Эдгар Аллан По «Овальный портрет»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Путник, пораженный тяжелым недугом, останавливается в покинутом замке на ночлег. Чтобы как-то скоротать время, он рассматривает картины и читает описания к ним в томике, найденном на подушке.
Передвинув канделябр, он неожиданно видит в нише комнаты, дотоле скрытой тенями, удивительную картину — портрет юной девушки. Что-то неведомое и странное притягивает взгляд к портрету и что-то, столь же страшное, — отталкивает.
Первая версия рассказа называлась «В смерти — жизнь» и была опубликована в Graham's Magazine в 1842 году. Она длиннее окончательной версии. Сокращённая версия, под окончательным названием была опубликована 26 апреля 1845 года в Broadway Journal.
Входит в:
— цикл «Эдгар Аллан По: свободные продолжения» > Рассказы > антологию «Его ужасное сердце. Самые известные рассказы Эдгара Аллана По и 13 новых историй по их мотивам», 2019 г.
— сборник «Tales of Mystery and Imagination», 1908 г.
— антологию «Kruk. Wybór poezyi», 1910 г.
— антологию «Opowieści nadzwyczajne tom II», 1913 г.
— журнал «Ainslee’s, January 1926», 1926 г.
— антологию «Beyond the Curtain of Dark», 1966 г.
— антологию «Fantastic Worlds: Myths, Tales, and Stories», 1979 г.
— антологию «Искусство и художник в зарубежной новелле XIX века», 1985 г.
— антологию «101 Mystery Stories», 1986 г.
— антологию «100 Hair-Raising Little Horror Stories», 1993 г.
— антологию «Несчастный случай», 2004 г.
— антологию «Классика зарубежного рассказа», 2008 г.
— «Короткий текст», 2008 г.
— журнал «ART-M 2011 [1]», 2011 г.
— антологию «Портрет дьявола», 2013 г.
— антологию «Таинственная проза», 2013 г.
— антологию «Вход и выход. Антология мистики», 2014 г.
— антологию «Дом с привидениями», 2014 г.
— журнал «Полнолуние, 2014 №2», 2014 г.
— журнал «Histeria 2017/1 (18), styczeń 2017», 2017 г.
— антологию «Очень страшные рассказы», 2019 г.
— антологию «101 рассказ на ладони», 2020 г.
— антологию «Наставники Лавкрафта», 2023 г.
- /языки:
- русский (97), английский (11), украинский (1), польский (3), болгарский (1)
- /тип:
- книги (101), периодика (3), самиздат (1), аудиокниги (7), цифровое (1)
- /перевод:
- К. Бальмонт (15), Б. Бопре (1), Б. Лесьмян (2), Л. Маевская (1), В. Рогов (24), Г. Славов (1), А. Старцев (2), А. Танасейчук (3), М. Энгельгардт (40)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Paganist, 13 августа 2018 г.
Типичный, в общем-то, рассказ По, где легко можно предугадать развязку. Собственно, подобных историй в репертуаре автора хватает. Такие рассказы, пусть и не шедевральные, показывают незаурядный талант По. Даже в узком жанре «готического рассказа» умудряется находить новые сюжеты и мотивы.
Не знаю, оказал ли влияние рассказ на Уайлда, но чувствуется сходство со знаменитым «Портретом Дориана Грея».
KatrinBelous, 24 февраля 2016 г.
История о молодом человеке, путешествующем со своим слугой, в Аппенинах. После столкновения в горах с разбойниками главный герой теряет много крови и подхватывает лихорадку. К ночи на их пути попадается средневековый замок, покинутый хозяевами. Там они решают переночевать. Герой располагается в спальне в башне, но сон не идет к нему и он начинает рассматривать картины, развешанные на стенах, пока его взгляд не натыкается на чудный овальный портрет молодой прекрасной девушки. Ее глаза смотрят на него как живые, да и она сама выглядит так как будто сейчас возьмет и сойдет с полотна...
invikto, 28 декабря 2011 г.
Она любила, она страдала, ревновала и противостояла. Но всё же она победила, хоть и ценой собственной жизни. Но ведь победила!
Как заставить человека, влюблённого в искусство обратить на себя внимание? Превратиться самой в искусство!
Когда я читал рассказ, моё воображение чётко нарисовало нереально живой портрет прекрасной девушке, и её тоска немного передалась мне.
Красивый рассказ, хоть и грустный.
sham, 22 мая 2010 г.
Эдгар По в своем репертуаре решил описать то, как он понимает фразу «нарисован как живой». Раньше читал, как оживала статуя, теперь — как картина. С мистическим налетом получилось очень удачно. Короткий, но очень насыщенный рассказ — демонстрация пословицы «Краткость — сестра таланта».
Loveless, 13 февраля 2010 г.
Необычяна интересная история. Даже показалось, что сюжет аниме Портрет малышки Козетты взял основу из этого рассказа. Может так и есть?...В общем понравсило конечно.
duke, 12 ноября 2007 г.
Видит бог: краткость — сестра таланта. И Э.По было отпущено этого таланта в полной мере.
Сколь малыми мазками можно создать такой мини-шедевр.
stogsena, 24 февраля 2008 г.
Опубликованный в 1842г рассказ имел название имеенно «Life in Death», третья составляющая этой миниатюры, искусство, нашло отражение в более поздней версии «Овальный портрет». Странно, на явную связь «ОП» с культовым «Портретом Дориана Грея» исследователи Уайльда практически не обращают внимания, указывая в качестве предтеч «Шагреневую кожу» Бальзака, «Фауста» Гете, или даже «Наоборот» Гюисманса... А ведь именно художнику По впервые удалось «вдохнуть» жизнь натуры в портрет не только фигурально, создав своего рода систему сообщающихся сосудов между мирами. Уайльд лишь научил своего портретиста делать это без летального исхода. Так и напрашивается предположение, что эти живописцы — одно лицо, и дева «Овального портрета» — первый опыт Бэзила Холлуорда...
Yazewa, 3 марта 2008 г.
Читала давно, и в моем восприятии этот рассказ теснейшим образом переплелся с «Портретом Дориана Грея». Почему-то казалось, что «Овальный портрет» — большой рассказ! Перечитав, удивилась его миниатюрности. Видимо, так эмоционально насыщена эта история, так будит фантазию читателя, что кажется гораздо объемнее!
Nog, 5 августа 2007 г.
Как и в случае с многими другими рассказами По, красиво и грустно в то же время. Слишком грустно. Хорошо, что рассказ короткий.
Kalkin, 20 октября 2007 г.
На мой взгляд, этот короткий рассказ — одно из лучших творений По.
Этот рассказ — словно отдельный мир, в который погружаешься с первых строк. Мир, полный мрачной красоты и мистики, странных сверхъестественных событий, которые вполне закономерны, когда ты внутри этого мира и которые пугают, когда ты вне его. Искусство связует жизнь и смерть, рождая и радость, и ужас...
vitamin, 18 июля 2007 г.
Художники — опасные существа. Особенно, художники увлеченные и талантливые.
Ruddy, 10 января 2007 г.
А в жизни — смерть. И что может прекрасней и страшнее одновременно.
Потрясающий рассказ.
alija, 23 декабря 2006 г.
Лучший и любимый из всех рассказов. Для меня, Э.А. По — это «Овальный портрет» :super: