Дискуссия о советской и


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «mif1959» > Дискуссия о советской и англоязычной фантастике 1965 года в «The Magazine of Fantasy and Science Fiction»: E. Brandis, V. Dmitrevskiy. The Future, Its Promoters and False Prophets»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Дискуссия о советской и англоязычной фантастике 1965 года в «The Magazine of Fantasy and Science Fiction»: E. Brandis, V. Dmitrevskiy. The Future, Its Promoters and False Prophets»

Статья написана 6 октября 2024 г. 18:10

В октябрьском выпуске журнала «The Magazine of Fantasy and Science Fiction» за 1965 год появился отрывок из статьи Евгения БРАНДИСА и Владимира ДМИТРЕВСКОГО «Будущее, его провозвестники и лжепророки», ранее опубликованной в 1964 году в советском журнале «Коммунист». Как написал в предисловии F&SF, журнал специализируется «на публикации хороших историй, а не на обсуждении идей, содержащихся в них. Однако следующая статья должна заинтересовать наших читателей, хотя бы как показатель того, насколько далеко может зайти провокационная рука НФ. Это критика американской научной фантастики двумя советскими писателями в органе Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза. Мы благодарны Теодору Гершону за то, что он привлек наше внимание к этой статье».

Представляю читателям этот отрывок в обратном переводе с английского. А в ближайшее время – и отклики на этот отрывок от Айзека АЗИМОВА, Пола АНДЕРСОНА, Мака РЕЙНОЛЬДСА и Рэя БРЭДБЕРИ.


Евгений БРАНДИC и Владимир ДМИТРЕВСКИЙ

Будущее, его провозвестники и лжепророки

На Западе и в США, в частности, научная фантастика служит одним из средств идеологической обработки широких масс. В настоящее время в США издается массовым тиражом несколько специальных журналов (научно- фантастических (Galaxy, Amazing Stories, Fantastic Universe, Astounding Science Fiction, недавно переименованный в Analog, Fantasy and Science Fiction и другие).

Самой яркой чертой социальных пророчеств американских и английских писателей-фантастов является то, что они не основаны на какой-либо концепции прогрессивного развития общества, а предполагают регресс, упадок, вырождение, отсталость и уничтожение человечества. Современная западная научная фантастика пишет антиутопии, знаменательно, что буржуазные критики и сами писатели сами используют этот термин, говоря о социальной научной фантастике.

В рассказе «Прогресс» (1962) Пол АНДЕРСОН описывает жизнь на земле через несколько столетий после атомной войны, которая, по счастливой случайности, пощадила аборигенов Новой Зеландии — маори. Они, а возможно, и сам автор, считают, что человек может достичь благополучия и счастья, используя лишь парусные лодки, ветряные мельницы и электростанции, унаследованные от прошлого. Эти мрачные пророчества полностью соответствуют пессимистическим взглядам многих буржуазных ученых и писателей, которые не верят, что народы могут предотвратить всеобщее самоубийство.

Вслед за философами и социологами, буржуазные писатели проповедуют релятивизм, беспомощность разума перед таинственной и непознаваемой вселенной и иллюзорность социального прогресса. Они рассматривают историю как бесконечный цикл: то, что было, будет снова.

Характерной чертой современной научной фантастики англо-американских буржуазных писателей является проекция в будущее современных государственных отношений, социальных проблем, событий и конфликтов, присущих современному капитализму.

Эти писатели переносят империалистические противоречия в воображаемые космические миры, предполагая, что они будут подчинены старым отношениям господства и подчинения, колониализму и волчьим законам грабежа и наживы.

Результаты технократического режима ясно показаны в повести «Speakeasy» Мака РЕЙНОЛЬДСА, который был опубликован в январском выпуске журнала Fantasy and Science Fiction за 1963 год. История разворачивается в Америке, в XXI веке. Капиталистическое общество было поставлено на функциональную основу... когда группа людей, настроенных иначе, пытается провести реформы, чтобы спасти государство от застоя, заместитель начальника полиции ... устанавливает диктатуру «сильной личности».

Наши читатели знакомы с современной западной фантастикой по сборнику американских рассказов, выпущенному Издательством Иностранной литературы, и по отдельным рассказам, время от времени появляющихся в советских периодических изданиях. Если судить только по этим переводам, то может создаться ошибочное впечатление, что буржуазная фантастика сейчас в основном аполитична и довольно безобидна. . .

Талантливый американский писатель Рэй БРЭДБЕРИ является самым популярным иностранным писателем-фантастом в нашей стране. Он доводит темные стороны современного капиталистического мира до гротескной сатиры. Гуманистическая тенденция в творчестве БРЭДБЕРИ очевидна. Но он полагает, что главное зло заключается не в социальной структуре буржуазного общества, а в бурном развитии науки и техники, подавляющим личность.

Известный биохимик Айзек АЗИМОВ, который также является одним из самых серьезных американских писателей-фантастов, написал предисловие к сборнику советских рассказов в жанре научной фантастики, опубликованному в Нью-Йорке в 1962 году.

Он отметил важный факт, что советские писатели берут за основную предпосылку следующее: «если это (коммунистическое общество) будет продолжаться, то доброта и благородство человека будут свободно развиваться, и люди будут жить под властью любви. Я полагаю, — пишет АЗИМОВ, — если быть достаточно скептичным, можно было бы предположить, что эти истории были написаны специально для американского потребления и опубликованы только для того, чтобы сбить нас с толку и ослабить нашу волю; что советскому гражданину не позволено их читать и его кормят чистой ненавистью».

Правда, после этого чудовищного утверждения АЗИМОВ говорит: «Однако я в это не верю. Разумнее предположить, что рассказы действительно написаны для советского читателя, но тщательно отобраны и, следовательно, не являются репрезентативными. Чтобы проверить это, нужно раздобыть советские научно-фантастические журналы или их эквиваленты и посмотреть, как эти неотобранные материалы выглядят в целом».

. . . Мы можем заверить г-на АЗИМОВА, что гуманизм, который он нашел в нескольких рассказах, «очень тщательно отобранных», присущ и типичен для советской научной фантастики и всей советской литературы в целом. Слова АЗИМОВА лишь показывают, что даже честные американские интеллектуалы настолько ослеплены неофициальной антикоммунистической пропагандой, что часто не могут отличить черное от белого.





197
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх