| |
| Статья написана 22 октября 2008 г. 23:09 |
Щемяще-грустная история, рассказанная Голышевым... Впервые я его увидел в самом начале 90-х... мне тогда было 19 лет пришел я в Великий пост в церковь Спаса-Преображения (на первой фото ее вполне узнаваемый кусочек)... да так там и остался... на пять лет... отец Дамиан тогда произвел на меня совершенно ошеломляющее впечатление во-первых, он молился над Дарами... по-настоящему... со слезами... во-вторых, он потрясающе читал Евангелие... и дело даже не в абсолютном слухе и удивительной музыкальности... ОН ПОНИМАЛ, ЧТО ЧИТАЕТ... более того, ЧУВСТВОВАЛ текст... после него невозможно было тупо тараторить даже Часы (не говоря об Апостоле)... а еще... Помню свое первое Прощенное Воскресенье (в 1992-м, кажется, году). Весело было – кувыркаешься, целуешься с незнакомыми людьми: "Бог простит" и т.д. Забежал за какой-то надобностью в алтарь. В углу настоятель стоит – благообразный и строгий. Еще при Никодиме в Ленинградской духовной академии учился. Увидел меня и медленно на колени опускается. "Прости, Христа ради!". Когда он лоб от пола оторвал, смотрю – в глазах слёзы. И самое жуткое – понимаю, что это не наиграно. Я в тот день замешкался с кадилом — он его у меня вырвал раздраженно. Так вот – вижу, что и этот проходной эпизод его обременяет, и от него тоже он освобождается. А еще понимаю, что мое ответное испрошение прощения – пустое, как барабан. Ничего в нем нет. И от этого стыдно. Начинаю догадываться: духовная жизнь – заполнение этой пустоты… А потом в нашем храме чудесным образом икона обновилась. Каждый день ее видел. Черна была, еле-еле контур заметен – больше ничего не разглядишь. Много раз пытались чистить – бесполезно. Даже не знали что это за Богородичная икона… Вдруг вижу – икона светлая, как новая. Читаю: "Яхромская". Бегу в алтарь за календарем. Так и есть — именно сегодня день этой редкой иконы (никогда раньше о такой не слышал). Зову священника, служим молебен. Еще одно чудо. Обычное дело… А еще помню, как на Пасху входил в храм после Крестного хода. Залитое светом пространство казалось таким плотным, насыщенным – будто я мухой барахтаюсь в янтарном меде. И вдруг "выключили звук" (может быть все вокруг застыли – не знаю, не успел посмотреть). Где-то помимо сознания пронеслось: "Божья благодать – как вода. Все ею пропитано. Она везде. И в тебе". Чувствую: пористый, как губка — весь сочусь. И тут… бац! — "включили звук". Все вокруг движется, ликует "Утренюем утреннюю глубоку!". На меня никто не смотрит — никто ничего не заметил. А мне показалось, что не меньше минуты прошло... Один раз такое было. Больше не повторялось… http://www.nazlobu.ru/publications/articl... вот как-то так... А потом началась "борьба за землю" — оказалось, что по каким-то древним чертежам храм якобы мог требовать прирезать себе нехилый участок, на котором нечестиво расположилась детская площадка и дорожка, по которой окрестные жители ходили к остановке... при содействии префекта поруганная нехристями земля была возвращена законному владельцу... храмовая ограда переместилась вглубь жилого массива... а батюшка преобразился... не сразу, но кардинально... подробностей не будет... уже после того, как я из этой церкви ушел, она горела... сама или помог кто-то — Бог весть... с тех пор я не был в ней ни разу... на трамвае мимо ездил — видел обугленную алтарную часть и купол, видел как ремонтировали... всё http://golishev.livejournal.com/1168660.h... Почему я перепечатываю посты Голышева из ЖЖ? Потому что знаком с ним давно — с конца 1990-х. Он в то время вел в газете "Завтра" колонку "Времена и сроки", посвященную праздничным датам православного церковного календаря. Отличная была колонка. Признаюсь, что глубже, оригинальнее, увлекательнее, чем Голышев, про церковные праздники никто не писал. А прочел таких статей немало: и в православных, и в католических изданиях. Много с той поры воды утекло...
|
| | |
| Статья написана 21 октября 2008 г. 15:39 |
вопрос: Прежде чем начать разговор собственно о книге, не могу не спросить — как случилось, что до выхода сборника в печать его опять украли и выложили в интернете? ответ: Я думаю, мою книгу в Сеть выложило грузинское гестапо. Это попытка отомстить за то, что я начал русско-грузинскую войну — о чем я недавно с интересом прочел в "Аргументах и фактах". Мне уже доводилось быть и чернокожей женщиной, и контролировать ларьки на юге Москвы, но такое со мной впервые. Знаете, как в анекдоте — "о как!" в: А вы сами часто музыку и фильмы из интернета скачиваете или всегда покупаете лицензионные носители? о: Я скачиваю из интернета и музыку, и книги — не так чтобы часто, но бывает. Фильмы — нет, я давно не видел ни одного фильма, который стоил бы трафика. Но если есть возможность заплатить за то, что мне нужно, особенно каким-нибудь простым методом — например, по эсэмэске, — я это делаю. в: Просто сейчас большинство музыкантов перестали обращать внимание на то, что их альбомы часто еще до выхода выкладываются в Сеть, и считают это правильным способом раскрутки. А кто хочет — купит диск. Может, писателям тоже нужно так поступать? о: Я считаю — и обязательно этим займусь, когда вернусь в большую политику, — что в свободный доступ надо в первую очередь выложить акции "Газпрома" и нефтяных компаний. Вот это действительно должно быть общим достоянием, потому что это природная рента, которая в равной степени принадлежит всем по естественному праву. Попробуйте устроить опрос общественного мнения по этому поводу, сами увидите. Но этого почему-то не происходит. Зато у нас есть возможность воровать по мелочам — уклоняться от налогов, смотреть пиратские фильмы и так далее, — что символически объединяет нас с элитой в одно целое. Это, так сказать, невидимая "рублевская ленточка", которую каждый телепузик до поры до времени носит на своей антенне. Интернет-дистрибуция — это, естественно, вопрос не моральный, а технический. Она существует во всем мире, но только у нас организована таким образом, что порталы размещают принудительную рекламу на страницах с пиратскими линками — и ни за что при этом не отвечают. На Западе их давно засудили бы до мышей, потому что элементарно можно доказать, что они таким образом наживаются на пиратстве. У нас этого не происходит, потому что на фоне большого воровства маленькое кажется незаметным и даже естественным — таким, знаете, контрапунктиком в государственной фуге. Подумаешь, кто-то качает книгу — тут всю страну скачали несколько раз в разные стороны, только вот засэйвить почему-то не могут. Чего уж о книжках-то. Тем не менее человек по природе добр и готов платить за то, чем пользуется, но только в том случае, если у него есть возможность сделать это без хлопот и головной боли. А интернет-бизнес в России сегодня построен таким образом, что украсть проще, чем купить, даже если вы готовы заплатить. Все это, конечно, не особенно важно — книга ведь пишется не для рынка, а для Прекрасного Читателя, если перефразировать Блока. Огурец растет не для того, чтобы его продали, а для того, чтобы его съели. Но осадок остается даже у огурца. У Астафьева была основанная на военном опыте книга, которая называлась "Прокляты и Убиты". А я бы мог написать пронзительный роман под названием "Скачан и Обосран". Только не буду — все равно его потом скачают и обосрут.
" Нет никакой моды и трендов"в: Теперь про обложку. На ней красуется фраза: "Книга написана с применением технологий боевого НЛП". Приемы НЛП в России были в моде в 1990-х во времена сексуальной революции. Тогда тренинги рекламировались как способ затащить понравившуюся девушку в постель. Почему вы сейчас заговорили о нейролингвистическом программировании? о: Нет никакой моды и трендов, есть только разговоры о моде и трендах, с помощью которых некоторые хитрожопые граждане делают вид, что они хорошо разбираются в том, чего не существует. Это практически беспроигрышный метод. Поскольку того, о чем эти граждане говорят, нет нигде за пределами выстраиваемой ими фразы, они всегда будут разбираться в предмете намного лучше собеседника и выглядеть продвинуто и умно. Это, кстати сказать, одна из технологий боевого НЛП. Кроме того, именно на этом приеме строится гламурная журналистика и такая ее разновидность, как антигламурная проза. На самом деле то, что называют "нейролингвистическим программированием" или, к примеру, "постмодернизмом", не имеет никакого отношения к моде и трендам. Это практически вечные явления, им столько же лет, сколько пирамидам и Трое. Просто их раньше так не называли. Экклезиаст говорил, что на земле нет ничего нового. Он был не прав, новое есть. Это терминология и упаковка. Но в ее постоянной новизне тоже есть нечто неизменное. Возьмите, например, женскую красоту — яркий фантик, в который природа заворачивает детородную функцию. Как вы думаете, она из века в век одна и та же или все время разная? Это очень непростой и интересный вопрос. в: Первый рассказ сборника "Зал поющих кариатид" отсылает к "Жизни насекомых" и, разумеется, к "Превращению" Кафки. Только если у Кафки Грегор Замза после превращения в таракана деградировал и погиб, то Лена, став самкой богомола, духовно очистилась и выросла над себе подобными. А как это соотносится с "Жизнью насекомых", где все персонажи — членистоногие и чешуекрылые? И сексуальные сцены с отрыванием головы в обоих повестях очень похожи... о: Если мой рассказ вас куда-то отослал, я проведу с ним разъяснительную беседу, чтобы он никогда больше не смел так вести себя с дамой. Приношу вам за него извинения. Что до меня, то литературоведа в себе я преодолел еще в Литературном институте — за что меня, собственно, оттуда и отчислили с формулировкой "как утратившего связь". Поэтому мне действительно сложно сказать что-нибудь на эту тему. Есть два разнонаправленных психических вектора — анализ и синтез, рассечение и слияние. Их сложно совместить в рамках одного сознания, хотя теоретически, конечно, возможно и такое. В литературном анализе есть что-то от анальной фиксации имени Зигмунда Фрейда — недаром эти слова так похожи. А творческий синтез связан не столько со сфинкторами, сколько со сфинксами. Каждому свое. "Олигархи тоже отстают от жизни" в: У вас в книге олигархи продолжают выглядеть как новые русские — толстенькие, румяные, глуповатые... Образ не устарел? о: Образ, который создали ваши слова, устареет тогда, когда устареют полнота, глупость и румянец. Но вы коснулись действительно интересной темы. Я в свое время написал, что ничего так не выдает принадлежности человека к низшим классам общества, как способность разбираться в дорогих часах и автомобилях. Сейчас я бы добавил к этому списку тайное знание о том, каковы олигархи в действительности. Мне доводилось замечать, что настоящие олигархи тоже сильно отстают от жизни и не имеют никакого понятия о том, какие они сегодня, — просто потому, что им некогда глотать гламурный медиа-отстой. Эта жижа и связанное с ней тайное знание действительно существуют только для бедных. Но в этом тоже нет ничего нового. Если бы людоедка Эллочка прочитала "Великого Гэтсби", она бы наморщила носик и сказала, что Фитцджеральд отстал от трендов и Вандербильты не такие. А на самом деле впереди была первая пятилетка, коллективизация и голод. в: Вообще, каково место олигархов в современной России? Например, Ходорковский был нужен хотя бы для того, чтобы быть примерно наказанным. Их роль сейчас, кроме дарения государству яиц Фаберже и коллекций живописных полотен? о: Главная функция российских олигархов сегодня — работать героями моих произведений и падать под ударами неумолимой судьбы, обливаясь слезами и кровью. Больше от них никакой пользы нет, я считаю. в: А фигура политтехнолога со времен "Generation П" изменилась? о: Да, он сильно растолстел. в: Что сейчас должен делать Вавилен Татарский? о: Ловить грузинских шпионов, которые выкладывают в Сеть мои произведения. Но помнить, что в любой момент грузинским шпионом могут объявить его самого. в: Вы принимали участие в работе над экранизацией "Generation П"? о: Нет. в: В романе речь идет о реформах 80-90-х, а в последнее время в моде установки на крепкую государственность, стабильность и всяческий позитив. Как, на ваш взгляд, фильм должен смотреться сейчас? Как отражение нашей недавней истории? о: Это, мне кажется, будет зависеть от фильма. в: Не следует ли в связи с переменами в стране переименовать пространство Фридмана в пространство Шварцмана, где последний воспользуется результатами повторной национализации? о: Знаете, как в народе говорят — переименуй не переименуй, все равно получишь коррупционную сырьевую экономику. в: Кстати, как отразился на пространстве Фридмана теперешний мировой банковский кризис? о: Фридман, насколько я знаю, решил прикупить активов за границей. "Я много лет не пью и не курю" в: Как известно, о вас ходит множество слухов — один гротескнее другого. Один из мифов о Викторе Пелевине, что вы бывший/практикующий наркоман. При этом повести сборника написаны так, как будто автор по себе знает, что такое состояние измененного сознания. Это правда? о: Что значит — измененное состояние сознания? Измененное по отношению к кому и чему? Для меня, например, измененным состоянием сознания является поток мыслей офицера ГАИ или депутата Госдумы. Весь вопрос в том, что вы принимаете за точку отсчета. Теперь о наркотиках. В молодости со мной всякое бывало — как, например, и с Биллом Клинтоном. Только он не вдыхал, а я не выдыхал, а так очень похоже. Но я уже давно не употребляю наркотиков. Единственный стимулятор в моей жизни — это китайский чай. Я научился ценить простое, ясное и трезвое состояние ума. Мне никуда из него не хочется уходить, это мой дом, мне в нем хорошо и уютно. Я много лет не пью и не курю. Для меня принимать наркотики или психотропы — это примерно как зимой раздеться догола, выйти на улицу и побежать куда-то трусцой по слякоти. Теоретически говоря, можно такое проделать, организм выдержит, но ничего привлекательного в такой прогулке я не вижу и никаких озарений от нее не жду. Состояния, которые я описываю в книгах, посещают меня безо всякой химии. Если мои герои принимают какие-то фантастические вещества, это просто сюжетный ход, который позволяет мне рационально объяснить возникновение подобных переживаний у них. Вы же не спрашиваете, например, Акунина или Маринину, сколько старушек они мочат в неделю — хотя по их книгам уголовный розыск вполне может решить, что они хорошо знакомы с технологией убийства или даже занимаются его пропагандой. А вот меня почему-то постоянно спрашивают, употребляю я наркотики или нет. Нет, не употребляю, никому не советую и где купить, тоже не знаю. в: А комментарий нарколога, которым заканчивается книга, призван объяснить читателям, что не стоит злоупотреблять с экспериментами, или отвести глаза Госнаркоконтролю? о: Знаете, часто автор и читатель понимают один и тот же текст по-разному. В "Ревизоре" все увидели социальную сатиру, а для самого Гоголя смысл был в том, что Хлестаков — это ложная внешняя личность, светская оболочка. А настоящий ревизор, появляющийся под занавес, — это подлинная совесть, пробуждающаяся в самом конце жизненной драмы. Для меня "Ассасин" — это, в общем, схожая метафора. Человек блуждает в лабиринте ложных смыслов, а потом его настигает смерть. "Даджал Абулахабов", который сообщает об этом, — это, если хотите, мусульманское обозначение дьявола, врага. Он-то и является настоящим ассасином, который перерезает нить жизни человека, заблудившегося среди фальшивых удовольствий и пустых смыслов. Мы думаем, что можем вычислить истину, выдумать ее вместе с Рене Декартом, произвести ее из своего ума, как гашиш делают из конопли, — а истина ждет нас как раз там, где ум прекращает гнаться за собственной тенью. Мы сами производим из себя ядовитые наркотики, которыми потом одурманиваемся, но ум, который этим занят, сам же в силах это прекратить и пробудиться. В этом смысл повести — во всяком случае, для меня. Но вы можете увидеть в тексте какое-то другое отражение, это нормально. Главное — помнить, что это не мое отражение, а ваше. в: И последнее: чувствую себя немного странно, потому что так и не поняла — при чем тут "политические пигмеи Пиндостана", когда о США в книге ни слова... То ли НЛП на меня не подействовало, то ли мне срочно нужна лепешка с гашишем... о: Вам не нужна лепешка с гашишем, вы и без нее видите "глаза Госнаркоконтроля" — а я вот даже представить себе такого не могу. Но если вы чувствуете себя немного странно, значит, НЛП на вас все-таки подействовало. Поэтому не удивляйтесь, если почувствуете зуд в ладонях и звон в ушах. Затем вам может показаться, что у вас появилась вторая пара ног и ухо тьмы. Постепенно вы станете красивым серо-зеленым богомолом, сидящим на краю редакционного стола. А дальше все будет очень хорошо.
|
| | |
| Статья написана 21 октября 2008 г. 10:12 |
Паук ака Сергей Троицикий ("Коррозия металла") пишет в своей книжке "Девки, музыка и бухло" (ЭКСМО, 2008): «…С 1984 года всех рок музыкантов обязали петь 80 процентов репертуара Советских композиторов и лицемерные песни о Ленине. Эти произведения в основном было жуткое дерьмо, удобоваримое лишь для бомжей и задроченных Советской властью урелов, обывателей и быдляка. За эфиры в СМИ "Мафия композиторов" получала неплохой куш, часть из которого шла в виде взяток людям из КПСС и силовых ведомств. Весь советский радио эфир и телек заполнили бесконечные ротации уреловских песен Пугачевой, Ротары, "Песняров", "Самоцветов", Паульса, Леоньтьева, Гнатюка и прочего дерьма. Особой популярность пользовался "ЮМОР", а также смехопонорамы с участием осточертевшего Райкина и съездов КПСС. Многие интеллигентные люди, молодежь, а также те, кто пьет водку, вынуждены были покупать в аптеке беруши и черные очки, чтобы не слышать и не видеть весь этот бред. Советская система деградировала до такой степени, что совдеповские чиновники уже не отличали хорошего от плохого и были озабочены лишь собственным выживанием в смешном застойном болоте Империи Зла. В запрещенных книгах и музыке Pink Floyd, Beatles, Doors, Sex Pistols, Kiss, Iron Maiden и АС/DC мы пыталась найти свою правду, развлечения и духовные ценности отличные от официальной омерзительной пропаганды. Многие парни отказывалась ехать на безмазовую войну в Афганистане, люди шли на улицы вливаясь в неформальные движения утюгов, хипарей, металллистов и люберов. Таким образом, они протестовали против "Системы – серой и скотской жизни", а своим поведением и диким самодельным прикидом бросали вызов обществу: послушных совковых людей рабов — винтиков дремучих механизмов. В начале 80-х годов нас постоянно винтили в ментовку, приходилось быть политическим подпольщиком, но мы выступали не за развал государства, например, а против маразма...» Но вообще-то последняя фраза – вполне серьёзная. Именно так – мы выступали не за развал государства, а против маразма. Отрывки из воспоминаний Паука можно прочесть вот здесь: http://lenta.ru/conf/pauk/ Кстати, у Паука получилась на удивление остроумная и очень неглупая книга с интереснейшими подробностями. Чего только стоит история про участие Паука в предвыборной компании на пост президента РФ (1996 г.) в команде небезызвестного миллионера Брынцаловат ("Феррейн"), выступившего с программой "русского национал-социализма". Сейчас почти никто не помнит подробностей, а всего-навсего 12 лет прошло. Коротка историческая память. А книгу Паука всячески рекомендую. Кстати, по слухам вроде бы ее начали изымать из торговых точек... Больно уж неполиткорректный текст получился. Особенно про "гостей с Юга".
|
| | |
| Статья написана 21 октября 2008 г. 03:56 |
Если бы мир мог проголосовать на предстоящих американских выборах, мы получили бы вот такую картину. http://www.iftheworldcouldvote.com/ Вы тоже можете... Заходите, голосуйте. Там же можно увидеть реультаты "всемирного" голосования и раскладку по странам. Обама одерживает убедительную победу. За Маккейна больше всего отдали голосов в Македонии, Буркина-Фасо, Азербайджане, Чехии, Гватемале и, как ни странно, — в Ираке и Венесуэле. Допек, видимо, многих венесуэльцев этот Чавес... А из Бурунди всего один проголосовал... И тот за Обаму...
|
| | |
| Статья написана 20 октября 2008 г. 23:42 |
Еще одна интереснейшая статья от Дмитрия Галковского. http://galkovsky.livejournal.com/133169.h... Вообще, Галковский пишет на темы, который обходят молчанием профессиональные историки. И с той, и с другой стороны. Правда, английский историк Дэвид Ирвинг любил в подобных темах копаться. Теперь в австрийской тюрьме сидит.
|
|
|