Аркадий и Борис Стругацкие «Чародеи»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Приключенческое | Юмористическое | Сатирическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Удивительные исследования проводятся в некоем институте: еще бы, если все объекты — магические и чародейские! И что же делать жениху, невеста которого — сотрудница этого института — заколдована самой директрисой?!..
В феврале 1982 года режиссёрский сценарий обеих серий будущего фильма «Чародеи» был собран под одну обложку и в таком виде распечатан для дальнейшей работы по фильму в одной из одесских типографий тиражом 150 экземпляров. На обложке после имён Аркадия Стругацкого и Бориса Стругацкого указано название «Чародеи» с добавлением «двухсерийный телевизионный фильм», а затем «Одесская киностудия. 1982». На титуле значится: «А. Стругацкий, Б. Стругацкий. Чародеи (режиссёрский сценарий двухсерийного музыкального фантастического комедийного фильма). Режиссёрская разработка К. Бромберга». Под единую обложку заключён конволют из трёх отдельно напечатанных блоков с альбомным расположением машинописного текста, дополненных в начале титульным листом, а в конце — списком основной части съёмочной группы и уже вполне профессионально набранной информацией о печати. Первый блок занимает 20 страниц и содержит чисто технические данные по фильму. Остальные блоки — страницы со сценарным материалом для первой и второй серий, в исходном виде нумеровавшиеся по отдельности (первая серия частично, вторая полностью), а затем снабжённые общей рукописной пагинацией. Это фактически таблицы, содержащие как художественный текст, так и важную для работы над фильмом служебную информацию (о номерах кадров, метраже, музыке и шумах, используемом оборудовании и т. д.). При подготовке сценария для публикации оставлено (с сохранением поэпизодной разбивки текста и с добавлением списка действующих лиц) только то, что представлено в колонке «Содержание кадра».
Входит в:
— условный цикл «Неизвестные Стругацкие» > цикл «Неизвестные Стругацкие: черновики, рукописи, варианты» > сборник «От «Понедельника…» до «Обитаемого острова», 2005 г. > статью «Понедельник начинается в субботу», 2006 г. > статью «Сценарии «Понедельник начинается в субботу» и «Чародеи», 2006 г.
Является сценарием для фильма:
— «Чародеи» 1982, СССР, реж. Константин Бромберг
Самиздат и фэнзины:
Электронные издания:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
1001, 12 февраля 2025 г.
«Чародеи» были показаны под новый, 1983 год и его, в связи с праздничной атмосферой, было разрешено посмотреть рядовому и сержантскому составу советской армии (ну, по крайней мере — в одной воинской части точно :)
Кстати, лейтенанты тоже присутствовали при этом, по долгу службы (для них праздники — это всегда работа :)
(то, что весь батальон был в полном восторге — это ничего не сказать :)
В первый раз все воспринималось как чистая музыкальная комедия, с легкими отсылками к «Понедельнику» (увы, 90% личного состава «Понедельник» не читало в принципе и для них это было откровение :)
Потом, конечно, этот фильм был не раз пересмотрен (кстати, авторство Стругацких было замечено уже на гражданке)
Но на «гражданке» сразу же надо было идти на работу, благо, что я успел женится в течении тех трех месяцев, что можно было официально использовать для отдыха и поиска работы после срочной службы в армии (потом начинались санкции).
Попав на работу в НИИ, я уже к следующему Новому году (и очередному показу «Чародеев» по ТВ) понял главную фишку этого фильма и его основное отличие от литературного первоисточника (включая и все варианты сценария).
Дело было в том, что в фильме, несмотря на всю легкость, музыкальность и сказочность — был таки показан реальный советский НИИ того периода.
(Увы, в «Понедельнике», несмотря на гениальность книги — совпадений оказалось мало)
Бромберг оказался докой в этих делах и внес совершенно точные правки в сценарий.
(благо и ситуация сильно изменилась со времен начала 60х)
Все (подчеркиваю :) — все персонажи фильма буквально списаны с реалий того времени, до шофера такси включительно :)
Как и верно передан общий дух советского НИИ того периода (особенно Шемаханская- надо внимательно слушать приглушенные реплики персонажей в фильме, в них вся суть :).
Иванушка Пухов — таки да, это молодой специалист, попавший в НИИ даже не по распределению, а волей случая.
Киврин, Ковров в фильме показаны как в жизни — отличные специалисты, на которых держится вся наука -оказались на втором плане и о них разве что ноги не вытирают (в книге же все было иначе).
Ну и Алёна Игоревна Санина (в состоянии «ведьма» :) — это даже не персонаж, я с такими был знаком по жизни.
(Фильм -комедия, и особо острые углы в ее образе сильно смягчены :)
Так что фильм таки получился намного живее и интереснее сценария к нему. Да, в общем — он и стал классикой.
Тимолеонт, 25 июля 2022 г.
Не смотрел одноимённый фильм, а потому оцениваю сценарий как самодостаточное произведение. В принципе, это практически полное повторение полноценного романа, только, конечно, сильно урезанное и упрощённое. Развязка с экспериментом Выбегалло немного другая, чуть смещены акценты и атмосфера, но больше значимых отличий мне заметить не удалось. Читать стоит только особо любопытным и поклонникам Стругацкий, всем остальным лучше прочитать-перечитать «Понедельник начинается в субботу».
Groucho Marx, 18 марта 2016 г.
Очень хороший сценарий. Видно, как Бромберг с ним боролся (и победил, к сожалению).
В сценарии «Чародеев» предполагается насмешка над «человеком, неудолетворённым желудочно» — чудеса Института ему не нужны, он сводит их к «сервису». Стругацкие издеваются над этим «заколачиванием гвоздей при помощи фотоаппарата», но Бромберг и его актёры бравурно разыграли свою историю именно с точки зрения потребителя «сервиса». Никакой иронии в фильме нет, все кривляния подчёркнуто прямолинейны — авторы фильма не сомневаются, что волшебная палочка в форме дурацкого сувенирного карандаша как раз и должна обслуживать «потребности населения» (позиция незабываемого Выбегаллы). И, в сущности, директрисса института (в исполнении истеричной Васильевой) ничем не отличается от своего заместителя-вурдалака, прекрасно сыгранного Валентином Гафтом. Они оба бездушные сволочи, стремящиеся манипулировать людьми в своих интересах. Только у директриссы возможностей побольше.
Стругацкие хотели оттенить водевильное действие язвительными песнями Юрия Кима, но Бромберг предпочёл заказать музыку у советских поэтов-песенников, мастеров советской эстрады.
В общем, выяснилось, что режиссёр Бромберг и профессор Выбегалло правы, а Стругацкие неправы. Советские люди приняли эту диковатую историю, как родную. Сарказм братьев Стругацких оказался неуместен и ненужен, как трезвый человек за новогодним столом во время просмотра «Голубого Огонька».
Carex, 8 июля 2017 г.
Это удивительно! Текст настолько отличается от всего, что писали Стругацкие, что в их авторство трудно поверить. И откуда только взялся этот суконный совковский язык? Приведу пример:
»- А что, если пригласить комиссию для приема волшебной палочки не как-нибудь, в рабочем порядке, а торжественно, со значением, например, тридцать первого декабря? — говорила Кира Анатольевна, сама зажигаясь своей идеей. — Покажем, как говорится, товар лицом! Устроим настоящий новогодний бал, с музыкой, танцами, а главное — с демонстрацией нашего нового изобретения в действии?»
Многие этот фильм любят, мне он не нравится. Разве что песни там неплохие.
И для всех читателей хочу напомить, у братьев Стругацких было два сценария «Чародеев».
Первый вариант начинается словами: «По улице небольшого северного городка катит запыленный «икарус».»
Второй вариант начинается словами: «Памятник великому Гоголю на заснеженном московском бульваре.»
Фильм снят по второму варианту, и здесь речь именно про этот сценарий.
lubar, 30 июня 2010 г.
Очень очень понравилось!!! Десяти тут явно мало. Фильм не смотрел, но я так понял это другой сценарий. Очень хочется чтобы его тоже экранизировали. Стругацкие не часто нас баловали любовными линиями. Тут и их две да еще с треугольниками. Женщины на первом плане тоже редкость тут их опять-таки две сильных и интересных личности. Множество развешенных ружей стреляют в самый неожиданный момент. Конечно для хорошего сценария у главных героев приходится отнимать разум, иначе все будет буднично и скучно. С другой стороны в реальной жизни никто не ведет себя идеально.
Одной из лучших находок является скатерть-самобранка.
От понедельника в Чародеях осталось очень не много. Несколько фамилий из которых только Камноедов немного соответствует Модесту. Музей как временная гостиница. Ну и запутанность коридоров.
Потрясающая новогодняя сказка, которая даже в виде сценария читается запоем и с удовольствием.
Yazewa, 16 февраля 2008 г.
Помнится, у меня брат даже возмущенное письмо на ТВ когда-то писал, посмотрев «Чародеев» впервые. Не верилось, что АБС в этом участвовали. А теперь действительно привыкли, даже и с удовольствием смотрим (Васильева уж больно хороша, да и Гафт), песенки так просто замечательные. Только со Стругацкими даже ассоциативно уже связи не возникает. НИИЧАВО здесь совершенно не при чем.
assanta, 24 июля 2007 г.
За этот фильм, отдельное «Спасибо». Была ребенком — смотрела с восторгом и всегда его ждала. Сейчас этот фильм с удовольствием смотрит моя дочь и я этому рада.
viv, 9 декабря 2007 г.
Даже Борис Стругацкий сказал, что он как-то попривык и теперь может смотреть этот фильм без отвращения. Присоединяюсь!