Р. А. Лафферти родился 7 ноября 1914 года и умер 1 января 2001-го.
Я родился в Айове и переехал в Оклахому в четыре года. Я все еще здесь.
В детстве я без особого успеха пробовал играть на пианино и рисовать. И я сказал себе: «Осталось третье желание. Оставлю его на потом». Я везде опаздываю на десять лет. Мне было двадцать восемь, когда я впервые пересек океан, впервые отправился на войну, впервые открыл для себя южную часть Тихого океана. Для должного эффекта все это следовало сделать раньше.
Я замкнутый, неуклюжий левша, католик, придерживаюсь консервативных взглядов, но являюсь независимым избирателем.
Двадцать лет назад я написал первую свою краткую биографию: «Я не женат, пятидесяти лет, электроинженер, толстяк — не обязательно в этом порядке». Двадцать лет спустя мне все еще столько же лет, я по-прежнему не женат, но теперь я электроинженер на пенсии, и не такой уж выдающийся толстяк.
В сорок пять я попытался стать писателем, и мое третье желание исполнилось. У меня были кое-какие успехи, и не то, чтобы я могу почивать на лаврах, но кое-какая солома набралась.
Я стал лучшим автором рассказов в мире. Я вот уже двадцать лет всем об этом рассказываю, но некоторые мне не верят. Им следовало бы помнить, о ком было сказано: «если они и так не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят».
Написано Р.А.Лафферти в 1984 году, для фотоальбома Патти Перре.
Это может показаться странным, но после дюжины с лишним лет, что я публикую рассказы в научно-фантастических журналах, выигрываю и проигрываю научно-фантастические награды и посещаю научно-фантастические конвенты, люди неожиданно начали гадать, не собираюсь ли я забросить научную фантастику.
Да, конечно, «Апокалиптический журнал» был хоррор-фентези-детективом о рок-музыке 60-х годов, а «Грезы Февра» — романом о вампирах на пароходе, и на обоих не было ярлыка НФ. Так что мне, наверное, придется сознаться в том, что я в первую очередь писатель, а уж потом — автор НФ. И все же, если кто-то хочет выставить меня из жанра, им придется тащить меня силой и против моей воли.
В конце концов, речь идет о любви, и чувства эти зародились очень давно. Все началось с Роберта Хайнлайна и «Имею скафандр — готов путешествовать», первого прочитанного мной романа. С Андрэ Нортон и Эрика Фрэнка Рассела, с Г. Ф. Лавкрафта и всех остальных писателей, на творчестве которых я вырос, с комиксов и дешевых книжек Ace Books в мягких обложках, которые я буквально глотал. Со всех придуманных в детстве красочных картинок.
НФ подарила мне карьеру, страсть, хобби, дорогих друзей и любимых, тысячу бесценных воспоминаний и бесчисленные воображаемые приключения. Она сформировала и обогатила мою жизнь. Она, пожалуй, создала даже мое лицо. Не знаю, могу ли я нынче считаться научно-фантастическим автором. В любом случае, мне кажется, что произведение важнее ярлыка.
Но я навсегда останусь научно-фантастическим человеком.
Стартовал опрос читателей по выбору лучшей книги 2019 года, выложены ориентировочные списки первых изданий за прошлый год (если в сборнике часть произведений напечатана впервые, то книжка тоже попадает в новинки, поэтому могут быть некоторые подвижки). Методика составления номинационных списков давно придерживается правила "вышедшие из печати с 1 ноября предыдущего по 30 ноября отчетного года", то есть получается 13 месяцев, могут быть некторые дублирования по переизданиям, но тем не менее списки в общем точны. Интересны цифры. Русскоязычных книг фантастики вышло в 2019 году — 1052 штуки, переводных — 597, комиксы без границ — 726, и нон-фикшен околофантастический — 48 книг.
Тема на форуме для обсуждения и уточняющих вопросов:
Голосование проходит до 23.59 часов (МСК) 15 февраля 2020 года.
Голосование проводится текстовым сообщением в личку одному из организаторов.
Для того, чтобы проголосовать, необходимо выбрать своих номинантов (не более пяти в каждой номинации) и прислать список в личку любому из членов оргкомитета, расставив их следующим образом: первое место — 5 баллов, второе — 4, третье — 3, четвертое — 2, пятое — 1. Из номинантов, набравших наибольшее количество голосов, будет сформирован шорт-лист для второго тура.
Оргкомитет этого года в лице Gelena, iwan-san, k2007, С.Соболев и Green_Bear приветствует всех участников и желает всем доброй фантастики. Пусть конкуренция будет активной, а победа — исключительно честной.
В сегодняшнем выпуске колонки "Нефантастика, детская фантастическая и нефантастическая литература, а также произведения для юношества", которую вот уже много лет подряд ведет замечательный админ k2007, увидел любопытную книжечку Брайана Рафтери "Лучший год в истории кино. Как 1999-й изменил все". Полез посмотреть англоязычную аннотацию, и порадовался обложке:
Начал разбираться где кто из какого фильма, но очевидно не киноманом оказался, если догадался только про некоторых персонажей из фильмов
Джон Бакстер (John Baxter, не путать со Стивеном Бакстером) — австралийский писатель, редактор и кинокритик. Родился 14 декабря 1939 г. в Сиднее, там же окончил Уэйверли-колледж. Работал в администрации штата Новый Южный Уэльс, занимал ряд постов в австралийской киноиндустрии. С 1969 года жил в Лондоне, в 1974-75 преподавал в США, в 1980 — вернулся в Сидней, а с 1990 — осел в Париже. Джон Бакстер — заядлый букинист и собиратель первых изданий книг, он даже написал книжку о своем книгоманстве (см. ниже книжку 2004 года). Первая НФ публикация — рассказ «Конец вендетты» (1962). В 1968 году выпустил антологию "The Pacific Book of Australian SF" (Тихоокеанская книга австралийской фантастики), книга выдвигалась на австралийскую фантастическую премию Дитмар:
И в 1971 выпустил вторую аналогичную книгу, "The Second Pacific Book of Science Fiction"
В 1970 написал книгу "НФ в кино" (от "Путешествия на Луну" Мельеса 1902 года — до "Космической Одиссеи" Кубрика 1968 года), два варианта издания книги:
И книжку про гангстерское кино:
В 1973 — историю самого раннего-раннего кинематографа, начиная с 1894 года:
В 1999 выпустил биографию Джорджа Лукаса (не переводилась)
Книга про своё увлечение букинистикой ("A Pound of Paper: Confessions of a Book Addict", 2004 год, нечто вроде "Фунт бумаги: книжная зависимость"), в которой впрочем не стесняясь рассказывает байки и про других современных собирателей книг:
Писал фантастику он мало и эпизодически, но на русском языке прорвался один рассказик, "Капитуляция отменяется" (Takeover Bid, 1965), причем сразу — в журнал "Вокруг света", № 9 за 1984 год. Правда он поблек на фоне фантастического детектива в одеждах планетарной космооперы, повести "Голубой ксилл" Анатолия Ромова, печатавшейся в том же номере журнала, но не о художественной прозе Джона Бакстера у нас речь. Когда в 1970 году Джон Бакстер переехал жить в Лондон, он подружился с Джеймсом Баллардом, хотя и раньше следил за его творчеством. Вот что пишет Джон Бакстер в своей книге:
Я знал Джима еще до своего приезда в Британию. В середине 1960-х годов Тед Карнелл публиковал рассказы нас обоих иногда даже в одном и том же номере. Высшая точка моей карьеры в издательстве «Nova Publications» имела место под той же обложкой «Новых миров», № 140, что и баллардовский «Последний берег». То, что Джим как писатель на голову меня выше, никогда не подвергалось сомнению. И когда я экспериментировал с его стилем, Тед напечатал рассказ, хотя и попенял на подражательство. Одного Балларда, похоже, было вполне достаточно.
(обложка журнала New Worlds Science Fiction, март 1964)
Собирая его книги, по мере того, как они выходили в свет, я в 1970 году, приехав в Лондон, разыскал Джима. У нас завязалась профессиональная дружба, подпитываемая моей любовью к книгам. Время от времени я приобретал на рынке его рукописи или письма, которые хранил потом рядом с его записками мне. Постепенно эта коллекция превратилась в своеобразный архив первых изданий, гранок, писем, распечаток, которые включали в себя его наброски таких романов, как «Бетонный остров» и машинописный текст оригинальной нередактированной версии «Автокатастрофы». Джим смотрел на мою коллекцию с улыбкой, добавив, к моему вящему ужасу, что время от времени он устраивает в ямке в своем заднем саду костер, куда летит вся эта макулатура.
(первый лист машинописи романа "Автокатастрофа, с правками)
Я иногда приезжал в Шеппертон взять у него интервью, в частности, для моей биографии Стива Спилберга, и собственными глазами видел и пресловутую пыль и работы Дельво. Он написал доброжелательные рецензии на некоторые из моих биографий. Казалось вполне логичным, что я должен написать и его биографию, однако когда я несколько раз предлагал ему эту идею, он всякий раз отказывался, ссылаясь на то, что ему неприятно копаться в его взаимоотношениях с родителями. Позднее я узнал, что не единственный обращался к нему с таким предложением, но он отказывал всем.
Я рад, что не написал эту книгу, пока он еще был жив. Чтобы честно рассказывать о своей непростой жизни, понадобилась бы гораздо более сильная воля, нежели у него. Многие мои вопросы наверняка повергли бы его в безмолвную ярость, о которой говорил Муркок: «устрица, перевязанная изолентой». Когда Уильяма Берроуза спросили, почему он назвал свой роман «Голый Завтрак», он процедил сквозь зубы: «заголовок означает именно то, что говорят его слова — голый завтрак, момент, застывший на конце каждой вилки».
Джим бежал от реальности подобных моментов, находя спасение в физической изоляции и бегстве в мир искусства. И когда он, наконец, обрел покой, самое время спросить, что это значило с точки зрения его творчества и жизни.
Одним из главных удовольствий написания этой книги была возможность провести долгие часы в обществе Майка и Линды Муркоков. Несмотря на пошатнувшееся здоровье, Майк щедро делился воспоминаниями о человеке, который на протяжении трех десятилетий был его самым близким другом. Я также многим обязан Дэвиду Принглу, библиографу Джима, за его неизменную поддержку. Самый частый совет, который я слышал от знакомых Балларда, звучал так: «Спроси Дэвида Прингла. Он точно знает». И они чаще всего оказывались правы.
Джон Хардинг, архивариус школы Лис, провел меня через то время, когда в ее стенах учился Джим и вместе с Келли О'Рейли любезно предоставил мне доступ к документам. Дэвид Кертис и Билли Пиппин разъяснили мне историю IRAT и помогли разобраться в тонкостях выставки Разбитых Автомобилей. Салли Поттер и Ричард Джон из Колледжа Искусств Св. Мартина предоставили дополнительную информацию. Джон «Хоппи» Хопкинс одолжил мне видео закрытого просмотра этой выставки и, при посредничестве Адама Локхарта, восстановил ее в Центре визуальных исследований университета Данди. Нил Хорник поделился со мной знанием альтернативных художественных площадок в Лондоне шестидесятых годов и предоставил доступ к своему архиву. Он также от моего имени взял интервью у Стива Двоскина.
Харли Коклисс предоставил в мое распоряжение свою переписку с Баллардом по поводу фильма «Автокатастрофа» для Би-Би-Си. Дэвид Томпсон привлек мое внимание к многочисленным, но малоизвестным единицам хранения я в архиве Би-Би-Си, имеющими то или иное отношение к Балларду.
Малкольм Эдвардс описал свои взаимоотношения с Баллардом в роли его редактора и издателя. Чарльз Платт поделился ценными подробностями своей дружбы с Джимом, а Джон и Джудит Клют — своим уникальным знанием лондонской научно-фантастической тусовки шестидесятых и семидесятых годов, а ряд интересных фактов добавил позднее Пит Уэстон.
Сайт Саймона Селлера, www.ballardian.com, стал не только источником ценной информации, но также удовольствия и вдохновения, так же как и другой, www.jgballard.ca Рика Маккрата. Воспоминания Бригид Марлин о том, как она работала над портретом Балларда, а также написала для него копии двух картин Дельво, позволили мне заглянуть в его внутренний мир. Иэн Синклер как всегда любезно поделился интереснейшими воспоминаниями о своей дружбе с Баллардом. Джереми Рид, Джонатан Мидс, Питер Уэстон, Брайан Олдисс, Рик Гекоски, Дон Моррисон, Кевин Джексон, Ричард Фидчук, Ли Хардинг, Рик Макграт, Максим Якубовски, Маргарет Хэнбери и сэр Кристофер Фрейлинг были не менее любезны. Доктор Мартин Симсон помог с медицинской информацией.
Что касается доступа к дополнительным документам, письмам и другим материалам, то здесь я в долгу перед Энн Брикто из книжного магазина «Addyman» и Дэвидом Ароновичем из компании «Fine Books».
(и далее список использованной литературы на семь страниц)
•••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••• •• конец цитаты •••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••• ••••••••••
Книга австралийского критика и фантаста Джона Бакстера, объёмом в 19 авторских листов, вышла 8 сентября 2011 года: