Не буду скрывать, что у меня было некоторое предубеждение против романа Кристофера Трианы "Озверевшая". Возникло оно не без причины, а из-за двух моментов, упоминавшихся в отзывах читателей. Первым из них была лютая нелогичность сюжета, а вторым — его зашкаливающая жестокость. Поэтому я как-то не горел желанием браться за книгу, где меня ждала бы непрерывная тупая мясорубка. Но в последнее время я все чаще стал натыкаться на положительные рецензии на роман, поэтому все-таки решил дать ему шанс.
Речь в книге идет о старшекласснице по имени Ким Уайт, которая в прямом смысле слова является "спортсменкой, комсомолкой и просто красавицей". То есть, человеком, не испытывающим проблем ни с учебой, ни с друзьями, и обладающим безупречной репутацией. Многие подростки отдали бы все, чтобы быть на ее месте. Однако для Ким ее благополучие — тяжелейшая ноша, не приносящая ничего кроме беспросветной скуки.
Именно поэтому девушка отчаянно ищет способ как-то разнообразить свои серые монотонные будни и приходит к мнению, что потеря невинности прекрасно для этого подойдет, поскольку по слухам это ни с чем не сравнимый опыт. Данное намерение действительно в корне изменит Ким, а заодно и всех тех, кто окажется рядом с ней. И далеко не всем несчастным удастся пережить встречу с Озверевшей.
Скажу сразу, что роман мне очень даже понравился. Полагаю, что это произошло потому, что я не возлагал на него каких-то огромных надежд, а значит избежал синдрома завышенных ожиданий. Тем не менее, книга имеет ряд достоинств, которые трудно игнорировать.
Для начала хотелось бы отметить профессионализм автора. Не важно что описывает Кристофер — внутренний мир героини, ее взаимоотношения со сверстниками или порождаемое ею насилие — делает он это по-настоящему мастерски. При всем желании я не смог найти в тексте каких-то лишних сцен или деталей, которые можно было бы убрать оттуда без потерь для истории. Повествование вышло на редкость стройным, выверенным и динамичным, благодаря чему эффект погружения в происходящее был весьма сильным.
Кстати, само погружение походило на спуск по шаткой лестнице в темные глубины сырого и затхлого подвала. И тут Триана тоже не оплошал! Ему удалось во всех красках изобразить как деструктивные поступки Ким, становящиеся с каждым разом более безумными, меняют ее образ мышления, все дальше уводя ее от мира обычных, психически здоровых, людей. В общем, наблюдать за распадом личности девушки было реально увлекательно (и в чем-то даже познавательно).
Ну а сейчас подробнее остановимся на ранее упомянутых минусах. Лично мне не показалось, что роман получился слишком уж глупым. Допускаю, что иногда взрослые (в том числе и полиция) вели себя слишком уж мягко в отношении главной героини. Но нельзя забывать, что у них не было веских оснований подозревать ее в каких-либо противоправных действиях, потому как по всем параметрам Ким выглядела идеальным подростком. Не зря же говорят, что сначала ты работаешь на репутацию, а потом она работает на тебя. Собственно, это и случилось в книге.
Теперь коснемся зашкаливающей жестокости. Да, в романе полно жутких моментов, которые могут вогнать в ступор особо впечатлительных читателей. Но все подобные эпизоды служат для развития сюжета, а не существуют в отрыве от него. То бишь, мы имеем дело не со сплаттерпанком ради сплаттерпанка, а с продуманным нагнетанием напряжения, которое ближе к финалу достигает того самого уровня "full brutal". Кстати, за концовку отдельное почтение автору. Кровавая феерия удалась на славу!
Что ж, мне больше нечего добавить. "Озверевшая" — это крутой и крайне брутальный триллер, который абсолютно точно никого не оставит равнодушным. И может быть даже научит критичнее относиться к успешным и улыбчивым людям вокруг вас.
Пару лет назад я зарекся продолжать знакомство с творчеством писателей Шимуна Врочека и Юрия Некрасова, ибо их совместная работа под названием "Золотая пуля" вызвала у меня крайне мощное негодование.
Однако не так давно ко мне обратился Юрий и предложил "надкусить" его новый (более линейный) роман "Призраки Осени", дабы узнать мое мнение о нем. Я, в свою очередь, не стал отказываться, ибо за прошедшее время автор вполне мог вырасти в профессиональном плане и создать что-то действительно крутое. В общем, за чтение книги я принялся без какого-либо предубеждения, намереваясь получить от истории максимум удовольствия.
К сожалению, результат этого эксперимента меня скорее расстроил, чем порадовал.
Итак, роман повествует о доме на холме, населенном призраками, вынужденными терпеть соседство с некой плотоядной тварью, обитающей в подвале здания. Причем, чтобы не пасть жертвами монстра, проклятые души обязаны подкармливать его ничего не подозревающими смертными, имеющими несчастье оказаться поблизости от логова чудовища.
И вот однажды в недрах дома пропадает целая группа любопытных подростков, что сразу же привлекает внимание полиции и, в частности, детектива Сэма Доплера, который немедленно приступает к расследованию столь запутанного дела, не ведая, что не только у него возник интерес к старой постройке, но и у двух таинственных незнакомцев, готовых пойти на многое, дабы завладеть одержимым особняком.
Прежде чем начать ворчать, я хотел бы отдать должное автору, который по всей видимости приложил немало усилий для воплощения своих сложных и масштабных идей на бумаге. Здорово, когда у писателя богатая фантазия и он способен раскрутить ее на полную катушку ("Призраки Осени" — лишь первая весточка заявленной трилогии).
Но даже отличному рассказчику порой необходим не менее отличный редактор, который бы не позволил творцу сбиться с пути. Не знаю, был ли такой человек у Некрасова, но если и был, то он не очень хорошо справился со своей задачей.
Первое, что напрягает в книге — это ее оторванность от реальности (нечто похожим грешила и "Золотая пуля"). Понятно, что события романа происходят где-то на просторах США, но где конкретно так и остается загадкой. Автор не только не проговаривает это, но даже не утруждает себя хотя бы кратким описанием местности. То есть, тупо есть какой-то город с домом на холме и они оба окружены стандартными осенними пейзажами. Все, больше никаких стоящих деталей читателю не отсыпят, что, безусловно, весьма грустно, ибо в голове не складывается никакой четкой картинки.
Ну ладно, а что там с персонажами? О, их будет изрядное количество и на любой вкус! Правда, я не совсем улавливаю смысл такого разнообразия. Суть в том, что многие герои, появившись на страницах книги, почти сразу же оттуда исчезают. Иными словами, писатель сначала раскрывает характеры персонажей, а затем быстренько от них избавляется. Ну и что я должен при этом ощущать? Печаль? А откуда ей взяться, если я еще не успел толком привязаться к тем, кого тут же отправляют на тот свет?
Да и к внутреннему наполнению героев у меня тоже есть претензии. Юрий, конечно, пытался вдохнуть жизнь в придуманных им лицедеев, но для меня они так и остались ярко раскрашенным картоном. Ну не увидел я в них настоящих людей (лишь функции, которые, зачастую подчиняясь странной логике, худо-бедно двигают историю вперед).
А теперь переходим к самому "сладкому" — к манере изложения, которая не сильно изменилась со времен "Золотой пули" и представляет собой мутный поток сознания, вместо стройного и адекватного текста. Я понимаю, что роман задумывался как постмодернистское произведение, но, ей-богу, это же не значит, что чуть ли не каждый его эпизод надо было переворачивать с ног на голову. К чему такие сложности? Зачем перегружать повествование, когда в этом нет особой нужды? Просто чтобы порисоваться и чтобы потом все говорили какое у тебя развитое красноречие?
Не спорю, иногда Некрасова отпускала его безумная муза и он вспоминал, что простые мысли совершенно необязательно доносить витиеватым языком. Вот тогда продвигаться по книге было приятно. Жалко, что подобные моменты просветления встречались редко.
Ну а сам сюжет мне, в целом, понравился. Чувствуется в нем некая эпичность и желание Юрия явить миру нечто большее, чем очередную мистику о не упокоенных душах, запертых в ветхих пыльных комнатах.
Однако какого-то восторга "Призраки Осени" у меня все же не вызвали. А тот факт, что они еще и оборвались на полуслове, меня окончательно выбил из колеи. Поэтому я пока совсем не уверен, что захочу вернуться в проклятый дом в будущем.
Все мы когда-то были детьми: учились в школе, общались с одноклассниками, гуляли после уроков на улице. Где нередко, ведомые своим любопытством, влипали в самые разные ситуации, которые в отдельных случаях нельзя было назвать безобидными.
Вот и персонажи романа Рональда Малфи "Декабрьский парк" — подростки Анджело, Питер и Скотт — не сумев пройти мимо скопления полицейских машин у лесной чащи, оказались свидетелями того как стражи порядка выносят из зарослей накрытое простыней тело ранее пропавшей пятнадцатилетней Кортни Коул. Герои (впрочем, как и другие жители городка Хартинг-Фармс) предполагают, что девушка погибла от рук маньяка по прозвищу Дудочник, который опять-таки предположительно похитил еще нескольких детей.
Страшная находка поначалу шокирует парней, но постепенно серые будни приглушают воспоминания о ней. Которые разгораются с новой силой, когда друзья знакомятся с застенчивым мальчиком Эдриеном, стремящимся поймать душегуба самостоятельно. Ребята с большим энтузиазмом принимаются за поиски Дудочника, но очень скоро осознают, что то, чем они занимаются — совсем не игра, а реальность, столкновение с которой может стоить им жизни.
"Декабрьский парк" по праву можно отнести к "мальчишечьим ужасам", но с оговоркой, что самих ужасов в книге наберется не так уж и много. Львиная доля текста посвящена описанию досуга персонажей, их взаимоотношений друг с другом и с родителями. И параллельно с этим нам расскажут о попытках героев отыскать логово маньяка и останки его жертв. То есть, деяния Дудочника служат как бы фоном для того, чтобы поведать историю о подростковой дружбе и взрослении, происходящем под влиянием неблагоприятной окружающей среды.
Именно такой является Хартинг-Фармс — некогда тихий сонный городок, который с приходом в него хитрого и наглого зла быстро превращается в мрачное и неуютное место, где на каждом углу тебя может подстерегать опасность. Тревожная атмосфера, царящая в романе — это, пожалуй, одна из его самых мощных сторон. С каждой главой ты все глубже погружаешься в паранойю, охватившую горожан, и буквально не можешь оторваться от книги, ведь тебе просто необходимо как можно скорее узнать личность Дудочника, чтобы внутренние напряжение и беспокойство наконец покинули тебя.
Но какой бы ни была атмосфера, она бы не сработала, если бы персонажам романа не хотелось сопереживать. И с этим у "Декабрьского парка" нет никаких проблем. Герои, придуманные Малфи, получились по-настоящему "объемными", интересными и, что важно, правдоподобными. Хотя в этом как раз нет ничего удивительного, поскольку подростки в книге были срисованы с ребят, с которыми автор общался в детстве (в частности, Анджело, обожающий сочинять страшные рассказы, стал отражением самого Рональда).
В общем, наблюдать за приключениями юных детективов было сплошное удовольствие, даже с поправкой на то, что они с трудом тянули на серьезное расследование. Нет, приятелям, конечно, удалось обнаружить несколько улик совершенных преступлений и даже определить в подозреваемые парочку обывателей. Однако по факту это ни к чему не привело и антагонист сам буквально свалился им на головы, что вылилось в краткое и не слишком эффектное противостояние.
Правда, стоит отметить, что когда ты понимаешь, кто прятался за маской Дудочника, то тебе так и хочется воскликнуть "вот это поворот!". В этом плане Малфи действительно смог удивить, при этом не забыв грамотно завершить все побочные сюжетные линии в последовавших после основной развязки главах. Ну а шикарный и крайне эмоциональный эпилог стал своего рода вкуснейшей вишенкой на слоеном торте всего повествования.
Поэтому если вдруг у вас есть сомнения в отношении романа, то лучше незамедлительно о них забыть. "Декабрьский парк" — это прекрасный образчик "мальчишечьих ужасов". Его цепляющая история, колоритные персонажи и неожиданный финал способны скрасить абсолютно любой вечер.
Было время, когда я очень любил захаживать в один маленький уютный книжный магазин, расположенный поблизости от моего дома. Прелесть его была в том, что там можно было найти издания, которые уже исчезли из продажи. И вот однажды, разглядывая полки в поисках чего-нибудь интересного, я зацепился взглядом за томик "Мистер Икс" Питера Страуба, выпущенный в серии "Шедевры мистики".
Синопсис романа показался мне интригующим, но тут мое внимание переключилось на что-то другое и я отложил книгу в сторону, мысленно пообещав себе купить ее в следующий раз. Однако случилось так, что "Мистера" все-таки увели у меня из под носа. Тем не менее, все последующие годы я помнил об этом произведении и своем желании его прочитать.
Что ж, совсем недавно я наконец-таки осуществил задуманное.
Роман Страуба повествует о молодом программисте из Нью-Йорка по имени Нэд Данстэн, каждый день рождения которого сопровождается припадками. В ходе них он становится как бы тенью загадочного человека и наблюдает за тем как тот жестоко расправляется с людьми.
Накануне новой круглой даты Нэд начинает чувствовать, что совсем скоро с его мамой должна случиться беда, что вынуждает его в срочном порядке вернуться в город своего детства Эджертон.
Понимая, что жизнь вот-вот покинет ее, Стар Данстэн называет сыну имя его отца, личность которого на протяжении долгих лет держалась в тайне. Нэд решает узнать больше о своем родителе и внезапно обнаруживает, что тот может быть связан с ненавистным ему Мистером Икс. Но последний тоже в курсе, что за ним идет охота и ждет удобного момента, чтобы пустить Нэду кровь. И хотя оба героя уверены в себе, победитель в их противостоянии будет только один.
Я прочел далеко не все романы Страуба, но полагаю, что не погрешу против истины, назвав "Мистера" его типичным произведением. В центре внимания автора опять окажется несколько семей, чье прошлое тесно переплетено самым причудливым образом. А распутывать этот клубок придется персонажу-одиночке, испытывающему на себе давление со стороны некой враждебной силы. Ну и конечно описано все это будет максимально подробно и порой весьма утомительно.
Пожалуй, это и есть основная проблема книги. Питер вываливает на читателя так много имен и деталей, что приходится прилагать значительные усилия, чтобы запомнить их все (ведь ты же не знаешь какие из них пригодятся в будущих главах). В результате сюжет выглядит крайне запутанным, хотя в финале ты понимаешь, что скелет истории был не таким уж сложным и если срезать с него все лишние наслоения, то "Мистер Икс" смотрелся бы гораздо привлекательнее (да и продвигаться по тексту получалось бы в разы быстрее).
Кстати, апогей занудства автора наступает именно в развязке. Нет, само столкновение Нэда с антагонистом вышло довольно бодрым, эффектным и запоминающимся, но вот то, что последовало за ним... Это какой-то неприлично растянутый и до зубовного скрежета скучный эпилог, по сути не добавляющий к картине романа никаких ярких красок. И эпилог этот, к слову, длится больше восьмидесяти страниц!
Такое ощущение, что Страуб настолько полюбил своих героев, что просто не мог расстаться с ними и продолжал писать о них хоть что-нибудь, дабы еще чуть-чуть продлить работу над книгой.
И в общем-то я тоже в некоторой степени привязался к персонажам (хотя иногда они меня не слабо так раздражали своим поведением), а посему с легкой грустью перевернул последнюю страницу романа. Все-таки умеет Питер закрутить интригу так, что мало не покажется. Жаль только, что она зачастую тонет в потоках его неудержимого красноречия. Совсем как Эджертон в ходе очередного осеннего половодья.
Оценка: 7/10.
P.S. Краткая ремарка: если ваша душа требует ужасов, то "Мистер Икс" не сможет утолить вашу жажду. Несмотря на то, что в книге есть атрибуты темного жанра, ее тяжело в полной мере отнести к нему. Роман в лучшем случае можно окрестить триллером с элементами мистики, чем каким-то забористым хоррором. Жюри "Премии Брэма Стокера" как всегда сделало весьма странный выбор.
Остались считанные часы до наступления ночи нечистой силы. Что же поможет нам ее пережить?
Правильно, какое-нибудь годное страшное кино. И у меня как раз есть прекрасный кандидат на эту роль — триллер "Вакансия на жертву" (Vacancy, 2007), рассказывающий очередную историю, отправной точкой которой станет классический "поворот не туда".
В центре внимания картины находятся супруги Дэвид и Эми, возвращающиеся домой после семейного торжества. Дабы побыстрее добраться до пункта назначения Дэвид выбирает пустынную второстепенную трассу, на которой их машина внезапно выходит из строя. Поскольку время позднее, герои решают переночевать в маленьком придорожном отеле.
На первый взгляд, это обычное и ничем не примечательное заведение со слегка эксцентричным управляющим. Но совсем скоро супругам предстоит узнать причины странного поведения хозяина и попутно вступить в борьбу за свои жизни с трио самоуверенных подонков.
Что же такого хорошего я разглядел в "Вакансии на жертву"? Ну, для начала это ладно скроенный сюжет, лишенный лишних деталей и длиннот, действие в котором не останавливается ни на минуту. В фильме постоянно что-то происходит и каждое событие имеет значение для развития всей истории.
Кроме того нельзя не отметить приятных глазу положительных персонажей. Их взаимоотношения и реакции на экстремальные ситуации выглядят максимально реалистично, благодаря чему у тебя без труда получается сопереживать им.
Да и сам переплет, куда угодили Дэвид и Эми, смотрится весьма правдоподобно. Глядя на экран, ты действительно веришь, что где-то в американском захолустье может существовать место, чьи постояльцы вынуждены проливать кровь, дабы шайка извергов могла заработать на этом кучку грязных баксов.
А подкрепляется эта вера особой гнетущей атмосферой, царящей вокруг захудалого отеля и в его мрачных обшарпанных интерьерах. Атмосферой оторванности от цивилизованного мира, порождающей безнадегу в сердцах главных героев.
Однако если вы полагаете, что невезучие супруги будут разыгрывать из себя покорных овечек, ожидающих заклания, то вы глубоко заблуждаетесь. Дэвид и Эми дадут достойный отпор своим мучителям, что выгодно отличает картину от сонма скучных слэшеров, в которых персонажи представляют собой лишь безвольное "пушечное мясо" для слетевших с катушек психопатов.
Даже финал фильма не вписывается в традиционную для многих триллеров/хорроров схему. Не буду во всех подробностях описывать концовку, дабы не спойлерить, но скажу, что есть в ней некое позитивное зерно. Которое привносит лучик света в картину и шикарно завершает жуткий аттракцион, которому ты стал свидетелем.
В общем, я даже не знаю, что еще добавить к моим дифирамбам в адрес творения Нимрода Антала. Пожалуй, только одно: скорее разыщите "Вакансию на жертву" и принимайтесь за просмотр. Это во всех отношениях классное кино, которое пощекочет вам нервы и поможет увлекательно провести Хэллоуин.
А я пока пойду подумаю, что бы еще такое крутое и пугающее порекомендовать вам в следующий раз.