Меня всегда удивляла способность некоторых людей превращать обыденные, привычные, для меня, да и всех остальных, пожалуй, тоже, вещи в нечто странное и вывернуто-изворотливое. Вот, казалось бы, знакомый до мельчайшей выщербинки письменный стол, за которым я сейчас пишу эти слова на ничем не удивительном ноутбуке. Ничего фантастического. Строгие прямые линии, гладкие поверхности и слегка пыльный монитор (напоминание: надо не забыть протереть!). Но это они привычные в нашем реальном мире, а стоит этим вещам только попасть в книгу талантливого писателя, как ноутбук, хлопая крышкой, начинает пронзительным голоском петь песни «битлов», а письменный стол отплясывать лезгинку. Казалось бы, глупости, несуразицы, но читаешь об этом с открытым ртом. Да, и удивляешься. Не, серьезно поражаюсь этой способности талантливо извернуть обыденность. Может быть, поэтому так и ценю в книгах прежде всего фантастичность, а все остальное идет в нагрузку. Может быть, поэтому так и люблю книги Мьевиля.
В одном из своих интервью Чайна как-то сказал, что цикл о Нью-Кробюзоне он выдумал из-за того, что ему нужна была мусорка для слишком необычных идей, которые не пристроишь в привычные книги. Может так и есть. Но я вот не могу назвать ни «Вокзал потерянных снов», ни «Шрам» такой «мусоркой идей». Потому что за всем размахом фантазии в этих романах все же четко прослеживается холодный расчет. Особенно заметно это было в ВПС: все существа на его страницах суть четкое интерпретация каждого возможного организма – растения, насекомые, звери, рыбы. Такая четкая биологическая иерархия. Нет, если уж что и назвать «мусоркой идей», так это «Нон Лон Дон». Именно в этой книге фантазия Мьевиля развернулась в полную мощь, поглотила целый город, переварила и выплюнула назад самые несусветные творения. Все пошло в ход: и сломанные зонтики, и коробки из-под кефира, и окна, и газовые вентили, и… Да практически все. Самая «мьевилистая» книга, прочитанная мной у Мьевиля. Концентрат, так сказать.
Поначалу роман, честно говоря, пошел не очень, в основном из-за слишком маленьких глав. Только-только происходит что-то удивительное, только-только готовишься прочитать об увлекательной погоне, только-только затягивает, как – бац! – все обрывается на самом интересном месте. Вот девочки встречают загадочную лисицу — остановка, вот тайком пробираются за странноживым зонтиком — остановка, вот попадают в Нон Лон Дон и убегают от груды мусора – остановка… Постоянно спотыкаешься. Словно прыгаешь с камня на камень через бурную реку. Я уж было собрался отложить роман в сторону, потому что даже виды Нон Лон Дона и булавкоголовый Обадей в книжных одеждах не смогли в достаточной мере увлечь. Но вот в какой-то момент я с очередного камня сорвался, упал в реку и понесло… А после событий на Бегающем мосту так и вовсе оторвать нельзя было от страниц.
Да, начало книги оказалось несколько обманчивым. Кажется, что перед тобой обычная история об Избранном, который должен спасти нечто важное и повергнуть в пыль орды Злобного Властелина. Все ведь к этому шло…
…Жили-были в Лондоне две обычные девочки-подружки, Занна и Диба. Учились в школе, играли с друзьями, слушались родителей, ничем особенным не отличались от тысяч других девочек Лондона. Но однажды с Занной начало происходить что-то странное. Точнее, не с ней, а вокруг нее. Облако на небе принимает форму ее лица, собаки вежливо начинают раскланиваться при встрече, а нежданно-негаданно появившаяся лисица неотрывно смотрит на Занну. А однажды в кафе странная женщина восторженным тоном называет Занну странным именем Шуази. Все это происходило до того момента, пока Диба с Занной не погнались поздно ночью за сломанным зонтиком и не повернули вентиль на трубе, оказавшись тем самым в Нон Лон Доне – самом странном из существующих городов. С удивительными жителями – и не-жителями-призраками из Фантомбурга, покосившимися домами из мусора, летающими автобусами и мостом, один из концов которого всегда находится неизвестно где. В городе, словно сошедшем с детского рисунка. И тут оказывается, что все события, происходившие с Занной, имеют одно четкое объяснение – она Избранная, ШуазИ, что должна спасти Нон Лон Дон от коварного Смога. Без сомнения, об этом четко и ясно написано в Книге, что хранится у предсказателей…
…Вот ведь она спасительница Нон Лон Дона, Занна-Шуази, вот оно – пророчество в Книге, что должно исполниться. Но нет. Мьевиль в очередной раз оказался не так-то прост и вывернул не только Лондон, но и классическую историю с пророчеством о пришествии Спаасителя. Произошло это как раз на Бегающем мосту, в том момента, после которого, как я уже сказал, я и увлекся всей душой «Нон Лон Доном».
Виданное ли это дело – Избранная терпит поражение! Пророчество не сбывается, и все дальнейшее происходит вовсе не так, как было описано некто в Книге. Дальше – больше. На место Занны, которая должна была стать главной героиней, становится ее подруга Диба. Хотя именно она с самого начала убеждала вернуться свою подругу домой и упрекала Занну в том, что они попали в такое странное место. Вместо того, чтобы следовать указаниям пророчеств, которые гласят, что Шуази должна найти семь предметов, девочка сразу переходит к последнему, добыв лишь ключ-перо от попугая (путешествие по заросшему джунглями дому оказалось одной из самых любимых моих сцен в книге; вспомнил «Джуманджи»…). В итоге же все приключения Дибы приводят к главной идее романа: нет заранее предписанной судьбы, кроме той, что ты сам творишь. Никто – ни предсказатели, ни болтливая Книга – не способны рассказать, что же ждет тебя в будущем. И что жизнь человека не зависит от того, что говорят, как преподносят или предрекают, ее другие люди. Сам ее делаешь. Захочешь – и спасешь Нон Лон Дон. По-моему, весьма хороший заклад.
И вот какая странная штука: ты уже настолько привык к классическим историям с пророчествами (с теми или иными изменениями), что поневоле оказываешься заперт в рамках этих привычек. До последнего момента ждешь, что вот сейчас, через страницу, откроется некая Правда и окажется, что все происходящее было заранее учтено, дабы обмануть коварный Смог. Что Избранная на самом деле была не Занна, а Диба, но это было намеренно искажено, чтобы запутать врагов и предоставить возможность Спасительнице действовать свободно. До самой последней страницы в это верил.
Но вернусь я непосредственно к самому Нон Лон Дону. Этот город один из самых чУдных городов в фантастике, почти полностью застывшая фантазия. Причем если тот же Нью-Кробюзон или Амбру Вандермеера можно закартогрофировать, нарисовать план, то с Нон Лон Доном такого не получится. Максимум – это эскизы, наброски, картины… Мое самое любимое место, пожалуй, это Вебминстерсое аббатство, где обитают черные окна – совсем уже странные существа за гранью логики. Веет от него чем-то жутким, извращенным. Немного отличным от других районов Нон Лон Дона. Не удивлюсь, если окажется, что одно из окон ведет прямиком в комнату одного из зданий Нью-Кробюзона.
И вот среди всего этого очень хотелось бы встретить таких же первоклассных персонажей. Увы, не суждено. Нет, они совсем не плохи. Просто их характерам не достает некоторой глубины, тщательности; они слегка поверхностны. Впрочем, для детской книги это быть может и не слишком уж и страшное дело.
Начало этой удивительной и полной приключений истории об Америке двадцать второго столетия уже знакомо отечественному читателю по рассказу «Джулиан. Рождественская история», что вошел в двадцать четвертый выпуск «Лучшего за год» от Гарднера Дозуа. То был красивый и «воздушный» рассказ о двух мальчишках: Джулиане Комстоке (племяннике американского президента) и Адаме Хаззарде (подростке из обычной семьи арендаторов), событиях в провинциальном поместье под названием Уильямс-Форд и бегстве героев в «большой мир». И вот спустя какое-то время к радости поклонников «Рождественской истории» Уилсон рассказал эту историю полностью, и мы теперь знаем, что же произошло с Джулианом и Адамом после их побега. Пять актов-частей, уже известный Уильям-Форд, война с голландцами за Лабрадор, огромный Нью-Йорк, вновь война и печальная развязка… Кто мог предположить, что эта история в итоге окажется настоящей драмой?
Америка в двадцать втором столетии весьма напоминает век девятнадцатый, те времена, когда в этой стране разгорелась Гражданская война между Севером и Югом, когда армии кофедератов сталкивались в жесточайших сражениях с республиканцами. Когда Президент был подобен Господу-богу, а Конституция и Декларация о правах человека почитались, как святое писание. Привел Соединенные Штаты к такому состоянию банальный апокалиптический сценарий: нехватка нефти, война за оскудевшие ресурсы, болезни, голод… И чтобы воспрепятствовать стране полностью развалится в том хаосе или не оказаться под властью захватчиков-европейцев со временем и сложился подобный строй, одновременно похожий на Америку времен Гражданской войны, но в то же время и сильно от нее отличающийся. Должность президента теперь не выборная, а передается по наследству; появились Владельцы и класс Арендаторов – некое подобие нашего крепостного права. Во многом общество теперь подчиняется Церкви Доминиона Иисуса Христа на Земле, чьи служители ревностно следят за тем, чтобы наследие предков не попало в руки обычных людей. Эдакий патриархально-религиозный порядок. Не сказать, чтобы в таком варианте пост-апокалипсического будущего было нечто сверхоригинальное, но на фоне однотипных мрачных историй, в которых остатки человечества бродят по выжженным территориям и сражаются между собой за кусок меди, выглядит ново и ярко. Да и вот что-то не припомню я ни одной книги, в которой бы человечество после катастрофы вернулось бы в своем развитии именно на этот этап истории.
И вот в таком мире родился и вырос Джулиан Комсток, он же Джулиан Коммонголд, Джулиан Агностик и Джулиан Завоеватель. Племянник президента, затем сам президент Соединенных Штатов, генерал-майор, создатель фильма о Чарльзе Дарвине и ярый противник религии Доминиона. Историю его жизни нам расскажет Адам Хаззард, его друг и соратник. И тут надо сделать небольшое отступление и предупредить читателя: Хаззард – сочинитель приключенческих романов, следующий правилу, что в хорошей книге обязательно должен быть вымысел, drama, для большего интереса ее читателя. Так сценарий фильма Джулиана о Чарльзе Дарвине, к которому приложил свою руку Адам, рассказывает о том, как Великий Естествознатель сражается с пиратами. Так что, где в этой истории правда, а где вымысел, известно, пожалуй, лишь самому Уилсону. Но, как бы то ни было, история эта увлекательная, читается с большим интересом. Уилсон/Хаззард грамотно смешивает обычные житейские эпизоды (то, как Адам обучает одного из героев чтению, или съемки фильма о Чарльзе Дарвине) и динамичные сцены, умеет во время добавить хорошую шутку, а трагичные повороты сюжета ближе к финалу и в особенности сама концовка вряд ли могут оставить равнодушным. Чуть хуже остальных выглядит третья часть, когда герои прибывают в Нью-Йорк (по сути, в ней ничего особенного не происходит), самые лучшие – вторая, в которой Джулиан и Адам попадают на войну с голландцами, и последняя.
О финале «Джулиана» надо отдельно пару слов сказать. Для меня, честно говоря, он стал полной неожиданностью. Кое-какие предпосылки, конечно, все-таки были… Джулиан Комсток – не так прост на первый взгляд, как может показаться. Это Адам – простой наивный паренек. Джулиан же – настоящий идеалист под маской увлеченного Знанием человека, каким он кажется на первых страницах. Изредка что-то проскальзывает в его разговорах с Адамом, как например, их беседа на рыбалке, где Комсток, говоря о лучшем порядке, обмолвился «что страдание – вечный удел всех людей» и не будет ничего страшного, если в ходе перемен кто-то пострадает. Джулиан горд, с большим трудом идет на уступки, даже если это опасно для его жизни. В тоже время искренне заботится о своих друзьях и переживает за погибших под его руководством солдат. Какая иная судьба ждет подобного человека, как не сгореть на пике славы? Но все же после стольких полных приключений, оптимизма (несмотря на не самые приятные события и постоянную угрозу со стороны дяди-президента) страниц и веры в светлое будущее не такой концовки ждешь. Не такой…
Сам роман в целом весьма напоминает приключенческие книги позапрошлого столетия. Если охарактеризовать «Джулиана Комстока» в двух словах, то может получиться примерно следующее: «Постапокалипсис, написанный Марком Твеном». Такой же неторопливый слог, свойственный книгам тех времен, похожий стиль и язык. Схожий дух и атмосфера – по этой причине мне постоянно вспоминались приключения Тома Сойера. Чуть-чуть дневниковых записей, немного переписки. Все хорошо, все замечательно… Разве что не хватает чуть большей «витиеватости» в тексте. Те читатели, которым понравился «Спин», могут быть слегка разочарованы – как таковой фантастики в этой книге почти нет. Все же «Джулиан Комсток» больше тяготеет к приключенческому жанру. Но вот лично мне эта книга понравилась даже больше.
Многие сегодня обвиняют современный кинематограф в чрезмерном обилии насилия. Убийства, преступники всех мастей и видов, ужасные маньяки, перестрелки и катастрофы — всего этого, конечно, хватает на наших экранах. Но в тоже время многие читают своим детям на ночь хорошо знакомые все сказки, вроде «Белоснежки» или «Красной шапочки», и почему-то забывают, что в этих историях и народных преданиях ужаса зачастую ничуть не меньше, чем в стандартном кровавом хорроре. К счастью, это хорошо помнят создатели таких фильмов и, пусть и редко, но радуют своих поклонников мрачными картинами на основе сказочных или мифологических сюжетов. Марк Джонс снял фильм как раз из такой категории. Только не пронизанный готичной атмосферой, как это обычно принято, а забавную комедию с доброй пригоршней «черного» юмора и смеха. А главным злодеем в ней, как, впрочем, это уже понятно из названия, стал представитель маленького народца, что прячет свое золото на конце радуги. Лепрекон.
Редкий человек может похвастаться, что встречался с подобным созданием, но еще меньше тех, кому посчастливилось найти спрятанное золото. Одним из таких людей становится мистер О’Грэйди. Поездка на родину в Ирландию на похороны матери обернулась для этого человека нежданным богатством, счастливый и полный надежд на будущую жизнь в качестве состоятельного джентльмена, О’Грэйди возвращается домой в США. Но Лепрекон так просто свое богатство не отдаст. Спрятавшись в одном из чемоданов, он проникает в дом О’Грэйди, убивает его жену, требует вернуть золото и… оказывается в итоге запертым в одном из ящиков в подвале дома на целых десять лет. О’Грэйди тоже не поздоровилось – от пережитого случился сердечный приступ. И вот, спустя десять лет, в дом с Лепреконом в подвале въезжает новая семья, Рэдинг, отец и дочь (Тори). Вскоре Лепрекон выбирается на свободу, и Тори вместе с подсобными рабочими, которые красили дом, предстоит придумать, как избавиться от этого существа и сохранить свою жизнь. Ведь Лепрекон в ярости, ему нужно ураденное…
Думаю, не нужно говорить, что успех подобного фильма во многом зависит от образа злодея. Марк Джонс не прогадал, когда выбрал на роль Лепрекона одного из самых известных (на сегодняшний день благодаря и этому фильму в том числе) актеров из числа «маленьких людей» — Уорвика Дэвиса («Виллоу», «Десятое королевство», фильмы о Гарри Поттере).
Герой Дэвиса во многом похож на свой мифологический прообраз (насколько я могу судить из своих скудных познаний об этих созданиях): победить его можно с помощью четырехлистного клевера, любит чистить ботинки (эпизод, когда герои бегут от Лепрекона, разбрасывая обувь, а тот со злобным пыхтением ее начищает — один из самых забавных в фильме), магические способности получает от золота. Конечно, костюм и башмаки с пряжками, которыми так любит хвастаться этот злодей в фильме, тоже остались на месте. Очень хорошо поработали гримеры. В тоже время добавлено несколько характерных «киношных» черточек. И вот в итоге получился интересный и яркий образ. Злодеем, несмотря на кровожадность, в полной мере назвать Лепрекона нельзя. Скорее это проказливый ребенок, у которого отняли любимую игрушку. Создатели фильма даже специально подчеркивают эту черту, и Лепрекон преследует убегающих от него людей на трехколесном велосипеде, разъезжает по дороге в детском автомобиле. Он никогда по-настоящему не злится, не приходит в ярость; сыплет забавными стишками-шутками. И убивает людей. (А как же иначе, ведь тогда это был бы не хоррор, а обычная детская сказка). Уорвик Дэвис исполнил эту роль, не побоюсь этого слова, просто великолепно. И то, что фильм получился таким удачным, я считаю, во многом его заслуга.
Из других известных актеров стоит упомянуть Дженнифер Энистон, которая сыграла Тори. И для которой эта роль стала первой. Ее героиня – красивая девушка, привыкшая жить в большом городе, его удобствам и развлечениям. Переезд на окраину, в новый дом, вызывает у Тори раздражение, ей все не нравится, она всем недовольна… Но, к сожалению, стоит только упомянуть, потому что игра Энистон меня не впечатлила, а ее героиня – одна из многих стандартных девушек из фильмов ужасов. Нет ни отличительных черт, ни какой-нибудь «изюминки». Жаль.
Сама же картина получилась под стать Лепрекону: такое же смешение зла и веселья. Здесь кровавые сцены расправы над полицейским и хозяином антикварного магазинчика соседствуют с добрыми кадрами, словно пришедшими из детской сказки; веселая болтовня героев перед домом сменяется прокушенной рукой отца Тори. Интересный, крепко держащий в напряжении, веселый, забавный, отличный… И ставший таким популярным, что заслужил аж целых пять продолжений. Мой вердикт – смотреть обязательно.
Не назвал бы этот роман «проходным», но по сравнению с первой книгой трилогии он выглядит заметно слабее. Исчезло ощущение загадочности, нет никаких особо интересных секретов, ведь природу «соломенных» людей мы уже знаем, а достойную замену автор подготовить не потрудился. Увлекательный сюжет сменился набором вялотекущих событий. Единственное, что осталось в неприкосновенности – это яркий и запоминающийся финал и способность Маршалла объединить в одно целое, казалось бы, не имеющие друг к другу отношения сюжетные линии. Возникает впечатление, что автор словно бы решил дать передышку и себе, и своим читателя. Но не героям.
После событий первой книги и взрыва в Холлсе прошло несколько месяцев. Уорд, главный герой от чьего имени ведется повествование, занят поисками сведений о прошлом своего брата-близнеца Пола (он же – Человек Прямоходящий, главный злодей во всей этой истории). «Соломенные» люди смогли добраться до его банковского счета, и теперь Уорд вынужден подрабатывать подсобным рабочим в разного рода забегаловках. Не самая приятная жизнь, если учесть к тому же и то, что он должен скрываться от этой тайной организации. Нина по-прежнему работает в ФБР и вскоре займется расследованием одного очень странного убийства женщины в мотеле. А Джон Зандт… Джон Зандт где-то бродит по своим никому неизвестным делам. Вскоре эти герои вновь встретятся, чтобы продолжить борьбы с «соломенными» людьми и Человеом Прямоходящим.
И вновь перед читателем, как и в «Соломенных людях» несколько сюжетных линий. Вот только на этот раз нет той, центральной, что могла бы послужить опорой роману; той, на которую бы нанизывались все остальные. И это очень плохо, потому что книга теряет целостность и превращается в малосвязный набор глав, одни из которых не несут особого смысла: выбрось их – роман от этого почти ничего не теряет.
Давайте вот на минуту вернемся к «Соломенным людям» (сам автор делает это не раз, так что и мы можем заглянуть в прошлое без нареканий). Там была примерно такая же ситуация: Уорд вместе со своим другом Билли расследует гибель своих родителей, Нина и Зандт занимаются поисками маньяка, похитившего девочку-подростка. Две параллельные сюжетные линии, две в начале независимые истории. И обе – центральный стержень романа, из которого ничего нельзя убрать без серьезных последствий.
Что же мы видим в «Слуге смерти»? Возьмем, к примеру, историю того, как Уорд выясняет прошлое своего брата. Представим на секунду, что эти страницы исчезли. Что-нибудь изменилось? Нет. Нина также обращается за помощью к Уорду в расследовании убийства в мотеле, они встречаются и после ряда происшествий едут к финалу книги. Само расследование Нины – примерно из той же весовой категории. Все это нужно лишь разве что в качестве справочной информации о Поле, не более. Может быть борьба с «соломенными» людьми может послужить объединяющим звеном? Тоже нет. Она происходит по большей части где-то на заднем плане и активно в события «Слуги смерти» вмешивается только один раз. Это крепление тоже слишком слабо.
В общем, по моим впечатлениям второй роман из трилогии «Соломенных людей» получился сродни развалившемуся конструктору «Лего». Одна деталька закатилась под диван, другая пылится где-то в углу… Собрать же все это должен автор, но не читатель. По крайней мере, в этом случае.
Но есть у романа и сильные стороны. Например, яркая и запоминающаяся концовка, о которой я уже сказал в начале, способная доставить удовольствие читателю. Ночь, темный заснеженный лес, через который продираются герои; где-то во мраке прячется психически ненормальный маньяк, которому пристрелить человека – плевое дело. Что еще страшнее – там же, в темноте, есть и друг, которому пристрелить тебя тоже особого труда не составит. Перестрелка, кровь, враги, призрак (автор добавил в этот раз немного мистики), отчаяние, безнадежность – все это очень хорошо. Впрочем, хорош роман не только этим, есть в нем и более приятные моменты, за которые нужно сказать спасибо одному из героев – Джону Зандту.
Честно говоря, Зандт – мой любимый персонаж в прочитанных двух книгах. На фоне остальных его образ смотрится более выигрышно. Так, главный герой, например, по сути, статичен. Не меняется. Каким был Уорд в самом начале «Соломенных людей», таким же подошел и к последним страницам «Слуги смерти». С Зандтом же история другая. Человек, чья дочь погибла от рук маньяка, бывший полицейский, он одержим местью. Месть для него и пища, и вода, и воздух. Она же постепенно выжигает из Джона все человеческое, стараясь превратить его в безликую машину. Мрачный, нелюдимый, Джон терпит своего рода распад души, и к финалу этой книги для него уже нет разницы, кто перед ним: друг ли, враг ли, или случайный прохожие – если они мешают, их надо убрать в сторону. Немного трагичная история. Если обратиться к названию книги – «Слуга смерти», — то кого из героев можно было бы так назвать? Казалось бы, Пола, для которого смерть – естественный атрибут жизни. Но я так не думаю. Слуга смерти – Зандт. Он ее оружие, что должно уничтожить человека, поставившего себя на одно место со смертью, он ее инструмент. И пусть Джон большую часть времени остается в стороне от событий романа, лишь незримо присутствуя на страницах, но все же именно этот герой вытаскивает книгу из серости. И именно по этой причине я роман «проходным» назвать не могу. Хотя, конечно, надеюсь, что следующая книга – «Кровь ангелов» — будет лучше.
Когда человек заходит в тупик на своем пути, он возвращается назад и ищет обходной путь. Когда кинотворцы приходят в тупик с очередной франшизой, они либо делают римейк, либо снимают приквел. Сериал о подземных червях-грабоидах оказался как раз в такой ситуации. Все последующие продолжения оригинального фильма строились на новой стадии развития этих существ, но уже в третьей части круг «черви-бегуны-летуны-черви» замкнулся. Снимать очередное продолжение не из чего. Логично было вернуться к самому началу пути, затем пойти еще дальше и вот… Однажды на Диком Западе…
События четвертой части фильма переносят нас назад в прошлое более чем на сотню лет. В центре внимания вновь оказывается маленький городок Совершенство, что находится на пустынных просторах Невады. Совершенство только что начал строиться, в него приезжают первые жители, как например, семья китайцев, построивших маленький магазинчик. Развивается городок за счет небольшой серебряной шахты неподалеку, но вот однажды на шахтеров нападают неведомые существа из глубин земли. Семнадцать человек погибли, оставшиеся в живых работать отказываются, шахта закрыта и терпит убытки. Именно по этой причине в Совершенство приезжает Хайрем Гаммер, владелец шахты, а также прадед хорошо известного по первым фильмам Берта Гаммера. И именно ему предстоит остановить нашествие неведомых тварей, которыми, как не трудно догадаться, являются грабоиды.
Признаться, после просмотра почти провального третьего фильма браться за продолжение у меня было мало желания. Все же очень я люблю первую картину, чтобы просто так смотреть, как издеваются над понравившимися персонажами и идеей. Но смог себя пересилить, как никак не продолжение, а приквел: вдруг что-то интересное. И, как оказалось, не зря это сделал. «Легенда начинается» смогла преподнести пару приятных сюрпризов.
Первый из них связан с Майклом Гроссом, которого я никак не ожидал увидеть в этом фильме, ведь до рождения его персонажа Берта Гаммера должно пройти очень и очень много времени, и, по сути, делать-то ему в этой картине нечего. Но вот режиссер посчитал иначе и поставил Гросса на роль Хайрема Гаммера. Интересный ход, на мой взгляд. И очень многое в фильме будет опираться на этого персонажа. Хайерем в отличие от своего потомка оружием (что было отличительной чертой Берта в предшествующей трилогии) вовсе не интересуется. Это рассеянный, немного слабовольный человек, который мало что умеет делать в жизни, у которого кроме шахты за душой ничего нет. Такое противопоставление ранее привычного образа и нового идет на пользу картине. Глядя на новый «облик» Майкла Гросса, волей-неволей вспоминаешь Берта, сравниваешь и улыбаешься. И, что самое хорошее, образ Хайрема не застыл во времени, этот человек меняется в течение фильма, постепенно превращаясь из «рохли» в «крутого чувака с пушками». Гаммер начинает понимать, что главное в жизни – это люди, взаимоотношения между ними, дружба. Это хорошо, это больше всего и понравилось в картине.
А второй сюрприз, чуть поменьше, преподнес режиссер — С.С.Уилсон. Один из создателей грабоидов и сценаристов всех четырех фильмов. Все же у него намного лучше получается снимать кино, чем у Брента Мэддока (еще один из создателей). А удивил он меня тем, что я не особо надеялся на хороший фильм. Он же оказался совсем неплохим. В меру забавным, в меру шутливым… Захватывающим… Интересным… Нашлось место все же и для новых грабоидов – маленьких, только что вылупившихся из яиц. В общем, остался вполне доволен. До первых двух частей не дотягивает, но уж точно лучше самопародийной третьей картины.
«Легенде» не хватает только одного – динамики. В сравнении с предшествующими фильмами этот довольно ощутимо проигрывает им в этом плане. Во многом это связано со временем действия. Машинок на пульте управления и мощных винтовок на слонов конца двадцатого века на Диком Западе естественно нет, поэтому приходится довольствоваться подручными средствами. И вот ждать пока герои сообразят сотворить что-то эдакое для борьбы с червями – местами просто скучно.