Мифология и этнография на


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «darken88» > Мифология и этнография на марках. Часть II. Теодор Киттельсен и Эрик Вереншёлль.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Мифология и этнография на марках. Часть II. Теодор Киттельсен и Эрик Вереншёлль.

Статья написана сегодня в 12:13

А вот еще немного почтового материала из моей скромной коллекции. Здесь представлены марки, конверты первого дня и почтовые буклеты с картинами Теодора Северина Киттельсена и Эрика Теодора Вереншёлля.

Теодор Северин Киттельсен (Theodor Severin Kittelsen, 27.04.1857 г. — 21.01.1914 г.) — норвежский художник, график и иллюстратор, знаменитый своими пейзажами и рисунками на мифологические сюжеты, в первую очередь изображениями троллей.

Киттельсен, 1852
Киттельсен, 1852


Пряничек (Pannekaken)

цитата
Жила на свете одна женщина. Она страсть как любила печь всякие вкусности. И был у неё маленький сынок, кругленький да пухленький, и такой сладкоежка, что звала она его Пряничек.

В сказке мальчик оказался еще и находчивым, и не только обманул троллиху, но и накормил ее собственной дочкой.


Тролль, задумавшийся над тем, сколько ему лет. (Trollet som grunner på hvor gammelt det er, 1911)

цитата
Высоко в горах всё внизу кажется таким ничтожным. В торжественной тишине летит мысль, широко распахнув крылья.

Свет вечернего солнца окрашивает багрянцем одну вершину за другой, будто великое божество степенно обходит свои владения и освещает их огромным фонарём.

Испуганной птицей вздрагиваю я в тревожной тиши каменистой пустыни — малейший шорох отдаётся здесь гулким эхом, как в пропасти. Спокойно и равнодушно взирают на мой смятенный трепет горы. Я ощущаю, как земной шар парит в мировом пространстве, как облака щекочут мне затылок. Всё вокруг такое величественное, такое пустынное… Смотри, солнце садится! Кровь стынет в жилах, и в сердце рождается отчаянная молитва: «Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня!»

Над головой собираются тучи, предвещая непогоду, ледяной ветер проносится по нагорью, спрашивая на все лады: «Куда, куда?»

Что за чудовищный грохот прорезает тишину? Тучи наливаются чернотой. И вокруг слышится шелест миллионов дождевых капель, как будто кто-то вдруг разразился слезами от нестерпимой боли.

Из тёмных туч сверкает молния… Горы гудят…

Нет, это не пастух гремит своей колотушкой!

Из тумана раздаётся вопль, такой громкий, что камни осыпаются с гор: «Я хозяин в Йотунхейме!»

В прошлом году я получил от жены фигурку по этой картине, сделанную ее руками на мой день рождения, с намеком о прожитых годах...

Король Валемон (Kvitebjorn Kong Valemon, 1912)

цитата
Жил когда-то на свете бедный человек с женой. Всего богатства у них было — полный дом детей. Ходили они всегда оборванные и голодные, и только одним не обошла их судьба — все как на подбор были красивые. А уж младшая дочь — такая красавица, что никто с ней не мог сравниться. Однажды поздней осенью, когда на дворе была непроглядная темень — хоть глаз выколи — и дождь лил словно из ведра, а ветер налетал с такой силой, что весь домик трещал и шатался, вся семья сидела возле очага. Мать и дочки штопали и шили, а отец и сыновья занимались всякими поделками. И вдруг в окно кто-то три раза постучал.

Хозяин пошёл посмотреть, кто бы это мог быть. Он открыл дверь — да так и ахнул. Перед ним стоял огромный белый медведь.

— Добрый вечер! — сказал белый медведь.

— Добрый вечер, — ответил хозяин.

— Я пришёл к тебе свататься, — сказал белый медведь. — Отдай за меня свою младшую дочь, и ты будешь так же богат, как теперь беден.

"Король Валемон" стал не менее популярной картиной Киттельсена для обложек иллюстрированных им книг, а еще сказка замечательно экранизирована.

В том же, 1972, году был выпущен конверт первого дня со спецгашением.

В 2003 году были выпущены марки уже современного образца, самоклеющиеся, оформленные для удобства в буклеты.

Лесной тролль (Skogtroll, 1906)

Skogtroll, 1906
Skogtroll, 1906

цитата
Лес, бескрайний и дикий, оставил в нас свой след, мы стали частью этой природы. Мы любим лес таким, какой он есть, — сильным и мрачным.

Детьми смотрели мы вверх, на шумящие ветви сосен и елей. Глазами и душой следили за мощными стволами, взбирались по ним, цепляясь за их узловатые ветви-руки, туда, наверх, на самую верхушку, качающуюся от ветра, — в эту прекрасную синеву.

Садилось солнце. На поляны плотной пеленой опускались одиночество и покой. Казалось, земля не осмеливается перевести дыхание, а лес застыл в безмолвном ожидании. Только сердца наши бешено колотились. Мы хотели ещё — мы просили, мы умоляли, мы требовали сказок! Суровых, диких сказок для нас, бедных детей.

И лес дарил нам сказку.

Она бесшумно подкрадывалась, словно на мягких кошачьих лапах.

Всё, что до этого точно окаменело, теперь начинало двигаться.

Вдалеке подалась вперёд поросшая лесом гора. Удивление и страх будто бы витали над ней… Вот у неё появились глаза… она пошевелилась… и направилась прямо к нам! А мы замирали от восторга и ужаса, мы всей душой любили это чудо!

Это же лесной тролль! В его единственном глазу были для нас страх и ужас, золото и богатство — всё то, чего жаждала наша детская душа.

Мы хотели бояться — но мы хотели и противостоять этому страху! Такие маленькие, мы мечтали подразнить тролля, догнать его и украсть его золото. Но больше всего мы хотели заполучить его светящийся глаз. Подумать только! У такого ужасного тролля — такой чудесный глаз!

Он светился и переливался, как ясный день посреди тёмной ночи. То, чего ты раньше не замечал, о чём даже и не думал, отражалось в нём и становилось прекрасным. Лесной ручей струился с серебряным журчанием, сосна расцветала красноватыми шишками, даже неприметный мох на скале сверкал, будто россыпь драгоценных камней, и хотелось упасть и прижаться к нему, как к материнской груди.

— Мы любим тебя, глухой, тёмный лес, таким, какой ты есть, — сильным и мрачным. Ты наша любимая книжка с картинками: вот белка грызёт шишку, синица выглядывает из сосновых веток, медведь ревёт в рощице. И лесной тролль идёт, тяжело ступая и держа голову высоко над верхушками деревьев: «Бу, бу!»

Водяной (Nokken, 1904)

Nokken, 1904
Nokken, 1904

цитата
Коварен водяной, всё норовит человека под воду утащить. Потому после захода солнца будь настороже.

Иной раз прячется он в нежной белой кувшинке. Рука так и тянется сорвать прекрасный цветок… Но стоит лишь его коснуться — в миг провалишься в глубокий омут, и водяной схватит тебя мокрыми, скользкими лапами.

А то присядешь как-нибудь вечером один на берегу лесного озера… И поплывут воспоминания, одно за другим, — такие живые, тёплые, будто солнечные блики меж листьев кувшинок. Но берегись! Это водяной играет на струнах человеческой души. Волшебное озеро навевает воспоминания, а в глубине затаился водяной. Он знает, как легко поймать человека в сеть чудесных мерцающих отражений.


цитата
«после смерти Киттельсена мир будто опустел. Киттельсен был уникален… Никто с ним не сравнится… Даже тролли исчезли вместе с ним навсегда. Во всяком случае, я с тех пор их больше не видел» Кристиан Скредсвиг


Эрик Теодор Вереншёлль (11.02.1855 г. — 23.11.1938 г.) — норвежский художник и график. Автор жанровых картин с изображениями крестьянства, портретов (Бьёрнстьерне Бьёрнсона, Генрика Ибсена и др.), пейзажей, иллюстраций к сборнику «Норвежские народные сказки» (П. К. Асбьёрнсена и Й. Э. Му) и норвежскому изданию «Круга земного» исландского поэта Снорри Стурлусона. Некоторое время он много путешествовал по европе, и довольно долго работал в Мюнхене, где впервые стал делать иллюстрации к норвежским сказкам. По возвращению в Норвегию, он стал иллюстрировать сказки вместе с теодором Киттельсеном.

Он иллюстрировал Норвежские народные сказки (Norske Folkeeventyr ) в 1879 году и продолжил работу над «Приключенческими сказками для детей» ( Eventyrbog для Бёрна. Norske Folkeeventyr ) Асбьёрнсена и Му в трех томах в период 1882–1887 годов. Вереншёлль иллюстрировал новое издание «Саг о королях» (Kongesagae) Снорри Стурлусона и «Семью в Гилье» (Familjen paa Gilje) (1903) Йонаса Ли .

Erik Theodor Werenskiold, 1880
Erik Theodor Werenskiold, 1880


И тогда они оба от души рассмеялись (Så lo de godt begge to)


цитата
"И тогда они оба от души рассмеялись, как будто уже посадили парня на кол"



В том же году был выпущен конверт первого дня со спецгашением для этих марок.





16
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх