Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ФАНТОМ» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 21 сентября 2017 г. 13:41
Рейтинг алкоголя по степени вредности.



Сложно представить пышное застолье без хотя бы маленького графинчика пьянящего зелья — это уже некий атрибут большого праздника или встречи давних друзей.
Ты можешь быть заядлым трезвенником, но для гостей на стол бутылочку таки поставишь.
Если хочешь утром чувствовать себя как огурчик, важно знать, какой алкоголь пить, чтобы вред для организма был минимальным.

Ты наверняка знаешь, что полезно пить красное вино, а шампанское дурманит уже после второго бокала.
Но с крепкими напитками ситуация сложнее.
Поэтому мы подготовили для тебя рейтинг спиртного по степени вредности, составленный на основании исследований Королевского общества химиков Великобритании.

Крепкие алкогольные напитки.


5 место — ром

Обожаемый пиратами напиток можно считать почти полезным.
В нём высокое содержания калия, фосфора и цинка.
Так что, если вдруг выпьешь большое количество данного вида спиртного, вероятность отравиться весьма мала.
Только учти, что мы говорим о чистом роме, а не о его присутствии в различных коктейлях.



4 место — текила

«Лизнул, глотнул, куснул!» — таков слоган этого напитка.
Да, текила очень крепкая, но при этом весьма полезна.
В агаве содержатся полисахариды фруктаны, которые могут регулировать кислотность желудка и помогают при язвенных колитах.
Так что в малых количествах это даже целебный напиток. Кроме того, употребление соли помогает задерживать воду в организме, поэтому утром не будет сильно сушить.



3 место — водка

Удивлен, что беленькая не на первом месте?
Хотя водка — алкогольный напиток с дурной славой, она считается одной из наименее вредных. В водке нет красителей, ароматизаторов, и она проходит тщательную очистку.
А если водка сделана не на сахаре, а на мёде, то ее можно отнести к диетическим напиткам. Но злоупотреблять ею не стоит, поскольку водка больше остальных вызывает отравления, ведь ее чаще всего подделывают.
А частое употребление водки приводит к привыканию и алкоголизму.



2 место — виски

Данный спиртной напиток — источник эллаговой кислоты, которая борется с онкологическими образованиями.
Говорят, она может убивать раковые клетки, не задевая здоровые. Но помимо этого в виски высокая концентрация этанола, который очень быстро всасывается организмом, и уже через час употребления мир в твоих глазах немного поплывет.
А наутро тебя будет ожидать неприятное похмелье. Так что подумай, стоит ли отдавать столь большие деньги за этот напиток.



1 место — коньяк

35 миллилитров коньяка — это суточная доза витамина С.
Но за долгие годы хранения в напитке образуются разные вредные вещества, которые отравляют организм.
Из-за ядреного коктейля спиртовых фракций коньяк в больших дозах почти ядовит для нервной системы.
Хотя он же расширяет сосуды. Полезен коньяк только в количестве не более 50 мл.

И да, похмелье после него по десятибалльной шкале мы оценим на восемь.
Вот такое неожиданное первое место!
Но помни, что любой алкоголь в больших количествах вреден и может вызвать привыкание. Минимизируй употребление спиртного, занимайся спортом и развивай чувство юмора, чтобы даже без горючего проводить время весело.


https://matveychev-oleg.livejournal.com/6...


Статья написана 19 сентября 2017 г. 14:00
О СССР, известное и не очень.



Молодёжь знает, что существовал СССР, но на этом, обычно, все знания о ней и заканчиваются.
Интересные факты о Союзе, которые, возможно, вам неизвестны…

В дореволюционной азбуке буква Д называлась «добро».
Флаг, соответствующий этой букве, в своде сигналов военного-морского флота имеет значение «да, согласен, разрешаю». Именно это стало причиной возникновения выражения «дать добро». Производное от этого выражение «Таможня даёт добро» впервые появилось в фильме «Белое солнце пустыни».

Когда Маяковский ввёл в употребление свою знаменитую стихотворную «лесенку», коллеги-поэты обвиняли его в жульничестве — ведь поэтам тогда платили за количество строк, и Маяковский получал в 2-3 раза больше за стихи аналогичной длины.

Источник выражения «И ежу понятно» — стихотворение Маяковского («Ясно даже и ежу — / Этот Петя был буржуй»).
Широкое распространение оно получило сначала в повести Стругацких «Страна багровых туч», а затем в советских интернатах для одарённых детей. В них набирали подростков, которым осталось учиться два года (классы А, Б, В, Г, Д) или один год (классы Е, Ж, И). Учеников одногодичного потока так и называли — «ежи». Когда они приходили в интернат, двухгодичники уже опережали их по нестандартной программе, поэтому в начале учебного года выражение «ежу понятно» было очень актуально.

Музыка к пионерской песне «Взвейтесь кострами, синие ночи» написана на основе «Марша солдат» из оперы Шарля Гуно «Фауст».

В начале 1920-х годов Новосибирск состоял из двух частей по разным берегам Оби, между которыми не было автомобильного моста.
А так как часовой меридиан проходил прямо по реке, то в городе было два времени. На левом берегу разница с Москвой составляла 3 часа, а на правом — 4. Хотя большого неудобства это положение новосибирцам не доставляло, ведь каждая половина жила обособленно, и даже браки между жителями разных берегов города были редки.

В 1931 году в китайской провинции Синьцзян вспыхнуло восстание тюрко-мусульманского населения.
В правительственные войска были мобилизованы русские эмигранты — как белогвардейцы, кто жил в Синьцзяне ещё со времён Гражданской войны в России, так и те, кто бежал от голода и коллективизации в СССР. Ещё через два года генерал-губернатор провинции Шэн Шицай сумел договориться с Советским Союзом о помощи в подавлении восстания. В Китай был переброшен 13-ый Алма-Атинский полк ОГПУ, солдаты которого были одеты в белогвардейскую форму. Кроме того, СССР напрямую финансировал уже сражавшиеся части, составленные из русских эмигрантов. Таким образом, «красные» и «белые» участвовали в этом конфликте на одной стороне.

В популярной песне, прозвучавшей в фильме 1934 года «Юность Максима», есть строки: «Крутится-вертится шар голубой, крутится-вертится над головой».
Очевидная нелогичность текста (что за шар может крутиться над головой?) объясняется просто. В изначальном варианте этой песни, возникшей ещё в середине 19 века, пелось не «шар», а «шарф». Но так как буква «ф» на стыке слов в быстром темпе пелась очень трудно, она впоследствии редуцировалась.

В молодом советском государстве создавались Трудармии. Военных, совершивших преступления, называли «заключёнными красноармейцами», а в документах это словосочетание сокращали «з/к».
Позже, во время строительства Беломорканала, это сокращение стало расшифровываться «заключённый каналоармеец». От «з/к» и произошло слово зек.

Город Владикавказ с 1924 по 1934 год был столицей сразу двух автономных республик в составе СССР — Северо-Осетинской и Ингушской.
При этом сам город был самостоятельной административной единицей вне состава этих республик.

В СССР с ноября 1941 года существовал налог на бездетность, который составлял 6% от зарплаты.
Платили его бездетные мужчины от 20 до 50 лет и бездетные замужние женщины от 20 до 45 лет.

С 22 июня 1941 года по 1 июля 1941 года (9 суток) в Вооружённые Силы СССР влилось 5 300 000 человек.

В начале Второй Мировой войны СССР испытывал большую нехватку танков, в связи с чем было принято решение в экстренных случаях переоборудовать в танки обычные тракторы.
Так, во время обороны Одессы от осаждавших город румынских частей были брошены в бой 20 подобных «танков», обшитых листами брони.

Основная ставка была сделана на психологический эффект: атака производилась в ночь с включенными фарами и сиренами, и румыны обратились в бегство.
За подобные случаи, а также за то, что на эти машины часто устанавливались муляжи тяжёлых орудий, солдаты прозвали их НИ-1, что расшифровывается «На испуг».

Однажды медвежий цирк Валентина Филатова был на гастролях в Штутгарте.
На одной из репетиций медведица на мотоцикле выехала за пределы арены и ворота цирка и оказалась на городском шоссе в потоке машин. Она успела проехать три перекрёстка, на каждом из которых регулировщики давали ей зелёный свет, прежде чем Филатов на автомобиле догнал её и остановил. Вечером того же дня местная полиция вручила медведице водительские права.

Академик Семён Вольфкович был в числе первых советских химиков, проводивших опыты с фосфором.
Тогда необходимые меры предосторожности ещё не принимались, и газообразный фосфор в ходе работы пропитывал одежду. Когда Вольфкович возвращался домой по тёмным улицам, его одежда излучала голубоватое свечение, а из-под ботинок высекались искры. Каждый раз за ним собиралась толпа и принимала учёного за потустороннее существо, что привело к распространению по Москве слухов о «светящемся монахе».

В Советском Союзе известным производителем резиновых шлёпанцев был завод «Полимер» в городе Сланцы Ленинградской области.
Многие покупатели полагали, что выдавленное на подошвах слово «Сланцы» это название обуви. Далее слово вошло в активный словарный запас и превратилось в синоним слова «шлёпанцы».

За годы Великой Отечественной войны Исаакиевский собор ни разу не был подвергнут прямому артобстрелу — только однажды снаряд попал в западный угол собора.
По предположениям военных, причина в том, что немцы использовали самый высокий купол города как ориентир для пристрелки. Неизвестно, руководствовалось ли этим предположением руководство города, когда решило спрятать в подвале собора ценности из других музеев, которые не успели вывезти до начала блокады. Но в результате и здание, и ценности благополучно сохранились.

Константин Рокоссовский, поляк по национальности, имел звания маршала СССР и маршала Польши.

В Великой Отечественной войне принимал участие красноармеец-пулемётчик Семён Константинович Гитлер, еврей по национальности.
Семьдесят лет назад при обороне высоты 174,5 Тираспольского укреп. района Семен Константинович огнем пулемета уничтожил более сотни военнослужащих Вермахта. Израсходовав боезапас, получив ранение и оказавшись впоследствии в окружении, красноармеец не бросив оружия, преодолев более 10 километров, вышел к своим. Что и подтверждается наградным листом от 19 августа 1941 года.

Гитлер считал своим главным врагом в СССР не Сталина, а диктора Юрия Левитана.
За его голову он объявил награду в 250 тысяч марок. Советские власти тщательно охраняли Левитана, а через прессу запускалась дезинформация о его внешности.

Согласно описанию подвига красноармейца Дмитрия Овчаренко из указа о вручении ему звания Героя Советского Союза, 13 июля 1941 года он доставлял боеприпасы в свою роту и был окружён отрядом солдат и офицеров противника численностью 50 человек.
Несмотря на то что у него отобрали винтовку, Овчаренко не растерялся и, выхватив из повозки топор, отрубил допрашивавшему его офицеру голову. Затем он бросил в немецких солдат три гранаты, уничтожив 21 человека. Остальные в панике разбежались, кроме ещё одного офицера, которого красноармеец догнал и также отрубил ему голову.

Расположенное в Азербайджане армянское село Чардахлы — родина двух маршалов, двенадцати генералов и семи Героев Советского Союза.


Во время Второй мировой войны разминировать объекты сапёрам активно помогали дрессированные собаки.
Одна из них по кличке Джульбарс обнаружила при разминировании участков в европейских странах в последний год войны 7468 мин и более 150 снарядов. Незадолго до Парада Победы в Москве 24 июня Джульбарс получил ранение и не мог пройти в составе школы военных собак. Тогда Сталин приказал нести пса по Красной площади на своей шинели.

Леонид Гайдай был призван в армию в 1942 году и сначала служил в Монголии, где объезжал лошадей для фронта.
Однажды в часть приехал военком для набора пополнения в действующую армию. На вопрос офицера: «Кто в артиллерию?» — Гайдай ответил: "Я!". Так же он отвечал на другие вопросы: «Кто в кавалерию?», «Во флот?», «В разведку?», чем вызвал недовольство начальника. «Да подождите вы, Гайдай, — сказал военком, — Дайте огласить весь список». Позже режиссёр адаптировал этот эпизод для фильма «Операция "Ы" и другие приключения Шурика».

Уинстон Черчилль очень любил армянский коньяк и ежедневно выпивал бутылку 50-градусного коньяка «Двин».
Однажды премьер обнаружил, что «Двин» утратил былой вкус. Он высказал своё недовольство Сталину. Оказалось, что мастер Маргар Седракян, который занимался купажом «Двина», сослан в Сибирь. Его вернули, восстановили в партии. Черчилль стал снова получать любимый коньяк, а Седракяну впоследствии присвоили звание Героя Социалистического Труда.

В 1942 году Сталин пригласил посла США посмотреть вместе с ним фильм «Волга, Волга».
Тому фильм понравился, и Сталин подарил через него президенту Рузвельту копию фильма. Рузвельт посмотрел фильм и не понял, почему Сталин прислал именно его. Тогда он попросил перевести слова песен. Когда прозвучала песня, посвящённая пароходу «Севрюга» : «Америка России подарила пароход: / С носа пар, колёса сзади, / И ужасно, и ужасно, / И ужасно тихий ход», он воскликнул: «Вот теперь понятно! Сталин упрекает нас за тихий ход, за то, что мы до сих пор не открыли второй фронт».

При разработке автомобиля «Победа» планировалось, что название машины будет «Родина». Узнав об этом, Сталин иронически спросил: «Ну и почём у нас будет Родина?». Поэтому название изменили на «Победа».

Знаменитая формула «Дважды два равняется пяти», на которую Джордж Оруэлл неоднократно делал акцент в романе-антиутопии «1984», пришла ему в голову, когда он услышал советский лозунг «Пятилетку — в четыре года!».

В 1946 году деревня Селменцы была разделена между СССР и Чехословакией, причём граница прошла прямо по одной из улиц.
Сегодня части деревни находятся в Словакии и Украине.

В СССР долго ходила легенда, что знаменитую фразу Хрущева «Я вам покажу кузькину мать!» на ассамблее ООН перевели буквально — «Kuzma’s mother».
Что есть «кузькина мать»? Наверное, новейшее секретное оружие! Впоследствии выражение «кузькина мать» использовалось для обозначения атомных бомб СССР. Но на самом деле переводчик, переводя это выражение, высказался иносказательно: «Я покажу вам, что есть что».

В 1959 году в Москве проходила Американская национальная выставка, где Хрущёву предложили попробовать Пепси-колу.
Он согласился и невольно стал рекламным лицом компании, так как на следующий день в газетах всего мира была опубликована фотография, на которой советский лидер пьёт Пепси.

В 1945 году советские школьники подарили американскому послу деревянное панно из ценных пород дерева с изображением герба США.
Ни школьники, ни посол не знали, что в панно вмонтировано подслушивающее устройство, конструкция которого была разработана Львом Терменом. «Жучок» был так удачно спрятан, что американские спецслужбы ничего не заметили, а советские разведчики ещё 8 лет прослушивали разговоры в рабочем кабинете посла. После обнаружения устройство было представлено в ООН в качестве доказательства разведывательной деятельности СССР, однако принцип его действия еще несколько лет оставался неразгаданным.

В период масштабных ядерных испытаний в СССР и США, с конца 1960-х до начала 1990-х годов, которые включали также множество подземных ядерных взрывов, на планете не было зафиксировано почти ни одного сильного, имеющего магнитуду более 8,3 единиц, землетрясения.
Впрочем, то, что данная связь является не просто совпадением, пока не доказано.

За время Холодной войны было немало случаев, когда мир стоял на пороге ядерной войны из-за неверных показаний систем обнаружения запусков ракет.
Так, в 1979 году в США была поднята тревога из-за того, что на одном из компьютеров по ошибке была загружена учебная программа массированного ядерного удара. Однако спутники не обнаружили стартов ракет, и тревога была отменена. А в 1983 году дала сбой советская система спутникового обнаружения, передав сигнал о старте нескольких американских ракет. Сидящий на пульте подполковник Станислав Петров взял на себя ответственность не передавать информацию высшему руководству страны, решив, что вряд ли США будут наносить первый удар столь малыми силами. В 2006 году ООН наградила Петрова как «человека, предотвратившего ядерную войну».

Когда в 1950-х годах было принято решение строить космодром в казахских степях, для введения вероятного противника в заблуждение построили ещё один космодром — деревянный — в посёлке Байконур Карагандинской области.
После старта корабля «Восток-1» с Гагариным на борту это название в печати перешло к настоящему космодрому, находящемуся в 300 км от этого посёлка.

Собаку Лайку отправили в космос, заранее зная, что она погибнет.
После этого в ООН пришло письмо от группы женщин из штата Миссисипи. Они потребовали осудить бесчеловечное отношение к собакам в СССР и выдвинули предложение: если для развития науки необходимо посылать в космос живых существ, в нашем городе для этого есть сколько угодно негритят.

Во время подготовки запуска советской автоматической станции на Марс возникли проблемы с излишком веса исследовательской аппаратуры.
Королёв, изучив чертежи, захотел проверить прибор, который должен был сообщить по радио о наличии или отсутствии органической жизни на планете. Прибор был вывезен в выжженную степь недалеко от космодрома, а затем передал, что жизни на Земле нет, что и послужило причиной его исключения из миссии.

Фамилии космонавтов, которые казались советским властям неблагозвучными, изменяли. Болгарину Какалову пришлось стать Ивановым, а поляку Хермашевскому — Гермашевским.

В начале эры космонавтики никто не мог представить, как скажется пребывание в космосе на здоровье человека, в частности, не сойдёт ли он с ума.
Поэтому для перевода корабля с автоматического на ручной режим управления была предусмотрена защита со вводом специального цифрового кода, который находился в запечатанном конверте. Предполагалось, что в состоянии невменяемости Гагарин не сможет открыть конверт и понять код. Правда, перед самым началом полёта код ему всё-таки сказали.

После полёта в космос Гагарин был награждён чёрной «Волгой» с номерами 12-04 ЮАГ (дата полёта и инициалы).
Причём буквы были законно произведены от индекса Московской области (где и находился Звёздный городок) — ЮА. У следующих космонавтов на именных машинах сохранились буквы ЮАГ, а цифрами обозначалась также дата полёта.

В 1984 году в СССР был разработан лазерный пистолет несмертельного действия.
Он предназначался для самообороны космонавтов. Поражающее действие этого пистолета заключалось в выведении из строя чувствительных элементов оптических систем, в том числе глаз человека. А важным преимуществом по сравнению с обычным пистолетом в условиях невесомости было отсутствие отдачи. Сейчас лазерный пистолет является памятником науки и техники и экспонируется в Музее истории военной академии РВСН.

Георгий Милляр сыграл почти всю нечисть в советских сказочных фильмах, и всякий раз ему накладывали сложный грим.
Почти не понадобился он Милляру только для роли Кащея Бессмертного. Актёр был худым от природы, вдобавок к этому во время Второй Мировой войны заразился малярией в эвакуации в Душанбе, превратившись в живой скелет весом 45 килограммов.

Песенка «уно-уно-уно, ун моменто» из фильма «Формула любви» кажется написанной на итальянском языке.
В действительности её текст представляет собой несвязный набор из итальянских слов, а придуман он был композитором фильма Геннадием Гладковым.

В фильме «Терминатор-2» Терминатор говорит байкеру: «Мне нужны твоя одежда, ботинки и мотоцикл».
За 11 лет до этого в фильме «Приключения Электроника» Электроник, собираясь заменить Сыроежкина, обращается к нему с фразой: «Мне нужна твоя форма».

В советском мультфильме Винни-Пуха озвучивал Евгений Леонов.
Для достижения большей комичности речь артиста была ускорена примерно на 30%. Если уменьшить скорость на эту величину, можно услышать обычного Леонова.


Известно, что у советских и российских космонавтов есть традиция — перед отлётом смотреть фильм «Белое солнце пустыни».
Оказывается, у этой традиции есть логичное обоснование. Именно это кино показывалось космонавтам как эталон операторской работы — на его примере им объясняли, как правильно работать с камерой и строить план.

В фильме режиссёра Андрея Михалкова-Кончаловского «Дядя Ваня», вышедшем в 1970 году, встречаются как цветные, так и чёрно-белые сцены.
Некоторые критики нашли художественное обоснование для такого приёма. На самом деле не хватало запасов цветного «Кодака», а советская цветная плёнка не давала нужного качества изображения, поэтому и снимали на чёрно-белую.

Для съёмок сцены со стариком-афганцем в фильме «9 рота» понадобилась ослица.
Съёмочная группа обратилась в Ялтинский зоопарк, объяснив, что нужно животное, которое не боится камеры и громких звуков. Работники зоопарка сразу посоветовали ослицу Люсю, которая почти 40 лет назад снималась в «Кавказской пленнице», возя на себе Шурика. Роль в «9 роте» она сыграла также отлично.

Почти во всех фильмах Георгия Данелии в титрах указан актёр Рене Хобуа, хотя он никогда в них не снимался.
Георгий Данелия и Резо Габриадзе познакомились со строителем Рене Хобуа в конце 1960-х, когда жили в гостинице в Тбилиси и вместе писали сценарий фильма «Не горюй!». Несколько дней подряд они рассказывали ему разные версии сценария, чтобы узнать «мнение простого зрителя», пока Рене не попросил, чтобы его отпустили. Оказалось, что он приехал в командировку из Зугдиди и должен был «достать» стройматериалы, но вместо этого вынужден был слушать сценарий. В благодарность его фамилию поместили в титры.

Советский баскетболист Янис Круминьш, уроженец Латвии, начал заниматься баскетболом только в 23 года.
Уже через два года он стал чемпионом СССР, а ещё через год выиграл серебро Олимпиады-1956 в Мельбурне.

Клич болельщиков: «Шай-бу! Шай-бу!» можно услышать как на хоккейных, так и на футбольных матчах.
Так получилось благодаря знаменитому хоккеисту Борису Майорову, который любил играть и в футбол и даже поучаствовал в матчах высшей лиги СССР за «Спартак». Когда на футбольном поле мяч попадал к Майорову, болельщики начинали его подбадривать привычной хоккейной кричалкой.

На чемпионате мира по футболу 1962 года сборная СССР встречалась с командой Уругвая, и при счёте 1:1 после удара советского футболиста мяч залетел в сетку через дырку с внешней стороны.
Арбитр плохо видел момент и гол засчитал, однако капитан советской команды Игорь Нетто жестами объяснил судье, что гол забит неправильно. Этот мяч в итоге отменили, но наши футболисты забили ещё и всё-таки выиграли матч.

Лев Яшин был не только футбольным вратарём, но и хоккейным.
В 1953 году он стал обладателем Кубка СССР по хоккею и бронзовым призёром чемпионата СССР. Яшина уже хотели позвать в хоккейную сборную на чемпионат мира, но он решил сконцентрироваться на футболе.

На закате своей карьеры знаменитый советский футболист Александр Заваров выступал за французский клуб «Нанси».
В команде за ним закрепилось прозвище «blette» (в переводе с французского — «свекла»), так как Заваров часто произносил это слово при своих или чужих ошибках на футбольном поле.

Первой в жизни машиной автогонщика Кими Райкконена была советская «Лада», которую он с отцом нашёл подготовленной к утилизации.
После починки и перекраски Райкконен проникся обожанием к этому автомобилю. По его словам, он почти никогда не ломался.

На церемонии закрытия Олимпиады-80 в Москве одним из самых эффектных элементов стало выложенное цветными щитами изображение олимпийского мишки, и особенно его слеза. Первоначально её не было в сценарии, однако на репетиции держащий один из щитов статист по ошибке поднял его вверх не тёмной, а светлой стороной. Когда руководитель сказал поменять сторону, приказ стали выполнять все статисты ряда. Прокатившаяся волна сразу всем напомнила слезинку, в таком виде её и включили в церемонию.

Тема Тунгусского метеорита была очень популярна у советских фантастов, особенно начинающих.
Литературному журналу «Уральский следопыт» в 1980-е годы пришлось даже написать отдельным пунктом в требованиях к публикациям: «Не рассматриваются произведения, в которых раскрывается тайна Тунгусского метеорита».

Для изготовления кустарных пластинок, на которые записывалась нелегальная музыка, в СССР широко использовали старые рентгеновские снимки.
Их называли «пластинки на костях» или «пластинки на ребрах». Этот материал обходился бесплатно — медперсонал даже благодарил тех, кто помогал таким образом разгружать архивы.

«Воля и разум» — девиз итальянских фашистов.
Авторы одноимённой песни группы «Ария» об этом не знали, равно как не знали и члены худсовета, одобрившие запись песни для пластинки.

У автомобиля ГАЗ-21 существовало множество модификаций.
В 1965 году была даже выпущена модель ГАЗ-21П — экспортный вариант с правым рулём. И в том же году сделали ГАЗ-21ПЕ — такую же модель с правым рулём плюс автоматической коробкой передач.
На гербе Латвийской ССР было изображено солнце, восходящее из моря. Только художник не учёл, что Балтийское море находится к западу от территории Латвии. Поэтому солнце могло в это море только заходить.

Настоящей фамилией писателя-сатирика Григория Горина была Офштейн.
На вопрос о причине выбора псевдонима Горин отвечал, что это аббревиатура: «Гриша Офштейн решил изменить национальность».

В конце 1991 года с новогодним обращением к народу была полная неразбериха.
Горбачёв формально был президентом СССР, но уже ничего не решал, а Ельцин тоже не смог поздравить по неизвестным причинам. Почётную роль предложили Михаилу Задорнову, который был ведущим «Голубого огонька». Сатирик выступал в прямом эфире и так увлёкся, что проговорил на минуту дольше. Ради него задержали бой курантов.

https://matveychev-oleg.livejournal.com/6...


Статья написана 5 сентября 2017 г. 14:14
А. Блок


***
Выхожу я в путь, открытый взорам,
Ветер гнет упругие кусты,
Битый камень лег по косогорам,
Желтой глины скудные пласты.

Разгулялась осень в мокрых долах,
Обнажила кладбища земли,
Но густых рябин в проезжих селах
Красный цвет зареет издали.

Вот оно, мое веселье, пляшет
И звенит, звенит, в кустах пропав!
И вдали, вдали призывно машет
Твой узорный, твой цветной рукав.

Кто взманил меня на путь знакомый,
Усмехнулся мне в окно тюрьмы?
Или — каменным путем влекомый
Нищий, распевающий псалмы?

Нет, иду я в путь никем не званый,
И земля да будет мне легка!
Буду слушать голос Руси пьяной,
Отдыхать под крышей кабака.

Запою ли про свою удачу,
Как я молодость сгубил в хмелю…
Над печалью нив твоих заплачу,
Твой простор навеки полюблю…

Много нас — свободных, юных, статных —
Умирает, не любя…
Приюти ты в далях необъятных!
Как и жить и плакать без тебя!



С. Есенин



***
Тихо в чаще можжевеля по обрыву.
Осень, рыжая кобыла, чешет гривы.

Над речным покровом берегов
Слышен синий лязг её подков.

Схимник-ветер шагом осторожным
Мнёт листву по выступам дорожным

И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.



Н. Рубцов

Сентябрь

Слава тебе, поднебесный
Радостный краткий покой!
Солнечный блеск твой чудесный
С нашей играет рекой,

С рощей играет багряной,
С россыпью ягод в сенях,
Словно бы праздник нагрянул
На златогривых конях!

Радуюсь громкому лаю,
Листьям, корове, грачу,
И ничего не желаю,
И ничего не хочу!

И никому не известно
То, что, с зимой говоря,
В бездне таится небесной
Ветер и грусть октября...



А. Фет


***
Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил своё чело,
Дохнул сентябрь, и георгины
Дыханьем ночи обожгло.

Но в дуновении мороза
Между погибшими одна,
Лишь ты одна, царица роза,
Благоуханна и пышна.

Назло жестоким испытаньям
И злобе гаснущего дня
Ты очертаньем и дыханьем
Весною веешь на меня.



Б. Пастернак


***
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик берёзы — под фатой
Подвенечной и прозрачной.

Погребённая земля
Под листвой в канавах, ямах.
В жёлтых кленах флигеля,
Словно в золочёных рамах.

Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.

Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.

Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишнёвый клей
Застывает в виде сгустка.

Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.



Ф. Тютчев

***
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землёю,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье — и на всём
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовём
Божественной стыдливостью страданья.



И. Бунин


***
Ветер осенний в лесах подымается,
Шумно по чащам идёт,
Мёртвые листья срывает и весело
В бешеной пляске несёт.

Только замрёт, припадёт и послушает,
Снова взмахнёт, а за ним
Лес загудит, затрепещет — и сыплются
Листья дождём золотым.

Веет зимою, морозными вьюгами,
Тучи плывут в небесах...
Пусть же погибнет всё мёртвое, слабое
И возвратится во прах!

Зимние вьюги — предтечи весенние,
Зимние вьюги должны
Похоронить под снегами холодными
Мёртвых к приходу весны.

В тёмную осень земля укрывается
Жёлтой листвой, а под ней
Дремлет побегов и трав прозябание,
Сок животворных корней.

Жизнь зарождается в мраке таинственном.
Радость и гибель ея
Служат нетленному и неизменному —
Вечной красе Бытия!




Ю. Левитанский


***
Люблю осеннюю Москву
в её убранстве светлом,
когда утрами жгут листву,
опавшую под ветром.

Огромный медленный костёр
над облетевшим садом
похож на стрельчатый костёл
с обугленным фасадом.

А старый клён совсем поник,
стоит, печально горбясь...
Мне кажется, своя у них,
своя у листьев гордость.

Ну что с того, ну что с того,
что смяты и побиты!
В них есть немое торжество
предчувствия победы.

Они полягут в чернозём,
собой его удобрят,
но через много лет и зим
потомки их одобрят,

Слезу ненужную утрут,
и в юном трепетанье
вся неоправданность утрат
получит оправданье...

Парит, парит гусиный клин,
за тучей гуси стонут.
Горит, горит осенний клён,
золою листья станут.

Ветрами старый сад продут,
он расстаётся с летом..
А листья новые придут,
придут за теми следом.


Тэги: поэзия
Статья написана 25 августа 2017 г. 17:26
Август — удивительное время.
Да, именно так: не месяц, а именно — время.



Именно в августе происходит сопряжение миров, и к нашей вселенной на краткий миг приникает мир печальной красоты, пора поэтов и философов, вселенная ностальгии...

Осень смотрит на нас, улыбаясь, грустя, о чём-то — жалея, за что-то — благодаря, мечтая, надеясь, прощая...

Август.
Удивительное время.

Скоро — осень.




***
Осень неслышной походкой подходит и дарит
Свет незакатной,невиданной,чистой любви...
Злой озорник Купидон нынче снова в ударе —
Мечет без промаха стрелы хмельные свои.

Осень успеет согреть теплотою и лаской,
И подарить вечнопамятный праздник душе...
Даже зима с её злой и холодной развязкой
Будет бессильна в жестоком своём кураже.

Осень струится по сердцу нежнейшею дрожью,
Щедро делясь беспредельностью встреч и разлук;
Выцелит сердце и скроется по бездорожью
Мальчик-стрелок, зачехляя свой сказочный лук.


26.08.2009г.




Осенние листья


Осень над сердцем веет ветрами —
Листьями нашего лета.
Лунной дорожкой бредёт вечерами
За остывающим светом.

В медленном вальсе на тротуарах
Жаждет запечатленья
Памяти вёсен хмельного пожара
Лёгкой безликой тенью.

Листья кружатся, души печаля,
Сны и сердца тревожа.
Тихо зима подступает ночами —
Молча, по бездорожью.

И на рассвете стылая замять
Тянет их в неизбежность...
Но остаются чувства и память.
Свет наших дней и нежность.

Осень укроет забвенья пеплом
Зимнее ожиданье,
Чтобы любовь по весне окрепла,
Переборов страданье,

Испепеляя солнечным взглядом
Вечную эту муку.
Осень над миром. Мы с тобой рядом.
Дай мне, родная, руку.


24.09.2010г.


***

...ведь то, что виделось впереди,
всё так же далёко, но позади.
Р.Тагор


Гаснет за поворотом, тонет в тумане звук...
Павшие на тропинку тени сгоревших дней.
Птичьими косяками — вестниками разлук —
Вспорот осенний воздух в солнечной вышине.

Там, в глубине молочной, в утреннем чутком сне,
Тайнопись увяданья — главы прошедших лет.
Там отзвеневших вёсен ветры летят ко мне,
И шелестят страницы книги, которой нет.

Там навсегда осталась песня моей мечты.
Юность с улыбкой светлой машет рукой вослед...
Что там, за поворотом? — спросишь тихонько ты.
То — ностальгия-август, лета прощальный свет.


24.08.2011г.



***
Ах, это медленное солнце сентября!
Свеченье золота под небом журавлиным...
Туманом стелется холодная заря,
И дышит вечер ожиданьем сиротливо.

Заката искорка — неярким огоньком —
Фонарь кормы того, последнего, фрегата...
И песня ветра — это песня ни о ком.
И жизнь, которая ни в чём не виновата.

Покой во всём. И вдруг почудится: весь мир —
Тоска, рисующая витражи забвенья,
Где лета дивного прощальные огни —
Мираж, что тихо исчезает в отдаленьи.


20.09.2012г.



Этот город — чужой


Этот город останется после меня.
Но проспекты сбегут от стыда в переулки,
Где от чёрного сглаза средь белого дня
Я свои одинокие прятал прогулки.
Л. Корнилов


Город прошлых надежд. Город смога, стекла и металла.
Обрастают проспекты коростой высоток. Но вдруг,
Над потоком машин, над горячим асфальтом, устало
Поднялась на крыло птица-память, и чертит свой круг.

Город вечной зимы. Даже плавясь в июльском горниле,
Моя птаха дрожит под дыханием мачехи злой.
Исчезает навек всё, что помним и всё, что любили.
Ну а то, что осталось — подёрнуто черной золой.

Город бывших друзей, затерявшихся в нынешнем аде
Ненавистной рекламы и нечеловеческих рыл...
Разрываю кольцо и как в омут, ныряю в заМКАДье,
На Хованский погост, чтобы встать у любимых могил.

Как гримаса судьбы — только здесь оживать ненадолго.
Ностальгией своей окропясь, как живою водой,
Возвращаясь опять в средоточье маразма и долга,
Остаюсь визави с ежедневной нежизнью-бедой.

Над бетонными джунглями кружит душа запоздало,
Над скелетом большого — когда-то родного — гнезда.
Город прошлых надежд. Город смога, стекла и металла.
И родным он не будет теперь для меня никогда.


14.08.2013г.



Осеннее солнце


Тёплых дней недолгая отрада,
Лета бабьего цветастый плащ.
Белых облаков пасётся стадо
Над бескрайним морем пёстрых чащ.

Всё сильней — оранжевый и красный,
Вместе с жёлтым точат изумруд,
В горизонт, стремительно-прекрасно,
Птичьи стаи реками текут.

Дух грибной дурманит ароматом,
Дремлет лес, объятый тишиной.
В золотое марево заката
Парусник уходит неземной —

Солнце сентября, как наважденье ,
Сон о вечности, осенний сон...
В листьев зачарованном паденьи
Тает осень с жизнью в унисон.


08.09.2014г.



***

...словно спелая дыня, разрубленная ятаганом,
Солнце тонет в разливе кочующих в осень полей.
Тёплый ветер проснулся, прикинувшись вдруг хулиганом:
Птичьих стай косяки прижимает к вечерней земле.

Время капает в вечность, как мёд — в исполинские соты,
С каждым мигом даря, всё отчетливей, свой аромат.
Август тает, как отпуск, где в "завтра "- дела и заботы
И, уже остывающий, солнышка ласковый взгляд.

В городской суете, меж привычного шума и гама,
Он — как будто мираж на холодном оконном стекле.
Чуда нет и в помине, но мы повторяем упрямо:
"Где ты, лето? Вернись!"...Тишина в наплывающей мгле.

С каждым годом дороже, отчётливей памяти фото;
Там становится сказкой обыденность прожитых лет.
И томится душа, и всё ждём мы от жизни чего-то,
Повторяя вопрос, тот, ответа к которому нет.


24.08.2015г.



***

"...без края у Вечности реки,
лодки без вёсел".
С. Щипачёв


Всё когда-нибудь кончается.
Но однажды — навсегда...
В речке лодочкой качается
С неба павшая звезда.

Ворох фотографий брошенных.
Руки так и не дошли.
Сладким дымом юность-прошлое —
Дальше, дальше от земли.

Музыка заката выпита
Караванами тоски.
Скрипка счастья позабытая
Помнит магию руки.

Что-то важное — утрачено,
Что-то зряшное — сбылось.
Уж — ни набело, ни начерно.
Только изморось волос.

Тихо лодочка от пристани...
Как и не было её.
Где-то в небе, радость чистая,
Скрипка, трепетно поёт.

Тает искоркой, печалится,
Жизни павшая звезда.
Всё когда-нибудь кончается.
Лодка-лодочка... Куда?


03.08.2016г.



***

Заигравшись в прятки, заблудилось лето.
Всё бы хулиганить, будто дошколёнку...
Отголоски доброй песенки неспетой
Улетают к югу, ласточкам вдогонку.

Август к горизонту катит солнца блюдце
Медленней и ниже — словно осень снится.
Столбиком прозрачным однодневки вьются, —
Так, как будто вечно танец будет длиться.

По верхушкам леса, в изумрудном море,
Этих дней дыханье тонет без остатка.
Ни порыв, ни радость, ни покой, ни горе —
Это просто лето заигралось в прятки.

02.08.2017г.


Статья написана 22 августа 2017 г. 13:45
В далёком 2004 году среди вала читаемой мной тогда фантастики попала мне в руки одна вещь — и я проглотил её мгновенно.
Это был роман "Пасть" Виктора Точинова.



Потом были другие вещи автора: Новая Инквизицтия, Великая степь, Царь живых...

Умение подойти к любой теме нестандартно, великолепный и логичный сюжет, яркие персонажи, прекрасный русский язык — всё это Виктор Павлович Точинов.

Уже после пришло знание о том, что Точинов — член семинара под руководством Бориса Стругацкого, обладатель титула «Лучший молодой писатель Европы–2003», человек разносторонний и интересный.
И тогда, и сейчас, каждый новый роман автора — откровение, ожидание чего-то необычного, интересного, яркого.

Цикл "ПАСТЬ" — на мой взгляд — лучшее из того, что написано нашими авторами на заявленную тему.

Сегодня Виктор Павлович
https://fantlab.ru/autor392
( зарегистрированный на сайте как tochinov ) согласился дать интервью для читателей.

------------------------------------------------------ -----

1. Немного истории — как Вы стали писателем?

А я им так и не стал, если взглянуть на дело формально. Писателем у нас официально считается тот, кто имеет в кармане корочки писателя, все прочие — графоманы. Я же ни в один из многочисленных писательских союзов вступить не удосужился, и в госучреждениях чиновники в соответствующей графе различных документов — узнав, что сочиняю книги, но в союзе не состою — пишут: не работает. Тунеядец. На сто первый километр не вышлют, но в банке, например, кредит взять проблематично. Такими тунеядцами государство числит не только внесоюзных писателей, но и прочих фрилансеров, работающих по договорам, без трудовой книжки...

Ну а как я дошел до жизни такой — история длинная, в книге мемуаров, если вдруг сподоблюсь написать, займет несколько глав. Процесс длительный, не одномоментный, трудно ответить в нескольких словах — как. Факт в том, что когда я сел за комп и стал настукивать свой первый прозаический текст (он не сохранился), я и понятия не имел, куда заведет эта тропинка... Но коготок увяз и птичка пропала. Процесс доставлял удовольствие, количество написанного росло, хотелось с кем-то поделиться, кроме ближайшего окружения — по счастью, времена тогда были доинтернетные (у меня, по крайней мере), в Сети начинающего писателя хорошему не научат. Повезло, попал к правильным людям, на семинар БНС, потом первые публикации, первые гонорары, и хобби как-то незаметно стало профессией... Если конспективно, то примерно так я стал писателем. А подробности — в гипотетических будущих мемуарах.

2. Как бы Вы охарактеризовали сегодняшнее состояние отечественной фантастики?

Современная отечественная фантастика не вызывает у меня желания ее читать.
Но все же иногда приходится — как составителю сборников, как члену жюри литконкурсов и т.д., к тому же слежу за процессом по рецензиям критиков, отзывам читателей, номинациям на премии...
В общем, кое-какие основания для своего мнения имею. А оно такое: фантастика жива, развивается, появляются новые имена, новые авторы, и некоторые из них даже умеют писать... То, что читать написанное ими ни малейшего желания у меня нет, — проблема моя, а не фантастики. Перерос. Перестали увлекать выдуманные приключения выдуманных героев в выдуманных мирах. Мне интереснее самому все это придумывать.

Меня часто спрашивают: да как же так — пишешь фантастику, а сам ее не любишь и не читаешь? Ну, вот так... Тот, кто занят в производстве колбасы, ее не покупает и не ест, сам сталкивался с такими людьми.


3. Ваши литературные предпочтения; авторы и произведения, повлиявшие на формирование Виктора Точинова как писателя?

В детстве, юности и молодости я был всеядным читателем. Читал много, и все подряд, от русской классики сверх школьной программы до самиздатовской зарубежной фантастики, коряво переведенной и распечатанной на АЦПУ, так тогда именовались принтеры (на полях отмечу, что многие из корявых самиздатовских переводчиков в новые времена подались в официальный издательский бизнес, предлагая свои корявые переводы расплодившимся издательствам, и те брали, и издавали).

Теперь литературное предпочтение у меня одно: нон-фикшн. Времени осталось не так много, не хочется терять его на придуманные другими истории, даже если придуманы талантливо.

Среди факторов, сформировавших меня как писателя, книги находятся в самом конце списка. Писать я начал довольно поздно, имея к тому времени за плечами разнообразный жизненный опыт (жизнь в конце восьмидесятых и в девяностые была богата на впечатления, особенно на южных окраинах Союза, ставших независимыми государствами).
Оно и к лучшему, что занялся сочинительством поздно: не нравятся мне творения молодых авторов, весь жизненный багаж которых состоит из учебы в школе и институте, чтения книг, просмотра сериалов, а прочая информация почерпнута в Интернете.

Авторы — иное дело, они оказали изрядное влияние на мое обучение технической стороне писательства. Но не опосредованно, не через книги, — напрямую.
На литсеминаре Бориса Стругацкого многие талантливые авторы читали мои первые ученические рукописи, давали советы, помогая избавляться от ошибок, свойственных начинающим. Лазарчук, Щеголев, Логинов, Рыбаков, сам Борис Натанович Стругацкий...
Честно говоря, хватало на семинаре и дурных советчиков, но их мнение я, не вступая в споры, пропускал мимо ушей: если знаете, как хорошо писать, то отчего сами-то сочиняете всякую хрень?


4. Как Вы отдыхаете? Ваши хобби?

С хобби у меня происходит странная история... Отчего-то все любительские бескорыстные увлечения начинают со временем приносить доход, и неплохой, — но при том увлечениями быть перестают. Так было с писательством, с рыбалкой... В последние годы увлекся кладоискательством, брожу по полям и нежилым деревням с металлоискателем. И очень надеюсь, что в этом увлечении особых успехов не достигну, солидных в денежном эквиваленте кладов не отыщу, — и хобби останется хобби.

5. Ваше отношение к авторскому проекту "Русская жуть" — как возникла идея; минусы, плюсы, пожелания?

Мое отношение к проекту самое прямое и непосредственное: я его придумал, я же и координирую.
https://fantlab.ru/blogarticle50420

Идея издавать коллекционные малотиражки — разумеется, не моя, и как она родилась на свет, могу лишь гадать. Я же, посмотрев, как люди (с некоторыми я лично знаком) этим занимаются, решил, что тоже могу кое-что предложить желающим...
Плюс у этой затеи для меня один — я получаю на полочку книгу, изданную и оформленную так, как хочу я, а не издательские маркетологи (заваленные неликвидами «сливные» магазины свидетельствуют, что сидят в издательствах далеко не гении продаж).
Минус тоже очевиден — трудов ровно столько же, сколько и при подготовке многотиражки, а результат исчисляется десятками, а не тысячами экземпляров...

А пожелания... пожеланий я жду от читателей. И стараюсь их выполнять по мере сил. Например, третий том «Русской жути» планирую сделать с внутренними иллюстрациями — как раз согласно читательским пожеланиям. Ключевое слово «планирую», предварительная договоренность есть, но что из этого получится, пока не ясно.



6. Ваши творческие планы — ближайшие и перспективные?

В ближайших планах — написать осенью завершающую книгу трилогии «Третье пришествие» под названием «Демоны Рая».
А перспективные планы зависят не только от меня, от издательств тоже. Летом написал пилотный роман сериала «ОСВОД», называется «Челюсти судьбы». Надо бы продолжить, но пока жду ответа от издательства по поводу первой книги. Опять же порой сваливаются заказы на что-то проектное и денежное, тогда планы приходится перекраивать.


7. Ваше отношение к политике, к общественной жизни, к проблемам современности?

К политике и общественной жизни отношения не имею, на какой-нибудь митинг меня не заманишь. А отношение к проблемам современности... этих проблем слишком много, даже для того, что бы все их перечислить в рамках интервью, не говоря уж о том, чтобы высказывать свое мнение по каждой. Думаю, ответ на этот вопрос есть в моих книгах.

8. Ваш литературный багаж, сколько книг — сольных и в проектах — сейчас на Вашем счету?


По моим данным на счету у меня сорок девять бумажных книг, включая всё: и нон-фикшн, и малотиражки, и составленные мною сборники. Следующая станет юбилейной. На сайте Фантлаб, очевидно, несколько иные цифры — некоторые псевдонимы я не раскрывал и не планирую этого делать.

9. Ваша мечта?

У меня их много. Но я о них никому не рассказываю. Потому что скажешь, к примеру, что мечтаешь дожить до конца света, до Апокалипсиса, взглянуть на него своими глазами, — понимания не встречаешь.
Вообще мечтания дело пустое. Отвлекают от реальных наших желаний, воплотить которые можно, приложив те или иные усилия. Так что мечты мои живут в дальнем-дальнем закоулке мозга, воли им не даю.


10. Что бы Вы пожелали читателям?

Продолжайте читать! Иначе все, что мы, авторы, делаем, потеряет цель и смысл...

-------------------------------------

Хочу пожелать автору — новых идей, новых книг, удачи во всём и всегда, а читателям — удовольствия от чтения и новых для себя открытий в мирах Виктора Точинова.





  Подписка

Количество подписчиков: 113

⇑ Наверх