Г. Ф. Лавкрафт, Э. Хоффман Прайс «Врата Серебряного Ключа»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка )) | Параллельный мир/вселенная
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Рэндольф Картер, обладатель серебряного ключа ко времени и пространству, проходит сквозь неведомые врата и пускается в бесконечное путешествие по планетам и мирам, узнавая тайны бытия. Но сможет ли он вернуться, когда устанет странствовать?
В произведение входит:
|
Входит в:
— журнал «Weird Tales, July 1934», 1934 г.
— сборник «The Outsider and Others», 1939 г.
— журнал «Avon Fantasy Reader, No. 17, 1951», 1951 г.
— сборник «At the Mountains of Madness and Other Novels», 1964 г.
— сборник «The Dream-Quest of Unknown Kadath», 1970 г.
— сборник «The Fiction: Complete and Unabridged», 2008 г.
- /языки:
- русский (33), английский (11), итальянский (1)
- /тип:
- книги (41), периодика (2), аудиокниги (2)
- /перевод:
- Н. Бавина (1), Л. Володарская (1), В. Дорогокупля (6), О. Колесников (6), Е. Любимова (15), Г. Шокин (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Стронций 88, 22 января 2024 г.
И опять я получил не то, что ожидал – в лучшем смысле этого слова. Продолжение великолепного «Серебряного Ключа» виделось мне столь же чарующим. Но стиль здесь был совсем иной – стиль работ именно «Мифов Ктулху». И начало довольно обстоятельно пересказывало фактические события «Серебряного Ключа». И я уже начал слегка разочаровываться, но тут начался настоящий вихрь. То, что рассказывал странный индус, всё накатывало и накатывало – да, это было ближе к историям из «Мифов Ктулху»: запредельная древность, переходящая в бесконечность, неземные сущности с возможностью богов, иные миры и планеты, населенные странными существами. Но все это накатывало, превращаясь в водоворот – и росло, росло, поражая масштабом. Переходы от одного состояния к другому, более сложному;
Да, эту историю тоже можно назвать путешествием, возвращением к самому себе. Просто в «Серебряном Ключе» все это, и путешествие, в котором, как водятся, происходят внутренние изменения человека, и возвращение к самому себе, то есть, к тому, что ты представляешь на самом деле, были в ином ключе – ключе Мира Сна с его завораживающей красотой притчи. Здесь же – в ключе «Мира Ктулху». Ключе фактическом.
Кстати, интересная деталь, на мой взгляд, Филлипс тут это, несомненно, сам Лавкрафт. Автор открыто вывел самого себя (да ещё рядом со своим альтер-эго Картером), я такое вижу у него впервые – а вот его коллеги по перу внедряли Лавкрафта в свои истории довольно смело.
P.S. На самом деле и «Серебряный Ключ» и «Врата Серебряного Ключа» каждый по-своему выбили меня из реальности, пару дней после них я ничего читать не мог. Это лучшая характеристика того, как сильно обе эти вещи меня впечатлили.
Caspian, 25 октября 2011 г.
«Врата Серебряного Ключа» — произведение из разряда тех, о которых не кричат на каждом углу, но тихо восторгаются сотни тысяч, а может и миллионы читателей по всему миру. Рассказ служит, простите за тавтологию, ключом к другим измерениям. Незримым проводником между разными фазами реальности. Небольшим тумблером, переключающим состояния сна и бодрствования, грёз и яви. Тем и хорош Лавкрафт. Своей способностью смешивать жанры, не бояться экспериментировать и смело шагать вперёд, создавая попутно не только новые миры и пространства, но и формируя целые жанры для последующих поколений. Писатель добился-таки того, что о нём помнят по сей день. Просто никогда не нужно бояться совершить открытие. Собственную точку зрения нужно отстаивать во что бы то ни стало. Даже если в своём пути ты останешься один, а все остальные ополчатся против тебя, следуй своей дорогой. Когда-нибудь эти слепцы прозреют и поймут, что именно ты один был прав, а все остальные ошибались, проецируя собственные воплощения заблуждений на других людей. Главный визионер двадцатого столетия не побоялся и в итоге, стал известен всему миру, пусть оглушительный успех посетил его творения уже после смерти. Однако ведь это всё же свершилось. You'll never walk alone, Howard Phillips Lovecraft.
В общем и целом, «Врата Серебряного Ключа» представили нам опытного сновидца Рэндольфа Картера совершенно в ином свете, что пошло главному герою только на пользу. Человек с огромным трудом, но всё же сумел добиться своего и воплотил в жизнь главную мечту, которую холил и лелеял с самого детства. Согласитесь, всегда приятно, когда наши цели, в конечном итоге осуществляются. Ведь это так здорово, когда твоя мечта становится явью. Чувство душевного триумфа и полной гармонии с самим собой чрезвычайно высоко. Так и вышло с Рэндольфом Картером, правда, выразилось в несколько отличной от нормального человеческого представления форме.
«Врата Серебряного Ключа» — это фантастически вкусный литературный коктейль, которым невозможно насытиться. Читайте и получите безграничное удовольствие.
LeMax, 19 января 2009 г.
Лавкрафт совершил УЖАСНОЕ.
Этот рассказ должен стать ПОСЛЕДНИМ для всех, кто увлекается фантастикой, эзотерикой, религией, для всех, кто размышляет на тайнами мироздания, для всех кто просто умеет думать.
Потому, что в этом произведении сказано АБСОЛЮТНО обо ВСЁМ.
Теперь ВСЁ разложено по полочкам, и нам более нечего читать, и не о чем размышлять. Все произведения, исследования, вся жизнь и вся вселенная отображены в одном-единственном рассказе гениального автора.
Пойду, сдам все книжки в «Букинист», продам старенькую девятку и стану королём страны большеглазых балерин.:super:
Zangezi, 14 июня 2013 г.
Если в первой части своеобразной дилогии о серебряном ключе Лавкрафт изложил свою негативную, или критическую, философию, то в этом рассказе речь идет уже о позитивной метафизике. Пожалуй, нигде больше в творчестве американского визионера не сформулированы так четко и ясно принципы, лежащие в основании его концепции мироздания. Они достойны того, чтоб кратко их перечислить. Во-первых, это существование подлинной реальности, «беспредельной, невыразимой, не поддающейся измерению», чьей лишь тенью является то, что мы сегодня называем ральностью. Эта подлинная реальность существует в бесконечном многообразии форм, включая сюда неисчислимое множество пространственных измерений, а также измерения сна и нечто, что находится за пределами всех измерений. Последнее известно некоторым мистикам под именем Йог-Сотота. Во-вторых, всё, что «было, есть и будет», существует одновременно, время — это иллюзия, главенствующая в некоторых низших мирах, где мнимые перемены не дают увидеть истинной сути вещей. В-третьих, любое индивидуальное сознание является проекцией космического сознания; принцип Всё-в-одном и Одно-во-всём дает индивиду возможность узнать другие свои ипостаси, оказаться где и когда угодно. Герой рассказа, что называется, на собственной шкуре почувствовал действие этих фундаментальных принципов…
P.S. Философская сложность рассказа вызвала известные затруднения у наших доблестных переводчиков. Лучше всех справился В. Дорогокупля, чей вариант я бы назвал каноническим, если бы не некоторые упрощения лавкрафтианского стиля в сторону «твердой НФ». Так, he slowly started the levitation of his envelope здесь превращается в «перевёл корабль в предстартовый режим, запуская двигатель». Напротив, Н. Бавина блестяще разобралась с такими оборотами, чего не скажешь об абстрактной лексике. Ultimate Gate почему-то стали «Весьма Далеким Путем», Carter-facet превратился в «Картера-одномерку», хотя явно напрашивается «аспект». Не нашлось для Бавиной и редактора, поэтому вместо Байонны вылез какой-то Байон, а billion так и остался «биллионом», несмотря на то что в русском языке такого числительного нет. Вполне достойный, хоть и без особых изысков, текст и у О. Колесникова, а вот вариант Е. Любимовой я к прочтению не рекомендую. Переводчик откровенно не справился с многими пассажами, чего стоит «пятигранная звезда» вместо пятикратной, «зоны световых лет» вместо эонов, Man of Truth как «достойный человек» и т.п.
tigerishka, 1 мая 2012 г.
«Серебряный ключ отмыкает пути» одновременно и самостоятельное произведение, и своеобразное связующее звено между «Серебряным ключом» и «Сном о неведомом Кадате». Пожалуй, именно в этом триптихе полнее всего воплотилось столь ценимое (и не потому ли столь редко используемое?) Ховардом Филлпсом Лавкрафтом сказовое начало. С одной стороны, автор изначально раскрывает перед читателем все карты, вводя в само название алхимический символ пути, но вместе с тем, в произведении остаётся и интрига с классическим для новеллы пуантом, а путевая метафора получает последовательное развитие. Если собственно серебряный ключ в одноимённом рассказе только указывал ориентир, и этим его задача ограничивалась, то теперь перед нами уже вполне сознательный и осознанный выбор героя. Замок отомкнут, врата открыты, Рэндольф Картер встаёт на путь. С этого момента ясно, что его движение будет состоять из цепи встреч (или, наоборот, невстреч) с ожидаемым и неожиданным, к чаемому. Герой обретает несколько степеней алхимического посвящения, их венец – общение с богами. Именно здесь подробно описана и проанализирована одна из красных нитей ужасного в лавкрафтовском творчестве – столкновение человека с божественным. Ужасает само по себе это событие. Рэндольф Картер показывает не просто свою к нему готовность, но и открытость по отношению к другим сторонам бытия, не представляя, что ему самому предстоят весьма странные метаморфозы… Ключевое перевоплощение героя – его странное alter ego, Цкауба, «ведун с Яаддит». Вообще, отмеченная метафора воплощения, развоплощения, перевоплощения пронизывает на разных уровнях всё произведение в целом: наследник индийской мудрости оказывается хранителем ещё гораздо более древних, странных и страшных тайн и секретов, приводящих в трепет всё человечество. Необычным образом выступил и сам автор в виде одного из персонажей, «оригинала преклонных лет из Провиденса, Род-Айланд, состоявшего в долгой и доверительной переписке с Картером», Уорда Филлипса, подав свой образ с изрядной долей самоиронии. При этом по самому своему духу рассказ трагичен: мы можем только гадать, что в итоге произошло с достигшим высшего освобождения Рэндольфом Картером, как он живёт сейчас…
wertuoz, 18 февраля 2014 г.
Очень атмосферное и пугающее своей глобальностью произведение. Это взрыв в сознании, это предложение абсолютно другого базиса устоявшихся теорий и идей о пространстве и времени, это иное объяснение понятия «реальность». Это настолько абстрактно и оторвано от каких-либо стандартов, что достигает планки «гениально».
Это произведение является продолжением «Серебряного ключа» , оно повествует о дальнейшей судьбе Рендальфа Картета, ключевой фигуры в творчестве Лавкрафта. И это не только какие-то космические приключения или мистические описания каких-либо сверхъестественных событий или процессов. Это глубокая аналитика сознания, это полет фантазии, который преодолевает барьер привычных форм и реалий. Это метафизика чистой воды, новый базис, новый закон, который перечеркивает основную рекуррентную формулу: E = mc2, по которому в действительности существует все сущее. Это расширение самого понятия «реальность», понятия «сознание», понятие «время». Лавкрафт как будто намекает, на что-то более глубокое, что-то, что скрыто в нас самих, он не ищет чего-то фантастичного, он не изобретает машины времени и не кидается высоконаучными терминами, он копается в собственном нутре, пробуждает внутренние силы и открывает непривычную суровую, холодную и будоражащую правду.
Это тот уровень научной фантастики, когда для того, чтобы заворожить читателя и дать ощущение чего-то небывалого и невозможного, совершенно не нужно придумывать сложные звездолеты и лазерные мечи. Достаточно повернуть ржавый серебряный ключ и увидеть все множество измерений, своих и чужих эпастасей, мириады миров, войти в это состояние абстракции, включить в сознании эту красную кнопку, научиться смотреть материю «между строк» и понять самый главный секрет мироздания, о котором Вы непременно узнаете и ощутите, если прочтете до конца данное произведение.
Это превосходная работа Лавкрафта. Лучшая среди немногих, которая действительно смогла поразить мое воображение. Это красивая точка в судьбе Рендальфа Картера, которая навсегда останется окутанной тайной...
Сказочник, 11 мая 2013 г.
Если скажу, что полностью разделяю восторги фанатов относительно данного рассказа, то серьезно покривлю душой. Если признаюсь, то рассказ не понравился,опять-таки, скажу неправду. Рассказ оставил двоякое впечатление. С одной стороны, перемещения разума, зловещая атмосфера, встреча с божественными сущностями, персонажи других произведений автора, с другой — одни и те же названия прочитанных книг, топорный язык, абсолютно одинаковые герои, полное отсутствие интриги.
Lilian, 5 мая 2023 г.
Это неожиданно большой рассказ, продолжающий и дополняющий историю, начатую в «Серебряном ключе». Хотя по масштабу жанровых и смысловых отличий логичнее говорить даже не о продолжении, а о видоизменении.
Не могу сказать, что мне понравился результат. Но несколько любопытных и запомнившихся фактов всё же перечислю.
«Серебряный ключ» был многослойной фантазией, в полной мере воплощавшей непредсказуемую и причудливую логику сна. Со всеми присущими ей странностями, но и не без толики очарования. Этот же рассказ предлагает куда более логичный взгляд на события, стремится показать «как» и «почему». Да, это странная логика, в которой рассуждения мистиков приравниваются к научным исследованиям, а территория сна соседствует с идеями многомерности пространства и фантастическими картинами полёта в реальном космосе между галактиками. Хотя со словом «реальность» тут, конечно, не всё так просто — главный рассказчик выдвигает и в меру сил обосновывает идею, что «реальность — это обман, а иллюзии — это правда». Объяснения мистически-философские и тоже отчасти завязанные на идее многомерности пространства и постоянства времени.
Короче, это всё было крайне любопытно, но обилие мистических откровений и их наивная в своей простоте серьёзность вызывают противоречивые чувства. Начало вообще анекдотично: собрались как-то в странной комнате три мистика и один скептик и давай рассуждать о тайнах бытия. Ещё я не могу не отметить удивительную авторскую смелость (или гордыню) — приравнять Картера, своё альтер-эго, к проекции самого Бытия, властвующего в бездне.
Хотя я должна отметить, что в причудливом полотне этой истории мне понравились образы некоторых миров «за краем привычного мира», описания падения сквозь «воронку времени», да и неожиданное вкрапление почти что космической фантастики выглядело свежо.
Вывод будет кратким. Я вижу здесь попытку добавить логику и обоснования там, где основное очарование идей и образов идёт как раз от их нелогичности. Зыбкость грёз мне нравится больше прямолинейной мистики.
Ну а истории про Картера пока в принципе не особо нравятся.
Myrkar, 17 декабря 2014 г.
Лавкрафт часто пугает меня не своими рассказами, а какой-то странной неровностью своего творчества. Существует множество рассказов, похожих и дополняющих друг друга, которые позднее включаются в сборники один за другим, портя впечатления от сравнения. Понятно, что автор при отсылке рассказа в журнал иногда понимал, как не доработал его, и тогда следующая его версия вбирает все достоинства предыдущей и превращается в истинно красивое, хоть и ужасающее, произведение. Одним из примеров такого — «Врата серебряного ключа», стоящие после самого «Серебряного ключа». Последний даже без чтения «Врат» кажется недоделкой, в то время как последний — явно закончен.
Казалось бы, с таким успехом можно было бы собрать своеобразный роман из рассказов, как это сделал Брэдбери своими «Марсианскими хрониками», но у Лавкрафта такое не получается — каждый рассказ самостоятелен и не скрепляется с другими из-за напоминаний, что было «в прошлой серии». Это обстоятельство работает иным образом — создает эффект лавкрафтовского сериала, что было и в действительности, когда читатель получал очередной эпизод с новым номером журнала.
Сам рассказ соединил наивную философию «Серебряного ключа» и развратил ее в не менее наивную истину, сообщению герою Йог-Сототом. Вот стоило прожить пятьдесят лет, чтобы вернутся в детство, а потом еще и получить в свое распоряжение достаточно тривиальное позитивистское мировоззрение, отходя от не менее позитивистских воззрений, так нещадно раскритикованных за годы жизни? Да еще и по-кафкиански стать членистоногим и по-гофмановски уйти в дверь сложного устройства часов. Несмотря на то что смыслово тут искать нечего, это один из немногих действительно заинтриговавших меня рассказов. Я подозревала, что всё так и будет, как задумал Лавкрафт, но почему-то до последнего не хотелось верить — именно такой эффект и должно оказывать настоящее произведение жанра ужасов.
Но и здесь не обошлось без минусов. Лавкрафт любит вести повествование через записи, а здесь все выразил через монолог героя в компании еще троих героев. Мало того, что монолог явно письменный, а не разговорный, так и еще и беседа предельно неестественна. Либо слушатели настолько терпеливы, что ждали до самого конца как покорные непрерывной линии строк читатели или не способные перебить радиослушатели, что вспылили только под конец. Нравы Новой Англии тех времен? Что-то как-то не верится. Но это забавляет и отвечает цели повествования, поэтому оценка достаточно высока.
Селеста, 15 сентября 2019 г.
Логическое продолжение рассказа «Серебряный ключ», в котором раскрываются подробности путешествия героя, воспользовавшегося тем самым ключом ключом. Зачастую, когда писатели пытаются приоткрыть завесу бытия и смоделировать неведомое, дав ему чёткое описание и структуру, это выглядит невероятно убого (привет, Бернар Вербер). Но Лавкрафт выходит за рамки и благодаря мастерству ухитряется подавать безумный полёт своей фантазии красиво и интересно.
Alex_Razor, 2 ноября 2018 г.
Пожалуй, самый глубокий, философский, глобальный, мистический, и даже оккультный рассказ Лавкрафта. Очень хорошо дополняет более ранний «серебряный Ключ», который я тоже очень люблю, но если там автор больше описывает переживания героя (или свои?), то «Врата» бросают в гущу невероятных событий и местами напоминают описание мистического опыта. Возможно, впервые Древние предстают перед нами не как «Иные и враждебные нашему миру» сущности, а как просто Иные, космические, существа высшего порядка/хаоса вне времени и пространства. Как истинные Боги. Картер — самый запоминающийся герой Лавкрафта. Это не обыватель, случайно столкнувшийся с неведомым и ужаснувшийся, это пытливый исследователь, ищущий и зовущий потустороннее. Ужаса здесь нет. Картер — тот, кто заглядывает в Бездну, не боясь, что она взглянет на него в ответ, наоборот, он ждёт и хочет этого. И Бездна в ипостаси Иных Богов отвечает на зов. И тогда Мир останавливается. Время останавливается. Хотя время никогда и не двигалось.
Рэндольф Картер в этом рассказе выходит за пределы 3-х измерений, и тянет за собой читателя. Сам Лавкрафт, похоже, тоже достиг чего-то подобного.
Интересно, что многим моим знакомым рассказ показался слишком сложным и навороченным, особенно в конце — не могли они представить того, что описано —
По счастливой случайности (случайности ли?) это был один из первых прочитанных мной рассказов автора, и до сих пор стоит несколько особняком...
Прошу прощения за этот сбивчивый поток сознания — эмоции.
korsrok, 3 июня 2017 г.
«Время не движется, а стоит на месте, у него нет ни конца ни начала — нам только кажется, что оно идет и приводит к переменам, это земное заблуждение. Да и само время не более чем иллюзия. Лишь зажатые в трехмерном мире люди полагают, будто прошлое сменяется настоящим, а настоящее будущем, но в действительности, все что было есть и будет существует в одной плоскости».
Мы умерли, не родились и одновременно находимся в миллионе точек пространственно временной сферы, которая, как бы это парадоксально не прозвучало, является плодом нашей фантазии. Все то, что мы считаем реальностью – нереально, а то, что не видим истина. «Врата серебряного ключа» — далеко не развлекательный рассказ, как большинство фантастических текстов, это чистая метафизика!
С Рэндольфом Картером я познакомился 7 лет тому назад в повести о путешествии между измерениями «Поиски неведомого Кадата», прочтения которой буквально вызвало катарсис. И вот случайно открыв «Зверя в подземелье» — Астовскую комплектацию Лавкрафта, — встретил старого друга, который перевернул мое представление о параллельном мире сразу в двух произведениях! В одном – «Серебряный Ключ», — Рэндольф ищет вход во Внутренний мир, а второй поведает читателю о его потустороннем ските, а также, в общих чертах, о структуре Земли и Вселенной.
Наша планета полая и вращается вокруг заветного философского камня, внутреннего солнца Земли, излучения которого мерцают над полюсом северным сиянием. Под нами вогнутый мир с океанами, сушей, атмосферой, городом Богов, второю Германиею, потустороннюю страною Третьего Рейха и Врата ведущие в Агарту скрыты в Антарктиде под толщей льда, которая странным образом исчезала из всех карт на 50 лет во времена тайных экспедиций. Их очертания можно увидеть из космоса, но НАСА уверяет, что снимки приполярных зон планеты отсутствуют.
Кроме Врат в Агарту на полюсе существуют и другие Входы, через несколько систем тоннелей скрытых под пирамидами.
Reading, 15 июля 2013 г.
Четвертый в хронологической последовательности и пока что самый лучший рассказ про Рэндольфа Картера. Рассказ про незабываемое и фантастическое приключение человека, который заглянул за завесу тайн бытия. Человека, побывавшего во многих мирах и повидавшего множество неописуемых, непередаваемых вещей. Я вообще не понимаю насколько глубокой была фантазия Лавкрафта (или возможно и не фантазия вовсе), насколько гениальным он был как писатель, каждое слово которого стоит точно на своем месте. Некоторые его рассказы просто потрясают воображение и этот именно один из них.
azgaar, 4 ноября 2010 г.
Поразило то, что в 1934 году Лавкрафт фактически описал раздел «теории струн» о множестве измерений (и это при том, что сама теория в физике более или менее сформировалась к 70ым годам 20го века). На мой взгляд, рассказ просто шедевр, все еще хожу под впечатлением.
BroonCard, 1 декабря 2017 г.
Соединяя воедино сразу несколько циклов своих рассказов, Лавкрафт благодаря данной истории вместе с тем выводит свои собственные произведения на новый уровень, отстраняясь от приземленных и загадочных текстов, наполненных атмосферой обыденно хмурых лесов Новой Англии, со всеми её пространными культами и верованиями, и более отдаваясь во власть фантастики, граничащей с космической, сомнабулических скитаний среди планет, миров и реальностей. И главное, что подобный необузжанный коктейль, который вовсе создать балансированным, кажется, невозможно, у Говарда работает.
Особенно примечательно, что идея именно сей повести не принадлежит мифотворцу. Сперва был написан «Серебряный ключ», а лишь спустя пять лет — данное произведение. И так произошло не случайно: Говарду предложили идею в виде почти цельного текста. Когда это случилось, Лавкрафт некоторое время провел в раздумьях над данным нежданным продолжением, после чего согласился с возможностью такой концепции, основательно её расширив и оставив от первозданного оформления процентов пять-десять. И это, думаю, отлично, ибо таким образом, поддержав мысль соственного почитателя, он смог оформить её таким образом, чтобы связать свою собственную вселенную, явив из неё нечто, что предстает уже не просто приземленным повествованием с плотной атмосферой и глубоким саспенсом в рамках неизведанного людьми на Земле. Он присовокупляет вещи из мест неведомых, не ограничивает себя рамками не пространства, ни времени. Сохраняя притом атмосферность и загадачность повествования.
Этот рассказ — лик всего творческого пути Лавкрафта. Однозначно он может прийтись не всем по вкусу, но показать миры мифотворца он бесспорно способен с совершенно различных сторон. И на это определённо стоит глянуть, коль творения Лавкрафта вызывают хоть какие чувства, как у читателя.