16. В рубрике «Рецензии»:
Павел Матушек знакомит читателей журнала с романами британского писателя Чайны Мьевиля «Железный Совет» (China Miéville “Żelazna Rada”. Tłum. Tomasz Bieroń. “Zysk I S-ka”, 2009) и американского писателя Джеффа Вандермеера «Подземный Венисс» (Jeff VanderMeer “Podziemia Veniss”. Tłum. Grzegorz Komerski. “MAG”, 2009); «наиболее интересны те писатели, которые не только выработали собственный стиль, познали секреты литературного мастерства, но и нашли способ перевести свои страсти, неврозы и сумасшествия на язык оригинальной прозы, характеризующейся содержанием авторской индивидуальности выше среднего, такие как Чайна Мьевиль и Джефф Вандермеер. Несмотря на то, что критики сваливают их произведения в один ящик с ярлыком “Нью Вирд”, каждый из них на самом деле идет по путям собственных навязчивых идей»;
Войцех Хмеляж в общем хвалит молодежные фэнтезийные романы итальянской писательницы Сильваны де Мари «Последний дракон» и «Последний орк» (Silvana de Mari “Ostatni smok”, “Ostatni ork”. Tłum. Anna Filip. “WAB”); «это продолжения популярного романа “Последний эльф” <…> Практически весь арсенал классической фэнтези, которым умело и грамотно пользуется Сильвана де Мари, — это все та же мрачная история, разрывающаяся между миром взрослых и детей. Страна, созданная писательницей — ужасное место, полное страдающих людей, злых правителей и вечного голода. Единственная надежда – это капелька добра и честности, спрятанная в людях, несмотря на условия, в которых они живут. И “Последний дракон”, и “Последний орк” — это описание поиска этой капельки, долгого обучения тому, как быть хорошим в плохом мире, и как, в конце концов, помочь добру изменить мир к лучшему. Путь поиска лучшего себя долог, извилист, полон препятствий и трудных решений. Сильвана де Мари поставила перед собой цель научить молодых людей тому, что хотя мир такой, какой он есть, стоит быть порядочным человеком. И этой цели ей удалось достичь с помощью привлекательного сюжета и без излишнего морализаторства»;
Якуб Винярский советует обратить внимание на монографию швейцарского филолога и писателя Петера фон Матта «Интрига. Теория и практика в литературе» (Peter von Matt “Intryga. Teoria i praktyka w literaturze” – это “Die Intrige: Theorie und Praxis der Hinterlist”, 2006. Przełożyli Izabela Sellmer, Arkadiusz Żychliński. “Prószyński I S-ka”. Warszawa, 2009); следует отметить, что в оригинале книга называется жестче: «Теория и практика обмана»; «фон Матт сделал невероятную вещь. А именно, он выделил и охарактеризовал те элементы литературного произведения, наличие которых определяет, увлечет ли людей чтение или нет. Он показал и охарактеризовал закономерности, по которым литература не только создавалась, но и читалась. Занялся книгами, но также и читателями, или, точнее, Великим Коллективным Читателем, вечно жаждущим одного и того же: интриги, контринтриги и еще раз интриги. <…> Фон Матт написал книгу, в которой попытался изложить общую теорию обмана. “Уловка и ложь в философии и литературе”, “Добро и зло в литературе”, “Эрос и честь: комедия с безумнейшей интригой”, “Рождение интеллектуала от дьявола” — вот лишь некоторые из названий глав и тем, обсуждаемых в монографии»;
Рафал Сливяк рекомендует для чтения роман классика американской научной фантастики Роберта Силверберга «Roma Eterna» (Robert Silverberg “Roma Eterna”. Tłum. Dariusz Kopociński. “Solaris”, 2009); «хорошо написанная альтернативная история может быть столь же захватывающей, как и реальная история. <…> В альтернативной реальности Силверберга Римская империя не пала. Хотя она и была разделена, ее западная часть сопротивлялась натиску варваров и не раз добивалась господства над Византией. В конечном результате вся империя была объединена, а затем преобразована во Вторую республику. В десяти самостоятельных повествовательных эпизодах Силверберг показывает ключевые моменты своей версии истории Вечного Рима с 1282 по 2723 годы по римской датировке (т.е. от основания города в 753 до н.э.), что соответствует 529-1970 годам нашего календаря. В прологе мы узнаем, что известные нам в т.ч из Библии события развивались иначе. Моисею не удалось вывести евреев из Египта в Землю Обетованную. В связи с этим Иисус не родился и не утвердилось христианство, способное расшатать устои политеистических культов Империи. Последующие повороты истории Рима показаны автором с точки зрения людей, так или иначе причастных к творению истории. Благодаря этому они обретают эмоциональный фон, психологическую достоверность, разностороннюю субъективную оценку. Такая перспектива также позволяет нам познакомиться с повседневной жизнью жителей Рима на протяжении веков. Среди ключевых моментов альтернативной истории, описанных Силвербергом, некоторые заслуживают особого внимания. К ним относятся убийство пророка Мухаммеда до того, как он начал проповедовать учение ислама, поражение римских легионов в столкновении с процветающей империей майя, недолго длившееся завоевание Западной империи Восточной и гораздо более долгое подчинение Византии Риму, наконец кровавая революция, уничтожившая империю. Описывая эти эпизоды, автор пытается выяснить, какие политические и военные меры позволили бы эффективно управлять огромной страной на протяжении столетий в меняющихся исторических обстоятельствах. Он доказывает, что для того, чтобы функционировать, империя должна оставаться динамичной, потому что стабильность превращается в застой, а тот, в свою очередь, ведет к декаденсу и падению. Поэтому очередные покушения на правителей, войны, периоды террора, переворотов и революций, хотя и приносят вред людям, являются для империи фактором, обновляющим ее и дающим ей новый импульс к развитию»;
Иоанна Кулаковская рассказывает много интересного о романах американской писательницы Шарлин Харрис «Могильное чувство» и «Гроб с сюрпризом» (Charline Harris “Grobowy zmysl” – это “Grave Sight”, 2005; в переводе на русский «День мертвеца»; “Grob z niespodzianką” -- это “Grave Surprise”, 2006; в переводе на русский «Подарок мертвеца». Tłum. Dominika Schimscheiner. “Fabryka Słów”, 2008 i 2009), завершая рассказ выводом: «Что интересно, оба романа затягивают при чтении. Может быть, из-за ясности стиля? В любом случае, эти книги идеально подходят для долгого путешествия, во время которого нам хочется чем-то заняться, но при этом не хочется ни в малейшей степени переутомлять свой ум»;
Дагмара Трембицкая/Dagmara Trembicka знакомит читателей журнала со сборником интервью, взятых у польских писателей-фантастов Агнешкой Кавулей и опубликованных под названием «Мне нравится быть фантастом» (Agnieszka Kawula “Lubię być fantastą”. “Wydawnictwo Dolnośląskie”, 2009); «Агнешка Кавуля задалась целью выяснить, что побуждает популярных писателей заниматься фантастикой и как они пытаются достучаться до целевых читателей. В интервью она задает вопросы об их интересах, детстве, любимых авторах и героях книг. Для фэнов – это ценные сведения, позволяющие глубже заглянуть в историю, лучше понять сюжет или героя. К сожалению, книге присущи и некоторые недостатки. Вопросы, задаваемые Кавулей каждому из писателей, практически идентичны, и это вроде бы хорошо, ведь идея заключалась в том, чтобы вытянуть из всех одну и ту же информацию, но читателю в конце концов приедается. Может быть, это связано с отсутствием опыта или с возрастом Агнешки Кавули, но некоторые интервью на удивление мелки – будучи прочитанными, они почти сразу же забываются. Порой интервьюируемые не обращают внимания на интервьюера, говоря только то, что хотят, и вовлекая ее в разговор совершенно не по теме дискуссии. В беседах также много такой информации, которую можно прочитать в Интернете или других интервью»;
Ежи Стахович сообщает о выходе из печати боевика американского писателя Дэвида Вебера «Боло!» (David Weber “Bolo!”. Tłum. Jarosław Kotarski. “Rebis”, Poznań, 2009);
Пшемыслав Романьский анализирует сборник рассказов польского писателя Анджея Пилипюка «Лесоруб» (Andrzej Pilipiuk “Rzeźnik drzew”. “Fabryka Słów”, 2009); «в половине своего объема название новейшего сборника рассказов Анджея Пилипюка приобретает буквальный смысл: каждое дерево, срубленное под его издание — мертвое дерево, и вина лежит на рассказах, недостойных публикации. Столь резкая оценка оправдана остальной частью сборника – обстоятельной, увлекательной и захватывающей. Это она, эта часть, показывает, как быть могло, а не как есть» (стр. 65—68).
17. В рубрике «Felieton» напечатана статья Ежи Жимовского/Jerzy Rzymowski “Unplugged” – о искусственном разуме, новых технологиях и бунте машин (стр. 77).
18. В этой же рубрике размещена статья “Przepraszam przyrodo/Прости, природа” Лукаша Орбитовского/Łukasz Orbitowski, в которой рецензируется фильм “Long Weekend” (реж. Колин Эгглстон, Австралия, 1978) (стр. 78).