Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Все статьи за три месяца
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана вчера в 19:11

Статья «Миллиарды граней будущего» в «Комсомольской правде» была не единственным ответом Ивана ЕФРЕМОВА на статью Владимира НЕМЦОВА «Для кого пишут фантасты?».

23 января 1966 года в Комитете по печати при Совете Министров СССР состоялось совещание, посвященное проблемам научной фантастики. На этом совещании критик Владимир ДМИТРЕВСКИЙ зачитал письмо-выступление Ивана ЕФРЕМОВА, который не мог присутствовать на совещании из-за болезни. Выступление это под названием "Сражение за будущее" было опубликовано в газете «Литературная Россия» за 4 февраля 1966 года.

По поводу выступления Владимира НЕМЦОВА Иван Антонович другими словами повторил, то что говорил в статье «Миллиарды граней будущего»:

— Только недосмотром со стороны руководящих органов Союза писателей и нашего литературоведения можно объяснить тот факт, что архаические, окаменелые воззрения продолжают до сих пор существовать и влиять на развитие научно-фантастической литературы...

Говоря о необходимости следить за высоким качеством




Статья написана вчера в 16:56

Несмотря на совершенную случайность, в моей коллекции оказалось несколько марок, так, или иначе, имеющих отношение к этнографии индейцев.

К 200-летию Фенимора Купера в 1989 году Почта СССР выпустила несколько видов марок.

Портрет Джеймса Фенимора Купера (1789 — 1851). Художник: Л. Зайцев.




Статья написана вчера в 15:09

24 января в московской "Библиотеке для молодёжи" известный французский комиксист Бастьен Лукиа (Bastien Loukia) представил русское издание графического романа "Преступление и наказание".

Как несложно догадаться, это адаптация гениального произведения Фёдора Достоевского.

Книга Бастьена опубликована уже в семи странах мира и вот только сейчас добралась до родины автора романа-первоисточника благодаря издательству Alpaca. Главный редактор "Альпаки" и сценарист ряда комиксов Дмитрий Чинов принимал участие в беседе.

Лукиа рассказал о том, что Петербург любит чуть больше, чем Москву (потому что встретил там свою жену); что русскую классику до сих пор очень ценят во Франции; дал некоторые профессиональные советы по работе над комиксами.

Но сначала поведал о своём творческом пути. Он родился в Онфлёре на севере Франции (в 1992 году), начинал как живописец, затем решил нарисовать комикс. Темой первого комикса он выбрал биографию уроженца Онфлёра Эрика Сати (1866-1925), эксцентричного композитора классической музыки. Тут нужно сделать небольшое пояснение от Вертера де Гёте: Сейчас Сати классик, конечно. Но в начале 20 века он казался ярым модернистом, даже "панком" от классической музыки. Дело не только в его работах (а там он тоже нарушал множество правил, вносил в партитуру звуки клавиш пишущей машинки, автомобильные гудки; в фортепианной пьесе "Досады" музыкальная тема по замыслу автора повторяется 840 раз), а в его необычном поведении: он был затворником, жил в Париже в крохотной комнате (так называемая "квартира-шкаф Эрика Сати"), писал сочинения красными чернилами, мог прибить оппонента острой жёлчной фразой. Натуральный упырь! (в хорошем смысле). Если никто ещё не написал рассказ о Сати-вампире, то я удивлён. Не забудьте тогда отметить Вертера де Гёте автором идеи.

Так вот, Лукиа подготовил комикс о Сати, тем более, что раньше комиксов об этом композиторе не было, а в 2016 году отмечался юбилей — 150 лет со дня рождения Сати. Совет от Бастьена: для первого комикса выбирайте известную тему и классическую форму. Биография — хорошо. Биография к юбилею — отлично!

Обложка комикса о Сати
Обложка комикса о Сати

После успеха комикса о Сати художнику поступило предложение адаптировать книгу Достоевского.

Над графическим романом Лукиа работал два года. Специально совершил путешествие в Петербург, чтобы ощутить атмосферу города, после поездки понял, что "умом Россию не понять", порвал первоначальные наброски и сделал всё заново.

История в графическом романе рассказана от лица Раскольникова (по первоначальному замыслу русского классика).

Кстати, художник признался, что хотел бы ещё адаптировать романы Достоевского "Братья Карамазовы" и "Записки из подполья" или произведения Гоголя.

Одна из аннотаций называет книгу Лукиа "вдумчивой адаптацией Достоевского". Трудно с этим не согласиться. Работа серьёзная, многогранная стилистически. Отличительной особенностью версии Лукиа являются акварельный, очень "петербургский" рисунок и многочисленные ссылки на картины известных художников. Автор этого не скрывает, но всячески подчёркивает. Эти пасхалки помогают лучше понять настроение героев. Уже на обложке мы видим Раскольникова в образе студента со знаменитой картины Николая Ярошенко. Надо сказать, что нигилист-студент с картины у многих ассоциируется с Раскольниковым.

обложка комикса
обложка комикса
"Студент" Н. Ярошенко
"Студент" Н. Ярошенко

фрагмент комикса
фрагмент комикса
"Сон разума рождает чудовищ" Ф. Гойи
"Сон разума рождает чудовищ" Ф. Гойи

фрагмент комикса
фрагмент комикса
"Ночной кошмар" И. Г. Фюсли
"Ночной кошмар" И. Г. Фюсли

фрагмент комикса
фрагмент комикса
"Земство обедает" Г. Г. Мясоедова
"Земство обедает" Г. Г. Мясоедова

фрагмент комикса
фрагмент комикса
"Голова крестьянина" К. Малевича
"Голова крестьянина" К. Малевича

Встреча прошла с аншлагом и закончилась живым общением и раздачей автографов и скетчей.


Статья написана вчера в 14:06

Всех студентов (бывших и настоящих) — с праздником! По традиции, в Татьянин день я публикую истории (из серии "Быльки и думки"), связанные с этим замечательныи праздником. Реализм. никакой фантастики.

.Татьянин день

…Было это в январе 1983 года. Я тогда учился на филфаке МГУ и после зимней сессии поехал в университетский Дом отдыха «Валентиновка» (это под Торжком). Вместе с одногруппниками — Костей Чугуновым и Алексеем Варламовым (сейчас — известный писатель, профессор, ректор Литературного института).

Само собой, вечером, по старой студенческой традиции, мы отметили Татьянин день и успешную сдачу сессии. Праздновали так бурно (молодость, молодость!), что я каким-то образом умудрился сломать входную дверь в корпус. Утром нас, злостных хулиганов, вызывал к себе на разборку директор. А времена тогда стояли суровые (Андропов!), и за подобное поведение, порочащее честь и достоинство советского студента, вполне могли турнуть из университета. Со всеми вытекающими. Ладно, пришли, сидим, виновато опустив головы. Что-то говорить и оправдываться смысла не имело – и так все понятно. Дальше состоялся такой диалог.

Директор (сурово): — Ну? Почему, спрашиваю, нажрались, как свиньи?

Я (тяжело вздыхая и мямля): — Сессия... Татьянин день... Традиция...

Д. (еще более сурово): — Какая Татьяна! Это религиозный праздник! А вы комсомольцы! Вот я сейчас в университетское бюро комсомола сообщу! И про Татьяну, и про ваши безобразия…

Алексей Варламов (шепотом – мне): «Высоцкий!»

Я (радостно): Так это... мы день рождения Высоцкого отмечали!

Д. (несколько смягчаясь): — Что, поклонники его творчества?

Я (кивая): Да! Большие! Ну прям вообще!

Д. Тогда пой!

Я. Что?

Д. (ухмыляясь): — Раз поклонник, должен знать его творчество! Давай! Покажи, что знаешь!

Ладно, встал я, прочистил горло и начал громко: «Вздох глубокий, руки шире...» Затем последовали «Который раз лечу Москва-Одесса...», «Она была в Париже…» и так далее. Через десять минут директор сдался: «Идите, но чтобы больше ни-ни!» В общем, обошлось. С тех пор я очень благодарен Владимиру Семеновичу и считаю Татьянин день одним из лучших праздников. Всегда его отмечал — и когда учился в МГУ, и потом, когда уже сам стал преподавателем. И еще: петь я совсем не умею, голоса нет, слух – медведь в детстве на ухо наступил. Но я очень, очень старался!

Мои рассказы, повести и романы на АТ — https://author.today/u/igorgradov/works/e...


Статья написана вчера в 12:29

Казалось бы, только вчера я впервые открыл первую страницу «Кровь и железо» — дебютного романа многообещающего писателя Джо Аберкромби. А между тем, с тех пор прошло уже без малого двадцать лет, а Джо, который на днях как раз отметил пятидесятилетие, уже давно превратился в одну из главных звезд жанра темного фэнтези. И соответственно, для меня каждая новая его книга автоматом занимает верхнюю строчку в рейтинге самых ожидаемых релизов года. И, нужно сказать, «Дьяволы» все ожидания оправдывают сполна.

Действие «Дьяволов» разворачивается во времена Средневековья в мире, очень напоминающим наш, но с рядом отличий: Троянскую войну здесь выиграли троянцы, разгадавшие замысел Одиссея и спалившие эту долбаную деревянную лошадь, а из Пунических войн победителем вышел Карфаген. Спаситель оказался Спасительницей, распяли её не на кресте, а на колесе, а в Святом городе на Папском престоле восседает женщина. А точнее, десятилетняя девочка, которую уже называют Вторым воплощением Спасительницы. А ещё в этом мире существуют маги, ведьмы, ангелы, демоны, вампиры и вервольфы, а на Ближнем Востоке живут остроухие зубастые эльфы, которые вот-вот приливной волной нахлынут на Европу и всех сожрут.

В самом начале романа благочестивому и боязливому монаху, брату Диасу, поручают возглавить Часовню Святой целесообразности. По факту, за этим мудреным названием скрывается местный «отряд самоубийц», состоящий из настоящих монстров и осужденных Церковью преступников и еретиков, которых постоянно отправляют на самые опасные миссии с минимальной надеждой на успех. Вот и теперь брату Диасу и его конгрегации дьяволов во плоти предстоит посадить семнадцатилетнюю воровку, беспризорницу и сироту на трон самой могущественной империи в мире.

«Дьяволы» — весьма необычная книга для Джо. Он всегда активно использовал в построении своих миров элементы земной истории, в новой же книге действие разворачивается в Европе, с географической точки зрения почти не отличимой от настоящей — разве что история в ряде моментов пошла иначе, политическая карта выглядит совсем иначе, а на востоке живут не сарацины, а кровожадные эльфы. Ранее в его книгах почти не было магии (Баяз не в счет), здесь же она играет весьма активную роль в сюжете. Почти не обращался к нечеловеческим расам — здесь же есть и эльфы, и оборотни, и вампир.

Но во всём остальном «Дьяволы» — это ровно то, что мы и привыкли ожидать от творчества Джо Аберкромби.

— Яркие и харизматичные персонажи? Пожалуй, «Дьяволы» в этом плане способны уделать любую другую книгу Джо. Список действующих лиц романа состоит из крайне разношерстных, но по своему уникальных личностей. Судите сами, здесь есть: проклятый ведьмой рыцарь, который не может умереть и уже чертовски устал от этой жизни, в которой видел все, и не по одному разу. Самовлюбленный некромант с эго размером с земной шарик. Скучающий вампир с нездоровой любовью к пельмешкам. Озабоченный вервольф, в жизни которой есть только два стоящих занятия — убийства и секс. Боязливый монах, угодивший в монахи за то, что не смог вовремя удержать член в штанах. Умеющая становиться невидимой эльфийка, которая больше всего мечтает, чтобы её заметили. Лихая авантюристка с самым длинным резюме в Европе — как минимум неделю она была всем, от натурщицы и куртизанки до грабительницы и пиратки. Все эти люди и нелюди блестяще умеют влипать в неприятности, но еще лучше они умеют из них выходить. По большей части живыми. И когда пятки начнет припекать, вы бы хотели, чтобы дьяволы оказались на вашей стороне.

— Остроумные и искрометные диалоги? В «Дьяволах» практически каждый разговор хочется разобрать на цитаты, все они почти в равной доли состоят из хлестких подколок, почти непереводимой игры слов и первоклассного черного юмора. А ещё в романе очень много шуток об Англии, и ни один персонаж за всю книгу не сказал об англичанах ни одного доброго слова.

— Динамика и экшен? «Дьяволы», пожалуй, самый динамичный роман Аберкромби. Повествование с первых глав припускает с места в карьер и не снижает темпов до самого финала. Джо редко когда дает героям перевести дух дольше нескольких глав, и после каждой передышки они влипают во все более крупные неприятности. И, разумеется, самый большой северный пушной зверь припасен на мощный, напряженный и местами шокирующий финал.

— Увлекательный сюжет? В «Дьяволах» полно сюрпризов и неожиданных поворотов сюжета, хотя, справедливости ради, отдельные сюжетные ходы угадываются заранее. Особенно это касается неприятностей — если очередная передышка вдруг затягивается дольше, чем на пару глав, ты уже ждешь, что за следующей страницей героев поджидают враги. И тут Джо, как правило, твои ожидания не подводит.

Пожалуй, у меня к «Дьяволам» набралась всего пара претензий — за время книги Джо позволяет нам заглянуть в головы ко всем главным героям — за двумя исключениями, и эти персонажи так и остаются не до конца раскрытой загадкой. А ещё Аберкромби и раньше довольно безжалостно расправлялся с отдельными действующими лицами, но в «Дьяволах» одна из смертей получилась совсем же жестокой и бессмысленной. С другой стороны, правда, сомнительно, что хоть кто-то из «Дьяволов» при их образе жизни тихо-мирно умрет от старости в своей постельке.

Резюме: «Дьяволы» дают читателям все, что они ждут от романов Джо Аберкромби — ярких персонажей, искрометные диалоги, первоклассный черный юмор, увлекательный сюжет, стремительное повествование и очень много экшена. Год только начался, но один из главных кандидатов на звание «Книги года» уже известен.

«The Devils»
Joe Abercrombie
The Devils
Издательство: London: Gollancz, 2024 год,
твёрдая обложка + супер, 512 стр.
ISBN: 1-399-60356-6, 978-1-399-60356-0

Аннотация: Европа глядит в пропасть.

Чума и голод идут по земле, чудовища рыщут в каждой тени, а жадных принцев не интересует ничто, кроме своих амбиций. Только в одном можно быть уверенным: эльфы придут снова, и они съедят каждого.

Иногда темнейшие пути ведут к свету, пути, по которым праведные не смеют ходить…

Итак, под священным великолепием Небесного Дворца похоронена тайная Часовня Святой Целесообразности. Для ее конгрегации осужденных монстров нет таких грехов, которые бы они не совершили, нет запретов, которые бы они не нарушили и нет миссии, которую они бы не превратили в убийственную кровавую баню.

И сейчас несчастный Брат Диас должен как-то привязать худших из худших к высшей цели: посадить вора на трон Трои и объединить разделенную церковь против грядущего апокалипсиса.

Когда ты мчишься через ад, тебе нужны дьяволы рядом.

Комментарий: Book 1 in «The Devils» series.


⇑ Наверх