Уильям Шекспир «Отелло»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Южная Европа ))
- Время действия: Эпоха географических открытий (15-16 века)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
История трагической любви дочери венецианского сенатора Дездемоны и мавра Отелло, состоящего у Венеции на военной службе.
Являясь заслуженным полководцем, Отелло, в чине наместника, направлен на остров Кипр, дабы отразить нападение турецкого флота. На остров же приезжает и его молодая жена Дездемона. (Она влюбилась в мавра как в храброго воина, побывавшего в сотнях переделок, истории о которых она слушала с замиранием сердца.) Дездемона с радостью готова разделить с мужем условия военного положения. Кажется, что нет такой силы, способной омрачить любовь прекрасной венецианки и чернокожего генерала. Но хорунжий (знаменосец) Отелло, Яго, на этот счёт имеет свои соображения...
Написана в 1603 г. или 1604 г.
Трагедия впервые напечатана в 1622 г. под следующим заглавием: «Трагедия об Отелло, венецианском мавре. Как она несколько раз исполнялась в театрах «Глобус» и «Блэкфраерс» слугами его величества. Написана Вильямом Шекспиром». Это издание кварто дает подлинно шекспировский текст, несколько сокращенный по сравнению с текстом издания фолио 1623 г. По-видимому, текст кварто — это сценический вариант, напечатанный по суфлерскому экземпляру, а текст фолио — более полный — по авторской рукописи.
В произведение входит:
|
Входит в:
— антологию «Литературный Ростов. Книга четвёртая», 1939 г.
Экранизации:
— «Отелло» / «The Tragedy of Othello: The Moor of Venice» 1952, США, Италия, Марокко, Франция, реж. Орсон Уэллс
— «Отелло» / «Othello» 1981, Великобритания, BBC Television Centre, Time-Life Television Productions Inc., реж. Джонатан Миллер
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ryabinhatash, 17 января 2023 г.
Меня довольно редко герои выводят на эмоции. Да, иногда они раздражают своей глупостью, но чаще ты либо понимаешь героя и сочувствуешь ему или не понимаешь его. А здесь... Коварство Яго и отношение к нему окружающих буквально взрывали меня.
А после финала страшно жить. Сколько таких историй, где слово против слова и прав тот, кто сказал раньше.
Нельзя жить не доверяя окружающим, но где граница? От злых слов нет защиты. Это ли не ещё один повод, назвать человека самым страшным существом?
Но больше всего заставляет страдать судьба Эмилии. Как она провела свою жизнь: в попытках снискать одобрение мужа? Но тут ещё необходимо понимать нравы и жизнь 17 века. Чья судьба была более ненормальной: счастливой Дездемоны или угнетенной Эмилии?
Дженнет, 8 сентября 2021 г.
Это одна из пьес Шекспира, которые надо прочитать, чтобы оценить гений писателя. Яго — манипулятор «высшего класса», категорически не согласна с комментарием, что он «вызывает презрение» и «олицетворение мерзости». Отелло, несмотря на его страдания, вызывает отторжение. Он не верит своей жене, за которую взял ответственность, не верит приближенному, которого сам произвел в лейтенанты, он верит совершенно другому человеку и не предоставляет самым близким людям возможности оправдаться и защититься. С очевидностью Отелло сам втайне терзается тем, что он много старше, слишком груб и «черен» для хорошенькой аристократки Дездемоны. Он подвержен безосновательной ревности, и такой финал выглядит скорее вопросом времени. И убил он жену не в приступе ярости, а заранее запланировав, что делает убийство еще хуже.
Главный вопрос — о мотивах Яго нигде нет толком объяснения, вернее, сам он каждый раз говорит что-то разное, а в финале вовсе отказывается отвечать. Недаром на этот счет нет единой версии у читателей.
narsyy, 24 августа 2017 г.
К сожалению, очень надуманная история со слабой психологической составляющей, назвать которую шедевром никак нельзя. Отелло выглядит круглым дураком, доверчивым как котенок, Эмилия еще глупее Отелло. За ее спиной Яго всю пьесу ходит с транспарантом «Я плету интриги», а она не видит. Дездемона же почти не пытается оправдать себя.
Пьеса ценна как памятник литературы, не больше.
wolobuev, 5 декабря 2011 г.
Н-да, всё таки по части сюжетостроения Шекспир слабоват. Он мастерски умеет показать чувства, столкновение эмоций, характеры, но связать все нити без «роялей» и чудесных совпадений часто не в состоянии. Сильнее других от этой авторской ограниченности пострадал, как мне кажется, «Гамлет», но и в «Отелло» можно найти несколько натяжек, которые портят впечатление от пьесы. Мне лично бросились в глаза четыре момента: поразительная слепота Эмилии, которая до самого конца не может раскусить своего муженька (хотя подозрение насчёт него должно было зародиться у неё ещё когда он просил украсть платок Дездемоны, не объясняя мотивов), невероятная везучесть Яго, который вовлекает в свои козни кучу людей, но при этом никто из них не проговаривается другому об этом, потрясающая рассеянность Дездемоны, которая умудряется обронить на землю платок, коим обвязывала супруга (а ведь платок — это его первый подарок для неё!); и удивительная «витальность» той же Дездемоны, которая каким-то образом оживает после того, как её душили, а потом ни с того ни с сего умирает. Если взглянуть на сюжет холодным взором, то обнаружится, что все интриги Яго зиждятся на невероятном стечении обстоятельств, предугадать которое он был не в силах. В наши времена за такую слабую фабулу автору указали бы на дверь.
Ну вот, а теперь о хорошем. Признаюсь, поначалу пьеса не затянула меня. Не было там фирменной Шекспировской фишки — эмоционального надрыва. Действие катилось себе и катилось без особого накала. Но потом Шекспир словно бы взнуздал коня своего вдохновения, и началось то, за что мы любим драматурга — конфликт чувств, стихия ощущений, перед которой отступает разум. Яго из мелкого интригана превратился в само олицетворение всей мерзости на земле (не скажу — зла, ибо зло вызывает трепет, а Яго вызывает одну лишь ненависть и презрение). Так что за мощную концовку автору — поклон и аплодисменты. А в целом пьеса весьма средняя (если сравнивать её с лучшими Шекспировскими творениями).