Аркадий и Борис Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Юмористическое | Сатирическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования | Фантастические существа
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В один прекрасный вечер молодой программист Александр Привалов, возвращаясь из отпуска, прямо посреди дремучего леса встретил двух приятных молодых людей. И подпав под их обаяние, поступил на работу в один загадочный и престижный НИИ, где не терпят лодырей и бездельников, где правит энтузиазм и оптимизм, а сказка становится былью.
Повесть братьев Стругацких по праву считается одной из вершин их творчества. Прошедшая испытание временем, наполненная юмором и добротой, история будней сказочного НИИ не оставит равнодушными никого из читателей.
Беловой вариант не сохранился. Черновик второй и третьей части — в папке «Понедельник начинается в субботу». На его основе в 1992–1997 гг. С. Бондаренко с согласия БНС проводилось восстановление канонического текста повести.
Написано в 1963–1964 гг.
По мотивам повести был написан сценарий «Чародеи» и снят одноименный фильм (1982, СССР, реж.: Константин Бромберг).
В произведение входит:
|
![]() |
|||
|
||||
|
Входит в:
— цикл «НИИЧАВО»
— журнал «Искатель 1964'6», 1964 г.
— сборник «Трудно быть богом. — Понедельник начинается в субботу», 1966 г.
— журнал «Œuvres et opinions», 1968 г.
— сборник «Понедельник начинается в субботу», 1979 г.
— антологию «Lichtjahr 1», 1980 г.
— антологию «Lichtspruch nach Tau», 1986 г.
— сборник «Понедельник начинается в субботу», 1987 г.
— антологию «В круге света», 1988 г.
— сборник «Избранное», 1989 г.
— антологию «Книга вымышленных миров», 2003 г.
— «Словесность. Тексты», 2004 г.
— «Театр FM», 2004 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 206
Активный словарный запас: высокий (3158 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 60 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 37%, что близко к среднему (37%)
Экранизации:
— «Этот фантастический мир. Выпуск 1» 1979, СССР
— «Экранизация отрывка из повести братьев Стругацких "Понедельник начинается в субботу"» 2010, Россия, реж. Никола Ковалёв
— «Неразменный пятак» 2015, Россия, реж. Фёдор Виноградов
— «Понедельник начинается в субботу / НИИ ЧАВО» 2018, Россия, реж. Алексей Евдокимов
— «Суета продолжается» 2022, Россия, реж. Алексей Евдокимов
— «Временная суета» 2022, Россия, реж. Алексей Евдокимов
- /языки:
- русский (93), английский (5), немецкий (7), испанский (2), французский (2), итальянский (1), шведский (1), чешский (2), эстонский (1), украинский (1), польский (5), словацкий (1), болгарский (4), венгерский (2), сербский (1), грузинский (1), корейский (1), румынский (2), эсперанто (1), турецкий (1), монгольский (1)
- /тип:
- в планах (1), книги (111), периодика (3), самиздат (7), аудиокниги (10), цифровое (3)
- /перевод:
- Ч. Алтанзагас (1), Д. Бабьяк (1), В. Белиалс (1), Э. Бромфилд (3), М. Бронштейн (1), Х. Бухнер (3), С. Владимиров (4), Л. Вон (1), Д. Геллерт (2), В. Гулеури (1), Х. Гутше (2), А. Кортезе (1), С. Люндваль (1), Р. М. Гарсия (2), Т. Пеэтерсоо (1), И. Пиотровска (3), Я. Пискачек (2), Л. Ренен (1), А. Саган (1), Э. Симон (2), Э. Скурская (1), М. Стаменкович (1), В. Стоическу (2), Х. Ялин (1), Б. дю Крес (1)
В планах издательств:
Издания:
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
flying_kitten, 5 февраля 2025 г.
Мне нравятся книги братьев Стругацких, я много что у них читал, но, как ни парадоксально, «Понедельник» я впервые прочитал буквально вчера. Ещё в 80-е годы, будучи школьником, я начинал его читать, была у нас книжка, мектеповское издание с иллюстрациями Мигунова — картинки изучил, но дальше чем на несколько страниц не продвинулся, тогдашнему мне хотелось экшена и невероятных приключений. :) Фильм «Чародеи» по мотивам повести и по сценарию Стругацких, смотрел, но тоже, кстати, не с первого раза, сначала то кусок тут, то кусок там... В общем всё как-то не складывалось у меня с «Понедельником», хотя книга то — одна из визитных карточек братьев, так что в итоге взял я, да и прочитал её. :)
Молодой программист, путешествуя где-то по Северам (авторы недвусмысленно намекают на Архангельскую область), случайно знакомится с сотрудниками провинциального НИИ — такими же молодыми ребятами, которые незамедлительно начинают агитировать перейти на работу к ним. Несмотря на провинциальность, НИИ оказывается вполне себе ведущим в своей довольно специфической области, да и сам городок Соловец, где институт расположен — местом весьма интересным, несмотря на удалённость от привычных научных центров. Ну что же делать, остаётся Саше Привалову только один путь — устраиваться сюда на работу.
Почему-то мне казалось, что повесть будет иметь сквозной сюжет, но нет — это три новеллы, три эпизода из жизни главного героя, конечно же непосредственно связанные с НИИ ЧАВО. В общем и целом я, конечно, представлял, о чём будет книга, но ожидания видимо были изрядно завышены. :) По факту — рабочие будни научно-исследовательского института, сильно разбавленные волшебно-сказочными моментами, но отсылающие, конечно же, к жизни многочисленных научных организаций Союза. Начало 1960-х, Оттепель, всеобщий энтузиазм (а среди ИТР-молодёжи — в особенности), движение к светлому будущему, да, есть ещё лентяи и приспособленцы, но большинство то — работяги (в хорошем смысле этого слова) и энтузиасты. Так что книга о них — энтузиастах науки и своего любимого дела, юмористическая и добрая, с элементом сатиры — в отношении бюрократов и бездельников.
В общем и целом повесть довольно хорошая, читается легко, но — всё это уже давно в прошлом, есть, конечно же, вечно актуальные темы, но вся ниишная специфика, читавшаяся когда-то по-своему свежо и интересно, ушла в прошлое, да и бескорыстные энтузиасты, в массе своей, закончились ещё при Союзе, не говоря уж про нынешнее время. Так что книга, наполненная большим числом намёков и отсылок, современной молодёжи, зачастую, непонятных, воспринимается памятником эпохе, не самой плохой, но уже ушедшей.
1001, 26 января 2025 г.
«Что мы вообще может сказать о поколении 60-х?» (с)
Ну, если не путать нас с шестидесятниками (а это две больших разницы :) — то это оно, наше, поколение.
Причем самое счастливое (мой дед родился еще 19 веке, пережил четыре войны и все репрессии — а их было куда больше, разных, чем многие думают, родители же пережили войну, послевоенную разруху, бандитизм и нищету — и постоянную угрозу войны ядерной).
А у нас было все: живые родители (так как во время войны они были еще школьниками), спокойная жизнь, нормальная школа без буллинга (потому как сразу выявляли и пресекали :) и никаких реальных проблем с преступностью (ну, кроме бытовой, то случалось)
Мы могли спокойно ходить по всему городу и ближним (до 3 км) окрестностям, не опасаясь каких либо проблем со сверстниками.
Более того — наше отсутствие дома не сильно беспокоило родителей (волноваться начинали если ребенок не приходил вовремя к обеду или ужину :) И да, не только опыты с карбидом, но и более опасные эксперименты нам сходили с рук :)
А потом мы стали обращать внимание на девушек... и не зря — они все были сплошь «комсомолки, спортсменки, красавицы» (избыточный вес был связан исключительно с явными проблемами со здоровьем) и таки в нашем классе были две настоящих спортсменки — кандидаты в мастера спорта по спортивной гимнастике.
При этом «идеологическое давление» на нас было сниженным и стало сугубо формальным — с рок-музыкой я познакомился еще в 1968, так как у моего старшего двоюродного брата был магнитофон «Днепр», а жили мы в одном доме. Так музыка Битлз стала музыкой моего детства :)
И среди всего прочего у нас в доме была книга с очень интересными картинками (1966 год, читать я еще не умел).
Изучена она была досконально, так как картинки в ней были круче всего, что можно было увидеть в других книгах или в тех же «Веселых картинках» (иллюстрации Е. Мигунова, конечно).
Ну и что мне, пока еще неграмотному, оставалось делать? (родители считали эту книгу «взрослой» и не читали ее мне :)
Вариант был один — опираясь на эти картинки (сторукие существа в бочках, ходячие :) — придумать всю историю самому, благо кое-что мне было уже знакомо (Баба-Яга и Кот возле дуба :)
Прочел же я эту книгу спустя много лет (так как наш экземпляр книги «зачитали» знакомые).
И хотя я не угадал почти ничего — читать было крайне интересно (читальный зал детской библиотеки, еле выгнали, так как закрывались уже :) Причем сатира мне тогда была побоку, а вот испытания джиннов на полигоне — были в самый раз :)
В общем, можно сказать, что запомнил эту книгу наизусть, так как перечитывал периодически, каждый раз открывая для себя нечто новое в уже знакомом тексте (особенно в эпизоде путешествия в описываемое будущее, да :)
Ну и в конце концов я ее прочел еще раз, уже работая в настоящем НИИ. И вот тут я был слегка разочарован, так как времена сильно изменились, и реалии НИИ — тоже.
У нас царил суровый прагматизм во всем, валять дурака было некогда (но работу на овощных базах и в колхозных полях при этом никто не отменял :) Даже до выпуска стенгазеты дело не доходило — Перестройка была уже на носу.
Ну и результат — принципа «Понедельник начинается в субботу» уже и близко не было.
Все сотрудники за пару минут до звонка выстраивались в ожидании возле дверей. Забавно было видеть, как по звонку открывались все двери сразу и толпы сотрудников одновременно начинали свое движение домой :)
Не, за дополнительную плату работали и дольше (как и рабочие). Но только за дополнительную плату. Были еще субботники, но уже в 1989 году их организаторов таки стали посылать...
«Нет уже того энтузиазма» (с) Золотой теленок
Козлов, 10 марта 2025 г.
«Понедельник начинается в субботу» — одно из самых полноценных произведений братьев Стругацких. Просто идеально выдержанный баланс между формой и содержанием. Придираться к повести совершенно бессмысленно. Как можно придираться к капустнику, если по традиции на такую шуточную критику обижаться нельзя? Да и, как показать тогдашнее руководство, где каждый по праву многократно: заслуженный, отмеченный, награжденный и т.д. А то, что весь этот НИИЧАВО — бесконечный шабаш, должно вызывать понимание и смех у всех участников. Отдельные личности на примере Саваофа Бааловича Одина выдвигают идею о невозможности такой магии. Но, по правде говоря, в этом случае придется выяснять и, какое отношение к магии имеет Гоша из фильма «Москва слезам не верит». Вот, что действительно интересно, так это то, почему многие считают, будто в повести нет сюжета. Если книгу причисляют к классике, то не может у нее не быть сюжета. В повести «Понедельник начинается в субботу» есть основная идея. И именно по этой причине над некоторыми колкостями сейчас я смеяться не могу, даже понимая, что это смешно. Идея эта сквозная, до невозможности инфантильная и пропитанная каким-то детским желанием поиздеваться над «побежденным». «Понедельник начинается в субботу» называют книгой целого поколения. Но написали её Стругацкие по принципу: у кого что болит, тот о том и говорит. Ну и я решил поговорить.
Всё начинается с того, как простой советский программист приезжает в город Соловец. И сталкивается со сказкой ставшей былью. И главное, объяснить происходящее можно только признав реальность сказочного. Честно. Я бы с радостью, не раздумывая и от всего сердца поставил бы Стругацким один жирный плюс. Если бы это была пародия на Владимира Ивановича Немцова. Но практика показывает, что большинство читателей, вообще, не видит в творчестве Немцова какого-то специфического художественного подхода. Так, что первая часть — это отсебятина, которая у меня восторги очень резко вызывать перестала. Стругацкие входили в круг писателей-фантастов так называемого «среднего поколения», которые хотели использовать в советской фантастике любые темы. Даже парапсихологию не признавали лженаукой, лишь бы разрешали писать о телепатии, ничего не объясняя. В первой части Привалову специально показывают узнаваемых сказочных персонажей. Он понимает, что здесь работают сказочные законы. Ведет себя при этом он спокойно и мыслит рационально — такую же реакцию наблюдает у окружающих. Это вызывает у читателя веру в правдоподобие. И на фоне волшебной сказки — даже не фольклорной, а по мотивам Пушкина и Гоголя, — которая должна иметь пусть фантастическое, выдуманное, но рациональное объяснение, читателю рассказывают о том, что всё нереальное — это еще необъясненное материальное. А те, кто придерживаются устоявшихся научных взглядов, просто, лишены воображения. Такая наша диалектика! Это равносильно тому, как, если бы научным рассказом о причинах возникновения «огней святого Эльма» объясняли механизм, по средствам которого биополе экстрасенса подключается к созвездию Ориона. Более того, это мой любимый критерий, доведенный до идеологической установки, у всех прогрессивных советских критиков научной фантастики. Нет воображения — и всё! Аж пахнуло Духом Эпохи. Как писала классик советской фантастики, приключений, сатиры, документальной и художественной литературы и всего на свете, которую Ленин и Горький расстреляли лично (но эти секретные документы с википедии удалены):«Валяйте-ка безо всякой алхимии!». Вот над теми гномами я ржал. Меня заставляли смеяться и Алексей Толстой, и Виктор Гончаров, и Корней Чуковский. И Дух Эпохи сносил всё, что не приколочено. А где приколочено — врывались с двух ног! А «Понедельник начинается в субботу», действительно, как распознавание «свой-чужой». Ну, а я, как Баба-Яга, против. И, какие ваши доказательства?
Вторая часть повести наиболее впечатляет. Говорить о ней плохо просто не хочется. Но сама по себе эта часть — настоящий удар по мозгам. А сотрясение необходимо лечить. На первый взгляд НИИЧАВО представляет из себя такой же музей бесполезных магических артефактов, как и Изнакурнож. Всё меняется, когда в новогоднюю ночь, вместо празднования, сотрудники возвращаются на работу. У них есть новые идеи. Они вдыхают жизнь в эти бесполезные явления. Противопоставляются магам бездельники, балаболы и демагоги из бесперспективных отделов, главным из которых является Амвросий Амбруазович Выбегалло. Фотографии Трофима Денисовича Лысенко, безусловно, впечатляют. Но, вместо сумрачного гения, Нам рисуют портрет настоящего демона. И демон этот способен уничтожить весь мир. Чем? Описанием наших потребностей. Это очень богатая тема для разговора. Но Стругацкие используют её только как карикатуру по узнаваемому поводу. Одновременно Нам заявляется, что есть огромное количество еще не проработанных возможностей, и то, как наскучившая всем связь с реальностью мешает их внедрению. Многим правильным работникам даже необходимы дубли, чтобы духовное не путалось с обыденностью.«Понедельник начинается в субботу» — это книга целого поколения молодых советских энтузиастов. И вместо того, чтобы подумать о ошибках, людям показывают готовый рецепт счастья. Делай всё, как говорят, только наоборот. И твои материальные потребности сойдутся с духовными. Извините, но на этом месте я не смеялся.
Кульминацией повествования становится «Всяческая суета». Здесь Нам объясняют, чему на самом деле посвящена эта книга. И, вообще, это должно было показать, насколько несерьезно, фактически узко специализировано, нужно было эту книгу воспринимать. Но всё вышло совсем наоборот. Задор авторов придал повести размах всесоюзного капустника. Что совершенно не верно. Но, если бы таких обстоятельств не было, боюсь, книгу бы вообще никто не хвалил. Узкоспециализированные вещи требуют особого подхода и люди, обычно, не задумываясь к ним не подступаются. Есть такое выражение «факап системы». Считается неприменимым и бытует, как мем. Но я как-то всё чаще прихожу к мысли, что Стругацкие именно «факап» советской системы. Простым умыслом такое не объяснишь. В первую очередь я наконец-то прочитал знаменитое своей подробностью описание фантастики тех лет. После краткого изложения, где Стругацкие упоминают и свои недоработки, Нам показывают финал всего. Для американской фантастики — это вечный армагеддон. А для советской — это пустота. Вообще то, переломным моментом в советской фантастике считается «Туманность Андромеды», в которой было подробно изображено общество коммунистического Будущего. Будет еще какой-то перелом? И о какой пустоте идет речь, если в тех книгах показана главная духовная потребность советского человека — устремление в Будущее. Одновременно существует Янус Полуэктович: идущий проторенной дорожкой в собственное будущее и из будущего меняющий свое прошлое. Нам же во второй части Стругацкие показали, что удовлетворение материальных потребностей не ведет к появлению духовных. Теперь оказывается изображение удовлетворения материальных потребностей необходимо для появления духовных. Только, вот, это не проблема Будущего. Это способ воспитания читателя. Он уже есть: его демонстрирует Выбегалло. Но Выбегалло делает всё неправильно и нужен новый, многомерный способ описания Будущего. Серьезно!!! Зато теперь я точно знаю, что Всеволод Ревич — не дурак. Он действует по проверенному шаблону. Зачем думать, заниматься критическим анализом, если уже четко обозначена правильная позиция. Верной дорогой идете, товарищи! Вся профессиональная критика советской научной фантастики высосана из этого сборника анекдотов? Серьезно!!! Дальше идет история с попугаем. Это еще одна колкость в адрес советской фантастики. Пытаясь объяснить происходящее, Ойра-Ойра приводит пример с тунгусским метеоритом. И называет банальной идею о космическом корабле, которой, между прочим, гордился один известный советский писатель-фантаст. Всё становиться банальным на фоне возможности решать задачи, у которых доказано нет решения. Зачем чем-то ограничиваться, если всё от начала до конца можно придумать, сидя на диване. Появляется контрамоция. Выдуманное решение выдуманной проблемы. То, что надо было показать в начале, Стругацкие помещают в конец повести. Ведь объяснение законов сделает мир повести воображаемым. А внезапное озарение в последний момент покажет реальность и преимущества несуществующих перспектив.
Как Вы, наверное, уже догадались центральной идеей повести является поиск нового пути развития советской фантастики. О чем еще могут писать фантасты, если не о своей профессиональной деятельности. И то, что эта книга была признана молодым поколением за объяснение всего, вызывает разочарование. Почему? Потому, что творчество Казанцева я люблю, а творчество Стругацких — нет. И практически каждая книга братьев Стругацких дает мне возможность убедиться в собственной правоте. Какие-то подвижки дали надежду на полную победу на профессиональном поприще. И перед нами произведение, где под общую гребенку «устарелости и отсталости» подогнали всех. Риторику Выбегалло можно привязать к узнаваемым высказываниям Лысенко. Но эти тезисы для выразительности Стругацкие пересказали своими словами. И значит, применив диалектику или демагогию — не уверен, что Стругацкие когда-нибудь делали разницу — можно сказать, что слова Выбегалло написаны самими Стругацкими. Эти слова прекрасно объясняют всё, что творится и в НИИЧАВО, и в Мире Полудня. И маги, и коммунары будущего — это идеальные потребители. Говоря о духовных потребностях, Стругацкие перепутали саморазвитие, как общечеловеческую ценность, с интеллектуальным трудом, как отличительным признаком прослойки населения. В результате миры Стругацких окажутся населенными людьми с полностью удовлетворенными материальными потребностями. Но, вместо того, чтобы задуматься над тем, хорошо это или плохо, они будут одержимы поиском и решением все новых и новых задач. И эти миры сами себя не схлопывают только по тому, что любая трагедия объявляется сложным риторическим вопросом, правильный ответ на который всем предлагается изо всех сил искать — т.е. превращается в демагогию. Повесть «Стажеры» говорит, что всё не так однозначно. «Далекая Радуга» призывает задуматься над тем, что пора задуматься. А «Понедельник начинается в субботу» объявляет, что всё только начинается. Но пройдет еще некоторое время и Иван Жилин начнет открывать людям глаза: оказывается, что все, кто бездумно стремится в Светлое Будущее — идиоты. Всё, что могут Стругацкие — бесконечно воспроизводить самый карикатурный совок и уверять, что с этим никто не борется. Потому, что схема надежна и проверена годами. Всё, что нужно сделать — крикнуть «подвиньтесь!».
Из письма Долгушину Ю.А., 1928 год:
«Мысли его почти всегда неожиданны и парадоксальны, но на поверку оказываются удивительно меткими и правильными. Многое из того, что мы проходили в институте, например, о генетике, он считает «вредной ерундой» и утверждает, что успех в нашей работе зависит от того, как скоро мы сумеем все это забыть, «освободиться от этого дурмана». Эксперимент у него бывает ценен в том случае, если он неудачен и приводит к противоречию. И т.д. Игорь, как всегда, с самым серьезным видом утверждает, будто Лысенко уверен, что из хлопкового зерна можно вырастить верблюда и из куриного яйца — баобаб...»
Актуальна ли повесть до сих пор? Не знаю. Но это уже исторический документ. А исторические документы надо комплексно анализировать. А не потрясать им, как важной бумажкой.
polynka, 27 июля 2024 г.
Для меня это одна из самых любимых книг, как среди произведений Стругацких, так и среди всей прочитанной литературы. Прекрасная, простая и добрая история. В книге практически отсутствует сюжет, она представляет собой простое описание НИИ и жизни его работников. Но это совершенно не вредит ей, наоборот делает лёгкой для прочтения, она идеально подойдёт, чтобы отдохнуть от бесконечных переживаний за героев и неожиданных поворотов. Ведь когда устаёшь от вечных интриг и морали «серьёзной» литературы хочется погрузиться в мир волшебства, где заранее знаешь, что всё будет хорошо, что никто из героев не строит козни и никому не угрожает опасность. Да, есть такие персонажи, как профессор Выбегалло, но ведь и он в сущности совершенно не злой. Я особенно люблю читать эту книгу перед Новым годом, когда душе так хочется магии.
Кроме своей лёгкости и волшебности книга прекрасна ещё и своим юмором. Простой, понятный и вместе с тем, действительно смешной, им пронизаны каждая строчка, каждый диалог героев. «Понедельник...» не заставит смеяться до упаду, но на протяжении всего чтения, у меня улыбка не сходила с лица.
Ну и, конечно, идеальна передана атмосфера дружбы — колкие подшучивания коллег друг над другом, но вместе с тем их поддержка — это ли не то, о чём мы все мечтаем?
Книга — удивительный рассказ о, в сущности, самых обычных героях, простых людях, любящих свою работу так сильно, что готовы заниматься ею без отдыха — прекрасный вариант для дней, когда хочется, действительно, отдохнуть и хорошо провести время
mila-N04, 29 января 2024 г.
Читала в юности, помню что понравилось. Начала сейчас читать — не могу, бред какой то. Толи со мной что то за 20 лет случилось, толи книга устарела.
ash945, 23 апреля 2023 г.
Сложно мне писать отзыв на эту книгу.
Даже прочитав ее сейчас, для меня она так и остается «Понедельником...» из далекого 1979 года, когда я ее прочитал в первый раз.
Это повесть о людях, которые всецело отдаются любимому делу, не приемлют фальши, лени, двуличия и несправедливости. Эта повесть об энтузиастах, которые готовы решать проблемы человечества и после рабочего дня и в выходные и по праздникам. Ну и что, что они маги и работают в НИИ Чародейства и Волшебства, в первую очередь они — люди, живые и увлеченные, с простыми человеческими чувствами и желаниями. А магия и прочие «чудеса» это так, антураж, обрамляющий основную идею книги.
И в корне не согласен с теми, кто говорит, что повесть сейчас не актуальна, не понятна современному поколению читателей. Что тут может быть не актуального? Честность, порядочность, взаимопомощь, желание добросовестно выполнять свою работу, пусть и не магического толка? Что из этого не актуально сейчас? Все эти вопросы злободневны, может даже и больше, чем в те далекие времена...
ViaVia, 9 июня 2023 г.
Прочитала — и абсолютно не поняла за что так любят эту повесть. По мне, так у Стругацких есть много гораздо более интересных произведений — глубоких, атмосферных, наполненных торжеством человечности.
Почти 2 недели «мучила» этот текст и сама мучилась)). Но из уважения к авторам решила перечитать «Понедельник…» лет через 10. Может дорасту…
forest777, 20 сентября 2023 г.
Однозначно положительная книга. Младшие научные сотрудники в восторге. Заходит как мотивация для упорного труда на благо науки. Вовсе не фантастика. А социальная пьеса на производственную тему)
zslooo, 22 августа 2023 г.
Братцы Стругацкие, без сомнения, являются одним из ярчайших явлений в советской научной фантастике, но не каждое их произведение может удовлетворить взыскательного читателя. «Понедельник начинается в субботу» — пример такого разочарования. Позвольте мне поделиться моим восприятием этой книги.
Во-первых, сюжетное полотно кажется недостаточно цельным и консистентным. Рваные переходы, как по мне, не способствуют погружению в мир произведения, а только отталкивают.
Персонажи? О, эти персонажи... Они карикатурны до грани, что, возможно, и было задумано авторами, но эмпатия к ним не возникает. Откуда следовать за их историей, если не ощущаешь к ним ни малейшей привязанности?
С другой стороны, не могу не заметить, что мир, созданный Стругацкими, кажется устаревшим. И это не только потому, что роман написан в 60-х годах прошлого века. Нет, просто порой возникает ощущение, что события и персонажи из другой эпохи, которая нам уже не близка.
Сказочные элементы, вплетенные в сюжет, кажутся несколько грубыми и наивными. Вместо того чтобы органично вписаться в повествование, они скорее выделяются на его фоне, создавая диссонанс.
Юмор в книге, к сожалению, также оставляет желать лучшего. Возможно, он был свежим и остроумным в свое время, но сегодня он звучит устаревшим и непривлекательным.
Читать «Понедельник начинается в субботу» мне далось тяжело. Почти неделя ушла на то, чтобы дойти до конца. И это не потому, что книга сложная или глубокая. Просто иногда она казалась скучной и затянутой.
В заключение, хочу сказать, что, несмотря на все мои замечания, я все же оценю книгу в 4 из 10. Ведь Стругацкие — это классика, и их произведения заслуживают внимания. Но «Понедельник начинается в субботу», к сожалению, не стал для меня открытием.
Солнечный ветер, 14 мая 2023 г.
В принципе не особо люблю произведения с таким юмором. Почитать можно, но так, немного наивно.
Очень много отсылок ко всему подряд, но даже я, родившийся в СССР, как говорится не все «выкупил». Книга не молода, думаю большинство отсылок будет понятно, более старшему поколению, точнее за 60.
Есть свои интересные моменты, узнаваемые. Но думаю тем кому лет 30 и меньше, многое уже будет не понятно.
Baskk, 12 января 2023 г.
Если в 70-е и 80-е юмор и сатира 60-х были актуальны и понятны, то сегодня если бы не фильм «Чародеи» многие вообще бы не разобрались в хитросплетениях авторов. А лично для меня это прекрасная сказка не только для научных работников младшего возраста, но и для их современников сохранивших в глубине души веру в чудо
Нортон Коммандер, 16 декабря 2022 г.
Для поколения 60-х — 70-х, конечно, легендарное произведение. Те, кто впервые прочитал это произведение в 21-ом веке — скорее всего больших восторгов не испытают.
В повести отлично передана атмосфера советского НИИ Чародейства и Волшебства и энтузиазм работающих там учёных-магов. Есть по настоящему гениальные моменты и эпизоды (и их немало). Особенно понравилась сцена полевых испытаний «идеального» кадавра профессора Выбегалло и сцена мозгового штурма, где герои пытаются разгадать тайну директора института Януса и его попугая. За такие моменты можно смело ставить 9-10 баллов из 10-ти.
Но вот сцены с кадавром «неудовлетворённым желудочно» и с путешествием в мир придуманного будущего понравились гораздо меньше. И некоторые другие сатирические моменты к настоящему времени уже несколько потеряли актуальность.
В общем, читать «Понедельник...» непременно стоит, но без завышенных ожиданий. Всё-таки лично для меня произведения «предполуденного» и «полуденного» циклов у Стругацких со значительным отрывом лидируют в сравнении с прочими их книгами.
Bassman2003, 23 ноября 2022 г.
Второе мое произведение АБС после легендарного «Пикника на обочине». Хорошо, что я начал читать ПНС в сознательном возрасте, ибо бы не понял о чем книга и, что вероятнее всего, закрыл на второй части.
Здесь 3 части, из которых последние две скучны, обильны на сатиру и, к тому же, никак невесёлые. А на последней странице чуть ли тоска не накатила. Много было вопросов и ясностей во многих терминологиях, но Предисловие расставило все точки над «i». Пожалуй, первая часть лучшая, интересная и весёлая. Веет ностальгическими прошлым, хоть я и не жил в ту эпоху и могу лишь прочувствовать её благодаря таким книгам. Прочитал первую часть очень быстро и решил послушать аудио. Нашел версию Михаила Черняка. И это решение только добавило особенного колорита.
В общем и коротко, книга мне зашла. Рекомендую как взрослую и одновременно детскую сказку. А концовка — грустная сказка для взрослых.
Bladeness, 24 июня 2022 г.
Никогда прежде не читал Стругацких, поэтому решил начать ознакомление с одного из самых их известных и популярных произведений. И неожиданно для себя обнаружил, что король-то голый.
Если первая часть хороша и читается с интересом, то вторая — тягомотная нудятина. Будь там хотя бы какой-то сюжет, возможно она бы не была столь унылой, но его там нет. Вместо него полно острой сатиры на советскую действительность и в частности работу НИИ и куча плоских шуток на тему сказочного фольклора и философии. Я понимаю суть шуток, улавливаю сатиру и отсылки, но отклика это все никакого не находит. Ни уму, ни сердцу. А разгадка одна — все это потеряло актуальность. Те, кто жил в то время, вероятно испытывают теплые ностальгические чувства, но всем прочим это попросту читать будет просто неинтересно. И отчасти в этом вина авторов — обыгрывая реалии они напрочь забыли про сюжет и персонажей, а когда реалий не стало, то и книга по сути потеряла смысл.
Итог — гениальнейшая книга своего времени не прошла проверку временем.
dokktor, 7 июля 2022 г.
Интересный факт о любимой книге.
Могу долго ее хвалить и восторгаться детскими, а потом юношескими впечатлениями.
А потом и зрелым признанием.
Но я просто хочу коротко рассказать о забавном случае, которому много-много лет.
Недавно мне одна дама в летах рассказала, что в молодости к ней сватался парень, который вместо кольца подарил прекрасно изданный «Понедельник...». А когда она, подумав, отказала...
...расстроенный молодой человек потребовал вернуть книгу.
Такое вот масштабное всенародное признание ПНС :)))