год 1996
странаСША
слоган «Внутри каждого из нас есть сила для того чтобы изменить мир.»
режиссер Дэнни ДеВито
сценарий Роальд Даль, Николас Казан, Робин Суикорд
продюсер Мартин Брегман, Лисси Даль, Дэнни ДеВито, ...
оператор Стефан Чапски
композитор Дэвид Ньюман
жанр фэнтези, комедия, семейный
бюджет $36 000 000
сборы в США $33 459 416
премьера (мир) 28 июля 1996
рейтинг MPAA PG
время 102 мин
В главных роляхМара Уилсон,Дэнни ДеВито,Реа Перлман,Эмбет Девидц,Пэм Феррис,Пол Рубенс,Трейси Уолтер,Брайан Леаинсон.
Для того чтобы несколько нивелировать свою статью о фильме Василия Сигарева «Волчок» о очень злой и агрессивно настроенной девочке семи лет я решил вам рассказать о малоизвестном детском фильме популярного комика Дэни ДеВито «Матильда» снятого по мотивам одноименного рассказа автора книги «Чарли и шоколадная фабрика» Роальда Даля.
Как вы думайте можно в одном фильме совместить мотивы из «Гадких Лебедей» «Один дома», добавить к этому немного фэнтези , умной ироничной комедии , детектива и личной драмы, и в добавок все это снять в совершенно невинном рейтинге PG?Не правда ли трудновыполнимая задача?
Я тоже так думал до недавнего времени, до тех пор пока не решил пересмотреть малоизвестный фильм «Матильда» ДэниДеВито впервые увиденный мной с десяток лет назад по телевидению (в те времена оно еще показывало нормальные фильмы,в нормальное время) и каково же было мое удивление когда этот фильм на меня сегодняшнего произвел даже более благоприятное впечатление чем несколько лет назад в пору моей киношной невинности.
Итак, о чем же этот фильм?
Это фильм о маленькой девочке Матильде Ворвуд (Мара Уилсон) которую угораздило родиться в семье вороватого торговца подержанными машинами Гарри Ворвуда (Дэни Де Вито) и его посредственной женушки Зины Ворвуд (Реа Перлман). В то время как папа через пень колоду чинил и перепродавал старые машины, а мама все время болтала по телефону и смотрела телевизор, их дочурка подрастала и предоставленная сама себе умнела не по дням, а по часам. В четыре года Матильда уже записалась в местную библиотеку и сама готовила себе завтрак.
Основное действие фильма начинается, когда Матильде исполняется шесть лет, и ее папаша решает отдать дочку в частную школу Агаты Трочбл (Пэм Феррис) которая купила у него машину. Конечно же, Агата оказывается ярой детоненавистницей и при малейшей провинности сажает своих учеников в комнату, которая называется душегубкой, и дабы нагнать на маленьких зрителей страху комната гипертрофированно утыкана огромными гвоздями или раскручивает их вокруг себя и выкидывает из окна (сказывается легкоатлетическое прошлое). В школе Девочка встречает добрую учительницу мисс Дженни Дженнифер (,Эмбет Дэвидц) которая очень любит детей и, как и Матильда читать Чарльза Диккенса. Так же Матильда обнаруживает, что когда она злится у нее появляется некая сила, а если по простому способности к телекинезу. Немного погодя наша героиня узнает, что ее любимая учительница является выгнанной из, отчего дома, после смерти отца племянницей директрисы Агаты. После таких вводных данных проницательные читатели уже догадаются, чем закончится фильм, и будут правы. Разумеется, Матильда с помощью своих волшебных способностей и простейших логических вычислений, которые не представляют сложности, для такой умной девочки напугает Агату до полусмерти и заставит ее убежать из города. Разуметься Матильда уговорит родителей подписать документы на опеку ,в пользу любимой учительницы в то время когда папе будет некогда и за ним будут гнаться агенты ФБР.И будут Матильда и Дженни любить друг друга, читать книги и просто радоваться жизни.
Надо сказать, что у нас с fox_mulder в личке возник небольшой спор о том, какой фильм лучше «Матильда» или «Чарли и шоколадная фабрика» Тима Бартона (Снятая, кстати, тоже по книге Роальда Даля). Так вот с одной стороны Дэни ДеВито с его черным юмором и достаточно простой визуализацией по степени одаренности далеко до гениального Тима, но с другой стороны, когда шестилетняя Матильда читает «Моби Дика» Германа Мелвилла, в то время как ее родители с братом смотрят по зомбиящику игровое шоу, суть которого состоит в том, что надо стоять в стеклянном помещении намазанным клеем и приклеивать путем телодвижений гоняемые ветром купюры и Гарри же отбирает у дочери книжку, рвет ее на части и говорит дочери, что она должна быть как все и вместе со всей семьей смотреть телевизор. Дамы и господа вы меня простите ,но за такой месседж детям я готов простить ,если не все то многое. Что до стандартного для Дэни ДеВито черного юмора, то он, конечно присутствует, но в случае детей ты практически не можешь ничем оперировать поскольку вкус еще не сформировался, багаж культурных архетипов для приемов постмодернизма практически равен нолю, вот и приходиться авторам детского кино чаще всего прибегать к незамысловатому черному юмору. Фильм Бартона конечно талантливее, но он с двойным дном и отчасти же рассчитан на взрослую аудиторию (что подтверждают разбросанные по нему цитаты из «Психо» Хичкока и «Одиссеи 2001 года» Стэнли Кубрика. О чем мне любезно рассказал все тот же с fox_mulder).Если же говорить о возможной полезности именно для детской аудитории, то тут Матильда даст 100 очков вперед творенью Тим Бартона. Пусть и незамысловато, но все таки весьма талантливо этот фильм говорит, что если ты не будешь обманывать и будешь читать книги ты сможешь с помощью своего ума победить все невзгоды , подняться над серостью бытия, и в конце концов будешь счастлив. Гораздо более известные детские сериалы «Один дома» и «Трудный ребенок» не содержат и такого послания и годны только для того чтобы тупо поржать над очередными «поскользнулся, упал, очнулся ,гипс» карикатурных тупых бандитов.
Если у вас есть дети и вы раньше, по какой либо причине не видели этот фильм, найдите и посмотрите вместе с детьми. Леша плохого не посоветует (тем более детям).
Оценка 9 из 10.