Г. Ф. Лавкрафт «В склепе»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Лавкрафтианский хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Не слишком старательный гробовщик Джордж Берч в Страстную пятницу оказывается запертым в деревенском склепе. Он выберется, а после сменит профессию... но какой ценой?
Входит в:
— журнал «Weird Tales, April 1932», 1932 г.
— сборник «The Outsider and Others», 1939 г.
— антологию «The Other Worlds», 1941 г.
— сборник «Best Supernatural Stories of H. P. Lovecraft», 1945 г.
— сборник «The Dunwich Horror and Other Weird Tales», 1945 г.
— антологию «In the Grip of Terror», 1951 г.
— сборник «The Dunwich Horror and Others», 1963 г.
— антологию «Hauntings: Tales of the Supernatural», 1968 г.
— антологию «Cahier de l'Herne N° 12 : Lovecraft», 1969 г.
— антологию «Ярмарка страха», 1993 г.
— антологию «100 Tiny Tales of Terror», 1996 г.
— журнал «Супер Триллер №12 (135)», 2007 г.
— «Тёмные аллеи», 2007 г.
— сборник «The Fiction: Complete and Unabridged», 2008 г.
— антологию «When Churchyards Yawn», 2012 г.
— антологию «Классические Тёмные аллеи. Выпуск 4», 2018 г.
- /языки:
- русский (44), английский (14), французский (1), украинский (2), белорусский (1)
- /тип:
- в планах (1), книги (55), периодика (2), аудиокниги (4)
- /перевод:
- В. Бернацкая (12), П. Донов (1), Е. Дудка (1), В. Кулагина-Ярцева (13), О. Мичковский (7), Э. Серова (1), О. Українець (1), В. Чарный (5), С. Шикин (1), Г. Шокин (2)
В планах издательств:
Издания:
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ynona, 17 декабря 2022 г.
Эта история не для страдающих клаустрофобией! Неуклюжий, неосторожный человек, застрявший в склепе. Настоящая буря эмоций, с напряжением и страхом, уравновешенными черным юмором и жестким изображением недостойных людей. Чёрный юмор, конечно, это же Лавкрафт. Я даже посмеялся над парой моментов. Здесь прослеживается все тот же стиль, что и во многих его коротких историях: вы знаете, что с главным героем случится что-то плохое, и в самом конце будет поворот, который сделает происходящее еще более тревожным. Обезображивание тел и жестокое обращение/пренебрежение к мертвым; довольно эффектная месть и отличная мораль, чтобы смотреть, куда вы ступаете, и знать, что все имеет свою цену. Этакая черная комедия Лавкрафта о кармическом возмездии!
Концовка этой книги, последнее предложение делает историю поистине ужасающей. Последнее предложение напугало меня больше, чем я могла представить, мне снились кошмары после того, как я прочитала это в первый раз!..
Darth_Veter, 23 марта 2024 г.
Известный жулик и пьяница Джордж Бёрч попадает в не очень приятную ситуацию во время исполнения своих непосредственных обязанностей: он оказывается заперт в склепе, где временно хранились непогребенные по тем или иным причинам покойники. Нет-нет, это не очередной «ужастик», а скорее — ироничный мистический саспенс. Бёрч выживает, хотя и становится инвалидом. И после этого случая решает сменить свою опасную профессию... Если б на обложке не была написана фамилия Лавкрафта, я бы даже и не подумал об его авторстве. Юмор и даже легкая ирония ему были совсем не присущи. А в данной истории много несерьезного. Хотя писатель и пытается придать всему тревожный и пугающий тон, выходит всё с точностью «до наоборот» — читатель не пугается, а улыбается, наблюдая за нелепыми попытками гробовщика выбраться из заблокированного судьбой склепа. Сразу же на ум приходит аналогичный по идее рассказ По «Похороненный заживо». Только вот у По нет никакой мистики — это обычная «страшилка», а у Лавкрафта она явно присутствует, иначе как можно еще объяснить месть «неправильно» похороненного мертвеца своему мучителю? Разгадка и суть всей истории излагается в самом последнем предложении рассказа, что для Лавкрафта также нехарактерно. Но все источники утверждают, что он написал сие произведение 18 сентября 1925 года без всяких соавторов. Что ж, писателю нужно разнообразить свой стиль, чтобы не закостенеть в своем творчестве. Почитайте и повеселитесь от души.
-----------
РЕЗЮМЕ: история о том, как покойник смог отомстить гробовщику за недостойные похороны. Мораль: «Не стоит жульничать с усопшими, надеясь на то, что смерть всё спишет». Кое-какие должки она иногда дозволяет ликвидировать. Наверное, за особую плату.
Ann.Mcart, 12 сентября 2024 г.
На данный момент сей рассказ самый нехарактерный для творчества автора🤔 Страстная пятница, восемь гробов и пьяница-гробовщик, застрявший в склепе. С завязкой все хорошо, но вот непривычно было читая ощущать мораль истории и объяснение в последнем предложении
Gourmand, 27 марта 2019 г.
Чудесный рассказ со смешным финалом. Гробовщик, конечно, фигура колоритная. И почему его жители терпели? Но уж до такого дойти, это надо совсем потерять совесть. Неудивительно, что его покусали. За дело!
Konbook, 7 марта 2019 г.
Один из любимых рассказов в творчестве Лавкрафта. Понятный и на мой взгляд, атмосферный.
Легко представляется склеп, запертый в нем человек, гробы, сложенные один на другой...
Концовка очень впечатлила.
Жутковато, реалистично и поучительно.
Но читать советую в переводе Кулагиной-Ярцевой, а не Бернацкой.
Стронций 88, 5 ноября 2018 г.
А для меня это – обычная «пугалка». Вещь средней руки, да ещё и вполне предсказуемая –
vfvfhm, 6 марта 2014 г.
Очень забавный рассказ о мести мертвеца. Подтверждаются воспоминания современников о том, что ГФЛ обладал тонким и здоровым чувством юмора.
amak2508, 12 января 2015 г.
По сути дела, рассказ «одной фразы». Нет, он и весь целиком написан совсем неплохо, и правильные мысли («Что посеешь — то пожнешь»), и мораль в нем есть. Но все это какое-то очень обычное, как у всех, а собственно лавкрафтовские «страшилки» теперь вообще действуют на читателя крайне слабо. Тем более, что сегодня вся эта история легко просчитывается уже по названию и первой странице текста.
А вот последняя фраза произведения очень эффектна — она даже для современного, искушенного, казалось бы, донельзя, читателя все равно оказывается даже не просто неожиданной, но и весьма шокирующей.
Илориан, 7 июля 2014 г.
Рассказ оригинален тем, что на протяжении всего повествования автор нагнетает атмосферу страха, ты ждёшь, затаив дыхание, что вот-вот появится нечто ужасающее. И вот последний абзац... Ты готов зажмурить глаза и ощутить потусторонний ужас... Но вдруг «бац»... и этот последний абзац написан в таком тоне, что тебя пробирает круглый, прыгающий смех. И хохочешь долго...
Именна эта умелая перестройка эмоциональной структуры делает рассказ незабываемым. Да не ищите вы в нём морали. Посмейтесь на здоровье!
Caspian, 21 октября 2011 г.
Лавкрафт в очередной раз продемонстрировал свой незаурядный талант в области психологии. Рассказ «В склепе» есть ни что иное как яркая иллюстрация поговорки: кто сеет ветер, тот пожнёт бурю. Так, в итоге и вышло с героем произведения — Джорджем Берчем, получившем по заслугам за своё наплевательское отношение к умершим. Мораль сей истории такова, что нужно относиться к людям, пусть даже умершим так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. И горька будет расплата тому, кто обо всех вытирает ноги. Неровен час, их вытрут о тебя и сделают это куда грубее и сильнее, чем можно себе представить.
Бессовестный и чёрствый гробовщик заплатил за своё невежество сполна. Концовка рассказа «В склепе» вполне закономерна. В целом, произведение написано даже излишне просто, однако именно таким оно и должно было быть. Прочитанное от первой до последней строки прочно врезается в память и заставляет пересмотреть свои собственные поступки уже совершенно в ином свете. Прежде чем-то что-либо сделать, нужно включить голову и подумать, что тебя ждёт. Можно ли поступать так или иначе? Стоит ли оно того? «В склепе» — это никакой не хоррор вовсе, а самая на100ящая притча, заставляющая человека размышлять над странностями своего поведения. Говард Лавкрафт всё сделал на высшем уровне. Оценку ниже 10 баллов рука не поднимается поставить легендарному маэстро из Провиденса.
wertuoz, 5 сентября 2013 г.
«В склепе» — это хороший пример для всех, кто не задумывается над своими действиями и поступками, и ко многим вещам относится пренебрежительно и наплевательски, а за собой не чувствует никакой ответственности. Таким и был главный герой, который по своей сути получил по заслугам. Именно то, какой урок он извлек из данной ситуации, и является смыслом данного рассказа.
То, что происходит в сюжете, врятли можно назвать действиями человека загнанного в ловушку. Скорее, это действия героя, который понимает, что делает, который начинает соображать и действовать слаженно именно в моменты угрозы для своей жизни. Но именно какой-то серьезной угрозы не наблюдается. Человек просто оказался запертым в склепе, с мертвецами, трупы которых уже давно или недавно разлагаются и создают немалый дискомфорт. Атмосфера приближения чего-то зловещего не то чтобы ощущается, а скорее является логичным исходом всех описанных событий. То, что главный герой нарушил покой мертвеца, а так же осквернил его могилу(по сути только гроб), является прозрачным намеком на то, что он обязан получить по заслугам. И в итоге кара настигает его. Но главный герой виновен не только в том, что был неосторожен, когда выбирался из склепа, что могло быть для него хоть каким-то оправданием. И в конце мы узнает, какую же на самом деле серьезную ошибку допустил этот персонаж в своей работе гробовщика, будучи безалаберным и отвратительным работником.
Что ж, это неплохой рассказ, который скорее удивляет, нежели пугает. Эффект этакой неожиданности появляется именно в момент проявления сверхъестественной силы. Это неожиданно. Само ощущение появления ужаса ожидаемо, а вот в каком обличии оно появится, как раз нет. 7 из 10.
Гриф Рифт, 28 июня 2010 г.
Читая рассказ про нерадивого гробовщика Джорджа Берча, так и крутиться одна мысль:«Не рой яму другому, сам в неё попадёшь». Но при этом при всей его нерадивости и неуклюжести его становиться жалко, хоть он и получил по заслугам. А с другой стороны кто сам не без греха, пусть бросит в меня камень. Берч получил очень жестокий урок, но главный в своей жизни. Рассказ невольно заставляет задуматься над собственными поступками в этой жизни...:insane:
Dr. Шпнюжич, 8 января 2010 г.
Мрачная история и в то же время забавная. Простенько рассказанная и прекрасно описанная (уж что-что, а Говард прекрасно описывает, особенно лица). После прочтения рассказа задумываешься и задумываешься всерьез не смотря на всю иронию — как бы самому вдруг не оказаться запертым в собственном склепе. Все же наш собственный «раздолбай» есть у каждого, в том или ином проявлении... :wink:
evridik, 14 октября 2009 г.
Рассказ о наплевательском отношении и о том, что за это бывает. Может, великий Мастер и не задумывал этот рассказ как притчу, но именно так я его восприняла. Судьба гробовщика не вызывает сочувствия, хотя она, несомненно, ужасна.
Mo3k, 30 апреля 2011 г.
Такая банальная ситуация — гробовщик остается запертым в склепе и пытается найти выход. Но она пугает посильнее Ктулху и прочих Древних! Конечно играет роль первобытный страх перед «кладбищем», «гробами» и вообще смертью. Но антураж, атмосфера. Пробирает и по-настоящему пугает!
Концовка вызвала бурю эмоций! Сильно и просто одновременно. Сразу видна мораль, о том, что к людям даже после смерти стоит относиться с почтением. Особенно к тем, кто при жизни были теми еще ублюдками!
Герой наплевательски относится к смерти, к почитанию мертвых. Черствый и флегматичный скептик. Но после случившегося он поменяет свое мнения насчет жизни и смерти. Я к тому что герой идеально подходит для рассказа!
Рассказ не о Ктулху, но в десятку!