Ещё один авторский сборник В. Новикова из моей библиотеки называется "Путешествие "Геоса" (1964). Он полностью — фантастический. Содержание книги в выходных данных названо повестью, но на самом деле в сборник входит несколько не очень прочно связанных друг с другом произведений малой и средней формы.
Валентин Новиков. Путешествие "Геоса". Алма-Ата: Казахское государственное издательство художественной литературы, 1964 г. Тираж: 110000 экз. Оформление художника Н. Самборского.
Далее материале:
О повестях Валентина Новикова "Острова прошедшего времени" и "Путешествие "Геоса".
С детьми на борту в прошлое — наобум.
На какой энергии работал корабль времени дяди Альберта?
А вот еще немного почтового материала из моей скромной коллекции. Здесь представлены марки, конверты первого дня и почтовые буклеты с картинами Теодора Северина Киттельсена и Эрика Теодора Вереншёлля.
Теодор Северин Киттельсен (Theodor Severin Kittelsen, 27.04.1857 г. — 21.01.1914 г.) — норвежский художник, график и иллюстратор, знаменитый своими пейзажами и рисунками на мифологические сюжеты, в первую очередь изображениями троллей.
Пряничек (Pannekaken)
цитата
Жила на свете одна женщина. Она страсть как любила печь всякие вкусности. И был у неё маленький сынок, кругленький да пухленький, и такой сладкоежка, что звала она его Пряничек.
В сказке мальчик оказался еще и находчивым, и не только обманул троллиху, но и накормил ее собственной дочкой.
Тролль, задумавшийся над тем, сколько ему лет. (Trollet som grunner på hvor gammelt det er, 1911)
цитата
Высоко в горах всё внизу кажется таким ничтожным. В торжественной тишине летит мысль, широко распахнув крылья.
Свет вечернего солнца окрашивает багрянцем одну вершину за другой, будто великое божество степенно обходит свои владения и освещает их огромным фонарём.
Испуганной птицей вздрагиваю я в тревожной тиши каменистой пустыни — малейший шорох отдаётся здесь гулким эхом, как в пропасти. Спокойно и равнодушно взирают на мой смятенный трепет горы. Я ощущаю, как земной шар парит в мировом пространстве, как облака щекочут мне затылок. Всё вокруг такое величественное, такое пустынное… Смотри, солнце садится! Кровь стынет в жилах, и в сердце рождается отчаянная молитва: «Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня!»
Над головой собираются тучи, предвещая непогоду, ледяной ветер проносится по нагорью, спрашивая на все лады: «Куда, куда?»
Что за чудовищный грохот прорезает тишину? Тучи наливаются чернотой. И вокруг слышится шелест миллионов дождевых капель, как будто кто-то вдруг разразился слезами от нестерпимой боли.
Из тёмных туч сверкает молния… Горы гудят…
Нет, это не пастух гремит своей колотушкой!
Из тумана раздаётся вопль, такой громкий, что камни осыпаются с гор: «Я хозяин в Йотунхейме!»
В прошлом году я получил от жены фигурку по этой картине, сделанную ее руками на мой день рождения, с намеком о прожитых годах...
Король Валемон (Kvitebjorn Kong Valemon, 1912)
цитата
Жил когда-то на свете бедный человек с женой. Всего богатства у них было — полный дом детей. Ходили они всегда оборванные и голодные, и только одним не обошла их судьба — все как на подбор были красивые. А уж младшая дочь — такая красавица, что никто с ней не мог сравниться. Однажды поздней осенью, когда на дворе была непроглядная темень — хоть глаз выколи — и дождь лил словно из ведра, а ветер налетал с такой силой, что весь домик трещал и шатался, вся семья сидела возле очага. Мать и дочки штопали и шили, а отец и сыновья занимались всякими поделками. И вдруг в окно кто-то три раза постучал.
Хозяин пошёл посмотреть, кто бы это мог быть. Он открыл дверь — да так и ахнул. Перед ним стоял огромный белый медведь.
— Добрый вечер! — сказал белый медведь.
— Добрый вечер, — ответил хозяин.
— Я пришёл к тебе свататься, — сказал белый медведь. — Отдай за меня свою младшую дочь, и ты будешь так же богат, как теперь беден.
"Король Валемон" стал не менее популярной картиной Киттельсена для обложек иллюстрированных им книг, а еще сказка замечательно экранизирована.
В том же, 1972, году был выпущен конверт первого дня со спецгашением.
В 2003 году были выпущены марки уже современного образца, самоклеющиеся, оформленные для удобства в буклеты.
Лесной тролль (Skogtroll, 1906)
цитата
Лес, бескрайний и дикий, оставил в нас свой след, мы стали частью этой природы. Мы любим лес таким, какой он есть, — сильным и мрачным.
Детьми смотрели мы вверх, на шумящие ветви сосен и елей. Глазами и душой следили за мощными стволами, взбирались по ним, цепляясь за их узловатые ветви-руки, туда, наверх, на самую верхушку, качающуюся от ветра, — в эту прекрасную синеву.
Садилось солнце. На поляны плотной пеленой опускались одиночество и покой. Казалось, земля не осмеливается перевести дыхание, а лес застыл в безмолвном ожидании. Только сердца наши бешено колотились. Мы хотели ещё — мы просили, мы умоляли, мы требовали сказок! Суровых, диких сказок для нас, бедных детей.
И лес дарил нам сказку.
Она бесшумно подкрадывалась, словно на мягких кошачьих лапах.
Всё, что до этого точно окаменело, теперь начинало двигаться.
Вдалеке подалась вперёд поросшая лесом гора. Удивление и страх будто бы витали над ней… Вот у неё появились глаза… она пошевелилась… и направилась прямо к нам! А мы замирали от восторга и ужаса, мы всей душой любили это чудо!
Это же лесной тролль! В его единственном глазу были для нас страх и ужас, золото и богатство — всё то, чего жаждала наша детская душа.
Мы хотели бояться — но мы хотели и противостоять этому страху! Такие маленькие, мы мечтали подразнить тролля, догнать его и украсть его золото. Но больше всего мы хотели заполучить его светящийся глаз. Подумать только! У такого ужасного тролля — такой чудесный глаз!
Он светился и переливался, как ясный день посреди тёмной ночи. То, чего ты раньше не замечал, о чём даже и не думал, отражалось в нём и становилось прекрасным. Лесной ручей струился с серебряным журчанием, сосна расцветала красноватыми шишками, даже неприметный мох на скале сверкал, будто россыпь драгоценных камней, и хотелось упасть и прижаться к нему, как к материнской груди.
— Мы любим тебя, глухой, тёмный лес, таким, какой ты есть, — сильным и мрачным. Ты наша любимая книжка с картинками: вот белка грызёт шишку, синица выглядывает из сосновых веток, медведь ревёт в рощице. И лесной тролль идёт, тяжело ступая и держа голову высоко над верхушками деревьев: «Бу, бу!»
Водяной (Nokken, 1904)
цитата
Коварен водяной, всё норовит человека под воду утащить. Потому после захода солнца будь настороже.
Иной раз прячется он в нежной белой кувшинке. Рука так и тянется сорвать прекрасный цветок… Но стоит лишь его коснуться — в миг провалишься в глубокий омут, и водяной схватит тебя мокрыми, скользкими лапами.
А то присядешь как-нибудь вечером один на берегу лесного озера… И поплывут воспоминания, одно за другим, — такие живые, тёплые, будто солнечные блики меж листьев кувшинок. Но берегись! Это водяной играет на струнах человеческой души. Волшебное озеро навевает воспоминания, а в глубине затаился водяной. Он знает, как легко поймать человека в сеть чудесных мерцающих отражений.
цитата
«после смерти Киттельсена мир будто опустел. Киттельсен был уникален… Никто с ним не сравнится… Даже тролли исчезли вместе с ним навсегда. Во всяком случае, я с тех пор их больше не видел» Кристиан Скредсвиг
Эрик Теодор Вереншёлль (11.02.1855 г. — 23.11.1938 г.) — норвежский художник и график. Автор жанровых картин с изображениями крестьянства, портретов (Бьёрнстьерне Бьёрнсона, Генрика Ибсена и др.), пейзажей, иллюстраций к сборнику «Норвежские народные сказки» (П. К. Асбьёрнсена и Й. Э. Му) и норвежскому изданию «Круга земного» исландского поэта Снорри Стурлусона. Некоторое время он много путешествовал по европе, и довольно долго работал в Мюнхене, где впервые стал делать иллюстрации к норвежским сказкам. По возвращению в Норвегию, он стал иллюстрировать сказки вместе с теодором Киттельсеном.
Он иллюстрировал Норвежские народные сказки (Norske Folkeeventyr ) в 1879 году и продолжил работу над «Приключенческими сказками для детей» ( Eventyrbog для Бёрна. Norske Folkeeventyr ) Асбьёрнсена и Му в трех томах в период 1882–1887 годов. Вереншёлль иллюстрировал новое издание «Саг о королях» (Kongesagae) Снорри Стурлусона и «Семью в Гилье» (Familjen paa Gilje) (1903) Йонаса Ли .
И тогда они оба от души рассмеялись (Så lo de godt begge to)
цитата
"И тогда они оба от души рассмеялись, как будто уже посадили парня на кол"
В том же году был выпущен конверт первого дня со спецгашением для этих марок.
15. В рубрике «Рецензии комиксов» напечатаны три коротких текста.
15.1. Рецензия Вальдемара Мяськевича носит название:
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ПОЭЗИЯ
(Poezja Średnoweiecza)
Если рецензировавшийся в NF 1/09 комикс «Спутники сумерек» назвать средневековой прозой, то «Вооруженный сад» — это его поэзия.
«Замаскированный пророк», «Вооруженный сад» и «Влюбленный барабан» — три средневековые песни, обогащенные образами. Именно так! ДЭВИД Б. (псевдоним Пьера-Франсиса Бошара), словно бард, играет сложные ритмы вечного dance macabre. Он втягивает в этот танец халифа Харуна Ар-Рашида, Яна Жижку, адамитов, подверженных влиянию отдельных личностей и, прежде всего, беззащитного читателя. Магия истории поглощает и обезоруживает. Как и во «Вратах рая»Ежи Анджеевского, персонажи сталкиваются с проблемой веры, лжепророков, спасения и любви. И что действительно странно, нет простых и предсказуемых решений.
Визуально комикс напоминает истории, разыгрывающиеся на полотнах БОСХА. Разве только они кадрированы и дополнены диалогами. Даже пропорции нарисованных персонажей укладываются в каноны средневековых живописцев. Хотя в обсуждаемых историях много крови, наготы и насилия, рисунок очень тонкий, свежий по сравнению с поп-культурной модой и соответствующими схемами.
”Uzbrojony ogród I inne historie”. Scenariusz i rysunki David B. Tłum. Katarzyna Koła. „Kultura Gniewu”, 2009 («Вооруженный сад и другие истории». Сценарий и рисунки ДЭВИДА Б. Пер. КАТАЖИНЫ КОЛА. “Kultura Gniewu”, 2009
Подводим итоги прошедшего года в области разработки. За год было выпущено как несколько крупных обновлений, так и россыпь мелких. И новый функционал написан, и старый в ряде мест доработан. Вспомним же кратко.
Обновления
В марте 2024 вышел обновлённый поиск по жанру, а также были представлены некоторые дополнения и обновления для жанрового классификатора в целом. Если вспомнить добавленные тогда пункты классификатора, то совместными усилиями лаборантов-философов почти за год было полностью классифицировано 15 вестернов, 4 произведения с местом действия в Юго-Восточной Азии, 12 в совсем неопределённом месте действия, 2 с использованием мифологии малых народов России. А каких пунктов до сих пор в нём не хватает больше всего по вашему?
Позже весной был открыт целый новый раздел — Атлас миров, содержащий тогда около ста открытых миров и 350 карт. С того времени количество открытых миров увеличилось до 212, а карт сейчас загружено около 700. И это не предел, Атлас продолжает пополняться новыми мирами.
Летом скромно вышло обновление расширения для браузера Fantlab Searcher, небольшое, но довольно важное для его будущего.
Осенью был релиз обновления с новыми графиками и различной пользовательской информацией. Графики на сайте были переведены на современную библиотеку, а также добавлено много новых. Всё это значительно улучшило информативность сайта во многих аспектах.
Кроме больших обновлений, были разные мелкие патчи, о которых в основном отдельно не писалось, но многие пользователи могли заметить внесённые изменения (особенно админы). Дорабатывались элементы дизайна сайта, правились баги (в том числе и очень старые), добавлялся мелкий функционал.
Как можно догадаться, за чем-то сделанным всегда грустит несделанное, причём куда больших размеров. Сайт по-прежнему держится на труде энтузиастов, и разработки это тоже касается. Поэтому не лишним будет напомнить, что мы ищем дополнительные рабочие руки и мозги, которые хотели бы заняться улучшением любимого сайта. Список "вакансий" примерно такой:
бэкенд-разработчик. Ключевые слова: Perl, MySQL. Вообще опыт работы с Перлом не так уж важен. Важнее желание, т.к. для пытливого программиста это всего лишь ещё один синтаксис. Требуется хоть какой-то опыт и понимание разработки классических клиент-серверных приложений, желателен также опыт коллективной разработки (git).
фронтенд-разработчик. Ключевые слова: HTML, CSS, JavaScript, JQuery, Vue, ECharts, адаптивная вёрстка. Обычно всё-таки подразумевается фулстек, т.к. людей мало, а чисто фронтендовой работы не так уж много. Однако баланс между этими двумя сторонами у каждого разработчика может значительно отличаться. Требования: базовые знания троицы HTML, CSS, JS. Знание каких-либо фреймворков не обязательно, для наших задач обычно "ванильных" технологий хватает.
разработчик мобильных приложений (подразумевается Android, но если есть желание и возможность — можно подумать над приложением для iOS). Текущее мобильное приложение для Фантлаба давно не развивается и не поддерживается никем, и функционала там не хватает для большинства пользователей. А полноценное приложение в современном цифровом мире очень пригодилось бы. В данном случае требования могут быть совершенно разные, в зависимости от того, продолжать ли развивать имеющийся проект, или начать делать новое приложение с удобными для конкретного разработчика технологиями. API для сайта есть, поддержку и развитие его при необходимости обеспечим.
UI-дизайнер (дизайнер интерфейса). Нужен человек с хорошим дизайнерским чутьём, который бы занимался выработкой единого дизайна для разных элементов сайта, фиксировал бы огрехи в дизайне, помогал бы в проработке внешнего вида новых страниц и разделов. Требования: общее понимание современной адаптивной вёрстки сайтов, знакомство с основными современными подходами в дизайне сайтов и приложений. Умение продвинуто редактировать изображения тоже будет плюсом, но в целом с этим проблем не так много, ФантЛаб в первую очередь текстовый сайт, обработка иконок и фонов редко требует больших трудозатрат у разработчиков. Кстати, у нас есть разные наработки по редизайну и улучшайзингу, но их надо переосмыслить и внедрить очень аккуратно и осмысленно.
Постоянного соц.пакета разработчикам предложить не можем, но будут периодические бонусы и плюшки, а также творческая свобода для самореализации (у разработчиков сайта есть своя песочница, где они могут творить что душе угодно с его интерфейсом), получение опыта в работе над реальным популярным сайтом (пусть и не с самым популярным технологическим стеком), и, конечно же, лучи добра от администраторов и пользователей сайта и серьёзный буст кармы. Всё что нужно для работы поможем настроить и подскажем.