В один прекрасный день в конце августа 2007-го года мне нечем было заняться и от скуки я решил сходить в кинотеатр на фильм "Ультиматум Борна" (The Bourne Ultimatum), хотя на тот момент не являлся большим поклонником франшизы про бывшего агента ЦРУ.
Ничего особенного от картины я не ждал и потому был приятно удивлен ее высоким качеством.
Вернувшись домой я сразу же пересмотрел две предыдущие части цикла и в итоге кардинально изменил свое отношение к нему с нейтрального на положительное.
Если не брать в расчет "Эволюцию Борна" (The Bourne Legacy, 2012), которую кроме как "высосанной из пальца ерундой" назвать сложно, то в первых трех фильмах о пытающемся идентифицировать себя правительственном агенте мне всегда нравились, прежде всего, сюжеты с грамотно выстроенной интригой, максимально приближенные к реальности экшен-сцены, а также серьезная атмосфера всего происходящего.
Соответственно, когда в широкий прокат вышла новая картина о похождениях Джейсона Борна я не смог остаться в стороне и не посмотреть ее на большом экране.
Несмотря на то, что скудный синопсис фильма (представленный на том же КиноПоиске) не дает четкого представления о сюжете, у меня нет особого желания пересказывать его.
Да и зачем, если "Джейсон Борн" абсолютно ничем не отличается от прошлых творений творческого тандема режиссера Пола Гринграсса и актера Мэтта Дэймона (даже отстранение Тони Гилроя, работавшего над всеми предыдущими частями цикла, никак не повлияло на конечный результат).
Главному герою все так же предстоит бороться с преследующим его по всему свету ЦРУ в надежде узнать (теперь уже всю) правду о своем прошлом.
Такие классические приметы франшизы как натуралистичные рукопашные драки и реалистичные автомобильные погони, снятые дико трясущейся камерой — в наличии.
Ах да, и без холоднокровного киллера (которого все по традиции зовут "спецом") тоже не обошлось, хотя в отличие от его коллег, у него будет личная причина уничтожить Борна.
Фильм у Гринграсса получился хорошим, но по сути совсем необязательным, даже с поправкой на злободневность истории, рассказанной в нем.
Главная же ценность "Джейсона Борна" заключается в том, что он закладывает основу для новой (при должном раскладе весьма любопытной) трилогии, которую при желании (и соответствующих кассовых сборах) вполне можно было бы снять.
Однако здесь есть и подводный камень: если прибыль фильма будет достаточной для создания продолжения, то скорее всего нас будет ждать очередной стилистический и сюжетный римейк "Превосходства" (The Bourne Supremacy, 2004) и "Ультиматума" (зачем менять то, что уже столько лет исправно работает?).
Если же она не будет достаточной, то и сиквела мы не увидим.
И это печально, ведь вселенная Борна содержит так много потенциально интересных историй (пока оставшихся за кадром в виду зацикленности сценаристов на попытках Джейсона восстановить свою память).
Лично я был рад вновь увидеть привычные приключения бывшего агента ЦРУ, но и от корректировки концепции цикла все же не отказался бы, тем более что после нового фильма это не так уж сложно сделать.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Как вариант, в продолжении Борн, вернувшийся на государственную службу, мог бы отправиться на охоту за Аароном Кроссом, сбежавшем от спецслужб в финале "Эволюции".
В минувшие выходные, пересмотрев хоррор "Оно следует за тобой" (It Follows, 2014) и читая рецензии на него в интернете, я наткнулся на более чем любопытное видео, посвященное этому фильму, которое вы найдете ниже.
Сразу предупреждаю, что там полно спойлеров, поэтому если вы еще не видели творение Дэвида Роберта Митчелла, то лучше пока воздержаться от просмотра его критического разбора.
Кстати говоря, роль парня, живущего по соседству с главной героиней, в картине исполнил Дэниэл Дзоватто, воплотивший образ одного из грабителей по имени Мани в недавнем триллере "Не дыши" (Don't Breathe).
На прошлой неделе на экраны российских кинотеатров вышел триллер "Не дыши" (Don't Breathe).
Это вторая полнометражная работа Федерико Альвареса, три года назад подарившего миру свою версию истории Зловещих мертвецов (Evil Dead).
Многие из специалистов, трудившихся над той картиной, были привлечены и для создания нового фильма, в том числе и актриса Джейн Леви, которой в "Не дыши" досталась роль матери-одиночки по имени Роки, в свободное от воспитания ребенка время промышляющей грабежами в компании двух парней — Алекса и Мани.
Однажды троица узнает, что в доме одинокого слепого ветерана войны в Ираке спрятана крупная сумма денег, которую тот получил в качестве компенсации от девушки, насмерть сбившей на автомобиле его дочь.
Не долго думая, подельники решают под покровом ночи пробраться в жилище старика, чтобы сорвать самый крупный в своей криминальной карьере куш.
Однако позже оказывается, что владелец дома не так-то прост и несмотря на инвалидность ему есть чем ответить вторгшимся в его владения грабителям.
У вас сразу же может возникнуть вопрос "почему домушники захотели провернуть свое грязное дело после захода солнца, если ветеран живет в забытом Богом и другими людьми районе Детройта, где на многие мили вокруг нет ни одной живой души (в том числе и носящей полицейскую форму), и троица вполне могла бы залезть в дом при свете дня, пока старик выгуливает собаку?", но при желании этот сюжетный поворот можно оправдать тем, что Роки, Алекс и Мани захотели перестраховаться и лишний раз не рисковать перед тем как покончить с воровством раз и навсегда.
Тем более справиться со спящим человеком намного проще, чем с бодрствующим, даже при условии, что он ничего не видит.
Хотя возможно, что кто-то все же сочтет это сценарной натяжкой.
Но сразу замечу, что она будет единственной, потому что в остальном скрипт, написанный режиссером фильма в соавторстве с Родольфо Саягесом, вышел весьма стройным и логичным.
И при всем желании я не смог разглядеть в нем каких-либо вопиющих глупостей.
Очень порадовало, что в картине нашлось время не только для безостановочного экшена, но и для раскрытия персонажей.
Причем, каждая из сторон конфликта была нарисована одинаково темными красками, поэтому и осуждаешь их, и сопереживаешь им в равной степени.
Также отдельно стоит отметить отлично получившуюся на экране вязкую атмосферу саспенса, пропитавшую не только дом, но и полуразрушенные окрестности.
При этом напряжение в кадре достигается не демонстрацией натуралистичного насилия или бу-эффектами (хотя парочка их все же есть в фильме), а простыми шорохами и скрипами половиц старого дома. Ведь именно по ним обезумевший хозяин и его пес могут найти захватчиков и перегрызть им глотки.
Игра всех актеров в картине, за исключением Стивена Лэнга, находится на вполне достойном уровне, тогда как звезда "Аватара" — шикарен в роли слепого, но далеко не немощного, ветерана.
Ну и саундтрек у ленты тоже хорош, пускай иногда его и не было слышно.
Таким образом, "Не дыши" — это яркий пример того, как надо грамотно снимать триллеры в относительно замкнутом пространстве.
Поэтому если вам нравятся подобные фильмы (и особенно если вы поклонник хоррора Уэса Крэйвена "Люди под лестницей" (The People Under the Stairs, 1991), то новая работа Федерико Альвареса просто обязательна к просмотру!
Второй сезон сериала "Очень странные дела", состоящий из девяти эпизодов, выйдет в следующем году!
Судя по тизеру, в котором перечислены названия будущих серий, события сиквела будут разворачиваться спустя год после истории Одиннадцать, а точнее осенью 1984-го.
Если вы читаете мою авторскую колонку, то прекрасно знаете, что я очень люблю мистические истории, действие в которых разворачивается в маленьких американских городках. И как я уже однажды упоминал, пристрастил меня к ним не кто иной как Стивен Кинг.
Также я являюсь большим поклонником всего, что связано с 1980-ми (особенно с музыкой той эпохи).
Поэтому нет ничего удивительного в том, что я не мог пройти мимо нового сериала "Очень странные дела", сюжет которого вобрал в себя некоторые мотивы творчества Мастера и режиссера Стивена Спилберга, подкрепив их шикарным саундтреком, словно пришедшим из фантастических фильмов почти тридцатилетней давности (отдельное спасибо хочется сказать создателям за использование отличной песни "Africa" рок-группы "Toto").
Помимо музыкального сопровождения, добавляющего атмосферности происходящему на экране, мне понравилось практически все.
И актерские работы: особенно порадовала эмоциональная игра Вайноны Райдер (Джойс) и почти безэмоциональная игра двенадцатилетней Милли Бобби Браун (Одиннадцать). Поразительно как последняя смогла показать странность своей героини и всю ту бурю чувств, бушевавшую внутри нее, практически без слов, опираясь только на скупые мимику и жесты.
И декорации: визуально провинциальный городок Хоукинс получился просто великолепно. Лично меня ни на секунду не покидало ощущение, что я смотрю некий забытый сериал, снятый в 1980-е и дошедший до наших дней в идеальном качестве.
И сама история о загадочном исчезновении подростка по имени Уилл и то как она была рассказана: последовательно, логично, без заметных провисаний и лишних по смыслу эпизодов.
Еще хочу отметить, что на мой взгляд, "Очень странные дела" — это такой коктейль из идей произведений Короля Ужасов "Оно", "Туман", "Воспламеняющая взглядом" и "Кэрри", правда, не цитирующий их напрямую (что безусловно хорошо).
Было бы здорово увидеть экранизации перечисленных работ Кинга в исполнении авторов сериала — братьев Даффер.
Но, к сожалению, экранизация "Оно" уже закреплена за Андресом Мускетти (кстати, Финн Вулфард (Майк) будет играть там Ричи Тозиера), а адаптацией для телеэкранов "Тумана" вовсю занимается студия "Dimension Television". Про "Воспламеняющую взглядом" пока никто не вспоминает, а современную версию "Кэрри" мы видели три года назад, так что вряд ли кто-нибудь в ближайшее время снова возьмется за этот роман.
Единственное, к чему бы я мог придраться в "Очень странных делах", так это к не всегда убедительной компьютерной графике. Но на фоне остальных плюсов проекта данное замечание несомненно меркнет.
В общем, если вы любите увлекательные истории с интересными персонажами и душевной атмосферой, то сериал обязателен к просмотру.
Ведь "Очень странные дела" — это намного больше чем просто 8 серий.
Это настоящее приключение!
Оценка: 10/10.
P.S. Напоследок несколько лестных слов Стивена Кинга и Гильермо дель Торо о сериале, а также немного отзывов критиков (взятых с сайта film.ru) и трейлер.
Ну а для тех, кто уже посмотрел творение Мэтта и Росса Даффер, во втором видео представлен список фильмов 1970-х и 1980-х годов, послуживших вдохновением для создания некоторых сцен "Очень странных дел".
"Смотреть "Очень странные дела" — все равно что смотреть лучшие хиты Стивена Кинга. При этом хорошо снятые"
"Очень странные дела" — чистое удовольствие. На 5 с плюсом. Не пропустите его. Вайнона Райдер блистает"
Стивен Кинг
"В "Очень странных делах" можно найти много всего: Кинга, Спилберга, восьмидесятые, меня (братья Даффер сами сказали мне об этом), но прежде всего это хороший сериал!!"
Гильермо дель Торо
"Этот сериал интересен и жуток. Он отдает должное эре восьмидесятых, уделяя внимание таким деталям, как прически и одежда"
Джеф Корбелик ("The Lincoln Journal Star")
"В сериале много за кого можно поболеть, и драмы хватает. Все компоненты связывают воедино сильное повествование и персонажи"
Эд Барк ("Uncle Barky")
"Есть в этом сериале несколько поистине страшных моментов и одновременно пара искренних сцен, которые ведут к кровавой кульминации"