продюсер Мартин Брегман, Лисси Даль, Дэнни ДеВито, ...
оператор Стефан Чапски
композитор Дэвид Ньюман
жанр фэнтези, комедия, семейный
бюджет $36 000 000
сборы в США $33 459 416
премьера (мир) 28 июля 1996
рейтинг MPAA PG
время 102 мин
В главных роляхМара Уилсон,Дэнни ДеВито,Реа Перлман,Эмбет Девидц,Пэм Феррис,Пол Рубенс,Трейси Уолтер,Брайан Леаинсон.
Для того чтобы несколько нивелировать свою статью о фильме Василия Сигарева «Волчок» о очень злой и агрессивно настроенной девочке семи лет я решил вам рассказать о малоизвестном детском фильме популярного комика Дэни ДеВито «Матильда» снятого по мотивам одноименного рассказа автора книги «Чарли и шоколадная фабрика» Роальда Даля.
Как вы думайте можно в одном фильме совместить мотивы из «Гадких Лебедей» «Один дома», добавить к этому немного фэнтези , умной ироничной комедии , детектива и личной драмы, и в добавок все это снять в совершенно невинном рейтинге PG?Не правда ли трудновыполнимая задача?
Я тоже так думал до недавнего времени, до тех пор пока не решил пересмотреть малоизвестный фильм «Матильда» ДэниДеВито впервые увиденный мной с десяток лет назад по телевидению (в те времена оно еще показывало нормальные фильмы,в нормальное время) и каково же было мое удивление когда этот фильм на меня сегодняшнего произвел даже более благоприятное впечатление чем несколько лет назад в пору моей киношной невинности.
Итак, о чем же этот фильм?
Это фильм о маленькой девочке Матильде Ворвуд (Мара Уилсон) которую угораздило родиться в семье вороватого торговца подержанными машинами Гарри Ворвуда (Дэни Де Вито) и его посредственной женушки Зины Ворвуд (Реа Перлман). В то время как папа через пень колоду чинил и перепродавал старые машины, а мама все время болтала по телефону и смотрела телевизор, их дочурка подрастала и предоставленная сама себе умнела не по дням, а по часам. В четыре года Матильда уже записалась в местную библиотеку и сама готовила себе завтрак.
Основное действие фильма начинается, когда Матильде исполняется шесть лет, и ее папаша решает отдать дочку в частную школу Агаты Трочбл (Пэм Феррис) которая купила у него машину. Конечно же, Агата оказывается ярой детоненавистницей и при малейшей провинности сажает своих учеников в комнату, которая называется душегубкой, и дабы нагнать на маленьких зрителей страху комната гипертрофированно утыкана огромными гвоздями или раскручивает их вокруг себя и выкидывает из окна (сказывается легкоатлетическое прошлое). В школе Девочка встречает добрую учительницу мисс Дженни Дженнифер (,Эмбет Дэвидц) которая очень любит детей и, как и Матильда читать Чарльза Диккенса. Так же Матильда обнаруживает, что когда она злится у нее появляется некая сила, а если по простому способности к телекинезу. Немного погодя наша героиня узнает, что ее любимая учительница является выгнанной из, отчего дома, после смерти отца племянницей директрисы Агаты. После таких вводных данных проницательные читатели уже догадаются, чем закончится фильм, и будут правы. Разумеется, Матильда с помощью своих волшебных способностей и простейших логических вычислений, которые не представляют сложности, для такой умной девочки напугает Агату до полусмерти и заставит ее убежать из города. Разуметься Матильда уговорит родителей подписать документы на опеку ,в пользу любимой учительницы в то время когда папе будет некогда и за ним будут гнаться агенты ФБР.И будут Матильда и Дженни любить друг друга, читать книги и просто радоваться жизни.
Надо сказать, что у нас с fox_mulder в личке возник небольшой спор о том, какой фильм лучше «Матильда» или «Чарли и шоколадная фабрика» Тима Бартона (Снятая, кстати, тоже по книге Роальда Даля). Так вот с одной стороны Дэни ДеВито с его черным юмором и достаточно простой визуализацией по степени одаренности далеко до гениального Тима, но с другой стороны, когда шестилетняя Матильда читает «Моби Дика» Германа Мелвилла, в то время как ее родители с братом смотрят по зомбиящику игровое шоу, суть которого состоит в том, что надо стоять в стеклянном помещении намазанным клеем и приклеивать путем телодвижений гоняемые ветром купюры и Гарри же отбирает у дочери книжку, рвет ее на части и говорит дочери, что она должна быть как все и вместе со всей семьей смотреть телевизор. Дамы и господа вы меня простите ,но за такой месседж детям я готов простить ,если не все то многое. Что до стандартного для Дэни ДеВито черного юмора, то он, конечно присутствует, но в случае детей ты практически не можешь ничем оперировать поскольку вкус еще не сформировался, багаж культурных архетипов для приемов постмодернизма практически равен нолю, вот и приходиться авторам детского кино чаще всего прибегать к незамысловатому черному юмору. Фильм Бартона конечно талантливее, но он с двойным дном и отчасти же рассчитан на взрослую аудиторию (что подтверждают разбросанные по нему цитаты из «Психо» Хичкока и «Одиссеи 2001 года» Стэнли Кубрика. О чем мне любезно рассказал все тот же с fox_mulder).Если же говорить о возможной полезности именно для детской аудитории, то тут Матильда даст 100 очков вперед творенью Тим Бартона. Пусть и незамысловато, но все таки весьма талантливо этот фильм говорит, что если ты не будешь обманывать и будешь читать книги ты сможешь с помощью своего ума победить все невзгоды , подняться над серостью бытия, и в конце концов будешь счастлив. Гораздо более известные детские сериалы «Один дома» и «Трудный ребенок» не содержат и такого послания и годны только для того чтобы тупо поржать над очередными «поскользнулся, упал, очнулся ,гипс» карикатурных тупых бандитов.
Если у вас есть дети и вы раньше, по какой либо причине не видели этот фильм, найдите и посмотрите вместе с детьми. Леша плохого не посоветует (тем более детям).
Многоуважаемые фантлабовцы поздравляю вас с новым 2010 годом, и желаю всего самого наилучшего.
Любимому сайту и дальше развиваться и становиться удобнее в пользовании, информативнее и многочисленнее.
Желаю всем денег(но заработанных честно) здоровья, и любви вам и вашим близким. Ну и самое (не то что главное, но скажем так наиболее объединяющее всех нас) как можно больше новых и разнообразных книг и фильмов. Что то в этом году я весьма серьезно подсел на кино. Чтобы никого не обижать хочу выразить благодарность всем критикам за то, что помогают мне выбирать какие книги читать и какие фильмы смотреть. Раньше без любимого сайта я покупал книги практически наобум и смотрел фильмы весьма хаотично.
СПАСИБО ВАМ ВСЕМ РЕБЯТА!!!
Себе же пожелаю, чтобы следующий год прошел не хуже чем этот. Желаю, чтобы у меня было больше денег на книги, поход в кинотеатры и лицензионные DVD.И самое главное желаю себе побороть свою хроническую лень (ее я считаю своим главным недостатком) и выучить английский(для того что бы в оригинале смотреть фильмы с Анной Софией Робб и Эбигейл Бреслин), написать свои повести и рассказы, может даже гениальные которые годами тасуются у меня в голове или хотя бы вести блог более активно, ибо написать есть чего, но чаще всего мне лень. Желаю вам также успешно справляться с негативными качествами в себе ,а также негативными событиями в жизни.
С НОВЫМ ГОДОМ ВАС ВСЕХ..ЛЮБВИ ,ЗДОРОВЬЯ И УДАЧИ.
Я люблю вас всех(честно) ,искренне ваш alexsei111.
Я, кажется уже, где то писал, что не буду уважать российский кинематограф до тех пор, пока в нем не появится приличный фильм, в центре которого будут не озабоченные сексом, деньгами и мнимой справедливостью взрослые а, ребенок. Если в кинематографе старого и нового света такое случается достаточно часто (начиная от «Бумажной луны» Питера Богдановича и заканчивая недавним «Лунатизмом» Билла Маера), то наша киноиндустрия почти всегда забывает о таком факторе как дети. За все постсоветское время мне вспоминается только три приличных фильма с участием детей это «Кто, если не мы»1998 год Валерия Приемыхова, «Итальянец» Андрея Кравчука 2004 год и «Кука» Ярослава Чеважевсвкого 2007 год
Еще эти взрослые озабочены необоснованной славой среди себе подобных.
Как вы заметили "Волчок" Сигарева не представлен ни в одной номинации.
Я не понял "Кинотавр" и "Золотого орла" раздают совершенно разные люди?
Как дети малые в песочнице ей богу.
Скорее всего "Золотого орла" " Нику" и прочее статуэтки из глины получат "Стиляги" Тарковского.Ну как вы не понимаете братцы в "Стилягах" столько тусовочных людей засветилось.Это вам не Сигарев с Трояновой из жуткой провинции,два года писавшие сценарии чтобы получилось как можно лучше.
Короче никто "Волчок "на оскар не выдвинет,потому что не доросли эти дети из песочницы "до такой музыки".Они даже не хотят смотреть на соседние песочницы,боясь что кто то строит в них воздушные замки.Их то творения часто напоминают навозные кучки.
Короче Я никогда не буду уважать российский кинематограф,а буду уважать отдельных творческих личностей.
В главных ролях Полина Плучек,Яна Троянова,Вероника Лысакова.
Эпиграф
«Баю баюшки-баю,
Не ложись на краю ,
Придет серенький волчок,
И укусит за бочок».
Колыбельная.
Если честно , я не думал что этот момент когда нибудь настанет. Я, кажется уже, где то писал, что не буду уважать российский кинематограф до тех пор, пока в нем не появится приличный фильм, в центре которого будут не озабоченные сексом, деньгами и мнимой справедливостью взрослые а, ребенок. Если в кинематографе старого и нового света такое случается достаточно часто (начиная от «Бумажной луны» Питера Богдановича и заканчивая недавним «Лунатизмом» Билла Маера), то наша киноиндустрия почти всегда забывает о таком факторе как дети. За все постсоветское время мне вспоминается только три приличных фильма с участием детей это «Кто, если не мы»1998 год Валерия Приемыхова, «Итальянец» Андрея Кравчука 2004 год и «Кука» Ярослава Чеважевсвкого 2007 год(«Гадких лебедей» Лопушанского я в расчет не беру ,ибо этот проект является излишне артхаусным и не рассчитанным на массовую аудиторию, что конечно же не преуменьшает достоинств фильма).Надо сказать, что и приведенные выше фильмы не были шедеврами и были только более или менее смотрибельны. То есть по терминологии фанлабовца Соболева «выноса мозга» после их просмотра не происходило, да и излишне оригинальным видеорядом, блистательной игрой актеров и потрясающими метафорами фильмы особо не страдали. Все так и было я, окончательно похоронил российский кинематограф и думал, что мне вечно придется смотреть пошлые комедии, мелодрамы срежиссированними и сыгранными через одно место, и бесконечные сериалы и полнометражные ленты про ментов и братков которые часто есть одно и тоже .Все так и было до сегодняшнего дня.
Я заметил фильм «Волчок» недели три назад, но не стал его качать, подумав, что это тоже какая нибудь хрень наподобие недавней «Крыши» ералашевца Бориса Грачевского на фильм которого я возлагал некоторые надежды. Во время просмотра сего «шедевра» мне хотелось материться, разбить монитор, а также оторвать режиссеру руки и ноги или по крайней мере никогда больше не давать этому бездарью камеру в руки. Поставил «Крыше» двойку исключительно за неплохую музыку в некоторых местах. Вот я дурак дураком и подумал что у фильма «Волчок» рейтинг ниже, чем у «Крыши» тоже отстой года, наверное. Говорили же умные люди, не верь, брат рейтингам, а я все верил и верил, зачем-то, Фильм «Волчок» не отстой года, а лучший российский фильм со времен «Сталкера» Тарковского (на всякий случай поправлюсь на мой вкус, разумеется). Ну, так вот вчера на очень хорошем трекере этот фильм выложили, и я пренебрежительно так подумал «Ну ладно братцы кролики скачаю». Мог ли я подумать что доселе никому не известный и снявший один телевизионный фильм Василий Сигарев может выдать на гора по крайней мере лучший русскоязычный фильм года? Боже конечно нет. Мог ли я предполагать что «Волчок» будет третьим в моей жизни фильмом, который шокирует меня? Разуметься нет. Фильм уже получил последний «Кинотавр» как лучший фильм года и несколько призов помельче. В данном случае я понимаю, почему так получилось, фильм снят так, что проняло даже гламурных бонз от кинотусовки.
Ну, хватит хвалебных слов, давайте я попробую вам рассказать, о чем же предмет нашего разговора.
Действие начинается с того что некая женщина бежит по снегу от двух милиционеров ,потому что совершила некое противоправное действие над своим очередным сожителем. Потом она падает на снег и говорит служителям правопорядка, что скоро родит.
В результате на свет появляется главная героиня нашего фильма. Получив при рождении, на снегу воспаление легких девочка лежала во время суда в больнице и не могла своим появлением в суде смягчить приговор матери. Об этом девочка рассказывает за кадром.
В следующий раз мама в жизни девочки появляется только через семь лет, когда приезжает в бабке в Поселок со своим очередным ухажером. После долгой разлуки мама дарит девочке игрушку маленький волчок, который играет важную роль на протяжении всего фильма. Дабы не спойлерить и не раскрывать вам весь сюжет я остановлюсь на положительных моментах этого фильма, и это к моей огромной радости очень легко сделать, потому что существенных отрицательных в этом фильме практически нет.
Итак, первое. Здесь у главных героем нет имен, у мест нет названий, а у действия определенного времени. Это абсолютно правильное решение. Таким образом, подчеркивается некая безвременность происходящего. Подобное происходило, происходит, и будет происходить в нашей стране.
Второе. Абсолютная откровенность и правдоподобие происходящего. В этом фильме есть нецензурные слова и шокирующие сцены. Особенно меня поразили две. Девочка легла спать в ногах на единственной полутораспальной кровати в комнате, а выше очередной ухажер матери, проснувшись в пьяном угаре, просит мать девочки его удовлетворить.
И вторая сцена это когда уже после смерти бабушки мама в болезни, вызванной затяжным запоем мастурбирует и говорит девочке «Смотри как я умею», тут я если честно был немного в ауте и подумал не перегнул режиссер палку и решил что, скорее всего, нет. Хотя эта откровенность вышла ему боком и скорее всего этот фильм никогда не покажут по телевизору предварительно не вырезав сцену и не запикав мат. (Уважаемые киноманы ,а вы не знаете в каком либо русскоязычном фильме до этого откровенно показывали мастурбацию? Насколько я знаю, нет.).
Третье. Совершенно потрясающая игра актеров Полина Плучек, Вероника Лысакова (девочка в семь и тринадцать примерно лет) и особенно Яна Троянова сыгравшая маму. Пожалуй лучшего женского перфоманса я в российском кино еще не видел(кстати актриса получила премию «Кинотавр» за лучшую женскую роль и в данном случае совершенно заслуженно).
Четвертое. Блистательные изюминки и метафоры, которые могут быть не заметны массовому зрителю. Например, то, как девочка копирует манеру произношения своей матери. Мама между очередными гулянками принесла девочке ежика и та повторяя манеру произношения своей матери говорит «Не нужен мне никакой ежик, даже» душит его подушкой и относит на рельсы. Или когда после того как очередной любовник ушел, мама рассказывает, зло настроенной девочке, что они с бабкой нашли ее на кладбище в мешке и, ее дочка была волчонком. Мама с Бабкой остригли ее от меха и стали растить.
После этого рассказа девочка повадилась ходить на местное кладбище брать там оставленные на помин печенья и конфеты и даже подружилась там с утонувшим мальчиком. И это лишь некоторые фишки этого блистательного и по настоящему трагичного фильма.
Мама не раз в течении фильма предавала дочку, а девочка до конца своей короткой жизни верила что когда нибудь мама придет, заберет ее у хромоногой тети, обнимет ее и останется с ней навсегда.
Нас ждет трагическая развязка и потрясающе снятый конец с колыбельной в конце.
Я еще раз повторюсь что это лучший фильм снятый за всю историю российского кинематографа, и он не идет ни в какое сравнение с «9 ротой» Федора Бондарчука, и средненькьм ремейком главного монархиста России. Даже у лучшего доселе российского фильма «Остров» Павла Лунгина значительно более простая и понятная фабула, да и метафоры в фильме достаточно прямолинейны и по сути таковыми не являются.. Хотя возможно мне так кажется, потому что я очень люблю фильмы про детей и мне чуждо мышление в догматах православной религии.
Будем, надеяться судьба у режиссера и фильма сложатся счастливо и наши бонзы от кино выдвинут фильм в качестве кандидата на Оскар .В таком случае эту не то что престижную но бесспорно великолепно раскручивающий получивший ее фильм премию впервые в истории нашей страны получит действительно достойная картина.. Хотя есть у меня такое подозрение ,что не доросли американские киноакадемики «до такой музыки»,хотя по сути это и не важно главное, что фильм есть. Кстати подобно и с фильму Лоджа Х. Керригана «В руках бога» у «Волчка» совершенно нет музыкального сопровождения, но это я заметил только после просмотра, смотря данные на кинопоиске.
Как вы поняли смотреть всем.
DVD с этим фильмом лежит у меня в корзине, и я собираюсь его купить на свое февральское день рождение. Думаю, что в данном случае я сделаю исключение и куплю дорогое издание, даже если к тому времени уже выйдет дешевое. Боюсь что равного по силе российского фильма придется ждать еще двадцать лет, а тогда формат DVD будет уже не в фаворе. Вообще не известно, что тогда будет.
Эта история началась с того, что мне позвонил сосед по подъезду четырнадцати лет и спросил «Нет ли у тебя, что нибудь из серии «Stalker» почитать?», я ответил в том смысле, что конечно нет. Парень в ответ говорит «А хочешь, я тебе притащу книжку из этой серии?» и я, конечно же, согласился.
Что я могу сказать по поводу сего творения. Я не знаю в чью «гениальную» голову пришла мысли соединить зону Чернобыльской АЭС с атмосферой незабвенного «Пикника на обочине» но появившийся в результате такой компиляции игра породила в свою очередь самую популярную ныне серию нереалистических текстов (назовем это так) на территории русскоязычных стран .Наряду с недалекими девочками которые грезят об Эдварде Каллене недалекие мальчики мечтают оказаться по ту сторону монитора и поменяв клавиатуру на крутую пушку и защитный костюм погрузиться в мир полный опасностей и приключенный. Так плохо это или хорошо? Вы знаете ,в данном случае у меня нет однозначного ответа в отличие от моего мнения о «САМОЙ ВЕЛИКОЙ ВАМПИРСКОЙ САГИ ВСЕХ ВРЕМЕН И НАРОДОВ». С одной стороны мир серии и этой книги сугубо вторичен ,текст наполнен примитивными мемами,а зона наполнена столькими видами живности ,что создается впечатления (да так оно и есть) что этих тварей придумали только для того чтобы разнообразить негативные физические воздействия, которым может быть подвержен очередной главный герой(как мы помним в оригинальной Зоне Стругацких живности особо не было), но с другой стороны непосредственно в этой книге Алексея Калугина присутствует неплохой литературный язык, хорошо прописанные персонажи(особенно неплохо получился зомби Бенито) и даже некая мораль пусть и изложенная примитивным языком. Хотя повторюсь все глубоко вторично, и временами мне хотелось отложить книгу в сторону. О чем можно писать в одинаковых декорациях на протяжении нескольких десятков томов я совершенно не представляю и как это можно с интересом читать тоже. Мне и одной книги хватило за глаза.
И еще уже второй пацан четырнадцати лет делает глаза по пять копеек от удивления когда я говорю ему что зона и сталкеры начались не компьютерной игры и даже не с аварии на Чернобыльской АЭС ,а с гениальной повести Стругацких далекого 71 года выпуска. И надо ли вам говорить, что уже второй пацан берет у меня почитать повесть первоисточник. Даже если один из десяти таких пацанов (практически первый раз по своей воле открывший книжку с художественной литературой ) со временем вольется в наши ряды прогрессивных фэнов я буду только рад. Нас и так мало осталось. Главное чтобы у неофита был кто нибудь кто подсунул бы ему «Пикник на обочине». Ну и далее по списку…