Круть В


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «skravec679» > "Круть" В. Пелевин
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Круть» В. Пелевин

Статья написана 5 октября 15:49

Чтобы избавиться от бесконечных самоповторов, автор, пересказывая события XV-го века, пользовался русско-татарскими каламбурами, а в прозрениях будущего взялся за русско-китайские, причем графические — буквы коротких матерных слов можно угадать в сплетении измененных иероглифов.

Впрочем, кого я обманываю?

Каким он был, таким он и остался.

Немного английского языка, немного французской постмодернистской философии (будто никакой другой и не появилось), немного поисков национальной идеи и цистерна политической желчи.

Это константы творчества В. Пелевина.

И никаких событий XV-го века там нет, если только 15-го до нашей эры.

Мир тот же, что и в прошлом романе (и во всей серии TRANSHUMANISM INC), и даже протагонист — если иметь в виду баночного оперативника, который прикидывается разными сущностями — неизменный. Только память о прошлых подвигах ему стерли.

Автор просто поменял знак: предыдущее дело, с Элевсинскими мистериями, было о божественном, о вознесении, а это будет о злых силах и о возможном апокалипсисе.

Увы, ни крутых социальных моделей, ни описания удивительных существ на страницах романа мне вычитать не удалось.

Интриги с дедуктивными рассуждениями тут куда больше, чем философии.

Но есть приличная порция хороших афоризмов, каламбуров, словесных вывертов и прочих фокусов, которые у автора получаются все так же недурственно.

Переулок в «Сите», где ваш особняк стоит, называется «Тупик Батыя». А я его переделал в «Тупик Батая»

Есть сколько-то понятных социальных конструкций: лагерные авторитеты, видя накатывающийся вал фем-преступности и общего снижения роли мужского пола, переименовываются в "петухов" — якобы социально-сексуально близких к новой власти, но далеких от гомосексуализма. Ну, или то, что заключенные крутят велосипедные электрогенераторы, якобы вращая ветряки, чтобы те раздували ветер над планетой, а на деле — дают электричество для майнинга криптовалюты "деревяк".

Есть кинжальный удар в сторону академической науки, которая, якобы, должна рожать Национальную Идею, а может поставлять лишь синекуры для родни начальства.

Можно вычитать и описания неожиданных вещичек, вроде нунчаков в хохломской росписи.

Но в остальном — автор все так же развивает образы, которые придумал 10-20-30 лет назад.

Было ведь хорошее сравнение — обычный человек всю жизнь будто крутит педали на невидимом тренажере и смотрит в бетонную стену, умирая от тоски, но если спроецировать на неё образ привычной работы, а две недели в году показывать тропики — будет немножко счастлив.

Так и тут

"Я думал, он окажется в какой-то комнате – но Сердюков сидел прямо на велораме, среди других крутящих педали зэков.

Впереди была вторая ветробашня – и перед ней действительно теперь стояла эстрада. На ней прыгал одетый в форму улан-батора шансонье с зеленым коловратом на черепе и пел:

– Ветры и версты, улетающие вдаль!

Сядешь и просто нажимаешь на педаль!

На педаль!

Даль-даль-даль-даль…

Даль-даль-даль-даль…"

Есть и попытки понять, как будут меняться разные организации, если основная часть их начальства попадет в "банки". Проглядывают новые черты в том эпическом упадке-загнивании, который автор пророчит нашей техногенной цивилизации. И все это в обертке из сконструированного "языка".

Читатель как бы заглядывает за горизонт настоящего в мрачно-лингвистическое будущее, но делает это, каждый раз подпрыгивая на одной и той же стилистической площадке.

Там же автор издевается над самоповторами, в который раз используя образ-маску Шарабан-Мухлюева, и сам же восславляет себя в этом образе, заодно описывая свои/шарабановские сексуальные подвиги.

Однако, при всех рискованных параллелях и ассоциациях, автор предельно осторожен с современным военным дискурсом. Ни аккуратных подколок, как в позапрошлой книге, ни попыток серьезного анализа. Можно сказать, что он дает теме отстояться в собственном сознании :)

Единственное, что было неожиданным из повторений Пелевина — это отсутствие вбоек от вбойщика TREXа — в книге образов динозавров еще больше, чем в "KGBT+".

.

Итого: это одна из книг, при чтении которой посмеиваешься и говоришь себе "Автор не потерял формы", но дочитав последнюю страницу, вздыхаешь:

"Снова проходняк".





1838
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение5 октября 16:20
цитата skravec679
автор издевается над самоповторами, в который раз используя образ-маску Шарабан-Мухлюева, и сам же восславляет себя в этом образе

Кх)
Что забавно, Лукьяненко делает ровно также и достаточно давно — с «Черновика» по «Утраченные завтра».
Безысходность?)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 октября 16:23
С Лукьяненко — подходит слово «самолюбование», но с Пелевиным, при всей глубине образов, из-за сексуального контекста романов подходит другое слово :)
 


Ссылка на сообщение5 октября 19:13
Так раскупают-с, а если есть спрос, будет и следующая партия самоповторов
 


Ссылка на сообщение5 октября 19:16
Пелевин это современный Дюма-отец: несколько жемчужин, статус живого классика и много, много контента :)
 


Ссылка на сообщение9 октября 12:43
Не Дюма, нет. Скорее Бальзак.
 


Ссылка на сообщение9 октября 21:59
Только у Бальзака много хлама было в начале, а потом уровень поднялся. У Пелевина — пила.
 


Ссылка на сообщение10 октября 01:18
Не будем торопиться. Все окончательно разъясниться только тогда, когда второй упокоится рядом с первым.;-)
 


Ссылка на сообщение5 октября 19:26
eos да я больше про непременную самоиронию о самоповторах прямо в тексте книги. Как-то забавно, что это стало свойственно для мэтров, получивших свою славу в 90-ые и 00-ые.


Ссылка на сообщение5 октября 16:37
Такое ощущение, что Пелевин не знает уже, чем же ещё публику удивить, чешет репу, потом машет рукой и решает доить корову прошлого года до конца.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 октября 16:44
Проблема в том, что каждые несколько лет у него получается. « TRANSHUMANISM INC» и «KGBT+ (КГБТ+)» — при куче вторичности — содержат и неплохие выдумки, там есть яркие образы.
Их можно перечитывать.
А «Элевсинские мистерии» все равно, что «Шлем ужаса» — шлак и разводилово на деньги.
«Круть», мягко говоря, тоже небогата новыми концепциями.
 


Ссылка на сообщение5 октября 18:21
«Шлем ужаса» это часть большого проекта, когда современным писателям английское издательство заказало написать-пересказать чего-нибудь античного или иного мифологичного. Можете посмотреть список написанных книг, там нет ничего мало-мальски интересного, авторы просто сделали всё на отмахнись. Это такая же пустышка как буриме, или как модные в этом сезоне работы вместе с чатГПТ.

https://fantlab.ru/work107958


Ссылка на сообщение5 октября 18:14
Я еще не дочитал, но мне пока все нравится. Если брать вселенную «TH INC» это лучшее.
Ну а предъявлять автору, что он недостаточно времени уделил Курган-Сараю, это вообще такое. Он не военкор все таки, он больше про национальную идею и то как она отзывается в сердцах
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 октября 18:46
Я не могу спорить с вашими субъективными ощущениями, если вам нравится то замечательно, это лучше, чем когда люди читают и страдают :)
Другое дело, что я обычно жду от Пелевина оригинальных концепций, завернутых в острые социальные наблюдения. Тут такого нет.
 


Ссылка на сообщение5 октября 21:58
Ну вы же понимаете, что острые социальные наблюдения приведут к тому, что следующей осенью мы Пелевина не почитаем.
Работает с тем, с чем можно.
 


Ссылка на сообщение5 октября 22:27
Острым социальным наблюдениям совсем не обязательно быть военным, про большую политику и т.п.
Вон, лиса А Хули, много чего видела в людях — и обществе вокруг :)))
 


Ссылка на сообщение5 октября 22:45
Очень плохой пример. Там сразу несколько статей.
 


Ссылка на сообщение6 октября 06:21
Напротив, отличный пример, потому что все статьи, которые вы только придумаете, легко найти и в «Крути» :)


Ссылка на сообщение5 октября 18:16
цитата skravec679
«Шлем ужаса» — шлак и разводилово на деньги.

Вещь-то концептуальная, особенно по форме. А начинка — стандартный Пелевин. Я по первому прочтению был в восторге.


Ссылка на сообщение5 октября 20:35
Внятный сюжет, состоящий из более более-менее стыкующихся частей. Внятный финал. Отсутствие, или минимальное количество построений вида «А есть Б и А есть не Б, потому что ни А ни Б не существуют». Каламбуры и шутки в количестве. Кроме того, чувствуется, что автора в иных местах «прет» — давно я за ВО такого не замечал. Поэтому никак не могу признать роман неудачным.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 октября 21:33
Рад, если вам понравилось. То, что вы пишете про понятный финал, вполне для меня подтверждается. Только я жду от текстов этого автора немного другого: оригинальных идей об устройстве общества, их воплощения в неких образах, причем это в едином комплекте с иной культурой (или хотя бы иным взглядом на привычную нам культуру) и странными, непохожими на людей существами.
Это очень высокая планка, которую автор несколько раз брал.
Тут автор взял мир, в котором он уже развернул несколько сюжетов и который хорошо отработал.
Но не стал добавлять практически ничего нового (если не считать выверта с петухами).
Злой дух, мягко говоря, взят из привычных штампов про одержимость. И т.п.
 


Ссылка на сообщение5 октября 22:09
цитата
Но не стал добавлять практически ничего нового (если не считать выверта с петухами).


Вот этот выверт с петухами. Представьте, что Пелевин это написал не сейчас, а в 90х, оформив в рассказ или повесть. Сейчас бы перечитывали и говорили ох, как ранний Пелевин был хорош, сейчас то не тот.

А что изменилось? Похожая концепция только в «Черном человеке» Моргана была, а больше, вроде, нигде.
 


Ссылка на сообщение5 октября 22:25
Как рассказ хорош — но тут единственная находка на роман (если не считать юмора).
А похожую концепцию в каких-то чертах можно даже в «Бесконечной войне» Холдемана разглядеть
 


Ссылка на сообщение5 октября 22:51
Не охота спрорить, фломастеры разные. Вам скорее не понравилось, я еще не дочитал, но уже котирую на уровне «Снаффа». На том и разойдемся:)


Ссылка на сообщение6 октября 14:38
Последние 4 года отзывы на нового Пелевина интереснее читать чем его самого. Рецензенты смотрятся поинтереснее, высасывая нюансы, которые мне самому из этой замшелой литературы не удается извлечь
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 октября 10:49
Точно.


Ссылка на сообщение7 октября 18:51
Сначала автор работает на репутацию, а потом репутация работает на него. На этом и разойдемся 😁

Первый роман Пелевина который и дочитывать не особо и хочется. Особенно той авторской вставки о борьбе и страданиях Ры и Пе которую кто-то уже успел окрестить «лирической» 🙄 Впрочем вполне допускаю что эта вставка щедро оросила «национальную идею» для того небось и была написана. Этакий лубрикант-смазка, чтоб все остальное, что автор написал про Россию вошло без скрипа. Интересно бы глянуть сдержал ли автор свое обещание не исправлять ни словечка, или в англоязычных изданиях этот фрагмент выглядит слегка по-другому? 😏


⇑ Наверх