Многие сегодня обвиняют современный кинематограф в чрезмерном обилии насилия. Убийства, преступники всех мастей и видов, ужасные маньяки, перестрелки и катастрофы — всего этого, конечно, хватает на наших экранах. Но в тоже время многие читают своим детям на ночь хорошо знакомые все сказки, вроде «Белоснежки» или «Красной шапочки», и почему-то забывают, что в этих историях и народных преданиях ужаса зачастую ничуть не меньше, чем в стандартном кровавом хорроре. К счастью, это хорошо помнят создатели таких фильмов и, пусть и редко, но радуют своих поклонников мрачными картинами на основе сказочных или мифологических сюжетов. Марк Джонс снял фильм как раз из такой категории. Только не пронизанный готичной атмосферой, как это обычно принято, а забавную комедию с доброй пригоршней «черного» юмора и смеха. А главным злодеем в ней, как, впрочем, это уже понятно из названия, стал представитель маленького народца, что прячет свое золото на конце радуги. Лепрекон.
Редкий человек может похвастаться, что встречался с подобным созданием, но еще меньше тех, кому посчастливилось найти спрятанное золото. Одним из таких людей становится мистер О’Грэйди. Поездка на родину в Ирландию на похороны матери обернулась для этого человека нежданным богатством, счастливый и полный надежд на будущую жизнь в качестве состоятельного джентльмена, О’Грэйди возвращается домой в США. Но Лепрекон так просто свое богатство не отдаст. Спрятавшись в одном из чемоданов, он проникает в дом О’Грэйди, убивает его жену, требует вернуть золото и… оказывается в итоге запертым в одном из ящиков в подвале дома на целых десять лет. О’Грэйди тоже не поздоровилось – от пережитого случился сердечный приступ. И вот, спустя десять лет, в дом с Лепреконом в подвале въезжает новая семья, Рэдинг, отец и дочь (Тори). Вскоре Лепрекон выбирается на свободу, и Тори вместе с подсобными рабочими, которые красили дом, предстоит придумать, как избавиться от этого существа и сохранить свою жизнь. Ведь Лепрекон в ярости, ему нужно ураденное…
Думаю, не нужно говорить, что успех подобного фильма во многом зависит от образа злодея. Марк Джонс не прогадал, когда выбрал на роль Лепрекона одного из самых известных (на сегодняшний день благодаря и этому фильму в том числе) актеров из числа «маленьких людей» — Уорвика Дэвиса («Виллоу», «Десятое королевство», фильмы о Гарри Поттере).
Герой Дэвиса во многом похож на свой мифологический прообраз (насколько я могу судить из своих скудных познаний об этих созданиях): победить его можно с помощью четырехлистного клевера, любит чистить ботинки (эпизод, когда герои бегут от Лепрекона, разбрасывая обувь, а тот со злобным пыхтением ее начищает — один из самых забавных в фильме), магические способности получает от золота. Конечно, костюм и башмаки с пряжками, которыми так любит хвастаться этот злодей в фильме, тоже остались на месте. Очень хорошо поработали гримеры. В тоже время добавлено несколько характерных «киношных» черточек. И вот в итоге получился интересный и яркий образ. Злодеем, несмотря на кровожадность, в полной мере назвать Лепрекона нельзя. Скорее это проказливый ребенок, у которого отняли любимую игрушку. Создатели фильма даже специально подчеркивают эту черту, и Лепрекон преследует убегающих от него людей на трехколесном велосипеде, разъезжает по дороге в детском автомобиле. Он никогда по-настоящему не злится, не приходит в ярость; сыплет забавными стишками-шутками. И убивает людей. (А как же иначе, ведь тогда это был бы не хоррор, а обычная детская сказка). Уорвик Дэвис исполнил эту роль, не побоюсь этого слова, просто великолепно. И то, что фильм получился таким удачным, я считаю, во многом его заслуга.
Из других известных актеров стоит упомянуть Дженнифер Энистон, которая сыграла Тори. И для которой эта роль стала первой. Ее героиня – красивая девушка, привыкшая жить в большом городе, его удобствам и развлечениям. Переезд на окраину, в новый дом, вызывает у Тори раздражение, ей все не нравится, она всем недовольна… Но, к сожалению, стоит только упомянуть, потому что игра Энистон меня не впечатлила, а ее героиня – одна из многих стандартных девушек из фильмов ужасов. Нет ни отличительных черт, ни какой-нибудь «изюминки». Жаль.
Сама же картина получилась под стать Лепрекону: такое же смешение зла и веселья. Здесь кровавые сцены расправы над полицейским и хозяином антикварного магазинчика соседствуют с добрыми кадрами, словно пришедшими из детской сказки; веселая болтовня героев перед домом сменяется прокушенной рукой отца Тори. Интересный, крепко держащий в напряжении, веселый, забавный, отличный… И ставший таким популярным, что заслужил аж целых пять продолжений. Мой вердикт – смотреть обязательно.
9 из 10