Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ariel2» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 15 февраля 2011 г. 10:49

1. Если кратко охарактеризовать сверхзадачу романа Рубанова, то я бы сказал, что это социально-философское исследование халявы. Очень правильно сказала Е. Ковтун, что фантастика нужна для того, что создавать наглядный образ абстрактных категорий. В «Хлорофилии» понятие халявы предстает как высоченная трава, которую люди могут совершенно бесплатно есть, и благодаря этому избавляться от потребности в пище, прекрасно и бодро себя чувствовать, однако постепенно терять интерес ко всему окружающему, а со временем и вообще превращаться в стебли травы.

2. Собственно говоря, таинственные стебли в «Хлорофилии» означают халяву двояким образом: для читателя — как ее причудливая аллегория, и для героев – как ее таинственный мистический спутник. Поскольку по сюжету романа таинственная трава начинает расти в Москве именно тогда, когда город начинает купаться в финансовой халяве, сдав Китаю Сибирь в аренду. Когда же арендатор прекращает платежи – и трава начинает чахнуть. Бесплатная съедобная трава – это избыточное «счастье», казалось бы не нужное, при наличие денег- но неотвратимо их сопровождающее.

3. Любопытно смешение политических концептов современности в «Хлорофилии». Сегодня в России с тревогой смотря на обогащающий страну поток нефтедолларов, и боятся, что в будущем Китай может отторгнуть у нас Сибирь. В романе Рубанова нынешние радости, тревоги и страхи смешались в один образ: отторгнутая Сибирь превращается в аллегорию потока нефтедолларов (по сюжету- арендные платежи придут на смену нефтяным доходам после исчерпания нефти).

4. Еще один важная метафорическая функция стеблей в «Хлорофилии»- они способствуют «вертикализации» общества. Нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц недавно, приезжая в Москву, напомнил, что для сырьевых государств характерен очень высокий уровень неравенства. Хотя казалось бы, поток экспортных доходов мог бы позволить его уменьшить, но на практике бонусы от нефти распределяются крайне неравномерно. В Москве 22 века, изображенной Рубановым, тогда, когда Москву накрывает поток «сибирских» доходов, из под земли вырастают 300-метрвоые стебли, которые заставляют всех жителей переселяться в громадные 100-этажные башни, социальный статус человека точно соответствует этажу, и солнце доступно лишь обитателям верхних 20 этажей.

5. Хочется сопоставить «Хлорофилию» с «Пандемом» Дяченко. В обоих романах рассказывается о внезапно накрывшей общество халяве. В обоих намекается, что халява вредна, и без труда не вытащишь и рыбку без труда. В «Пандеме» всемогущий сверхразум прекращает оказывать человечеству свои услуги, когда добивается от него создания межзвездной экспедиции, которая будет распространять разум по Вселенной. В «Хлорофилии» халява заканчивается, когда выясняется, что аренда Сибири была для Китая лишь экспериментом, на котором он отрабатывал колонизацию Луны. С началом реального освоения Луны, сибирский проект свертывается. То есть, в обоих романах Космос завершает эпоху Халявы. Следует ли тут делать реминисценцию к последним двум романам Вячеслава Рыбакова?

6. Возможно, прадедушкой обоих романов стоит считать «Фабрику Абсолюта» Чапека — но там присутствие божества в мире оборачивается кровопролитными религиозными войнами.

7. Мотив превращения человека в то, что он ест, мотив превращающего человека в нечто из-за халявы – наверное очень распространен, но я вспоминаю только страну дураков в «Пинокио» Коллоди, и сделанный по его образцу «Остров дураков» в «Незнайке на луне».

8. «Хлорофилия»- очень московский роман. Москва чувствует порочность своего богатства – но в тоже время она чувствует именно себя истинным лицом всей России. У Рубанова вся Россия переселяется в Москву- за Мкадом действительно уже ничего нет. Провинциалы могут ненавидеть Москву, они могут считать этот роман не относящимся к ним, но по Рубанову, Москва — это судьба России. Приезжайте к нам лет через 20 — и ничего не будет, будет одна Москва.


Статья написана 20 января 2011 г. 19:50

Роман Дяченко «Мигрант» входит в серию романов, кодируемых строками известного студенческого гимна «Гаудеамус». Первым из этой серии был «Вита-ностра — по сути экстремальная метафора образования. В «Вита ностра» мистические силы под угрозой страшных наказаний заставляют юношей и девушек учиться неведомо чему, вызубривать бессмысленные тексты, развивать воображение, и в конце концов превращаться в нематериальные сущности, в элементы вселенского логоса. Но что такое у нас образование? Вчерашние школьники поселяются в неблагоустроенном общежитии, терпят бедность и всяческие физические новации – от первого секса до первого похмелья, учат неведомо что и преображаются до неузнаваемости. «Вита ностра» — это страшноватый сон о студенческом общежитии.

Потом был «Цифровой» — роман о компьютерных играх.

Теперь вот — «Мигрант».

Есть две вещи, объединяющих три этих романа.

Во-первых, все трое посвящены виртуальным реальностям — нематериальным мирам, управляющим материей.

Во-вторых, основной эффект во всех трех романах построен на очень внимательном отношении к психосоматике, к первичным человеческим ощущениям. Здесь мы застаем обжигающий кипяток, страх темноты, бессонницу, ушиб лба, непреодолимый гнев, кровоточащие десна, вонючие носки, волдыри на пятках, ножевые порезы и жгучие обиды. Здесь Дяченко встают в один ряд с нашим «певцом телесности» Сорокиным, но Сорокин – фантасмагоричен и «чернушен», а Дяченко сугубо реалистичны, и стараются удержаться на той грани, где эстетика переходит в раздражающие натуралистические подробности.

В сущности — это романы о теле и нервах. Поэтому они производят впечатление. Это «посознательное» трех романов, а их идеология – кстати, подробно разработанная — с этой «телесной субстанцией» напрямую не связана. Тело все вытерпит, и, рассказывая о теле, можно одновременно рассказывать о чем угодно.

Но о чем же «Мигрант»?

Когда читал этот роман, не покидало ощущение, что на его замысел повлияла моя статья «Тревожный сон и неспокойная совесть утопии», опубликованная в журнале «Полдень, 21 век» (2008,№7).В той статье предлагалось написать литературное произведение об идеальном мире где по непонятным причинам начались странные, фантастические неприятности. В конце бы выяснялось, что этот мир – плод фантазии, чье-то сновидение, и «неприятности» возникают из-за того, что спящий просыпается. Конечно, не я первый придумал нечто подобное… Просто в той статье еще анализировалась «Пещера» Дяченко и отмечалось, что изображенный в «Пещере» мир — явно вымышленный, но в некоторые моменты в него прорывается «настоящая», читательская реальность.

Так или иначе: в «Мигранте» изображается совершенно идеальная планета, без неравенства и нищеты, экологический рай, где еда растет на ветках. Называется планета Раа—ясно, что это как бы Рай. Мир возник без всякой эволюции, просто как творение некоего Творца. Мир этот – не просто материален, он — воплощение идеи в материи. Расплатой становится то, что Раа подвержен серьезным изменениям под влиянием воображения своих жителей. Чувства вины или ночные страхи могут превратиться в страшных чудовищ или цунами червей. Так, кстати, Дяченками объясняется механизм грехопадения – разрушение рая через познание добра и зла. Чтобы бороться с чудовищами воображения, в Раа существует особая система инициации (Пробы), в ходе которой отбирают людей, хорошо владеющих собой, в том числе и своим воображением. Не прошедшие пробу не получают прав полноценного гражданина а оказываются под опекой других граждан.

Кроме того, над планетой летают «стабилизаторы реальности», помогающие планете сохранять видимость материальности, а установило их совершенно уж неведомое, нематериальное «вселенское бюро миграции» — практически, небесная канцелярия. Тем не менее, наступает кризис, когда «стабилизаторы не справляются», и чудовища начинают вырываться наружу. Возможная ассоциация — гибель цивилизации древних в романе Колина Уилсона «Философский камень». Там неконтролируемое подсознание вызывало страшные взрывы.

Впрочем, финал «Мигранта» простоват и политически актуален – что и не удивительно. Чем лучше исходный замысел, тем труднее придумать финал, ему достойный. А финал «Мигранта» делает его похожим на «Пандем» — роман тех же авторов. В «Пандеме» говорится о возникшем на Земле Рае, который его создатель, Творец свертывает, руководствуясь, как видно, правилом, что человеку надо трудится . Главным итогом нескольких десятилетий «райской» жизни стало появление межзведных космических экспедиций.

В «Мигранте», как оказалось, спасти Рай можно только поставив перед обществом важную цель. Видимо, когда сознание занимается «великой целью», оно держит себя в руках, и ему некогда отвлекаться на порождение чудовищ.

Раньше роль такой великой цели играла необходимость развить технологии настолько, чтобы вывести Стабилизаторы на орбиту.

Потом роль такой великой Цели играл сам процесс подготовки к Пробе — он подчинял всю жизнь человека с детства до ранней молодости.

Теперь же – как и в «Пандеме» – речь идет о космической экспансии, тем более что Божественные силы намекают: звезда скоро взорвется, и с планеты надо эвакуироваться.

Если додумать всё это до конца, получается, что райское существование несовместимо со свободой. Если не на тело, так на воображение надо надевать жесткий внешний корсет.





  Подписка

Количество подписчиков: 23

⇑ Наверх