fantlab ru

Г. Ф. Лавкрафт «Притаившийся ужас»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.89
Оценок:
862
Моя оценка:
-

подробнее

Притаившийся ужас

The Lurking Fear

Другие названия: Затаившийся страх; Потаённый ужас; Тайная напасть

Рассказ, год; цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 106
Аннотация:

В поселении скваттеров, расположившемся у подножия холма Вершина Бурь, начали пропадать люди. Ходят слухи о таинственном существе, появляющимся только в ночь страшных гроз, которые притягивает особняк Мартенса, что покоится на вершине холма.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— журнал «Weird Tales, June 1928», 1928 г.

— сборник «The Outsider and Others», 1939 г.

— сборник «The Lurking Fear and Other Stories», 1947 г.

— сборник «Dagon and Other Macabre Tales», 1965 г.

— журнал «Startling Mystery Stories, Summer 1966», 1966 г.

— антологию «From the Archives of Evil, Number 2», 1976 г.

— антологию «The Archives Of Evil», 1977 г.

— антологию «Lurking Shadows», 1979 г.

«Тёмные аллеи», 2007 г.

— сборник «The Fiction: Complete and Unabridged», 2008 г.


Экранизации:

«Dark Heritage» 1989, США, реж. Дэвид МакКормик

«Сокрытый ужас» / «Lurking Fear» 1994, США, реж. С. Кортни Джойнер

«Гемоглобин» / «Bleeders» 1997, Канада, США, реж. Питер Сватек



Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Культ Ктулху
2024 г.

Издания:

По ту сторону сна
1991 г.
Том 1. Затаившийся страх
1992 г.
Хребты безумия
1995 г.
По ту сторону сна
2000 г.
Зов Ктулху
2001 г.
Том 1. Притаившийся ужас
2001 г.
По ту сторону сна
2005 г.
Хребты Безумия
2005 г.
Хребты безумия
2006 г.
Болото луны
2007 г.
Притаившийся ужас
2007 г.
Хребты безумия
2007 г.
Хребты безумия
2007 г.
Зов Ктулху
2010 г.
Зов Ктулху. Рассказы. Повести
2011 г.
Обитающий во мраке
2012 г.
Зов Ктулху
2014 г.
Зов Ктулху
2015 г.
Погребенный с фараонами
2015 г.
Зов Ктулху. Хребты Безумия. Мгла над Инсмутом. Повести. Рассказы
2015 г.
Затаившийся страх
2016 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2018 г.
Сны Ктулху
2018 г.
Зов Ктулху
2019 г.
Зов Ктулху
2019 г.
Зов Ктулху
2019 г.
Зов Ктулху
2019 г.
Зов Ктулху
2019 г.
Зов Ктулху
2019 г.
Мифы Ктулху
2019 г.
Зов Ктулху
2021 г.
Зов Ктулху
2021 г.
Призрак в лунном свете. Избранное, редкое, неизданное
2021 г.
Мифы Ктулху
2022 г.
Убиение чудовища
2022 г.
Крысы в стенах
2023 г.
Тень над Иннсмутом
2023 г.
Зов Ктулху. Рассказы. Повести
2024 г.

Периодика:

«Weird Tales» June 1928
1928 г.
(английский)
Startling Mystery Stories, Summer 1966
1966 г.
(английский)

Аудиокниги:

По ту сторону сна
2008 г.
Сборник рассказов 3. Зов Ктулху
2013 г.
Тёмные аллеи 2.2: Ктулху и аколиты
2017 г.
Потаенный ужас
2019 г.

Издания на иностранных языках:

The Most Horror Stories
(английский)
The Outsider and Others
1939 г.
(английский)
The Lurking Fear and Other Stories
1947 г.
(английский)
Cry Horror!
1958 г.
(английский)
Dagon and Other Macabre Tales
1965 г.
(английский)
The Lurking Fear and Other Stories
1973 г.
(английский)
The Lurking Fear and Other Stories
1973 г.
(английский)
From the Archives of Evil, Number 2
1976 г.
(английский)
The Lurking Fear
1977 г.
(английский)
The Archives Of Evil
1977 г.
(английский)
Lurking Shadows
1979 г.
(английский)
Christopher Lee's Archives of Evil
1979 г.
(английский)
Dagon and Other Macabre Tales
1987 г.
(английский)
Dagon and Other Macabre Tales
1987 г.
(английский)
The Fiction: Complete and Unabridged
2008 г.
(английский)
The Complete Fiction
2011 г.
(английский)
A Mountain Walked: Great Tales of the Cthulhu Mythos
2014 г.
(английский)
Повне зібрання прозових творів: Том І
2016 г.
(украинский)
Кліч Ктулху
2017 г.
(белорусский)
The Lurking Fear
2018 г.
(английский)
H. P. Lovecraft Short Stories
2018 г.
(английский)
H. P. Lovecraft Short Stories
2018 г.
(английский)
Повне зібрання прозових творів: Том І
2020 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

После того, как Новый Амстердам (будущий Нью-Йорк) отошел к американским штатам, некоторые голландские колонисты решили поселиться подальше от английских колоний. Один из наиболее непримиримых фермеров, Геррит Мартенс, увез свое семейство в самую глушь — в район Катскилльских гор, построив свой дом прямо на вершине одной из них. Со временем подобное затворничество вышло голландцам «боком»: они начали вырождаться от многочисленных близких браков и терять человеческий облик. И вот через 200 лет в этом районе случилась ужасная трагедия — после одной из сильнейших гроз всё население маленькой деревушки, расположенной в трех милях от усадьбы Мартенсов, было найдено мертвым. Естественно, молва приписала эти смерти проклятому роду голландских переселенцев. Герой рассказа с двумя друзьями решил выяснить, что в этой истории правда, а что — вымысел. Они решают досконально обследовать руины усадьбы на Горе Бурь, чтобы установить, кто стоит за столь ужасным преступлением — человек или демон.

Очередной демоноборец за работой. Надо сказать, история получилась куда более интересной и увлекательной, нежели в «Наследии Пибоди» и «Кошмаре в Ред-Хуке». Во-первых, имеется вполне адекватный сюжет — своеобразный детектив с расследованием давно канувшей в Лету тайны семейного проклятия. Во-вторых, методы установления истины вполне реальны и разумны — никаких философских измышлений или математических абстракций. Только поиски улик в архивах и на месте преступления. Будет даже раскапывание древних могил и ночевка в «проклятом» доме. В-третьих, герой рассказа нарисован обычным человеком, которому свойственно не только мужество, но и страх перед неизведанным. Авто не скупится на прилагательные, которые прямо «дышат» страхом: «жуткий», «чудовищный», «леденящий», «богопротивный». Поскольку герой несколько раз наведывается в проклятое место, необходимая атмосфера ужаса и безысходности создается гарантированно. Особенно, если вы начнете читать сие произведение в грозовую ночь. Как говорится, «сопутствующие эффекты» будут приложены автоматически. Но не увлекайтесь особо, ибо автор намеренно гнет неправильную линию, чтобы озадачить вас в концовке ординарным решением. Возможно, даже разочаровать. На это, собственно, и был расчет: многие из якобы мистических явлений на самом деле получали вполне реальное объяснение и обоснование. Мораль очевидна: перед тем, как принимать на веру сверхъестественные версии произошедшего, вначале убедись в том, что тобой исследованы до конца все правдоподобные варианты.

------------

РЕЗЮМЕ: рассказ о расследовании одного ужасного преступления в отдаленной американской деревушке, которое поначалу посчитали результатом вмешательства сверхъестественных сил. Кстати, современные демоноборцы поступают с точностью «до наоборот»: простые и понятные вещи объясняют исключительно мистическим вмешательством неких «потусторонних сил».

Оценка: 7
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

В целом, читать довольно скучно. Повествование — сухое. Из эмоций, особенно в первой половине, бесконечно повторяющиеся слова «страх» и «ужас».

Стоит выделить идею о деградации — она хороша и способна испугать. Плюс — прием, использованный с Артуром Коури, впоследствии станет для хоррора практически эталоном.

В остальном — тот же Лавкрафт, что и всегда. Напустивший тумана в начале с тем, чтобы благополучно забыть о нем в конце. История, начинающая мистическим детективом, уже к середине полностью теряет свою детективную составляющую. Полиция пропадает из повествования так, как будто ее тоже поглотил «Притаившийся ужас». А ведь будучи в компании главного героя бесследно исчезли вначале двое человек, а потом еще один. Разве не должен был он стать первым и единственным подозреваемым? Видимо, нет.

А еще автор нам, кстати, так и не объясняет эту странную избирательность зловещих тварей, по которой главный герой раз за разом остается жив. Почему? Да просто так.

В итоге, пугает — частично, заставляет задуматься — нет, атмосфера — частично.

Оценка: 6
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Во время первого прочтения этого рассказа он показался едва ли не самым сильным, самым пугающим рассказом сборника. Собственно он показался даже не рассказом – по памяти он был с повесть в плане объёма, наверное, из-за его насыщенности, но при этом нисколько не затянутым. Он казался мне идеальным страшным рассказом – и атмосфера в нём на высоте, и динамика (которая не так уж часто бывает сильной в рассказах Лавкрафта), и из шаблона он выбивается, и визуально пугающих картин тут много (особенно ужаснуло выеденное лицо, да и сама Гора Бурь с холмами, похожими на щупальца дьявольского осьминога, с заброшенным домом на вершине впечатляла), и он действительно полон тайн, так как вся эта жуть поначалу не имеет каких-то ясных очертаний, и выглядит действительно страшной и кровавой неразрешимой загадкой. Да, сейчас градус немножко остыл – в первую очередь из-за того, что я уже знал, в чём дело, и струна интриги, так сильно державшая в первый раз, ослабла. Но и без этого, я считаю, что «Затаившийся страх» – один из самых удачных рассказов автора. И как минимум именно здесь, по-моему, ужас вырождения – тема, довольно часто используемая автором – достигла своего пика, своей внушительной и безумной вершины, при этом оставляя довольно пугающую лакуну для воображения, для страшных предположений: как такое могло случиться? И уже одним этим он сильнее, по-моему, тех же «Крыс в стенах», например. Да просто пугает он, чёрт возьми! А ещё я вижу в нём и легкую ниточку к рассказу «Модель Пикмена», ведь есть же что-то похожее в этих существах (а последний эпизод здесь даже напомнил описание картины Пикмена «Пир упырей») – не повод ли это подумать, что и тамошние чудовища могли появиться подобным путём? В общем – отличный страшный рассказ, пугающей атмосферой, и великолепной интригой, и жутким невообразимым «дном». Рассказ полный чудовищ.

Кстати, а где тут признаки Мифа Ктулху? Я лично ничего такого не увидел – ни древних книг, ни культов, ни монстров из авторского пантеона. Разве что эта возможная связь между здешними созданиями и монстрами в «Модели Пикмена» (о чём я уже говорил выше), но она, по-моему, именно «возможная»… В общем, не вижу я особых оснований причислять его к циклу, тем более, что есть у Лавкрафта вещи и с более ощутимой связью с циклом, но тут они в него почему-то не входят…

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Весьма занимательная задумка с выродившимися тварями, обитающими в подземных катакомбах, эдакие гномы-мутанты. На протяжении всего повествования ждешь проявления некого приведения или полуаморфной твари, что как-то связана или даже таится в подземных ходах, а тут такое! В целом рассказ неплохой, но читается как набросок к полноценной повести.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Обычно я не боюсь ходить по дому с выключенным светом, но это произведение вселило в меня страх. Что может быть ужаснее, чем деградация человеческого разума и тела? А если участники этого процесса живут и питаются неподалеку от родного города? В общем, жутковато и атмосферно. Немного напоминает одну из серий секретных материалов, может создатели вдохновлялись Лавкрафтом?

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Данный рассказ писался Лавкрафтом для журнального издания. Этим объясняется его сюжетная структура, и возможно то, что писатель уделил рассказу не очень много творческого внимания, скомкав хорошую задумку довольно тривиальной развязкой. А ведь у «Затаившегося ужаса», помимо красивого названия, были все предпосылки для того, что бы стать чем то более красивым и «высоким» в жанровом смысле, чем проходной журнальный ужастик.

Антураж рассказа впечатляет — безлюдные холмы, таинственный «ужас» много лет гуляющий по этим холмам, атмосфера заброшенного особняка и приближающейся грозы. Жаль только, что длится это не долго, и «экшен» начинается уже в конце первой главы.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Конечно, такие моменты как исчезновение напарников героя и эпизод с «выеденным» лицом читаются эффектно, но слишком уж быстро они наступают. А вторая часть произведения откровенно разочаровывает — притянутые за уши моменты типа «я это сделал потому что я свихнулся, но чёрт возьми, это помогло!» и наконец, не впечатляющая развязка. Все таки мне в начале казалось что этим таинственным «ужасом» станет нечто нематериальное, необычное, ну там какое нибудь скопление человеческих страхов, или сущность этого явления вообще не будет разгаданна, оставив читателю пищу для размышлений. А стаи деградировавших голландцев — как то не вяжется с сюжетом, да и не пугает вовсе — подобно тому, как не пугает «Герберт Уэст» и прочие произведения, в которых нет того самого «страха перед неизведанным», столь любимого самим Лавкрафтом.

Доработай он эту идею, можно было бы написать что нибудь в масштабах «Таящегося у порога», и роман был бы куда интереснее его. А так — слабовато, но заслуживает 8-и баллов за динамичный сюжет и атмосферу.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наверное, это самая удачная идея Лавкравта в плане представления на суд читателя событий сверхъестественного свойства, да таких событий, что разгадка которых просто реально может свести с ума.

Наверное, это одно из немногих произведений автора, где кульминационные сцены и пугающие моменты встречаются чуть ли в каждой главе. Главный герой живой и энергичный, бесстрашный, бросающийся очертя голову в этот кромешный клубок ужаса. В каждой сцене, в каждой главе мы видим какое-то леденящее кровь событие, после которого у главного героя случается очередной приступ нервного срыва. Это самое насыщенное произведение мастера ужасов. И до самого конца мы не понимаем связь между всеми этими проишествиями. И тут, наверное, где-то мелькает нотка какого-то детектива, какой-то загадки, которая как нельзя лучше интригует до самого конца.

Знаете, у меня у самого было множество версий происходящего. И сцена в заброшенном доме, в котором во время грозы укрылся главный герой со своим новым товарищем, после чего этот товарищ во время грозы решил выглянуть в окно, и, собственно, затем произошло очередное событие, осталась для меня не раскрытой и непонятной, так как сама разгадка, которая открылась в конце, как-то не склеивается с этой сценой. Скорее эта сцена пугает, как пугала бы в типичном ужастике, она сбивает с толку, но ни как не вяжется с истиной, которую обнаружил главный герой в подвале особняка.

Так или иначе задумка действительно удачная и оригинальная. Описание последней сцены, в которой появление этих страшных существ ассоциируется у главного героя с потоком какой-то мерзотной ужасающей субстанции, просто заслуживает всех похвал. А собственно, разгадка, которая уходит корнями к владельцам этого загадочного дома — особняка, действительно поражает и объясняет все эти мистические события (кроме одной сцены).

Оригинальное произведение насыщенное и красочное среди всего творчества Лавкрафта, атипичное для автора, как создателя саспенса и равномерного нагнетания атмосферы. Оценимо по достоинству всеми приверженцами творчества мастера.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что ж, вновь я пишу отзыв на повесть Лавкрафта. Но я попросту не смог удержаться, настолько этот писатель сумел впечатлить меня своим творчеством. И каждый раз, когда я заканчиваю читать очередной его рассказ, руки так и чешутся изложить на бумаге (ну, верней, не на бумаге, а на данном сайте, но первое высказывание звучит, согласитесь, значительно более поэтично, чем второе) всё те мыслишки, которые у меня возникали в процессе ознакомления с текстом произведения.

Итак, повесть, о которой я хочу поведать на этот раз, называется «Притаившийся ужас». И, по моему личному мнению, из всех рассказов Лавкрафта, прочитанных мною на данный момент, данное произведение является самым атмосферным и самым жутким. Даже «Зов Ктулху» со своими древними культами и кошмарными сновидениями оказался не таким пугающим. Вполне возможно, так случилось по той простой причине, что в «Зове» сразу понятно, кто является причиной всех происходящих в нём жутких событий (действительно, ведь я слышал о Ктулху и о его культе задолго до того, как прочитал рассказ, да и до того, как впервые услышал о Лавкрафте). А в «Притаившемся ужасе» до самого конца причина остаётся не ясной. И только в финале она неожиданно обнаруживается, и правда, подобно мощному хлысту, ударяет по читателю.

Теперь перейдём непосредственно к сюжету произведения. В рассказе повествуется о молодом искателе приключений на свою пятую точку, который вместе с двумя друзьями отправляется в некое захолустье, дабы расследовать череду произошедших там жестоких убийств. Троица останавливается в местном особняке, старом как мир или даже старше, и в первую же ночь во время грозы двое друзей главного героя утаскивает во тьму нечто кошмарное, жуткое и отвратное, нечто, чей силуэт на мгновение появился из мрака во время вспышки молнии...

Оценка: нет
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Обожаю тему «маленьких людей» («little people») в литературе ужасов. Это рассказы о затерянных расах (возможно, деградировавших), чаще всего скрывающихся от внешнего мира под землей. Одним из первых произведений на эту тему можно назвать известный рассказ Артура Мэйчена «Сияющая пирамида», из которого черпали вдохновение неразлучная пара Говард-Лавкрафт. Именно новеллы Роберта Говарда заставили меня полюбить эту тему; у него немало таких произведений: «Черви Земли», «Живущие под усыпальницами», «Долина сгинувших», «Люди тьмы» и другие. Но и у Лавкрафта кое-что есть (тот же «Безымянный город», например).

И вот — «Затаившийся Страх». Прочитал я этот рассказ благодаря рекомендации Ригеля Четырнадцатого, за что ему большое спасибо!..

Главный герой ведет расследование: он желает найти некий Затаившийся Страх, повергающий в ужас поселян вокруг горы Темпест-Маунтин. На вершине стоит особняк Мартенсов, давно уже необитаемый, о котором даже ходят жуткие легенды. Здесь часты грозы, во время которых и происходят ужасные события с участием Затаившегося Страха...

Вроде ничего специфического, я даже сначала засомневался, зачем мне был рекомендован этот рассказ? Что же такое есть в этом произведении, что позволяет его отнести к теме «little people»? И ответ на этот вопрос был найден только в самом финале. Хоть и косвенно, но произведение, действительно, развивает тему «little people». Это мне понравилось в данном тексте.

К сожалению — это, пожалуй, и все, что приглянулось. Лавкрафт, конечно, остается Лавкрафтом и пытается нагнать ужаса характерным для него способом, но как-то не впечатляет — увы... Есть у него вещи гораздо более жуткие.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

На первой же странице ГГ заявляет, что есть у него некая зловещая тайна, которую ему бы лучше и не знать. Впечатляет. Далее видим, что нечто таинственное убивает его друзей, а главного героя почему-то щадит. Интригует. И на этом всё — далее сюжет непрестанно топчется на месте. Ну и банальная концовка. Монстры конечно страшненько-миленькие, но вот почему ЭТО дважды проявляло милосердие к нашему персонажику — я так и не понял.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ атмосферный, в основном благодаря антуражу: грозы, старый особняк, некая тварь, виновная в исчезновении и гибели людей... В общем, недетское чтение.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

В этом произведении автор описывает глухую местность с присущеми ей всеми тайнами и страхами, ужасными деревьями, постоянными грозами, а главное появление жуткого монстра во время дождя наводящего ужас на всех местных жителей. Короче довольно не плохой рассказ, мастера может не лучший, но не плохой!

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх