Не назвал бы этот роман «проходным», но по сравнению с первой книгой трилогии он выглядит заметно слабее. Исчезло ощущение загадочности, нет никаких особо интересных секретов, ведь природу «соломенных» людей мы уже знаем, а достойную замену автор подготовить не потрудился. Увлекательный сюжет сменился набором вялотекущих событий. Единственное, что осталось в неприкосновенности – это яркий и запоминающийся финал и способность Маршалла объединить в одно целое, казалось бы, не имеющие друг к другу отношения сюжетные линии. Возникает впечатление, что автор словно бы решил дать передышку и себе, и своим читателя. Но не героям.
После событий первой книги и взрыва в Холлсе прошло несколько месяцев. Уорд, главный герой от чьего имени ведется повествование, занят поисками сведений о прошлом своего брата-близнеца Пола (он же – Человек Прямоходящий, главный злодей во всей этой истории). «Соломенные» люди смогли добраться до его банковского счета, и теперь Уорд вынужден подрабатывать подсобным рабочим в разного рода забегаловках. Не самая приятная жизнь, если учесть к тому же и то, что он должен скрываться от этой тайной организации. Нина по-прежнему работает в ФБР и вскоре займется расследованием одного очень странного убийства женщины в мотеле. А Джон Зандт… Джон Зандт где-то бродит по своим никому неизвестным делам. Вскоре эти герои вновь встретятся, чтобы продолжить борьбы с «соломенными» людьми и Человеом Прямоходящим.
И вновь перед читателем, как и в «Соломенных людях» несколько сюжетных линий. Вот только на этот раз нет той, центральной, что могла бы послужить опорой роману; той, на которую бы нанизывались все остальные. И это очень плохо, потому что книга теряет целостность и превращается в малосвязный набор глав, одни из которых не несут особого смысла: выбрось их – роман от этого почти ничего не теряет.
Давайте вот на минуту вернемся к «Соломенным людям» (сам автор делает это не раз, так что и мы можем заглянуть в прошлое без нареканий). Там была примерно такая же ситуация: Уорд вместе со своим другом Билли расследует гибель своих родителей, Нина и Зандт занимаются поисками маньяка, похитившего девочку-подростка. Две параллельные сюжетные линии, две в начале независимые истории. И обе – центральный стержень романа, из которого ничего нельзя убрать без серьезных последствий.
Что же мы видим в «Слуге смерти»? Возьмем, к примеру, историю того, как Уорд выясняет прошлое своего брата. Представим на секунду, что эти страницы исчезли. Что-нибудь изменилось? Нет. Нина также обращается за помощью к Уорду в расследовании убийства в мотеле, они встречаются и после ряда происшествий едут к финалу книги. Само расследование Нины – примерно из той же весовой категории. Все это нужно лишь разве что в качестве справочной информации о Поле, не более. Может быть борьба с «соломенными» людьми может послужить объединяющим звеном? Тоже нет. Она происходит по большей части где-то на заднем плане и активно в события «Слуги смерти» вмешивается только один раз. Это крепление тоже слишком слабо.
В общем, по моим впечатлениям второй роман из трилогии «Соломенных людей» получился сродни развалившемуся конструктору «Лего». Одна деталька закатилась под диван, другая пылится где-то в углу… Собрать же все это должен автор, но не читатель. По крайней мере, в этом случае.
Но есть у романа и сильные стороны. Например, яркая и запоминающаяся концовка, о которой я уже сказал в начале, способная доставить удовольствие читателю. Ночь, темный заснеженный лес, через который продираются герои; где-то во мраке прячется психически ненормальный маньяк, которому пристрелить человека – плевое дело. Что еще страшнее – там же, в темноте, есть и друг, которому пристрелить тебя тоже особого труда не составит. Перестрелка, кровь, враги, призрак (автор добавил в этот раз немного мистики), отчаяние, безнадежность – все это очень хорошо. Впрочем, хорош роман не только этим, есть в нем и более приятные моменты, за которые нужно сказать спасибо одному из героев – Джону Зандту.
Честно говоря, Зандт – мой любимый персонаж в прочитанных двух книгах. На фоне остальных его образ смотрится более выигрышно. Так, главный герой, например, по сути, статичен. Не меняется. Каким был Уорд в самом начале «Соломенных людей», таким же подошел и к последним страницам «Слуги смерти». С Зандтом же история другая. Человек, чья дочь погибла от рук маньяка, бывший полицейский, он одержим местью. Месть для него и пища, и вода, и воздух. Она же постепенно выжигает из Джона все человеческое, стараясь превратить его в безликую машину. Мрачный, нелюдимый, Джон терпит своего рода распад души, и к финалу этой книги для него уже нет разницы, кто перед ним: друг ли, враг ли, или случайный прохожие – если они мешают, их надо убрать в сторону. Немного трагичная история. Если обратиться к названию книги – «Слуга смерти», — то кого из героев можно было бы так назвать? Казалось бы, Пола, для которого смерть – естественный атрибут жизни. Но я так не думаю. Слуга смерти – Зандт. Он ее оружие, что должно уничтожить человека, поставившего себя на одно место со смертью, он ее инструмент. И пусть Джон большую часть времени остается в стороне от событий романа, лишь незримо присутствуя на страницах, но все же именно этот герой вытаскивает книгу из серости. И именно по этой причине я роман «проходным» назвать не могу. Хотя, конечно, надеюсь, что следующая книга – «Кровь ангелов» — будет лучше.
7 из 10