Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kkk72» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 6 ноября 2010 г. 11:56

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

Коллекционер стеклянных глаз

Есть все-таки что-то затягивающее в мирах Фионы Хиггинс. Третий роман из серии «Истории зловещего города» очень похож на два предыдущих. Снова в центре внимания история подростка, из-за человеческой жестокости оставшегося в одиночестве и вынужденного выживать в этом безжалостном мире. И то, что жизнь Гектора проходила по северную сторону от реки Фодус, только усложняет жизнь главного героя. Ведь жизнь на северной стороне только с виду выглядит вполне благообразно. На самом же деле ханжество богачей только маскирует мрачные стороны бытия в городе Урбс-Умида. Впрочем, даже в этом городке надутся добрые люди, которые помогут Гектору. А еще больше помогут ему собственная смекалка, умение отгадывать загадки и обширные познания в деле выведения бабочек.

Именно в этом романе автор особенно четко подчеркивает, что судьба каждого человека — в его собственных руках. Ведь недаром в свое время главный герой и один из главных злодеев произведения оказались в схожих ситуациях. Вот только воспользовались они своим шансом по-разному. Проблема морального выбора мужду добром и злом вообще очень актуальна для автора, а в данном случае ключевой является попытка мести, которую хочет совершить главный герой. Сможет ли он расправиться с виновником гибели своей семьи? Или сможет простить его?

Кстати, образы преступников в романе получились очень колоритными. И не случайно наивная жестокость выходцев из низов кажется примитивной на фоне изощренного коварства главных носителей зла.

Одно из достоинств произведений Фионы Хиггинс — богатая фантазия и необычные образы, создающие неповторимую атмосферу романа. Тут и диковинные бабочки, и пугающий косматый вепрь, и загадочные стеклянные глаза, и пугающие картины — и все они сыграют свою роль в повествовании. И пусть это только яркие узоры, они крайне оживляют скупую канву романа.

При этом написан роман, как и два предыдущих, легко и непринужденно. Понравилоось то, как автор весьма органично вставила в текст своего произведения несколько загадок, подробные сведения о разведении и коллекционировании бабочек и еще несколько занимательных фактов и историй.

Ну и, конечно, самое интригующее — постепенно складывающаяся картина некоего метаромана, который объединит все произведения Хиггинс в единое целое. Герои предыдущих произведений оказываются эпизодическими персонажами этой истории. Одни загадки автор раскрывает, но только для того, чтобы озадачить читателя новыми. Что ж, лично мне очень интересно, как Хиггинс завершит свою историю.


Статья написана 4 ноября 2010 г. 20:12

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

FANтастика

Очередная антология, составленная Василием Владимирским, получилась достаточно крепкой и ровной. Несмотря на то, что из ведущих отечественных фантастов в ней отметился только Дивов, в антологии удачным образом сочетаются произведения как достаточно известных авторов, так и новичков в мире фантастики.

Дивов. Нанотехнология.

Симпатичная безделушка от Дивова. Да, сочетание уже подзабытых сейчас советских реалий и технологий будущего выглядит забавным. Да, образы персонажей рассказа весьма узнаваемы. Да, наш человек все что угодно может использовать для того, чтобы лучше «догнаться». Но в целом, история получилась достаточно поверхностная. К тому же, постоянное использование автором одной и той же тематики уже изрядно приелось. Оценка — 7.

Врочек. Вся сказка Маугли.

Фирменная «фишка» Шимуна Врочека — соединять в своих произведениях совершенно несовместимые, на первый взгляд, истории, события, явления. Вот и в этом случае между альтернативным вариантом второй мировой войны и маленьким эпизодом из нашей действительности нет, на первый взгляд, ничего общего. Но автор сумел протянуть ту тонкую, невидимую нить, которая соединила прошлое и будущее прочнее стальных канатов. И имя этой нити — конечно же любовь. Поневоле задумаешься над вопросом, а стоит ли лучшее будущее всего человечества простого счастья конкретных людей, той самой слезинки, правда, в данном случае женской? Да и такое ли светлое будет это будущее? Да, зацепил меня этот рассказ, один из лучших у Врочека. Оценка — 8.

Колодан. Круги по воде.

Еще один очень необычный рассказ, написанный в фирменном стиле Колодана. Совершенно невероятные события описываются очень правдоподобно и реалистично. Понравилась оригинальная идея рассказа. Понравился специфический стиль автора. Не слишком понравилась некая отрывочность повествования. Хотелось бы, чтобы автор чуть поработал над некоторыми шероховатостями текста. Но, в целом, расказ хорош. Рекомендую всем, кто хочеть прочесть что-то нестандартное. Особенно запоминаются яркие образы диковинных рыб и заблудившейся во времени подлодки. Оценка — 8.

Пинчук. Толкование реальности.

Необычная история о том, что за все в жизни, хорошее или плохое, приходится платить. Вроде бы все тривиально, но захламленный чердак и странная пара, играющая в карты, запомнятся мне надолго. Оценка — 7.

Бережной. Долгая честная жизнь.

Своеобразная вариация на тему Джекила и Хайда в декорациях Дикого Запада. Задумка неплохая, но в исполнении есть явные шероховатости. Оценка — 6.

Хаецкая. Сказки подменышей.

Конечно, всем известны сказки «Тысячи и одной ночи» или «Рукопись, найденная в Сарагосе» Потоцкого. Эта повесть Хаецкой написана в той же специфической манере, когда герои одной истории, рассказывают друг другу другую историю, герои которой в свою очередь рассказывают третью историю... Потом выясняется, что все эти истории причудливо переплетаются друг с другом, поправ все пространственно-временные законы. Столь же необычны и сами эти истории про троллей, пытающихся ужиться с людьми в разных мирах, совершающих подвиги, попадающих в неприятности и просто живущих своей троллиной жизнью, столь похожей и столь непохожей на человеческую.

Задумка очень интересная и исполнена она неплохо. Автору удалось даже пробудить у меня определенную симпатию к довольно жутким, в общем-то, существам. Истории, входящие в повесть, показались мне довольно неоднозначными и заметно отличающимися по уровню. Лично мне больше всего понравилась история про одноглазого тролля и трех зверей. Впрочем, у каждой из них есть своя изюминка. Но вот закончить построенную таким образом повесть было непросто, и Хаецкой, на мой взгляд, это не совсем удалось. Впрочем, любителям нестандартной городской фэнтези эта повесть может показаться весьма интересной. Оценка — 7.

Хаецкая. Серебряные башмачки.

Еще одна история о троллях в Питере, в которой мало действия, но хорошо передана специфическая питерская атмосфера. Очень настроенческая повесть, но мне, увы, она в резонанс не вошла. Оценка — 5.

Зеличенок. Чары Кристины.

Самый удачный из трех рассказов молодого автора. Трудовые будни современной городской ведьмы описаны весьма убедительно. Но не хватило этому рассказу некой изюминки. Оценка — 7.

Витковский. О всех усталых в чужом краю.

Пожалуй, самое сильное и самое жесткое произведение антологии. В этом рассказе автор применил весьма нетривиальный прием. Перенос реалий начала ХХ века в условия звездной войны получился очень удачным. Действительно, война есть война — хоть первая мировая, хоть десятая звездная. Персонажей этого рассказа, возвращающихся на Землю на космическом лайнере, объединяет то, что каждого из них искалечила война, духовно или физически, отняла самое дорогое. Кто-то нашел в себе силы остаться человеком, а кто-то потерял человеческий облик. Кто-то продолжает бороться за свое счастье, а кто-то разуверился в будущем. В довольно небольшом по объему произведении автор сумел показать больше десятка запомниающихся персонажей, сплести их судьбы воедино и заставить сопереживать большинству из них. Оценка — 8.

Шумил. Переведи меня через майдан.

Мое первое знакомство с творчеством Павла Шумила произвело в целом благоприятное впечатление. Сюжет повести достаточно необычен. В нашей Галактике возникает некая загадочная Волна, уничтожающая или девормирующая все живое. Человечество пытается спасти хотя бы лучших своих представителей и рассылает космические корабли с экипажами в разные уголки Галактики. На одном из таких кораблей совершал полет Игнат со своей девушкой и пара их друзей. Но до планеты, пригодной до обитания, добрался только Игнат. Эта планета уже заселена колонистами с Земли, но под воздействием Волны потомки землян мутировали и разделились на несколько групп. Негласные управители планеты пытаются проводить генную коррекцию, чтобы восстановить человечество на этой планете. Свалившийся местным жителям как снег на голову Игнат ведет себя как Максим на Саракше, пытаясь перекроить этот мир по своему образцу и добиться справедливости. Вот только все его усилия приносят жителям больше беды, чем пользы.

Общество, созданное автором, весьма нетривиально. Здесь уживаются между собой и одичавшие деграданты, и безрукие мутантки на технохуторах, и лесные егеря, и телепаты-голыши. При этом вся система пребывает в своеобразном динамическом равновесии. Несмотря на тщательные объяснения автора, эта конструкция не кажется мне жизнеспособной, но, по крайней мере, поразмышлять тут есть над чем.

Образ главного героя показался мне несколько прямолинейным. Вроде бы все в его характере на своем месте: от решительности до скорби по погибшим товарищам и возлюбленной, но есть в Игнате некая душевная черствость, которая отталкивает и не дает сопереживать ему.

Достаточно тяжелое впечатление производит и вся история, которая служит прекрасной иллюстрацией тезиса: «Благими намерениями устлана дорога в Ад». Но все же, писательское мастерство автора довольно высоко. Надо будет внимательней присмотреться к его творчеству. Оценка — 7.

Лобарев. Свет отраженный.

Интересная история о таланте, который реализовывается посредством других людей. Будни российского театра показаны вполне убедительно, и тем интересней маленькое чудо во вполне обыденных декорациях. Оценка — 7.

Думаю, что в этой антологии разные читатели отметят разные произведения. А в целом, рекомендовал бы ее любителям довольно жесткой и не совсем традиционной фантастики


Статья написана 3 ноября 2010 г. 14:55

Еще один интересный фактор, который часто недооценивают — ПОСТЕПЕННОЕ ВЫТЕСНЕНИЕ РУССКОЯЗЫЧНОЙ ЛИТЕРТУРЫ В ПОСТСОВЕТСКИХ ГОСУДАРСТВАХ.

Население Советского Союза перед распадом составляло около 280 млн. человек. Население современной России — около 140 млн., то есть вдвое меньше. Значит, и объем книжного рынка должен быть вдвое меньше. Тем не менее, в начале 1990-х на книжных рынках постсовестких государств доминировала русскоязычная литература российских же издательств. Однако, за двадцать лет ситуация заметно изменилась. Где-то, как в Прибалтике, русскоязычную литературу потеснили очень сильно, где-то, как в Белоруси — совсем чуть-чуть. Тем не менее, литература национальных издательств постепенно отвоевывает свое место под Солнцем. К тому же ограничения на экспорт-импорт товаров заметно увеличивают цену на книги российских издательств, усложняют и удлиняют их путь до читателя. Более того, государственные границы являются серьезным препятствием и для работы интернет-магазинов. А это тоже приводит к падению продаж литературы.

P.S. Пока речь шла в основном об объективных проблемах, связанных не столько с фантастикой в частности, сколько с литературой вообще. В завтрашних заметках постараюсь коснуться сложностей в работе торговцев фантастикой и писателей-фантастов.


Статья написана 3 ноября 2010 г. 14:55

Почему же у нас, по мнению многих читателей, постоянно издают и продают не то и не так? На это есть шестая причина кризиса — НЕДОСТАТОК ПРОФЕССИОНАЛОВ В ИЗДАТЕЛЬСТВЕ И ТОРГОВЛЕ КНИГАМИ. Интересно, сколько человек, работающих в сфере книжного бизнеса может похвастаться соотвествующим дипломом? Насколько я знаю, единицы. Где можно выучиться на издателя или продавца книг? В институте культуры? В полиграфическом техникуме? Нет у нас толком таких профессий. Подавляющее большинство людей, имеющих отношению к изданию, переводу, торговле книгами — самоучки. Да, среди них есть настоящие знатоки литературы, специалисты, благодаря которым до нас, читателей, и доходит нужная литература. Но таких людей — единицы. Для большинства менеджеров все равно что издавать — буквари или фантастику, и чем торговать, книгами или валенками. Продавцы же, способные порекомендовать читателям нужные именно им книги, и вовсе на вес золота. Вот и прогорают один за другим книжные магазины, а издательства сворачивают или перепрофилируют свою работу. Учебники-то или календари выпускать проще, чем художественную литературу, особенно фантастику.


Статья написана 3 ноября 2010 г. 14:16

Вернемся к способам борьбы с кризисом, предпринятых пару лет назад издателями и торговцами. Все они понятны и испытаны в бизнесе, и все привели к еще худшим последствиям.

Итак, что вам нужно делать, если вы бизнесмен, ваш товар раскупают плохо, прибыль падает, а расходы растут. Самое глупое, что вы можете сделать — повысить цену на единицу товара, надеясь, что раз уж товар покупают хуже, то вы сможете вывести свои прибыли на прежний уровень, получая больше прибыли с единицы проданного товара. Любой экономист скажет вам, что это должно привести к дальнейшему падению продаж. Тем не менее, за последние пару лет цены на фантастическую литературу выросли в среднем процентов на 50-60, что заметно превышает уровень инфляции в России и в Украине. Естественно, продажи фантстики упали еще больше.

Чтобы повышение цен было не столь заметным читателю, можно провести ребрендинг серий. Вместо МиМ, давайте сделаем серию КФ, потом закроем ее и сделаем серию ММиМ. Каждый раз поднимаем цену повыше, а заодно постараемся втюхать наивному читателю первый том некоего автора раза три. Прекрасный прием, но больше одного раза он работает с трудом, а затем читатель начинает с недоверием относится к новинкам, не покупает первые тома и выжидает, чтобы купить весь цикл сразу, а издательство, разочарованное плохими продажами первых томов, в очередной раз закрывает серию, не издав ее до конца.

Еще один хороший способ — снизить себестоимость продукции. А поскольку уменьшить расходы на бумагу и полиграфию сложнее, начинают экономить на переводчиках, корректорах, а то и на авторах, активно сотрудничая с теми, кто готов удовлетвориться минимальными гонорарами. Качество и уровень выпускаемых книг стремительно падает.

Итак, издательство выпустило второй том некоего автора в другой серии по сравнению с первым томом, с плохим переводом, на паршивой бумаге, заломило цену повыше, книготорговля добавила свой процент, и издатель с торговцем радостно ждут покупателя. Увы, этот гад не желает брать долгожданную новинку, и книга пылится на полке магазина или склада месяц, пол-года, год. Куда же ее девать? Конечно, в стоковый магазин! Надо же вернуть хоть часть денег. Все верно, вот только покупатель, купивший несколько томов серии за полную цену, а затем обнаруживший их в три-пять раз дешевле в стоковом магазине, тоже не дурак. Новую книгу в этой серии он безусловно не будет покупать сразу, а будет терпеливо ждать ее в стоках. И чем больше книг этой серии или автора попало в сток, тем больше покупателей придет к таким выводам, и тем хуже будет продаваться новая книга автора.

Таким образом, пятая причина кризиса — ОШИБОЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ИЗДАТЕЛЕЙ И ТОРГОВЦЕВ





  Подписка

Количество подписчиков: 389

⇑ Наверх