Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Nexus» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 1 июля 2016 г. 09:30

Роман "Ассоциация" — это один из примеров того, как писатель, берущий за основу произведения классический литературный штамп, выворачивает его наизнанку и делает отправной точкой для развития собственного оригинального сюжета.

Именно так и сделал Бентли Литтл, который взял да и перенес всю жуть из нехорошего дома, куда переезжают новые жильцы, за его стены и щедрой рукой рассыпал по окружающей местности, а именно по территории закрытого охраняемого поселка Бонита-Виста, существующего по своим строгим правилам.

Новоселы (Барри и Морин Уэлч) практически сразу начинают испытывать на себе действие этих самых правил, половина из которых как не трудно догадаться (если не забывать имя автора книги), будет просто странной, а другая половина — крайне неадекватной и граничащей с безумием.

Поначалу вновь прибывшие стараются соблюдать требования "Ассоциации домовладельцев", но чем больше пытаются разобраться в загадочных и пугающих событиях, происходящих в поселке, тем сильнее становится давление, оказываемое на них правлением Бонита-Висты, в результате чего ближе к развязке всей истории Барри и Морин не остается ничего другого кроме как вступить в открытую конфронтацию с "Ассоциацией".

И, пожалуй, только к финалу романа я мог бы предъявить свои претензии, потому что получился он слишком уж диким и театральным. А высказанное незадолго до него предположение, что "Ассоциации домовладельцев" всех закрытых охраняемых поселков США могут быть звеньями одной зловещей организации, прозвучало и вовсе нелепо.

Но в остальном книга произвела приятное впечатление. Бентли как всегда порадовал "живыми" персонажами, нестандартными поворотами сюжета и разнообразными ужасами, в придумывании которых он уже давно стал мастером.

Ну а касаемо часто задаваемого многими читателями вопроса "Почему Барри и Морин не уехали из Бонита-Висты сразу же после того как поняли, что жить спокойно им там не дадут?", то ответ можно найти в самом романе: во-первых, Барри и Морин не привыкли опускать руки перед лицом трудностей; во-вторых, им нравился их новый дом; и, в-третьих, они потратили на него внушительную сумму денег и далеко не факт, что они смогли бы вернуть ее в полном объеме при его продаже.

И лично мне не в чем их упрекнуть.

Оценка: 9/10.




P.S. В книге упоминается легенда о золотом прииске Голландца в горах Суеверия в штате Аризона, о котором также можно прочитать в романе "Призыв":

"Ассоциация":

Он вспомнил прочитанную когда-то теорию о горах Суеверия в Аризоне. Золотодобытчики, разыскивающие легендарный прииск Голландца, сходили с ума и в припадке безумия убивали друг друга. Была выдвинута гипотеза, что дело в магнитных аномалиях, воздействующих на человеческий мозг. Быть может, нечто подобное происходит и у них в поселке.

"Призыв":

Они выросли в аризонском городе Меса, в его восточной части, находившейся совсем рядом с Суперстишн-маунтинс – «Горами Суеверия», – и все годы учебы в школе бредили легендарной золотой шахтой «Пропавший Голландец», мечтая стать закаленными, стойкими, богатыми и знаменитыми старателями.




P.P.S. Судя по его произведениям Бентли Литтл является большим поклонником творчества британской рок-группы "Jethro Tull" ("Джетро Талл").

"Ассоциация":

У него еще со студенческих дней сохранились полные коробки винила. Сейчас он поставил то, что должно прийтись всем по вкусу – «Thick as a Brick» группы «Джетро Талл».

...

Держа руль одной рукой, порылся в коробке с кассетами на пассажирском сиденье и поставил «Джетро Талл». Зазвучала знакомая мелодия, и на душе сразу стало хорошо. Барри, улыбаясь, прибавил звук.

Если и был у него кумир, то только Иэн Андерсон. Мало того, что лидер группы уже не одно десятилетие сочинял неизменно первоклассную музыку, он еще и не шел ни на какие компромиссы. Барри восхищался его художественной цельностью и драйвом, которые привели к созданию такого альбома, как «A Passion Play». Этот человек плевать хотел на критику и даже на собственных фанатов, он следовал за своей музой и ничего не боялся. Барри мечтал быть настолько же смелым и свободным.

"Призыв":

Он зашел в гостиную, включил стерео, поставил старый альбом группы «Джетро Талл» и пошел в спальню звонить Роберту.

"Хранилище":

Проследив за его вытянутым пальцем, Шеннон увидела бородатого мужчину в длинном пальто, похожего на бродягу с обложки альбома группы «Джетро Талл» из собрания ее отца.

"Окраина":

Однажды они втроем отправились на концерт «Джетро Талл» в «Форуме», и на парковке между Тери и Тоддом возникла какая-то ссора. Парень ударил ее по лицу, и ударил бы еще раз, если бы Джулия не протиснулась между ними и не осадила его.


Статья написана 24 июня 2016 г. 11:11

За время своей профессиональной деятельности Эд и Лоррейн Уоррен — так называемые охотники за привидениями из Новой Англии — принимали участие в расследовании большого количества паранормальных явлений.

Одно из таких явлений, которое позже будет названо "Энфилдский полтергейст", происходило в Великобритании в 1977-1979 годах в Энфилде (самой северной административной единице Лондона).

Однажды в августе мать-одиночка по имени Пэгги Ходжсон вызвала к себе домой полицию после того как двое из ее четырех детей пожаловались на самопроизвольное перемещение мебели и постукивания в стенах. Явившийся на вызов констебль увидел стул, скользящий по полу, но не смог определить, перемещался тот сам или же его кто-то двигал.

Позже семья стала жаловаться на (предположительно) демонические голоса, громкие шумы, летающие (словно брошенные кем-то) камни и игрушки, перевернутые стулья и случаи левитации детей.

Сообщения об инцидентах в доме привлекли внимание прессы и история Ходжсонов попала в британские газеты "Daily Mail" и "Daily Mirror".

Супруги Уоррен, наряду с другими экспертами, занимались расследованием активности полтергейста.

Данные события легли в основу фильма Джеймса Вана "Заклятие 2" (The Conjuring 2), который на прошлой неделе вышел на экраны российских кинотеатров.

Будучи поклонником первой части я испытывал сомнения по поводу качества второй. Все-таки между картинами прошли почти три года, уместившие в себя неплохой, но проходной, спин-офф под названием "Проклятие Аннабель" (Annabelle, 2014) и разудалый боевик "Форсаж 7" (Furious Seven, 2015), над которым Ван трудился в режиссерском кресле.

Но уже после первых тридцати минут просмотра мой скепсис испарился без следа, а к концу фильма я окончательно убедился в том, что его создателям удалось превзойти предшественника.

"Заклятие 2" — это редкий пример по-настоящему удачного хоррора.

Его история цепляет практически сразу и не отпускает до самого финала.

Его персонажи вызывают симпатию и сочувствие (особенно семья Ходжсонов), что позволяет искренне переживать за их судьбу.

Его саундтрек и заботливо воссозданные декорации конца 1970-х годов позволяют полностью погрузиться в происходящее и проникнуться давно ушедшей эпохой.

Его звуковые эффекты и спецэффекты нагнетают буквально осязаемую атмосферу страха и безнадеги.

Хотя последние в паре сцен выглядели слегка искусственными (в том смысле, что их нереальность бросалась в глаза).

И в ладно скроенном сценарии не обошлось без криво пришитых лоскутков.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Обычно, чтобы демон назвал свое имя (дающее человеку власть над ним) необходимо совершить определенные обряды с молитвами. Однако в "Заклятии 2" нечистая сила по собственной воле сообщает Лоррейн Уоррен свое имя.

И еще меня смутил момент с укусом Пэгги Ходжсон. Как правило, демон пробует своих жертв на вкус только если хочет потом вселиться в них. Но ведь телом Пэгги никто так и не завладел...

Однако все эти минусы не являются критичными для картины, которая в финале преподносит весьма необычный сюжетный твист (во всяком случае, раньше подобного поворота событий я нигде не встречал).

Таким образом, если вы являетесь фанатом первого "Заклятия" или любите качественный хоррор (да и просто тщательно продуманные и хорошо снятые истории), то я настоятельно рекомендую сходить на новый фильм Джеймса Вана в кино.

Поверьте, вы нисколько не разочаруетесь.

Оценка: 10/10.




Дополнительные материалы:

Трейлер фильма "Заклятие 2"

Видео КиноПоиска о фильме

Видео о реальном доме Ходжсонов в Энфилде (на английском языке)




P.S. Первые успехи фильма в прокате подтолкнули студию "New Line Cinema" запустить в производство его спин-офф под названием "The Nun" ("Монахиня").

Написанием сценария займется Дэвид Лесли Джонсон, приложивший руку к созданию скриптов к таким картинам как "Дитя тьмы" (Orphan, 2009), "Гнев Титанов" (Wrath of the Titans, 2012) и, собственно, "Заклятие 2".

Кстати, Джонсон также работал и над текстом к "Аквамену" (Aquaman), который сейчас снимает Джеймс Ван.




P.P.S. В мае 2015-го года на британском телеканале "Sky Living" был показан мини-сериал "Призраки Энфилда" (The Enfield Haunting), также повествующий о полтергейсте в доме Ходжсонов.

Однако вместо Уорренов разбираться в загадочных событиях пришлось исследователям Морису Гроссу и Гаю Плэйфейру из "Общества психических исследований" (The Society for Psychical Research).

Как оказалось, данное решение не пошло на пользу рассказываемой истории, потому что она слишком много внимания уделяла личности Гросса и его взаимоотношениям со своей женой.

В то время как характеры других героев "Призраков Энфилда" получились абсолютно серыми и не запоминающимися.

Так мало того, но и сам полтергейст в картине выглядел до боли невинно.

Во время просмотра даже сложилось впечатление, что Ходжсоны и исследователи паранормальных явлений его совершенно не боялись, несмотря на все попытки игравших их актеров изобразить страх и потрясение.

В общем, я настоятельно не рекомендую знакомиться с данным мини-сериалом, потому как он представляет собой на редкость скучное и вялотекущее зрелище.


Статья написана 17 июня 2016 г. 23:30

Обычно я стараюсь не строить свое мнение о чем-либо целиком на основании чужих отзывов, но на этот раз не мог удержаться и не поворчать.

Речь пойдет о последнем на данный момент романе Дина Кунца "Ashley Bell" ("Эшли Белл"), выпущенном в декабре 2015-го года, рецензию о котором я прочел по этому адресу.

Сначала цитаты...




цитата
Биби Блэр – многообещающая молодая писательница из Южной Калифорнии, которая начала писать книги еще в детстве.

Судя по этой фразе, при создании романа Кунц опять черпал вдохновение в собственном прошлом.

Если в романе "Город" он частично использовал тяжелые воспоминания о своем отце для создания образа Тилтона Керка, то теперь он, по всей видимости, наделил главную героиню своими писательскими талантами.

Ведь известно, что "Дин начал продавать свои произведения в возрасте 8 лет. Он писал их, делал к ним цветные обложки, и продавал соседям за несколько монеток".

Также в пользу моего предположения говорят следующие строки из рецензии:

цитата
Основные темы, которые Кунц поднимает в "Эшли Белл" – в какой степени наша жизнь определяется нашими воспоминаниями и насколько сильно наше детство влияет на нашу взрослую жизнь.




цитата
Ее воображение не знает границ, и, будучи чемпионом по серфингу, она не боится опасности.

Терпеть не могу, когда автор так делает: добавляет к личности "простого" человека (пусть и писателя) какие-нибудь необязательные штрихи, которые сразу же делают его "не простым" (т.е. в чем-то исключительным).

И вообще интересно, Кунц много видел талантливых литераторов, которые были бы еще и чемпионами по серфингу (или в каких-либо других сферах)? %-\

Писатели — в основном спокойные люди, которые предпочитают рисковать в книгах, а не в реальной жизни.




цитата
Однажды, сидя за компьютером, она чувствует покалывание в боку и понимает, что что-то не так. Врачи проводят необходимые анализы и говорят ей, что у нее редкая форма рака мозга.

Похоже у Биби Блэр действительно редкая форма рака мозга, потому что при данном заболевании в работе организма может возникать огромное количество отклонений, однако, насколько я успел узнать, ни одно из них не связано с покалыванием в боку.

Хотя Кунцу виднее, потому что Биби Блэр страдает той же болезнью, что и его друг.




цитата
В этом романе есть элементы других романов Кунца, например, сюжетный поворот с участием золотистого ретривера и дьявольский злодей, харизматичный и жестокий.

Опять двадцать пять... Неужели Кунцу до сих пор не надоели золотистые ретриверы и дьявольские злодеи?!




цитата
Это роман о семье, дружбе и любви, о значении сплоченности и силы, которую мы заимствуем друг у друга в самые страшные моменты своей жизни.

М-да... А ведь обещали совсем другое:

"The must-read thriller of the year, for readers of dark psychological suspense and modern classics of mystery and adventure"

("Триллер года, обязательный к прочтению, для любителей мрачного психологического напряжения и классики современной мистики и приключений")




В общем, из рецензии видно, что "Ashley Bell" — это типичный поздний роман Дина Кунца с его фирменными самоповторами и скучным сюжетом, приправленным тоннами сладкой сентиментальности.

Если раньше в произведениях писателя еще присутствовали хоть какие-то хоррор или саспенс, то теперь от них (в лучшем случае) остались только легкие намеки, которые очень трудно разглядеть в почти непрерывных потоках словесной воды.

Неудивительно, что издательство "Эксмо" отказалось выпускать "Ashley Bell" на русском языке (по информации от Виктора Вебера).

Но если Вам все же хочется прочесть эту книгу, то есть шанс, что на сайте deankoontz.ru появится ее перевод.

Валерий Ледовской, курирующий этот ресурс, признался, что уже ведет работу в этом направлении...

цитата
Да, я не только планирую, но и перевожу этот роман. Перед ним две повести по 100 страниц каждая. Роман — около 580 страниц. Я его переведу и выложу. Но не обещаю, что это будет быстро. Такие большие романы я самостоятельно ранее не переводил.


Статья написана 10 июня 2016 г. 23:00

В связи с тем, что несколько дней назад (7-го июня) увидел свет роман Стивена Кинга "Пост сдал", завершающий трилогию о похождениях детектива Билла Ходжеса и посвященный писателю Томасу Харрису, создателю книжного цикла о Ганнибале Лектере, я решил заглянуть в прошлое и вспомнить экранизации произведений о психиатре-каннибале.

Собственно, далее я вкратце выскажу свое мнение о каждом из фильмов (с сериалом "Ганнибал" (Hannibal, 2013–2015) я знакомиться не стал, да и вряд ли буду в будущем).

Первым номером в моем списке идет культовая картина Джонатана Демме "Молчание ягнят" (The Silence of the Lambs, 1990/1991), которая даже сейчас выглядит очень и очень хорошо. А все благодаря грамотному сценарию, уверенной режиссуре и вдохновенной игре актеров.

И хотя на всем протяжении фильма показывается не так уж и много нелицеприятных моментов, в сравнении с современными триллерами, с экрана сочится настолько густая и мрачная атмосфера, что ее буквально можно потрогать руками.

В общем, пятерку премий Оскар картина получила абсолютно заслуженно.

Далее переходим к фильму Ридли Скотта "Ганнибал" (Hannibal, 2001), рассказывающему о героях "Молчания ягнят" спустя десять лет после поимки маньяка по прозвищу "Буффало Билл". Лента вызвала у меня крайне смешанные чувства, а точнее полное недоумение от того, каким образом, имея на руках такой отличный материал, создатели умудрились снять такую пустышку.

"Ганнибал" не цепляет ни сюжетом (с кучей скучных и притянутых за все места поворотов), ни актерской игрой (Джулианна Мур (пускай и не тянущая на роль Кларисы Старлинг) и Энтони Хопкинс старались, но совсем не впечатлили), ни атмосферой.

Даже весьма натуралистичные кровавые сцены, видимо призванные компенсировать отсутствие внятной истории, на мой взгляд, не помогли сделать фильм лучше.

Возможно, все претензии стоило бы высказать одноименной книге Харриса, но я ее не читал, а потому могу оценить только творение Ридли Скотта, которое никак, кроме как халтурой, назвать не получается.

Спустя всего год после "Ганнибала" в прокат вышел фильм "Красный Дракон" (Red Dragon, 2002), повествующий о событиях предшествовавших "Молчанию ягнят", а точнее о поиске правоохранительными органами маньяка "Зубная фея".

На этот раз продюсеры одумались и привлекли к созданию скрипта сценариста Теда Тэлли, работавшего над картиной Демме, которому, на мой взгляд, удалось превзойти свои прошлые результаты.

Фильм получился на редкость удачным детективным триллером с запоминающимися персонажами, напряженной атмосферой и эффектным финалом.

Отдельных похвал заслуживает достоверная игра практически всех актеров и органично вписанный в происходящее на экране саундтрек.

И пускай принято считать, что режиссер Бретт Рэтнер — скорее ремесленник, чем мастер, от мира кино — его "Красный Дракон" все равно удался на славу.

Чего нельзя сказать о картине "Охотник на людей" (Manhunter) Майкла Манна, который еще в 1986-м году пытался перенести на пленку историю "Зубной феи", опираясь на собственный сценарий.

Почему пытался?

Да потому что фильм вышел крайне неудачной экранизацией: скучной, поверхностной, с блеклыми актерскими работами и дурацким музыкальным сопровождением, жутко дисгармонирующим по настроению практически с каждой сценой.

Часть важных сюжетных моментов почему-то была опущена, другая же снята настолько плохо, что если бы я ранее не посмотрел "Красного Дракона" Рэтнера, то я скорее всего вообще бы не понял что происходило в фильме Манна, как и почему.

Таким образом, тратить время на "Охотника на людей" стоит только в том случае, если Вам интересно посмотреть на сравнительно молодого Стивена Лэнга (полковник Куоритч из "Аватара" (Avatar, 2009)).

Во всех остальных случаях я бы посоветовал проходить мимо этой экранизации.

Через пять лет после премьеры "Красного Дракона" на большие экраны вышла лента "Ганнибал: Восхождение" (Hannibal Rising, 2007), рассказывающая о детстве и юности будущего психиатра-каннибала.

В основу картины (по традиции) лег одноименный роман Томаса Харриса.

Казалось бы, в фильме с таким подзаголовком должны были показать в какой семье рос и воспитывался Ганнибал; когда и как он понял, что хочет заниматься психиатрией; когда и как он пришел к тому, чтобы убивать людей и поедать части их тел; кем были его первые жертвы и как ему удалось уйти от правосудия.

Отчасти все это есть в ленте Питера Веббера, но в очень скомканном виде.

Например, семейство Лектеров, кроме Ганнибала и его младшей сестры, практически не показывается. Поэтому понять какие это были люди невозможно (ясно только то, что они жили в фамильном замке).

Оказавшись волею судьбы во Франции молодой Лектер начинает проявлять завидные успехи в учебе. Причем, делает это на пустом месте, ибо, как следует из фильма, до переезда из родных мест он практически не учился (видимо все знания он получил уже при рождении на генетическом уровне).

К изображению первых убийств Ганнибала особых претензий нет, а вот к тому, как он умудрялся каждый раз после очередного преступления вырываться из цепких лап правосудия есть масса вопросов (представители закона в картине изображены на редкость близорукими).

Также вопросы есть и к сыгравшему Лектера актеру Гаспару Ульелю. Вернее к тем, кто утвердил француза на эту роль.

Сказать, что он для нее не подходит — значит не сказать ничего.

Ульелю больше бы пришелся впору образ наглого прожигателя жизни, чем высокообразованного молодого человека, интересующегося анатомией и психиатрией.

А уж изображать безумие ему явно не к лицу, так как выглядело это по большей части просто нелепо.

Вообще, после просмотра осталось ощущение, что "Ганнибал: Восхождение" был снят чисто из коммерческих соображений, потому как и его сюжет и его герои были явно "высосаны из пальца".

Т.е. и у Харриса, и у Веббера, и у многочисленных продюсеров совершенно отсутствовали какие-либо приличные идеи для фильма (и книги), а вот желание заработать на раскрученном персонаже наоборот присутствовало.

И все-таки хорошо, что их вымученное детище в итоге провалилось в прокате, попутно заработав две номинации на премию "Золотая малина" в категориях "Худший фильм ужасов" и "Худший приквел/сиквел".

Оценки:

"Молчание ягнят" — 10/10.

"Ганнибал" — 6/10.

"Красный Дракон" — 10/10.

"Охотник на людей" — 1/10.

"Ганнибал: Восхождение" — 3/10.


Статья написана 6 июня 2016 г. 11:00

Если бы меня спросили, почему я долгое время обходил стороной книгу Стивена Кинга "Роза Марена", то я бы не смог точно ответить на этот вопрос.

Хотя если подумать, то одной из причин (пускай она и звучит глупо) я бы назвал иллюстрацию художника Д. Дучака (девушка с розой на фоне волн и скал), которую издательство "АСТ" исправно помещало на обложках изданий романа вплоть до 2015-го года.

Дело в том, что данное изображение всегда наводило меня на мысль о том, что внутри книги меня будет ждать сугубо мелодраматическая история (несмотря даже на имя ее автора).

Сейчас, наконец-то осилив роман, я понял, что мои опасения были беспочвенны, так как несмотря на то, что романтика в произведении Кинга все же присутствует, она не играет главенствующую роль в сюжете, который с полным правом можно было бы охарактеризовать весьма популярным в Западных странах словосочетанием "Real Life Drama" (т.е. "драма реальной жизни").

А все потому, что он рассказывает о женщине по имени Рози Дэниелс, сбежавшей от своего мужа-тирана Нормана и пытающейся начать жизнь заново в другом городе. Однако супруг крайне болезненно воспринимает ее уход и отправляется на поиски Рози, попутно жестоко расправляясь с добрыми незнакомцами, которые помогли ей обустроиться на новом месте и постараться забыть четырнадцать лет несчастного брака.

И именно эти поиски, на мой взгляд, — это лучшее, что есть в романе, а Норман — самый запоминающийся персонаж. Настоящим удовольствием было наблюдать за тем, как он день за днем все глубже и глубже погружался в омут всепоглощающего безумия.

Хотя и остальные герои произвели весьма приятное впечатление. Разве что Билл Штайнер вызвал раздражение своей неспособностью хотя бы попытаться защитить свою любимую, пускай его слабость и была необходима по сюжету.

Очень многие в своих отзывах о книге сетуют на ненужность в ней мистической составляющей, с чем я никак не могу согласиться.

Мне кажется, что без нее "Роза Марена" превратилась бы в обычный, пускай и хорошо написанный, триллер, события которого можно было бы легко предугадать заранее: есть жертва; есть охотник, преследующий ее; рано или поздно он ее настигнет и тогда либо жертва, пересилив страх, даст обидчику отпор, либо охотник свершит свою кровавую месть и покарает беглянку (в общем, получилось бы что-то похожее на фильм "В постели с врагом" (Sleeping with the Enemy, 1991), но только более жестокое).

Тогда как благодаря мистике, а точнее фэнтези, в романе появляется элемент неожиданности и предугадать заранее исход истории становится уже труднее.

Другое дело, что приключения героев в мире Розы Марены были нарисованы довольно блеклыми красками, из-за чего не произвели какого-то большого и яркого впечатления (хотя нельзя не признать, что финальная сцена у входа в подземный лабиринт получилась весьма впечатляющей).

Пожалуй еще одним фактором побудившим меня снизить оценку книге является ее затянутость.

Правда, положа руку на сердце, я не смог бы назвать откровенно лишние эпизоды. Однако сократить некоторые из них определенно стоило бы.

Таким образом, "Роза Марена" — это не лучший, но и не худший роман Мастера, весьма достойный прочтения.

Хотя бы для того, чтобы в очередной раз убедиться в том, что самые ужасные монстры живут не в фантазиях людей, а в их сердцах.

Оценка: 8/10.

P.S. Очень часто, совершая свои преступления, Норман напевал (на свой лад) песню Ширли Эллис "The Name Game", которой посвящена одна из сцен в десятом эпизоде второго сезона сериала "Американская история ужасов" (American Horror Story, 2011-).

Кстати, этот эпизод так и называется — "The Name Game" ("Поиграем в имена").





  Подписка

Количество подписчиков: 153

⇑ Наверх