем живого человека. Когда нужно, она предупредит, когда нужно — защитит, когда нужно — подскажет. Собственно, в полной мере смекалку герой проявит лишь раз, но зато на все сто. В целом, в книге нет ничего из ряда вон выходящего, ни хорошего, ни плохого.
Итог: обычный приключенческий квест с картой, тайной и спутниками.
13.
В литературу Москвин пришел, как автор боевиков, рассказывающих о нелегких буднях боевых пловцов, и в фантастическом жанре работает относительно недавно. Все три подобные книги, описывающие борьбу с какими-нибудь пришельцами, довольно однообразны и построены по одному и тому же шаблону. Отчасти здесь разыгрывается точно такой же сценарий. Есть угроза, которую никто не может уничтожить, есть герои, которые, вроде бы, обычные люди, и есть путь, который они пройдут, чтобы найти единственно возможный выход. Не знаю, почему, но я смог поверить в героев Москвина. Может, из-за стилистики, напоминающей героические произведения. Может, из-за того, что автор умеренно использовал рояли, где-то намеренно оставляя их на виду, а где-то наоборот скрывая. А может, просто захотелось поверить, что герои еще не перевелись.
Итог: типичный рыцарский роман в постапокалиптическом антураже с нетипичной концовкой.
14.
Книга-дебьют неизменно несет яркий отпечаток личности автора. Его сокровенные идеи, образы, мысли. И очень велик соблазн вложить все без остатка в первую книгу. В результате, произведение больше напоминает лоскутное одеяло из-за слабосвязанных, разнородных частей. Общая линия едва едва заметна, хотя некоторые эпизоды сами по себе получились весьма неплохими. Будь в книге сильная сквозная идея, будь в ней более четкая связь между прошлым и будущим, будь в ней по-меньше белых пятен и недомолвок, я бы поставил ей более высокую оценку. Роман спасло то, что некоторые эпизоды и персонажи зацепили меня, в противном случае оценка была бы куда ниже.
Итог: сборная солянка неплохих идей в средней реализации.
15.
В последнее время в жанре фэнтези сформировалось целое ответвление книг, написанных женщинами исключительно для женщин, которое получило говорящее название «женское фэнтези». Так вот, нечто подобное мы наблюдаем и здесь, в серии «Метро». Ведь «Станция-призрак» — яркий пример подобной литературы. Только в постапокалиптическом антураже. Об этом свидетельствует и слабая логика, и надоедливые душевные терзания героини, и раздражающая наивностью мораль. Отдельные схватки почти не исправляют ситуацию. Впрочем, у произведения есть еще одна особенность, которая, возможно, кого-то порадует, большое количество отсылок и упоминаний персонажей из других книг серии. Если вы будете сочувствовать главной героине, книга вам скорее всего понравится. В противном случае, не тратьте время попусту.
Итог: пример заурядной женской литературы без особых изысков.
Продолжение следует...
P.S.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
1. Интересны (нужны) ли вам обзоры на серию книг «Метро 2033»?
2. Интересны (нужны) ли вам обзоры на другие серии книг? (Можно предлагать варианты)