23 января 1966 года в Комитете по печати при Совете Министров СССР состоялось совещание, посвященное проблемам научной фантастики. На этом совещании критик Владимир ДМИТРЕВСКИЙ зачитал письмо-выступление Ивана ЕФРЕМОВА, который не мог присутствовать на совещании из-за болезни. Выступление это под названием "Сражение за будущее" было опубликовано в газете «Литературная Россия» за 4 февраля 1966 года.
По поводу выступления Владимира НЕМЦОВА Иван Антонович другими словами повторил, то что говорил в статье «Миллиарды граней будущего»:
— Только недосмотром со стороны руководящих органов Союза писателей и нашего литературоведения можно объяснить тот факт, что архаические, окаменелые воззрения продолжают до сих пор существовать и влиять на развитие научно-фантастической литературы...
Говоря о необходимости следить за высоким качеством
научной фантастики, не следует перегибать палку. Недавнее появление в "Известиях" статьи В. Немцова породило в некоторых кругах разговоры о неблагополучии в советской научной фантастике, об ошибочной идейной позиции произведений уже известных писателей. Все эти разговоры не имеют под собой серьезных оснований.
25 мая 1966 года в газете «Известия» появилась статья академика Юрия ФРАНЦЕВА (на тот момент — шеф-редактор журнала «Проблемы мира и социализма» в Праге) «Компас фантастики». Она стала продолжением позиции Владимира НЕМЦОВА. Академик негативно оценил «Трудно быть богом»:
— Повесть опровергает, а не подтверждает возможность вмешательства в ход истории, ускорения исторического процесса и изменения его характера. Это было бы верно, если бы речь шла о человеческом произволе, о насилии над историей, о волюнтаризме. Но ведь научная социология утверждает возможность человека, вернее, социальных классов, влиять на ход истории, если они действуют в том направлении, в каком объективно развивается данное общество. Научная социология утверждает, что именно так народные массы творят историю, что от их деятельности зависят темп и в значительной мере характер развития общества, определяемый объективными закономерностями исторического процесса. От деятельности народных масс зависит, чтобы возобладала прогрессивная тенденция развития. Именно такая социологическая концепция дает широкую возможность художнику поставить ряд больших вопросов и по-своему, в художественной форме, наметить их решение. Но в повести этого, к сожалению, не случилось. Научная социология выступает и против волюнтаризма и против исторического фатализма. Ее положения досказаны жизнью, например, тем, что целые народности на данном этапе перешли от родового строя, лука и стрел, шаманства к социалистическим формам общежития.
Точно также он отнесся и к «Хищным вещам века»:
— ЗА последнее время появились романы советских писателей, посвященные будущему, лишенному четких социальных очертаний, например, капиталистическому обществу, в котором совсем нет классовой борьбы, не видно его социальной основы. В повести братьев СТРУГАЦКИХ "Хищные вещи века" подчеркивается изощренно высокий материально-технический уровень жизни будущего общества, изобилие, в которое по горло погружены люди. В ней ставится ряд проблем — о судьбе сознания и характера человека, об изменений этических взглядов и психологических установок человека в этих новых условиях. Но что можно сказать об этих изменениях, если в повести отсутствует первооснова всех социальных изменений? Как может художник писать о жизни общества и ни одним штрихом не выдать ее социальной сущности?
На Западе появились сейчас мастера художественной фантастики которые довольно откровенно заявляют, что им нет никакого дела до данных науки (и естествознания, и научной социологии), что их творчество — вольная игра воображения. Но в таком случае надо ли придумывать этому творчеству новое название — "социальная фантастика"? Не вернее ли сохранить за ним старое и более откровенное название — сюрреализм. Наличие в подобных химерических повествованиях каких-то мимоходом оброненных слов о "гравитационном поле" или о "фотонах" едва ли меняет дело по существу. Такие произведения имеют весьма отдаленное отношение к социальному фантастическому роману о силе человеческой мысли и дела...
Интересно, что в качестве положительного примера Юрий ФРАНЦЕВ приводит «Туманность Андромеды» Ивана ЕФРЕМОВА — при том, что ни словом не упоминает отповедь Ивана Антоновича НЕМЦОВУ.
ЕФРЕМОВ, сам крупный ученый, в письме Владимиру ДМИТРЕВСКОМУ от 3 июля 1966 года так охарактеризовал статью ФРАНЦЕВА:
— Статью ФРАНЦЕВА я добыл насовсем – она написана дураком, а ФРАНЦЕВ ведь умный человек. Из этого заключаю, что он подписал то, что ему подсунули. Надо бы всыпать как следует и за прогрессивный феодализм, и за новую формулировку фашизма – он дополнил Ленина тем, что определил фашизм как заключительный этап империализма – да за это одно – публичная порка.
Несмотря на совершенную случайность, в моей коллекции оказалось несколько марок, так, или иначе, имеющих отношение к этнографии индейцев.
К 200-летию Фенимора Купера в 1989 году Почта СССР выпустила несколько видов марок.
Портрет Джеймса Фенимора Купера (1789 — 1851).Художник: Л. Зайцев.
Тираж: 2000000 экз.
Кроме того, в 1989 году, была выпущена серия из 5 марок, с изображениями персонажей наиболее значимых романов писателя. У меня в коллекции горизонтальная сцепка, которую, я выиграл на аукционе в очень хорошем состоянии, в отличие от предыдущей марки.
В 1980-е годы, Куба стала выпускать серии марок (довольно обширные, кстати), с изображением истории Латинской Америки. Здесь на одной маленькой марке могли оказаться объекты и предметы культурного и материального наследия, ученые-ботаники, и их открытия. А в 1987 году на кубинских марках были изображены вожди индейских племен и народностей, боровшихся против испанского владычества в разных странах Латинской Америки, одновременно с редкими тропическими птицами. К сожалению, у меня в коллекции марки только небольшого номинала, поэтому будем пополнять эту серию, ввиду того, что она очень интересная. Всего на листе было по 20 марок, 16 основных, с достаточно информативными коллажами, и 4 с репринтами старых марок Кубы.
Historia Latinoamericana, Cuba, 1987
Вождь Атуэй (ум. в 1512 г.) Вождь Атуэй и многие из его соплеменников отправились из современного Ла-Гонаве на Кубу на каноэ , чтобы предупредить таино на Кубе об испанцах, которые прибывали, чтобы завоевать остров.
Позже он достиг легендарного статуса, возглавив группу туземцев в борьбе против вторжения испанцев, став одним из первых борцов против испанского колониализма в Новом Свете . Его чествуют как «первого национального героя Кубы».
Был схвачен и сожжен на костре.
Логотип кубинского бренда сигар и сигарет Cohiba содержит профиль Атуэя.
Кубинский трогон, токороро (лат. Priotelus temnurus), — вид птиц семейства трогоновых. Национальная птица Кубы.
Энрике Бехо (ок. 1498 — 1535), более известный как Энрикильо , был дворянином племени таино , поднявшим восстание против испанских властей на острове Эспаньола. После долгого и кровопролитного сопротивления в 1533 году он принял мир, предложенный испанцами. Испанская корона пожаловала ему титул «дон» — честь, предназначенная только для знати. С тех пор он был известен как Дон Энрике. Однако, в 1535 году он умер, "как добрый христианин, приняв таинства".
Воробьиная земляная горлица (лат. устар. Columbina passerina) — вид птиц семейства голубиных. Распространены от Северной Америки до Южной Америки.
Текун Уман (ок.1485 — 1524) — вождь индейского племени киче, организатор сопротивления испанским конкистадорам в первой четверти XVI века. Национальный герой Гватемалы.
Знания и военный опыт получил в войне с майя-какчикели и воинами государства Кускатлан. Шеститысячная армия Текун Умана в течение нескольких лет мужественно отражала нашествие испанских завоевателей во главе с Педро де Альварадо, вторгшихся в пределы Центральной Америки в 1523 году, и нанесла им ряд поражений.
В 1523 году участвовал в сражениях против испанцев при реке Самал и городе Сапотитлан, где индейцы потерпели поражение.
По одной версии, был схвачен и казнён испанскими колонизаторами, по другой, согласно летописи майя-какчикели, был убит испанским конкистадором Педро де Альварадо, в битве против испанцев и их союзников близ Кесальтенанго 12 февраля 1524 года. Гибель Текун Умана овеяна многочисленными легендами у майя.
Гватемальский квезал, или центральноамериканский квезал, или просто квезал, или квезаль, или кетсаль, или кетцаль (лат. Pharomachrus mocinno) — вид тропических птиц из отряда трогонообразных.
Вождь Тибириса (ум. в 1562 году) , крещенный как Мартим Афонсу, был индейским вождем, который обратился в христианство под покровительством Жозе де Аншиеты. Он возглавлял народ тупиниким Пиратининги и другие племена. Его дочь Бартира взяла имя Изабель и вышла замуж за португальца по имени Жуан Рамалью. После обращения в христианство он стал стратегическим союзником и защитником иезуитов и португальцев. Умер от чумы. Достаточно распространенная фамилия в Бразилии.
Кювьеров тукан (лат. Ramphastos tucanus cuvieri) — подвид белогрудого тукана из семейства тукановых (Ramphastidae) . Часть систематиков считают его самостоятельным видом Ramphastos cuvieri
Лаутаро ( Lef-Traru — «быстрая южная каракара», 1534/1535 год — 30 апреля 1557) — молодой вождь индейцев-мапуче, военачальник, в течение четырёх лет воевавший с испанцами во время первого этапа арауканской войны на юге нынешней территории Чили. Его люди взяли на себя обязательство изгнать испанских колонизаторов. Армия индейцев под командованием Лаутаро нанесла сокрушительные поражения испанским войскам с огромными потерями у испанцев, несмотря на то, что значительно уступала им по оружию. Он был близок к победе над колонизаторами, когда был убит в бою; на момент смерти ему было около 23 лет.
Андский кондор (лат. Vúltur grýphus) — вид птиц из семейства американских грифов, единственный представитель рода кондоров (Vultur). Распространён в Андах и на тихоокеанском побережье Южной Америки. Считается самой крупной летающей птицей Западного полушария.
Каларка — вождь народа пихао, проживавшего на территории современной Колумбии.
Гоацин (лат. Opisthocomus hoazin) — тропическая птица, единственный вид в одноимённом роде (Opisthocomus) из семейства гоаци́новых. Мясо птицы несъедобно и имеет неприятный запах, поэтому европейцы называли ее "вонючей птицей". Что интересно, птенцы гоацина напоминают археоптерикса, карабкаются по деревьям с помощью когтей на крыльях, у взрослых особей когти на крыльях исчезают. Гоацин — национальная птица Гайаны
Руминьяви, родился в конце XV века в современном Эквадоре, умер 25 июня 1535 года, был генералом во время гражданской войны инков . Испанизированные варианты написания его имени включают Rumiaoui , Ruminavi , Ruminagui , Rumiñagui и Rumiñahui . После смерти императора Атауальпы он возглавил восстание в 1533 году против испанцев в северной части империи инков (современный Эквадор ). Согласно традиции, он приказал спрятать сокровища города, а сам город сжечь. Хотя его схватили и пытали, он так и не показал сокровища. С 1985 года 1 декабря отмечается как день памяти его деяний.
Туканий бородастик (лат. Semnornis ramphastinus ) — бородастик , обитае в западном Эквадоре и Колумбии . Вместе с вилоклювым бородастиком он образует семейство Semnornithidae и состоит в тесном родстве с туканами.
Теуэльче (исп. Tehuelche) — собирательное название (на арауканском языке) коренных народов Патагонии, живших там в период до прихода арауканских племён. Во многом, являются прототипом для мифов о патагонских гигантах, благодаря своему высокому росту.
* Патагонские гиганты — мифическая раса людей, рассказы о которых впервые стали появляться в ранних сообщениях европейцев о тогда ещё мало известных им областях и побережье Патагонии. Они якобы были по меньшей мере в два раза выше обычного человеческого роста: некоторые источники сообщают о людях ростом от 12 до 15 футов (от 3,7 до 4,6 метра) или более. Истории об этих невероятных людях считались среди европейцев реальными сведениями о регионе в течение 250 лет, пока они не были в значительной степени развенчаны в конце XVIII века.
Карминная хабия(лат. Habia rubica) — вид птиц из семейства кардиналовых. Птицы обитают в субтропических и тропических низменных влажных лесах, на высоте от 0 до 1100, локально до 1500 метров над уровнем моря.
24 января в московской "Библиотеке для молодёжи" известный французский комиксист Бастьен Лукиа (Bastien Loukia) представил русское издание графического романа "Преступление и наказание".
Как несложно догадаться, это адаптация гениального произведения Фёдора Достоевского.
Книга Бастьена опубликована уже в семи странах мира и вот только сейчас добралась до родины автора романа-первоисточника благодаря издательству Alpaca. Главный редактор "Альпаки" и сценарист ряда комиксов Дмитрий Чинов принимал участие в беседе.
Лукиа рассказал о том, что Петербург любит чуть больше, чем Москву (потому что встретил там свою жену); что русскую классику до сих пор очень ценят во Франции; дал некоторые профессиональные советы по работе над комиксами.
Но сначала поведал о своём творческом пути. Он родился в Онфлёре на севере Франции (в 1992 году), начинал как живописец, затем решил нарисовать комикс. Темой первого комикса он выбрал биографию уроженца Онфлёра Эрика Сати (1866-1925), эксцентричного композитора классической музыки. Тут нужно сделать небольшое пояснение от Вертера де Гёте: Сейчас Сати классик, конечно. Но в начале 20 века он казался ярым модернистом, даже "панком" от классической музыки. Дело не только в его работах (а там он тоже нарушал множество правил, вносил в партитуру звуки клавиш пишущей машинки, автомобильные гудки; в фортепианной пьесе "Досады" музыкальная тема по замыслу автора повторяется 840 раз), а в его необычном поведении: он был затворником, жил в Париже в крохотной комнате (так называемая "квартира-шкаф Эрика Сати"), писал сочинения красными чернилами, мог прибить оппонента острой жёлчной фразой. Натуральный упырь! (в хорошем смысле). Если никто ещё не написал рассказ о Сати-вампире, то я удивлён. Не забудьте тогда отметить Вертера де Гёте автором идеи.
Так вот, Лукиа подготовил комикс о Сати, тем более, что раньше комиксов об этом композиторе не было, а в 2016 году отмечался юбилей — 150 лет со дня рождения Сати. Совет от Бастьена: для первого комикса выбирайте известную тему и классическую форму. Биография — хорошо. Биография к юбилею — отлично!
После успеха комикса о Сати художнику поступило предложение адаптировать книгу Достоевского.
Над графическим романом Лукиа работал два года. Специально совершил путешествие в Петербург, чтобы ощутить атмосферу города, после поездки понял, что "умом Россию не понять", порвал первоначальные наброски и сделал всё заново.
История в графическом романе рассказана от лица Раскольникова (по первоначальному замыслу русского классика).
Кстати, художник признался, что хотел бы ещё адаптировать романы Достоевского "Братья Карамазовы" и "Записки из подполья" или произведения Гоголя.
Одна из аннотаций называет книгу Лукиа "вдумчивой адаптацией Достоевского". Трудно с этим не согласиться. Работа серьёзная, многогранная стилистически. Отличительной особенностью версии Лукиа являются акварельный, очень "петербургский" рисунок и многочисленные ссылки на картины известных художников. Автор этого не скрывает, но всячески подчёркивает. Эти пасхалки помогают лучше понять настроение героев. Уже на обложке мы видим Раскольникова в образе студента со знаменитой картины Николая Ярошенко. Надо сказать, что нигилист-студент с картины у многих ассоциируется с Раскольниковым.
Встреча прошла с аншлагом и закончилась живым общением и раздачей автографов и скетчей.
Всех студентов (бывших и настоящих) — с праздником! По традиции, в Татьянин день я публикую истории (из серии "Быльки и думки"), связанные с этим замечательныи праздником. Реализм. никакой фантастики.
.Татьянин день
…Было это в январе 1983 года. Я тогда учился на филфаке МГУ и после зимней сессии поехал в университетский Дом отдыха «Валентиновка» (это под Торжком). Вместе с одногруппниками — Костей Чугуновым и Алексеем Варламовым (сейчас — известный писатель, профессор, ректор Литературного института).
Само собой, вечером, по старой студенческой традиции, мы отметили Татьянин день и успешную сдачу сессии. Праздновали так бурно (молодость, молодость!), что я каким-то образом умудрился сломать входную дверь в корпус. Утром нас, злостных хулиганов, вызывал к себе на разборку директор. А времена тогда стояли суровые (Андропов!), и за подобное поведение, порочащее честь и достоинство советского студента, вполне могли турнуть из университета. Со всеми вытекающими. Ладно, пришли, сидим, виновато опустив головы. Что-то говорить и оправдываться смысла не имело – и так все понятно. Дальше состоялся такой диалог.
Директор (сурово): — Ну? Почему, спрашиваю, нажрались, как свиньи?
Я (тяжело вздыхая и мямля): — Сессия... Татьянин день... Традиция...
Д. (еще более сурово): — Какая Татьяна! Это религиозный праздник! А вы комсомольцы! Вот я сейчас в университетское бюро комсомола сообщу! И про Татьяну, и про ваши безобразия…
Алексей Варламов (шепотом – мне): «Высоцкий!»
Я (радостно): Так это... мы день рождения Высоцкого отмечали!
Д. (несколько смягчаясь): — Что, поклонники его творчества?
Я (кивая): Да! Большие! Ну прям вообще!
Д. Тогда пой!
Я. Что?
Д. (ухмыляясь): — Раз поклонник, должен знать его творчество! Давай! Покажи, что знаешь!
Ладно, встал я, прочистил горло и начал громко: «Вздох глубокий, руки шире...» Затем последовали «Который раз лечу Москва-Одесса...», «Она была в Париже…» и так далее. Через десять минут директор сдался: «Идите, но чтобы больше ни-ни!» В общем, обошлось. С тех пор я очень благодарен Владимиру Семеновичу и считаю Татьянин день одним из лучших праздников. Всегда его отмечал — и когда учился в МГУ, и потом, когда уже сам стал преподавателем. И еще: петь я совсем не умею, голоса нет, слух – медведь в детстве на ухо наступил. Но я очень, очень старался!
Казалось бы, только вчера я впервые открыл первую страницу «Кровь и железо» — дебютного романа многообещающего писателя Джо Аберкромби. А между тем, с тех пор прошло уже без малого двадцать лет, а Джо, который на днях как раз отметил пятидесятилетие, уже давно превратился в одну из главных звезд жанра темного фэнтези. И соответственно, для меня каждая новая его книга автоматом занимает верхнюю строчку в рейтинге самых ожидаемых релизов года. И, нужно сказать, «Дьяволы» все ожидания оправдывают сполна.
Действие «Дьяволов» разворачивается во времена Средневековья в мире, очень напоминающим наш, но с рядом отличий: Троянскую войну здесь выиграли троянцы, разгадавшие замысел Одиссея и спалившие эту долбаную деревянную лошадь, а из Пунических войн победителем вышел Карфаген. Спаситель оказался Спасительницей, распяли её не на кресте, а на колесе, а в Святом городе на Папском престоле восседает женщина. А точнее, десятилетняя девочка, которую уже называют Вторым воплощением Спасительницы. А ещё в этом мире существуют маги, ведьмы, ангелы, демоны, вампиры и вервольфы, а на Ближнем Востоке живут остроухие зубастые эльфы, которые вот-вот приливной волной нахлынут на Европу и всех сожрут.
В самом начале романа благочестивому и боязливому монаху, брату Диасу, поручают возглавить Часовню Святой целесообразности. По факту, за этим мудреным названием скрывается местный «отряд самоубийц», состоящий из настоящих монстров и осужденных Церковью преступников и еретиков, которых постоянно отправляют на самые опасные миссии с минимальной надеждой на успех. Вот и теперь брату Диасу и его конгрегации дьяволов во плоти предстоит посадить семнадцатилетнюю воровку, беспризорницу и сироту на трон самой могущественной империи в мире.
«Дьяволы» — весьма необычная книга для Джо. Он всегда активно использовал в построении своих миров элементы земной истории, в новой же книге действие разворачивается в Европе, с географической точки зрения почти не отличимой от настоящей — разве что история в ряде моментов пошла иначе, политическая карта выглядит совсем иначе, а на востоке живут не сарацины, а кровожадные эльфы. Ранее в его книгах почти не было магии (Баяз не в счет), здесь же она играет весьма активную роль в сюжете. Почти не обращался к нечеловеческим расам — здесь же есть и эльфы, и оборотни, и вампир.
Но во всём остальном «Дьяволы» — это ровно то, что мы и привыкли ожидать от творчества Джо Аберкромби.
— Яркие и харизматичные персонажи? Пожалуй, «Дьяволы» в этом плане способны уделать любую другую книгу Джо. Список действующих лиц романа состоит из крайне разношерстных, но по своему уникальных личностей. Судите сами, здесь есть: проклятый ведьмой рыцарь, который не может умереть и уже чертовски устал от этой жизни, в которой видел все, и не по одному разу. Самовлюбленный некромант с эго размером с земной шарик. Скучающий вампир с нездоровой любовью к пельмешкам. Озабоченный вервольф, в жизни которой есть только два стоящих занятия — убийства и секс. Боязливый монах, угодивший в монахи за то, что не смог вовремя удержать член в штанах. Умеющая становиться невидимой эльфийка, которая больше всего мечтает, чтобы её заметили. Лихая авантюристка с самым длинным резюме в Европе — как минимум неделю она была всем, от натурщицы и куртизанки до грабительницы и пиратки. Все эти люди и нелюди блестяще умеют влипать в неприятности, но еще лучше они умеют из них выходить. По большей части живыми. И когда пятки начнет припекать, вы бы хотели, чтобы дьяволы оказались на вашей стороне.
— Остроумные и искрометные диалоги? В «Дьяволах» практически каждый разговор хочется разобрать на цитаты, все они почти в равной доли состоят из хлестких подколок, почти непереводимой игры слов и первоклассного черного юмора. А ещё в романе очень много шуток об Англии, и ни один персонаж за всю книгу не сказал об англичанах ни одного доброго слова.
— Динамика и экшен? «Дьяволы», пожалуй, самый динамичный роман Аберкромби. Повествование с первых глав припускает с места в карьер и не снижает темпов до самого финала. Джо редко когда дает героям перевести дух дольше нескольких глав, и после каждой передышки они влипают во все более крупные неприятности. И, разумеется, самый большой северный пушной зверь припасен на мощный, напряженный и местами шокирующий финал.
— Увлекательный сюжет? В «Дьяволах» полно сюрпризов и неожиданных поворотов сюжета, хотя, справедливости ради, отдельные сюжетные ходы угадываются заранее. Особенно это касается неприятностей — если очередная передышка вдруг затягивается дольше, чем на пару глав, ты уже ждешь, что за следующей страницей героев поджидают враги. И тут Джо, как правило, твои ожидания не подводит.
Пожалуй, у меня к «Дьяволам» набралась всего пара претензий — за время книги Джо позволяет нам заглянуть в головы ко всем главным героям — за двумя исключениями, и эти персонажи так и остаются не до конца раскрытой загадкой. А ещё Аберкромби и раньше довольно безжалостно расправлялся с отдельными действующими лицами, но в «Дьяволах» одна из смертей получилась совсем же жестокой и бессмысленной. С другой стороны, правда, сомнительно, что хоть кто-то из «Дьяволов» при их образе жизни тихо-мирно умрет от старости в своей постельке.
Резюме: «Дьяволы» дают читателям все, что они ждут от романов Джо Аберкромби — ярких персонажей, искрометные диалоги, первоклассный черный юмор, увлекательный сюжет, стремительное повествование и очень много экшена. Год только начался, но один из главных кандидатов на звание «Книги года» уже известен.
Чума и голод идут по земле, чудовища рыщут в каждой тени, а жадных принцев не интересует ничто, кроме своих амбиций. Только в одном можно быть уверенным: эльфы придут снова, и они съедят каждого.
Иногда темнейшие пути ведут к свету, пути, по которым праведные не смеют ходить…
Итак, под священным великолепием Небесного Дворца похоронена тайная Часовня Святой Целесообразности. Для ее конгрегации осужденных монстров нет таких грехов, которые бы они не совершили, нет запретов, которые бы они не нарушили и нет миссии, которую они бы не превратили в убийственную кровавую баню.
И сейчас несчастный Брат Диас должен как-то привязать худших из худших к высшей цели: посадить вора на трон Трои и объединить разделенную церковь против грядущего апокалипсиса.
Когда ты мчишься через ад, тебе нужны дьяволы рядом.