Г Ф Лавкрафт отзывы

Все отзывы на произведения Г. Ф. Лавкрафта (H. P. Lovecraft)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 1999

  Страницы:  1  2  3  4  5 [6] 7  8  9 10 . . . 36 37 38 39 40   (+10)»   (+25)»»

«Притаившийся ужас»
–  [ 11 ]  +

Renat Asadullin, 09 июля 2013 г. в 15:53

Данный рассказ писался Лавкрафтом для журнального издания. Этим объясняется его сюжетная структура, и возможно то, что писатель уделил рассказу не очень много творческого внимания, скомкав хорошую задумку довольно тривиальной развязкой. А ведь у «Затаившегося ужаса», помимо красивого названия, были все предпосылки для того, что бы стать чем то более красивым и «высоким» в жанровом смысле, чем проходной журнальный ужастик.

Антураж рассказа впечатляет — безлюдные холмы, таинственный «ужас» много лет гуляющий по этим холмам, атмосфера заброшенного особняка и приближающейся грозы. Жаль только, что длится это не долго, и «экшен» начинается уже в конце первой главы.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Конечно, такие моменты как исчезновение напарников героя и эпизод с «выеденным» лицом читаются эффектно, но слишком уж быстро они наступают. А вторая часть произведения откровенно разочаровывает — притянутые за уши моменты типа «я это сделал потому что я свихнулся, но чёрт возьми, это помогло!» и наконец, не впечатляющая развязка. Все таки мне в начале казалось что этим таинственным «ужасом» станет нечто нематериальное, необычное, ну там какое нибудь скопление человеческих страхов, или сущность этого явления вообще не будет разгаданна, оставив читателю пищу для размышлений. А стаи деградировавших голландцев — как то не вяжется с сюжетом, да и не пугает вовсе — подобно тому, как не пугает «Герберт Уэст» и прочие произведения, в которых нет того самого «страха перед неизведанным», столь любимого самим Лавкрафтом.

Доработай он эту идею, можно было бы написать что нибудь в масштабах «Таящегося у порога», и роман был бы куда интереснее его. А так — слабовато, но заслуживает 8-и баллов за динамичный сюжет и атмосферу.

Оценка : 8
«Единственный наследник»
–  [ 11 ]  +

wertuoz, 03 июля 2013 г. в 09:21

Чтож перед нами снова этот писательский тандем, который как бы и не тандем вовсе: либо это Дерлет, пишущий на основе Лавкравтовских легенд, либо это опять же Дерлет, но пишущий уже начатый рассказ, а возможно только окончание его, Лавкрафтом. Чтож в данном случае, скорее всего, я уповаю на второй вариант, потому что произведение как ни странно получилось. Видимо потому, что Дерлету в этой работе отведено мало авторских строк, получилось сохранить атмосферу, передать идею, заворожить и испугать читателя, оставить его с чувством невысказанного удивления.

Сюжет в чем-то довольно банален и прост, во многом просвечивает своими уже порядком истертыми дырами — этими клише. Ну, например, тот же старинный дом, в котором явно прячется какая-то тайна, ну или соседи, которые готовы рассказать все о их странном уродливом сожителе, жившем там несколько лет назад. Так или иначе сюжет не дает долго акцентировать внимание на таких заштампованных вещах и все таки дарит какую-то интригу, а так же опирается на вполне твердый фундамент исконно Лавкравтовской атмосферы и историях, к примеру, про тот же Иннсмаут и глубоководный народ. Слог именно Лавкравтовский — многоступенчатый сложный многослойный. И меня это наоборот радует, так как пропадает это чувство посредственности, когда читаешь книги того же Дерлета.

Развязка и основная идея не сказать, что свежие, скорее наоборот, но подано это все на высоком уровне, и при прочтении не режет глаз. Конечно, где-то к середине, когда в сюжете упоминается Иннсмаут или семья Маршей, понимаешь всю основную соль, а так же амплуа, под которым скрывается таинственная фигура, убитая главным героем в конце истории, да и прочтенная «Случай Чарльза Декстера Варда» не дает оставаться неосведомленным в такого рода сюжетах. Но тем, для кого упомянутые произведения и имена ни о чем не говорят и ни с чем не ассоциируются, это произведение явно придется по вкусу.

Получилось достойное произведение, редкое в том плане, что к нему таки приложил руку Дерлет, и как ни удивительно, у него не получилось его испортить, скорее наоборот.

Оценка : 8
«Тварь на пороге»
–  [ 11 ]  +

Zangezi, 27 июня 2013 г. в 21:09

Рассказ «Тварь на пороге» примечателен тем, что один из главных персонажей — женщина. Любому, кто читал Лавкрафта, ясно, что слабую половину человечества он не жалует: все его герои — убежденные холостяки, по крайней мере, ни о каких подругах и женах не вспоминают. Лишь изредка на страницах его рассказов и повестей мелькнет женщина-мать, любовниц же, дев и красавиц нет вовсе. Впрочем, вот есть — Асенат. Знакомьтесь — исчадие ада, дьяволица, хищная волчица в человеческом облике, и прочее в том же духе. Всю свою зловещую натуру ярко проявила именно во время супружеской жизни. Для чего же этому суккубу супружество? Дело в том что Асенат считала мужчину «человеком в полном смысле этого слова», чьей душой она и мечтала завладеть. Призрак одного неудачного брака с нью-йоркской еврейкой маячит на горизонте...

Оценка : 9
«Слуховое окно»
–  [ 11 ]  +

wertuoz, 24 июня 2013 г. в 09:31

Очередной отрывок из глубокой и увлекательной вселенной Лавкрафта, который в каком-то роде является связующим звеном или упоминанием о многих аспектах и формах. В фундаменте произведения лежат мифы древних и мистических богов пантеона Ктулху. И эта работа, наверное, единственная в своем роде, открывающая некую завесу тайны, показывающая как же близко и одновременно немыслимо далеко обитает этот самый страх и непомерный ужас, ведь главный герой возможно увидел одного из них, того самого Бога, изгнанного, но мечтающего вернуть все на круги своя.

Идея самого рассказа очень оригинальная и давно напрашивалась в рамках рассматриваемой вселенной. Окно — то самое окно, которое открывает портал в иные миры, которое проливает свет на будоражащие реалии, которое может освятить и доказать существование этих противоестественных чудищ. Все в этом рассказе выполнено в духе и традициях мэтра. Чувствуется его сложный для восприятия многоступенчатый слог и ритм, а так же манера сюжета следовать от простого к сложному, от скептицизма к вере, от медленного ленивого повествования к неминуемой и захватывающей кульминации. Ну а то, что главный герой смог таки навредить этому существу доказывает и вселяет надежду, что человечество еще может оказать какое-то сопротивление в борьбе за свою жизнь в случае самого неудачного исхода событий, которые по всем намеках в этой истории только назревают и сулят свершиться.

Рассказ получился интересным и более понятным именно тем, кто был с творчеством Лавкрафта до конца, не оставляя без внимания каждый его рассказ. Я так и планирую поступить, ведь мне осталось не так много из всего этого немаленького списка. Тогда я, наверное, окончательно сойду с ума:)

Оценка : 9
«Тайна среднего пролёта»
–  [ 11 ]  +

wertuoz, 20 июня 2013 г. в 11:05

И снова Август Дерлет — душеприказчик Лавкрафта. И снова похожее произведение, причем похожее не только с работами источника, но со своими же собственными. Произведение «Запертая комната» похоже на данное по своей завязке и сюжетным ходам как две капли воды, и я бы не сказал, что это специальный прием, связующее звено между нужными историями, скорее это упущение автора.

Снова во внимание берется деревенька Данвич, снова Август Дерлет хочет выжать из истории про «Данвичский ужас» последние соки и дополнить уже и так нагроможденную различными отступлениями и переделками историю новой свежей идеей. Снова упоминаются и являются в сюжете дальними родственниками главного героя старые персонажи, участники того страшного случая на холме близ деревни. Снова главному герою предстоит разгадать очередную тайну о том, почему все жители деревни его сторонятся, бросают косые взгляды, а все тот же продавец из Данвичского магазинчика Уотли — потомок того самого Уилбора из истинной Лавкравтовской истории — отказывается ему что либо продавать. И конечно же главному герою достается в наследство дом со странной атмосферой чего-то ужасного и мистического, и тот непременно начинает его изучать и все таки находит где-то на пыльном столе записи о тех странных событиях, которые намекают на что-то зловещее, чему предстоит еще свершиться.

Слишком много «снова», слишком много повторений, и в этом случае я бы не назвал это классическим приемом. Толи Дерлет не позиционировал данную работу как что-то новое, а только лишь хотел осовременить Лавкравтовскую вселенную, толи у него не так много таланта в написании чего-то нового пусть и на основе старых данных, но факт о том, чтобы писать одинаковые рассказы, абсолютно не находит в моей душе никакого оправдания. Ведь ответственность ложится на плечи автора не только за написанную им работу, но и за память и репутацию источника, а именно Говарда Лавкрафта, который фактически не прикладывал к этому произведению руки.

Я могу много сказать в догонку: что читается намного легче и понятнее; что если бы я не прочел еще «Данвичский ужас» или «Запертая комната», то наверняка проникся бы этим рассказом; что какая-никакая атмосфера присутствует и завораживает своей мистической стороной; что все таки это новый в чем-то современный взгляд на уже созданную вселенную «Мифов Ктулху», — но в душе все равно теплица какая-то неувязочка — что-то, что не дает причислить Августа Дерлета к числу талантливых и любимых писателей, а все его творчество называть именно творчеством с большой буквы. Ответ этому — посредственность. Именно это слово характеризует видимо все творчество друга и ученика Лавкрафта.

В итоге. Это история на один раз только для тех, кто еще не знаком с глубокой и многогранной вселенной Говарда Филлипса Лавкрафта, написанная пусть и посредственно, но имеющая свой одноразовый шарм.

Оценка : 5
«Хребты безумия»
–  [ 11 ]  +

Renat Asadullin, 18 июня 2013 г. в 10:56

Обычно не пишу отзывы при таком количестве уже написанных, но в данном случае сделаю исключение, так как по поводу этого произведения у меня накопилось много мыслей.

«Хребы безумия» очень любимы большинством фанатов Лавкрафта, но лично на мой взглад произведение явно уступает другим «концептуальным» творениям из Мифов Ктулху (Тень над Иннсмутом, Зов Ктулху). Единственным заинтересовавшим меня фактором стала координальная смена места действия — из Новой Англии в Антарктиду. В остальном, рассказ, видимо, был написан с целью ознакомить читателя с историей Древних, и тем самым сформировать у него более широкие познания в концепции Мифов Ктулху.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
На это указывает тот факт, что большая часть повести посвящена этой самой истории Древних (причем удивляет, что ученые сумели ТАК подробно ее описать, притом что руководствовались они только барильефами!).

Атмосфера, играющая большую роль в произведениях ГФЛ, здесь есть, но её восприятие зависит от воображения читателя. Я вот, например, никак не мог себе представить место действия, из за чего впечатление от прочитанного получилось скомканным.

Конечно, стоит отметить, что написанное 80 лет назад сейчас уже никого не «цепляет» и на то, что сейчас повесть у многих вызывают ассоциации с фильмом «Нечто».

Подводя итог — «Хребты Безумия» — скорее справочное дополнение к Мифам Ктулху, выполненное в художественном стиле. Читать его, не будучи почитателем Лавкрафта не рекомендую, лучше сделать это после освоения классики Мастера.

Оценка : 8
«Ночной океан»
–  [ 11 ]  +

Renat Asadullin, 18 июня 2013 г. в 10:10

Последний известный рассказ Лавкрафта, впоследствии ставший для меня одним из самых любимых. Но сразу отмечу, что «Ночной океан» — не совсем привычный рассказ ужасов. Это своеобразный «арт-хаус» мифов Ктулху, который, может и понравится определённому кругу читателей, но большинством будет принят довольно прохладно. Упор в этом произведении, как ни в каком другом, делается на атмосферу. В идеале, для полного погружения, попробуйте читать его в одиночестве, на берегу моря, в пасмурный день.

Сюжет произведения крутится вокруг нескольких дней, проведенных безымянным рассказчиком на берегу Элстон-Бич. Спокойный и монотонный полёт мыслей героя навевает соответствующее убаюкивающее настроение, схожее с тем, которое испытываешь, сидя на берегу океана, погружённый в свои мысли. Антураж рассказа так же навевает меланхолию — волнующийся океан, пустой пляж, маленький домик, чьи тусклые стекла будто глаза обратили свои взор в океанскую бездну...Может показаться, что это рассказ о скучном человеке, склонному к уединению, но все не так просто.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Обычность» происходящего нарушает цепь странных событий, которые автор, подобно дровам в костер, умело подбрасывает в повествование. Примечательно, что все эти события не носят откровенно «запредельный» характер — во всех случаях возможна двойная трактовка происходящего, но автор все же склоняет читателя в область пугающих намёков. Особенно мне понравился эпизод с таинственным пловцом в штормящем океане — возможно, кому то он и покажется простым, но лично меня этот момент по настоящему напугал!

«Ночной океан», конечно, не назовешь вершиной творчества Лавкрафта, но это хороший, и ни в коем случае не проходной рассказ. Любителям атмосферного хоррора читать обязательно. Я же ставлю десятку и благодарю дуэт Лавкрафт-Барлоу за столь красивое творение.

Оценка : 10
«Заточённый с фараонами»
–  [ 11 ]  +

wertuoz, 27 мая 2013 г. в 09:29

Данное произведение выбивается своей историей и основополагающими элементами из всего творчества автора. В фундаменте рассказа, как уже понятно из названия, лежит история древнего Египта, его религия и мифы. И для меня, как приверженца и поклонника творчества Лавкрафта, эта информация послужила какой-то отталкивающей силой. По началу мне почему-то показалось, что сам рассказ получился слабым и не выразительным, ибо не имеет под собой собственной фирменной Лавкравтовской идеи и заимствовал легенды и мифы уже известных форм и реалий. Но эта предвзятость покинула меня, как только я дочитал рассказ до конца.

Начало довольно не интригующее и затянутое. Сам рассказчик не выдает своего страха о пережитом, так как сам заявляет о том, что собирается рассказать о чем-то таинственном и зловещем, но на протяжении больше половины рассказа говорит о предстоящих событиях сюжета как о шутке и галлюцинациях, от чего восприятие нарушается, а атмосфера затухает. Затем с главным героем происходят неприятные события, — он оказывается в лапах обманщиков и мошенников, которые и становятся причиной попадания героя именно в то место, о котором дается намек в наименовании рассказа.

То, что происходило дальше, конечно, знакомо мне по приемам, стилю, подаче информации. Именно с момента, как главный герой начинает падать в яму, автор начинает наводить саспенс, он начинает подавать информацию дозировано и осторожно, издалека. По-началу герой связан, ослеплен и ничего не видит, затем ситуация меняется — он освобождается и начинает чувствовать запах, ну а потом, вовсе встречается лицом к лицу с легендами и мифами древнего Египта. И это еще не конец.

Конец, именно кульминация вытягивает все произведение, возводит его на какой-то уровень, за значимость которого хочется поставить эту книгу на полку. Именно из-за кульминации это произведение останется в вашей памяти надолго и будет напоминать о себе, когда вы, например, соберетесь в отпуск посмотреть на пирамиды. Рассказывать не буду — те, кто уже заинтригован, просто откроют текст.

Оценка : 7
«Крылатая смерть»
–  [ 11 ]  +

wertuoz, 22 мая 2013 г. в 09:04

Знаете, посмотрев на название рассказа, первая мысль, которая у меня промелькнула, была о том, что это произведение о каких-нибудь летающих горгульях или монстрах с крыльями, приверженцев расы Ми-Го с Юггота. Но, мои ожидания не оправдались, потому что это рассказ абсолютно о другом, о той ветви страха, которая присуща каждому из нас. Инсектофобия — боязнь насекомых. Это отличная тема, для развития и раскрытия потенциального страха для каждого из прочитавших.

Итак, рассказ представляет собой дневник убийцы — ученого, который задумал коварную месть, убийство, да такое, чтобы самому остаться безнаказанным, а раз сам он был отличным естествоиспытателем и биологом, то применял именно эти навыки. И тут как раз и раскрывается тема инсектофобии, ведь главный герой начинает испытания с мухами — опасными тварями, обитающими в Африке, укусы которых являются болезненными и опасными для жизни. Но это был бы не Лавкрафт, если бы в его произведении отсутствовала мистика или сверхъестественное. И мистика эта самая заключается как нельзя глубже именно в мухах, в страхе перед насекомыми, мелкими но опасными созданиями.

Это наверное одно из удивительным произведений данной тематики. И казалось бы банальным то, что главный герой всю вторую половину произведения, грубо говоря, спасается от зловещей твари, и в итоге проигрывает битву, но то как это описано и то, какой именно имеет смысл, вызывает дичайший восторг и умиление. Это самая оригинальная идея автора, неповторимая и блестяще выполненная.

В итоге получалась достойная работа, где имеет место быть оригинальному сюжету, обрамленному в рамки реализма, с намеками и попытками автора заставить читателя поверить во все происходящее. И у него это как нельзя лучше получилось. Браво!

Оценка : 10
«Притаившийся ужас»
–  [ 11 ]  +

wertuoz, 16 мая 2013 г. в 09:20

Наверное, это самая удачная идея Лавкравта в плане представления на суд читателя событий сверхъестественного свойства, да таких событий, что разгадка которых просто реально может свести с ума.

Наверное, это одно из немногих произведений автора, где кульминационные сцены и пугающие моменты встречаются чуть ли в каждой главе. Главный герой живой и энергичный, бесстрашный, бросающийся очертя голову в этот кромешный клубок ужаса. В каждой сцене, в каждой главе мы видим какое-то леденящее кровь событие, после которого у главного героя случается очередной приступ нервного срыва. Это самое насыщенное произведение мастера ужасов. И до самого конца мы не понимаем связь между всеми этими проишествиями. И тут, наверное, где-то мелькает нотка какого-то детектива, какой-то загадки, которая как нельзя лучше интригует до самого конца.

Знаете, у меня у самого было множество версий происходящего. И сцена в заброшенном доме, в котором во время грозы укрылся главный герой со своим новым товарищем, после чего этот товарищ во время грозы решил выглянуть в окно, и, собственно, затем произошло очередное событие, осталась для меня не раскрытой и непонятной, так как сама разгадка, которая открылась в конце, как-то не склеивается с этой сценой. Скорее эта сцена пугает, как пугала бы в типичном ужастике, она сбивает с толку, но ни как не вяжется с истиной, которую обнаружил главный герой в подвале особняка.

Так или иначе задумка действительно удачная и оригинальная. Описание последней сцены, в которой появление этих страшных существ ассоциируется у главного героя с потоком какой-то мерзотной ужасающей субстанции, просто заслуживает всех похвал. А собственно, разгадка, которая уходит корнями к владельцам этого загадочного дома — особняка, действительно поражает и объясняет все эти мистические события (кроме одной сцены).

Оригинальное произведение насыщенное и красочное среди всего творчества Лавкрафта, атипичное для автора, как создателя саспенса и равномерного нагнетания атмосферы. Оценимо по достоинству всеми приверженцами творчества мастера.

Оценка : 9
«История Чарльза Декстера Варда»
–  [ 11 ]  +

wertuoz, 10 апреля 2013 г. в 17:32

«Случай Чарльза Декстера Варда» — ключевое и самое крупное произведение в творчестве автора. Я не соглашусь с предыдущим отзывом о том, что голливуд упустил возможность снять по данному роману фильм, так как фильм есть и не один: «Воскресший», «Заколдованный замок» — относительно старые фильмы 60-90-тых годов, так или иначе являющиеся экранизацией. Но тут мы обсуждаем книги, и зачастую этот жанр искусства лично я предпочитаю больше.

Как всегда я увидел фирменную Лавкравтовскую атмосферу, которая полна мистики и ужаса, запредельного и непостижимого. Но на этот раз кроме атмосферы произведение во многом приготовило для меня несколько сюрпризов, воплощенных талантом автора: умение построить сложный многослойный сюжет, охватывающий сразу несколько эпох, в которым мы наблюдаем судьбы сразу нескольких главных персонажей; умение составить и воплотить различные интересные и глубокие образы этих персонажей, которым мы сопереживаем и глазами которых мы наблюдаем мистические и леденящие кровь события; а так же интрига, которая закручивается спиралью и решение которой до конца остается за кадром, дразня нас отголосками фактов и неясно завуалированными поступками героев книги. И здесь нельзя не отдать дань уважения автору, который открылся для меня с другой положительной стороны, о многогранности которого я даже и не догадывался. Да, конечно, самые умные и натренерованные читатели Агаты Кристи или Конана Доиля разгадали основную интригу еще где-то на середине, но то, как автор умело и старательно оттягивал кульминацию и запутывал сюжетными ходами и вставками, заслуженно относит данное произведение к наиболее интересным и запутанным детективам.

Исходя из вышесказанного я считаю это произведение апогеем всего творчества Лавкрафта, в котором он проделал огромную работу, затронув сразу несколько жанров художественной литературы. Да, во многом его тексты перегружены повествованиями или описаниями, сюжетными отступлениями, а так же отсутствием диалогов, но это не мешает быть произведению настолько интересным и затягивающим, в котором такие сочные и запоминающиеся персонажи, такая завораживающая и мистическая атмосфера, вызывающая зачастую не страх, а какой-то пугающий интерес (чувство, когда прикасаешься к чему-то непостижимому), а так же интригующий сложный сюжет. Все это вызвало у меня кучу положительных эмоций, которые трудно передать.

Поэтому эту книгу я посоветую только тем, кто уже пропитан духом творчества Лавкрафта и готов к восприятию такого рода информации, заключенной в необычной форме восприятия, которая не отпугнет, а наоборот поможет насладиться романом.

Оценка : 10
«Цвет из иных миров»
–  [ 11 ]  +

wertuoz, 20 марта 2013 г. в 14:23

Не перестаю удивляться творчеству знаменитого мэтра ужаса и вселенной «мифов Ктулху» Говарда Филиппа Лавкрафта. И данное произведение по своему сюжету и сеттингу выбивается из концепции знаменитых мифов глубоководных богов пантеона Ктулху. Здесь вы не найдете рыбо-людей, зловещих и таинственных тварей — шогготов, а так же странных существ расы Йит. Данная история о новой ветки концепции инопланетян. И в данном случае непонятно была ли таинственная форма жизни агрессивна по отношению в людям, была ли у нее конкретная цель, или же она просто жертва обстоятельств, случайным образом попавшая на нашу планету и пытавшаяся выжить любой ценой.

Сам сюжет так же в духе автора — от менее необычных событий и незаметных вещей постепенно действие достигает критической стадии, когда затрагивается простая человеческая судьба, превращаясь в настоящую трагедию гибели целой фермерской семьи. Описано все довольно красочно и фантастично. Шкала фантастичности, опять же я удивлен сему факту, зашкаливает как никогда, что Лавкрафту не всегда свойственно. История достигает апогея, не оканчиваясь на гибели людей, как это было принято у мэтра, а идет дальше, раскрывает как нельзя ярче и полнее основную сущность твари, свалившейся буквально с неба. Поэтому данное произведение более откровенное, более полное и яркое в раскрытии именно мистической стороны страха, который Лавкрафт так любит постепенно нагнетать в своих книгах.

Данный рассказ получился очень сочным и по-кинематографически красочным, если можно так выразиться. А я могу только радоваться тому факту, что добавил в свою коллекцию прочтенных книг очередную мистическую и завораживающую историю.

Оценка : 8
«Артур Джермин»
–  [ 11 ]  +

amak2508, 10 ноября 2012 г. в 22:03

Рассказ безнадежно устарел. Возможно он и производил впечатление почти сто лет назад, когда нравы были несколько другими, но большинство современных читателей, познакомившись с ним, наверняка скажут: «Ну и что?».

Как автор не пытается нагнетать атмосферу рассказа, используя свой талант вкупе с различными литературными приемами, читатель сегодня, узнав финальное откровение (которое, кстати, по большому счету прекращает быть откровением уже почти с начала рассказа) отнюдь не будет выглядеть испуганным, возмущенным или потрясенным — в наше просвещенное время народ относится спокойно к гораздо более страшным вещам, чем

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
какое-то там сожительство с огромной белой человекообразной обезьяной...

Оценка : 4
«Праздник»
–  [ 11 ]  +

evridik, 22 августа 2012 г. в 07:27

Рассказ из числа тех, что у Лавкрафта не кажутся ни страшными, ни напряжёнными. Эта вещица столь мала, что не вместила грандиозную на первый взгляд идею, у которой были все предпосылки стать блестящей. Само появление в тексте фраз «ритуал», «древний ритуал» должно было задать рассказу нужный темп (с этим, слава Богу, они справились), однако до напряжённости дело не дошло. Там, где герой начинает своими переживаниями направлять читателя на тропу саспенса, эмоции выглядят наигранными. Умиротворённая деревенька, в которую приезжает герой, чтобы присоединиться к родственникам для свершения некоего семейного ритуала, создаёт ауру рождественской сказки, и поползновения автора сделать рассказ мрачным сглаживаются. Мрачность присутствует в уполовиненном виде, так сказать. То, что нужно принимать за угрозу, выглядит жалко: и старики в доме, куда впустили героя, и их быт, вкратце представленный автором в ожидании героем ритуала. Последующий поход в церковь и ПОД неё ещё как-то удерживает рассказ на уровне неплохих напряжённых вещей, но словно обрубленная концовка всё портит. Не выяснены ни причины, ни последствия приезда героя на этот семейный ритуал, и якобы жуткие подробности, открывшиеся ему под церковью, никакой жути не вызывают – по той причине, что читателю не описаны. Есть намёк, но такой слабый, что им даже голову не забьёшь, фантазии опереться не на что.

+6

Оценка : 6
«Врата Серебряного Ключа»
–  [ 11 ]  +

tigerishka, 01 мая 2012 г. в 13:13

«Серебряный ключ отмыкает пути» одновременно и самостоятельное произведение, и своеобразное связующее звено между «Серебряным ключом» и «Сном о неведомом Кадате». Пожалуй, именно в этом триптихе полнее всего воплотилось столь ценимое (и не потому ли столь редко используемое?) Ховардом Филлпсом Лавкрафтом сказовое начало. С одной стороны, автор изначально раскрывает перед читателем все карты, вводя в само название алхимический символ пути, но вместе с тем, в произведении остаётся и интрига с классическим для новеллы пуантом, а путевая метафора получает последовательное развитие. Если собственно серебряный ключ в одноимённом рассказе только указывал ориентир, и этим его задача ограничивалась, то теперь перед нами уже вполне сознательный и осознанный выбор героя. Замок отомкнут, врата открыты, Рэндольф Картер встаёт на путь. С этого момента ясно, что его движение будет состоять из цепи встреч (или, наоборот, невстреч) с ожидаемым и неожиданным, к чаемому. Герой обретает несколько степеней алхимического посвящения, их венец – общение с богами. Именно здесь подробно описана и проанализирована одна из красных нитей ужасного в лавкрафтовском творчестве – столкновение человека с божественным. Ужасает само по себе это событие. Рэндольф Картер показывает не просто свою к нему готовность, но и открытость по отношению к другим сторонам бытия, не представляя, что ему самому предстоят весьма странные метаморфозы… Ключевое перевоплощение героя – его странное alter ego, Цкауба, «ведун с Яаддит». Вообще, отмеченная метафора воплощения, развоплощения, перевоплощения пронизывает на разных уровнях всё произведение в целом: наследник индийской мудрости оказывается хранителем ещё гораздо более древних, странных и страшных тайн и секретов, приводящих в трепет всё человечество. Необычным образом выступил и сам автор в виде одного из персонажей, «оригинала преклонных лет из Провиденса, Род-Айланд, состоявшего в долгой и доверительной переписке с Картером», Уорда Филлипса, подав свой образ с изрядной долей самоиронии. При этом по самому своему духу рассказ трагичен: мы можем только гадать, что в итоге произошло с достигшим высшего освобождения Рэндольфом Картером, как он живёт сейчас…

Оценка : 10
«Данвичский кошмар»
–  [ 11 ]  +

V-a-s-u-a, 27 октября 2011 г. в 01:35

Присоединюсь к Язеве и Маннусу — кто-то, читая рассказ испугался, а мне было скучно, а временами и смешно. Например, читая. что «их магическая формула может подействовать, но может и не подействовать...», вспомнилась фраза про «корованы», которые, как известно, можно грабить, а можно и нет...

Больше всего рассказ напоминает лагерную страшилку, рассказанную сумасшедшим пионером. Всегда удивлялся как некоторым писателям удаётся писать настолько сухо, невыразительно, без всяких там метафор и прочего, и в то же время так нединамично и многословно. Данный рассказ — отличный пример именно такого текста. И главное — в упор не вижу сочащегося из рассказа потока ужаса. Никакие мурашки по мне во время чтения и близко не пробегали. Ведь и правда — персонажи схематичны до невозможности, сюжет развивается предсказуемо и неинтересно, хотя интрига(кого прячет Вилбур в доме?) и есть, но поддерживается она плохо. Цитаты из древней книги тоже не получились чересчур пугающими. Есть только два момента в поддержку рассказа — красочные, с фантазией описанные, чудовища — вот уж где автором хочеться восторгаться, и, разумеется, неожиданная концовка. Вот только стоило ли ради неё читать весь рассказ — сомнительно.

Оценка : 3
«Серебряный Ключ»
–  [ 11 ]  +

Caspian, 24 октября 2011 г. в 02:22

«Серебряный Ключ» — произведение для тех, кто любит порелаксировать. Здесь нет всевозможных ужасных мест и персонажей, наподобие Ктулху, Азатота, Ньрлатотепа... Данная история построена на загадочном мире сновидений, способных изменить человека до неузнаваемости. И именно царство снов и грёз небезызвестный Рэндольф Картер предпочёл реальности. Обычная жизнь опытному сновидцу показалось пресной и малозначимой. Куда более привлекательными казались ему картины из снов, которые в конечном итоге он и предпочёл обычному миру.

«Серебряный Ключ» — это светлый и добрый рассказ о том, как нужно стремиться к исполнению и осуществлению своей мечты. Какой бы несбыточной или просто сложной она ни казалась, пути достижения цели того, непременно стоят. Все мы живём мечтами. Каждый из нас — своими. Однако стремимся к одному, чтобы рано или поздно они сбылись. Главное не переставать верить. Вера может всё.

Оценка : 10
«Очень древний народ»
–  [ 11 ]  +

Caspian, 19 сентября 2011 г. в 03:12

«Очень древний народ» — редчайший из рассказов Лавкрафта, в первый и на данный момент единственный раз изданный в России в 2010 году. За это мне хочется сказать огромное спасибо издательству Эксмо. Вы просто молодцы, что включили его в новое издание «Зова Ктулху«! Я искренне благодарен всем работникам издательства и в частности тому, кто включил эту новеллу в сборник.

Данное произведение по духу напоминает мне другие рассказы, объединённые общей тематикой «Мифы Ктулху». В них явственно ощущается та же атмосфера, они пропитаны общим духом присутствия чего-то зловещего и незримого с первого взгляда. Древний народ, почему-то ассоциируется у меня с жителями печально известного портового городка Инсмут. Вообще задумка с Древним народом пришлась мне по душе. Ровно как и описание тех ужасов, которые испытывали на себе несчастные жители города Помпело. Лавкрафт в очередной раз умело играет словами, пускаясь в свои коронные описания обстановки и ситуации.

Рассказ желательно читать вечером или ночью и при этом не отвлекаться ни на что другое. Максимальное погружение в сюжет будет гарантировано.

Оценка : 10
«Брошенный дом»
–  [ 11 ]  +

Caspian, 17 сентября 2011 г. в 01:15

Перед нами очередное блестящее произведение автора. Рассказ, в котором на мой взгляд, отсутствуют изъяны и который насквозь пропитан атмосферой начала 20 века, словно дорогими духами. Произведение можно смело назвать одним из самых динамичных в творчестве писателя. История дома, с которым явно что-то не так, затрагивает самые глубокие уголки человеческой души и вызывает в них подспудное чувство страха. Пишу на эмоциях, ибо только сегодня познакомился с данной новеллой и нахожусь под колоссальным впечатлением. Побольше бы такой литературы писали в наше время, вот чего мне очень хотелось.

Что самое интересное, возможно при создании одного из самых своих известных произведений «Дом-преисподняя», писатель Ричард Мэтисон читал данную работу Лавкрафта. Чувствуется, что создавая атмосферу своего непостижимого и жуткого дома, Мэтисон вдохновлялся творчеством великого мастера ужаса. Хотя я могу и ошибаться.

Вообще, хочется в очередной раз сказать спасибо Говарду Филлипсу Лавкрафту за то, что он писал свои великолепные произведения не смотря ни на что. Если бы не он, миллионы людей по всему свету не узнали бы всех прелестей жанра хоррор. Писатель явно опередил своё время, потому-то его работы не получили должной оценки большинства людей, когда автор ещё был жив. Начни Лавкрафт свою литературную карьеру в 60-70-х годах, то, осмелюсь предположить, вовсе не Стивен Кинг, а именно Говард Лавкрафт стал бы королём ужасов номер один в мире. По силе воздействия произведения мастера готической литературы начала 20 века, просто недосягаемы. Ни до ни после Лавкрафта никому, скорее всего не удастся достичь такого же результата, какого добился гений из Провиденса.

Оценка : 10
«Грёзы в ведьмовском доме»
–  [ 11 ]  +

Caspian, 02 сентября 2011 г. в 23:39

Очередной шедевр от мастера жанра. Рассказ неимоверно атмосферен, словно это и не беллетристика вовсе, а реальная история из жизни, запечатленная на бумаге. Главный герой — Уолтер Гилман, выписан очень хорошо. Ему сопереживаешь на протяжении всего произведения, особенно в самой концовке. Бурый Дженкин по-настоящему пугает. Этот образ является очередной потрясающе удачной находкой автора. Да и не только он, взять хотя бы ту же Риманову геометрию. Кто бы мог подумать, что беря за основу безобидную математическую науку, можно создать настолько интересный и захватывающий рассказ в жанре хоррор. Такое под силу только Лавкрафту. Больше всего меня поразила концовка рассказа. Почему-то оставалось стойкое ощущение, что всё будет иначе, но...,Лавкрафт не был бы Лавкрафтом закончи он историю по-другому. Так что, спасибо ему за очередное блестящее произведение, в котором его многогранный талант, на мой взгляд, оказался представлен под новым восхитительным углом.

Оценка : 10
«Лампа Альхазреда»
–  [ 11 ]  +

Jaromir88, 15 июня 2011 г. в 16:40

Отличный рассказ. И не только тем, что это дань Дерлета Лавкрафту, а своей атмосферой, поэтикой. Нехоррорные вещи удавались и Лавкрафту, как видим такие истории мог писать и Дерлет.

Оценка : 9
«Изгой»
–  [ 11 ]  +

Karnosaur123, 03 мая 2011 г. в 15:50

Некоторые считают этот рассказ самым совершенным, вершиной лавкрафтовского творчества. Некоторые недоброжелатели утверждали даже, что рассказ украден у Эдгара По. Это возмутительная ложь, и хотя стиль произведения действительно напоминает По, сюжет сугубо ''лавкрафтианский''. Более того, автобиографичный (в метафорическом смысле, конечно). Весь рассказ пронизан темой одиночества и отторжения, сначала обществом, а потом и самим собой. Мы видим здесь не просто монстра; это образ души, необратимо искалеченной отсутствием человеческого общения. Это самый потаенный страх, преследующий всякое живое существо с детства: страх быть отвергнутым себе подобными, превратиться в изгоя. Для Лавкрафта, ведущего жизнь отшельника, этот страх был насущной проблемой.

Этот рассказ — настоящий крик души, самое прочувствованное произведение ''Отшельника из Провиденса''.

Оценка : 10
«Вне времени»
–  [ 11 ]  +

Oswald, 19 декабря 2010 г. в 09:08

Одна из самых лучших соавторских работ Лавкрафта. Участие Хезел Хелд, не будь она указана в качестве соавтора, не было бы заметно. Это почти стопроцентный Лавкрафт, притом тесно перекликающийся с К. Э. Смитом. Маленькая повесть о еретике Т`йобе сама по себе могла бы принадлежать перу последнего, настолько она близка его фантазиям о древних землях и континентах. Остров, поднявшийся из глубин был и в «Дагоне» и в «Зове Ктулху». Но в том ни в другом не была поведана его мифическая история, которая не только является важной составной частью самого рассказа, но и сама по себе могла бы стать полноценным рассказом из канона «Мифа».

Оценка : 9
«Музыка Эриха Занна»
–  [ 11 ]  +

jamuxa, 04 декабря 2010 г. в 08:39

У каждого автора есть особое произведение — быть может и лучшее, но скорее, «венчающее» собрание его текстов (совершенно независимо от желаний самого автора) — нечто, что удивительным образом уравновешивает все остальное написанное автором.

В строительной конструкции, называемой арка, есть так называемый «замковый камень», столь любимый и «обожествляемый» гуманитариями (особенно поэтами и политиками), которые приписывают ему какие-то исключительные свойства, хотя, с чисто инженерной позиции, все камни арки (а все они клиновые по определению :)) — для придания ей устойчивости и прочности — равноценны.... Но, из эстетически-декоративных побуждений, этот «замковый камень» осознанно делается обычно более крупным и с «рюшечками» — декором....

И, с «поэтической» точки зрения, «Музыка Эриха Занна» как раз и есть «замковый камень» Лавкрафта (к счастью напрочь лишенный барочных красот и слога, и стиля).

Для того чтобы разрушить арочный мост, заряд надо подводить в практически в недоступном — на скорую руку, скажем, при отступлении, месте: треть расстояния от опоры, где толщ покрытия ого-го: поэтому, что бы разрушить Мир Лавкрафта, «выхолостить» его — надо, что бы добраться, к примеру к «Безымянному городу», убрать из него весь Мир Ктулху.... «Музыка Эриха Занна» при этом останется — вот только как зазвучит?

Георгий Иванов, сделавший своими рифмами для философии экзистенциализма, наверное, больше чем философы, писал:

   Обледенелые миры

   Пронизывает боль тупая...

   Известны правила игры.

   Живи, от них не отступая:

   Направо -- тьма, налево -- свет,

   Над ними время и пространство

   Расчисленное постоянство...

   А дальше?

   Музыка и бред.

   Дохнула бездна голубая,

   Меж «тем» и «этим» -- рвется связь,

   И обреченный, погибая,

   Летит, орбиту огибая,

   В метафизическую грязь.

Место действия рассказа навсегда затерялось в пространстве, а вот что до музыки и времени? Борхес, создавший свою неисчерпаемую «книгу песка», где-то обронил, что «музыка — это таинственная форма времени», отталкиваясь от Шопенгауэра: «...музыка способна обходится без пространства, музыка — это время...», — и дальше Борхес продолжает: «...стало быть может существовать мир сознаний, общающихся с помощью слов, звуков музыки; сознаний, которые не нуждаются в пространстве...» И, быть может, окно мансарды, где «леденеет» Эрих Занн, это окно туда, к этим сознаниям...., прокол в наше пространство, странно закамуфлированный в «потерянную» парижскую улочку Rue d'Auseil?

Магия слов в этом коротком рассказе такова, что сразу же после прочтения — даже в переводе — хочется вчитаться в его «партитуру» снова: услышать что-то недослышанное, неуловимо ускользнувшее, вместе с посмертными страницами Эриха Занна, подхваченное потоками воздуха (или мрака?) из распахнувшегося окна...

Оценка : 10
«Цвет из иных миров»
–  [ 11 ]  +

2480, 11 августа 2010 г. в 16:33

Очень хорошо описана природа, на фоне которой происходит всё действо. Она выглядит как живая, особенно после падения метеорита:-))) Прогрессирующее сумасшествие Гарднеров показано ярко и даже «выпукло» (для Лавкрафта это нехарактерно- обычно у него и люди выглядят какими-то размытыми). Атмосфера создаётся мрачная, угрожающая и именно мистическая в самом прямом значении этого слова. Но есть, к сожалению, и неувязки, о которых здесь уже написано. Если бы не они, можно было бы и 10 из 10 поставить.

Оценка : 8
«В склепе»
–  [ 11 ]  +

Гриф Рифт, 28 июня 2010 г. в 12:44

Читая рассказ про нерадивого гробовщика Джорджа Берча, так и крутиться одна мысль:«Не рой яму другому, сам в неё попадёшь». Но при этом при всей его нерадивости и неуклюжести его становиться жалко, хоть он и получил по заслугам. А с другой стороны кто сам не без греха, пусть бросит в меня камень. Берч получил очень жестокий урок, но главный в своей жизни. Рассказ невольно заставляет задуматься над собственными поступками в этой жизни...%-\

Оценка : 10
«Сомнамбулический поиск неведомого Кадата»
–  [ 11 ]  +

Greyzi, 27 июня 2010 г. в 15:22

Не дочитал сорок страниц, так как описание ненужных вообще действий начали удручать. Скучно, как по моему, скучно и нудно, всё размытое резко контрастирует с приторным описанием городов. Произведение вообще ничем не зацепило, кроме конечно сцены на горе Нгарек(кажется так), когда боги сидела на вершине горы. Всё остальное непонятно, напрягает мозг и читается очень тяжко. Безэмоциональные описания, непонятные действия главного героя, путаность в географическом плане... нет, определённо, это неудачный роман автора.

«Данвичский кошмар»
–  [ 11 ]  +

Гриф Рифт, 26 июня 2010 г. в 08:57

Несмотря на некоторое количество штампов в этом рассказе, красочность его и стиль Г.Ф. Лавкрафта всё также узнаваемы. Интрига открывающаяся в последних строчках рассказа шокирует, впрочем как и в большинстве рассказов Г.Ф. Лавкрафта. Здесь витает атмосфера ужаса с первых строк и до последней точки. Данвич описан просто великолепно.. Промозглость древних развалин, странное семейство Уэйтли, порождения которого ничто иное как сын дьявола. Не хватает только более мощного момента, как например, помешательство Лавинии, Уилбера и его деда. Вывод: маниакальная страсть к оккультным наукам не всегда ведёт к желаемым результатам, а ещё страшнее оказываются последствия такого вмешательства. И конечно в рассказе не упускается ключевой персонаж Йог-сотот и предки Ктулху — своеобразная фишка Г.Ф. Лавкрафта. Но всё равно от Г.Ф. Лавкрафта ждёшь чего-то большего, чего-то более мощного. Не знаю, возможно я не прав или у меня просто замылился глаз.8:-0

Оценка : 8
«Кошки Ултара»
–  [ 11 ]  +

Dr. Шпнюжич, 08 января 2010 г. в 17:25

«Кошки Ултара» — рассказ о том, что возмездие тебя рано или поздно, но все же настигнет, и не важно в какой форме.

Также эта история про случайность. Пенсионеры прирезали не того котенка и, грубо говоря, огребли по полной программе. Так скажем, доигрались.

Как я заметил, Лавкрафт любит иронизировать. Стариков наказали жестоко, но есть и плюсы — людям легче стало, а все кошки сыты...

Оценка : 10
«В склепе»
–  [ 11 ]  +

Dr. Шпнюжич, 08 января 2010 г. в 17:12

Мрачная история и в то же время забавная. Простенько рассказанная и прекрасно описанная (уж что-что, а Говард прекрасно описывает, особенно лица). После прочтения рассказа задумываешься и задумываешься всерьез не смотря на всю иронию — как бы самому вдруг не оказаться запертым в собственном склепе. Все же наш собственный «раздолбай» есть у каждого, в том или ином проявлении... ;-)

Оценка : 9
«Морок над Инсмутом»
–  [ 11 ]  +

fokker, 21 декабря 2009 г. в 23:36

Я читал не так уж и много произведений Лавкрафта, но они у меня вызвали лишь недоумение: «Почему люди так прутся по ним? Они же почти целиком нудны, сухи и нагоняют сон!». Все, кроме «Морока над Инсмутом». Мрачная, гнетущая атмосфера умирающего, разлагающегося города, жуткая тайна отвратительных жителей Инсмута и ужас человека, попавшего в это обиталище кошмаров. Все это экспресс-поездом отправляет повесть в число классики хоррор-литературы.

Оценка : 8
«Скиталец тьмы»
–  [ 11 ]  +

evridik, 14 октября 2009 г. в 07:51

Жуткая вещь. Начиная от интереса главного героя к мистике и ужасам, продолжая его походом в церковь на холме, столь долгое время притягивавшую его внимание, упоминая его находки в церкви — жуткие поистине находки — и заканчивая его тягой (и одновременным страхом) к существу, призванному по его вине из мрака... Жуткая вещь, повторюсь. Но дико интересная.

+9

Оценка : 9
«Цвет из иных миров»
–  [ 11 ]  +

Ny, 07 апреля 2009 г. в 12:19

Автор умело воспользовался как старыми представлениями об ужасном (гнетущая атмосфера, ожившие деревья, вампиризм, нечто в колодце), так и новыми (тварь из космоса, радиоактивное заражение, мутации) страшилками. Нагнетание атмосферы и демонстрация обстановки выполнены в рассказе на высоком уровне. Страшная гибель людей никогда не оставляет равнодушным – повествование действительно берет за душу.

Однако, в тексте, если вдуматься, присутствуют неестественные и противоречивые моменты.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Например, автор сам себе противоречит, когда постоянно заявляет, что фермеры ничего не брали с зараженной земли, и тут же рассказывает, что семья пила воду из колодца, пробовала мясо животных, плоды и овощи; чудовище топает на лестнице, чавкает и плещется в колодце, хотя автор в развязке уверяет, что оно – бесплотный газ. Далее, неестественным выглядит поведение людей. Какая нормальная семья осталась бы на ферме в изоляции, постоянно наблюдая пугающие изменения и инстинктивно предчувствуя гибель? Соседи, ученые, врачи и ветеринары как-то на редкость единодушно нелюбопытны и безучастны. Несколько взрослых мужчин-полицейских в ужасе орут, созерцая свет, поднимающийся из колодца в небо… На мой взгляд, не самое страшное в жизни зрелище.

Словом, произведение, конечно, атмосферное и небезынтересное, но напоказ «пугательное», не имеющее под собой ничего кроме попытки вызвать у читателя иррациональный страх перед неизвестным.

Оценка : 7
«Цвет из иных миров»
–  [ 11 ]  +

Yazewa, 21 февраля 2009 г. в 21:37

Пожалуй, одно из немногих понравивишихся мне произведений Лавкрафта. Удалась атмосфера, хороши описания событий, есть вполне реальные герои. Образ деревьев, шевелящих ветвями, прямо-таки силён!

Портит впечатление непонятное поведение многих действующих лиц:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
если сначала сошедшую с ума жену Гарднера оставили дома из-за ее «неопасности», то почему потом и она, и ее сын были оставлены на чердаке, когда они были уже отнюдь не безопасны? Что за идиотизм ученых, которые даже не остаются возле такого уникального объекта, а приезжают ежедневно отковырять очередной кусок, да еще и прямо на месте колотят молотком (!) по непонятной структуре? И на этом заканчиваются все научные интересы, при том, что на ферме происходят потрясающие метаморфозы...

Понятно, что автор заботился о мистической, жуткой стороне сюжета, но некоторые реалии все же надо соблюдать, а то получается, что больше веришь в космическую нечисть, нежели в поступки людей.

Оценка : 8
«Морок над Инсмутом»
–  [ 11 ]  +

Slonoedov, 22 января 2009 г. в 14:47

Классика жанра и никакой Кинг и рядом не стоял. Здешнюю атмосферу можна описать такими прилагательными как густая, черная, бездонная. Ее можна сравнить с мазутом, в котором одна тьма и мрак, которая поглащает свет и надежду. Сюжет книги просто превосходный. Автор долго держит читателя в напряжении (по современному — нагнетает саспенс), и в один миг превращает повесть остросюжетный боевик.Впечатляет. А другого, от мастера жанра, ждать не приходится.

Оценка : 9
«Шепчущий во тьме»
–  [ 11 ]  +

Mannus, 08 августа 2008 г. в 02:54

«Дааааа...» — протянул автор и уткнулся взглядом в стенку.

Все же, талант он и в Африке талант. Вроде бы банальная идея, Но как она подана!Сюжет бесподобен. Не раз заставил удивиться и задуматься. Мягкие намеки, атмосфера безысходности и изысканная развязка = 10 балов.

Образец хоррор рассказа!

Оценка : 10
«Морок над Инсмутом»
–  [ 11 ]  +

Mannus, 07 августа 2008 г. в 04:15

[+] Готичная атмосфера «мертвого» города, вызывает восхищение. Даже незамечаешь, когда сам переносишься на эти улочки и трущобы.

[+] Очень точное описание деталей, что не может не радовать.

[+] Сюжет+Концовка!

На меня лично «Тень над Иннсмаутом» произвел глубокое впечатление. Без лишнего графоманства. Все именно в лучших пропорциях производителя.Читать в тишине и темноте. Тихая, ненавязчивая музыка приветствуется.

Всем приятного чтения;-)

Оценка : 10
«Коты и собаки»
–  [ 11 ]  +

Pickman, 10 мая 2008 г. в 00:00

Потрясающее эссе, бальзам на душу кошколюба. В нем собрано множество интересных наблюдений, фактов — блестящих аргументов в пользу пушистых любомудров от животного мира. Сравнить кошку с Вселенной, такой таинственной и самодостаточной — это сильно!

Конечно, Лавкрафт и не пытался быть объективным. Сравнивая достоинства животных (вернее, достоинства кошек и недостатки собак), он проводит недвусмысленные параллели в мире людей. И действительно, чаще всего выбор эстета, философа, созерцателя — кошка. Собак же любят те, кто ближе к земле, чем к небесам. Кое-какие выводы писателя могут показаться «собачникам» оскорбительными... ну что ж, не Г.Ф.Л. придумал вражду между двумя видами, и не ему было ее заканчивать.

Единственный недостаток эссе — чересчур мудреный и напыщенный язык (хотя по этой логике все творчество Лавкрафта — сплошной недостаток, потому что иначе он выражаться не умел или не хотел).

Оценка : 10
«Искания Иранона»
–  [ 11 ]  +

Pickman, 05 мая 2008 г. в 19:26

Не всем придется по сердцу эта отстраненная, выдержанная в классическом стиле притча. Здесь важен не сюжет, а идея и стиль. Чтобы насладиться первой, нужно родиться мечтателем, тоскующим по неведомой красоте иных миров, словно по потерянной родине; чтобы прочувствовать второй, нужно читать рассказ либо на языке оригинала, либо в переводе В.Останина (из этого издания: http://fantlab.ru/edition19940). Версия Л.Володарской выполнена профессионально, но ее словарный запас намного бедней — а надо ли говорить, как важна для литературной притчи выразительность языка.

Оценка : 8
«Таинственный дом в туманном поднебесье»
–  [ 11 ]  +

alex_kr, 16 марта 2008 г. в 16:06

Рассказ оставляет ощущение того, что мы прикоснулись... всего лишь прикоснулись к чему-то чудесному и невероятному, чему-то такому, что наш разум не способен представить...

Оценка : 10
«Курган»
–  [ 11 ]  +

Кел-кор, 16 марта 2008 г. в 00:48

Отличный рассказ! Точнее сказать, повесть.

Интересно описание подземного мира — несколько ярусов (жаль, что герой так и не добрался до нижнего), — интересна жизнь конкистадора в этом мире. Но финал повести перекрывает все остальное.

Оценка : 10
«Хребты безумия»
–  [ 10 ]  +

artem-sailer, 07 августа 2022 г. в 11:11

Тяжелое произведение, чтение далось с трудом. Не скажу, что это минус, скорее — это такая особенность романа, да и всего творчества Лавкрафта. Повышенная эпичность повествования, многочисленные повторы, усиленное нагнетание жути, постепенный накал градуса. Многим читателям это нравится, мне же с непривычки было тяжеловато.

Одно из главных произведений автора, центральное место созданной им мифологии. Образованные здравомыслящие люди, впадающие в нелицеприятный первобытный ужас. Загадочные существа и отвратительные твари, живущие на Земле с доисторических времён и вполне обоснованно претендующие на право первородства, истинные, изначальные хозяева этого мира. И Лавкрафт, не обличающий их, не обвиняющий, а лишь обозначающий их присутствие и могущество. Кто мы? — читается между строк. Что собой представляет человек в сравнении с загадочной и ужасающей цивилизацией древних?

Фундаментальный труд на тему теории заговора о тех, кто скрывается в толще антарктических льдов.

Оценка : 9
«Хребты безумия»
–  [ 10 ]  +

bobchik.ghost, 03 мая 2021 г. в 10:58

Вот это я понимаю, рассказ о пришельцах, которые действительно пришельцы, а не люди под личиной инопланетян, кои во множестве своём встречаются в научпопе.

Признаться, не ожидал от Лавкрафта, ибо настроен был скептически перед чтением данного произведения. Дело в том, что Г.Л. читал в подростковом возрасте, лет в 13-14, купил такой сборник его рассказов «Тварь у порога», и меня хватало максимум на рассказ в день, ибо воспринималось тяжело, и казалось мутью мутной. Но тут меня подкупили книги с иллюстрациями Баранже (2 тома ХБ и Зов Ктулху), посмотрел, и оказывается этих двух рассказов не было в том сборнике.

Ну что ж начал читать, смотреть крутые и большие картинки, и остался доволен.

Впечатлило следующее — автор жил по сути в начале 20 века (30-е годы), где не то что гугла с интернетом не было, но радиосвязь то начала работать лет 20 только. О том, что происходило в мире люди узнавали из газет, книг, докладов путешественников. И вот имея такую базу, автор с очень мелкими подробностями и деталями описал антарктическую экспедицию, разные там геологические эпохи развития Земли, которые не в каждом современном рассказе увидишь, хотя казалось бы — загуглил, и вот тебе счастье.

Описание расы Старцев, их история, их расцвет, упадок, письменность, искусство — ГЛ тоже справился с задачей на высоте, «шрифт Брайля», барельефы, зодчество, строение — он постарался по максимуму дистанцироваться от человека. А рассказ «Зов Ктулху» — настоящий спин-офф, как нынче говорят, Хребтов, история чьей расы получила продолжение в этом рассказе.

Да, благодаря иллюстрациям Баранже, история очень выиграла, очень красиво и живо отрисованы приключения героев (хотя конечно бегать в Антарктиде без шапок это ещё то самоубийство, но это клише нашей современности — игры, фильмы и пр.)

Автор так же озаботился сделать повествование с двойным-тройным дном — что вот вроде казалось, все карты раскрыты, а тут на тебе, ещё одна интрига, ещё один крутой поворот, в том числе и в глобальном масштабе — о чём красноречиво рассказывает концовка.

Таким образом, считаю, что данный рассказ по праву считается классикой, и не смотря на свой солидный возраст, 80 с лишним лет, читается очень хорошо, даже на фоне современного творчества, когда казалось бы наука и фантастика шагнули так далеко, создали столько инструментов для создания качественной НФ.

Доволен, что ознакомился, автор молодец =)

P.S. Почитал отзывы, есть у кого-то претензии, что быстро надписи расшифровали, что самолёт высоко летал, но считаю, что такими деталями можно пожертвовать, для динамичности, ибо кто их знает, может герой рассказа с высотой маленько напутал, может расшифровал что-то чуть не так как было на самом деле, — человеческий фактор, так сказать, ибо история от первого лица, без авторского текста. К примеру, нырнул я под воду, задержал дыхание, показалось, что 5 минут, прошло, а на деле всего одна. Но я ж об этом не знаю, — потом рассказывая о своём приключении, так и скажу, сидел под водой пусть не пять, но три минуты точно. Главное — это цивилизация Старцев — её расцвет и крах))

Оценка : 10
«Морок над Инсмутом»
–  [ 10 ]  +

IgorLutiy, 13 сентября 2020 г. в 21:03

Чем мне сразу понравилось творчество Лавкрафта (буквально с первого прочитанного произведения), это атмосферой. И здесь она есть. Здесь ею пропитано всё полотно повести.

Событий не много, но насколько великолепно нагнетается атмосфера страха и ужаса! Описание разрухи, заброшенности и мрачности некогда процветающего городка просто отличное. Будто ходишь по его улицам вместе с главным героем и осматриваешь окружающую действительность. Видишь пустые глазницы заброшенных домов и ощущаешь на себе взгляды странного вида людей. Слушаешь историю Иннсмаута из уст старика и ощущаешь животный ужас от этого места.

А еще лунная ночь, которую тоже ощущаешь, будто сам пробираешься по полузаброшенному городу, опасаясь каждой тени, ибо не знаешь что может за ней скрываться. Но чтобы это ни было — это нечто ужасное и несущее угрозу.

Да, в этой повести по сути довольно простая история и минимум событий, но атмосфера перекрывает всё. Она великолепна.

Оценка : 8
«Грибы с Юггота» [Цикл]
–  [ 10 ]  +

Petr, 14 апреля 2020 г. в 22:57

Верх «странной» поэзии Лавкрафта.

Дальше некуда — это потолок.

Если это не высший сорт «странной» поэзии, то что тогда?

Странно, пугающе — но по-своему просто шедевральный сборник стихов.

Отдельной строкой хочется сказать о переводах — из канонических хочу отметить только переводы Мичковского и Шошунова — и впервые знакомиться с данным произведением нужно только в этих переводах, и никаких больше.

Ну а то, что выпустил на днях АСТ — https://fantlab.ru/edition269339 я даже не знаю, как назвать — даже моих очень скромных познаний в английском хватило, чтобы понять, что перевод здесь дословен и это как минимум...

Можно до хрипоты спорить что fungi это грибок, т. е. «плесень», а не грибы в обычном понимании, и что именно её имел ввиду Лавкрафт, но в русском языке слова «плесень» и «грибок» во множественном числе не используются, и пусть хоть один переводчик только попытается перевести Fungi from Yuggoth как «Плесень с Юггота» — тут же подвергнется массовому остракизму.

Перевод крайне коряв, и уж извините за сравнение отличается от других переводов так, как отличается авторский перевод фильма от дубляжа — он может и гораздо ближе к оригиналу, но построение фраз так режет ухо русскоговорящего человека, что абсолютно непонятен смысл прочитанного.

---

Единственный минус «Грибов...» — слишком коротко, но и это лучше, чем ничего.

ЗЫ. Жаль, сам Лавкрафт не дожил до выхода в печать этих сонетов...

Оценка : 10
«Грёзы в ведьмовском доме»
–  [ 10 ]  +

Maxeroz, 25 июля 2019 г. в 14:08

На самом деле, все отзывы относительного этого рассказа сводятся лишь к одному, Лавкрафт в очередной раз доказал свою гениальность в этом жанре – Хоррор. Один из лучших рассказов в этом жанре несомненно – Сны в Ведьмином доме. Развязка не ясна до самого окончания, и стоить задаться таким вопросом, а ждал ли ее вообще кто-либо во время повествования этой истории, или же было желание чтобы “путешествия в другие измерений” не заканчивались? Этот рассказ является эталоном жанра. Must Read!

Оценка : 10
«История Чарльза Декстера Варда»
–  [ 10 ]  +

Кропус, 14 марта 2019 г. в 19:31

Похоже, чем больше у Лавкрафта вещь, тем она нуднее. Исключения есть, но мало. Кроме того очень многое в его творчестве

напоминает «книжный конструктор» Станислава Лема, когда что бы образовать новый текст смысловые блоки просто переставляют с месту на место. Злобный колдун возродившийся в собственном потомке — было, при чём не один раз. Злобный маньяк стремящийся уничтожить мир тоже. (Почему-то в тексте даже не говорится каким образом он собирался это сделать).

Балбес который лезет в одиночку лезет в тёмное подземелье, которое лучше исследовать как минимум вдвоём тоже уже встречался. Постоянные вопли: «Никто не должен этого знать» — почти в каждом тексте.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ну объясните мне, почему добрый доктор не сказал отцу, что нашёл за камином труп его сына, а вместо этого понёс ахинею о разных видах магии, да в последствии давал «мудрые» советы где ставить надгробья. Да ещё развил бурную деятельность по сжиганию этого трупа в камине !???. И старший Декстер даже не полюбопытствовал, а что собственно это добрый доктор развил такую деятельность в чужом доме и никому не позволяет смотреть?!

Единственная сцена которая мне понравилась это скитания доктора по катокомбам. Действительно жутковато. Но опять же, как я уже писал, зачем он полез туда один. Особого дефицита времени у него вроде бы не было. Можно было чуть подождать когда спутник оклемается.

Оценка : 4
«Безымянный город»
–  [ 10 ]  +

Кропус, 14 февраля 2019 г. в 01:21

Герой рассказа в одиночку отправляется раскапывать город о котором ничего не известно, и имеет при этом в своём распоряжении только лопату. Безумству храбрых поём мы песню! При чём не один раз за этот рассказ. Автор вообще-то имел хоть какое-то понятие о раскопках?! Дальше больше. Герой находит некий проход из которого раз в день дуют и раз в день втягиваются некие воздушные потоки и в одиночку лезет туда даже не подумов о безопасном времени и какой-либо страховке. На половине спуска у дурака гаснет факел. Ну ладно, допустим слишком увлёкся. Любой нормальный человек вернётся и обзаведётся, и в следующий раз захватит их побольше. Но герой тупо лезет дальше в кромешной тьме. Да уж много он там наисследует! Потом находит ещё одну лестницу от которой исходит непонятное свечение. Наконец соображения героя хватает на то, что бы решить туда он не пойдёт. И что же. Он тут же ложиться рядом с этой лестницей отдыхать. Ага. Это всё равно, что сказать: «вот те руины странно светятся по начам, возможно радиация. Я туда не пойду, я... в метре от них заночую». О воздушных потоках и лимите безопасного времени он вообще не думает. Да герой же клинический идиот. Ему даже не очень сочувствуешь. Финал закономерен.

Оценка : 3
«Сверхъестественный ужас в литературе»
–  [ 10 ]  +

Стронций 88, 17 декабря 2018 г. в 15:59

Эссе «Ужас и сверхъестественное в литературе» для меня вещь едва ли не настольная – я часто к ней возвращаюсь, перечитываю, сверяюсь… Я считаю, что это один из лучших путеводителей по литературе ужасов. Очень многих авторов и произведении она мне открыла и в том числе (что только радует) среди произведений классических. Кстати сказать, тот же «Портрет Дориана Грея», например, я взялся читать после упоминания его здесь, да ещё и после того, как Лавкрафт заявил, что роман Уайльда сильнее и страшнее «Дракулы» Стокера – и я теперь полностью с этим согласен. Но вот сейчас, перечитывая эту работу в очередной раз, я понял, что она сильна не только тем, что открыла для меня многих авторов, а ещё и тем, что она добавляет многое к пониманию самого Лавкрафта. Это, по сути, его творческий манифест в котором он чётко и ясно высказал своё виденье и понимание понятия «страшная литература», определил его значение и историю. И всё это – именно его, личное понимание и виденье. Всё это – по сути, часть автора; а вещи, приведённые тут – это вещи так или иначе «сделавшие» Лавкрафта, сформировавшие его. И тут очень показателен список авторов, о которых Лавкрафт говорил более подробно. Те же По и Дансени, например, это люди, которым автор явно подражал. А Эштон Смит – современник, которым автор восхищался во многих даже своих художественных произведениях. Томас Мур цитируется в нескольких рассказах (в «Безымянном городе» точно)… Вот и выходит, что экскурс в литературу страха и ужаса, конечно же, очень субъективен (меня, например, не перестаёт удивлять, почему в списке не оказалось собрата и друга, Роберта Говарда, который одними только «Голубями из преисподней» уже заслужил место на пьедестале, по-моему); однако во многом это даже плюс – он погружает в мир авторских пристрастий и приоритетов, раскрывает его сильнее для нас, читателей. И этот труд по-прежнему является моим настольным путеводителем, так как авторские индивидуальные пристрастия в мире страшного, по-прежнему являются «вкусными» и для меня.

Оценка : 9
«В стенах Эрикса»
–  [ 10 ]  +

Стронций 88, 27 ноября 2018 г. в 15:20

Удивительное дело – единственный (ничего не путаю?) именно фантастический рассказ Лавкрафта… И, чёрт возьми, у него, получилось, по-моему. Умение создать атмосферу и эдакую психологическую глубину (я сейчас даже Стивена Кинга вспомнил, с его умением именно этой психологической глубиной вывозить многие свои триллеры, например, всю книгу описывать, как мать сидит в машине с сыном, и делать это так увлекательно, что не оторваться!) соединилось тут с диковинной красотой далёкой Венеры, с её экзотичностью (колоритно ведь получилось!) и вышло в итоге нечто очень-очень добротное! А ещё удивительное дело, что вспоминая то, первое прочтение сборника, изменилось и восприятие объёма рассказов. Так, например, предыдущий («Затаившийся страх») казался мне едва ли не повестью, а этот довольно небольшим произведением. В реальности же оказалось наоборот. И применительно к «Эриксу» я думаю, всё из-за того, что прочитался он очень быстро, взахлёб… Хотя, казалось бы, большая часть рассказа – долгая попытки выбраться из странного лабиринта. Но даже это автор делает интересным! А ещё все особенности типа таблеток для еды и для дыхания, кожаные костюмы и прочее – добавляли своего неуловимого колорита, такого приятного колорита старой, но при этом яркой и, как это сейчас принято говорить, «ламповой» фантастки. Да ещё интересна его тонкая социальная нить – так вот ненавязчиво но очень жёстко нам припомнили, что для человека проще придти к чужой неизученной расе с огнемётами и «решить всё по-быстрому», а сообщения тех, кто проник хоть чуть-чуть в мировоззрение этих рас и понял, что там таиться многое, посчитать за бред больного сознания… И разве не было так с индейцами, например?

Не знаю, сколько тут Кеннета Стерлинга – о том, что рассказ соавторский я только сейчас узнал из информации ФантЛаба, а до того был полностью уверен, что Лавкрафт писал его один. Всё-таки, мне кажется, что на Лавкрафта сильнее всего повлияли три автора – Эдгар По, лорд Дансени (и элементы подражания им, так или иначе, проглядываются очень часто) и единственный из этого числа современник Кларк Эштон Смит. Как иначе объяснить такое частое упоминание последнего автора в своих работах, да и, вспомните, какое место Лавкрафт отвёл ему в труде «Ужас и сверхъестественное в литературе» (при этом ни слова не сказав, например, про друга и коллегу Роберта Говарда)? И здесь, в этом рассказе, я вижу даже некоторое подражание Кларку Эштону Смиту, попытку создать нечто подобное его марсианскому циклу – и, честно говоря, даже жаль, что Лавкрафт ограничился лишь одним этим опытом…

Оценка : 8

  Страницы:  1  2  3  4  5 [6] 7  8  9 10 . . . 36 37 38 39 40   (+10)»   (+25)»»



⇑ Наверх