Г. Ф. Лавкрафт «Артур Джермин»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Лавкрафтианский хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ) | Африка (Тропическая Африка ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Артур Джермин, последний из своего рода, начинает изучать своё генеалогическое древо. В результате своих изысканий ему предстоит столкнуться с тайной, которая лишит его рассудка.
Входит в:
— журнал «Weird Tales, April 1924», 1924 г.
— журнал «Weird Tales, May 1935», 1935 г.
— сборник «The Outsider and Others», 1939 г.
— сборник «The Lurking Fear and Other Stories», 1947 г.
— сборник «Dagon and Other Macabre Tales», 1965 г.
— антологию «Great Weird Tales», 1998 г.
— сборник «The Fiction: Complete and Unabridged», 2008 г.
Номинации на премии:
номинант |
"Сталкер" / Stalker, 2016 // Переводной рассказ. 3-е - 4-е место (США) |
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 11 марта 2024 г.
Артур Джермин, потомок славного рода исследователей дикой Африки, получает оттуда объемистую посылку в виде большого заколоченного ящика. Вскрыв ее, он спустя некоторое время кончает жизнь самоубийством, совершив самосожжение на пустыре... Вся описанная Лавкрафтом история посвящена объяснению причин такого страшного поступка. Кое-какими своими деталями она напоминает детектив, шаг за шагом вскрывающий истинную природу родословной семейства Джерминов. Понятное дело, что в ней явно что-то нечисто — иначе б писатель не стал создавать сей труд. Будет в ней и таинственная жена прапрапрадеда, которую он надежно прятал от посторонних взглядов, и странное сумасшествие, которое стало своеобразным семейным проклятием всех Джерминов, и древняя легенда о стоящем в самом центре Африки городе, разрушенном нашествием гигантских человекообразных обезьян... Где-то к середине произведения становится ясно, к чему именно клонится всё следствие. По крайней мере, опытный читатель уже должен понять, чем всё закончится — точнее, почему (ибо концовка уже описана в самом начале рассказа). Для начала ХХ века подобный сюжет был нов и неожиданен, ибо добрая треть африканского континента была исследована плохо или даже совсем не посещалась европейцами. Туда можно было поместить всё, что автору могло вообще прийти в голову — к примеру, Валерий Брюсов поместил туда даже империю мифических атлантов, сумевших чудом спастись с тонущего острова. Чего ж тогда удивляться какому-то городу «белых обезьян»? Тем более, что Африка была их естественной родиной. По секрету скажу, что в СССР в 30-х годах прошлого века даже пытались осуществить то, что автор напридумывал в своем рассказе. Так что реальность не так уж далеко разошлась с его фантазией. Другой разговор — а стоило ли кончать жизнь из-за такой пустяковой тайны?
-----------
РЕЗЮМЕ: родословная известного антрополога Уэйда Джермина, приведшая в итоге к страшной смерти его единственного прапраправнука. Иногда лучше не интересоваться своими истинными корнями и жить сегодняшним днем. А вдруг окажется, что вы приходитесь близким родственником какого-нибудь древнему монстру?
Gourmand, 27 марта 2019 г.
Странный рассказ об учёном и поэте (второго, видимо, больше), не пережившим доказательства теории Дарвина о происхождении человека. А что он думал, люди произошли от космических бабочек? Чудак какой-то. Впрочем, учитывая небольшой расизм автора и приверженность последнего к внеземным формам разума, ожидать можно всякого. Пожалуй, единственное, что удивило, это что обезьяна была белой. Как и содержащаяся в цирке. Что тут, какие странные мысли бродили у Лавкрафта? Неужели по мысли автора-расиста белый человек мог произвести потомство только от белой обезьяны? Или белая обезьяна символизирует некую высшую расу обезьян? (Вспомним цирковую обезьяну, она была невероятно смышлёной) Чудной рассказ с чудным окончанием. Сидел весь вечер в подвале, облитый бензином — зачем?
то есть летом со второй половины дня + 15 минут до наступления темноты он сидел в подвале, облившись бензином. Часов 5 сидел.
Говорят, где-то тут в рассказе есть великолепная игра с читателем. Ага, есть. Про белых людей и белых обезьян, которые всяко выше чёрных людей и чёрных обезьян.
Стронций 88, 5 ноября 2018 г.
Откуда берутся сюжеты? Я тут вспомнил одну старую байку о том, как одна знатная леди после того, как учёный объяснил ей, что все люди произошли от обезьян (а дело было, когда теория Дарвина только входила в силу и не была ещё широко известна), попросила этого учёного, чтобы относительно неё он держал всё это в тайне… Не из подобной ли штуки вырос этот рассказ? Однако это ещё надо было уловить, что дарвиновская теория вполне может вырасти в страшный рассказ, приобретая при этом едва ли не буквальное значение.
Рассказ очень недурственный – короткая хроника рода Джерминов, полная безумия и тайн, связанных с Африкой и таинственным древним город населённым не менее таинственным белым племенем; рода, так трагически оборвавшегося на Артуре Джермине. Да, как такового «Мифа Ктулху» тут нет, но все составляющие имеются – от туманных намёков, до развалин увитых диким виноградом, и замурованных ходов в мрачные недосягаемые подземелья; и почему бы, например, этому таинственному народу (и что это был за народ – люди ли они?) не быть как-то связанным с древними культами? Очень неплохо. Фирменная атмосфера есть даже в этом скуповатом (наверное, под стиль газет того времени) повествовании об истории одной семьи и её странной кончине. Хотя, конечно, в определённый момент связь между чужеземным богом и родом Джерминов становится очевидной, однако атмосфера держит до конца. Впрочем, для меня этот рассказ навсегда запомнится не столько атмосферой или сюжетом, а вот этой находкой – превратить теорию Дарвина в страшный рассказ; и непонятно даже то ли автор поддержал эту теорию, то ли дал ей звонкую затрещину, нарисовав своё ужасное применение ей – но запомнилось, и какой-то степени даже впечатлило.
Orion-Seregil, 17 сентября 2019 г.
Для человека просвещенного и считающего себя в какой-то степени поэтом, с утонченным вкусом и манерами, вдруг узнать, что среди предков есть представитель животного мира — это смерти подобно. Герой рассказа долгие годы жил в тени некого родового проклятия, боролся с предвзятым к себе отношением, основанным на суеверии и подтверждаемым особенностями внешности, а тут такое...
Если кратко, то весьма психологично, по философски и достаточно оригинально.
Maximontano, 20 ноября 2019 г.
Там где кроются секреты. Конечно безусловно знать свою родословную нужно, но перед тем как продолжать дела своих предков необходимо разузнать чем они действительно занимались, так и Артур Джермин снискал славу своих предков, печальную славу, открыв тайну древних существ.
korsrok, 30 июня 2018 г.
Антрополог в четвертом поколении а также обладатель отталкивающей внешности – уродство в семье передавалось по наследству, — в одной экспедиции откопал находку, которая перевернула представление о его происхождение и потрясла до глубины души.
Gorekulikoff, 6 сентября 2015 г.
В целом, очень «ламповый» рассказ. Хочется даже сказать, что это максимально типичное для Лавкрафта произведение — здесь есть все основные черты его творчества: мистика, недосказанность, псевдонаучность, мрачная история аристократического рода, жуткие тайны древности и много других узнаваемых элементов.
Рассказ отлично написан и при первом прочтении интригует и погружает в свою атмосферу. Хотя шедевром эту вещицу и не назвать, зато она может стать прекрасной иллюстрацией, как минимум, нескольких важных мотивов лавкрафтианской мифологии. Пожалуй, этот рассказ — наряду с некоторыми другими — можно порекомендовать тем, кто хочет получить исчерпывающее представление о писателе и его уникальном почерке, не читая слишком большие объемы текста.
Sherl, 8 ноября 2016 г.
Прекрасный, в меру мрачный рассказ, в полной мере даже не столько самим сюжетом, повествующем о занятом исследованием полумифической древней цивилизации в Конго поколении ученных-антропологов поражающий и леденящий душу, сколько скрывающимся за всем этим посылом, впрочем, как и подобает большинству произведений автора, предостерегающим людей от проникновения в самые темные глубины мироздания, от нас скрывающего вещи, может быть, не самим фактом своего существование грозящие навредить шаткой человеческой психике, но придущим к человеку при соприкосновении с ними осознанием непосредственного отношения всего этого к нему...
amak2508, 10 ноября 2012 г.
Рассказ безнадежно устарел. Возможно он и производил впечатление почти сто лет назад, когда нравы были несколько другими, но большинство современных читателей, познакомившись с ним, наверняка скажут: «Ну и что?».
Как автор не пытается нагнетать атмосферу рассказа, используя свой талант вкупе с различными литературными приемами, читатель сегодня, узнав финальное откровение (которое, кстати, по большому счету прекращает быть откровением уже почти с начала рассказа) отнюдь не будет выглядеть испуганным, возмущенным или потрясенным — в наше просвещенное время народ относится спокойно к гораздо более страшным вещам, чем
Илориан, 10 июня 2014 г.
Рассказ можно охарактеризовать так: мистика на фоне мелодрамы. Глупый поступок эксцентричного человека. Когда автор начал с того, как некто облил себя бензином, то в дальнейшем ожидалось что-то ужасное и трагическое. А всё оказалось в стиле мыльной оперы. От Лавкрафта ожидалось большего.
wertuoz, 17 июля 2013 г.
Уже не первый раз я встречаю в рассказах Лавкрафта африканскую тему. Теперь это идея о более чем странных существах — белых человекоподобных обезьянах, видимо потомках человека (а возможно это результат некой мутации, о которой становится понятно в конце), которые сохранились на земле Африки. Я могу понять, что этот факт не более чем странен, но насколько пугающ он, это судить только читателю. В этом рассказе присутствует интрига, мистика, некоторый саспенс, нагнетаемый и создающийся за счет многих аспектов: внешность семьи Джерминов, легенда о белых обезьянах, странные обстоятельства гибели всех предков Артура. И за частую рассказ будет интересен именно как некий мистический детектив, именно из за интриги, которая озаглавливается тем фактом, что Артур вдруг выбежал, облился керосином и поджег себя, создается некоторое недоумение и появляется стремление во всем разобраться. Но, того Лавкрафта, которого мы знаем с его атмосферой и описываемыми ужасами, тут нет. Это не ужасы, не тот самый атмосферный экшн с чудовищами и безумием в полной его мере.
Африканская тема, народы этого континента, легенды и образ жизни явно притягивали Лавкрафта своей загадочностью, что стоит только вспомнить рассказ «Крылатая смерть». Возможно в какой-то мере это можно назвать еще одним направлением в его творчестве — мистика и загадки Африки. Но все таки это ближе к свободной теме, в которой писатель как никогда хорош.
armitura, 16 марта 2008 г.
Этот рассказ Лавкрафта напоминает, скорее, газетную статью — здесь нет досужих размышлений или диалогов — все просто, четко и по делу. Никаких выводов из истории автор не делает, да и вообще — никак не разукрашивает ее. Словно бы играет с читателем в некую игру, в которой лишь предлагает скелет рассказа, его сюжетную основу. Одеть его в плоть предстоит уже тому, кто возьмет в руки книгу.
Ибо, оставляя тут и там недомолвки, скупо описывая события, происходившие в роду Джерминов, Лавкрафт открывает огромное поле для фантазии, ведь история безумства этой семьи сюжетно очень интригует.
Великолепная игра с читателем, в которой по определению не может быть проигравших...
Yazewa, 15 февраля 2009 г.
Наверное, для 1921 года, когда был создан этот рассказ, он был необычен и интересен. Но сейчас, когда буквально с первых упоминаний о городе белых обезьян догадываешься о сути сюжета (поверить не могу, что для читателя здесь может сохраняться интрига!), удачным его трудно назвать. Быть может, художественное описание событий и восприятия происходящего главным героем создало бы иной эффект, но бесстрастный стиль повествования лишает нас этой возможности. Нет интриги — нет психологического эффекта, увы.
jamuxa, 3 сентября 2010 г.
«Жизнь — страшная штука, а порой из предыстории того, что нам известно, вдруг проглядывают поистине дьявольские откровения, делающие её страшней тысячекратно...» Так Лавкрафт начинает эту «семейную сагу», пять колен Джерминов соучастники этой ужасной истории. В своё время Эдуард Гиббон написал «Историю упадка и разрушения Римской Истории», несколько томов мелким убористым почерком. У Лавкрафта чуть больше девяти страниц, но ведь и описывает он всего одно семейство:), но столь же великолепен стиль (нарочитая наукообразность родовой саги, с кошмаром мелочей и подробностей) и впечатляет.
Greyzi, 7 июля 2010 г.
Отличное произведение, интригующее, лёгкое для прочтения. Читал на одном дыхании, а когда дошёл до конца, мысленно произнёс «круто»(как и всегда, при удачном его произведении). Читать можно, но ненужно, у Лавкрафта есть более сильные вещи.