Статья из шведской газеты про русскоязычную литературу. Похоже, в уютной Швеции нашелся человек, который, по причине географической и идейной удаленности, нашел нечто привлекательное в том, что я могу сравнить только со вторичным продуктом
Последнее время размышляю о том, почему у людей, включая меня, тем больше встроенных запретов, чем больше удовольствия приносит обвещанное запретами занятие.
В случае секса нетрудно понять, почему так происходит: если сексуальное влечение не будет передавливать мозговых тараканов любой степени откормленности, род человеческий прекратит свое существование. А коль скоро наш биологический вид — один из лучших выживальщиков на планете, то его сексуальное влечение очень удобно эксплуатировать: какими бы ты запретами его не обвешал, вода всегда найдет дырку, а после этого можно стричь купоны с нарушителей, требуя от них за искупление греха любых ништяков, от бабла до унижения (последнее греет греет душу служителей культа не меньше первого). Это был исчерпывающий курс лекций по истории религии от Анариэль (шутка).
Но чего я пока понять не могу, так это того, почему сравнимой весомости запретами обвешено такое занятие, как создание литературных произведений.
В отличие от сексуального влечения не видно, чтобы когда-то в прошлом это занятие как таковое было поводом для гонений. Даже великий и ужасный Августин-Сексу-Бой-Раз-Я-Не-Могу-Быть-Геем свои гневные проповеди облекал в литературную форму. Да, придерживающие власть духовную и светскую всегда занимались цензурой и делили жанры и темы на угодные и неугодные, но я не припомню ни одного режима, который бы в принципе отрицал или запрещал занятие литературой: напротив, литературу всегда стремились использовать для проповеди и пропаганды.
Тем не менее, степень невротичности реакций вокруг этого дела зашкаливает. Я не очень много общалась с другими пищущими людьми, но за 20+ лет все-таки успела увидеть достаточное их количество на разных стадиях писательства. И степень общей отараканенности пишущих как группы, и степень, в которой нормально адаптированный человек ведет себя как невротик, когда берется писать, меня непрерывно поражает. Из книжек по писательскому мастерству тоже можно извлечь немало информации о проблемах их целевой аудитории.
И картина складыватся такая: писательство — занятие чудовищно трудное. Не потому что оно трудное само по себе (чего трудного в том, чтобы водить ручкой по бумаге или стучать по клавиатуре), а потому что каждый шаг — это шаг по болоту, или по зыбучему песку или утыкание носом в отвесный обрыв, верх которого теряется в стратосфере.
Точно так же очевидно, что писательство обладает огромной привлекательностью. Можно было бы все списать на статус, но это явная и очевидная рационализация: как способ зарабатывания статуса писательство весьма неэффективно... даже пилить гирю, оно и то эффективнее.
Невозможно игнорировать высказывания великих и малых, которые наперебой твердят о том, какое это удовольствие. О том же говорит и личный опыт. Я нашла этому достаточно рациональное объяснение, но пока достаточно сказать о том, что писательство — субъективно в высшей степени приятное занятие, сравнимое в этом смысле с приемом наркотиков (я сама не проверяла, впрочем), но, в отличие от наркотиков, не приносящее никакого вреда ни здоровью, ни окружающему социуму. Занятие это очевидным образом способствет улучшению психологического состояния пишущего: существуют основанные на письме психотерпевтические практики. Таким образом, в теории, это занятие должно давать положительное подкрепление тем, кто начинает грести в его осторону. Но на практике картина совершенно противоположное: как только люди начинают двигаться в сторону писательства, у них, словно прыщи, начинают выскакивать всевозможные внутренние запреты и прочие тараканы, которые не дают возможности им заниматься (например, адекватный в принципе человек, занвшись писательством, вдруг теряет всякую способность воспринимать критику, даже самую мягкую и дружескую).
Почему? Почему писательство в этом отношении настолько отличается от других способов творческого самовыражения? Например, фотография: люди спокойно в миллионный раз фотографируют котиков, детей, закаты и собутыльников, а потом выкладывают эти фотки на всеобщее обозрение без страданий типа "ну, я просто фотографоман", "ну, я бы хотел прекратить фотографировать, потому что это самопотакание", "ну, фотография для меня не ресурс", "ну, в тот момент, когда я нажимаю на кнопку, я испытываю страх". Вот это был список последних четырех встреченных примеров внутренних ограничений на писательство. Угадайте, какой из них мой.
С одной стороны, каждый случай пишущего-страстотерпца отличается от других и в каждом случае нетрудно найти индивидуальное объяснение: скользкое детство и трудный подоконник отыщутся у всякого. С другой стороны, при всем разнообразии проблем ("я не могу писать, у меня затык, это ужасно", "а я хочу писать, но это занятие для меня очень тяжелое, это ужасно" "а я пишу запоями, это ужасно", "а я не могу найти на писательство время, хотя я нахожу его для всего остального, это ужасно", "я хочу писать, но я ведь не получу нобелевку, это ужасно", "я не в состоянии выносить вообще никакую критику, это ужасно") эти проблемы как будто похожи друг на друга по силе и проявлению.
Гендерная разница есть, но она как раз обычная, т.е. в смысле различий в поведении М и Ж я не вижу большой разницы между писательством и любыми другими твочрескими практиками: у женщин, как всегда, больше страхов и сомнений, но это "больше" такое же, как в других случаях.
Часть тараканов пишущего люда отчетливо завязана на самооценку. Наш социум устроен так, чтобы давить человеку самооценку, потому что таким человеком проще управлять и манипулировать, под предлогом, что это разумно и рационально: "двугоногих тварей миллионы". Тем не менее, здоровая самооценка — это самооценка с одной стороны гибкая, а с другой — приподнятая по сравнению с реальностью: такой вот факт человеческой природы. (С этой точки зрения то же христианство, постоянно пытающееся снизить самооценку своей паствы до нуля, выглядит изобретением Сатаны). Ну и если кто-то думает, что я о завышенной самооценке, то он ошибается: завышенная и заниженная самооценка — это как понос и запор, т.е. и то и другое является болезнным состоянием, в то время как норма — посередине.
Как бы то ни было, писательство, обладающее психотерапевтическим эффектом, самооценку пишущего двигает — или пытается двигать — на ее законное место. В результате, видимо, огромная масса тараканов, которая кормится с завышенной или заниженной самооценки жертвы, начинает дико суетиться. Например, в случае общераспространенной заниженной самооценки может возникнуть мираж завышенной: и в голове начинает мерцать большими буквами "НОБЕЛЕВКА", как бы указуя на достижимую цель. Психически нормальный человек сохраняет контакт с реальностью и понимает, что это мираж (Нобелевку даже Толкину и Роулинг не дали, кому она после этого нужна?), глупый или отягощенный начинают верить в мираж на полном серьезе. Если рассматривать это как интервенцию тараканов, то все встает на свои места: ежели ты перешел на призрачную завышенную самооценку, ничего адекватного ты не напишешь и самооценка твоя нормальной не станет, а будет патологически завышенной, на радость тараканам. Человек, не утративший контакта с реальностью, но не слишком рефлексивный, может испугаться, что писательство разбудило в нем настоящее безумие или греховную гордыню, и капитулирует с целью спасения разума/души посредством смирения и неписания — тогда его самооценка останется там, где была, опять же, на радость тараканам.
Наличие миража нобелевки детектируется и в тех случаях, когда несчастный стенает "ну, я графоман, конечно, графоман я, да, графоман, я сам понимаю, что я графоман, можете мне не говорить, что я графоман, я сам знаю, что я графоман". Это кажется глупым и смешным — в исполнении разумного и нормального человек, но на самом деле это свидетельство тяжелой внутренней борьбы. Это даже не попытка выбить оружие из рук критиков, это попытка совладать с внутренними демонами, которые говорят что-то вроде "если ты пишешь, ты пишешь для нобелевки, признайся в этом. Ведь если ты пишешь не для нобелевки, ты ничтожество и графоман, других вариантов просто нет". В результате человек пишет из заниженной самооценки, а это очень тяжело и неприятно.
Если кто-то принял это на свой счет, то он может быть уверен, что это было достаточно автобиографично. Хотя не это моя основная проблема. Что я могу сказать по личному опыту? Мираж отступает, когда писательская самооценка со щелчком встает на свое законное, слегка завышенное по отношению к реальности место. Когда ты осознаешь, что ты не графоман и не нобелевка, а человек, который хочет писать, пишет и писать будет, и что это самое главное. У меня это случилось, когда я закончила "Двенадцать звезд".
Что можно сказать по этому поводу на уровне рацио? Что если человеку нравится какое-то занятие, не приносящее вреда ни ему, ни окружающим, нет никакого разумного обоснования этим не заниматься, а, напротив, есть все разумные основания этим заниматься, чтобы доставлять себе радость, удовольствие и счастье. И если ваши внутренние голоса уверяют вас в обратном, вы можете быть твердо уверены, что это не соответствует реальности и что это голос демонов/психологических проблем (сообразно вашим представлениям о таких вещах).
В воскресенье 22 сентября в Московском музее толкинистики состоится мой и Кэтрин Кинн доклад на тему "Введение в толкинистику: "Хоббит" от начала до конца".
Разговор у нас пойдет о хоббитах — их происхождении, роли в повествовании в "Хоббите" и "Властелине Колец".
В музей можно придти, чтобы послушать доклад и пообщаться (адрес музея: библиотека №154 в Царицыно по адресу улица Медиков, дом 22, корпус 3, строение 2).
Спойлер: дальше Анариэль Р. говорит добрые слова о «Черной Книге Арды». Порядка тысячи добрых слов. Впервые на арене, аттракцион непревзойденного великодушия, не пропустите.
На литсеминаре "Мой второй роман" один человек сказал мне, что зло в "Тени Востока" неубедительное и слабенькое: злодеи все время допускают ошибки. Хм. Я поинтересовалась, а что человек думает про черных всадников в "Братстве Кольца". Он сказал, что черные всадники у Толкина тоже слабые и неубедительные, и я расслабилась. Поскольку черных всадников в "Братстве Кольца" не я одна считаю одним из самых жутких мест в мировой литературе, а от фразы Гандальва "It is many a year since the Nine walked abroad" у меня до сих пор бегают мурашки.
Тем не менее, мнение о всесилии Зла и его тотальной непобедимости широко распространено в русскоязычном пространстве. По этому поводу мне есть что сказать как с точки зрения прагматики, так и с точки зрения психологии.
Часть первая, прагматическая
Как ролевик и мастер с большим стажем, я могу с полной уверенностью сказать, что все эти представления об абсолютном всесилии Зла ролевые игры расшибают вдребезги. Потому что вдруг оказывается, что моделируемое Зло нуждается в беспрерывных мастерских подпорках хотя бы для того, чтобы производить впечатление, сравнимое с таковым в источнике. Потому что как мастер ты только тем и занимаешься, что работаешь на Саурона: сливаешь ему информацию, подыгрываешь — потому что иначе Саурон начинает терять очки при самой разумной политике и в исполнении хорошего игрока. Всякое более-менее большое Зло требует ювелирной подгонки сюжета, вводных и всего остального, чтобы хотя бы выполнить свою основную функцию — обеспечение недостачи по Проппу. Не в последнюю очередь это связано с тем, что найти людей работать пушечным мясом темного блока всегда было огромной проблемой (если вы не хотите на полигоне гопников), — и это не случайность.
Я помню, как я играла Моргота в 1997, на одной из первых полигонных мистериалок. Я в какой-то момент сломалась — когда полил беспросветный проливной дождь: в те времена тенты над локацией были исключением, и Ангбанд залило так, что кострище превратилось в бассейн. Сломалась я, видимо, в том числе и потому, что тогда и у меня были нереалистичные представления о мощи Зла.
Самый яркий эпизод применительно к обсуждаемой теме был такой. Величественно восседая на черном троне, я отправляю орков (пять, что ли, человек) захватить эльфийские гавани (согласно тайм-плану). Через полчаса они возвращаются и говорят: "Владыка, мы их не нашли... по жизни не нашли".
О чем это говорит? Что если Зло и Добро находятся на одном плане реальности, то у Зла будут все те же проблемы с внешними факторами, которые есть и у Добра: погода, природа, непредвиденные случайности и т.д.
Но этим неприятности, которые претерпевает Зло, не заканчиваются. И связано это со стратегией, Злу встроенной и не могущей быть измененной.
О чем я? Для начала о том, что Добро и Зло не существуют в реальности иначе как человеческие представления (во всяком случае, обратного никто пока не доказал). Представления о Добре человек черпает из представлений о том, что для людей в целом и по отдельности хорошо (примерно пирамида Маслоу), а представления о Зле — из того, что эту пирамиду портит и разрушает. Таким образом, Добро и Зло не являются двойниками друг друга. Они разные — не сущностно, а по тем стратегиям, которые они применяют.
Рассмотрим одну из самых ярких и понятных репрезентаций Д. и З. — Д. и З. у Толкина. Что такое Зло у Толкина? Желание кого-то одного навязать свои желания другим (или вообще всем остальным), отказ хоть как-то считаться с чужими желаниями и волей. Тем не менее, в одно лицо навязать свою волю не получается и приходится заводить пушечное мясо. Пушечное мясо, оно на то и пушечное мясо, что ему тоже не положено собственной воли и собственных желаний. Пушечное мясо должно идти, куда велят, и делать, что сказано, — и все.
Что такое Добро у Толкина? Добро пытается создать мир (социум), где все свободны реализовывать свою желания и волю — но не за счет других (и Фэанору говорят "ай-яй-яй", когда он пытается решать свои проблемы, приставляя меч к горлу брата).
Да, Зло активно, оно делает первый шаг — создает недостачу (например, посылает орков штурмовать эльфийские гавани) и получает большое преимущество благодаря такому дебюту. Добро, следуя собственной стратегии, начинает защищаться и тоже создает себе армию. Но на другом движке: в пределе каждый солдат армии Добра — доброволец, который мотивирован действовать сознательно на общее благо.
Поскольку солдаты армии Зла в общем случае не големы и не автоматы, у них есть свои желания, и эти желания всегда будут вести их тому, чтобы выйти из-под давления — хотя бы ради того, чтобы убивать и грабить в свое удовольствие, но без начальства (Горбаг и Шаграт в ВК). Кроме того, Злу нет дела желания и умонастроения его слуг. Это значит, что периодически солдаты Зла будут вступать к конфликт друг с другом — поскольку у них разные интересы (драка орков, которые идут по следу Фродо и Сэма).
Тем временем солдаты Добра будут в сложных и критических ситуациях самостоятельно и под собственную ответственность принимать осмысленные решения, нацеленные на достижение общего блага (а не на удовлетворение собственных эгоистических интересов): Эомер выдает коней Арагорну, Лэголасу и Гимли с неприятными последствиями для себя лично, Хама разрешает Гандальву взять с собой посох во дворец Теодена, Бэрэгонд бросает пост (!) и убивает своих (!!), чтобы спасти Фарамира.
В результате Добро постепенно отыгрывает те преимущества, которые Зло получило благодаря удачному дебюту. И при прочих равных Зло рано или поздно Добру проигрывает. И чтобы взять верх над Добром, Зло должно быть намного, намного сильнее (отсюда, например, распространенный образ горстки защитников против огромного вражеского войска: будь вражеское войско не огромным, от него бы уже просто ничего не осталось). Это хорошо объясняет тот факт, почему на ролевой игре Зло нуждается в мастерской помощи, чтобы быть эффективным. А также тот парадокс, что чем лучше играет Зло, тем больше мастеру нужно его подпирать (это правда, Азрафэль самый лучший Саурон, какого я видела, но ее тоже надо было подпирать).
Насколько я понимаю, компьютерные обсчеты моделей показывают, что в долгосрочной перспективе альтруистические стратегии работают лучше, чем эгоистические.
Так что, граждане, на самом деле печеньки – они у Добра. А тем, кто верит в печеньки Зла, показаны ролевые игры живого действия, ДНД, что угодно.
Из представления о врожденной слабости и уязвимости Зла есть много интересных следствий. Во-первых, Злу приходится быть очень креативным и придумывать много разных ходов для того, чтобы компенсировать недостаток своей базовой стратегии. Это делает Зло в принципе интересным для авторов художественной литературы (должна же и от Зла быть какая-то польза).
В частности, Злу все время приходится экспериментировать, двигая слайдер для своих солдат то ближе к «абсолютное послушание», то «хаотичное непослушание». Первый вариант дает Мартин: армия Короля Ночи абсолютно послушна, потому что состоит из зомби. Однако зомби неспособны к самостоятельным действиям до такой степени, что в бою используют в основном тактику «завалим противника телами». Толкин с орками сдвигает слайдер в другую сторону: орки неисцелимо хаотичны. Да, в таком случае они вредят Добру даже без указаний начальства, но на то, чтобы построить орков и заставить нормально выполнять приказы, уходит огромное количество сил. Уф.
Самый, на мой взгляд, интересный эксперимент – это девять колец for mortals doomed to die. Пациенты в полном объеме сохраняют способность к осмысленным и целеустремленным действиям, но при этом в критических местах свобода воли у них выключена: даже Ангмарец не смог бы утаить от Саурона Единое – хотя это под силу самому убогому орку. Но цену за Девять Саурон заплатил эпическую: неработающие, как надо, семь колец карлов, скрытые от Саурона три эльфийских, унизительное поражение в Эрэгионской войне.
Во-вторых, чтобы хоть как-то соответствовать и хоть чего-то добиваться, Зло все время должно распускать хвост и надувать щеки. То есть, делать вид, что оно куда больше и страшнее, чем на самом деле. Иллюстрация – сравнение военных бюджетов России и США.
Однако возникает вопрос: почему идея о врожденной слабости Зла представляется настолько контр-интуитивной, особенно большинству тех, кто читает этот текст на родном языке?
Часть вторая, психологическая
Откроем «Черную книгу Арды» — да, вы это от меня слышите. Откроем, значит, ЧКА и попробуем вычленить то, что там работает сюжетом. Игнорируя крысоты стиля, рефрен «Толкин, вы все врети» и мутную теологию (Тьма, Не-Тьма, Свет, Не-Свет, Пустота – что я еще забыла? Не-Пустоту?), что выпадет в сухой бесконтекстый остаток?
Есть плохие, есть хорошие, плохие обижают хороших — тут все как обычно. Дальше начинается интересное: хорошие иногда пытаются огрызаться, но неубедительно, и хорошим остается только долго и со вкусом мучиться от рук плохих (и, что характерно, описания их страданий длинны, подробны и оставляют впечатление, что ради этих садистских описаний книга в первую очередь и написана).
А теперь, так же очистив от контекста, сравним это с Толкином. Да, у Толкина тоже есть плохие и хорошие, плохие обижают хороших, иногда совсем не по-детски. Но. Хорошие в конечном итоге одерживают верх. Причем не как у Чапека – «мы мазали побои зеленкой и радовались, что одержали моральную победу» — а по-настоящему: два самых больших Зла в итоге растерты в пыль. Пусть даже после того, как Зло № 1 растерло в пыль все, до чего дотянулось. Говорят, в конце времен оно вернется, но когда это еще будет. И, кстати, никаких садистских описаний (разве что за исключением поедания пленников волком, но эта сцена цельнотянутая из «Саги о Вёльсунгах», так что нещитово).
Я сейчас полагаю, что это и есть принципиальное, а не поверхностное отличие ЧКА от Толкина: то, что у Толкина побеждает Добро, а в ЧКА победителем оказывается Зло. Тут главное не дать себя запутать ярлыками.
А теперь идут хорошие слова про ЧКА.
Все, что в этой книге есть не-манипулятивного, не-лживого и не-невротического, это исполненный боли крик: «Что ты знаешь о Зле, англичанин? В твоей стране последний раз междоусобная война была в 17 веке, последний раз враг топтал ее землю уже и не вспомнить когда. Что ты знаешь о той войне, которая не просто сыпет с неба зажигалки, а приходит с чужими солдатами с их «матка, кура, яйки»? Что ты знаешь о Бабьем Яре? Что ты знаешь о полях, сплошь засеянных костями и металлом? Да ничего. Это раз. Два: когда в твоей стране люди массово умирали от голода? В Средневековье? В 19 веке? А среди нас есть те, у кого прадеды и прабабки ели человечину, чтобы выжить. Три: про ГУЛАГ ты, наверное, слышал. А про Катынь? А про Сандармох? А про Бутовский полигон? Или хотя бы о том, что вытворяли тут с верующими католиками вроде тебя? С писателями и преподами вроде тебя? А про Павлика Морозова никогда не слышал, отец четырех детей? НУ ТАК НЕ РАССКАЗЫВАЙ НАМ О ТОМ, ЧТО ТАКОЕ ЗЛО, ТЫ В ЭТОМ НИЧЕГО НЕ ПОНИМАЕШЬ».
Добрые слова закончились, потому что, если вернуться к первой части этого рассуждения, то неправота этой искренности очевидна: это как вопли человека, который обзывает помогающего ему врача нехорошими словами, потому что больно. (Хотя лично я считаю, что искусство – нечто большее, чем безыскусный крик боли, ну да ладно).
С этой точки зрения все эти садистские описания мучений – типичное проявление ПТСР, только не личного, а коллективного. Интонация лицемерного суда плохишей тоже абсолютно узнаваемая, как и страх перед товарищем Ста… перед высшим Злом. Вплоть до детей врагов народа, отданных на перевоспитание.
В общем, все просто: в каком социуме человек живет, те законы он и распространяет на все мироздание. Если выпало в Мордоре родиться, то так и будешь писать про непобедимое Зло, потому что его вокруг в количестве. А по причине железного занавеса (если не в реальности, то в мозгах) будешь считать, что законы твоего «кармана» (по Льюису) распространяются на все мироздание.