Робин Хобб «Ученик убийцы»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | С множеством интриг | Психологическое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Фитц, герой романа, — незаконнорожденный сын наследного принца. Воспитанный слугами, он вырос в темных коридорах королевского замка, не зная ни почета, ни славы. Его ждала дорога убийцы, верно и преданно исполняющего приказы своего короля, а также участь человека, способного своими, может, не очень значительными поступками сдвигать мировые колеса и приводить в движение силы, недоступные пониманию простых людей... Но на то он и Фитц Чивэл Видящий!
Входит в:
— цикл «Мир Элдерлингов» > цикл «Сага о Видящих»
Награды и премии:
лауреат |
Премия финского журнал "Портал" / Portti-palkinto, 1997 // Переводной роман / сборник (США) |
Номинации на премии:
номинант |
Мемориальная премия Комптона Крука / Compton Crook Memorial Award, 1996 // Дебютный роман | |
номинант |
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 1997 // Роман — Премия им. Августа Дерлета | |
номинант |
"Сталкер" / Stalker, 2001 // Переводной роман (США, 1995) |
- /языки:
- русский (10), английский (2), украинский (1)
- /тип:
- книги (12), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Ю. Ефремов (1), М. Юнгер (10)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
gramlin, 22 февраля 2025 г.
Конечно, это не тёмное фентези. Это подростковая книжка о мальчике-бастарде, попавшем в замок к своим родственникам. Здесь нет ни закрученного сюжета, ни обширного мира, ни интересных героев — просто неплохая история о мальчике-бастарде, которая могла бы стать хорошим рассказом не будь столь длинна.
Adiga-man, 4 января 2025 г.
Главная проблема этого романа состоит в том, что он весь недокрученный, недожатый.
Я люблю объёмные произведения, но раз ты замахнулся написать больше 500 страниц текста, то ты должен уметь поддерживать интерес читателя. У автора этого не получилось. Самое интересное, что автор пишет много, но при этом ясности это гора текста к происходящему толком не добавляет. Бесконечные блуждания, сомнения, обучения главного героя, не добавляют толком ясности и штрихов к его внутреннему миру и характеру. Какого-то тонкого психологизма я не увидел.
Чтобы удержать внимание читателя, должно быть либо много экшена, либо много интриги, либо интересно описанный мир и ярко прописанные герои. Всё это есть в этом романе, но всего этого мало. Экшена, как такового практически нет. Интрига, не такая уж закрученная, чтобы заставлять проглатывать страницы одну за другой, чтобы наконец добраться до развязки. Герои не сильно увлекают и так же не спешишь узнать, что с ними случится дальше. Моментами интересно и даже интересно читать книгу, но вот именно что – моментами. Остальное время испытываешь чувства, близкие к равнодушию.
Я в прошлом году дочитал цикл «Полари» Суржикова и невольно сравнивал эти книги. Понятно, что жанр не совсем одинаковый, но там я взахлёб проглатывал тысячестраничные тома, а тут я равнодушно дочитал до конца. В целом, роман средний, всё в нём среднее, ничего выдающегося нет и продолжать знакомиться с миром и циклом нет желания.
alexedin, 11 мая 2024 г.
Я наверное опять что-то не понял... Название «Ученик убийцы» прямо-таки кричало о том, что юного бастарда с самого появления его в замке будут обучать премудростям воинского искусства и тайному ремеслу ассасинов. А уж открывшийся у парня дар и вовсе открывал бескрайние перспективы его обучения и дальнейшего преобразования нашего героя в реальную силу.
С каждой прочитанной страницей я начал понимать, что обманулся в своих ожиданиях. Пару-тройку абзацев про уроки владения мечом и палкой, собирание гербариев и изучение ядов, вот , пожалуй,и всё, чему научили Фитца его учителя. Да эпизод с кражей колбасы из лавки и дальнейшая погоня лавочника описана живее и интереснее, чем все эти уроки. Зато грубости, унижения и прочего уныло-депрессивного давления в книге хоть отбавляй. По-моему , любой персонаж романа( кроме собак и лошадей), с кем общался Фитц, считал своим долгом морально подавить или оскорбить его, так называемые учителя вечно не находили время на обучение или надолго оставляли свои занятия с ним. А уж недоброжелатели и вовсе лупили и оскорбляли, как хотели. Да и бастардов королевской семьи в итоге оказалось столько, что этот штрих к личности нашего героя оказался к концу романа уже не столь интригующим и интересным.
В общем, вместо ученика убийцы у автора получился этакий Чебурашка, у которого нет друзей. Не слишком умелый, не слишком умный и рефлексирующий по любому поводу подросток, от которого шарахаются даже симпатизирующие ему люди.
Ну и коротко о мире, где живет наш герой. Побережное государство без морского флота, это конечно отдельная песня, но и остальное описание мира и окрестностей оставляет какое-то рваное и двойственное впечатление.
Возможно в следующих книгах картина мира будет становится более ясной и четкой, наш герой постепенно превратится в мужественного парня с железной хваткой и развитыми магическими способностями. Ну а пока, чтобы перебить депрессивное настроение от прочитанного, возьмусь за какой-нибудь приключенческий роман, где герои дают сдачи своим обидчикам, друзья всегда приходят на помощь в трудную минуту, а прекрасные дамы вдохновляют на подвиги. В общем, где есть всё то, чего нет в романе с пафосным названием «Ученик убийцы».
WoroH, 13 июля 2024 г.
Подготовка к действиям
Решил начать этот цикл. Опасался, так многие говорили, что ничего особенного, кроме бесконечных страданий главного героя в нем нет. Пока ознакомился с первой частью. Сразу могу сказать, что первую трилогию точно дочитаю. Достаточно интересная интрижная история герцогств, напоминающая чем то Игру престолов. Те же подковерные игры, интриги, заговоры, и на фоне всего этого есть фантастическая угроза всем. Немного излишне подробная, но читалась легко.
У того же Джона Сноу было гораздо больше страданий, я уж не говорю про Ричарда из Правил Волшебника. Вот где были страдания каждую книгу, не одно так другое. Там страдания так страдания. Всем страданиям страдания. А еще была любовь, жизнь и любовь к жизни. Опять понесло не туда.
Короче, первая часть понравилась, буду продолжать, надеюсь в следующих частях страданий прибавится. И бестиария не хватает.
mtshka, 2 апреля 2024 г.
прочитал все книги уже давно. Возможно скучновато читать о фитце , как многие пишут, но все книги это одна большая история, история жизни . В конце все ружья выстрелят, из-за кучи этой воды проникаешься к героям, они становятся как родные. наверное один из самых любимых романов. начинал читать совсем не с начала, может это и к лучшему. На самом деле это очень грустная история .. и да это очень похоже на патрика ротфусса
Elvirovich, 28 июля 2023 г.
Скука смертная! В первую попытку дочитал примерно до четверти, дальше не смог. Но тут из каждого утюга восторги-восторги: вы только «продеритесь» сквозь 1-ю книгу, дальше будет вау-вау и т.п. Вторая попытка закончилась на середине повествования. С книгой, серией и автором знакомство закончил навсегда. Ибо — нафига? Есть такая огромная куча реально интересных и захватывающих книг, на несколько жизней хватит, чтобы пытаться преодолеть в остальных «шедеврах» пресловутый «порог вхождения».
Beef, 4 октября 2023 г.
Книга не оправдала моих ожиданий.
За Ученика Убийцы взялся после понравишейся мне Саги о живых кораблях — казалось бы, тот же автор, тот же мир, примерно равные оценки.. Что могло пойти не так?
Если в Кораблях было много героев и много локаций, то тут всё повествование идёт от лица одного главного героя, никуда особо не выезжающего из своего города. Я честно говоря, ожидал каких-то пересечений с миром кораблей, но тут как-то всё очень локально.
По-моему неоправданно много времени уделяется быту главного героя (поел, поспал), а вот собственно убийств или использования магической силы мне было мало. Да и убийства, откровенно говоря, дух не захватывают.
Сам герой меня тоже не впечатлил — какой-то он никакой, бесхребетный что ли, что сказали, то и делает. Там поучился, тут поучился, оттуда выперли, ну и ладно — пойду с собачкой поиграю)
Ну ладно, посмотрим, что будет дальше в серии.
majj-s, 13 сентября 2023 г.
Бастард
Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка,
Не проси об этом счастье, отравляющем миры,
Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка,
Что такое тёмный ужас начинателя игры!
Я слышала о Робин Хобб, нельзя быть внутри книжного пространства и совсем ничего не знать о великих авторах, тем более, работающих в любимом жанре. Но в моем случае это было только именем, и вообще я считала Маргарет Астрид Линдхольм Огден мужчиной. Но вот Ирина Епифанова, ведущий редактор Астрели Спб, рассказала в своем телеграме «Старый пес, канарейка и ужин» о книге, герой которой понимал животных, я захотела читать.
Оказалось, что фэнтезийная вселенная Робин Хобб состоит из великого множества книг, и стандартный формат там не три сотни страниц, а примерно от пятисот до девятисот. Не самый удобный объем для книжного обозревателя, рассказывающего каждый день о новой книге. И тут бы самое время спрыгнуть, но алмазной крепости крючок в лучшей из возможных наживок уже заглочен Потому о трилогии «Видящих» буду говорить вперебивку с рассказами о других книгах.
«Ученик убийцы» начинается с того, что шестилетнего мальчика буквально подбрасывают к дверям одной из королевских резиденций, с этого момента, в его собственном понимании, начнется его жизнь. Не потому, что некие значительные события станут происходить с завидной регулярностью — он просто напрочь забудет обо всем, что было до. Такая избирательная амнезия. Приведший, судя по всему дед, говорит, что мальчик сын наследного принца первой очереди Чивэла, в законном браке бездетного, да анализа ДНК и не требуется, чтобы опознать в нем копию отца. Не вполне понятно, как появление ребенка влияет на решение Чивэла, но он практически тотчас отрекается от права на престол и вместе с женой Пейшенс отбывает в дальнее герцогство.
Мальчик остается в неясном статусе подкидыша с именем Фитц, данным ему королевским конюшим Барричем. Приставка «фитц-« без второй части именно обозначает незаконнорожденного, это нормандское родовое имя, которое буквально значит «сын», как в скандинавских языках окончание «-сон», «-сен», здесь нужно продолжение, если без него, то получается «ничей сын», поэтому имя, которым к герою обращаются в книге, так болезненно подчеркивает статус ублюдка.
Однако мальчик оказывается крепеньким, смышленым и неленивым, он легко осваивается среди замковых собак и лошадей, а со щенком волкодава у него устанавливается ментальная связь, вроде импринтинга нашей реальности, но в десятки раз более сильная и всесторонняя. Буквально возможность быть одним целым, воспринимать мир органами чувств животного. Такое называется Уитт и в целом осуждается, считается, что это может повлечь чересчур сильный анимализм, буквально расчеловечивание носителя, что недопустимо для человека королевской крови, хотя бы и пребывающего в незавидном положении. Щенка отбирают, и это первая жестокая боль, которую малыш переносит осознанно.
В романной вселенной есть и другой вид магии, играющий в ее пространстве значительную роль и почетный, в отличие от уитта. Скилл — род телепатии, способность передачи и чтения мыслей на расстоянии с возможностью внушения. Задатки к нему есть лишь у людей королевской крови (это может быть и отдаленным родством) и овладение связано с долгой непростой учебой. На самом деле, в королевстве потребность в скилле высока, он практически играет роль системы быстрого реагирования и упреждающего удара при угрозе нападения на прибрежные герцогства островных пиратов. И вначале об обучении элитному искусству бастарда речи не идет, его отдают в ученики... королевскому убийце.
Кто сомневается в востребованности людей этой специализации при дворах, переживающих смутные времена, взгляните вокруг. Юный Фитц постигает науку составления ядов из подручных средств, воровской ловкости рук, втирания в доверие и прочие малопочтенные, но требующие уникальных навыков умения. А на королевство, тем временем, обрушивается страшная напасть: пираты на Красных кораблях «перековывают» людей, превращают в подобие себя прежних, лишенное человеческой души с примитивными инстинктами взамен.
По настоянию вдовы отца, бездетной Пейшен (да, претенденты на престол имеют обычай умирать в расцвете сил), которая смирилась с существованием ребенка мужа от другой женщины, Фитца принимают также в обучение Скиллу. Если первая учеба тайная, то эта вполне себе публичная. Преподаватель, однако, ненавидит более одаренного, чем сам, парнишку, в котором видит угрозу своему авторитету, травит его и поощряет к тому же соучеников и в результате вышвыривает, едва не искалеченным. А тут и новое задание по «первой» специализации — отравить наследника горного княжества, человека благородного, к которому герой искренне расположен.
В этой истории сложнейшая сеть интриг приключенческого романа, учебные перипетии академического, трудности романа взросления, глубокий психологизм и неразрешимые моральные дилеммы большой литературы. В ней роскошь избыточности, которая отделяет хорошую и даже отличную вещь от шедевра. Громокипящий кубок горечи, сладости, соли и остроты. Такое пьют до дна, даже предполагая на нем самую горечь.
vfvfhm, 5 мая 2023 г.
Прочитано в рамках фэнтези-марафона на буктьюб-канале 2 Talk Girls.
Когда на книгу имеется 150 отзывов и рецензий, то, не завышая свое ЧСВ, можно разве что вбросить собственные пять копеек, добытые тяжким читательским трудом.
Отмечу те моменты, что лично меня зацепили и крайне заинтересовали.
Метод. История рассказана с точки зрения маленького мальчика, который в процессе повествования становится подростком. При этом перед нами мемуары, написанные десятилетия спустя после произошедших событий. Такая двойная оптика мне еще со времен прочитанной в детстве «Капитанской дочки» Пушкина очень импонирует. Ребенок познает мир, в котором ему предстоит жить и действовать, и читатель познает его вместе с героем. Весьма выгодная позиция для раскрытия лора, но почем-то редко используемая авторами фэнтези. Видимо потому, что толково и реалистично показать психологию и мировосприятие ребенка много сложнее, чем примитивную психику великовозрастного головореза. Хобб это с блеском удалось. Отсюда...
Конфликт. Автор отлично показала беспомощность и беззащитность человека в период раннего взросления. Детство — время крайне суровое. К тому же перед нами история талантливого ребенка с тонкой душевной организацией, растущего в атмосфере жесткой борьбы за выживание и сугубо низменных меркантильных интересов. Очень правдоподобно получилось. И вывод, к которому приводит автор — прямо по Хемингуэю — жизнь поломает такого ребенка, но он только станет сильнее на сломе, превращает художественную выдумку в беспощадную правду. Последнее слово в романе — нет! — бьет в цель без промаха.
Пересечение. Поразительно, но несколько авторов приблизительно одного поколения синхронно написали очень похожие романы. Эта книга Робин Хобб, Гай Кей «Львы Аль-Рассана» и «Игра престолов» Джорджа Мартина. У Хобб очень много пересечений с первым томом ПЛИО. Смотрите: Завоеватель с острова захватил и объединил Шесть Герцогств; главный герой — бастард с темным прошлым, которого все понуждают равняться на великого отца; ребенок-телепат, связанный с животными ,который превращается в жестокого убийцу; дозор из отбросов общества; набеги островных пиратов, да много чего еще. Талантливые люди часто мыслят одинаково.
Также понравилось, что в романе почти нет повышенной эмоциональности, присущей женщинам-писательницам. Если кому-то показалось, что мера страданий главгероя превышена, то это вы «Колесо времени» Роберта Джордана не читали. Вот где психологическое и физическое садо-мазо процветает во все края!
Да к тому же Фитц не обременен никакими «комплексами Раскольникова». «Я — человек короля», приказали убить, значит этому персонажу крышка. Вопрос стоит только о способе и целесообразности. Творческая натура все-таки мешает ему стать безмозглым инструментом, что, в общем, и помогает в итоге выжить.
И мир получился у Робин Хобб многогранным и интересным. Без всякого засилия натурализма ей удалось показать жестокость и брутальность средневекового общества. При этом люди у нее остаются людьми, а не превращаются в зверей в человечьем обличье.
И — что бывает не так часто — я точно знаю момент, когда Робин Хобб меня подловила и влюбила в свою книгу. Самый конец первой главы: «Меня считали причиной всех бед, и я стал причиной всех бед.» После такой ударной финальной фразы, я уже не мог внимать этой книге равнодушно.
Вообще, оценку я хотел снизить только за одну линию романа — собачки. Я сам убежденный кошатник, и милование Фитца с этими блохастыми и глистастыми барбосами вызывало просто-таки отвращение. Но в финале мотив «собачки» был обыгран автором на высоком художественном уровне, так что снижу субъективную оценку по минимуму.
Робин Хобб удалось невероятно увлечь меня своим выдуманным миром и его обитателями. Теперь хочется прочитать весь цикл об Эрделингах. Во всяком случае первые три трилогии, которые другие читатели оценили более высоко.
П.С. Роман я по большей части прослушал в замечательном исполнении Александра Городиского. Горячо рекомендую. Тембр голоса и темп чтения очень подходит эпическому стилю Робин Хобб. К тому же есть раскладка на разные голоса. В общем, очень здорово.
П.П.С. Совсем забыл. Многих читателей смутило несоответствие названия содержанию романа. Действительно об учебе у убийцы автор как-то впроброс рассказывает, наравне с кручением хвостов лошадям и беготней взапуски с жУчками. А это вина НАШИХ. В оригинале книга названа «Подмастерье убийцы». И вот это точно. Львиная доля истории посвящена эпизодам «работы» Фитца. Когда он на практике осваивает азы мастерства.
Slimper753, 28 февраля 2023 г.
По первой книге я совершенно не понимаю всеобщего (почти) восторга. Язык очень странный, как и темп повествования. За всю книгу события происходят довольно плавно, без резких скачков, не считая таймскипов, но одновременно с этим язык несколько резкий, без пустых подробностей, хотя история и длинная, мало описаний как героев, так и окружения, лишь общие обозначения, так что остальное приходится додумывать, хотя темп как раз такой, что позволяет это сделать без вреда для понимания. Особенно в самом начале, когда герой еще маленький. Однако иногда хочется пропустить главу-другую, а иногда подобности не помешали бы.
Также не хватает подробностей обучения Фитца: он учится сражаться посохом (возможно, и мечом?), учится убивать тайно, потом учится Силе, но все это подано как-то тезисно, без деталей, из-за чего читатель просто не знает, на что он вообще способен и какими навыками обладает, ибо из всего нам более-менее раскрыли лишь обучение Силе и что Фитц провалился, хотя и не по своей вине, а из-за действий других людей. В итоге все эти жестокие тренировки можно было просто вырезать, мало бы что изменилось, кроме, пожалуй, раскрытия Галена. Также он обучался ухаживать за животными, об этом сказано много, но смысла в этом пока мало, про собак сказано хоть сколько-то, лошади мало упоминались, а к ястребам он за всю книгу даже не притрагивался.
Некоторые события имеют длинное описание, хотя на сюжет мало влияют, плюс к тому хочется немного драйва, а не медленного описания взросления героя. Другие события драйвовые, но описаны также тезисно. Вот герой в одиночку гоняет по деревням и оставляет отравленный хлеб для перекованных, с кем-то он даже умудрился подраться и едва не оказался зарезан, ну и всё, никаких деталей. А кроме него такой ерундой заняться некому?
Все это похоже на то, как автор планомерно развешивает ружья, но обычно они развешиваются в самом начале, а выстреливают где-то в конце второго акта, а тут вся книга — один большой первый акт. Возможно, как цельная трилогия история работает, но по первой книге это просто затянувшееся предисловие. И если бы автор все же писала подробнее, книга точно растянулась бы раза в два, если не больше, но Робин Хобб словно сама это поняла и потому писала столь сжато, отбрасывая все лишнее, но, как кажется, слегка перестаралась, зато компенсировала недосказанное понятным языком, из-за которого книга не самого малого размера читается относительно легко.
Отдельно про способности. Они странные. Практически полностью построены на телепатии и эмпатии, из-за чего возникают некоторые вопросы. Верити целый день сидит и пытается внушить капитанам красных кораблей, чтобы они разбились о скалы, но неужели никто также не может повлиять на короля и его людей? И ведь это все равно мало помогает, однако Верити продолжает этим заниматься, убивая себя. Зачем? Фитц учился отравлять людей так, чтобы они умирали спустя долгое время, но очевидно, что Верити подвергается отравлению, неужели никто этого не видит? Да, по первой книге об этом не говорится до самого конца, но я бы первым делом подумал на это. Фитц отправляется в Горное Королевство и его предупреждают, чтобы он ел осторожно, его могут незаметно отправить, но почему-то никто не думает, что и в их замке может происходить нечто подобное. Регал тот еще утырок, подозрительный, как Локи из Марвел, а ему доверяют столь важные для королевства задания, да от него за милю несет предательством, а король в упор не чует. Неужели ему нельзя просканировать мозг? А Гален? Явно действовал против Фитца вопреки приказу короля, чуть его не убил, а король обещал аж пальчиком ему пригрозить, хотя учитывая его репутацию и прошлые «заслуги», наказание должно было быть строже. Прозвище Проницательный явно насмешка над королем.
Книга называется «Ученик убийцы», и это мало соответствует содержимому, куда больше подошло бы «Ученик грумера» или «Ученик конюха», ибо его отношениям с животными уделено больше внимания, чем его убийствам и обучению этому ремеслу. Будто автор вообще не хотела делать героя убийцей, а хотела описывать 1000+ страниц, как бастард целыми днями бегает с собакой по улицам и растет, но потом поняла, что это не продать и дописала «ну и обучается убивать всех и всё такое, там еще какой-то магией обладает, может даже с животными разговаривать, чувствовать их, отдавать команды, понимать их желания, вооот... А, ну и на людей тоже может влиять, но плохо, ибо не обучен. Там еще конь у него есть! Он за ним ухаживает. Люблю животных!» Как писали другие в отзывах, главный герой действительно будто больше девочка, чем мальчик, возможно, Робин Хобб первоначально собиралась сделать героя девочкой, но опять поняла, что выгодней будет мальчик, ведь фэнтези больше читает мужской пол, и так им легче будет ассоциировать себя с героем. Мама Ро сделал то же самое. Вот он встает в праведном гневе, чтобы пойти мстить всяким негодяем, ему говорят: «Узбагойся!», и он такой: «А, да, и правда, чегой-то я» — садится на месте и превращается в Ждуна, пока ему не скажут, что делать дальше.
Настоящая движуха происходит только почти в самом конце, но это происходит так резко, что после медлительного темпа всей книги от этого начинает кружиться голова, и я под конец, честно признаться, слегка запутался кто-что-куда и, главное, зачем. Будь вся книга в таком темпе, я бы был в восторге, а то событий (особенно важных и интересных) на квадратный метр очень мало. Следующая книга почти на треть больше, героя мы уже знаем, остальных персонажей тоже, зачин ясен, значит... чисто теоретически плотность повествования должна увеличиться, событий больше, сопелек меньше, но, к сожалению, не факт.
7/10 — язык неплох, но затянуто. Будь автор более косноязычна, я бы вряд ли осилил роман до конца, а так я спокойно отношусь к длинным пасторальным описаниям, если общий сюжет интересен, а через язык не приходится продираться с силой. Здесь скорее ты всю книгу ожидаешь, что вот-вот что-то начнется, дров в топку подбрасывают отрицательные персонажи, несколько тайн и намеков, но видно, что автор изначально планировала трилогию (или сразу несколько), а потому не стала раскрывать все детали в первой же книге, приберегая мякоть на потом. Надеюсь.
Kaktysshmanchik, 11 сентября 2022 г.
Ученик убийцы — это замечательная вводная в мир Элрерлингов, где Робин Хобб исподволь рассказывает о самом мире, да так, что читатель не всегда это замечает. Каждая глава начинается коротеньким экскурсом в историю, но это не ощущается наигранно или как если бы в читателя швырнули тонной текста с сухим описанием лора. Мы познаем мироустройство постепенно вместе с рассказчиком. Что-то напрямик, а что-то по намекам.
По сути это роман-взросление. Или скорее роман-становление, поскольку он заканчивается, когда главному герою что-то около 15 лет и его нельзя назвать прям-таки взрослым. Повзрослевшим, поумневшим — да.
Повествование ведется от лица бастарда старшего принца династии Видящих, который после смерти короля сам стал бы королем. Но он парень честный, любит свою страну и не желает распрей на тему порядка наследования, а потому отказывается от видов на престол, как только узнает о своем промахе, и уезжает подальше от столицы. Тем временем его сын растет, не зная отца, а приглядывает за ним главный конюх и доверенный человек его отца в одном лице.
Фитц, именно так стали звать нашего протагониста — обычный ребенок. Ему бы побегать, поиграть, но однажды он попадает на глаза королю. Тот — дедуля не промах — знает, что бастарда могут использовать против правящей династии, а потому покупает верность внука за теплый кров, приличную одежду и образование. Как Фитц в скором времени узнает, его обучение состоит не только из верховой езды, фехтовании и письме — его так же отдают на попечение убийце на службе короля. Тот должен обучить бастарда работе с ядами, разным способам убийства, шпионажу.
Приятно то, что обучение и работа убийцы не романтизируется. Робин Хобб голосом учителя Фитца честно говорит — работа отвратительная, неприятная и в целом довольно обременительная. А позже и показывает работу Фитца. И это не имеет ничего общего со стильными черными плащами и сверкающими в ночи клинками. Это грязь, пот и кровь.
Хотя некоторые проблемы он решает не убийством, а метким словом. Это немного не стыкуется с тем, что это ребенок 10-15 лет. Но чертовски ловко и потому такую необычную одаренность героя можно простить. Да и не заметить — я только сейчас об этом подумала, при написании рецензии, а при прочтении вообще не придала значения возрасту.
В целом жизнь Фитца — это не вышитые шелковые подушечки и красивая одежда. Это боль, потери, невозможность получить желаемое. И бесконечная преданность королевской семье. Не смотря ни на что.
По мере продвижения по строчкам романа Фитц растет, получает различные задания от короля, которые в основном так или иначе касаются нападений пиратов на страну. Эти атаки — основная глобальная проблема в книге, все остальное — либо мелочи, которые вскрылись из-за нее, либо личные переживания Фитца. И все это интересно. Даже детские печали. Часто у взрослых есть предубеждение насчет детских горестей: какие проблемы могут быть у ребенка, у него же даже ипотеки нет! Но все эти «мелочи» возвращают в детство и напоминают, как бывало больно, страшно и тоскливо. Несмотря на ипотеку.
В целом авторка от нас ничего не скрывает — чаще всего Фитц в своих предположениях о событиях прав, или же в обозримом будущем получит недостающую информацию и тогда вместе с читателем все поймет. Но один раз он выступает в качестве ненадежного рассказчика. Не обманывает, но делает неверное предположение. И истина откроется только к концу книги. Честно, я прослезилась.
Как я уже отметила, заканчивается все на пятнадцатилетнем Фитце, остальное — в следующей книге. И да,
P.S. я не знаю, какой извращенец в Азбуке решил, что объединить две книги в одну — хорошая идея. Это ужасно неудобно и не оправдано ничем.
Apache12, 28 января 2022 г.
Горькая сладость?
Крайне удивительно и противоречиво. С одной стороны, отличный интригующей сюжет, интересный фантастический объемный мир, запоминающиеся персонажи. Всё на ура. С другой стороны, бесконечные непрекращающиеся метания. Чтобы не произошло, постоянно герои решают правильно ли они поступили, занимаются самоедством, результатом никогда не довольны. То подвиг, то депрессия, и тоска.
Плохо, не стало лучше, хуже, нет плохо, и всё же хуже, плохо, подвиг, победа, нет не лучше.
За интригу и сюжет, интересный мир 10, за больную психологию 1.
melnick, 29 мая 2022 г.
Эта вещь меня достаточно сильно впечатлила не только приключенческим характером и увлекательностью сюжета, но и особой психологичностью. Детали, штрихи к портретам, черты характеров, — все это настолько скрупулезно прописано, что не остается никаких сомнений в мастерстве писателя, сумевшем так колоритно дать нам столько разных персонажей. Отдельно тронуло то тепло, с которым главный герой общается с животными. Интриги и Скилл тоже, конечно, получились весьма удачно. Пожалуй, несколько преувеличена тема бастардов. И удивительно мало задействована любовная линия. Конечно, уже после прочтения некоторые моменты кажутся чересчур наивными или резкими. Но желание читать продолжение от этого нисколько не уменьшается.
Мизан, 12 сентября 2021 г.
Всем привет) Не знаю как другим мне книга очень понравилась. Но словами всего не передать. Да, есть недостатки конечно, но у книги такая нежная и тёплая атмосфера, хоть и происходят порой жуткие вещи. Я считаю, что такая атмосфера появляется за счёт плавного и размеренного повествования, которое сначала меня даже отталкивало, но вскоре затянуло в свою пучину)) Изначально кажется, что события очень медленно развиваются, и я с трудом читал, но спустя несколько глав уже не мог отвлечься. Как по мне герои и особенно их внутренний мир прописаны очень хорошо. Я и вправду чувствовал всё как они.
К слову, эту книгу я начал читать одновременно с другой «Библия Пта» Альфред Ван Вогт. Читал одну главу там, одну — там. Но спустя некоторое время полностью переключился на мальчика Фитца))
Как итог, советую всем. Ну и никого не слушайте, прочитайте сами и сформируйте своё мнение)
Yurannich, 12 октября 2020 г.
Всё вроде в Робин Хобб хорошо и слог и описание мира и портреты персонажей и... а и всё собственно. Как здесь писал Mamun: «ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ПЕРЕД ПОКУПКОЙ!!! — « и во многом я с этими словами согласен, ну во-первых объём — он огромен, что сразу настораживает и не зря: любое произведение автора — огромный кусок тягомотины. Что писала женщина и с определёнными комплексами очевидно:
1. Собаки (волки, зверушки) — (то-ли щенка убили, отобрали, не разрешали, Донцова покусала... нужное подчеркнуть) они везде, что сильно надоедает.
2. Роман называется «Ученик убийцы», видимо тут надо было для верности добавить «времени читателя». «Перекованные» не в счёт это скорее на санацию похоже (вылечить-то нельзя к сожалению). Никто не убит — не зачёт.
3. Отношения к старшим. Вот не знаю как там на «Алясчине» эээ... вроде суровый край и всё такое, отец со странными взглядами на обучение детей самостоятельности ( в биографии есть), ну и сама тётенька 1952 года издания... Думаю что многим здесь не нужно рассказывать про детство, стройки, драки и прочую крапиву. Так вот Фитц — для своего времени и положения типичный слюнтяй (и не надо тут про альфа самцов и прочее) — такого во дворе что в те годы, что в 20м веке пинали бы все и отсюда-же проистекает отношение к остальным — будь он хоть немного именно мужчиной тот же Регал уже в середине книги гнил бы где нибудь на дне компостной ямы (Ученик убийцы же!), а про присягу -скажем так: пацан молодой, гормоны прут, яды знает, принц предатель — я защитил короля, если бы доказали (но он же ассасин по повествованию).
4. Стойкость Фитца — проистекает из вышеописанного — это стойкость обиженного «нерда» (извините за сленг — есть более подходящее слово)
5. Отношения с противоположным полом. Вспоминаю себя и своё окружение в юности: проблем не было даже у тех, кто с трудом разговаривал. Остальное см. п3-4 Хотя предполагаю что госпожа Хобб просто ханжа.
6. Отсутствие огромного количества знакомых, друзей и прочего у молодого пацана — комплексы и ханжество автора — так не бывает: а на аутиста пацан никак не тянет
7. Словоблудия книги. Некоторые персонажи не владеют нормальной речью — вместо объяснений они словоблудят
8. Баррич — отец наказал воспитать и я «воспитывать», но: тут не скажу «Силу» — нельзя, почему? Покачану! Прямо человек загадка — «загадочный воспитатель с уклоном в самомистицизм»
И вот этого и всякого псевдопсихологического там тонны, перечислять замучаешься.
Теперь жалею. что сразу отзывы здесь не почитал — сэкономил бы кучу времени, чего и вам желаю!